Новаторы, первооткрыватели, меценаты. все о династии рябушинских

Творчество художника Александра Бубнова

Самая известная картина Бубнова «Утро на Куликовом поле»

Александр Павлович Бубнов (1908-1964) родился в Тифлисе, где отец его проходил военную службу. Детство и юность будущего художника прошли в городе Актарске (бывшей Саратовской губернии).

Здесь же у него возкло желание научиться рисовать и он начал посещать изостудию. В 1926 году юноша едет в Москву и поступает во Вхутеин. Профессиональная подготовка художников в стенах это­го вуза оставляла желать лучшего. И Бубнов, окончивший Вхутеин в 1930 году по монументальному отделению, подобно многим другим выпускникам в течение нескольких лет упорным трудом наверстывает упущенное. Он работает над тематическими полотнами, компонует по памяти, редко обращаясь к натуре, ошибается, учится на ошибках, посте­пенно преодолевая и черноту колорита и надуманный схе­матизм композиций.

Вскоре на выставках появляются его картины — «Октябрины» (1936), «На Дальнем Востоке» (1937), «Проводы де­легата» (1937). В них много молодой романтики, примет времени, остро увиденных и запечатленных, можно усмот­реть здесь и влияние классиков русской живописи,

В 1939—1940 годах Бубнов участвует в создании живо­писных панно для Международной выставки в Нью-Йорке («Знатные люди Страны Советов») и ВСХВ («Мастера стаха­новских урожаев»). Хорошо была принята критикой и зрите­лями картина Бубнова «Яблочко», которую он завершил уже в годы Великой Отечественной войны.

В 50-х годах Бубнов успешно работал также в области книжной иллюстрации. Повести Н. В. Гоголя, поэма Т. Г. Шевченко «Гайдамаки», пушкинский «Борис Годунов» оказались созвучны поискам художника, волновали его творческое воображение. Но безвременная смерть помешала осуществлению новых замыслов.

Tags:

  • александр бубнов
  • советский художник

Последние материалы в этом разделе:

  • Серебряные монеты последнего Романова

    Династия Романовых правила в Российской империи чуть более 300 лет. Все её представители выпускал…

    2018-11-10

  • Святослав Гусев – блогер, предприниматель, публицист

    Святослав Гусев – не из тех людей, которые появились на этот свет “с золотой ложкой во рту”. Явля…

    2018-10-21

  • Как начать самосовершенствоваться и заботиться о себе.

    Либо ты, либо тебя. Жизнь не стоит на месте. И если сейчас вам кажется, что один день ничего не реши…

    2017-12-14

  • Павел (Паоло) Трубецкой: скульптуры, биография

    Паоло Трубецкой (1866—1937) Судьба прославленного скульптора Паоло (Павла) Петровича Трубецкого …

    2017-03-31

  • Белорусский скульптор Заир Азгур

    Заир Азгур (1908—1995) Народный художник Белоруссии, лауреат Государственных премий Заир Исаакович…

    2017-02-15

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

[править] Биография

Владимир Серов родился в селе Эммаус в Тверской губернии в 15 км от Твери в семье сельских учителей. После переезда в Весьегонск Владимир Серов посещает частную студию художника С. Шлейфера, у которого получил первые профессиональные уроки рисунка.

Рано определившись с выбором будущей профессии, Серов в 1927 году поступает в ленинградский ВХУТЕИН (бывшая Академия художеств), где занимается у В. Савинского. В 1931 году окончил институт, представив дипломную картину «Приезд Ленина в Петроград в 1917 году».

В 1931–1933 годах Серов занимался в аспирантуре ЛИЖСА у И. И. Бродского, которую окончил в 1934 году, представив картину «Сибирские партизаны».

В 1932 году В. Серов был принят в члены образованного Ленинградского Областного Союза советских художников. В 1933 году начинается его преподавательская работа в ЛИЖСА, продолжавшаяся до эвакуации института в феврале 1942 года из блокадного Ленинграда в Самарканд.

