Сочинение по картине и. шишкина «на севере диком»

Сочинение по картине шишкина на севере диком

Тема

В анализируемом стихотворении М. Ю. Лермонтов раскрыл темы одиночества и мечты о встрече с родственной душой. Человеческие переживания поэт воплотил в образах природы – сосны и пальмы. Главный герой стихотворения – сосна. С этим деревом читатель знакомится с первых строк. Сосна дремлет в северном крае. Она одинока, но утешает себя сновидением.

Стихи второго четверостишия воспроизводят сон сосны. Он уносит северную жительницу в теплые края, где «живет» пальма. Она тоже одинока. Если сосна страдает от холода, то пальма – от палящего солнца и «утеса горючего». Сосна понимает, что прекрасное южное дерево – это родственная душа, к которой ей, увы, не добраться. Остается только наслаждаться короткими сновидениями.

Под аллегорическим образом скрывается одинокий человек, который не может найти единомышленников. Можно утверждать и то, что северное дерево отображает внутреннее состояние лирического героя. Пальма – человек близкий сосне по духу. Скорее всего, это воплощение любимой женщины, которую автор так и не смог найти.

Стихотворение Лермонтова[править]

Читать стихотворение Лермонтова «На севере диком стоит одиноко». Для неграмотных — см. видеоролик.

Лермонтов – «На севере диком стоит одиноко». Исполнитель: А. Консовский

Картина И. Шишкина явилась иллюстрацией к стихотворению М. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…», созданном великим поэтом по просьбе князя Вяземского в марте 1841 года незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне «Ein Fichtenbaum» («Сосна»), сочиненным Гейне в 1822 году или в 1827 году (по немецким источникам: сочинено в 1822/1823 г., впервые опубликовано в 1827 г.). Причем Лермонтов сделал два варианта перевода этого стихотворения.

Это стихотворение об одиночестве, о боли, о страдании, о неразделенной любви, о несбывшихся мечтах… Это — стихотворение-тоска.

Однако правильнее было бы назвать стихотворение «На севере диком…» самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне — уж слишком много в него своего, собственной боли, вложил Лермонтов.

Через четыре месяца после создания этого стихотворения, 27 (15) июля 1841 года, в неожиданно разразившуюся грозу, был убит на дуэли поэт Михаил Лермонтов.

Стихотворение впервые было опубликованно уже после смерти поэта — в 1842 году в «Отечественных записках».

Его проникновенность и лиризм привели к тому, что строчки вдохновили на создание музыки к нему и одноименных романсов более 100 композиторов, среди которых А. С. Даргомыжский, И. Маренич, Н. А. Римский-Корсаков, М. Н. Офросимов, С. В. Рахманинов, М. А. Балакирев, М. М. Ипполитов-Иванов, Б. В. Асафьев, Н. Д. Дмитриев, С. И. Танеев, В. И. Ребиков и мн.др.

Сочинение по картине Шишкина «На севере диком…»

Вариант 1

Картина великого русского пейзажиста Ивана Шишкина, одноимённая с известным стихотворением Михаила Лермонтова «На севере диком…», написана по его мотивам.

Художник приступил к осуществлению замысла в 1890 году, когда группа предпринимателей и художников работала над изданием юбилейного сборника произведений Лермонтова. Выход книги приурочивался к 50-летней годовщине гибели великого русского поэта.

Шишкин выбрал это короткое лермонтовское стихотворение, вольный перевод Гейне, по велению чувств. Тема одиночества была близка художнику и понятна. В его жизни было много трагедий. И теперь, в пожилом возрасте, он снова был один.

Уловив в строках Лермонтова искреннюю боль одиночества, художник почувствовал в главной героине, сосне, родственную душу. Собственное видение позволило живописцу создать поистине великое произведение, засмотревшись на которое, начинаешь ощущать и покалывание морозного воздуха, и таинственную тишину, и невиданный размах бескрайнего севера.

Одинокая сосна на краю ущелья ярко освещена лунным светом. Он в какой-то мере выступает помощником художника – благодаря ему так рельефно и контрастно вырисовываются тени, скалы, ветви дерева, облака. Только иссиня-чёрная даль остаётся неизведанной.

Сиротство сосны созвучно с одиночеством, которое случается и в жизни людей. Но дерево не просто стоит, оно живёт здесь, в суровом краю. При этом оно высокое, пушистое, красивое. Значит, можно переждать холода и невзгоды, дождаться своей весны. Надо просто призвать всё своё мужество и постараться не терять интерес и волю к жизни. Обязательно будет тепло и радость.

Эта картина настоящий шедевр гениального художника Ивана Ивановича Шишкина. Глубокое, колоритное, реалистичное и завораживающее произведение, заставляющее не просто любоваться бесспорными красотами, но и размышлять, философствовать.

Вариант 2

Великий русский пейзажист Иван Иванович Шишкин написал картину «На севере диком…» после работы над иллюстрациями сборника стихотворений Лермонтова. Это издание готовилось к выходу ко дню 50-летия гибели поэта – дата широко отмечалась в России. Названием живописного полотна послужили первые строки произведения Лермонтова, которое от оригинала (стихотворения немецкого поэта Гейне) отличалось, по оценкам специалистов, большей проникновенностью и эмоциональностью.

Вдохновлённый словами поэта, волею судьбы хорошо знакомый с одиночеством и болью потерь, Шишкин вложил в картину всю свою душу. Зрителя не обманешь – он способен к чувствам только при условии, что художник был искренен.

При первом же взгляде на картину хочется замереть, замолчать и только погрузиться в изображение. На переднем плане высокая заснеженная сосна. Её густо поросший пушистыми ветвями ствол невероятно прямой, несмотря на то, что дерево удивительным образом растёт на краю скалистого ущелья. Его опасные изгибы, местами оголённые от снега северным пронизывающим ветром, уходят куда-то вглубь.

За возвышающимся над холодным простором холмом, на котором мужественно стоит дерево, простирается тёмное в сумерках ночи, бескрайнее царство лютой зимы. Так и слышится равнодушный свист ледяного ветра и ощущается морозное дыхание севера.

Завораживающий вид доступен благодаря лунному свету. Такой же холодный, как и всё вокруг, он озаряет и заставляет сиять снег у подножья сосны и на её лапах, редкие облака в удивительно синеющем бездонном небе.

Картина располагает к долгому созерцанию и размышлениям. Одиночество сосны в суровых природных условиях наводит на мысль, что стойкость – качество невероятно нужное, причём во все времена.

Сочинение 9 класса по картине «На севере диком» Шишкина

Две картины на зимнюю тематику «Зима» и «На севере диком» Иван Иванович Шишкин написал можно сказать одновременно, в зрелом возрасте – почти в шестьдесят лет. А ведь у него очень мало зимних полотен. Не исключено, что изображая зиму, немолодой живописец хотел поделиться со своим душевным состоянием на тот момент. Ведь одного за другим он потерял родных: отца, жену, двоих сыновей, близкого друга.

Вполне возможно, что одинокая сосна в центре занесённого снегом полотна – это и есть он сам. Ведь и он, как эта сосна на ледяном утёсе, испытывает мрак, холод и одиночество в душе, лишившись близких, дорогих людей. «Белый свет померк, всё, как в черно-белой гравюре, лишилось цвета», – рассказывал он о тех страшных днях.

Вот стоит сосна, не в состоянии пошевелить руками-ветвями, заваленными тяжёлым снегом. Куда ни глянь – всюду снег и лёд. Соседний утёс тоже заснежен и холоден. А внизу – чёрная бездонная пропасть. И не с кем дереву обмолвиться словечком, поделиться своими мыслями, болью. Высоко в небе проплывают облака, но им нет дела до сосны. Не способные на сочувствие и теплоту, они холодны и безучастны. Устремлённые только вперёд, облака движутся по небосводу, равнодушно поглядывая вниз с высоты своего полёта.

Вот из-за туч выглянула бледная луна. Созерцая со своего небесного купола заснеженную землю, замечает она замёрзшую сосну на заледенелой скале. В ней пробуждается сочувствие к такому одинокому созданию. Она готова помочь, посылая своё сияние, пытаясь отогреть озябшее от мороза и ледяных ветров дерево. Далёкий свет луны только освещает, но не способен подарить тепло.

Сосна, не привыкшая надеяться на чью-то помощь, вовсе не считает себя слабой и незащищённой. Она найдёт в себе силы справиться с трудностями, сама преодолеет все жизненные препятствия и, несмотря ни на что, выживет. Ведь недаром художник в качестве дерева выбрал именно сосну. Он прекрасно разбирался в деревьях и знал, что сосна и дуб – самые мощные и крепкие породы. Именно эти деревья он изображал в разные периоды их жизни – в стадии зрелости, старости и наконец, смерти в буреломе и после рубки.

Об этом свидетельствуют его полотна-шедевры: «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Сосновый бор», «Рубка леса», «Туман в сосновом лесу» и другие. До последних минут жизни живописец, «царь леса» не расставался со своими картинами. Смерть настигла его за мольбертом. Иван Иванович Шишкин скончался 20 марта 1898 года с кистью в руках.

LiveInternetLiveInternet

Михаил Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.

Иван Шишкин. На севере диком

К 50-летию со дня смерти М. Ю. Лермонтова, петербургским издателем П. П. Кончаловским, одним из пайщиков известного книгоиздательства И. Н. Кушнерева, было подготовлено богато иллюстрированное собрание сочинений поэта. В подготовке издания приняли участие Врубель, Серов, Васнецов, Поленов, а также Иван Иванович Шишкин.

Работа над рисунками навела Шишкина на мысль написать и картину маслом «На севере диком…». Когда ее увидел художник Бялыницкий-Бируля, человек весьма требовательный, он сказал: «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив».

В зиму 1890—1891 года живописец несколько раз выезжал в Мери-Хови

Ему важно было наблюдать зиму и снег. Зимние сюжеты чрезвычайно заинтересовали Шишкина

На мызе у дочери им была написана эта картина.

«На севере диком стоит одиноко», — абсолютный лирический шедевр Лермонтова, вольный перевод гейневского стихотворения «Сосна стоит одиноко», сделанный поэтом едва ли не молниеносно, по просьбе князя Вяземского, накануне рокового отъезда на Кавказ.

Стихотворение Лермонтова было написано в 1841 году. Оно является переводом стихотворения великого немецкого поэта Гейне «Ein Fichtenbaum» («Сосна»), написанного в 1822 году.

Стихотворение Гейне является кульминационным в юношеском цикле стихотворений «Лирическое интермеццо», входящем в состав «Книги песен», создававшейся в течение двадцати лет. Лейтмотив всего цикла – тема любви. Поэт томится по недосягаемой возлюбленной; к любви героя причастен весь мир, вся природа. Горечь неразделённой любви выражена в стихотворении «Сосна» в символах широкого смысла.

В отличие от Гейне, лермонтовское стихотворение, образнее, эмоциональнее, проникновеннее. Поэту удалось передать мысль об одиночестве и бренности человеческого существования, трагизм человеческой разобщённости, а не только горечь неразделённой любви, как в стихотворении Г. Гейне.

Картина Шишкина создана по мотивам стихотворений Гейне и Лермонтова передаёт те же чувства обоих поэтов, но только другими средствами – средствами живописи.

Одиночество…

На скале, среди снега и тьмы , одиноко стоит могучая сосна. Наперекор лютым морозам, ветрам и снегам, она растёт там, где ничто расти не может. Кажется нет такой силы, которая может её свалить, обломать, согнуть.

С достоинством возвышается могучее, гордое дерево и тяжёлый, сверкающий снег, схожий с богато украшенной ризой священника, прогибает нижние ветки почти до земли.

Кажется, что сосна смотрит на Луну. Она освещает мрачное ущелье, тёмно-грозовые безбрежные дали, облака, серебрит снег на сосне и вокруг.

Снег не чисто белый. Мастерство художника показало множество оттенков снега. А на макушке сосны снег схож с облаками и они будто беседуют между собой. Полное замороженное безмолвие. Кажется тьма тяжелее света, она сгущается и оседает в пропасти. Лишь одинокая сосна-«мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире.

Три шедевра искусства, которые приобрели мировое значение, взаимно обогащают друг друга, выражают мечту о возвышенном и прекрасном, но разными средствами.

nearyou.ru

Иван Иванович Ши́шкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.

Впечатление и смысл картины И. Шишкина «На севере диком…»

Холод, равнодушие, вселенское одиночество – вот настроения полотна, созерцание которого наряду с восторгом от безмолвной и завораживающей красоты вызывает грусть и острое желание тепла и участливого общения.

Представляется, что всё живое погибло, оно не в силах существовать в подобных условиях. Так бывает и в жизни людей, когда кажется, что нет выхода, и всё потеряно. Но сосна недаром символ жизненной силы и мужества. Она, живая и могучая, вселяет уверенность, что всё пройдёт, надо только потерпеть. Не отступать и не сдаваться – вот настоящий, убедительный и волевой посыл сосны, главной героини картины, а также полотна в целом и самого автора.

Описание картины

На полотне можно заметить преобладание холодных синеватых оттенков. Они позволяют лучше передать атмосферу зимнего вечера. Ветви сосны прогибаются под тяжелым снегом. Несмотря на это, пустынную обстановку и ветер, дерево продолжает расти. Темная гладь воды и небо позволяет подчеркнуть и выделить белизну снега.

Художник неслучайно расположил сосну почти на краю скалы. Таким образом он хотел подчеркнуть: дереву не так легко выживать в подобных условиях. Снежная шапка на вершине веток делает сосну особенно красивой. В морозном царстве она единственная, кто может выжить.

Дерево можно считать воплощением стойкости и гордости. Многие зрители считали, что Шишкин через сосну показал простую мысль: всегда нужно сохранять достоинства. При просмотре полотна внимательный человек может размышлять о гранях одиночества.

Художник не случайно поместил сосну на передний план. Создается иллюзия, что дерево буквально касается неба и это передает его мощь. Таким образом Шишкин передал возможности духовных сил человека. При желании можно выстоять в любых невзгодах и сохранить особенности своей личности.

Иван Шишкин, «На Севере Диком» – картина, изображающая одиночество

Художник Иван Шишкин — один из величайших пейзажистов. Его природа не теряет реалистичности, жизни и великолепия при переносе с натуры на холст.

Тонкое, практически за гранью возможного знание, понимание и умение изображать различные растительные формы придает пейзажам Шишкина реалистичную красоту и честность, именно это делает его картины настолько популярными, любимыми и наиболее узнаваемыми.

«На Севере Диком»

Замечательный художник – Иван Шишкин. «На Севере Диком» – картина, написанная для иллюстрации одноименного стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова, которое, в свою очередь, является вольным переводом стихотворения «Сосна» немецкого поэта Генриха Гейне.

Объединяя в себе мотивы личного одиночества Гейне и более обобщенной темы разъединения человеческих душ в варианте Лермонтова, картина «На Севере Диком» создает ощущение вечности в одиночестве, безвременное, но не безысходное состояние грусти, которое идеально подходит как для иллюстрации оригинального стихотворения, так и его перевода.

Практически любое описание картин Шишкина упоминает невероятный реализм и чувственность его пейзажей, абсолютную уверенность в том, что это место где-то существует, и если попасть туда, будет выглядеть именно так, как его перенес на холст Шишкин. «На Севере Диком» – картина, не являющаяся исключением из этого правила.

История создания

В 1891 г., к 50-летию гибели великого поэта, было выпущено собрание сочинений М. Ю. Лермонтова. Его уникальность состояла в большом количестве иллюстраций, выполненных знаменитыми художниками того времени, среди которых был Шишкин наравне с Врубелем, Васнецовым, Серовым и многими другими.

