1.2 РУБЕНС КАК СОЗДАТЕЛЬ БАРОККО
Очень немногие художники, пусть даже великие, заслуживают чести называться основоположниками нового стиля в живописи. Рубенс — исключение. Он стал создателем живого и волнующего стиля художественного выражения, позже названного барокко. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Стоящая слева женщина в застывшей позе выписана чрезвычайно детально, что характерно для всех предшественников Рубенса. Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям. Такие картины, как эта, приблизительно на полвека предвосхитили широкое использование стиля барокко художниками в других европейских странах. «Святой Георгий, поражающий дракона»
Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим… Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Все его предшественники тщательно изучали прирученных зверей и рисовали их в сценах вместе с людьми. Такие работы обычно преследовали одну цель — продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах. Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Его охотничьи сцены характеризуются огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные бесстрашно, с яростью набрасываются друг на друга. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника
Самые красивые залы Эрмитажа
Павильонный зал отличается пышной роскошью. Здесь мало экспонатов, но рассматривать сам зал можно часами. Создавая этот зал, архитектор Андрей Штакеншнейдер опирался на идеи античности, ренессанса и стилистики мавританства.
Лоджии Рафаэля поражают обилием росписи. Не украшенным здесь не остались даже колонны. Сюжет росписи – истории Ветхового и Нового Заветов. Малахитовая комната это сочетание цвета морской волны, глубокого зеленого и блеск золота. Сама комната не большая, но отделка драгоценным малахитом делают помещение самым дорогим экспонатом в корпусе. Декор комнаты – работа Александра Брюллова.
Концертный зал поражает обилием скульптур. Здесь есть античные богини и музы, нимфы и герои мифов. Скульптуры не только украшают стены, но потолки, создавая особую атмосферу единения с миром искусства.
Гербовый зал создан для проведения самых торжественных мероприятий. Огромный зал украшен исполинскими люстрами, позолоченными колоннами и рядами арочных окон.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алпатов М. Значение Эрмитажа в русской и мировой культуре. Этюды по всеобщей истории искусств, М, 1979.
- Воронихина Л. Н. Государственный Эрмитаж, Л, 1983
- Шапиро Ю. Эрмитаж. По выставкам и залам, Л, 1983
- Шапиро Ю. По Эрмитажу без экскурсовода., Л, 1970
- Молдавский Д. Мы идем по Эрмитажу, Л, 1970.
- Суслов А. Эрмитаж, Л, 1927
- Эрмитаж. История и архитектура зданий, Л, 1974
- Соколова Т. М. Здания и залы Эрмитажа, Л, 1973
- Персианова О. М. Сокровища мирового искусства. Обзор коллекций Эрмитажа, Л, 1964.
- Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917), Л, 1985.
———————— Воронихина Л. Н. «Государственный Эрмитаж», Л, Искусство, 1985 г. С.5 Шапиро Ю, Эрмитаж и его шедевры, Л, 1973, стр.4. Соколова Т. М. Здания и залы Эрмитажа, Л, 1973, стр.9. Персианова О. М. Сокровищница мирового искусства, Л, 1964, стр. 16. Алпатов М. Значение Эрмитажа в русской и мировой культуре. Этюды повсеобщей истории искусств, М., 1979 Значение Эрмитажа в русской и мировой культуре., стр 188.
