Слава и любовь (не только народная)
Конец столетия обозначен для Константина Юона официальным признанием – в те годы таковым считалось приобретение картин Третьяковской галереей. Константин Юон успешно лавирует между петербургским «Миром искусства» и московским Союзом русских художников. Он участвует в выставках обоих объединений, но при этом остается сам по себе, ни к кому не примыкая. В какой-то момент ощутив, как столичный круговорот заставляет его терять себя самого, Константин Юон отправляется путешествовать по России: Нижний Новгород, Сергиев Посад, позднее – Ростов, Псков. Особое для него место – подмосковное село Лигачево. Юону там хорошо писалось, позже он там построил дом. А главное – именно в Лигачеве он встретил крестьянку Клавдию Никитину, на которой вскоре женился и прожил с ней долгую и счастливую жизнь. Отец художника пришел в ярость от такого мезальянса и несколько лет не пускал сына на порог. Но постепенно красота и добрый нрав невестки смягчили родительское сердце. Потрясенный событиями «Кровавого воскресенья» 1905 года Юон уехал за границу, где участвовал в знаменитой выставке русского искусства, устроенной Сергеем Дягилевым и был избран членом парижского Осеннего салона. С этого времени он регулярно занимался в том числе и созданием театральных декораций.
Интересные сочинения по картинам
- Нестеров М.В. Михаил Васильевич Нестеров родился в 1862 году в г. Уфе. Его учителями были великие художники (В. Г. Перов, А. К. Саврасов). Как его великие наставники, он был передвижником. Основным жанром
- Сочинение описание картины Над вечным покоем Левитана В далеком 1894 была создана картина «Над вечным покоем», И. Левитана. Она одна из известных и вдумчивых его полотен, и отличается от других картин своим упором на чувства и размышления человека.
- Сочинение по картине Маковского Свидание (описание)
- Сочинение по картине Радуга Нисского 7 класс Меня очень вдохновила эта картина, она пропитана верой в будущее, верой в человека и жизнелюбием. Радуга возвышается над железным подвесным мостом
- Сочинение по картине Айвазовского Девятый вал (9 вал) Непредсказуемая стихия всегда влекла человека своей завораживающей красотой, свободой и своевольностью. Великий русский художник И. Айвазовский, вдохновленный образов моря, всю жизнь рисовал потрясающие морские виды и пейзажи.
Снег, как главный герой
Талантливый живописец, всем сердцем любящий городской и сельский русский пейзаж, К. Ф. Юон одинаково прекрасно писал сюжеты на все времена года. Однако его снег настолько хорош и так много рассказывает зрителю о выбранном сюжете, что становится главным героем произведения. И на описываемом полотне, снег тоже беседует со зрителем. Его много, он разный – вдали еще зимний, холодный. Совсем на горизонте и вовсе царит зима. И глядя туда, понимаешь, что февраль коварен – еще может закружить пургой и замести все снегом. От этого еще пленительней кажется первое тепло, еще понятней радость школьников, собравшихся на лыжную прогулку.
Сочинение по картине “Конец зимы. Полдень”
Вариант 3
Передо мной картина “Конец зимы” К. Юона. Полдень». В центре полотна печальная береза с тонкими, голыми ветвями на самом верху. От нее на снег падает голубая тень. В правой части картины мы видим густую, колючую остроконечную ель, на слева мы видим деревенский дом.
Он невзрачный,без всякого убранства. Снег падает с крыши. Возле дома, на солнышке стоят невзрачные березки. Ждут весны, чтобы купить новую шикарную одежду.
Из дома торчал ветхий забор, а возле него стояли четыре человека. Похоже, этой зимой они в последний раз будут кататься на горных лыжах. Пестрые куры сидят на небольшом рыхлом сугробе, добывая зерно в тающем снегу. На сугробе очень хорошо видны следы куриных лапок.
В синей дали показался черный лес. Наверное, радовался и тому, что зима закончилась, появилось много проталин.
Солнца на полотне совсем не видно, но мы чувствуем его золотой свет и тепло. Все полотно наполнено счастьем ожидания весны.
Всё полотно заполнено счастьем ожидания весны. Мне кажется, что живописец сам испытал это светлое чувство и смог передать его тем, кто смотрит на эту с первого взгляда простую, но невероятно красивую картину.
Мне нравится110Не нравится85
Биография Константина Юона: счастливое детство и первые картины
Странной для восприятия русскоязычными фамилией Константин Юон обязан предкам, выходцам из Швейцарии. Впрочем, к моменту рождения будущего художника семейство страхового агента Федора Юона окончательно обрусело. Мальчик стал четвертым ребенком в семье, придерживавшейся типичного для своего времени жизненного уклада московских интеллигентов. Образованием детей занимались всерьез. Старшие брат с сестрой учились в Московской консерватории. В доме постоянно устраивали музыкальные вечера, театральные самодеятельные представления, «живые картины». В доме не утихали шум, смех, постоянно бывали гости, съезжалась дальняя и ближняя родня, приходили друзья. Счастливое, благополучное детство в теплой любящей атмосфере – вполне уместное определение. Широко известна история о том, как кто-то из гостей дома научил семилетнего Костю смешивать краски. И понеслось! Отныне домочадцы в любой момент могли с высокой степенью точности сказать, чем сейчас занимается мальчик – рисует, ясное дело. Преподаватель в реальном училище подтвердил, что не просто рисует, но имеет немалое к тому дарование. В ту же пору юный Константин Юон пристрастился к посещению Третьяковской галереи. Вопрос о дальнейшем самоопределении перед ним не стоял, поскольку он его уже решил. Юон поступил в 1894 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на курс к Николаю Касаткину. Увеселения студенческой молодежи проходили мимо него, юноша выделялся беспрецедентной усидчивостью и старательностью. С самого начала обучения Юон участвовал в выставках. С большим удовольствием вспоминал о своем первом успехе, связанном с похвалой Ильи Репина, который, остановившись возле картин Константина Юона, одобрительно кивнул и бросил: «Весело!». Художник рассказывал: «…как от этого его «весело» стало весело на душе у меня!». Кстати, до конца жизни Юон очень любил слово «весело» и часто его применял, говоря о картинах, художественной работе.
Описание картины
На картине изображен февраль. Под солнечными лучами начинает таять снег. Он становится мягким и рыхлым. На земле видны небольшие проталины. Природа постепенно пробуждается после зимней спячки. Хочется радоваться и дышать полной грудью. В полдень, когда пригревает солнышко, хочется побродить по пригоркам и насладиться красотой окружающего мира.
Художник изображает типичный для России пейзаж. В левом углу полотна изображен бревенчатый дом. Аккуратный сруб и поленница дров дают возможность почувствовать тепло и уют. На крыше лежит толстая шапка снега, которая скоро начнет таять под лучами солнца.
Дом расположен на окраине деревни. С его двора можно рассмотреть заснеженные холмы, покрытые снегом, тонкие березки и могучие пушистые ели.
Около изгороди стоят мальчики. У них в руках лыжи. Они собираются на последнюю зимнюю прогулку по лесу.
Почувствовав первое тепло, вышла погулять домашняя птица. Куры роют снег. На светлом фоне они напоминают яркие пятнышки. Это создает особое настроение, которое позволяет почувствовать начало весны. Во дворе хорошо заметны многочисленные следы. Они подтаяли и заполнились талой водой.
Деревянное ограждение делит картину на две части. С одной стороны живут люди, а с другой находится лес, погруженный в зимнюю спячку. Деревья нарисованы крупными мазками, поэтому видна каждая деталь. Большие зеленые ели придают картине глубину и величие. Лес почти не освещается солнцем, но общий фон картины позволяет почувствовать свет и тепло. Глубину и легкость произведению придают:
- высокое голубое небо;
- величественные ели с сочными зелеными иголками;
- статные березки с тонкими веточками;
- подтаявшие снежные шапки на крыше избушки.
После революции
Художественный почерк мало изменился и после революции, поменялись только темы. К историческим сюжетам Юон также подходит через жанр пейзажа. Полотна его не только завораживающе красивы, но еще и смелы. Изображая церковь, художник, словно не замечает новой власти, которая настроена воинственно к верующим.
Поздний период творчества относится к его жизни в своем доме под Москвой. Начиная с 1908 года и до конца своих дней, он трудится в деревне Лигачево. Здесь в своих полотнах он воспевает прекрасную природу деревни и пишет картины, вспоминая поэтические образы старой Москвы, где в прошлом протекала его жизнь.
Описание картины Конец зимы. Полдень
На пейзаже Юона чётко описаны природные изменения – переходный этап между окончанием зимы и наступлением ранней весны. Перед моими глазами светлый, тёплый день, уходящей зимы. Сразу понятно, что скоро наступит весна и разбудит всё живое вокруг. Не осталось участка, где остался лежать белый, немного осевший снежок. Великий художник использовал различные оттенки синеватого и сероватого фона. Чётко видно, что прошло полдня. Это последние часы февральских дней.
Я ощущаю огромную гордость за свои родные места. Трепетную передачу изменений, происходящих в природе. Переход между двумя периодами в годовом времени превосходен и радует своей красотой.
Здесь один из моментов в жизни деревенских жителей. Стоит небольшой домик, возле него сложены нарубленные для печки дрова. На основании крыши остался снег. Неподалёку двигаются пестрые курочки и красивый петушок.
Позади низкий заборчик. За ним стоят на лыжах ребята. Они наслаждаются последним снегом и вдыхают свежий, чистый воздух. Тёплые лучи ясного солнышка балуют растущие берёзки. Они ещё не надели зелёный наряд, а стоят пока в белых одеждах. Везде раскинулись освещающие лучи солнца. Ёлочки устремили свои макушки к голубому, прозрачному небу.
Все персонажи картины наслаждаются дарами природы. Её неземной красотой. Домашние птицы тоже не спешат на свои насесты. Им приятно прохаживаться по мокрому, мягкому снегу.
На заднем плане продолжаются деревенские постройки. Всё окружено старыми деревьями. Снег рыхлый и сырой, на нём видно множество следов: людей и животных.
Наш живописец отметил всю праздничность этого дня. Прекрасная погода заставила всех выйти на улицу. Оставить свои впечатления о неповторимом последнем зимнем дне. Друзья решили последний раз позабавиться ходьбой и катанием на лыжах. Такие дни не дают людям сидеть дома. Всем хочется прогуляться и насладиться красотами нежной природы.
Я тоже залюбовалась этой картиной. И мне она напоминает мою деревню. Мне хочется позабавиться последним деньком февраля. Поиграть в снежки. Полепить снежные скульптуры. Прокатиться на лыжах.
Данная картина вселяет надежду и ожидание тёплых весенних дней. Здесь всё взаимосвязано. Человек, животные передают друг другу трепетное, поднятое настроение.
Птицы на картине Юона «Конец зимы полдень»
Самые первый вестники прихода весны — это птицы, в данном случае изображены их одомашненные сородичи — куры. Впервые вышли они на долгожданную прогулку после зимней спячки. И теперь тянутся к солнышку в желании погреться и даже покормиться оттаявшими зернышками, благополучно схоронившимися под ледяной шапкой. Яркими пятнышками на фоне блеклого снега напоминают они традиционное русское лакомство на Масленицу — леденцы в форме петушков. Птица эта недаром выбрана художником для изображения. Петух — как раз тот, кто выполняет роль «катализатора», он оповещает о важных событиях в природе — о смене дня и ночи, а в данном случае — смене зимы весной. Это еще и вестники надежды, петушиный крик на Руси издревле считался разгоняющим нечистую силу.
В целом, картина воодушевляющая, вызывает радость, передает ликующее настроение живописца, отражает трепетность, надежду благодаря не таким ярким, но уже четко вырисовывающимся краскам: это и приятно-голубые, и изумрудно-зеленые, и ярко-оранжевые тона. Даже чувствуется свежесть и особенный запах весеннего воздуха. Ни с чем не сравнимый.
Сочинение дают в 7 классе, 3 классе и 4 классе.
Юон, Константин Федорович
Юон, Константин Федорович
(род. 1875) — известный живописец. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1893—98), последний год работая в классе Д. Серова (см.). Одновременно Ю. выставлялся на ученических выставках и совершил, несколько поездок за границу. В 1900 совместно с художником Дудиным открыл в Москве художественную школу, из которой вышел ряд крупных художников (в том числе Якулов, Ватагин, бр. Веснины). С 1900 Ю. принимает участие в выставках «Мира искусства», «36», а затем «Союза русских художников» (до 1920). Член парижского Осеннего салона (с 1906); неоднократно выставлялся за границей.
Творчество Ю. характерно для искусства времени расцвета пром. капитализма в России. С реакцией против академической «литературщины» и сложности сюжетного повествования передвижнического бытовизма поднялся интерес к самому предмету изображения, что вместе с новыми формальными положениями, провозглашенными французским импрессионизмом, создало условия для расцвета пейзажа в русской живописи. Крепнувший рус. капитализм, приобретавший европейское значение, искал национальных форм для своего выражения в искусстве. Выразителями этих стремлений были многие крупные мастера «русского пейзажа», в том-числе Ю. В свои пейзажи Ю. охотно вводит людей и вещи, подчеркивающие национальный, русский характер природы. Сказалось влияние К. Коровина и Серова, уже вплотную подошедших к проблеме пленэра. В его творчестве, с другой стороны, он использует темы и приемы, впервые затронутые Рябушкиным. Не ограничиваясь показом бесконечной дали, которая с первого взгляда охватывается пассивным зрителем, художник в разных планах ставит ряд объемных предметов, служащих вехами, скользя по которым глаз с наибольшей убедительностью воспринимает иллюзорную глубину изображаемого пространства («Мартовское солнце», 1916). Такую же роль играют и объемные формы архитектуры — неизбежного мотива в картинах Ю. Сюжет Ю. всегда бесфабулен. В очень эмоциональных пейзажах Ю. основное чувство не получает разрешения в действии центрального лица, а обращено на все элементы картины в равной степени. Постепенно это действенное начало локализуется в «оживляющих» пейзаж фигурах (примером чему может служить «Пляска свах»), что впоследствии привело к объединению разрозненных фигур в единоустремленную толпу. Это облегчило переход Ю. к чисто внешне понимаемой революционной тематике и обусловило возможность вступления его в 1925 в АХPP. Образцом работ последнего периода может служить «Парад Красной армии» (1923). С 1912 Ю. работает в театре. Им оформлены спектакли: «Борис Годунов» в театре Дягилева (Париж), «Ревизор» в Художественном театре, ряд спектаклей в театре Незлобина и Зимина, а после революции — «Аракчеевщина» в московском Малом театре и др. В области декоративного искусства Ю. много работал и в Моссельпроме. Особняком стоят его «космические» картины (цикл «Co-творение мира», печатавшийся в журнале «Весы», 1910, и др.). С 1926 Ю. — заслуженный деятель искусства. Большое количество работ Юона находится в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Ленинграде.
Ю. написана «Автобиография» (Москва, 1926).
Лит.: Койранский А., Юон (серия «Русские художники), П., 1918; Федоров-Давыдов А., Русское искусство промышленного капитализма, Москва, 1929.
Е. Кронман.
Юон, Константин Федорович
Род. 1875, ум. 1958. Живописец, график, театральный художник, портретист, автор пейзажей, тематических полотен, жанровых и исторических композиций. Выпускник Московского училища живописи, ваяния, зодчества (1898). Ученик В. А. Серова, А. М. Корина, Л. О. Пастернака. Член Союза русских художников. Среди работ — «К Троице» (1903), «Сельский праздник» (1910), «Мартовское солнце» (1915), «Купола и ласточки» (1921), «День благовещенья» (1922), «Перед вступлением в Кремль. Троицкие ворота» (1926), «Проводы рабочих отрядов на фронт» (1927), «Конец зимы. Полдень» (1929), «Начало весны» (1935), «Утро индустриальной Москвы», (1949) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1943). Действительный член Академии художеств СССР (1947). Народный художник СССР (1950).
- Блог
- Ежи Лец
- Контакты
- Пользовательское соглашение
2005—2020 Gufo.me
Описание 2
Превосходный мастер пейзажа, советский художник, который заполонил зрителя своим творчеством – Юон Константин Федорович. Художник имел необычайный талант к живописи. Его работы наполнены яркими красками, и самое главное от просмотра его картин зритель заряжается положительной энергией. Все знают, что мастер любил изображать красоту родного края, именно она вдохновляла мастера на новые свершения. Так, зимой 1947 года, Константином Федоровичем была создана картина «Русская зима. Лигачёво».
В картине преобладает белый цвет. Художник изобразил разгар настоящей русской зимы, которую сейчас почти нигде не встретишь. На полотне везде изображен снег, белоснежный и пушистый. Земля сейчас насквозь промерзла, а белые снежинки, как пуховое одеяло нежно укрывают ее. Кажется, что идет мелкий снег, от чего картина становится интереснее. Хоть картина вся и белая, художник оттенил небо от земли. Небо он изобразил в светло-голубом цвете. Где-то там, за пеленой облаков и снега, пытаются пробиться лучики солнца.
Как такового центрально плана в полотне нет. Визуально картина разделяется на две части. В левой части изображены детишки, которые одеты по-зимнему. На них теплые шубки, шапки ушанки, валенки и варежки. Детвора играют в снежки, художник изобразил шесть человек. А впереди всей этой банды бежит темный пес.
Очень красиво художник передал красоту природы. Только присмотритесь, как красиво изображены деревья. Березки, укрытые снежком становятся очень пышными, невольно кажется, что они как будто цветут. А прекрасная ель, которая затерялась среди берез. Она очень статная. На ней лежит тяжелый снег, он как пуховой платок, так же свисает с веточек. Чуть ближе к краю картине виднеются небольшие елочки, они еще совсем молоденькие.
Теперь перейдем к правой части. Тут мы уже видим небольшую деревню. Маленькие деревянные домики, укутанные белоснежным снегом. Мимо данного поселения проезжают люди на лошадях. А с горки катаются на санках ребятишки. Вокруг растут деревья, которые притрусил снежок.
Из истории написания данного полотна известно, что Константин Федорович изобразил родные для него края. Это село Лигачёво, которое находится в Подмосковье. В этой местности у художника был дом, где он часто бывал.
От картины не веет холодом, наоборот, в ней присуща магия тепла и уюта. Представляю себя на минуточку в том месте. Воздух свежий и чистый. Кругом красота и спокойствие.
4, 5, 6, 7 класс
Интересные сочинения по картинам
- Кипренский О.А. Детство Кипренский прошло в семье крепостных, мать крепостная, а отец помещик Дьяконов. В возрасте 6 лет получив вольную, отправляется в Петербург. Он пишет портреты таких известных людей, как Жуковский, Крылов, Вяземский и многих других
- Сочинение по картине Билибина Гвидон и царица 5 класс (иллюстрация) (описание) Сказочно — вот что звучит в голове, разглядывая картину Билибина Ивана Яковлевича «Гвидон и царица».
- Сочинение по картине Жилинского Желтый букет (описание) Прекрасная картина талантливого советского и российского художника Дмитрия Дмитриевича Жилинского «Желтый букет» привлекает своей теплотой и удивительной гаммой красок.
- Сочинение по картине Нечитайло Материнство 7 класс (описание)
- Сочинение по картине Васнецова Иван Царевич на Сером волке (описание) 4 класс Совсем недавно мне выпала честь ознакомиться с картиной Васнецова «Иван – Царевич на сером волке». Ее автор взял за основу одну из моих любимых сказок и изобразил Ивана-Царевича с Еленой Прекрасной, которые мчат по лесу верхом на волке.
Интересные сочинения по картинам
- Сочинение по картине Домик с красной крышей Рылова 8 класс Яркий солнечный день, сочные краски живописной русской природы Подмосковья и уютный домик с красной крышей перелились на полотно известного русского живописца-пейзажиста Рылова Аркадия Александровича
- Сочинение по картине Осенний пейзаж Нестерова Большинство работ автора – это поэзия на холсте. Примером такого полотна может служить Осенний пейзаж, написанный в 1906 году. Этот холст вызывает в памяти строки известных поэтов об осенней поре.
- Сочинение по картине Крестьянский мальчик Ванька Жуков Чехова 6 класс Крестьянский мальчик Ванька Жуков, это образ персонажа произведения А.П. Чехова «Ванька». С малых лет, мальчишка с ранних лет, получал учения сапожника
- Крамской И.Н. Родом из семьи чиновника. С ранних лет тянулся к искусству. Закончив училище в 1850 году работал писцом. Затем стал помощником фотографа и занимался ретушью фотографий. В возрасте 19 лет приезжает в Петербург. Поступает на учебу в Академию художеств.
- Сочинение по картине Тропинина Портрет сына (описание)
Описание картины Юона “Конец зимы. Полдень”
Вариант 5
Смотрим на картину «Конец зимы» К. Ф. Юона. Полдень». Вверху художник изображает последние дни зимы. Солнечный день. Во дворе за деревней.
По двору бродят куры и красивый петух. Они ищут пищу под снегом. Слева большой деревянный дом. На его крыше все еще был снег, но его уже не было на костре. Снег рыхлый и мокрый. Небо было чистым и прозрачным. Яркое солнце освещает все вокруг.
Стройные березки раскинули свои ветви к солнцу. Темные тени падали с деревьев на снег. На снегу остаются глубокие человеческие следы. Рядом стоит молодая елка. Лес вдалеке почернел.
За забором группа лыжников. Они хотят провести свои последние дни, катаясь на лыжах в лесу. Все предвещает приход весны.
Мне нравится эта картина, потому что художник использовал яркие цвета. Картина полна тепла и света.
Мне нравится33Не нравится24
В данный момент по количеству читателей лидирует: Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво…”
Популярные сочинения
- Язык — ко всем знаниям ключ — сочинение В мире существует большое количество языков. И каждый язык особенен и уникален по-своему. Каждый язык, каким бы он ни был, тяжелым ли, лёгким ли, он очень важен в жизни каждого человека
- Уроки доброты в рассказе Уроки французского сочинение Будучи известным писателем, Валентином Распутиным было написано очень много произведений, в которых содержится глубокий философский и поучительный смысл. Обычно он несет в себе основы правды
- Сочинение Иван Флягин в повести Очарованный странник (образ и характеристика) Лескова Повесть Н.Лескова «Очарованный странник» была написана в 1873 году и изначально называлась совсем иначе. Её главный герой, Иван Северьяныч Флягин, был создан автором по образу простого русского мужика
Популярные сочинения
- Словом можно убить, словом можно спасти — сочинение-рассуждение Слова играют важную роль в жизни каждого человека: трудно представить наше существование без них. С первых дней мы воспринимаем речь других людей, например, ласковые и нежные слова мамы
- Сочинение Бабушка Акулина Ивановна (7 класс) Повесть М. Горького под названием «Детство» считается автобиографией автора. В произведении центральной фигурой выступает бабушка писателя Акулина Ивановна Каширина
- Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце (9 класс) Перед нами представлена картина художника Виктора Григорьевича Цыплакова Мороз и солнце. Художник жил в прошлом столетии, и именно этак картина была признана шедевром. На картине изображена маленькая часть
Популярные сочинения
- Сочинение Образ Обломова в произведении Обломов Гончарова Фамилия Обломов долгое время считалась эталоном умственной и физической лени, а сам Илья Ильич – исключительно отрицательным персонажем. Но так ли плох Обломов? А если плох, то чем?
- Сочинение на тему День народного единства 4 июня К сожалению, многие памятные даты истории России связаны с печальными и трудными временами для нашего Отечества. Временами, когда существование государства российского и русского народа ставилось под сомнение.
- Сочинение Поход в лес (5 класс) Шли последние дни мая. Вместе с этим прекрасным месяцем подходила к концу и заключительная четверть учебного года: оставалось всего пара недель до долгожданных каникул. Все мои одноклассники
Поиск своего пути
Завершив основной курс, Юон по собственной инициативе остался еще на два года ради удовольствия учиться у Валентина Серова (совмещая это с «перебежками» в класс Левитана). В конце 1890-х он совершил несколько заграничных путешествий. Но яркие красоты Европы не могли в его сердце соперничать со среднерусским пейзажем. Экзотика вообще Юона не прельщала. К примеру, из путешествия на Кавказ он вернулся гораздо раньше запланированного, поскольку грозные горные виды оставляли его равнодушным, а незатейливые пресловутые березки, напротив, манили к себе. Экзотические веяния в искусстве его тоже не вдохновляли. Константин Коровин, ставший главным русским импрессионистом и увлекший за собой немало учеников, Борисов-Мусатов, привезший из Парижа полотна, резко отличавшиеся от того, чему учили студентов в училище, – всё это особо не затронуло Константина Юона и не поколебало его приверженность реалистической школе. Разве что картина Юона «Голубой куст» и серия «Ноктюрны» – дань новым течениям, отдав которую, художник вернулся к любимым панорамным пейзажам, впрочем, изредка обращаясь к символизму.
Здесь всё пронизано любовью
Первый взгляд на картину Юона «Русская зима» — и зритель сразу попадает в волшебный мир. Картина была написана в далёком 1947 году. На полотне выдающегося советского пейзажиста зритель может видеть, каким было Лигачёво, точнее, его окраина, семь десятилетий назад. Почему мастер изобразил именно это место в Подмосковье? У художника в этой деревне был дом, и Константин Фёдорович часто бывал там со своей семьёй.
Белоснежное очарование
На картине изображён зимний полдень в Подмосковье. Ветра нет — и пушистый снег, выпавший под утро, ещё не осыпался с веток, которые прогнулись под его тяжестью. И рядом с дорогой он ещё сверкает девственной чистотой.
Здесь властвует сам Мороз Иванович. Кажется, будто он коснулся своим волшебным посохом каждого дерева и кустика. И теперь все растения стоят, укутанные в ослепительно прекрасные наряды:
- роскошные, как у Есенина, «принакрытые снегом» огромные берёзы на первом плане, кажется, уже достали до облаков, а рядом с ними красуются совсем ещё маленькие ёлочки;
- чуть дальше в левой части полотна виднеются высокие заснеженные ели — там начинается сказочный по своей красоте лес.
Всё вокруг кажется волшебным. Это ощущение порождает игра красок: здесь художник удачно применяет не только чистый белый цвет, но и разнообразные оттенки серого, голубого, жемчужного. Именно поэтому так сверкают сугробы и царственно выглядят берёзы в убранстве из инея.
Сценка из обычной жизни
Как противовес безмолвному снежному величию на картине изображены две ватаги ребят. В левой части картины по дороге идут, вероятно, школьники. Они что-то заинтересованно и азартно обсуждают между собой, скорее всего, события учебного дня, или, может, договариваются о том, когда встретятся, чтобы погулять ещё. Двое из них слегка отстали от своих товарищей: так увлеклись беседой, что незаметно замедлили шаг.
Мальчишек встретила и, радостно виляя хвостом, сопровождает знакомая дворовая собака. Она бежит по дороге впереди школьников и поглядывает на другую шумную компанию, резвящуюся на краю деревни. Зимой так много развлечений, в которых нужно обязательно принять самое активное участие!
Справа в отдалении на пригорке стоят небольшие деревенские дома, тоже укрытые пушистым снегом. Это уже околица подмосковного Лигачёва. Там вовсю веселится детвора помладше:
- одни катаются на санках, другие спускаются с холма на ледянках;
- кто-то лепит снежную бабу или просто решил поваляться в сугробе.
Вполне возможно, что скоро кому-то может стать холодно, ведь всё-таки морозно, но это не беда: побежит домой, обогреется — и опять на улицу. Взрослые присматривают за развлечениями малышей. Но как тут удержаться и самому не поозорничать да бросить снежок! А собачонка, заливаясь радостным лаем и играючи, хватает за одежду, пытается догонять ребят, которые быстро спускаются с горки. Задорный смех и весёлые возгласы далеко слышны в морозном пространстве.
Ну а совсем близко ко дворам изображены пёстрая корова и лошадь. Домашние животные, мирно жующие своё ароматное сено, которое пахнет тёплым и разморённым летом, создают ощущение спокойной и размеренной деревенской жизни. А по дороге, что рядом с домами, куда-то быстро скачет всадник на гнедом коне.