Василий кандинский. история зарождения абстракционизма

Современные абстракционисты

С начала двадцатого века художники, в том числе Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Каземир Малевич, Василий Кандинский — экспериментируют с формами предметов и их восприятием, а также ставят под сомнение существующие в искусстве каноны. Мы подготовили подборку  самих известных современных художников-абстрационистов, решивших раздвинуть свои границы познания и создать свою собственную реальность.

Немецкий художник Дэвид Шнел (David Schnell) любит бродить по местам, в которых раньше царила природа, а сейчас они нагромождены постройками людей — от игровых площадок до заводов и фабрик. Воспоминания об этих прогулках и рождают его яркие абстрактные пейзажи. Давая волю своему воображению и памяти, а не фотографиям и видеозаписям, Дэвид Шнел создает картины, которые напоминают компьютерную виртуальную реальность или иллюстрации к книгами по фантастике.

Создавая свои  крупномасштабные абстрактные картины, американская художница Кристин Бэйкер (Kristin Baker) черпает вдохновение из истории искусств и гонок Наскар и Формулы 1. Снала она придает своим работам объем, накладывая несколько слоев акриловой краски и обклеивая силуэты скотчем. Затем Кристин аккуратно сдирает его, что позволяет увидеть нижние слои краски и делает поверхность её картин похожими на многослойный разноцветный коллаж. На самом последнем этапе работы она соскабливает все неровности, делая свои картины похожими по ощущениям  на рентгеновский снимок.

В своих работах художница греческого происхождения из Бруклина, Нью-Йорк, Елеанна Анагнос (Eleanna Anagnos) исследует аспекты повседневной жизни, которые часто ускользают от взгляда людей.  В ходе её «диалога с холстом» обычные понятия обретают новые смыслы и грани: негативное пространство становится позитивным и малые формы увеличиваются в размерах. Пытаясь таким образом вдохнуть «жизнь в свои картины», Елеанна старается пробудить человеческий разум, который перестал задавать вопросы и быть открытым к чему-то новому.

Рождая на холсте яркие брызги и подтеки краски, американская художница  Сара Спитлер (Sarah Spitler) стремится отобразить в своем творчестве  хаос, катастрофы, дисбаланс и беспорядок. Её привлекают эти понятия, так как они не поддаются контролю со стороны человека. Поэтому их разрушающая сила делает абстрактные работы Сары Спитлер мощными, энергичными и захватывающими. Кроме того. получившийся на холсте образ из чернил, акриловых красок, графитовых карандашей и эмали подчеркивает эфимерность и относительность происходящего вокруг.

Черпающий вдохновение из области архитектуры, художник из Ванкувера, Канада, Джефф Дэпнер (Jeff Depner) создает многослойные абстрактные картины, состоящие из геометрических фигур. В созданном им художественном «хаосе» Джефф ищет гармонию в цвете, форме и композиции. Каждый из элементов в его картинах связан друг с другом и ведет к последующему: «Мои работы исследуют композиционную структуру через взаимоотношения цветов в выбранной палитре…». По мнению художника, его картины – это «абстрактные знаки», которые должны перенести зрителей на новый, бессознательный уровень.

Начало абстракционизма. Василий Кандинский

Одним из основоположников абстракционизма считают выдающегося русского живописца Василия Кандинского (1866–1944). К этому стилю художник пришел еще в начале 1910-х годов в результате долгих творческих и духовных исканий.

Василий Кандинский «Точки» (1920). Художник разработал концепцию «ритмического» использования цвета

Он обращался к экспрессионизму, интересовался синтезом цвета и музыки и даже написал книгу «О духовном в искусстве», где много рассуждал о важности познания не внешней формы, а внутреннего содержания вещей. В результате этих размышлений художник отказался от изображения реальных объектов и решил, что гораздо важнее язык ассоциации

Многое Кандинский взял и от символистов: к этому стилю, в частности, восходит его понимание черного как символа смерти, белого — как рождения, красного — как мужества. Горизонтальная линия на его абстрактных полотнах означает пассивность, вертикальная — напротив, активное начало.