Шишкин, которому в этот период не чуждо было одиночество и зимние пейзажи, выбрал для иллюстрирования именно это стихотворение. Художник остро ощущал потерю жены и сыновей, а позже и переезд дочери в Финляндию. Именно там, на самом северном побережье Ботнического Залива, в местечке Кеми была написана картина «На Севере Диком», наряду с другими зимними пейзажами художника.

Шишкин, «На Севере Диком»: картина, композиция и колористика

Холод сурового края прекрасно подчеркивает палитра цветов, выбранных автором для написания пейзажа. В картине совсем нет зеленого – все поглощено глубокой ночью и ярким лунным светом, подчеркнутым множеством оттенков синего – от бело-голубого, до иссиня-черного.

Композиционным фокусом картины является высокая сосна, которая смещена немного влево, что создает эффект черной пропасти у подножия утеса. Низкая линия фантомного горизонта неравномерно разделяет пейзаж надвое, позволяя ночному небу «поглощать» пространство, тем самым подчеркивая одиночество сосны.

Несмотря на то, что луна не видна на полотне, она, тем не менее, является полноправной частью композиции, поскольку ее свет играет важную роль в колористике и эмоциональной нагрузке картины.

Иван Шишкин, «На Севере Диком»: описание картины

Нетипично высокая для приполярных широт сосна одиноко растет на самом краю утеса. Подобный сюжет может символизировать силу и твердость духа, движение вверх наперекор препятствиям, оптимизм и веру в перемены к лучшему. Однако, взглянув на эту картину, на ум не приходит ничего из вышесказанного.

Ощущение одиночества, грусти и смирения наполняют изображение. Высокая сосна, гордое по своей природе дерево, стоит, будто покорно склонив голову, смирившись с судьбой и повернувшись навстречу своему единственному товарищу – лунному свету.

В то же время картина не полна отчаяния или безысходности, в ней нет пессимизма и малодушия, так же, как и в стихотворении Лермонтова. Чувству тихой грусти, окутанной снегом и лунным светом, совершенно не чуждо умиротворение и спокойствие, это прекрасно проиллюстрировал Шишкин. «На Севере Диком» – картина, делающая одиночество прекрасным.

загрузка…

Средства выразительности

При анализе «На севере диком» Лермонтова можно заметить, что стихотворение написано с использованием классических литературных художественных приемов. Размером стиха является четырехстопный амфибрахий с использованием перекрестной и кольцевой рифмовки. Такое средство выразительности связывает обе части произведения воедино, поскольку по отдельности они потеряют общую рифму.

Композиционно стихотворение состоит из двух частей — описания картины сосны, стоящей одиноко, и ее сна. Произведение написано в жанре элегии. Средства художественной выразительности, использованные Лермонтовым, включают в себя:

  • эпитеты: «снегом сыпучим», «севере диком», «голой вершине», «пустыне далекой», «утесе горючем», «прекрасная пальма»;
  • метафоры: «дремлет, качаясь, сосна», «и снится ей»;
  • сравнения: «одета, как ризой»;
  • инверсии: «севере диком», «пустыне далекой», «утесе горючем».

Примененные поэтом тропы помогают отразить грусть, которая царит в душе автора, отождествляющего себя с одинокой сосной на севере. Горный суровый пейзаж воплощает в себе состояние писателя в реальном мире и ощущения, которые он мастерски изобразил в форме антропоморфизма, подменяя свой образ картиной дерева. Эпитетами и метафорами Лермонтов усиливает одиночество северного дерева и ту атмосферу пустоты, что его окружает, проводя аналогию с личным мировосприятием на завершающем этапе жизни.

Главным литературным приемом в стихотворении выступает антитеза — противопоставление одинокой сосны прекрасной пальме, леденящего севера — жаркому югу, голой вершины — горючему утесу. С помощью тонкого использования аллитерации (глухих согласных звуков «с», «ч», «т», «к») автор помогает представить жаркий, согреваемый солнцем юг во втором катрене стихотворения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: