Дети
В браке Мария Павловна родила троих детей: дочерей Марию Елизавету в 1808 году, Августу в 1811 году и семью годами позже долгожданного сына, Карла Александра
В детях она пыталась искать отдохновение, уделяя большое внимание их воспитанию и образованию. Будучи сама воспитанной под строгим оком графини Ливен, была к ним крайне требовательна и ставила перед их домашними наставниками, среди которых был сам Гете, весьма высокие задачи
В Германии Мария Павловна не переставала любить русский язык и русскую поэзию. Она воспитала своего сына так, что про него в Веймаре говорили:
Прусская принцесса Мария Луиза, 1838
Германская императрица и королева Пруссии Августа МарияФ. К. Винтерхальтер 1861
Великий герцогКарл Александр Август
Младшая, Августа, в восемнадцать лет была обвенчана со старшим братом Александры Федоровны, будущим германским императором Вильгельмом I. Последний кайзер Германии, Вильгельм II, был ее внуком. Так что волей судеб великая герцогиня Мария Павловна являлась прабабкой германского императора Вильгельма II, воевавшего против России во время Первой мировой войны. Августа скончалась в возрасте семидесяти девяти лет и похоронена в Потсдаме.
Сын Карл Александр, занявший великогерцогский престол после смерти отца, был женат на принцессе Софии, дочери младшей сестры своей матери, великой княгини Анны Павловны, ставшей королевой Нидерландов. Всю свою жизнь он поддерживал дружбу с романовским семейством, неоднократно посещал Петербург. В 1896 году Карл Александр присутствовал на коронации Николая II в Москве. Карл Александр скончался в 1901 году в возрасте восьмидесяти трех лет в Веймаре, там он и похоронен рядом со своими родителями — русской великой княгиней и немецким великим герцогом.
Новая родина
Прибыв в Россию, герцог Карл Фридрих провёл в новой для него стране почти год. За это время он и Мария Павловна смогли хорошо узнать друг друга. Как вы понимаете, это оказалось весьма полезным для их дальнейшего союза. А уже в августе 1804 года состоялось торжественное бракосочетание великой княжны и герцога, после чего молодые супруги отправились в Веймар. В качестве свадебного подарка правитель герцогства пожаловал супружеской чете дворец Бельведер, рядом с которым был создан так называемый Русский сад. Мария Павловна в письмах своей матери говорила, что это место очень напоминает ей Павловск, а потому герцогине особенно нравилось там бывать.
Мария видела, насколько непосильными для герцогства стали контрибуции, установленные Наполеоном. Материальное положение Веймара несколько укрепилось за счёт приданого герцогини, однако она понимала, что этих средств хватит лишь на время. В одном из своих писем к матери Мария Павловна попросила прислать вторую часть приданого, оставшуюся в России. Однако вдовствующая императрица ответила отказом, отметив следующее:
Рихард Лаухерт «Мария Павловна в пожилом возрасте»
Карл Бегас «Портрет Мария Луизы Александрины Саксен-Веймар-Эйзенахской» (старшая дочь, супруга принца Карла Прусского) / Классический фонд Веймара, Германия
Франц Винтерхальтер «Портрет Августы Марии Луизы Катерины Саксен-Веймар-Эйзенахской» (вторая дочь, германская императрица и королева Пруссии, супруга Вильгельма I)
Рихард Лаухерт «Мария Павловна в пожилом возрасте»
В период завоевательных войн Наполеона жизнь Марии Павловны едва ли можно было назвать спокойной. Ей дважды приходилось покинуть Веймар, чтобы не оказаться в руках наполеоновских войск. Когда же война завершилась, герцогиня начала активно заниматься благотворительностью. Она помогала бедным, открывала работные дома и ремесленные школы, поддерживала деятелей искусства.
В последний раз Мария Павловна посетила родину в 1855 году, побывав на коронации Александра II. Через четыре года она умерла в Веймаре, на своей второй родине в возрасте 73 лет. Эти места действительно стали родными для герцогини. Здесь родились четверо её детей, трое из которых дожили до взрослого возраста, а одна из дочерей и вовсе стала прусской королевой, первенец Павел Александр, к сожалению, умер во младенчестве. В Веймаре Мария Павловна сумела реализовать свои таланты и проявить деятельную натуру, при этом улучшив жизнь подданных.
Подписывайтесь на дзен-канал и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))
Характер и таланты великой княжны
Надо сказать, что и внешность юной Марии была далека от идеала. В раннем возрасте девочка была хороша собой, однако переболела оспой, которая оставила следы на лице и сделала черты грубее. Однако со временем великая княжна стала расцветать, а прежние недостатки ушли в прошлое. Её даже называли “жемчужиной двора”. И если любимицей царственной бабушки была её старшая сестра Елена, то сердце отца принадлежало Марии.
Будущий император Павел I ценил в девочке твёрдость характера, искренность и прямоту. Кроме того, постепенно начали раскрываться её многочисленные таланты. Она увлекалась чтением книг, изучала различные науки (причём с удовольствием, а не по принуждению наставников), раскрывала творческие способности. Императрица писала, что внучка демонстрирует прекрасные музыкальные таланты, а её ум вызывает искреннее восхищение.
Отметив четырнадцатилетие великой княжны, отец озаботился её будущим. Поиски жениха для императорской дочери оказались делом нешуточным — необходимо было заключить наиболее выгодный для России союз. Подходящей партией для Марии стал наследник Саксен-Веймарского герцогства. Переговоры шли достаточно долго, и первая встреча жениха и невесты произошла лишь летом 1803 года — в ту пору правителем уже стал .
Владимир Боровиковский «Портрет великой княжны Марии Павловны» / Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко, Краснодар
Джордж Доу «Портрет великой княжны Марии Павловны, великой герцогини Саксен-Веймар-Эйзенахской» / Эрмитаж, Санкт-Петербург
Иоганн Тишбейн «Портрет великой герцогини Марии Павловны» / Дом-музей Гёте, Германия
Владимир Боровиковский «Портрет великой княжны Марии Павловны» / Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко, Краснодар
Ни один портрет не пострадал!
В первозданном виде галерея просуществовала почти одиннадцать лет. Пожар, начавшийся в Зимнем дворце вечером 17 декабря 1837 года и бушевавший трое суток, уничтожил декоративное убранство всех залов, в том числе и галереи. Однако ни один портрет не пострадал — они были вынесены гвардейскими солдатами, самоотверженно спасавшими работы от огня.
В советское время собрание пополнилось четырьмя портретами чинов роты дворцовых гренадеров — особой части, сформированной в 1827 году из ветеранов Отечественной войны и нёсшей почётную караульную службу во дворце. Портреты написаны с натуры Д. Доу в 1828 году. Для нас они интересны как редкие изображения рядовых участников войны 1812-1814 годов, героев-солдат. В последующей истории галерея была заново отделана по чертежам архитектора В. Стасова. В этом виде она сохраняется и сейчас.
Василий Петрович Стасов
Смерть
После смерти супруга русская великая княгиня прожила в Германии еще шесть лет. В последние годы жизни она посетила и свою родину, побывала в Москве и Петербурге. Но ближе всего сердцу Марии Павловны был любимый ею Павловск. Постаревшая, седая, но все еще величественная, ходила она по его аллеям, вспоминая свое счастливое детство и молодость. Близких уже оставалось немного, вокруг было другое поколение, окружавшее «дорогую тетушку — бабушку» всяческим почетом и уважением. На ум немецкой герцогини снова и снова приходили слова из письма, написанного ею еще в 1848 году Василию Жуковскому, которого она особенно чтила за образованность и талант:
Мария Павловна
Мария Павловна внезапно умерла от сердечного приступа днем 23 июня 1859 года. Ее внучка Мария, дочь Карла Александра, которая родилась в 1849 году, вспоминала:
Погребение великой герцогини Саксен-Веймарской и Эхйзенахской Марии Павловны, урожденной Романовой, состоялось 27 июня в великогерцогской усыпальнице на протестантском кладбище. Толпа, провожавшая ее к месту последнего упокоения, растянулась на несколько километров.
После смерти супруга великая княгиня высказала желание быть похороненной рядом с ним в том же мавзолее, но в русской земле. Воля ее была выполнена. Земля действительно была привезена в Веймар из России, и на ней торжественно установили под звон колоколов со всех городских церквей саркофаг с телом усопшей.
Что мы знаем об этом художнике?
Доу родился в Лондоне в 1781 году в семье гравера и с ранних лет готовился унаследовать профессию отца, интересную, почетную и довольно «хлебную». Он учится в лондонской Академии художеств, получает звание свободного художника, но вскоре отходит от семейного ремесла, берется за крупномасштабные полотна на мифические и библейские сюжеты. И вот первая награда. В 1804 году Доу получает большую золотую медаль лондонской Академии художеств за картину «Бешенство Ахиллеса при вести о смерти Патрокла» (по мотивам «Илиады» Гомера). Вскоре от той же Академии он получает еще одну высшую премию за картину «Сцена из Цимбелина», а следом такую же награду — за картину «Ноэминь». Доу становится известным, его знают в Англии и Европе. Казалось, поймав удачу, можно было продолжать работать в этом же направлении.
Но не таков Доу. Заметив в себе дар портретиста, решительно меняет жанр. Отныне он пишет только портреты. Тонко чувствуя политическую конъюнктуру, Доу создает прославившие его портреты коронованных особ, а затем и участников сражения при Ватерлоо.
Джордж Доу за наброском — одно из немногих изображений художника.Мастерская Доу. Гравюра по рисунку А.Мартынова. 1826 год.
Сказать, что российская творческая элита встретила художника враждебно, значит ничего не сказать. Многие известные люди того времени посчитали оскорбительным, что создание пантеона русской славы поручено неизвестному в России иностранному живописцу. Однако Доу ни на что не обращал внимания. Специально один из залов Зимнего дворца был отдан ему под мастерскую, и художник сразу приступил к работе.
По свидетельствам очевидцев, он трудился на одном дыхании, быстро и неистово. Каждые три-четыре дня появлялся очередной портрет. Современники отмечали, что художник мгновенно схватывал суть образа, вскоре портрет становился узнаваемым — сходство было поразительным, и это всех удивляло. Тогда многие герои здравствовали, и он писал их с натуры. Умерших изображал по сохранившимся свидетельствам, рассказам очевидцев. Поражает обилие ракурсов — фас, сбоку, сзади с поворотом тела, головы; разный взгляд — вверх, вниз, вбок. Правда, вскоре Доу понял, что такой заказ в ограниченные сроки в одиночку исполнить сложно и попросил выделить несколько помощников. Так с ним вместе стали работать талантливые молодые мастера — Александр Поляков и Василий Голике.
Кто представлен в коллекции
В галерее представлены 332 портрета героев. Все — выдающиеся личности. Вот только некоторые из них.
Михаил Барклай-де-Толли (1761-1818)
Генерал от инфантерии, военный министр, главнокомандующий 1-й Западной армией. В сражениях за Отечество получил шестнадцать ранений, из них два тяжёлых. Вдохновлённый портретом Доу, Пушкин посвятил ему стихотворение «Полководец».
Василий Костенецкий (1769-1831)
Герой Отечественной войны 1812 года. Возглавил артиллерию русской армии в Бородинском сражении после героической гибели генерала Кутайсова. Активный участник сражений с Наполеоном под Аустерлицем, Фридландом, Смоленском, Бородином, Малоярославцем, Парижем. Человек легендарного мужества. Награждён многими русскими и иностранными орденами. Трижды за свои личные подвиги представлялся к Золотым шпагам «За храбрость».
Дмитрий Дохтуров (1756-1816)
Генерал от инфантерии, участник почти всех сражений, которые произошли в конце XVIII и начале XIX веков. Герой Отечественной войны 1812 года. Командир 6-го пехотного корпуса армии Барклая-де-Толли. Достойно заменил тяжело раненного в Бородинском сражении Багратиона и не позволил французам прорвать русскую оборону на участке его армии.
Александр Тучков (1777-1812)
Прославленный генерал, один из пяти братьев Тучковых, генералов русской армии. Погиб в Бородинском сражении со знаменем в руках во время контратаки против французов.
Дмитрий Неверовский (1771-1813)
Генерал-лейтенант, командир 27-й пехотной дивизии. Прославился в августе 1812 года, когда его дивизия в 10-часовом непрерывном бою задержала на сутки всю армию Наполеона в 190 тысяч солдат, рвавшуюся к Смоленску. Геройски погиб под Лейпцигом в «битве народов» в октябре 1813 года, похоронен в Германии в г. Галле. В 1912 году по повелению Николая II его прах перевезён в Россию и с воинскими почестями предан земле на Бородинском поле.
Николай Раевский (1771-1829)
Прославленный генерал от кавалерии. Участник войн с персами, шведами, турками, поляками и многократно с французами. Человек высочайшего личного мужества. Награждён двумя Золотыми шпагами «За храбрость», многими русскими и иностранными орденами.
Александр Кутайсов (1784-1812)
В 22 года — генерал-майор. Блистательный артиллерист. Герой сражений при Голымине, Прейсиш-Эйлау, Фридланде, Смоленске. При Бородино — командующий всей артиллерией русской армии. Геройски погиб на поле боя в Бородинском сражении.
Алексей Ермолов (1777-1861)
Легенда 1812 года. Его награждал ещё сам Суворов. В войну 1812 года — начальник штаба 1-й армии Барклая-де-Толли, генерал-лейтенант. В 1813-1814 годах — начальник артиллерии всех армий (России, Австрии, Пруссии). Командир Гвардейского корпуса, впоследствии — генерал от инфантерии и генерал от артиллерии. Друг Грибоедова и Пушкина. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, позднее — главнокомандующий русско-прусскими войсками. Похоронен в Орле, в особом приделе Свято-Троицкой кладбищенской церкви, сооруженным в 1867 году на средства, выделенные императором Александром II в память великих заслуг генерала Ермолова. Рядом с ним покоятся его отец Пётр Алексеевич, сын Клавдий Алексеевич и невестка Варвара Николаевна (жена Клавдия). На одной из стен могильного склепа вделана доска с простой надписью: «Алексей Петрович Ермолов, скончался 12 апреля 1861 года».
Статья выполнена Викторией Аль-Гелани