Слайд 17Природа как проекция душевных переживаний — характерная черта культуры сентиментализма,
говорящая о том, что внутренний мир человека становится безусловной ценностью.
Правда, во многих произведениях Боровиковского «причастность природе» персонажа приобретает характер клише, свидетельствующего о том, что чувствительность и естественность превратились в моду. Особенно это заметно в виртуозно исполненных женских портретах, следующих идеалу юной «природной» красоты и калькирующих позы и атрибуты модели. С другой стороны, эта рамка пасторального портрета позволяла включать в число персонажей крепостных. Таковы, например, «Лизынька и Дашинька» (1794) — дворовые девушки покровительствовавшего живописцу Львова, почти неотличимые внешне от молодых дворянок.
Начало творческого пути
Во время одного из арестов в тюрьме было написано первое стихотворение Маяковского (1909 г.). В 1911 году Маяковский поступил в Московское училище живописи. Затем он увлекся творчеством футуристов. Первое стихотворение Маяковского «Ночь» было опубликовано в 1912 году. В следующем году писатель создал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль.
В 1915 году была закончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах». Дальнейшая поэзия Маяковского, кроме антивоенных тематик, содержит также сатирические.
В творчестве Маяковского должное место занимают сценарии к фильмам. Он снимается в трех своих фильмах в 1918 году.
Слайд 765-летняя Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке, опирающейся на
посох из-за своего ревматизма. Её одежда подчеркнуто неофициальна — она одета
в шлафрок, украшенный кружевным жабо с атласным бантом, и кружевной чепец, у её ног резвится собака. Правительница представлена не богиней, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни, созерцательницей, без всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов. Портрет стал отечественным вариантом английского типа «портрет-прогулка». В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди. Лицо модели написано обобщённо и условно, возраст смягчён.Таким образом, в парадный портрет проникает «естественная простота», кроме сентиментализма отчасти сближающая картину с просветительским классицизмом. Однако поза императрицы полна достоинства, жест, которым она указывает на памятник своих побед, сдержан и величествен.Портрет не понравился Екатерине, но, скорее всего, подсказал Пушкину мизансцену встречи Маши Мироновой с императрицей в «Капитанской дочке». Именно у Боровиковского пейзаж впервые среди русских художников становится постоянным фоном портрета, обозначая целый комплекс представлений, связанных с идеями естественности, чувствительности, частной жизни и единения родственных душ.
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1826)
Владимир
Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 г. в небольшом украинском
городке Миргороде. Его отец, Лука Боровик, принадлежал к местной
казачьей старшине, владел домом и двумя небольшими участками земли.
Следуя традиции, четверо его сыновей служили в Миргородском полку,
но Владимир в чине поручика вышел в отставку и посвятил себя
живописи.
Отец, писавший иконы для сельских церквей, обучил иконописи детей, и
династия Боровиков славилась в местной художественной артели. В
Киевском музее украинского искусства и в Русском музее хранятся
иконы, написанные молодым живописцем.
Помимо икон он писал и портреты, в духе той наивной
полупрофессиональной живописи, которая была распространена на
Украине.
Случай помог ему расстаться с глухой провинцией.
Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины
, выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из
«путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в
Крым.
К этой работе его привлек друг, поэт В. В. Капнист (который был
сослан за смелые произведения из Петербурга на родную Украину), как
предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты
«потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II.
Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. На одной
из них был изображен Петр I в облике землепашца и Екатерина II,
засевающая поле, а на другой — императрица в облике Минервы в
окружении мудрецов Древней Греции.
Царская похвала открыла Боровику дорогу в Петербург
Кто-то из свиты императрицы обратил внимание на эти картины и на их
автора. Скорее всего, это был Н.А.Львов (архитектор, музыкант, поэт
и художник), потому что уже в сентябре 1788 г
Боровиковский
оказался в Петербурге (где он сменил фамилию на Боровиковский), и
именно в доме Львова.
В Академию Художеств 30-летний живописец поступить уже не мог и
потому получал частные уроки у своего прославленного земляка
Д. Г.
Левицкого, а с 1772 г. — у известного австрийского живописца,
работавшего при дворе Екатерины II, И. Б. Лампи, а также копировал
лучшие образцы европейской живописи и работы своих наставников.
Этого ему оказалось достаточно, чтобы в совершенстве овладеть
профессиональным мастерством.
Около 4 декабря 1794 года Лампи обратился в Совет Академии
Художеств с письмом, в котором просил присудить своему ученику В.Л.Боровиковскому звание академика. Очевидно, был представлен “Портрет
Екатерины II на прогулке”. Эта просьба говорит о высокой оценке
дарований русского ученика, которую дает ему художник-иностранец.
После своего четырехлетнего пребывания в северной столице Лампи
отдал Боровиковскому свою мастерскую, что говорит о добром отношении
учителя к ученику.
От своих учителей он перенял блестящую технику, легкость
письма, композиционное мастерство и умение польстить
портретируемому. В кружке известного архитектора, поэта и
музыканта Н.А.Львова, в доме которого он прожил десять лет,
Боровиковский оказался среди видных деятелей художественной
России, проникаясь идеями символизма. Новое течение было
созвучно спокойному, элегически настроенному художнику, на
простой образ жизни которого не повлияли ни слава, ни деньги.
Владимир Лукич был всецело поглощен искусством, и его мастерство
быстро оценили заказчики.
Работы итальянского периода
Из биографии Карла Брюллова известно, что итальянский период его творчества ознаменовали многочисленные портреты. Среди них стоит отметить «Всадницу», портрет Матвея Виельгорского и Юлии Самойловой. Эти шедевры относятся именно к этому периоду. К портретной живописи Брюллов вернется снова уже по возвращению в Санкт-Петербург.
Стоит отметить, что в общей сложности художник провел в Европе более 12 лет. Но Италия его привлекала больше всего. Через несколько лет он вновь вернулся сюда. В творчестве Карла Брюллова Италия сыграла огромную роль. Во время второй поездки в страну он занялся тщательным изучением развалин древнейших городов – Помпеи и Геркуланума, которые были разрушены в ходе сильнейшего землетрясения. Художника невероятно впечатлили величественные Помпеи, погибшие от стихии. Поэтому последующие годы он изучал историю города и археологические находки. В результате кропотливой и длительной работы была написана одна из самых известных картин – «Последний день Помпеи». Многие искусствоведы сходятся во мнении, что эта работа стала вершиной творчества художника и его мастерства. Над полотном художник работал шесть лет.
В 1833 году после длительных работ Брюллов вынес на суд ценителей искусства «Последний день Помпеи». Весть о потрясающей картине гениального мастера быстро облетела все школы искусств и светские салоны. Полюбоваться творением приезжали не только знатоки, но и ценители прекрасного. Картина Брюллова выставлялась в Париже и Милане. После знакомства с ней все неизменно приходили в восторг.
Тюрьма и последние годы жизни
В августе 1701 года Владимира Васильевича посадили в тюрьму за нападение на судно купца, у которого он похитил дорогие ткани. Атласов провёл в тюремном заключении несколько лет, вплоть до 1706 года.
В 1706 году он вновь был послан на Камчатку, по дороге куда присвоил товары умершего купца, оставив за них те самые 100 рублей, которые получил в качестве награды. Потомки купца, которым должно было перейти наследство, подали жалобу на Атласова. К тому времени он уже успел выгодно продать все товары, поэтому под надзором был отправлен на реку Лену, чтобы вернуть их. Помимо этого, вследствие того, что на Владимира была возложена задача по усмирению взбунтовавшегося народа, он почувствовал власть и, воспользовавшись ею, настроил против себя население. Его действия были жестоки, поэтому против него взбунтовались даже подчинённые казаки.
Ссылки [ править ]
- ^ a b Уотсон, Эрнест В., Сорок иллюстраторов и как они работают (1946), Watson-Guptill Publications Inc .; Твердый переплет, стр. 48.
- ^ Саммерфилд, Морис Дж. (Январь 2003 г.). Классическая гитара: ее эволюция, исполнители и личности с 1800 года . ISBN 9781476851655.
- ^ «Владимир Бобрицкий, детский иллюстратор» , доклад в Художественном музее Маскегона (Мичиган) (25 января 1995 г.).
- ^ Рид, Уолт, иллюстратор в Америке 1860–2000 ; 2001, публикации Watson-Guptill; ISBN в твердом переплете 978-0-8230-2523-7 стр. 210.
- ^ Mouly, Франсин, Перекрытие The New Yorker: ультрасовременные Covers из литературного института ; 2000, Abbeville Press; ISBN в твердом переплете 978-0-7892-0657-2 стр. 240. Полностраничные иллюстрации двух обложек Бобри появляются на страницах 211 и 224.
- ^ Лонг, Лестер С., «Краткая история классической гитары в Нью-Йорке»; NYlon Review , официальный информационный бюллетень Общества классической гитары Нью-Йорка, зима 2004 г.
- ↑ Записи включают «Маэстро: Сеговия» , «Мексикана: Сеговия» , «Гренада: Сеговия» и «Три века гитары» .
- ^ Guitarra Magazine , выпуск 31 (март-апрель 1979), стр. 28.
- ^ Саммерфилд, Морис Дж., Классическая гитара: ее эволюция и ее исполнители с 1800 года . Ньюкасл-апон-Тайн, Англия: издательство Ashley Mark Publishing Company, ISBN 978-1-872639-46-8 (2003) (5-е издание), мягкая обложка, стр. 61.
- ^ Гитара Обзор № 68, зима 1987,внутренней стороне обложки. Нью-Йорк: Albert Augustine Ltd.
Интересные факты
- Самой большой любовью в жизни поэта и его музой была Лиля Юрьевна Брик. С ней и ее мужем, Осипом, Маяковский дружил, а затем переехал жить в их квартиру. У Лили и Владимира начался бурный роман, и ее муж фактически уступил ее другу.
- Маяковский пользовался популярностью у женщин. Однако поэт официально не зарегистрировал ни одни свои отношения. Известно, что, кроме дочери Патриции, у Маяковского есть еще и сын от связи с художницей Лилей Лавинской – Глеб-Никита, советский скульптор.
- После смерти отца от заражения крови (он укололся, сшивая бумаги), Маяковского всю жизнь преследовала фобия умереть от инфекции.
- Придуманная Маяковским и ставшая его визитной карточкой стихотворная «лесенка» вызывала негодование среди его коллег. Ведь редакции платили в то время не за количество символов в произведении, а за количество строк.
- После чтения Маяковским в Большом театре поэмы о Ленине зал аплодировал 20 минут, на этой постановке присутствовал Сталин.
- Маяковский стоял у истоков советской рекламы, за рекламную деятельность поэт подвергался критике со стороны некоторых современников.
Все интересные факты из жизни Маяковского
-
/11
Вопрос 1 из 11
Слайд 11«Портрет князя Александра Борисовича Куракина» 1801 — 1802 Произведения Владимира Боровиковского, ученика
и земляка Левицкого, наглядно показывают, что сентименталистские ценности в последние
десятилетия XVIII века стали основой репрезентации частного человека. Теперь портрет отчетливо расслаивается на парадный и приватный. Нарочитой роскошью блещет изображение «бриллиантового князя» Куракина (1801–1802), прозванного так за любовь к драгоценностям и показной пышности. Подобно ряду полотен Гойи, оно показывает, что великолепие живописи становится одним из последних доводов в пользу величия аристократии: сами модели уже не всегда способны выдержать тот пафос, который диктуется жанром.
Сочинение по картине В. Л. Боровиковского «Портрет Е. Н. Арсеньевой»
Еще одним мастером портрета и русским художником украинского происхождения есть Боровиковский Владимир Лукич
Его перу принадлежит множество портретов, но наше внимание приковал к себе портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой. Написан он в 1796 году. Большим талантом автора было не только его умение точно передавать черты лица, но и показывать характер человека на холсте
Большим талантом автора было не только его умение точно передавать черты лица, но и показывать характер человека на холсте.
Глядя на портрет Е. Н. Арсеньевой, мы видим молодую женщину, где-то двадцати пяти лет. Ее выражение лица свидетельствует о хорошем настроении. Она довольна собой и своей
жизнью. Держится очень уверенно и гордо. Высоко поднята борода, выставлена вперед грудь. Но при всем этом нет никакой надменности. Она просто красиво позирует автору. Лицо спокойное, губы сжаты, на щеках румянец. Шея и вырез декольте ничем не закрыты, и мы можем увидеть светлую красивую кожу. Также обнаженные руки скрещены перед собой. На одной руке красивое украшение в виде браслета, а в другой Екатерина держит желтое яблоко. На ней надето очень красивое, с легкого, почти прозрачного материала платье. На голове красивая плетеная шляпка, с-под которой, на спину падают золотистого цвета кудри.
Портрет рисовался на улице,
так, как видно, что девушка оперлась на камень, а позади нее раскрывается красивый вид. С одной стороны, зелень деревьев, а с другой красивое пышное небо. На этом фоне Екатерина Арсеньева смотрится еще более оживлено и прекрасно. Ее губы изогнулись в мягкой, игривой улыбке. Темные глаза смотрят очень кокетливо. И вся ее фигура притягивает к себе взгляд.
Всматриваясь в картину “Портрет Е. Н. Арсеньевой” Владимира Боровиковского, видно, насколько ярко он изобразил саму девушку и уже более приглушенными цветами нарисован вид сзади. Так, еще больше нам кажется, что это живой человек, который сидит перед нами и вот-вот что-то скажет. Такая реалистичность изображений присущая именно В. Л. Боровиковскому.
Другие работы по этой теме:
Сочинение описание по картине: Портрет В. И. Арсеньевой работы В. Л. Боровиковского План – Вступление. Что я знаю о художнике? – Выдающееся произведение художника. – История создания. – Описание изображения. – Характер, созданный художником. – Колорит. –.
Сочинение по картине В. Л. Боровиковского “Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой” Владимир Лукич Боровиковский — русский художник конца XVIII — начала XIX вв., непревзойдённый мастер портретной живописи. Среди знаменитых полотен встречаются парадные портреты: “Портрет князя А.
Сочинение по картине В. А. Серова «Портрет И. И. Левитана» В. А. Серов написал много портретов известных личностей того времени. Для каждого он выбирал обстановку и определенную позу. У художника нет похожих картин, к каждому.
Сочинение по картине: ПОРТРЕТ “НЕИЗВЕСТНОЙ” ПОРТРЕТ “НЕИЗВЕСТНОЙ” Портреты Крамского отличаются глубиной раскрытия психологии, характера модели, ее примет и очарования. Жажда прекрасного, способность очаровываться внешней красотой, гармонией, совершенством была в художнике.
Сочинение по картине И. Е. Репина «Портрет Мусоргского» На картине, художник изобразил знаменитого композитора Мусоргского. По историческим данным известно, что портрет был нарисован в 1881 году, за несколько сеансов. Известно, что в то.
Сочинение по картине Ф. Рокотова «Портрет А. П. Струйской» Я читал, что Ф. Рокотову лучше всего удавались портреты. Одной из наиболее ярких его работ считается картина “Портрет А. П. Струйской”. На ней изображена молодая.
Сочинение по картине Брюллова Портрет сестер Шишмаревых Известный русский художник Брюллов славится написанием портретов. На одном из них изображены реальные лица – сестры Шишмаревы. Художник изобразил их сбегающих по лестнице – молодые.
Сочинение по картине И. Н. Крамского «За чтением. Портрет С. Н. Крамской, жены» Крамской изобразил на этом портрете свою жену, нарисовав ее в 1869 году. Как мне известно, он очень любил свою семью и был привязан к ней.
Сочинение по картине В. А. Серова «Портрет М. К. Олив» В 90 годы мастерство Валентина Александровича Серова в плане портретов достигло своего расцвета. Он пишет одну из лучших своих работ “Портрет М. К. Олив”. Мари.
Сочинение по картине: Портрет Н. И. Петрункевич Н. Ге МУДРОСТЬ ХУДОЖНИКА Замечателен “Портрет Н. И. Петрункевич” кисти художника Н. Ге. Молодая женщина читает книгу у открытого в сад окна. Покой, тишина, но покой этот.
Слайд 5В 1795 году Боровиковскому присвоено звание академика, а в 1802
году — советника Академии Художеств. В ранний петербургский период Боровиковский
пишет миниатюрные портреты, написанные маслом, но подражающие миниатюре на эмали. Он преуспел и в парадном портрете, немало его произведений в этом жанре почиталось за образцы.В числе его работ — великолепный портрет Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, портреты Державина, князя Куракина и огромный портрет Фет — Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Два экземпляра этого портрета находятся в картинной галерее Эрмитажа, а другой в Академии Художеств.
«Почтеннейший и великий муж»: религиозный художник и иконописец
Владимир Боровиковский. Евангелист Матфей. Из «Благовещения». Икона из Царских врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге (фрагмент). 1810-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Владимир Боровиковский. Евангелист Иоанн. Из «Благовещения». Икона из Царских врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге (фрагмент). 1810-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Владимир Боровиковский. Евангелист Лука. Из «Благовещения». Икона из Царских врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге (фрагмент). 1810-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Кроме дворян и императорского двора Боровиковский получал заказы от церкви. Несколько раз он изображал духовных лиц: российских митрополитов Михаила и Амвросия, главу Грузинской православной церкви Антония.
Боровиковский создавал картины на религиозные сюжеты, писал иконы. Племянник живописца Иван Боровиковский вспоминал: «Приготовив холст или доску для иконы, он заставлял читать вслух Евангелие или житие святого, которого изобразить предположил, и, остановясь на каком-либо тексте или листе читаемого, прерывал чтение и начинал работать».
По рекомендации графа Александра Строганова Боровиковского пригласили работать над убранством Казанского собора в Петербурге. Там он создавал иконы вместе с художниками Григорием Угрюмовым, Алексеем Егоровым, Василием Шебуевым и Андреем Ивановым. Художник писал своему племяннику Антону Горковскому: «Я занят трудами моими непрерывно. Теперь главная моя обязанность для Казанского великолепно строящегося собора».
Боровиковский преподавал в Академии художеств, где в декабре 1802 года получил звание советника. В числе его студентов были художники Алексей Венецианов и Иван Бугаевский-Благодарный.
С 1802 года Боровиковский состоял в масонской ложе «Умирающий сфинкс», которую создал секретарь Академии художеств Александр Лабзин. В нее, кроме живописца, входили художник Дмитрий Левицкий, писатель Сергей Аксаков, архитектор Александр Витберг. В 1819 году живописец присоединился к мистическому кружку Екатерины Татариновой. В своих записных книжках Боровиковский отмечал, что вступал в тайные общества, чтобы «чувствовать теплоту сердечную». Однако вскоре он разочаровался в кружке Татариновой: «Все мне кажутся чужды… одно высокомерие, гордость и презрение. Ни одного нет ко мне искреннего, и я ни одного и не усматриваю, которому бы я хотел подражать».
В 1820-х Боровиковский написал картины «Бог Отец, созерцающий мертвого Христа», «Богоматерь с младенцем в сонме ангелов». В то же время он продолжал создавать портреты на заказ.
В последние годы жизни Боровиковский работал над иконостасом церкви Смоленского кладбища в Петербурге, однако закончить его не успел. Он умер 18 апреля 1825 года. Художник Алексей Венецианов писал: «Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил свои дни, перестал украшать Россию своими произведениями…» Похоронили живописца на Смоленском кладбище в Петербурге. В 1931 году его могилу перенесли в Александро-Невскую лавру.
Боровиковский не был женат и не имел детей. В завещании он просил раздать беднякам свое имущество, «состоящее в нескольких картинах, небольшом количестве книг, денег и в прочих домашних вещах».
В XIX веке картины Владимира Боровиковского хранились в частных коллекциях и украшали дворянские усадьбы. После революции они были национализированы и переданы в Третьяковскую галерею.
Биография художника
Художник-портретист появился на свет 24 июля 1757 года в семье казака Луки Ивановича Боровиковского. В последствие он и сам служил в казацком полку. А так, как его семья занималась написанием икон, то нужные азы для подобной живописи Владимир Лукич получил от отца. Так он продолжал семейное дело, пока не покинул службу в звании поручика. После этого у Боровиковского появилась возможность целиком и полностью посвятить себя любимому занятию, заниматься другой живописью, а также оформлять интерьеры дворцов и других знатных домов. Именно роспись одного из важных строений по поручению Копнистого стала решающей в судьбе художника. Оформление выполнялось к приезду Екатерины 2-й, которая по достоинству оценила старания иконописца и пригласила его в Санкт-Петербург. Согласно преданию императрица к своим похвалам добавила и немалую награду, поэтому переезд не был для Владимира Лукича обременительным.
Переезд в культурную столицу состоялся к концу 80-х годов. По приезду в город на Неве художник-портретист живет в доме Н.А.Львова, который считался выдающимся архитектором, поэтом и музыкантом. Благодаря этому Владимир Лукич приобретает весьма перспективные знакомства – Державин, Хемницер, Фомин, Левицкий, Лампи. Многому художник научился у известных живописцев того времени, но Боровиковский имел свой отличительный подчерк. Он вносил в портреты чувственность и эмоции, старался передать настроение героев.
Благодаря таланту и несомненно приобретенным знаниям, художник удостоился звания академика живописи за портрет князя Константина Павловича. После такого успеха, портретист становится советником в Академии художеств, хотя для самой Академии сей факт был и нежелателен, так как Владимир Лукич не являлся ее учеником. В это время в свет выходят наиболее удачные и известные сегодня картины. В годы признания художник проживает на Миллионной улице, в доме 12.
6 апреля 1825 года Боровиковский покидает этот мир, а его тело было погребено на Петербургском Смоленском православном кладбище. Спустя шесть лет художника перезахоронили в Александро-Невской лавре.
Живопись Боровиковского
Не смотря на то, что живописью Владимир Лукич занимался с ранних лет, как портретист он прославился лишь к 1790 –м годам. Его творчество характеризуется камерными портретами. В женских образах Боровиковский передает идеалы того времени. Прекрасным тому примером может послужить двойной портрет обыкновенных горничных «Лизонька и Дашенька». Портреты передают нежность и невинность своих героинь.
Равно, как и идеализация в портретах художника, так и точная передача чувств, эмоций и переживаний фигурируют в признанной живописи Боровиковского. Это можно наблюдать в портрете Е.А.Нарышкиной.
Весьма благотворно портретист относится к нравственной чистоте, самоотверженности и человеческим ценностям. Пример с таких картин брали и последующие ученики художника. «Портрет торжоковской крестьянки Хрисьтиньи» служит явным тому примером.
Портреты художника наполнены сильными и энергичными личностями, простыми персонажами и природными красотами нашего отечества. Художник также практиковал писание миниатюр. А в конце жизненного пути Боровиковский вернулся к иконописанию. Теперь эти творения украшают лучшие соборы России.
Личная жизнь
Семейная жизнь В.Л. Боровиковского совершенно не сложилась. Он никогда не был женат, не было у него и детей. В преклонные годы художник завещал раздать своё небольшое состояние бедным.
Неустроенность личной жизни способствовала нарастающей нелюдимости художника. Всегда глубоко верующий человек, Л.В. Боровиковский пытался найти решение социальных и личных проблем в мистических учениях. Обращение к мистицизму не оправдало ожиданий, что привело к ещё большей замкнутости художника.
По собственному признанию Л.В. Боровиковского, узкий круг общения художника состоял почти исключительно из прислуги и немногих учеников. Преподавательская деятельность стала основной на закате жизни. Его уроки живописи посещали А.Г. Венецианов и И.В. Бугаевский-Благодарный. Отличаясь мягким и добродушным характером, Л.В. Боровиковский относился к ним как к родне и позволял жить в собственном доме.
Единственной отдушиной для В.Л. Боровиковского были воспоминания о родине и гусли, играть на которых научил его ещё отец. Украинские песни доставляли ему огромное удовольствие и радость.
Добровольное отшельничество усугублялось пристрастием художника к крепким спиртным напиткам. Эта пагубная привычка подорвала его здоровье и в возрасте шестидесяти восьми лет художник скончался от инфаркта.
Личная жизнь
Биография Владимира Боровиковского настолько сильно была связана с любимым делом, что он не акцентировал внимания на личной жизни. Мужчина всегда был одиноким, а после утраты заинтересованности со стороны общества вовсе стал нелюдимым. Поиски себя в мистицизме не принесли успеха, и автор, уйдя в изображение религиозных сюжетов, проводил все время в мастерской.
Алексей Венецианов
У художника не было жены и детей. Родным в Украину он писал, что его общество составляют кухарка и ученики, которым он дал приют в собственной квартире. Одним из юношей был Алексей Венецианов, впоследствии ставший знаменитым художником.
Постепенно в душе Боровиковского назревал разлад, разогреваемый одиночеством и забытьем со стороны публики. Он пристрастился к выпивке. Будучи щедрым человеком, живописец не обладал состоянием, хотя даже в годы невостребованности умудрялся неплохо зарабатывать. Окружающие удивлялись его щедрости. На родину регулярно отправлялись посылки с гостинцами, бедняки толпились у его квартиры по субботам и регулярно получали милостыню.
Биография
Владимир Боровиковский – художник, автор портретов, миниатюр и икон. Он представитель сентиментализма в русском изобразительном искусстве 18 века. Особенностью манеры живописца стало воспевание чувств, переживаемых героем картины, и настроений, овладевающих ими. Вопреки привычной тенденции эпохи Боровиковский в произведениях обращается не к официальному портрету, описывающему сословную принадлежность персонажа.
Портрет Владимира Боровиковского
Он говорит о натуре, человеческих ценностях и чувствах, которые проявляются вдали от общества, чаще на природе. Изображениям художника сопутствуют легкие оттенки, полупрозрачные тона, лирическое настроение и мечтательность. Он с трепетом относится к индивидуальности, окутывая ее в нежную грусть и меланхолию.
Творчество
В 1794-м благодаря знакомству с приближенными ко двору вельможами Боровиковский удостоился чести написать портрет императрицы. Так появилась картина под названием «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». Изображение описывало государыню в камерной обстановке и в скромном снисходительном образе. Величественная фигура выглядела просто и одновременно изящно. За работу в 1795 году художник был удостоен звания академика.
Картина Владимира Боровиковского «Портрет Павла I»
Слухи о нем передавались из уст в уста, и живописец стал востребованным. Трудолюбивый автор получал много заказов от высокопоставленных особ. Он писал портреты женщин и мужчин, предлагая типичное композиционное решение, но тонко работая над передачей характеров персонажей. Будучи левшой, Боровиковский писал в иной манере, нежели правши, но описания техники не оставил.
Мужчина быстро прославился и к 1802 году уже стал советником Академии художеств. Несмотря на то, что он не стал придворным мастером, в светском обществе живописец пользовался расположением авторитетных лиц. В обществе возникла мода на него. Героинями произведений были императрица Мария Федоровна, Павел I и их дети, кисти автора принадлежат «Портрет Марии Лопухиной», «Портрет Елены Нарышкиной». В изображении женщин художнику удавалось передать трепетность, поэтику тонкой натуры и воспеть трогательный образ.
Картина Владимира Боровиковского «Портрет Марии Лопухиной»
Творчество Боровиковского было многогранным. Он писал монументальные портреты и миниатюры, выходя за рамки сентиментализма и подвергаясь течениям, характеризующим смену эпохи в изобразительном искусстве. В работах этих лет присутствовали черты классицизма и ампира. Парадные изображения ценились среди высокопоставленных чиновников. Дипломат Александр Куракин отдал за «Портрет князя Куракина» 700 руб. Не меньше заплатили советник Дмитрий Трощинский и принц Муртаза Кули-Хан.
Владимира Боровиковского пригласили к работе над оформлением Казанского собора, которая длилась до 1811 года. Художник оказался в центре придворных интриг, поэтому при награждении за труды его фамилия фигурировала не в первых рядах. За долговременный труд он получил бриллиантовый перстень, в то время как другие были одарены щедрее. Так начался закат славы живописца.
Картина Владимира Боровиковского «Портрет князя Куракина»
Мода быстро менялась, вельможи открывали для себя новые имена. Мастерство Боровиковского оставалось неизменным, но к нему обращались все реже, и автор перестал посещать придворные мероприятия. Он больше не писал портреты. Теперь художника занимала религиозная живопись и увлечение мистицизмом.
Интересный факт: Боровиковский был членом масонской ложи Умирающего сфинкса под руководством Александра Лабзина. К ней имел отношение и его наставник Левицкий. Спустя несколько лет художник покинул кружок, но впоследствии относился к обществу «Духовный союз» Екатерины Татариновой.
Картина Владимира Боровиковского «Рождество Христово»
Творчество автора подвело черту в традиции портретного направления. Лиричность и эмоциональность портретов художника – отличительная черта его манеры, определившая эпоху в живописи 19 века. Его работы были более чувственными, чем картины предшественников. Фигуры, изображенные на лоне природы, становились первичными в сравнении с описанными прелестями пейзажа.
Свет на картинах оказывался рассеянным, а над персонажами витал ореол таинственности и загадки. Украшения и драгоценности женщин всегда сияли, фактура тканей передавала богатство атласа и бархата, но цвета были неяркими и неброскими, что приглушало роскошь одеяний. Используя привычные и ставшие традиционными для его манеры приемы, со временем Боровиковский стал писать в менее поэтичной манере. В его работах появился несвойственный ранее рационализм.