Структура музейного комплекса
Государственный Эрмитаж в настоящее время включает ряд объектов, шесть из которых находятся на Дворцовой набережной 30-38. Они связаны друг с другом переходами и работают ежедневно с 10.30 до 18.00:
Название
посторйки |
Стиль | Составитель проекта/
архитектор |
Кто основал | Строительство | примечания |
Зимний дворец | барокко | Ф.Растрелли | Императрица Елизавета | 1754—1762 гг. | Эта постройка дворца — пятая по счету |
Эрмитажный театр | классицизм | Джакомо Кваренги | Екатерина II | 1783—1787 гг. | Здесь обитал архитектор Джакомо Кваренги и академик Иосиф Орбели |
Большой Эрмитаж (Старый) | классицизм | Ю.М. Фельтен | Екатерина II | 1771—1787 гг. | В нем планировалось размещать только художественные коллекции |
Малый Эрмитаж | классицизм | Ж.Б. Валлен-Деламот,
Ю.М. Фельтен |
Екатерина II | 1764—1775 гг. | В здании обитали фавориты царицы, вкл. графа Орлова; княжна Мария Николаевна, Великий князь Николай Александрович и обер-гофмаршал Андрей Шувалов |
Новый Эрмитаж | неогрек | Лео фон Кленце/
В.П. Стасов |
Николай I | 1842—1851 гг. | Знаменит: портиком и фигурами атлантов |
Запасной дом Зимнего дворца | классицизм | Н.Ф. Беккер
Д. Трезини |
Феодосей Скляев/ инициатор перестройки —
Великий князь Алексей Александрович |
1720—е/перестройка — 1877-1878 гг. | В реестре ОКН значится, как Дом Ф.М. Скляева. В нем находится НЦ Эрмитажа, проводятся исследования и реставрация. В доме проживал С.Ю. Витте. |
Загрузка …
Другие объекты, которые находятся в распоряжении музея
Название филиала | Место нахождения | Режим работы |
здание Главного штаба (филиал музея в восточном крыле) | Дворцовая площадь, 6/8 | с 10.30 до 18.00 |
музей Императорского фарфорового завода | просп. Обуховской Обороны, 151, этаж 4 | |
Меншиковский дворец | Университетская наб., 15 | с 10.30 до 17.00 |
РХЦ «Старая деревня» | ул. Заусадебная, 37 | с 10.30 до 19.00 |
Новый век открыл для Эрмитажа двери в Европу – его представительства появились по всему миру в Англии и США, Венеции и Италии, а также в Нидерландах. В городах России также были открыты филиалы (Эрмитаж-центры) музея: в Екатеринбурге и Казани, Омске и Выборге.
Экскурс в историю Эрмитажа
Своим основанием Государственный Эрмитаж обязан Екатерине Великой. История коллекции началась с приобретения в Германии произведений искусств фламандских и голландских художников. Отдельные апартаменты, стены которых украсили европейские картины, получили название Эрмитаж (от французского слова ermitage, что значит «место уединения»). В Эрмитаже собирались приближенные императорской семьи.
В XVIII веке коллекция стала постепенно расширяться, появились работы Бернардо Беллотто, Тициана Вечеллио, Рафаэля Санти, Питер Рубенса и даже единственная в России скульптура, созданная Микеланджело.
Екатерина II приобретал не только единичные произведения, но и уже сформировавшиеся собрания. В коллекции Эрмитажа появлялись монеты и медали, исчисляемые тысячами, несметное количество гравюр, ценные книги, скульптуры.
Павла I, недолюбливавшего мать, преимущественно интересовало творчество итальянцев. В 1790-е годы на произведениях искусства стали ставить букву «П», поэтому историки и искусствоведы без труда смогли установить, какие картины появились в частном собрании до XIX века.
Голландская живопись 17 века
Бурное развитие голландской живописи в 17 веке объяснялось не только спросом на картины тех, кто хотел украсить ими свое жилище, но и взглядом на них как на товар, как на средство наживы, источник спекуляции. Избавившись от непосредственного заказчика – католической церкви или влиятельного мецената-феодала,– художник всецело оказывался в зависимости от запросов рынка. Вкусы буржуазного общества предопределяли пути развития голландского искусства, и художники, выступавшие наперекор им, отстаивавшие свою самостоятельность в вопросах творчества, оказывались изолированными, безвременно погибали в нужде и одиночестве. Причем это были, как правило, самые талантливые мастера. Достаточно назвать имена Хальса и Рембрандта.
Главным объектом изображения для голландских художников была окружающая действительность, никогда ранее не находившая столь полного отображения в произведениях живописцев других национальных школ. Обращение к самым различным сторонам жизни приводило к укреплению реалистических тенденций в живописи, ведущее место в которой заняли бытовой жанр и портрет, пейзаж и натюрморт. Чем правдивее, глубже отражали художники открывающийся перед ними реальный мир, тем более значительными были их произведения.
В каждом жанре существовали свои ответвления. Так, например, среди пейзажистов были маринисты (изображавшие море), живописцы, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники, изображавшие крестьян, бюргеров, сцены пирушек и домашнего быта, сцены охоты и рынков; были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов – «завтраков», «десертов», «лавок» и т.п. Сказались черты ограниченности голландской живописи, сужавшей для ее создателей число решаемых задач. Но вместе с тем сосредоточение каждого из художников на определенном жанре способствовало отточенности мастерства живописца. Только самые крупные из голландских художников работали в различных жанрах.
Становление реалистической голландской живописи проходило в борьбе с итальянизирующим направлением и маньеризмом. Представители этих направлений каждый по-своему, но чисто внешне заимствовали приемы итальянских художников, глубоко чуждые традициям национальной голландской живописи. На раннем этапе становления голландской живописи, охватывающем 1609–1640 годы, реалистические тенденции ярче проявлялись в портрете и бытовом жанре.
История зарубежного искусства ►
Примеры экспозиций
Коллекция «Западноевропейская скульптура»
Она насчитывает более 2 000 экспонатов, среди которых — работы итальянских французских, австрийских, британских и других скульпторов. Гордость экспозиции — статуя великого Микеланджело и собрание работ Антонио Кановы. Значительную часть коллекции составляют скульптуры французских авторов XV-XX веков, включая произведения Антуана Гудона, Огюста Родена и Аристида Майоля.
Коллекция русской живописи XVII-XX веков
В экспозицию вошло более 4000 полотен, в основном портреты царей и великих князей, военных, чиновников и деятелей культуры. Собрание картин XVIII столетия представлено работами Андрея Матвеева, Луи Каравака, Ивана Вишнякова, Владимира Боровиковского. В собрание живописи XIX-XX веков вошли полотна Василия Перова, Константина Маковского, Ивана Крамского, Ильи Репина. Здесь также можно увидеть произведения Алексея Егорова, Василия Шебуева, Федора Бруни, Кузьмы Петрова-Водкина.
Русская печатная графика
Коллекция включает в себя порядка 40 000 гравированных и литографированных эстампов. По ней можно проследить все этапы развития этого вида искусства и познакомиться с работами отечественных и европейских мастеров. В основе собрания — гравюры, которые поступили в Императорский Эрмитаж после XVIII века. В 1830-1850 годах в коллекцию музея вошли эстампы из частных собраний Александра Гассинга и Павла Карабанова, а в 1941 году Эрмитаж получил 11 000 экспонатов из Государственного музея Этнографии народов СССР и 2000 — из Артиллерийского исторического музея.
Экспозиция «Научные приборы и инструменты»
В ней представлены приборы и инструменты из частной коллекции Петра I: армиллярные сферы, солнечные часы, астролябии, подзорные трубы. Интересны коллекции чертёжных и медицинских механизмов, а также походная аптечка Петра I. В экспозиции представлены также коллекции механических часов, театральных биноклей, очков и фотоаппаратов.
Материалы Турфана
Экспонаты этой экспозиции собраны в Восточном Туркестане, где проходил Великий шёлковый путь. В ходе двух экспедиций, которые возглавляли Михаил Березовский и Сергей Ольденбург, были получены фрагменты стенных росписей, глиняные и деревянные скульптуры, фрагменты архитектурного декора, монеты и печати. Всего в экспозиции три коллекции, каждая из которых включает в себя около восьми сотен предметов.
2.3. ОТДЕЛ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Отдел истории первобытной культуры, организованный в Эрмитаже в 1931 году, располагает обширной коллекцией, насчитывающей свыше четырехсот тринадцати тысяч памятников. Выставки отдела показывают развитие первобытной культуры на территории бывшего СССР на протяжении огромного отрезка времени—триста-четыреста тысяч лет—от начала эпохи древнего камня (палеолит) до времени, когда складываются первые государства. Подлинные материалы, добытые археологическими экспедициями, главным образом за годы Советской власти, позволяют ознакомиться с культурой древнейшего населения различных районов нашей страны в эпохи палеолита и неолита, в период бронзы и раннего железа.
Особенно важны разделы, посвященные культуре скифов (населения Северного Причерноморья второй половины первого тысячелетия до н. э.) и культуре кочевого населения горного Алтая той же поры.
Дальнейшее развитие
По примеру Екатерины II многие состоятельные люди в стране увлеклись коллекционированием. Императрица стремилась закрепить за собой славу «просвещённой государыни» и превзойти резиденции европейских правителей красотой и богатством своего двора. Знатоки живописи находили и закупали для неё ценные коллекции полотен.
Постепенно музей пополнялся новыми произведениями искусства:
- В 1768 году императрица получила более 5 000 рисунков из коллекции графа Людвига фон Кобенцля, среди которых — портрет неизвестного мужчины в шляпе предположительно кисти Жана Фуке. Именно они положили начало развитию собрания графики Эрмитажа.
- Годом позднее князь А. М. Белосельский-Белозерский приобрёл в Дрездене коллекцию картин графа Генриха фон Брюля. Оно насчитывало 600 работ западноевропейских авторов.
- В 1772 году в фонд музея вошло собрание живописи барона Пьера Кроза. Купить его императрице помог князь Д. А. Голицын.
- Ещё через шесть лет галерея пополнилась собранием картин первого британского премьер-министра Роберта Уолпола.
- Двумя годами позже для музея Екатерины II приобрели 119 полотен из коллекции графа Франсуа Бодуэна в Париже. Среди них было девять работ Рембрандта и шесть портретов ван Дейка.
- Помимо картин, императрица коллекционировала античные статуи и бюсты. Одним из важнейших приобретений для галереи стала скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик».
- Во Франции было куплено собрание резных камней герцога Орлеанского. Специально для них мастер-мебельщик и механик Давид Рентген в Германии создал несколько шкафов.
- Коллекцию Екатерины II пополнили библиотеки Вольтера и Дидро.
Многие картины были написаны для музея на заказ — это работы Шардена, Гудона, Рёнтгена и других живописцев.
«Портрет молодого человека с перчаткой в руке», Франс Халс«Гуляки», Ян Стен
Ещё до завершения строительства Малого Эрмитажа стало очевидно, что для коллекции необходимы более просторные помещения. В 1770 году императрица издала указ о возведении нового здания, которое получило название Большой Эрмитаж. Работами руководил архитектор Ю. М. Фельтен. Строительство проходило в несколько этапов, окончательный облик здание приобрело лишь при Александре Первом.
В 1783 году ансамбль Зимнего дворца дополнило трёхэтажное здание Эрмитажного театра, возведённое по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Строение завершает музейный комплекс, протянувшийся вдоль Невы.
В 1796 году, после смерти императрицы, была составлена опись Эрмитажа. Выяснилось, что за годы правления Екатерина II собрала коллекцию из 3996 картин.
Угловая гостиная императора Николая I
В годы правления Александра I
Александр I назначает сотрудников, обеспечивающих достойное хранение, учёт, документирование и экспонирование фондов. За каждым хранителем закрепляют определенные произведения искусства. Коллекция становится разнообразнее, приобретаются работы английских и испанских художников.
Николай I, увлекающийся живописью и военным делом, оставил после себя несколько сотен картин, изображающих батальные стены. При нем создается Военная галерея из портретов русский генералов, принявших участие в войне с Наполеоном. В середине XIX века некогда частное собрание Эрмитажа становится публичным.
После падения императорской власти и с приходом к власти большевиков музейный фонд обогатился, так как в распоряжении музея оказались национализированные частные коллекции. В XX веке посетители смогли увидеть работы выдающегося импрессиониста Винсента Ван Гога и основоположника кубизма Пабло Пикассо. В то же время музей Эрмитаж лишился Бриллиантовой комнаты, перевезенной в стены Московского Кремля.
В период с 1941 по 1945 годы в подвальных помещениях Эрмитажа находилось бомбоубежище. Два млн экспонатов эвакуировали на Урал. До окончания Великой Отечественной войны в залах музея начались реставрационные работы. Культурные ценности доставили в Санкт-Петербург в целости и сохранности. Реставрация понадобилась незначительному количеству предметов.
Сегодня для туристов открыты три этажа. На первом этажи расположены залы, посвященные культуре Кавказа, Древнего Египта, Сибири, античного мира, Азии, Востока. Помещения второго этажа представляют преимущественно европейские страны: Францию, Испанию, Италию, Англию, Нидерланды, Германию и т.д. Самый маленький третий этаж – это Византия, Западная Европа, страны Востока, Центральная Азия.
Интересные факты
- Из 317 картин, которые получила императрица в 1764 году, в Эрмитаже хранится, как минимум, 96 полотен.
- С XVIII века в зданиях музея обитает множество кошек. Они считаются официальными сотрудниками Эрмитажа, поскольку помогают бороться с грызунами, которые могут повредить ценные произведения искусства.
- На крыше Зимнего дворца располагаются 176 скульптур. Они размещены таким образом, чтобы скрывать печные трубы от взглядов прохожих.
- В период с 1964 по 1991 годы музей носил название «Ордена Ленина Государственный Эрмитаж».
- Изначально здания музейного комплекса были окрашены в разные цвета. Привычный зелёный оттенок они приобрели после окончания Великой Отечественной войны.
- В Эрмитаже можно увидеть массивную табакерку из золота, которой был убит император Павел I. На её боку осталась вмятина от удара.
- Эрмитаж — единственный музей в России, в котором представлены полотна, созданные Леонардо да Винчи.
- Самая дорогая картина в галерее — «Чёрный квадрат» Малевича. Её стоимость оценивают в 20 миллионов долларов.
- Самое большое полотно — «Рай» Тинторетто. Оно занимает три выставочных зала. Высота картины — 7 метров, длина — 22 метра.
Интересные факты про Эрмитаж
- Зимний дворец строили четыре тысячи строителей, которые даже не получали денег за работу.
- В стенах Государственного Эрмитажа находится самое большое за пределами Голландии собрание работ Рембрандта.
- Здание Зимнего дворца имеет больше тысячи комнат.
- При Николае I был создан указ, согласно которому в Санкт-Петербурге запрещалось возводить дома, превышающие по высоте главную императорскую резиденцию.
- Эрмитаж славится необычными органическими экспонатами. Посетители могут увидеть древнейшие ковры из шерсти, китайские шёлковые ткани и фрагмент человеческой кожи с вытатуированным рисунком.6. В 1837 году Эрмитаж был полностью изучен в результате пожара.
- Фасад Зимнего дворца перекрашивали несколько раз. Первоначальный слегка желтоватый оттенок по цвету напоминал натуральный камень.
- Внештатными сотрудниками музея являются коты, которые предотвращают размножение грызунов. В Эрмитаже животные появились во времена правления Елизаветы Петровны. Каждая особь привита и стерилизована. Сегодня на территории Эрмитажа проживают пятьдесят кошек и котов. Музей Эрмитаж периодически раздаёт животных. Хозяин, взявший эрмитажного кота, получает возможность бесплатного посещения выставочных залов.
- На одном из окон дворца высечена надпись, сделанная женой Николая II: «Ники 1902 наблюдает за гусарами. 17 марта».
1.2. Складывание собственного архитектурного стиля в Германии
Сложен
и противоречив был и путь становления
национального стиля в архитектуре,
Единственными значительными памятниками
немецкого зодчества первой половины
XVII века явились здания цейхгауза (1602-1607)
и ратуши (1615-1620) в Аугсбурге, построенные
Э. Холлем (1573-1646). В уравновешенности и
четкости членений, в спокойной ясности
величавых монументальных сооружений
Холля еще живет дух Ренессанса, но барочные
архитектурные элементы — волюты, сдвоенные
пилястры и т.д. — свидетельствуют о переходе
к новому стилю. Во внешнем решении зданий
они использованы очень сдержанно, в особенности
в ратуше: пышное барочное великолепие
торжествует только в оформлении «Золотого
зала». Холль мастерски прививает новые
стилистические приемы к местной северной
традиции, сохраняет преемственную связь
с готической архитектурой (здания вытянуты
по вертикали, имеют островерхие завершения
кровель). Холль наметил путь самобытного
развития немецкого барочного зодчества,
но естественную его эволюцию нарушила
Тридцатилетняя война, с началом которой
в Германии почти полностью прекратилось
строительство. После Вестфальского мира
постепенно возрождается и архитектура,
но поскольку собственных кадров строителей
не было, во второй половине столетия здесь
работали главным образом иностранные
мастера.
Культовое
строительство особенно большой
размах приняло в южных областях
Германии, где господствовала католическая
церковь и где поэтому очень тесными были
материальные и духовные связи с Италией.
Итальянские зодчие насаждали здесь так
называемый иезуитский стиль, образцом
для церковных построек служили римские
храмы, в частности церковь Иль Джезу (Театинская
церковь в Мюнхене, 1663-1667, арх. А. Барелли,
Э. Цуккали; собор в Пассау, 1668, арх. С. Лугано;
монастырь в Вюрцбурге, 1670, арх. А. Петрини).
В
северных и северо-западных областях
страны, где преобладала протестантская
религия, доминировало влияние голландской
архитектуры, а в последней трети XVII столетия
возросло значение французского зодчества.
В архитектуре Северной Германии есть
особые черты — рационалистическая ясность,
даже строгость, а порой и оттенок трезвого
практицизма. Протестантские церкви резко
отличались от католических храмов Южной
Германии.
В
светском же строительстве в целом
различия не были столь существенны:
его дух и характер определяла
феодальная аристократия; голос гордого,
самоутверждающегося бюргерства, так
явственно ощутимый в ратуше Холля,
больше не был слышен. Развивалась преимущественно
репрезентативная архитектура — массовые
виды строительной деятельности находились
в упадке. Городская застройка нередко
унифицировалась, бюргерские дома возводились
по одному, санкционированному владетельным
князем типу, а планировка города подчинялась
его резиденции, ориентировалась на нее.
Предыстория
В XVII веке в Нидерландах произошел раскол между северными и южными столицами страны. В 1579 году от Нидерландов отделились северные провинции, именуемые Голландией. Южная часть назвалась Фландрией.
Голландия отделилась из-за политических и религиозных соображений, а именно – бегство от Испанской короны и католицизма. Голландия – страна протестантская, в отличие от южных провинций, где господствовал католицизм. Естественно, такое разделение влияло на всю общественную и культурную жизнь разъединённых провинций. Искусство шло по разным путям развития, начиная от выбранных сюжетов и заканчивая техникой нанесения красок на холст.
Появились две художественные школы – голландская и фламандская.
Фламандское исскусство 17 века, нидерландское искусство, натюрморт, бытовая живопись
Нидерландское искусство разделилось на две школы: фламандскую и голландскую. Феодальное дворянство и католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись главными заказчиками искусства. Картины для замков, городских домов и величественные алтарные образа — вот главные виды фламандских живописцев.
Центральной фигурой фламандского искусства был Питер Пауль Рубенс. Картины Рубенса полны бурного движения. Обычно для усиления динамики он прибегает к определенной композиции, где преобладает диагональное напрвление. Рубенс понимал и любил античность, он часто претворял мифы в живописные образы
Рубенс обращает внимание к жизни природы. Широкие равнины, тучные стада, могучие деревья, спокойное приволье или разбушевавшаяся стихия переданы с одинаковым чувством реализма и неизменного жизнеутверждения
У Рубенса было много учеников, в их числе Ван Дейк, Ян Брейгель старший.
Наиболее знаменитым, учившимся недолго, был Антонис ван Дейк. В его творчестве большое место занимают сюжеты мифологические и христианские, которые он трактует с присущим ему лиризмом. Но главным жанром ван Дейка становится портрет. Портреты ван Дейка декоративны всем своим строем: пластическим и линейным ритмом, игрой светотени, чему он учился у Караваджо, и конечно, колоритом, в котором воздействие величайшего колориста Рубенса слилось с влиянием колористической школы венецианцев.
Особым жанром во фламандском искусстве 17 века был натюрморт, мастером которого был Франс Снейдерс. В его картинах грудами лежат на столах дары земли и воды: рыба, мясо, фрукты, дичь. Такие натюрморты служили декоративным украшением больших богатых интерьеров, поэтому фламандский натюрморт обычно велик по размеру, в отличии от голландского натюрморта.
Бытовой жанр представлен в искусстве Фландрии одаренным художником Адрианом Браувером. Браувер писал небольшого размера картины бытового жанра. Его герои — крестьяне, городской люд, играющие в карты, пьют, дерутся, горланят песни. В произведениях Браувера нет декоративности фламандской школы, они выполнены в духе голландского реализма и рассчитаны на близкое рассмотрение. Сюжеты иногда драматичны, лица, мимика, позы, жесты, необычайно выразительны, ирония переплетается с горечью, и в в этом смысле Браувер продолжает традиции Брейгеля.
В творчестве последователя Браувера — Давида Тенирса, крестьянская тема трактуется как сельские праздневства. В больших по размеру, но мелкофигурных композициях он представляет праздничное веселье под открытым небом, с танцами, трапезами, мирными беседами.
Во второй половине 17 века крупных мастеров во фламандской живописи нет, но вклад в европейское искусство Фландрией уже был сделан.
‹‹ к списку статей
Часто задаваемые вопросы
Как войти в Эрмитаж с Иорданской лестницы?
Если вы приехали в Санкт-Петербург на экскурсию в Эрмитаж впервые, лучше всего выбрать Маршрут № 1. Он стартует у подножия Иорданской лестницы — самой знаменитой в Зимнем дворце. Чтобы добраться к ней и начать осмотр музея, нужно зайти в Эрмитаж через главный вход с Дворцовой площади. Большинство посетителей заходят именно здесь. Вы попадёте во внутренний двор Зимнего (по-другому он называется Большой), через который нужно пройти. Навигационные указатели покажут, как выйти к Иорданской лестнице и начать экскурсию по музею.
В рамках Маршрута № 1 посетители могут посмотреть самые знаменитые картины западноевропейских авторов — Рафаэля, Рембрандта, Леонардо да Винчи. По пути к собранию этих шедевров, вы прогуляетесь по роскошным дворцовым интерьерам — парадным залам музея: Большому тронному, Георгиевскому, Фельдмаршальскому. Стоит задержаться в Военной галерее 1812 года, чтобы подробно рассмотреть все представленные там полотна — их более 330.
Какие картины находятся в Главном штабе Эрмитажа?
Кроме Зимнего дворца и прилегающих к нему зданий (Малого, Большого, Нового Эрмитажей и Эрмитажного театра) на другой стороне Дворцовой площади в Петербурге есть ещё одно здание в составе Главного музейного комплекса. Это Главный штаб Эрмитажа — одно из самых знаменитых строений Санкт-Петербурга полукруглой формы и большой аркой посередине. Обычно именно сквозь неё по Большой Морской улице жители и гости Санкт-Петербурга попадают на Дворцовую площадь к Александровской колонне и Зимнему дворцу. Вход в Главный штаб раньше находился только слева от арки (если смотреть на здание со стороны Дворцовой). Теперь можно пройти и сразу под аркой, там оборудовали новый вход.
Многие специально приезжают в Санкт-Петербург и отправляются не в Зимний дворец, а в Главный штаб Эрмитажа, чтобы увидеть и подробно рассмотреть картины знаменитых французских импрессионистов и постимпрессионистов:
- «Дама в саду», «Мост Ватерлоо» Клода Моне.
- «Танец», «Красная комната», «Музыка» Анри Матисса.
- «Любительница абсента», «Кирпичный завод в Тортосе» Пабло Пикассо.
- «Таитянские пасторали» Поля Гогена.
- «Две танцовщицы», «За туалетом», «Вытирающаяся женщина» Эдгара Дега.
Когда можно попасть в Эрмитаж бесплатно?
Бесплатный день в Эрмитаже — третий четверг каждого месяца. Но не для всех, а только для некоторых посетителей. Вход по бесплатным билетам в Зимний дворец, Главный штаб и Музей Императорского фарфорового завода в каждый третий четверг месяца возможен для:
- несовершеннолетних;
- инвалидов (первая и вторая группы), в том числе детей-инвалидов;
- членов многодетных семей из России и стран Евразийского экономического союза;
- пенсионеров из РФ и других государств ЕАЭС;
- ветераны Великой Отечественной войны и инвалиды;
- жители блокадного Ленинграда;
- узники концентрационных лагерей;
- ветераны боевых действий;
- курсанты и призывники;
- полные кавалеры Ордена Трудовой Славы;
- Герои Соцтруда.
Те, кто учится или работает в сфере искусства, также имеют право на вход в музей на экскурсию по бесплатным билетам
- работники российской музейной сферы;
- представители творческих объединений — художественных, дизайнерских, архитектурных;
- члены Международного Совета музеев;
- студенты и аспиранты (направление обучения в вузе не обязательно должно быть связана с искусством);
- интерны, ординаторы, адъюнкты.
Удобнее всего оформлять билет с правом бесплатного входа онлайн. В форме на сайте нужно подробно прописать данные из документов, подтверждающих право посетителя на бесплатный билет. Для сопровождающих льготы не действуют, и билеты необходимо приобрести по полной стоимости. Исключение составляют те, кто сопровождает:
- инвалидов (первая, вторая группы) из РФ и ЕАЭС;
- детей-инвалидов.
Это относится к сопровождающим тех, кто не может передвигаться самостоятельно (колясочникам, инвалидам по зрению). Тифло- и сурдопереводчики также имеют право на бесплатный вход.
С собой важно иметь подтверждающие документы, данные которых вы ввели на сайте при оформлении бесплатного билета
Эрмитаж в советской России
После Октябрьской революции 1917 года музей претерпел существенные изменения. Галерея начала обогащаться новыми произведениями искусства — в неё передавали частные собрания картин, ставшие национальным достоянием, и экспозиции Академии художеств.
В 1932–1933 годах востоковед Н. В. Алабышев не позволил переплавить 515 серебряных ямбов (платёжных слитков из Китая). Из экспонатов планировали изготовить большую партию советских монет, однако Алабышев доказал их музейную ценность и получил разрешение оставить часть ямбов для коллекции. Он отобрал 515 экземпляров, передал их в галерею и составил картотеку. В тот период он работал аспирантом в отделе нумизматики Эрмитажа, а позже стал руководителем отдела.
Революционные отряды у Зимнего дворца. Представление «Взятие Зимнего» в третью годовщину Революции. 7 ноября 1920 года
В 1948 году в Москве был закрыт Музей нового западного искусства, и его экспозиции перераспределили между музеями Ленинграда и Москвы. Эрмитаж пополнился частью коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова, за счёт чего хронологические рамки галереи значительно расширились. Среди собраний Эрмитажа появились картины Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо и других живописцев новых направлений.
В этот же период музей лишился части коллекций:
- Бриллиантовую комнату, известную как Царская рентерия, перевели из Зимнего дворца в Московский Кремль.
- Несколько картин старых мастеров передали в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
- В 1929–1934 годах прошли распродажи, нацеленные на получение средств для индустриализации страны. 48 полотен из фонда Эрмитажа навсегда покинули страну. Ценнейшими из них были произведения Тициана, Рембрандта, Хальса, Рафаэля, Боттичелли и Перуджино. После распродаж в России не осталось ни одной картины ван Эйка.
Первомайский парад на площади Урицкого, 1949 год
В годы Великой Отечественной войны практически весь фонд Эрмитажа перевезли на хранение в г. Свердловск. Свыше миллиона художественных произведений разместили в Картинной галерее и доме Н. Н. Ипатьева (здесь в 1918 году был расстрелян последний российский император). За хранение ценных экспонатов отвечал советский историк искусства и музейный работник Владимир Левинсон-Лессинг. В этот период подвалы зданий музея использовались в качестве бомбоубежищ, для посетителей он был закрыт.
Научная деятельность в стенах Эрмитажа продолжалась даже в годы войны. Сотрудники галереи читали лекции по искусствознанию и вели работы по восстановлению фонда. Когда была объявлена победа, эвакуированные экспонаты перевезли обратно в музей, и он снова начал принимать посетителей. Ни одна культурная ценность не была утеряна.
Профессор М. В. Доброклонский у разбитой скульптуры Россетти. Около 1943 годаРазорвавшийся в Гербовом зале снаряд частично разрушил межэтажное перекрытиеЗимний дворец во время Великой Отечественной войны
Новый Эрмитаж
Новый Эрмитаж – первое в России здание, специально построенное в 1852 г. для публичного художественного музея. Является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Оно известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов. К этому времени в музее хранились уже богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 г. музей посещали уже до 50 000 человек в год.
Новый Эрмитаж
В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев. Но в 1895 г. они передаются Русскому музею, который основал император Николай I.
Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX века становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.