Гениальный Поллок

В конце 40-х годов прошлого века один из самых известных художников-абстракционистов Джексон Поллок изобрел новую технику разбрызгивания краски — капельную, которая стала настоящей сенсацией. Она поделила мир на два лагеря: тех, кто признавал картины автора гениальными, и тех, кто называл их мазней, недостойной называться искусством. Создатель уникальных творений никогда не натягивал полотна на холст, а располагал их на стене или полу. Он ходил с банкой красок, смешанных с песком, постепенно погружаясь в транс и приплясывая. Кажется, он случайно разливал разноцветную жидкость, однако каждое его движение было продумано и осмысленно: художник принимал в расчет силу гравитации и впитываемость краски холстом. Получалась абстрактная путаница, состоящая из клякс разных размеров и линий. За изобретенный стиль Поллока окрестили «Джеком-Разбрызгивателем».

Самый известный художник-абстракционист давал своим работам не названия, а номера, чтобы у зрителя имелась свобода воображения. «Полотно № 5», находившееся в частной коллекции, долгое время было скрыто от глаз публики. Вокруг окутанного завесой тайны шедевра начинается ажиотаж, и наконец-то он появляется на аукционе Sotheby’s, мгновенно становясь на то время самым дорогим шедевром (его стоимость — 140 миллионов долларов).

Определение понятия

Латинское слово abstractio переводится на русский язык как «отвлечение». Его использовали для определения нового стиля в живописи, возникшего в начале XX века. Использовали не случайно, поскольку художники-абстракционисты, не придавая большого значения уровню исполнения, на первый план ставили особое видение автора и новые средства выражения.

Другими словами, абстракционизм – это специфический вид изобразительного творчества, отказавшийся от передачи реальных форм и предметов. Поэтому зачастую его характеризуют как нефигуративное или беспредметное искусство.

Вместо передачи визуальных образов абстракционисты сосредотачивают внимание на отображении внутренних, интуитивных закономерностей постижения мира, которые скрыты за видимыми предметами. По этой причине в их произведениях невозможно найти ассоциации с привычными вещами. Главную роль здесь играет соотношение цветов, пятен, геометрических фигур и линий

Кроме художников, искусством абстракции увлеклись некоторые скульпторы, архитекторы, дизайнеры, музыканты, фотографы и даже поэты

Главную роль здесь играет соотношение цветов, пятен, геометрических фигур и линий. Кроме художников, искусством абстракции увлеклись некоторые скульпторы, архитекторы, дизайнеры, музыканты, фотографы и даже поэты

По этой причине в их произведениях невозможно найти ассоциации с привычными вещами. Главную роль здесь играет соотношение цветов, пятен, геометрических фигур и линий. Кроме художников, искусством абстракции увлеклись некоторые скульпторы, архитекторы, дизайнеры, музыканты, фотографы и даже поэты.

История

Абстрактное искусство появилось около 70 000 лет назад – первые доисторические рисунки на стенах пещер в виде геометрического орнамента найдены в Южной Африке. Искусство периода позднего палеолита представляет широкий спектр абстрактных рисунков, связанных с первобытными религиозными верованиями. Орнаменты и символы встречаются во всех культурах мира.

Зарождение

До конца 19 столетия, известные живописцы следуют традиционным принципам классического реализма и академизма. Главный принцип – стремление передать объект максимально реалистично. В последней четверти 19 столетия ситуация изменилась. Импрессионизм продемонстрировал, что строгий академический стиль больше не основной. В период 1900-1930 годов формировались направления, ставшие течениями абстрактной живописи, художники вырабатывали новые методы и приемы работы.

Начало развития стиля в Европе связывают с зарождением футуризма и супрематизма –экстремального направления абстракционизма, с деятельностью Кандинского и Малевича.

Первым продемонстрировал отказ от традиций академизма импрессионизм. Картины К.Моне называют первыми шагами в формировании абстракционизма как самостоятельного направления в живописи. На формирование «беспредметного искусства» оказывало сильное влияние движение арт-нуво конца 19 – начало 20 века.

Основатели

Абстракционизм в живописи основали русские художники К.Малевич и В.Кандинский, нидерландец П.Модриан, чех Ф.Купка.

Акцент на цвете и форме, а не на реалистичности изображения, имеет первостепенное значение в развитии абстрактного искусства. Немецкий экспрессионизм сделал это краеугольным камнем живописи. Известный абстракционист Василий Кандинский в 1911 году опубликовал книгу под названием «О духовном в искусстве», которая стала идейной основой стиля. Кандинский считал, что картину нельзя анализировать интеллектуально – необходимо эмоциональное восприятие, ощущение цвета. Художнику было свойственна сверхчувствительность к цвету – синестезия, поэтому оттенкам и их передаче он придавал наибольшее значение. Живописец отмечал, что чувственное восприятие абстрактной живописи не должно превратить картину в простую декорацию помещения. Философия абстракции, по мнению Кандинского, содержится в трудах Е.Блаватской и Р.Штейнера.

До Второй мировой войны Париж был центром развития новых направлений современного искусства. После войны центр переместился в Нью — Йорк.

картина

-Василий Кандинский

Для многих критиков абстрактное искусство начинается с работ Василия Кандинского; Однако следует отметить, что в 1910 году французские мраморные мраморы стали известными, что можно считать началом абстракции..

Однако, по мнению экспертов, значение Кандинского в истории искусства неоспоримо. У этого художника было наследие восточной крови, которое он использовал как вдохновение для своих работ.

Кроме того, тот же художник признался, что был вдохновлен мифическими соборами Москвы; По его словам, красочная архитектура города складывалась из художественных столкновений во внешнем облике, которые отражали гармоничный эстетический и культурный интерьер.

Во время своей художественной работы Кандинский отстаивал поиск первичной сущности формы. По этой причине его работа может быть обобщена в трех словах: цвет, восприятие и ощущение.

Следовательно, можно установить, что абстрактное искусство — это уступка, которая предполагает мистическое состояние абсолюта; то есть он делает ставку на непрерывную идеологическую и философскую эволюцию.

Первая абстрактная акварель

Чтобы достичь эстетической совокупности этих трех допущений, автор продвигал использование базовых пластиковых элементов, таких как точечный первичный элемент в графической работе, линия, плоскость и цвет.

Благодаря ассоциациям и связям между этими элементами я получил новые и различные ощущения или ощущения для человеческого глаза..

Имея это в виду, можно сказать, что абстрактное искусство родилось в 1910 году с первым Абстрактная акварель Кандинского. На этой картине вы можете видеть цветные формы, линии и пластические ценности без связи с реальностью; то есть это произведение, состоящее из нефигуративных элементов.

Кроме того, если зритель внимательно наблюдает за этой работой, вы можете почувствовать, что картина состоит в основном из первичных и вторичных цветов, выделяя в основном цвета синий и красный. Они также выделяют несколько штрихов сероватых тонов, что вызывает контраст с живостью других цветов..

-Пит Мондриан

Этот известный голландский художник не специализировался на своих начинаниях в абстракционизме, но сначала работал с другими стилями, такими как натурализм и символизм. Несмотря на множество стилей, его пластические искусства оставались под влиянием его философских и духовных исследований.

В поисках жизненной сущности вещей Мондриан играл определенным образом с геометрической абстракцией, чтобы найти базовую структуру вселенной в своих картинах..

По этой причине его работы в основном обозначаются белым цветом — который считается «нецветным» из-за общего присутствия света и всех цветов — и черным цветом, также считающимся «нецветным». цвет »из-за полного отсутствия света и наличия всех цветов.

Одна из его самых известных работ, также связанных с абстрактной архитектурой, — картина под названием Композиция в красном, желтом, синем и черном, который он сделал в 1921 году.

В этом вы можете увидеть серию прямоугольных фигур разных размеров и цветов; однако палитра довольно проста и первична: как следует из названия, это цвета красного, желтого, синего и черного, которые могут напоминать картины экспрессиониста Марка Ротко.

Робер Делоне

Робер Виктор Феликс Делоне родился в 1885 г. в Париже. Специального художественного образования он не получил. Живописью Делоне начал заниматься в 1905 г. Ранние его картины написаны под впечатлением от произведений Ж. Сёра и П. Сезанна. Увлекшись дивизионизмом, художник изучал работы Э. Шеврёйля, посвященные взаимоотношениям света и цвета.

В 1908 г. Делоне вошел в объединение кубистов «Золотое сечение». В этот период он создал композиции, в которых глазам зрителя предстают полные динамики расчлененные объемы («Сен-Северен», «Город», «Башни Лана»).

Как и другие художники этого направления, Делоне стремился не только представить предмет со всех сторон одновременно, но и изобразить его в разные моменты времени. Такова картина «Бронепоезд в действии», где состав, разделенный на части клубами пара и потоками света, кажется мчащимся по рельсам.

В 1910 г. мастер женился на русской художнице Соне Терк, помогавшей ему в создании многих работ в области прикладного искусства.

В 1911 г. Делоне приехал в Мюнхен, где принял участие в выставке, организованной «Синим всадником». В 1912 г. произошел его разрыв с кубистами. С этого момента художник увлекся беспредметной живописью. Он выработал особый стиль, соединивший многие приемы и достижения импрессионистов и неоимпрессионистов, кубистов и фовистов. Делоне писал серии композиций, на которых можно увидеть призматические фигуры, отражающие далекие предметы («Окна», 1912), или соединяются контрастные цветовые плоскости, создающие впечатление движения («Диски», 1912-1913). В этот же период он выполнял картины, посвященные авиации («Команда из Кардифа», 1912-1913). В них абстрактные формы сочетаются с реальными деталями и предметами.

С 1914 по 1920 г. Делоне жил в Испании и Португалии. К этому времени относится его работа над оформлением театральных постановок С. Дягилева.

В 1921 г. мастер вернулся в Париж, где сблизился с художниками-дадаистами. В 1920-1930-е гг. он писал абстрактные композиции, продолжая разрабатывать те темы, которые свойственны его ранней живописи (спорт, Эйфелева башня). Дома и знаменитый символ Парижа на его известной картине «Эйфелева башня» (1926-1928) кажутся удивительно подвижными, словно художник изобразил их в момент первого толчка сильного землетрясения. Нередко поздние работы Делоне представляют радужные окружности, как будто вращающиеся на плоскости полотна («Круглые формы», 1930; «Ритм, радость жизни», 1930) . В эти годы художник создавал не только абстрактные композиции, но и реалистические портреты своих
современников (В. Маяковского, Л. Арагона, А. Бретона).

Умер Робер Делоне в 1941 г. в Монпелье.

Известным представителем абстрактного искусства был русский живописец Казимир Малевич, стремившийся с помощью беспорядочно расположенных геометрических фигур передать движение («Черный квадрат на белом фоне»).

К основателям абстракционизма многие исследователи причисляют голландского мастера Пита Мондриана. Пространство
своих картин он заполнял квадратами и прямоугольниками, окрашенными в красный, белый, желтыи и синий цвета. Декоративные композиции Мондриана напоминают увиденные с высоты птичьего полета поля Голландии, усеянные яркими цветами.

Р. Делоне. Эйфелева башня. 1926-1928 гг.

От Мондриана и Малевича идет абстрактное направление, представители которого стремились уравновесить композицию с помощью геометрических фигур. К нему принадлежит и вариант абстрактного искусства, появившийся в 1960-х гг. и получивший название оп-арт (от английского optical art — оптическое искусство), в основе которого лежит свойство геометрических фигур и цветовых контрастов создавать иллюзию движения. Основателем оп-арта является французский художник, венгр по национальности, Виктор Вазарели.

Следующее направление в абстракционизме связано с именами В. Кандинского, выходца из России, жившего за границей, и П. Клее, швейцарского художника. В живописи представителей этого течения заметно стремление связать искусство с реальностью. В то же время, глядя на их картины, очень трудно определить, что именно хотел сказать мастер.

Аршил Горки (Восданик Адоян)

Годы жизни: 1904-1948

Аршил Горки – американский художник армянского происхождения, который творил в новом стиле.

Для работы он разработал одну технику – на пол художник раскладывал белые холсты, и лил на них краску из емкости. После того, как краска застывала – он процарапывал в ней линии, создавая что-то наподобие барельефов.

Картины мастера отличаются насыщенностью – зрители, смотря на них, чувствуют исходящую от полотна, выполненного в ярких красных и оранжевых цветах, пульсацию.

Художник испытывал одиночество, и грусть переполняла его, даже будучи окруженным родными и друзьями. В 1948 году мастер в возрасте 44 лет покончил жизнь самоубийством, повесившись у себя дома.

Известные произведения: «Обнаженная», «Обручение II», «Агония».

Абстракционизм или четкость мировоззрения

Абстракционизм построен на образном
понимании живописи или скульптуры. Однако если проанализировать творчество
художников и скульпторов, которые работали в данном направлении, то можно увидеть
четкость линий и форм. Почему же тогда при слове «абстракционизм» мы ожидаем увидеть что-то расплывчатое и непонятное?

Тот
же «Черный квадрат» Малевича
представляет всего лишь прямоугольник черного цвета. Однако каждый из нас видит
в нем то, что хочет увидеть. Для кого-то это пространство темной души, для
кого-то – просто черное пятно. В зависимости от того, что каждый из нас видит в
данном произведении, этот шедевр приобретает ценность согласно нашим
впечатлениям от увиденного. Поэтому-то многие плоды труда абстракционистов представляют собой наследие всего человечества в
целом.

ВНИМАНИЕ!http://anysite.ru

Абстракционизм, основанный на цвете или свете

Водяная лилия, Клод Моне

Этот тип проиллюстрирован в работах Тернера и Моне, которые используют цвет (или свет) таким образом, чтобы отделить произведение искусства от реальности, поскольку объект растворяется в вихре пигмента. Примерами могут служить картины Водяная лилия Клода Моне (1840-1926), Талисман (1888, Musee d’Orsay, Париж), Пола Серузье (1864-1927). Несколько из экспрессионистских картин Кандинского, написанных в свое время с Der Blaue Reiter, очень близки к абстракции. Цветная абстракция вновь появилась в конце 1940-х и 50-х годов в виде цветной живописи, разработанной Марком Ротко (1903-70) и Барнеттом Ньюманом (1905-70). В 1950-х годах во Франции возникла параллельная разновидность абстрактной живописи, относящейся к цвету, известная как лирическая абстракция.

Талисман, Пол Серузье

Американский ученик

Известные художники-абстракционисты 20 века, работавшие в Америке, являются учениками Кандинского. Его творчество оказало огромное влияние на экспрессивный абстракционизм. Армянский эмигрант Аршил Горки (Возданик Адоян) творил в новом стиле. Он разработал специальную технику: раскладывал на полу белые холсты и лил на них краску из ведер. Когда она застывала, мастер процарапывал в ней линии, делая что-то наподобие барельефов.

Творения Горки насыщены яркими цветами. «Аромат абрикосов в полях» — это типичное полотно, где зарисовки цветов, фруктов, насекомых трансформируются в единую композицию. Зритель чувствует исходящую от работы, выполненной в ярко-оранжевых и насыщенных красных тонах, пульсацию.

Как Кандинский записал себя в историю живописи

Кандинский сделал невероятное открытие. При этом он не просто начал создавать абстрактные картины. Он обосновал свою позицию в знаменитом трактате «О духовном в искусстве».

В нем он и пояснил, что живопись ничем не хуже музыки. А значит, вполне может обходиться без образов и лишь с помощью «нот», то есть формы и цвета, создавать у слушателя зрителя ощущение гармонии. 

Кстати, именно по этому признаку Вы можете отличить хорошую абстрактную работу от плохой. Талантливая работа вызовет у Вас ощущение гармонии. Вы почувствуете некий баланс в работе.

Так же, как и в музыке. Если звуки подобраны кое-как, получится какофония. Если же звуки соединены между собой с целью создания гармоничной мелодии, Вы сразу это почувствуете, даже не имея музыкального образования.

Попробуйте сами. Вот в этой работе есть гармония?

Пауль Клее. Статично-динамичная градация, 1923 г. Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Abstractcritical.com

Ещё какая! Мы чувствуем ритм: от темного к светлому, от периферии к центру. Пауль Клее тоже любил сравнивать свои работы с музыкой. Конечно, под влиянием Кандинского. Мы словно видим последовательность звуков: то низких, то высоких в зависимости от насыщенности цвета.

А вот в этой работе есть гармония?

Ближе к какофонии, согласитесь. Это всего лишь рисунок ребёнка.

Нельзя сказать, что он напрочь лишён внутренней гармонии. Но с таким же успехом дитя может нажимать на клавиши пианино. Может, даже что-то и выйдет, отдаленно напоминающее «Жили у бабуси два веселых гуся». Но до «Лунной сонаты» Бетховена ему будет явно далеко.

Вот такое сравнение с музыкой Кандинский продолжил использовать и в названиях картин. Так появились его композиции и импровизации.

Сначала лирические, где цвет преобладает над формой. Возникает ощущение плавной мелодии.

Василий Кандинский. Композиция VI. 1913 г. Эрмитаж

Потом и такие, которые больше похожи на марши. Формы стали чётче, острее. И главное — подчинили себе цвет. Что ж, художник экспериментировал. Не одной же лирикой обходиться!

Василий Кандинский. Композиция 8. 1923 г. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк.

Абстрактное искусство

Абстрактное искусство подразделяется на два разных типа, также называемые пряди: геометрический абстракционизм и неформальный абстракционизм

Геометрическая абстракция

Геометрическое абстрактное искусство оказало большое влияние на кубистское и футуристическое движение, с использованием геометрических форм и с более рациональными и жесткими характеристиками в представлениях. Линии и цвета используются для представления и формирования геометрических фигур.

Пит Мондриан Композиция красного, синего и желтого (1930)

Неформальный абстракционизм

Неформальное абстрактное искусство имеет разные характеристики. Информирование абстракционизма находилось под сильным влиянием экспрессионистского движения.

Искусство, произведенное в этой нити, имеет в качестве характеристик наличие более сентиментальных элементов, а также большую свободу в форме художественного выражения.

В неформальном абстрактном искусстве, в отличие от геометрического, используемые цвета и формы представляют собой внутреннюю вселенную эмоций, чувств или ощущений.

Развитие в новых направлениях

В ходе развития абстракционизма появляются новые направления:

Лучизм

Направление основано в начале 20 века. Характерными чертами стала игра с цветовым спектром, специфическая светопередача. Художники за основу творчества взяли идею о том, что предметы, которые видит человек – продукт восприятия глазом лучей, идущих от источника света.

Супрематизм

В России абстрактное искусство развивалось в форме супрематизма в начале 20 столетия, основанного К.Малевичем. Направление связывают с работами Кандинского. В основе построения композиции – геометрические фигуры, яркие цвета, прямые линии, ассиметричность. Направление наиболее ярко демонстрирует особенности русского авангардного искусства в работах художников Л.Поповой, И.Пуни, О.Розановой, А.Родченко, А.Экстер.

В русском супрематизме можно увидеть серьезное влияние византийского искусства, античности, религии. Кандинский стал отцом нового направления, которое связывают со школой Баухаус.

Неопластицизм

Голландское направление абстракционизма, основанное в 1917 – 1925 годах. Основными деталями изображения являются квадраты и прямоугольники различных цветов и размеров. Крупнейшим представителей стиля считается П.Модриан.

Орфизм

Французская версия абстрактной живописи начала 20 века. Художники-орфисты стремились связать живопись и музыку, использовали закономерности музыкальных ритмов для передачи оттенков и цветов. Характерны криволинейность, ассиметричность, использование контрастных оттенков.

Ташизм

Направление развивалось в Западной Европе и США в середине 20 века. Представители отказались от воссоздания образов реальности, при написании картин использовали яркие цветовые пятна, линии, бесформенные мазки. Ташизм воплощает спонтанность, работу без четкого плана.

Абстрактный экспрессионизм

Движение представлено во многих странах. Художники работали с пятнами, точками, кривыми и прямыми линиями, штрихами, отказавшись от четкой геометричности. Экспрессионизм призван передавать эмоции и мимолетные чувства, поэтому для написания картин используются только яркие цвета.

Оп-арт

Одним из направлений авангарда и абстракции считают движение оп-арт или «оптическое искусство». Отличительной чертой является стремление создать сложные оптические иллюзии при помощи цвета, формы, монохромности, повторяющихся геометрических узоров. Ведущие художники, представители направления В.Вазарели, Б.Райли. Движение не стало популярным и трансформировалось в другие направления в начале 70-х годов 20 столетия.

С развитием постмодернизма в середине 60-х годов 20 века современное искусство имеет тенденцию распадаться на местные школы.

Василий Кандинский

Василий Васильевич Кандинский родился в 1866 г. в Москве. В 1885-1892 гг. он учился в Московском университете на юридическом факультете. В 1896 г. Кандинский приехал в Мюнхен и поступил в школу Ашбе, а в 1900 г. — в Академию художеств, где его учителем был Ф. фон Штук. В 1901 г. он стал основателем художественного объединения «Фаланга». В 1903-1907 гг. совершил путешествие по Германии, Австрии, Голландии, Франции, Тунису. Много раз Кандинский приезжал в Россию.

Вернувшись в 1908 г. в Германию, художник поселился недалеко от Мюнхена, в Мурнау. По его инициативе в 1909 г. был создан «Новый союз художников Мюнхена», просуществовавший до 1911 г. После распада союза Кандинский основал объединение «Синий всадник».

Раннее творчество Кандинского отмечено влиянием самых разнообразных художественных направлений: импрессионизма, постимпрессионизма, символизма, фовизма, модерна («Одесса. Порт», 1900; «Старый город», 1902). Главным средством выразительности в его пейзажах конца 1900-х гг. становится цвет, благодаря которому изображение как будто колышется и движется («Мурнау. Двор замка», 1908; «Пейзаж с башней», 1908). В этих композициях переплетаются яркие абстракции и реальные образы и предметы («Озеро», «Импровизация 9»). Пейзажи 1910-1914 гг. с их звучным колоритом и динамичным мазком наводят зрителя на мысль о вселенских катаклизмах и движении энергии в космическом пространстве («Композиция VI», 1913; «Импровизация. Потоп», 1914).

Свои теоретические обоснования абстрактного искусства Кандинский изложил в книге «О духовном в искусстве», вышедшей в свет в 1911 г.

В 1915 г. Кандинский снова приехал в Россию. После революции он занимался педагогической деятельностью, работал в отделе ИЗО Наркомпроса, в Институте художественной культуры, преподавал во Вхутемасе. Художник был также вице-президентом Российской академии художественных наук. Занимаясь организационной и педагогической работой, Кандинский не забывал и живопись. В России он создал множество своих абстрактных композиций («Москва I», 1916; «Сумеречное», 1917; «Картина с остриями», 1919).

В 1921 г. художник вернулся в Германию, где в 1928 г. получил немецкое гражданство.

Он начал преподавать в «Баухаузе» — Высшей школе строительства и художественного конструирования в Веймаре, а
затем в Дессау. Кандинский работал в «Баухаузе» до 1933 г., когда это учебное заведение было закрыто нацистами.

В 1924 г. мастер организовал объединение «Синяя четверка», куда кроме него вошли художники П. Клее, А. Явленский,
Л. Файнингер. Работа в «Баухаузе» оказала влияние на творческий метод Кандинского. Свой новый стиль художник назвал «лирическим геометризмом». Теперь формы в его картинах создаются с помощью таких элементов, как квадрат, треугольник, круг («Композиция VIII», 1923; «Маленькая мечта в красном», 1925; «Акцент на розовом», 1926).

После прихода к власти в Германии фашистов Кандинский переселился во Францию. В 1939 г. он стал гражданином этой страны. В его поздних живописных композициях появляются некоторые изменения: контуры становятся более плавными, четко выделяясь на одноцветных плоскостях («Доминирующая кривая», 1936; «Вокруг круга», 1940). Сначала Кандинский жил в Париже, а позднее переехал в Нёйи-сюр-Сен, где и скончался в 1944 г.

Марк Ротко

Дата рождения: 25 сентября 1903, Двинск, Витебская губерния (сейчас Даугавпилс, Латвия)

Национальность: американец

Марк Ротко

Марк Ротко (настоящее имя Маркус Яковлевич Роткович) считается пионером живописи цветового поля, стиля в абстрактном экспрессионизме, в котором цвет является основным предметом. Среди его самых известных работ — холсты, в которых он использует симметричные прямоугольные блоки двух-трех контрастных, но дополняющих друг друга цветов. Оранжевый, красный, желтый — одна из таких работ, которая была названа «самой мощной из всех его картин». Известный шедевр живописи «Цветовое поле» был продан на Christie’s в мае 2012 года за 86,9 млн долларов, тем самым побив рекорд самой высокой цены, заплаченной за современное произведение искусства на публичных торгах.

Шедевр: Оранжевое, красное, желтое

Год: 1961

Жанр Цветовое поле живописи

Оранжевое, красное, желтое (1961), Марк Ротко

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: