Благословляющий христос, антонелло да мессина

«Это человек»

Портреты итальянца привлекают зрителя глянцевой, блестящей поверхностью и камерным форматом. А когда эти качества да Мессина переносит в религиозную живопись (картина «Это человек»), то вид людских страданий становится ужасно мучительным.

Со слезами на лице и верёвкой вокруг шеи, нагой Христос пристально смотрит на зрителя. Его фигура заполняет практически всё поле полотна. Трактовка сюжета немного отличается от иконописной тематики. Итальянец стремился максимально реально передать психологический и физический образ Христа. Именно это и заставляет зрителя сосредоточиться на смысле страданий Иисуса.

«Пьета» и «Распятие»

Масляная живопись Антонелло, а точнее, возможность передачи освещения этой техникой, была очень высоко оценена его коллегами-художниками. С того времени венецианский колоризм основывался исключительно на разработке большого потенциала нового направления. Произведения да Мессина венецианского периода имеют ту же концептуальную тенденцию, что и его ранние работы. Сильно стёртая картина «Пьета», даже в таком повреждённом состоянии наполняет зрителей напряжённым чувством сострадания. На крышке гробницы мёртвое тело Христа удерживают три ангела с рассекающими воздух остроконечными крыльями. Художник изобразил центральную фигуру крупным планом.

Она как бы прижата к поверхности полотна. Сопереживание изображённому страданию — вот чего, используя указанный выше приём, добивался Антонелло да Мессина. «Распятие» — это другая картина живописца. Она схожа тематикой с «Пьетой». На полотне изображён Иисус, распятый на кресте. Справа от него сидит Мария, а слева — апостол Иоанн. Также как и «Пьета», полотно нацелено на то, чтобы вызвать у зрителя сопереживание.

Театр на Сицилии

Давние традиции на Сицилии имеет театральное искусство. В археологических музеях острова находится много артефактов, которые могут дать представление о театральной жизни острова в античные времена.

На Сицилии пользовались большой популярностью трагедии Эсхила, которые часто игрались в Сиракузах. Театральные фестивали проходят в Сиракузах и сегодня.

Эсхил. Агамемнон

На Сицилии большой популярностью пользуется народный театр, пьесы которого играют на сицилийском диалекте итальянского языка. Основоположником этого жанра стал Никоно Мартольо, который в 1903 году основал Сицилийское драматическое общество.

Окружающая среда и тщательная проработка деталей

Гармония между главными героями и средой, в которой они находятся, – ещё одно замечательное новшество Антонелло. В отличие от безликости, фантастичности, нелогичности, декоративности и монументальности окружающей обстановки, изображаемой в то время итальянскими художниками, планы произведений Антонелло целостны, хорошо проработаны и созвучны сюжету.

Так, в картине «Святой Иероним в келье» изображен осмысленный интерьер, в котором чётко прослеживается нидерландское влияние на мировоззрение художника – в частности, множество интерьерных деталей.

На фоне целостного архитектурного пространства с готическими колоннами, сводом и церковным нефом, показан кабинет с обилием книг, рукописей, коробок и тарелок на полках. На полу изображены сосуды, на стене – полотенце. Предметы проработаны очень тонко и скрупулёзно – только у голландских живописцев можно было научиться столь пристальному вниманию к вещам и позаимствовать манеру передачи деталей.

Не менее искусно выполнен пейзаж в картине «Распятие», в котором чувствуется связь персонажей с окружающей их средой. И это при том, что на втором плане изображены окрестности Венеции, а не просторы Земли Обетованной.

Terribilita.

В ренессансные времена, и особенно это относится к Микеланджело, любили попугать народ. Посмотрит зритель, испугается, а раз испугался, значит уважает (шутка). Ренессансная «terribilita» (от слова ужасный) (далее по тексту «террибилита») была направлена на то, чтобы «настроить мозги» на возвышенный и/или часто героический лад, да и надо же в конце концов выражать какие-то чувства своим произведением.

Суровый кондотьер Коллеони выражает «террибилиту» прежде всего своим лицом, своей решительной позой, порывом, такое ощущение, что вот-вот сейчас он на кого-нибудь наедет и раздавит. Конь, видимо тоже проникся и готов перешагнуть через любой труп.

Микеланджело всех пугал своей фреской «Страшный Суд». Но и в гневно повернутых головах его скульптурных персонажей и в их лицах ничего доброго не угадывается. Посмотрите.

Микеланжело. Капелла Медичи. Ночь. Деталь. Флоренция

Микеланджело. Голова Давида. Фрагмент. Оригинал стоит в музее Академии во Флоренции. 1504. Сейчас метнет камень и убьет Голиафа

Микеланджело. Голова Моисея. 1513-1514. Фрагмент. Гробница Юлия II. Начата в 1513, окончена в 1547. Церковь Сан Пьетро ин Винколи

Моисей возмущен отступничеством еврейского народа и собирается преподать ему сорокалетний урок. Возможно, сам Микеланджело имел в виду что-то мистическое (типа того, что волосы – это пламя, борода – вода, члены и одежда -скалы и т.п.). Рожками он, конечно, пугал, но эти рожки – плод неверного перевода библейской книги, где ошибочно другое слово было переведено как «рожки». Так что рогов быть не должно.

Микеланджело. Брут. Фрагмент бюста. Национальный музей Барджелло. Флоренция. 1537

Микеланджело. Бюст Брута. Национальный музей Барджелло. Флоренция. 1537

У Брута надменный поворот головы, видимо, еще не убил своего, возможно, родственника, Юлия Цезаря, но готовится, и все во имя республиканских идей. Возвышенно.

Вопрос. Почему все персонажи Микеланджело с решительным поворотом головы смотрят налево? На этот праздный вопрос самым вероятным ответом может быть только один ответ: потому, что он правша. Представьте киянку в правой руке и резец в левой и прикиньте, с какой стороны удобней орудовать левой рукой, приставляя резец и находясь перед скульптурой, а не сзади. Очевидно, если голова скульптуры повернуто налево, кисть левой руки окажется в супинации, а если повернуть обрабатываемое лицо направо, то она будет скорее в пронации, что гораздо менее удобно.

«ЛИРИЧЕСКОЕ» ОТСТУПЛЕНИЕ.

Давно опустившийся с ренессансных высот современный зритель с «высоты» нынешних безобразий может только улыбнуться, глядя на ренессансную «террибилиту». Вот пара современных «ужастиков».

Гастон Лашез. Стоящая женщина. 1932

А. Матисс. Лежащая. 1907

Пикассо. Мертвая голова. 1943. Так и слышится восторженный стон «искусствоневеда»: и как же тонко художник уловил все ужасы войны! «Любуемся»

Пикассо. Купальщица. 1932

Понятно, что современное искусство местами просто ужасно и не имеет никакого отношения ни к «террибилите», ни к искусству.

Портретный мастер

По рождению Антонелло да Мессина был итальянцем, но по художественному образованию он в существенной мере относился к живописным традициям северной Европы. Он великолепно рисовал портреты, которые составили почти тридцать процентов из его сохранившихся работ. Обычно Антонелло изображал модель погрудно и крупным планом. При этом плечи и голова помещались на тёмном фоне. Иногда на переднем плане художник рисовал парапет с прикреплённым к нему картеллино (небольшая бумажка с надписью). Иллюзионистическая точность и графичность в передаче данных деталей свидетельствуют о том, что они имеют нидерландское происхождение.

«Св. Иероним в келье»

В рассмотренных выше картинах нет даже минимального интереса к проблеме передачи окружающего пространства. Но в других работах живописец в этом отношении существенно опередил своё время. На картине «Св. Иероним в келье» изображён читающий за пюпитром святой. Его кабинет расположен внутри готического зала, на задней стене которого прорезаны окна в двух этажах. На переднем плане изображение обрамлено бордюром и аркой. Они воспринимаются как проскениум (приём, распространённый в искусстве стран, находящихся севернее Альп). Горчичный цвет камня подчёркивает контраст тени и света внутри помещения, похожего на пещеру. Детали картины (пейзаж вдали, птицы, предметы на полках) переданы с очень высокой степенью точности. Достичь такого эффекта можно лишь при нанесении масляной краски довольно мелкими мазками. Но самое главное достоинство живописи да Мессина заключается всё-таки не в достоверной передаче деталей, а в стилистическом единстве воздушной среды и света.

Литература Сицилии

В течение всей своей трудной истории Сицилия дарила миру великих писателей, которые создали классические произведения мирового уровня. Самым первым из знаменитых сицилийцев был Диодор Сицилийский, который жил в первом веке до н.э.

Памятник Винченцо Беллини

В 13 веке, когда Сицилийское королевство было одним из самых просвещенных в Европе, при дворе императора Фридриха Второго сформировалась первая школа лирической поэзии, которая получила название сицилийской. Именно в рамках этой школы был изобретен сонет. Кстати, писали поэты этой школы не на латыни, а на итальянском языке.

Из писателей и поэтов более поздних времен следует отметить Джованни Верга, жившего в 19 веке. Верга создал свой собственный стиль, который получил название веризм.

Джованни Верга

Из имен 20 века в первую очередь нужно отметить Луиджи Пиранделло, лауреата Нобелевской премии в области литературы 1934 года. Еще один сицилиец, который был удостоен Нобелевской премии был Сальваторе Квазимодо, отмеченный этой высокой наградой в 1959 году.

Самым знаменитым современным писателем Сицилии является Леонарда Шаша, который в своем творчестве много писал о социальных проблемах волнующих остров. Шаша также был выдающимся мыслителем и принимал активное участие в политической жизни острова.

Луиджи Пиранделло

Живопись Сицилии

Сицилия славилась своими живописцами уже в 7 веке до н.э. Именно на Сицилии были созданы одни лучших образцов греческой росписи на вазах. Самыми знаменитыми художественными произведениями искусства римского времени являются римские мозаики найденные на вилле в Казале возле города Пьяцца-Армерина.

Мозаика на вилле в Казале

Также следует обязательно осмотреть византийские мозаики капеллы Палатина в Палермо и собора в Чефалу.

Мозаики из капеллы Палатина

Из уроженцев Сицилии самым знаменитым художником эпохи Возрождения был Антонелло да Мессина. Его работы можно осмотреть в музее Мандралиска в Чефалу, Мессине, а также во дворце Белломо в Сиракузах.

Картина Кондотьер. Антонелло Мессина

17 век подарил художника Пьетро Монреале, а историю живописи 20 века творил на Сицилии Ренато Гуттузо. Картины Гуттузо, которые художник создал в 50-х годах 20 века, изображали картины современной жизни и были выполнены в ярких и красочных тонах. Наиболее полное представление о работах Гуттузо можно получить в городке Багерия, посетив Городскую Галерею современного искусства.

Картина Ренато Гуттузо

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: