Просёлок
На картине “Проселок” изображена разбитая ливнем просёлочная дорога, превратившаяся практически в сплошную лужу.
Вероятно, дождь закончился совсем недавно — серое небо еще затянуто мраком, а ветер все еще теребит деревья, расположенные вдоль дороги.
Сквозь тучи робко пробиваются солнечные лучи, а слева от дороги виднеется яркое пятно свежей зеленой травы.
Полотно вселяет в зрителя ощущение тоски и вселенского одиночества, периодически знакомое каждому художнику, и в какой-то степени отражает тяжелое эмоциональное состояние, в котором пребывал Саврасов во время её создания.
Хотя маленькие участки света говорят о надежде, ещё теплящейся в сердце мастера.
Первый лирический пейзаж
Критики сразу разглядели в “Грачах” высокую поэзию. Как выразился Александр Бенуа, “в картине есть не просто вода, снег и воздух. В ней есть душа”.
Что это значит? Куда смотреть, чтобы эту душу разглядеть? И почему картину Саврасова называют самым первым лирическим пейзажем?
В 19 веке в России было два вида пейзажа. Эпический и романтический.
Самые известные эпические пейзажи – это “На пашне” Клодта и “Рожь” Шишкина. Это повествовательные пейзажи. О сельских жителях
Об их тяжелом и важном труде. О вечном течении времени
На них вы видите низкий горизонт. Бесконечное пространство. Спокойное величие природы. Это скорее философский пейзаж.
Слева: Михаил Клодт. На пашне. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея. Справа: Иван Шишкин. Рожь. 1872 г. Третьяковская галерея
Ещё были пейзажи романтические. Самые известные из них – “Девятый вал” Айвазовского и “Дуб, раздроблённый молнией” Воробьева.
Природа у художника-романтика эмоциональна. Часто с преувеличенными или даже выдуманными эффектами. Как, например, неправильные волны у Айвазовского. А ещё это противоборство стихий. Или борьба человека с природой. Это драматический пейзаж.
Слева: Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. Справа: Максим Воробьев. Дуб, раздроблённый молнией. 1842 г. Государственная Третьяковская галерея, г, Москва
Саврасов пошёл другим путём. В его “Грачах” можно разглядеть немного философии. Едва ли драму. Но в них много лирики. Потому что художник добавил своё собственное отношение к природе.
Чувствуется его безграничная любовь к родине. К русской глубинке. Он вплетает в картину душевное тепло. Выходит трогательно. Поэтично.
Сберегла берёза от зимы седой Гнёзда птичьей стаи, что спешит домой…
(Э. Терешкин)
Ученик Саврасова, Исаак Левитан подхватил это знамя. С тех пор поэзия и душа присутствуют почти в каждом русском пейзаже.
Стали это называть пейзажем настроения. Когда через берёзки и лужи мы чувствуем приподнятое настроение художника. Или его душевные терзания.
Картины Исаака Левитана. Слева: Март. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Справа: Буря. 1887 г. Радищевский государственный музей, г. Саратов
Были ли у Саврасова другие шедевры?
Шедевров у Саврасова не так много. “Грачи” были созданы в сложный период его жизни. Академия художеств лишила его казённой квартиры. Умерла новорожденная дочь.
Лишь “Проселок” можно назвать ещё одним шедевром. Который по значимости уступает лишь картине “Грачи прилетели”.
Алексей Саврасов. Просёлок. 1873 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва
***
Спустя 10 лет после написания картины “Грачи прилетели” жизнь Саврасова пошла под откос. Он серьёзно страдал алкоголизмом. Искусствоведы так и называют его работы с 80-х годов 19 века – “пьяный Саврасов”.
Грачи иногда “возрождались” в рисунках. Которые он наспех набрасывал, чтобы продать на ближайшем рынке за 2 рубля.
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org
Саврасову было не суждено оставить обширную галерею шедевров, как его современнику Айвазовскому или ученику Левитану.
Однако “Грачи прилетели” внесли серьёзную лепту в развитие живописи. С этой культовой картины началась история русского пейзажа, который повествует о русской природе. И главное, о любви к ней.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Куры на задворках
Полотно “Куры на задворках” было создано в 1874 году. Будничный отрывок деревенской жизни отобразил художник на этой картине.
На маленьком участке сада, недалеко от старенького дощатого дома, пасутся куры под надзирательством строгого петуха с пестрым хвостом. От дороги этот участок огорожен перекладиной из широких прутьев.
Куры ищут зерна среди больших лопухов, пушистых одуванчиков, стеблей мать-и-мачехи. Вблизи этой идиллии изображен широкий куст.
Вдоль участка проложена широкая старая деревянная доска, вероятно, во время ливней здесь скапливаются крупные лужи. Трава тут редкая и низкая.
Радуга
Полотно под названием «Радуга» не имеет эффекта панорамы и деталей, свойственных сентиментализму.
Реалистический стиль создания русского пейзажа, избрание простого и богатого композиционного решения с размытой от дождей дорогой и виднеющейся на холме деревней создают ощущение как будто вырванного фрагмента живой натуры, представшей на мгновенье перед зрителем.
Виртуозные тональные переходы, чуть приглушенная цветовая палитра и сверхчуткость живописца в передаче эмоционального состояния природы превращают картину в красочное повествование о вечном родстве души нашего отечества и всей душой любящего ее человека.
Цвета, композиция и настроение
Композиция пейзажа проста, понятна и жизненна. Каждый человек увидит на полотне что-то родное для себя. Создавая свое произведение, Саврасов использовал любимый «вертикальный» прием. Голубые, серые цвета неба заметны в самом низу картины. Они отображаются в тенях, на снегу, в лужах.
Здесь нет ярких, броских оттенков. Колорит подчеркивает согласованность красок. Это особенно заметно в цветовой гамме снега. В центре он белый, затем становится молочным, сиреневым и даже розовым. Для того чтобы изображение было реалистичным, художник оставлял нетронутыми куски холста.
Эти цвета вызывают лирическое настроение. В душе ощущается подъем, хочется жить, радоваться и наслаждаться всем, что окружает вокруг.
Композиционно пейзаж построен так, что дальние планы берут на себя смысловую нагрузку картины и, сливаясь с центром, создают ощущение пространства и бескрайности. Кажется, что вся страна ощущает весенний запах, воодушевление и радуется красотам природы.
Музейные коллекции
Картины А. К. Саврасова находятся в ведущих художественных собраниях:
- Государственная Третьяковская галерея
- Государственный Русский музей
- Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина
- Нижегородский государственный художественный музей
- Донецкий областной художественный музей
- Екатеринбургский музей изобразительных искусств
- Красноярский художественный музей
- Курская областная картинная галерея
- Луганский областной художественный музей
- Новосибирский художественный музей
- Одесский художественный музей
- Пензенская картинная галерея
- Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева
- Серпуховский историко-художественный музей
- Симферопольский художественный музей
- Таганрогский художественный музей
- Рижский художественный музей
- Государственный музей искусств Казахстана имени А. Кастеева
- Национальный музей Молдовы.
- Восточно-Казахстанский областной музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых
Личная жизнь
В 1857-м художник сочетался законным браком с Софьей Герц, приходившейся сестрой его другу и университетскому товарищу. В браке родились 5 детей. 2 дочери художника скончались в младенчестве, что стало для него и супруги страшным ударом.
Портрет Алексея Саврасова
В 1876-м пара разошлась. Жена уехала к сестре, забрав детей, а в жизни художника начался период скитаний. Пристрастился к алкоголю, вел нищенское существование, чураясь помощи, которую предлагали друзья «из прошлого», например, Третьяков. Два года сожительствовал с Верой Киндяковой. С 1983-го до кончины жил с Екатериной Моргуновой, которая родила ему дочь Надежду и сына Алексея, ставшего впоследствии видным советским художником.
Признание августейшими особами, академик, преподаватель
В 1854 году прошла выставка, на которой были замечены незаурядные картины живописца. Саврасов картины продавал охотно – «Степь с чумаками вечером» приобрела великая княгиня Мария Николаевна, занимавшая в тот период президентский пост в Императорской академии художеств. Она пригласила художника в свою загородную резиденцию. Здесь, в Сергиевке, 24-летний Саврасов написал пейзажи, за которые Совет Академии присвоил ему звание академика.
В 1855 году художник вернулся в Москву, в родные места, которые писал с особым воодушевлением. В 1857-м умер его наставник Рабус, и Саврасову предложили принять руководство пейзажным классом училища вместо него. Ученики Саврасова любили. В воспоминаниях Константина Коровина учитель был человеком «совершенно особой кротости», учившим видеть и понимать природу. Он предпочитал заниматься с учениками на природе, среди зелени, вдыхая свежий воздух, глядя на облака и впитывая эту красоту.
Слайд 21 На картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» я
вижу прилет первых весенних птиц – грачей . Пейзаж очень
простой, скромный, навевающий легкую грусть. Все очень обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством .
Художник показывает нам приближение весны . В полях растаял снег. Местами видна оттаявшая земля. Но нет ещё яркого солнца . Небо затянуто голубовато-белыми облаками.
На переднем плане картины я вижу грачей, которые вьют гнёзда для того, чтобы вывести птенцов . Те, которые уже соорудили гнёзда, выбрали для своих жилищ странные берёзки. Они очень корявые и ветвистые, на них ещё нет листвы .
Мне картина очень нравится, потому что художник показал красоту ранней весны, пробуждение природы. Он вложил в картину всю свою душу.
Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Знаменитые картины Саврасова
Самыми известными произведениями художника стали российские пейзажи, чаще светлые и печальные, порой сумрачные и тоскливые.
Среди них:
- «Вид на Кремль в ненастную погоду» (1851) – в Третьяковской галерее;
- «Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру» (1852) – в частном собрании;
- «Пейзаж с сосной» (1854) – Владимиро-Суздальский музей-заповедник;
- «Пейзаж с дубами и пастушком» (1860) – в ГТГ;
- «Ранняя весна. Половодье» (1868) – в Государственном Русском музее;
- «Грачи прилетели» (1871) – в ГТГ;
- «Волга» (1870-е) – в ГТГ;
- «Рожь» (1881) – в ГТГ .
На самом деле, каждый из сотен пейзажей Саврасова по-своему прекрасен, и любой зритель среди работ найдёт что-то уникальное, родное и близкое именно ему. Картины Саврасова можно «принимать» как лекарство для успокоения и релаксации – они дарят удивительное умиротворение и очищение мыслей и чувств.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Весна в лесу Долгожданная весна приходит в каждый уголок нашего города. Она заглянет и под мостик, где начинает звенеть ручей, и пройдется по дорогам, оставив за собой следы в виде грязи. Но особые чувства от наступления весенней поры
- Сочинения по творчеству Пришвина Известный советский писатель родился в царской России, свою творческую деятельность начал при царской власти. В своем романе, «Кащеева цепь» он рассказал о своих утопических идеях всеобщего благоденствия.
- Сочинение по рассказу Уроки французского (6 класс) Главному герою рассказа, как и другим жилось не легко . Приходится переживать самые трудные времена. И кроме этого он учился, хоть и учёба давалась ему нелегко и чувство долга, ответственность
Личное и безвозвратный крах
Волга 1874 г.
В семье своего товарища Саврасов встретил будущую жену. Софье Карловне Герц был 31 год, когда в 1857 году на ней женился 27-летний Алексей. Трое из пятерых детей умерли в детстве. В 1876 году, в период нездоровья художника и спада в творчестве, брак распался. «Болен я и вообще…» – с такими словами предстал Саврасов перед своими удивлёнными учениками. Константин Коровин вспоминал, что тогда художник очень изменился, похудел и поседел, «в лице было что-то тревожное и горькое, одет был крайне бедно».