В. А. Серов. Ленин провозглашает советскую власть. 1947. ГТГ

В годы Великой Отечественной войны и блокады Серов оставался в Ленинграде, возглавив ЛОСХ и оставаясь в этой должности до 1948 года. В составе объединения «Боевой карандаш» он работает над созданием антифашистских плакатов, листовок и газетных иллюстраций. Уже 24 июня на улицах Ленинграда появился первый плакат В. А. Серова «Били, бьём и будем бить!». Позднее им будут созданы плакаты «Заменим!» (1941), «Защитим город Ленина» (1941), «Мы отстояли Ленинград. Мы восстановим его!» (1944) и другие. Возглавив Союз художников Ленинграда, Серов занимается организацией блокадных выставок, помощи художникам, остававшимся в войну в блокадном городе.

В годы войны Серов обращается к героической истории страны и пишет картины «Ледовое побоище» (1942, ГРМ), «Въезд Александра Невского в Псков» (1945, ГРМ), а также создаёт ряд портретов и картин о защитниках Ленинграда («Балтийский десант», «Последний патрон» и др.) и картину «Прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года» (1943, ГРМ), посвящённую прорыву блокады города (в соавторстве с И. Серебряным и А. Казанцевым).

После войны В. Серов обращается к историко-революционной теме и, в частности, к образу В. Ленина, создав несколько произведений, получивших широкую известность. Среди них картины «Ленин провозглашает Советскую власть» (1947, ГТГ, Сталинская премия первой степени за 1948 год), «Ходоки у Ленина» (1950, ГИМ, Сталинская премия второй степени за 1951 год), «Зимний взят!» (1954, ГТГ), «Ждут сигнала (Перед штурмом)» (1957, ГТГ), «Декрет о мире» (1957, ГТГ), «Декрет о земле» (1957, ГТГ).

В. А. Серов. Ходоки у Ленина. 1950. ГИМ

В 1940-1960-е годы Серовым были созданы иллюстрации к произведениям русской, в том числе к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1949), к роману Л. Н. Толстого «Война и мир» (1953), к «Полтаве» А. С. Пушкина и др., а также серия цветных иллюстраций к «Слову о полку Игореве».

Творческую деятельность совмещал с большой общественной работой. В 1941-1948 годах возглавлял Ленинградский Союз художников. В 1958 году был избран депутатом Верховного Совета РСФСР. После образования в 1960 году СХ РСФСР был избран первым секретарём правления СХ РСФСР (1960–1968). Одновременно с 1962 по 1968 год был президентом АХ СССР. С 1961 года был членом Центральной ревизионной комиссии КПСС.

Владимир Александрович Серов умер 19 января 1968 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В 1980 году на его родине в селе Эммаус Тверской области был открыт Мемориальный художественный дом-музей В. А. Серова, являющийся филиалом Тверской областной картинной галереи. В Москве на доме по наб. Тараса Шевченко, 1/2, где жил В. А. Серов, была установлена мемориальная доска.

Личная жизнь

С портрета жены художника на зрителя смотрит брюнетка с вдумчивым взглядом глубоко посаженных карих глаз. Это Генриетта Григорьевна Серова. Картины, посвященные супруге, Владимир Александрович писал в 1960-е годы. Они нежны, чувственны и разительно не похожи на громкие полотна социально-политической направленности.

Супруга живописца — автор монографий по творчеству Василия Савинского и Николая Касаткина. Она родила мужу детей — Ярослава и Марию.

Дочь и жена Владимира Серова

Музей в Эммаусе хранит страницы альбома, где Серов вел живописную летопись жизни дочери. Здесь скетчи и наброски девочки с первых лет: сначала она у материнской груди, потом делает первые шаги, затем держит ложку и гладит собаку. Эти бытовые зарисовки излучают нежность, лиризм и открывают художника как глубоко любящего отца и мужа, личная жизнь которого была скрыта от посторонних глаз.

До сих пор стоит вопрос, был ли у живописца, воспевавшего дело революции, конъюнктурный мотив, или тот хранил верность партии по зову сердца. Известно только, что его старший брат Николай подвергся репрессиям в 1939 году, и Серову с семьей даже пришлось скрываться в дедовом доме в Эммаусе.

(1904 – 1973)

Владимир Васильевич Стерлигов – последний художник классического русского авангарда, ученик Казимира Малевича, сумевший преобразовать и выйти из пространства супрематизма, создав оригинальную пластическую систему.

Это был изобретатель новых миров в высоком хлебниковском понимании этого слова. «Земная ось скрипнула и повернулась, — говорил Стерлигов, — и всё стало новым – земля и небо». Способ связи между двумя мирами – объективным и субъективным – развивается и видоизменяется в искусстве, науке, духовно-нравственной и религиозной жизни и стремится к совершенству.

Способ «касания» их в искусстве и есть прибавочный элемент, открытый Малевичем. Это структурно- и формообразующий принцип, который переводит живопись в качественно новой состояние.

Вся история искусства по Малевичу – это рождение и смерть прибавочных элементов, в каждой смерти – новой рождение. Кубистический сдвиг вызвал к жизни новый прибавочный элемент – серповидную кривую как образ новых форм связи духовного «Я» и объекта.

Стерлигов раскрыл другую возможность кубизма – круговой, сферический момент, скрытый в нём. Две сферы, связанные касанием, содержат в себе кривую, ставшую в системе Стерлигова новым прибавочным элементом.

Кривая и производные от неё чаша и купол привели художника к новому пониманию пластического пространства, его структуры и конструкции. Пространственные структуры, возникающие в работах Стерлигова, основаны на принципе геометризации, но криволинейной, сферичной, связанной с миром природных, органических форм.

Эстетика кривой, чаши и купола была не «придумана» художником, а уловлена в духовно-нравственной жизни мира как новая и властная потребность.

Владимир Васильевич Стерлигов родился 5 (18) марта в Варшаве в семье преподавателя Университета. По переводе отца в Москву учился в гимназии, работал в библиотеке, служил в Красном Воздушном флоте (1921-1923), учился на литературных курсах при Всероссийском Союзе Поэтов.

В 1925 Стерлигов познакомился в Москве с Верой Ермолаевой, которая посоветовала ему ехать в Ленинград учиться у Малевича. С 1926 года занимался живописью в ленинградском ГИНХУКе под руководством Малевича, осваивал принципы кубизма и супрематизма.

В 1929-1934 Стерлигов сотрудничал с детскими журналами «Ёж» и «Чиж», был близок к поэтам-обэриутам, иллюстрировал книги А. Введенского и Д. Хармса. Вместе с Л. Юдиным, В. Ермолаевой, К. Рождественским входил в группу живописно-пластического реализма.

В 1934 году, после убийства Кирова, по клеветническому доносу был арестован. Отбывал срок в лагере под Карагандой вместе с художниками В. Ермолаевой и П. Соколовым.

В 1938 был освобожден из лагеря, но был лишен права проживания в крупных городах. Сначала жил в Петушках, в 1940 принимал участие в оформлении павильона «Ленинград и Северо-Запад РСФСР» на ВСХВ. В 1941 переехал в Ленинградскую область, где его застала война. Был мобилизован и попал на Карельский фронт. После контузии в 1942 был эвакуирован в Среднюю Азию.

В Алма-Ате познакомился с Татьяной Глебовой, которая стала его женой. После окончания войны вернулся в Ленинград вместе с Глебовой, занимается живописью и рисованием, разрабатывая принципы своей чаше-купольной системы.

В 1965 (персональная) и в 1966 (совместная с Татьяной Глебовой) — выставки в Ленинграде (вторая была закрыта через 4 часа после открытия). В 1970 – две совместные выставки с Глебовой в Москве, в т.ч. в ГМИИ имени А.С.Пушкина. В октябре 1973 в мастерской художника в Ленинграде состоялась последняя прижизненная выставка Владимира Стерлигова с участием его учеников – «Скрытая геометрия форм».

1 ноября 1973 года В.В. Стерлигов скончался в Петергофе.

Бубнов Александр Павлович (1908-1964)

По большому счету Александр Павлович Бубнов был самоучкой.
Он прозанимался какое-то время в 1919 году в художественной школе города
Аткарска Саратовской губернии. Однако школу быстро закрыли, юный Саша
Бубнов вынужден был заниматься рисованием и живописью под руководством
школьного учителя.

Лишь в 1926 году после окончания девятилетки юноша
приезжает в Москву и поступает в Высший художественно-технический институт
(столь неблагозвучный Вхутеин).

В 1930 году А. Бубнов заканчивает институт
и отбывает на два года на Кузнецкстрой, где работает младшим архитектором.
В эти времена ему, понятно, не до большой живописи. Лишь после возвращения
в 1932 году в Москву А.П. Бубнов обращается к главному делу своей последующей
жизни.

Далее интересно послушать самого художника: «…попробовал писать,
убедился, что мало что умею делать. С этого времени начал работать очень
много. Первую работу — «Погиб в бою» — выставил на выставке «15 лет РККА», вторую — «Белые в городе» — на выставке молодых художников в
1934 году. В 1936 году я написал картину Октябрины, которая была выставлена
на выставке «Индустриализация социализма». Во всех этих картинах я не
умел и не пользовался натурой, и все они написаны без натуры… В картине
«Яблочко» хоть и не в полной мере, но довольно много писал по натуре.
Во время Великой Отечественной войны много работал по агитплакату, делал
рисунки для журналов и листовок и т. д. Графику я вообще люблю и часто
работаю в этой области. К выставке 1947 года я закончил большую историческую
картину — «Утро на Куликовом поле», за которую мне присуждена Государственная
премия». Что ж, воля, талант и труд многое могут перетереть. А.П. Бубнов
благодаря этим качествам вырос в большого советского художника.

Бубнов, Александр Павлович Утро на Куликовом поле. Александр Павлович Бубнов (20 февраля (4 марта) 1908, Тбилиси 30 июля 1964, Москва) советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1954), член корреспондент АХ СССР (1954). Учился в… … Википедия

— (1908 1964), советский живописец. Заслуженны деятель искусств РСФСР (1954), член корреспондент АХ СССР (1954). Учился во Вхутеине (1926 30). Для жанровых и исторических композиций Бубнова характерны широкая живописная манера, мажорная… … Художественная энциклопедия

Советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1954), член корреспондент АХ СССР (1954). Учился в московском Вхутеине (1926 30). Главным образом жанрист и исторический живописец. Для… … Большая советская энциклопедия

— (1908 64) российский живописец, член корреспондент АХ СССР (1954). Эпическое историческое полотно Утро на Куликовом поле (1943 47), жанровые картины, иллюстрации. Государственная премия СССР (1948) … Большой Энциклопедический словарь

— (1908 1964), живописец, член корреспондент АХ СССР (1954). Эпическое, свежее по живописи историческое полотно «Утро на Куликовом поле» (1943 47), жанровые картины, иллюстрации. Государственная премия СССР (1948). * * * БУБНОВ Александр Павлович… … Энциклопедический словарь

Род. 1908, ум. 1964. Художник, живописец, автор эпического полотна «Утро на Куликовом поле» (1943 1947), жанровых полотен и др. Лауреат Государственной премии СССР (1948), чл. корр. АХ СССР с 1954 г … Большая биографическая энциклопедия

Бубнов, Александр: Бубнов, Александр Викторович (род. 1955) советский футболист Бубнов, Александр Владимирович (род. 1959) русский поэт и филолог Бубнов, Александр Дмитриевич (1883 1963) контр адмирал Бубнов, Александр Павлович (1908 1964)… … Википедия

Биографические сведения

Историк-публицист Андрей Сергеевич Бубнов, биография которого тесно связана с революционными событиями 1917 года, родился 22 марта 1884 года. Он был репрессирован, поэтому точная дата его смерти достоверно не установлена. В одних источниках значится, что он умер 1 августа 1938 года, по другим данным — 1 января 1940 года.

Место рождения — Иваново-Воскресенск. После окончания реального училища он стал студентом Московского сельскохозяйственного института. Закончить это учебное заведение ему не удалось, так как в 1903 году он вступил в РСДРП и стал заниматься революционной деятельностью.

В период революционных событий с 1905 по 1907 год он входил попеременно в Иваново-Вознесенский и Московский комитеты РСДРП(б), в Иваново-Вознесенске он являлся членом бюро местного союза РСДРП.

В 1908 году Бубнов Андрей Сергеевич был избран в областное бюро РСДРП в Центральном промышленном районе.

С 1910 года по 1917-й он, выполняя партийное задание, занимался революционной деятельностью в таких промышленных городах, как Петербург, Нижний Новгород и т. д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: