Пейзажи
Ван Валкенборх работал в основном в традициях так называемого «мирового пейзажа» — панорамных видов, показанных с высоты птичьего полета. Этот стиль пейзажной живописи был разработан в Антверпене в первой половине XVI века такими художниками, как Иоахим Патинир, Эрри Мет де Блес и Питер Брейгель Старший. Ее также практиковали современники Лукаса ван Валькенборха, такие как Гиллис Мостаерт и Гиллис ван Конинкслоо. Ван Валкенборх также писал топографически точные пейзажи. Считается, что Йорис Хофнагель использовал его топографические рисунки, например, нарисованный вид Линца, для своих проектов шеститомного атласа «Civitates orbis terrarum», опубликованного Георгом Брауном и Франсом Хогенбергом между 1572 и 1617 годами.
Лукас ван Валкенборх основывал многие из своих воображаемых пейзажей на рисунках, которые он делал непосредственно с натуры во время своих путешествий. Эти рисунки стали для него репертуаром мотивов, которые он использовал неоднократно. Таким образом, в его пейзажных композициях реальные места часто сочетаются с воображаемыми элементами. Поэтому невозможно определить местонахождение многих из созданных им видов. Например, ни один из многочисленных пейзажей с печами и кузницами так и не был идентифицирован. Значительная часть его пейзажей была посвящена изображению скалистых ландшафтов, в которых он размещал железоделательные заводы или небольшие религиозные или крестьянские сцены. Другой повторяющейся темой были сельские развлечения, как, например, в пейзаже с сельским праздником (Эрмитаж) или в двух вариантах пейзажа с крестьянской свадьбой и танцами (оба 1574, Национальная галерея Дании). Он также создал несколько крупных планов лесных пейзажей.
В своей смеси фантазии и точных топографических деталей пейзажные картины ван Валкенборха предлагают взгляд на мир и отношение человека к нему. Это особенно ясно видно в его скалистых пейзажах, в которых миниатюрные люди на извилистой тропинке уменьшены монументальными скалами. Примером может служить «Скалистый пейзаж с путниками на тропе» (ок. 1570 г., Sotheby»s 6 июля 2016 г., Лондон, лот 3), где далекий пастух и силуэты его подопечных кажутся муравьиными по сравнению с огромным расстоянием и головокружительной перспективой сцены. Это драматическое визуальное изображение явно задумано как комментарий к месту человека во Вселенной.
Он также написал между 1584 и 1587 годами серию больших картин, изображающих труды месяцев, вероятно, по заказу эрцгерцога Маттиаса. Эти композиции, из которых сохранилось семь (пять из них находятся в Кунсторическом музее), представляют различные месяцы года, показывая меняющийся ландшафт и традиционные занятия людей в течение каждого месяца. Неясно, были ли пять недостающих картин никогда не написаны или же они утеряны. Благодаря своей реалистичной обстановке эти композиции представляют документальный интерес. На ван Валкенборха оказало влияние творчество Питера Брейгеля старшего, который написал серию из 6 картин, посвященных временам года. Лукас ван Валкенборх отошел от традиции писать пейзаж в трех каскадных расстояниях, которые передавались тремя разными цветами: коричневым, зеленым и синим для каждой удаляющейся плоскости. Скорее, он часто оставлял зеленый тон для среднего расстояния. Он также ввел новшества в тематические сцены, превратив их в жанровые сцены с большей глубиной повествования.
Лукас ван Валкенборх регулярно возвращался к теме Вавилонской башни, которую также изображал Питер Брейгель Старший, а позднее целый ряд фламандских художников. Тема Вавилонской башни обычно интерпретируется как критика человеческого высокомерия, в частности, римско-католической церкви, которая в то время с большими затратами осуществляла масштабные строительные проекты, такие как собор Святого Петра. Однако его также рассматривают как празднование технического прогресса, который предвещает лучший и более организованный мир.
Портреты
Считается, что эрцгерцог Маттиас нанял Лукаса ван Валкенборха в качестве придворного художника из-за его мастерства портретиста. Многие работы, выполненные им для эрцгерцога, были портретами, включая портреты эрцгерцога и его жены Сибиллы фон Юлих-Клеве-Берг. Эти портреты были в полный рост или в виде бюста. Он также написал несколько миниатюрных портретов эрцгерцога и его жены. Очевидно, что роль этих портретов заключалась в том, чтобы показать власть эрцгерцога и польстить его самолюбию, поскольку он неизменно изображен в царственной и внушительной позе и одет по последней моде.
Лукас ван Валкенборх также включил миниатюрные портреты себя и своих друзей в ряд своих пейзажных картин. Так, например, в «Прогулке императора по лесу» он изобразил себя в левой части композиции с чертежными инструментами. В «Пейзаже с сельским праздником» (Эрмитаж) он включил портреты своих друзей Абрахама Ортелиуса, Йориса Хофнагеля и себя самого среди толпы празднующих.
Работа
Гиллис ван Фалькенборх оставил только семь полностью подписанных и датированных картин. Его поражение Санхериба в Музее Герцога Антона Ульриха — одна из его полностью подписанных картин. Его известное творчество, насчитывающее около 40 работ, было атрибутировано на основе его нескольких подписанных картин. Он работал в стиле позднего маньеризма.
Гиллис ван Фалькенборх рисовал библейские и мифологические сцены и фигуры, а также главных героев греческой и римской истории в пейзажах. Многие масштабные композиции Гиллис ван Валькенборх насыщены обилием динамичных фигур. Большинство его сохранившихся работ написано на больших холстах продолговатого формата, типичного для его дяди Лукаса. Характерной чертой его работ является живая окраска, для которой он использовал преимущественно розовые и голубые оттенки. Он часто возвращался к теме праздника богов. Самая известная визуализация этой темы хранится в коллекции графа Шенборн-Визентхайта в замке Поммерсфельден. Он черпал вдохновение в новаторских работах пражской школы, таких как Бартоломеус Шпрангер и движение международного маньеризма.
Две подвесные работы, изображающие сцену пожара в деревне в Национальная галерея Словении была приписана ван Фалькенборху на основании традиционной записи Валкенбург, с которой картины были каталогизированы в Landesbildergalerie в Граце, по стилю, а также по мотивам. Картины демонстрируют близкое сходство с подписанной Гиллисом картиной «Спасение израильтян на стадионе в Александрии» в Музее Герцога Антона Ульриха в представлении форм и в манере, которая интерпретирует мотивы и модели северного маньеризма. Не совсем понятно, что изображают подвесные картины, является ли это каким-то историческим событием или имеют какое-то моральное значение, например, огонь как наказание грешникам, пирующим в таверне на одной из картин. О том, что огонь был одним из его любимых мотивов, свидетельствует утраченная картина, на которой, как утверждается, изображено «Сожжение Трои», которая также находилась в музее Герцога Антона Ульриха до 1714 года.
Автор книги: Карел Мандер
Жизнеописание Дирка Барентса (Dirck Barentsz), превосходного амстердамского живописца
Если избранники, баловни судьбы и природы имеют влечение к искусству и притом им выпадает счастье утолять свою жажду знаний в источниках, изобилующих самыми совершенными наставлениями, то мы являемся в этих случаях свидетелями такого могучего развития их дарований и создания ими таких высоких произведений, что они вполне заслуженно бывают причисляемы к разряду самых выдающихся и знаменитых живописцев.
Так именно случилось с Дирком Барентсом, которому, сверх того, что он был прирожденным живописцем, выпало счастье иметь своим наставником великого Тициана. Благодаря этому он сделался таким художником, что о нем, без преувеличения, можно сказать как о самом выдающемся из тех живописцев, которые перенесли из Италии в Нидерланды в чистом, незамутненном виде правильную манеру живописи. Он родился в Амстердаме в 1534 году. Отец его, по прозванию Глухой Барент, был также довольно хорошим живописцем. В ратуше Амстердама находится ряд его картин, изображающих сцены бунта одной неистовой секты, которая в 1535 году задалась сумасбродной целью овладеть городом. В этих сценах, на вид очень странных и ужасных, все было хорошо выражено и написано для того времени весьма недурно314
Эти картины погибли при пожаре ратуши в первой половине XVII в.. На двадцать первом году жизни Дирк уехал в Италию и поселился там в Венеции у Тициана, где нашел самый радушный прием, и жил у него в доме как сын, хорошо угощая приезжавших в Венецию и навещавших его соотечественников, что не только ему дозволялось хозяином, а иногда даже и приказывалось.
Он был человеком благородной души и высокого разума, всегда искавшим знакомства с людьми влиятельными и учеными, так как и сам был очень сведущ в науках и хорошо владел латинским языком. В Италии он очень подружился с господином Альдегондом315
Альдегонд (собственно: Филипп ван Марникс де Сент Альдегонд, 1538–1598) – выдающийся нидерландский политик и писатель, ярый противник испанских властей. Считается автором «Компромисса», в котором излагались требования об уничтожении инквизиции, отмене эдикта о вероисповедании и всеобщей амнистии. Подача этого документа за подписью пятисот дворян испанской наместнице 5 апреля 1566 г. считается началом нидерландской революции., добрые отношения с которым продолжались потом и в Нидерландах, и Альдегонд никогда не приезжал в Амстердам, чтобы не навестить Дирка и не насладиться беседой с ним. Не менее тесная дружба связывала его с Лампсониусом, и они часто писали друг другу латинские письма. С виду он был человек очень важный и серьезный, пользующийся большим уважением. Ко всему этому он был хорошим музыкантом и прекрасно играл на разных инструментах, которые всегда были у него в доме.