Трагизм положения живописца усугубился после 1882 года, когда сначала умер Перов, бывший поддержкой Саврасову, который затем был уволен и лишён казённой квартиры. О причинах всего краха вспоминала Вера Алексеевна, дочь живописца: «В борьбе за существование он прямо изнемог… Стараясь забываться от жизненных невзгод, он начал пить, погубил этим себя, свой талант, разрушил семью».
Интеллигентнейший, деликатнейший человек превратился в почти безвольного алкоголика, как говорили в старину, савраса без узды. Грустно. Усилия старых друзей не давали результатов. Саврасов опускался, жил в самых ужасных условиях. Сходился с какими-то женщинами. Старость встречал с Екатериной Моргуновой, с которой жил с 1893 года. Она родила Саврасову сына, также впоследствии ставшего художником, и дочь. Семья существовала на крохи, которые выделял художнику ушлый торговец, пристроившийся к таланту – сам продавал за сотни, а Саврасову давал десятки. Тот не роптал.
Но искусство и последних лет, по оценке специалистов, оставалось на высоте – до конца своего жизненного пути Саврасов чувствовал природу по-прежнему. В период бедствий художнику приходилось иногда писать лишь для заработка, скороспело, к тому же у него ухудшалось зрение.
Но вклад его в искусство несомненен и никак не умаляется из-за трагичного падения последних лет. Саврасов стал учителем лучших русских художников конца XIX века и примером для них – воплощению чувства единства с родной природой мастер посвятил всю свою жизнь.
А.К. Саврасова не стало 8 октября 1897 года. Левитан опубликовал безоговорочный вывод: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… Эта несомненная заслуга никогда не будет забыта».
Подробно о сюжете
Саврасов изобразил на холсте раннюю весну. В центре стоят несколько тонких кривых берез, они как будто срезаны на холсте. Это создает ощущение, что картина не заканчивается на этом полотне.
На ветвях черные грачи вьют гнезда, несколько птиц парит в воздухе. Пернатые нарисованы нечетко, их фигурки по размерам больше реальных. Но такие образы лишь помогают проникнуться весенним настроением.
За деревьями стоит небольшая церковь с куполом и колокольней. Строения нарисованы реалистично, проникновенно, видна каждая деталь: облупившаяся белая краска, черные проемы окон, желтизна на стенах.
Грачи прилетелиАлексей Саврасов
Разделяет картину линия забора, которая указывает на горизонтальную протяженность пейзажа. Вдалеке разливается река — началось весеннее половодье. Создается ощущение пространственного раздолья.
Внизу, на земле, еще лежит снег, кое-где видны проталины. Лучи солнца образуют легкие тени. Справа образовалась большая лужа. Физически ощущается свежий весенний воздух, крики птиц, дуновение ветерка. Игрой света и тени автор смог передать грусть по уходящей зиме и радость приближающейся весны.
Годы творческой активности. 1860-е
Пейзаж с рекой и рыбаком
В 1860-е Саврасов побывал за границей, посещал выставки и музеи в Англии, Швейцарии, Франции, Германии, знакомился с художниками. В его галерее появилось несколько европейских пейзажей, выполненных в спокойной манере, без патетики.
Со смертью Николая I в России наступила «эпоха реформ». В этот период Саврасов был уже самостоятельно мыслящим и зрелым художником. Его пейзажи, в основном подмосковных мест, одновременно и подробны, и поэтичны. Круг его знакомств (Перов, Пукирев, Третьяков и другие) живо интересуется искусством, сам живописец пользуется большим уважением. Именно ему доверили перевезти полотно А. Иванова «Явление Христа народу» в 1862 году в новый музей.
Работает над учебником рисования для МУЖВ, который издаётся в 1869-м. Вводит в него уроки по «подробному изображению изб, деревень, какие обязательны для художника». Возможно, в этом состоит золотой вклад Саврасова как наставника в любимого ученика, коим был Левитан. Чехов о нём позже скажет, что тот так умеет написать деревню, «серенькую, жалконькую, …но такой от неё веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя».
Семья
Осенью 1857 года в возрасте 27 лет Алексей Саврасов женился на 31-летней Софье Карловне Герц (1826—1895), сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца. В метрической книге церкви «Трёх святителей у Красных ворот» было записано:
В браке родилось четыре дочери и один сын. Одна умерла в детском возрасте от скарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие — Вера (род. ) и Евгения (род. 1867). В конце 1876 года брак распался. Жена уехала с дочерьми Верой и Евгенией в Санкт-Петербург к родной сестре, Аделаиде Герц. Софья Карловна умерла 19 июля 1895 года, похоронена в монастыре Троице-Сергиевой Приморской пустыни в 20 км от Санкт-Петербурга.
В 1887—1888 гг. Алексей Саврасов жил в Москве с Верой Ивановной Киндяковой. В её квартире он написал несколько картин.
С 1893 года и до конца жизни Саврасов жил в Дорогомилово-Тишинском переулке с Екатериной Матвеевной Моргуновой (ок. 1856 — ок. 1920). У них родились двое детей — сын Алексей Алексеевич Моргунов и дочь Надежда.
У художника были три сестры и младший брат, Николай Кондратьевич Соврасов (1837—1909, писал свою фамилию, как и отец, через «о»), купец 2-ой гильдии, унаследовавший торговое дело отца.
Краткое описание картины
В 1871 году Алексей Саврасов отправляется в Костромскую глубинку. Здесь он делает первые наброски картины. После возвращения в Ярославль, художник продолжает работать над полотном, а завершает работу уже в Москве. Осенью на выставке Московского общества любителей художеств пейзаж был выставлен для всеобщего обозрения.
На полотне размером 62 х 48,5 изображен уголок русской глубинки. В центре купол старинной церквушки, рядом покосившийся домик. Но главный сюжет развивается на изогнутых деревьях. Черные грачи вернулись из теплых краев. Они сооружают на ветках гнезда, летают над березами.
Картина произвела на посетителей выставки неизгладимое впечатление, а Крамской заметил, что в ней «есть душа».
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Урок русского языка во 2 б классеУМК «Школа
России» УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ
классов школы №2 г.Енисейска
Слайд 3Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать и творить!
Слайд 4САВРАСОВ АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ
Саврасов родился 12 мая (24 мая по новому
стилю) 1830 в Москве, в семье купца третьей гильдии Кондратия
Артемьевича Саврасова. В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса и которое окончил в 1854 году.Летом 1854 года Саврасов работает у Финского залива под Петербургом, а на осенней выставке в Академии художеств показывает две картины, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые ему было присвоено звание академика.
Слайд 5 Один из основоположников русской пейзажной живописи.Мастер лирического пейзажаЗнаменитыми
учениками художника былиК.А.Коровин и И.И.ЛевитанАлексей Кондратьевич Саврасов
( 1830-1897)
И.Волков Портрет художника А.К.Саврасова 1984
Слайд 10История создания картиныКартина создана в 1871 годуПервоначальные этюды к картине
А.К.Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Полотно показали
на первой передвижной выставке, и оно было встречено с восторгомПавел Третьяков сразу же приобрёл этот шедевр для своей галереи.
Набросок «Пейзаж с церковью и колокольней»
сна, наполненной гомоном прилетевших в родные края птиц.
(И. Н. Крамской)
Слайд 13 На картине …… я вижу прилет….. .
Пейзаж ……. ……………………… .Все очень обыденно, но показано…….
.Слова для справок:А.К.Саврасова «Грачи прилетели» первых весенних птиц – грачейочень простой, скромный, навевающий легкую грусть с каким-то волнующим чувством
Слайд 14
1.Художник и его картина.
На картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» я вижу
прилет первых весенних птиц – грачей . Пейзаж очень простой,
скромный, навевающий легкую грусть. Все очень обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством .
Проверь себя
Слайд 15Художник показывает нам …….. . В полях ………….. . Местами
видна ………. земля. Но нет ещё ………. . Небо затянуто
……Слова для справок:приближение весны растаял снег оттаявшая яркого солнца голубовато-белыми облаками
Слайд 162.Пробуждение весны.
Художник показывает нам приближение весны . В полях
растаял снег. Местами видна оттаявшая земля. Но нет ещё яркого
солнца . Небо затянуто голубовато-белыми облаками.
Проверь себя
Слайд 17На переднем плане картины я вижу …….. для того, чтобы
…… . Те, которые уже ……. гнёзда, выбрали для
своих жилищ ……… . Они очень …… , на них ещё нет ……. . Слова для справок:грачей, которые вьют гнёздавывести птенцовСоорудилистранные берёзкикорявые и ветвистыелиствы
птичий шумремонт старых гнездпостройка новых
Слайд 18Проверь себя3.Грачи-главные герои картины.На переднем плане картины я вижу грачей,
которые вьют гнёзда для того, чтобы вывести птенцов . Те,
которые уже соорудили гнёзда, выбрали для своих жилищ странные берёзки. Они очень корявые и ветвистые, на них ещё нет листвы .
Слайд 19Мне к.ртина …….. , потому что художник …….. , ………..
. Он вложил в картину ……… .Слова для справок:очень нравитсяп.казал
кр.соту ра..ей в.сныпробуждение природывсю св.ю душу
душу.
4.Моё восприятие картины.
Слайд 21 На картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» я
вижу прилет первых весенних птиц – грачей . Пейзаж очень
простой, скромный, навевающий легкую грусть. Все очень обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством .
Художник показывает нам приближение весны . В полях растаял снег. Местами видна оттаявшая земля. Но нет ещё яркого солнца . Небо затянуто голубовато-белыми облаками.
На переднем плане картины я вижу грачей, которые вьют гнёзда для того, чтобы вывести птенцов . Те, которые уже соорудили гнёзда, выбрали для своих жилищ странные берёзки. Они очень корявые и ветвистые, на них ещё нет листвы .
Мне картина очень нравится, потому что художник показал красоту ранней весны, пробуждение природы. Он вложил в картину всю свою душу.
Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Могила
Известное полотно Саврасова под названием «Могила» с первого взгляда навевает на зрителя печаль и тоску. Глядя на нее, на глаза могут невольно навернуться слезы.
Особо остро здесь ощущается очень тонкая грань между жизнью и смертью. Зимний пейзаж вокруг могилы олицетворяет сон природы и вечный сон усопших, покоящихся на кладбище.
Тишина доносится до зрителя через полотно. Кажется, что одинокие деревья плачут над могильным камнем.
Унылости полотну придает преимущественно серая гамма, и то, что небо потемнело от грусти. Все как будто застыло или уснуло.
На кресте могилы находится еле видный погребальный венок с живыми цветами, который чуть развеивает грусть и уныние, и говорит о смерти как о переходе в вечность.
Снежная гладь “поглотила” всю землю для длительного сна. Окружающая природа плачет.
Эффект бескрайнего пространства
Несмотря на малые размеры полотна, на картине изображено большое пространство. За церковью – бескрайние просторы с талым снегом. Скорее всего, вы их даже не сразу заметите
Настолько ваше внимание будут удерживать грачи и берёзы
Но бессознательно это влияет на наше восприятие. Вы ощущаете величие природы. И перестаете замечать, что картина небольшая.
Саврасов был мастером в изображении пространства. Ничего удивительного, что бескрайняя даль появляется и в его “Грачах”.
Алексей Саврасов. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. 1871 г. Нижегородский художественный музей. Wikipedia.org
Ещё один важный момент. По бокам картины часть берёз “срезаны” рамой.
Этот приём придуман не Саврасовым. Такой эффект “занавеса” можно увидеть ещё у первого русского пейзажиста Семёна Щедрина (18 век).
Семён Щедрин. В царскосельском парке. Конец 18 века. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва
Но “занавес” у Саврасова приобретает совсем другое назначение. У Щедрина он добавляет камерности, уюта. В “Грачах” же, наоборот, расширяет пространство. Заставляет нас мысленно продолжить пространство вширь.