Александр иванович куприн: детство, юность, биография, творчество

Александр Васильевич Куприн родился в 1880 г в Борисоглебске Отец его был преподавателем уездного училища С 1893 г семья Куприных жила в Воронеже Здесь Куприн учился; потом нужда застав

Поиск себя длиною в жизнь

Будущий художник родился в Борисоглебске 10 марта 1880 г. в семье уездного учителя. Интерес к рисованию проявился у мальчика очень рано. Ему довелось учиться в бесплатной Воронежской школе рисования и живописи, в частной школе Дмитриева-Кавказского в Петербурге, а также в Московской студии Константина Юона и Ивана Дудина. В 1906 году он поступает в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества и занимается с такими мэтрами, как Коровин, Архипов, Пастернак.

Куприн интересовался технологией живописи и сам изготавливал краски для своих работ.

В 1909 году Куприн знакомится с Ларионовым, который предложил молодому художнику поучаствовать в выставках «Золотое руно», а спустя год и в судьбоносной выставке «Бубновый валет».

Позже Куприн вошёл в это объединение, а в 1916 году стал его председателем, правда ненадолго.

В 1913-14 гг. Куприн уезжает на год во Францию и Италию, изучает классическое и современное искусство. В работах того периода явно просматривается влияние Поля Сезанна.

Большой натюрморт с тыквой, вазой и кистями, 1917 г.

Натюрморт с синим подносом, 1914 г.

Натюрморт с тыквой, 1912 г.

Большой натюрморт с тыквой, вазой и кистями, 1917 г.

Художник предпочитал брать большие холсты, писал с размахом и экспрессией.

В 1917 году Куприн покидает «Бубновый валет» вслед за Машковым и Кончаловским, которые оставили его в предыдущем году, и переходит с ними в «Мир искусств». В это время у художника уже сформировался свой стиль, он явно перерос стиль «Бубновых валетов». Куприн продолжает писать натюрморты, пейзажи, обнаженную натуру, наполняя свои работы экспрессией, применяя элементы кубизма и контрастности цвета.

В 1921 году в его работах появляется элемент коллажа. Это полное отсутствие объема, фактуры предметов, только контраст формы и цвета, создающие драматизм и одновременно гармонию.

Восточный город, 1922 г.

Нижний Новгород, 1921 г.

Ледорезы на Волге, 1921 г.

Восточный город, 1922 г.

Год спустя Куприн принимает участие в «Выставке картин», где ненадолго произошло воссоединение «бубнововалетовцев». В 1922 году художник возвращается к работе на пленэре, его стиль становится более традиционным, заметно влияние Коровина и барбизонцев.

Барбизонцы — французские художники-пейзажисты.

Военно-муштровое детство Куприна

Для детей его положения было не так много вариантов дальнейшей судьбы. Один из них — военная карьера. Любовь Алексеевна, заботясь о своем ребенке, приняла решение сделать из своего сына военного. С матерью Александру Ивановичу вскоре пришлось расстаться. В его жизни началась унылая военно-муштровая пора, которой продолжилось детство Куприна. Биография его этой поры отмечена тем, что он несколько лет провел в казенных заведениях города Москвы. Сначала был Разумовский сиротский пансион, через некоторое время — Московский кадетский корпус, а потом Александровское военное училище. Куприн по-своему ненавидел каждое из этих временных пристанищ. Одинаково сильно будущего писателя раздражала тупость начальства, казенная обстановка, испорченные сверстники, недалекость воспитателей и преподавателей, «культ кулака», одинаковая для всех форма и публичная порка.

Вот таким нелегким было детство Куприна

Для детей важно иметь близкого человека, и в этом смысле Александру Ивановичу повезло — его поддерживала любящая мать. Она умерла в 1910 году

Тень императора

Анекдотический рассказ. Ситуация, описанная в нем, произошла на самом деле. Это было в 1912 году, когда отмечалось столетие Отечественной войны 1812 года.

Решили собрать ветеранов, участвовавших в сражении, и, естественно, никого не нашли. Но «сверху» был отдан приказ, и его надо было исполнить. Тогда к генералу привели старика, якобы видевшего Наполеона. Тот рассказал, как, по его мнению, может выглядеть император, но этот портрет даже отдаленно не напоминал оригинал.

«Тень императора» – один из тех редких исторических рассказов с тонким юмором, какие Куприн почти не писал, но, как видно, мог справиться и с этим жанром. Писатель возрождал традиции, именно в его манере написана эта превосходная вещь.

Александр Куприн — биография

Александр Куприн — видный представитель отечественной литературы, писатель, переводчик, в течение всего периода творческой деятельности работавший в жанре реалистической прозы.

Ему были чужды идеи романтизма, в своем творчестве он старался максимально точно отразить быт и нравы современного ему общества. Критический реализм стал тем жанром, который прославил писателя на века.

Мужчина старался искать сюжеты для своих произведений в реальной жизни. У него получалось описать события, которые происходили на самом деле в усеченном и художественно переработанном виде так, чтобы передать все оттенки ситуации в деталях. В этом был основной талант прозаика и его признавали многие современники. Хотя реальная слава пришла к Куприну гораздо позже.

Несмотря на природный талант, жизнь А. И. Куприна нельзя назвать простой. У прозаика была трудная судьба. Большую часть своей истории он провел в пути, странствиях.

После того, как случилась революция, которая перевернула все с ног на голову, Куприн был вынужден уехать. Но жизнь за границей не принесла ему ничего кроме нищеты и безвестности. Даже после возвращения ситуация не изменилась. Проблемы были и в личной жизни.

Настоящая известность к писателю пришла уже после смерти. Сейчас прозаик считается одним из наиболее влиятельных и интересных литераторов российского происхождения.

Начало писательства

Учёба дала Куприну довольно полное образование: языки — русский, французский, немецкий. Физика, математика, история, география и словесность (литература). Вот последняя и стала для него прибежищем на всю жизнь. Здесь, в училище, и был написан его первый рассказ — «Последний дебют», опубликованный с пылу с жару в «Русском сатирическом вестнике».

Куприн был неимоверно счастлив, хотя и отсидел за этот поступок в карцере (публикации без ведома начальника училища были запрещены, но юный Куприн этого не знал, вот за незнание внутренней службы и оказался наказан).

Наконец, начинающий писатель был по первому разряду выпущен из училища и назначен служить на юго-западной границе России, глухие провинциальные местечки такого плана были им блистательно описаны в повести «Поединок» и рассказе «Свадьба».

Бунтари-авангардисты

Произошло рождение группы зимой 1911 года, и к октябрю в состав входило уже 20 художников, в том числе и Александр Куприн. Изначально всех их объединяла любовь к творчеству Поля Сезанна, яркому и жизнерадостному. Себя они называли «сезаннистами». Объединение просуществовало до 1917 года, в декабре прошла их последняя выставка и группа распалась. Но бывшие «бубнововалетовцы» объединялись то в одни, то в другие сообщества. Вероятно, это было такое время. Время революционных перемен. А «Бубновый валет» стал тем союзом, где зародились новые течения русской живописи XX века. В разные годы «бубнововалетовцами» были Машков, Лентулов, Кончаловский, Гончарова, Малевич, Куприн и другие.

Происхождение будущего писателя

Смотреть галерею Куприн Александр Иванович родился в 1870 г. Его родной город — Наровчат. Сегодня он находится в Пензенской области. Дом, где родился Куприн, в настоящее время является музеем (фото его представлено ниже). Родители Куприна не были состоятельными. Иван Иванович, отец будущего писателя, относился к роду обедневших дворян. Он служил мелким чиновником и часто пил. Когда Александру шел только второй год, от холеры умер Иван Иванович Куприн. Детство будущего писателя, таким образом, прошло без отца. Его единственной опорой была мать, о которой стоит рассказать отдельно.

Смотреть галерею

Мать Александра Куприна

Любовь Алексеевна Куприна (в девичестве — Кулунчакова), мать мальчика, была вынуждена поселиться во Вдовьем доме города Москвы. Именно отсюда текут первые воспоминания, которыми поделился с нами Иван Куприн. Детство его во многом связано с образом матери. Она играла роль высшего существа в жизни мальчика, являлась для будущего писателя целым миром. Александр Иванович вспоминал, что эта женщина была волевой, сильной, строгой, похожей на восточную княжну (Кулунчаковы относились к старинному роду татарских князей). Даже в убогой обстановке Вдовьего дома она оставалась такой. Днем Любовь Алексеевна была строгой, но вечером превращалась в загадочную ворожею и рассказывала своему сыну сказки, которые переделывала на свой лад. Эти интересные рассказы с удовольствием слушал Куприн. Детство его, весьма суровое, скрашивали сказки о дальних странах и неведомых существах. Еще будучи ребенком, Александр Иванович столкнулся с печальной действительностью. Однако трудности не помешали реализоваться в качестве писателя такому талантливому человеку, как Куприн.

Галерея

  • Терраса. 1910. 89,3 х 107,6. Нижегородский художественный музей
  • Натюрморт с глиняным кувшином. 1917. 80 x 89.
  • Натюрморт. Искусственные цветы на черном фоне. 1922. 121 х 139,5.
  • Натюрморт со статуэткой Б. Д. Королёва. 1919. 117 х 12,3.
  • Дубровицы. Яблоня. 1924. 68 x 85.
  • Бахчисарай. Скалы. Этюд. 1926. 57 x 75.
  • Осенний букет. 1925. 94 х 79. Третьяковская галерея.
  • Бахчисарай. Полдень. На реке Чурук-Су. 1927. 89 x 67.
  • Тополя. 1927. 89 x 125. Третьяковская галерея.
  • Москва. Кремль. 1929.
  • Ветряная мельница. Бобров. 1934. 71 x 102,5.
  • Металлургический завод им. Петровского. Доменный цех. 1930. 86 x 118.
  • Мартеновский цех завода «Серп и молот». 1931. 100 x 125.
  • Баку. Ханский дворец. 1931. 85 х 105.
  • Баку. Нефтяные промыслы. Биби-Эйбат. 1931. 106 х 161. Русский музей.
  • Бахчисарай. Древний мавзолей. Полдень. 1935. 79 x 105.
  • Пейзаж с луной и тополями в окрестностях Бахчисарая. 1936. 81 x 125.
  • Бахчисарай. Чурук-Су. Вечер. 1930. 102 x 140. Третьяковская галерея.
  • Беасальская долина. Фрагмент.
  • Пейзаж с луной. 1944. 69 х 98. Третьяковская галерея.
  • Домик на Остоженке. 1939.
  • Крымский пейзаж. 1945. 80 х 132.
  • Замерзающее болото. 1947. 80 x 140. Русский музей.
  • Дорога в Беасалы. 1947. 100 x 180.
  • Гурзуф. Старый фонтан. 1949.
  • Феодосия. Вечер в Карантинной бухте. 1956. Вариант. 70 х 120.
  • Въезд в Бахчисарай с восточной стороны. Утро. 1950 70 х 100.
  • Косогорский металлургический завод. 1959. 80 х 124.
  • Раннее утро над Бахчисараем. 1954. 80 х 135.

Биография

Александр Иванович Куприн – знаменитый писатель, классик русской литературы, наиболее значительными произведениями которого являются «Юнкера», «Поединок», «Яма», «Гранатовый браслет» и «Белый пудель». Также высоким искусством считаются короткие рассказы Куприна о русском быте, об эмиграции, о животных.

Писатель Александр Куприн

Александр родился в уездном городе Наровчате, который расположен в Пензенской области. Но детство и юность писателя прошли в Москве. Дело в том, что отец Куприна, потомственный дворянин Иван Иванович умер через год после его рождения. Матери Любови Алексеевне, также происходящей из знатного рода, пришлось перебираться в крупный город, где ей было значительно проще дать сыну воспитание и образование.

Уже в 6 лет Куприна определили в Московский Разумовский пансион, который действовал по принципу сиротского интерната. Через 4 года Александра перевели во Второй Московский кадетский корпус, по окончании которого юноша поступает в Александровское военное училище. Выпускался Куприн в чине подпоручика и служил ровно 4 года в Днепровском пехотном полку.

Александр Куприн в детстве

После отставки 24-летний молодой человек уезжает в Киев, затем в Одессу, Севастополь и другие города Российской Империи. Проблема была в том, что у Александра отсутствовала какая-либо гражданская специальность. Только после знакомства с Иваном Буниным ему удается найти постоянную работу: Куприн отправляется в Санкт-Петербург и устраивается в «Журнал для всех». Позднее он обустроится в Гатчине, где во время Первой мировой войны за свой счет будет содержать военный госпиталь.

Александр Куприн с энтузиазмом воспринял отречение от власти царя Николая II. После прихода большевиков даже лично обращался к Владимиру Ленину с предложением издавать специальную газету для деревни «Земля». Но вскоре, увидев, что новая власть навязывает стране диктатуру, полностью разочаровался в ней.

Александр Куприн в молодости

Именно Куприну принадлежит уничижительное название Советского Союза – «Совдепия», которое прочно войдет в жаргон. Во время гражданской войны примкнул добровольцем к Белой армии, а после крупного поражения уехал за границу – сначала в Финляндию, а затем во Францию.

К началу 30-х годов Куприн погряз в долгах и не мог обеспечивать своей семье даже самого необходимого. К тому же писатель не нашел ничего лучше, как искать выход из сложной ситуации в бутылке. В итоге единственным решением стало возвращение на родину, которое в 1937 году поддержал лично Иосиф Сталин.

Годы странствий

В 1894 году Куприн решительно и круто меняет свою жизнь. Он уходит в отставку и живет очень скудно. Александр Иванович поселился в Киеве и начал писать для газет фельетоны, в которых он красочными мазками живописует жизнь города. Но не хватало знания жизни. Что он видел, кроме военной службы? Ему было интересно все. И балаклавские рыбаки, и донецкие заводы, и природа Полесья, и разгрузка арбузов, и полет на воздушном шаре, и цирковые артисты. Он досконально изучил жизнь и быт людей, составлявших становой хребет общества. Их язык, жаргоны и нравы. Насыщенные впечатлениями жизнь и творчество Куприна кратко передать почти невозможно.

Творчество

Куприн всей душой рвался к своему народу, а его взрывной и честный характер, обусловленный татарским происхождением матери, не позволил бы искажать на письме те факты о жизни людей, свидетелем которых он стал лично.

Однако не всех своих персонажей Александр Иванович осуждал, даже выводя на поверхность их темные стороны. Будучи гуманистом и отчаянным борцом за справедливость, Куприн образно продемонстрировал эту свою особенность в произведении «Яма». В нем повествуется о жизни обитательниц публичных домов

Но писатель не заостряет внимание на героинях как падших женщинах, напротив, он предлагает читателям разобраться в предпосылках их падения, в терзаниях их сердец и душ, предлагает разглядеть в каждой распутнице, прежде всего, человека

Темой любви пропитано не одно произведение Куприна. Наиболее ярким из них является повесть « «. В ней, как и в «Яме», присутствует образ рассказчика, явного или неявного участника описываемых событий. Но рассказчик в «Олесе» — один из двух основных персонажей. Это повесть о благородной любви, отчасти ее недостойной считает себя героиня, которую все принимают за ведьму. Однако ничего общего девушка с ней не имеет. Напротив, ее образ воплощает в себе все возможные женские добродетели. Финал повести нельзя назвать счастливым, ведь герои не воссоединяются в своем искреннем порыве, а вынуждены утратить друг друга. Но счастье заключается для них в том, что им довелось в жизни испытать силу всепоглощающей взаимной любви.

Конечно, отдельного внимания заслуживает повесть «Поединок» как отражение всех ужасов армейских нравов, царивших тогда в царской России. Это яркое подтверждение черт реализма в творчестве Куприна. Возможно, именно поэтому повесть вызвала шквал негативных отзывов критиков и общественности. Герой Ромашова в том же звании подпоручика, что и сам Куприн, ушедший некогда в отставку, подобно автору, предстает перед читателями в свете неординарной личности, чей психологический рост мы имеем возможность наблюдать от страницы к странице. Эта книга принесла широкую известность своему создателю и по праву занимает одно из центральных мест в его библиографии.

Революцию в России Куприн не поддержал, хоть первое время и встречался довольно часто с Лениным. В конечном итоге писатель эмигрировал во Францию, где продолжал свой литературный труд. В частности, Александр Иванович любил писать и для детей. Некоторые его рассказы («Белый пудель», « «, «Скворцы»), несомненно, заслуживают внимания целевой аудитории.

Возвращение на родину и смерть писателя

Если верить многочисленным воспоминаниям, письмам, дневникам, ставшим доступными общественности несколько позже, то Куприн объективно не принял революцию и установившуюся власть. Он называл ее фамильярно «совком».

Когда он вернулся на родину уже разбитым стариком, его возили по улицам, чтобы продемонстрировать достижения СССР. Александр Иванович говорил, что большевики — замечательные люди. Одно лишь неясно — откуда у них так много денег.

Тем не менее о возвращении на родину Куприн не жалел. Для него Париж был прекрасным городом, но чужим. Куприн умер 25 августа 1938 г. Он скончался от рака пищевода. На другой день многотысячная толпа окружила Дом писателей в Петербурге. Пришли и знаменитые коллеги Александра Ивановича, и верные поклонники его творчества. Все они собрались для того, чтобы отправить в последний путь Куприна.

Детство писателя А. И. Куприна, в отличие от юных лет многих других деятелей литературы того времени, было весьма непростым. Однако во многом именно благодаря всем этим пережитым трудностям он нашел себя в творчестве. Куприн, детство и юность которого прошли в нищете, приобрел и материальное благополучие, и известность. Сегодня с его творчеством мы знакомимся еще в школьные годы.

Стихотворение «Детство» И. З. Суриков – анализ по плану

Вариант 1

Детство в жизни каждого — незабываемая пора. Детские впечатления человек проносит через всю жизнь, возвращаясь к ним в минуты грусти. Именно об этом рассказывает стихотворение И. З. Сурикова «Детство».

Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство» было написано в 1866 году. Поэт практически всю жизнь находился в затруднительном материальном положении. Неудивительно, что он создал произведение, вызывающее щемящую тоску по беззаботному детству.

Жанр, тема и идея

«Детство» относится к лирическим стихотворениям с чётким сюжетом. Его тема отражена в названии. Идея произведения — показать глубину переживаний лирического героя, рисующего чудесные моменты своего счастливого детства.

Образы стихотворения

Невидимый образ стихотворения — взрослый мужчина, вспоминающий себя мальчиком. Этот мальчик — главный герой произведения. Второстепенные персонажи, с любовью описанные автором, — бабушка, матушка и дед.

Композиция

Произведение состоит из 23 четверостиший (строф). Логически его можно поделить на 4 смысловые части:

  • зимние катания (первые 6 строф);
  • семейный вечер (следующие 8 строф);
  • сладкий сон (с 15 по 22 строфы);
  • возвращение в реальность.

Последняя строфа содержит вывод с риторическим обращением к детству лирического героя.

Ритмический строй

«Детство» написано трёхстопным хореем с перекрёстной рифмовкой. Данный факт создаёт быстрый ритм при прочтении.

Художественные средства

И. З. Суриков для более глубокого воздействия на читателя использует множество фонетических, лексических, синтаксических и художественных средств:

  • анафору (единоначатие): первые 3 строки начальной строфы начинаются одинаково;
  • однородные члены: «тихонько, // Нехотя»;
  • риторическое обращение: «Весело текли вы, // Детские года!»;
  • эпитеты: «родной», «тихонько», «сердито»;
  • антонимы: «Мне в сугробе горе, // А ребятам смех!»;
  • синонимы: «Горе и беда»;
  • просторечные формы слов: «качуся», «мрёт», «Поднялася»;
  • междометия и звукоподражательные слова: «хвать!», «хлоп!»;
  • звукопись (аллитерацию и ассонанс): в 7 строфе постоянно повторяется звук , а в 8 — звуки и ;
  • лексический повтор: «Зимний вечер длится, // Длится без конца…».

Благодаря средствам, используемым поэтом, стихотворение И. З. Сурикова возвращает героя (и читателя) в то время, когда он был счастлив. Образ маленького человека, катающегося на санках с горы и слушающего сказки бабушки, прорисован поэтом очень чётко и правдоподобно.

Александр Куприн / Книги

  • Куприн А. И. Полное собрание сочинений : в 8 т. — Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1912. — .
  • Куприн А. И. Полное собрание сочинений : в 9 т. — Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1912–1915. — .
  • Куприн А. И. Сочинения : в 3 т. — Москва : Гослитиздат, 1953–1954.
  • Куприн А. И. Собрание сочинений : в 6 т. — Москва : Художественная литература, 1957–1958. — .
  • Куприн А. И. Собрание сочинений : в 9 т. — Москва : Правда, 1964. — .
  • Куприн А. И. Собрание сочинений : в 9 т. — Москва : Художественная литература, 1970–1973. — .
  • Куприн А. И. Собрание сочинений : в 5 т. — Москва : Правда, 1982.
  • Куприн А. И. Собрание сочинений : в 6 т. — Москва : Художественная литература, 1991—1996. – .
  • Куприн А. И. Собрание сочинений : в 11 т. — Москва : ТЕРРА-Книжный клуб : Литература, 1997. — .
  • Куприн А. И. Полное собрание сочинений : в 10 т. — Иваново : Воскресенье, 2006 — 2007. — .
  • Куприн А. И. Собрание сочинений : в 4 т. — Москва : Престиж Бук, 2008. — .
  • Куприн А. И. Собрание сочинений : в 9 т. — Москва : Книжный Клуб Книговек, 2010. — .
  • Куприн А. И. Малое собрание сочинений. — Санкт-Петербург : Азбука, 2011. — 699 с. — .
  • Куприн А. И. Малое собрание сочинений. — Санкт-Петербург : Азбука, 2013. — 699 с. — .
  • Куприн А. И. Малое собрание сочинений. — Санкт-Петербург : Азбука, 2014. — 699 с. — .
  • Куприн, А. И. Слон / Александр Куприн ; худож. Геннадий Спирин. — Москва : РИПОЛ классик, 2013. — 39 с. : ил. — (Рисует Геннадий Спирин).
  • Куприн А. И. Чудесный доктор : рассказы / Александр Куприн ; . — Москва : Искателькнига, 2015. — 111 с. — (Школьная Библиотека).
  • Куприн А. И. Белый пудель : рассказы / А. И. Куприн ; художник В. Семоненко ; . — Москва : Детская литература, 2019. — 249 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Куприн А. И. Гранатовый браслет : повести и рассказы / А. И. Куприн ; художник М. Петров. — Москва : Детская литература, 2019. — 301 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Куприн А. И. Слон : рассказ / А. И. Куприн ; художник Владимир Черноглазов. — Москва : Детская литература, 2019. — 31 с. : ил. — (Книга за книгой).
  • Куприн А. И. Избранное : в 3 томах / Александр Иванович Куприн. — Москва : Терра : Книжный Клуб Книговек, 2020-. — (Большая школьная библиотека).
    • Т. 1 : Рассказы ; Сказки ; Легенды. — 2020. — 511 с.
    • Т. 2 : Впотьмах ; Олеся ; Молох ; Поединок ; Суламифь ; Гранатовый браслет : повести. — 2020. — 559 с.
    • Т. 3 : Яма ; На переломе (Кадеты) : повести. Юнкера : роман. — 2020. — 623 с.

Революция

Во время Февральской революции Куприн еще находился в Финляндии. События  не вызвали отторжения, а отречение Николая Второго от престола пробудило новые надежды у многих, в том числе и у Александра Ивановича. По своим политическим взглядам он был ближе всего к эсерам. Куприн вернулся в свой гатчинский дом, начал активно заниматься журналистикой – работал в “Петроградском листке” и “Свободной России”. В это же время он дописал свою “Звезду Соломона” — повесть, в которой наиболее ярко выражено его мировоззрение. Он много занимался переводами – в частности, ему принадлежит классический вариант перевода пьесы Шиллера “Дон Карлос”.А вот власть большевиков у него энтузиазма не вызвала. Помимо того, что ему не нравились методы, которыми действовали те, кто пришел к власти в октябре 1917 года, у него начались и личные неприятности – например, его арестовали в качестве заложника после того, как был убит один из видных революционных деятелей.Он встретился с Лениным, предложил ему идею крестьянской газеты, однако проект так и не воплотился. Все это привело к тому, что осенью 1919 года, когда Гатчина оказалась занята белогвардейцами, Куприн присоединился к Белому движению. Он стал работать в армейской газете редактором. Но Северо-Западная армия отступала под натиском большевиков, и многие военнослужащие с ходу оказались за границей.
Рис. 6. Дом-музей А.И. Куприна (с. Наровчат Наровчатского района Пензенской области)

Ранние этапы жизни

Родился Александр Иванович в 1870 году дворянской семье, однако отец умер очень рано, и поэтому взросление мальчика проходило сложно. Вместе с матерью мальчик перебрался из Пензенской области в Москву, где был отдан в военную гимназию. Это определило его жизнь -последующие годы он так или иначе был связан с военной службой.

В 1887 году он поступил учиться на офицера, еще через три года закончил обучение и отправился в пехотный полк, расквартированный в Подольской губернии, как подпоручик. За год до этого в прессе был напечатан первый рассказ начинающего писателя — «Последний дебют». А за четыре года службы Александр Иванович отправил в печать еще несколько произведений — «Впотьмах», «Дознание», «Лунной ночью».

Переезд в Петербург


Смотреть галерею

Антон Павлович Чехов, большой авторитет в литературе, заинтересовался этими успешными публикациями. Он познакомился с Куприным в Одессе и пригласил его работать в «Журнал для всех», выходивший в Петербурге.

В этом городе началась для Александра Ивановича новая, яркая жизнь со множеством встреч, знакомств, кутежей и творческих достижений. Современники вспоминали, что Куприн любил хорошо погулять. В частности, Андрей Седых, русский литератор, отметил, что в молодости он жил буйно, нередко бывал пьян и в это время делался страшен. Александр Иванович мог творить безрассудные вещи и порой даже жестокие. А Надежда Тэффи, писательница, вспоминает, что он был очень сложным человеком, отнюдь не добряком и простачком, каким на первый взгляд мог показаться.


Смотреть галерею

Куприн пояснял, что творческая деятельность отнимала у него много энергии и сил. За каждую удачу, как и за неудачу, приходилось расплачиваться здоровьем, нервами, собственной душой. Но злые языки видели лишь неприглядную мишуру, а затем неизменно шли слухи о том, что Александр Иванович — гуляка, дебошир и пьяница.

Куприн Александр Васильевич

22.03.1880 – 18.03.1960

Александр Васильевич Куприн – русский и советский живописец-пейзажист, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР.

Александр Васильевич родился в Борисоглебске. Его отец был преподавателем уездного училища. Когда мальчику было 13 лет, они семьей переехали в Воронеж, где Куприн учился в гимназии и работал конторщиком на железной дороге. Александр всегда увлекался искусством, что привело его на вечерние классы Общества любителей художеств. Позже, решив стать художником, он в 1902 году уехал в Санкт-Петербург и поступил в школу А.Е. Дмитриева-Кавказского, но в 1904 году ушел из нее, переехал в Москву и поступил в студию К.Ф. Юона. Проучившись в ней два года, Куприн перевелся в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1908 году художник впервые увидел в частных собраниях московских меценатов новую французскую живопись, которая стала очень интересна Куприну. Художник начал писать и выставлять произведения в духе этого искусства. В 1909 году он участвовал в салоне «Золотое руно» со своими работами, которые создавались под воздействием новейших течений французского искусства во время жизни в Москве. Научившись многому, мастер ушел из училища и большое количество лет посвятил экспериментам в области художественного искусства. Куприн был одним из деятельных членов объединения «Бубновый валет». В период 1910-1924 гг. отдавал предпочтение написанию натюрмортов, начиная с  кубистических произведений, постепенно смягчая геометричность форм.

В 1920 году художник уехал в Нижний Новгород, где работал руководителем нижегородских и сормовских художественных мастерских. Год возвращения в Москву (1924) оказался переломным для искусства Александра Васильевича, он обратился к реалистическому пейзажу. Его первые реалистические картины она писал во время поездок в Бахчисарай.

В 1930-1934 годы наступил новый период в искусстве Куприна. Художник работал над индустриальным пейзажем, изображая заводы в Днепропетровске и Москве, а также нефтяные промыслы в Баку.

Живописец пережил, проверил своими собственными руками, испытал почти все художественные увлечения и манеры, которые в годы его юности смущали души молодых художников. К реализму его привел сложный процесс сложения нового человека и нового художника.

В творчестве художника прослеживается определенная система интересов, которые были свойственны и раннему, и «наиболее взрослому» периоду искусства – это внимание к эмоциональной выразительности цвета, стремление к строгой конструктивности рисунка, острый интерес к ритмической настроенности композиции, в которой раскрывается закономерность строения предметов, пейзажа и т.д. Творчеству Александра Васильевича Куприна свойственна большая интеллектуальная сила

Он был влюблен в живую красоту природы и вдохновлен стремлением проверить разумом свои впечатления. В его произведениях искусства светится огонек творческого, познавательного проникновения в изображаемый мир

Творчеству Александра Васильевича Куприна свойственна большая интеллектуальная сила. Он был влюблен в живую красоту природы и вдохновлен стремлением проверить разумом свои впечатления. В его произведениях искусства светится огонек творческого, познавательного проникновения в изображаемый мир.

Возвеличение жизни в повести «Поединок»

Это произведение является истинным апофеозом жизни. Куприн, краткая биография и творчество которого тесно связаны, описал в данной повести культ личности. Главные герои (Назанский и Ромашев) — яркие представители индивидуализма, они заявляли, что весь мир погибнет, когда их не станет. Они свято верили в свои убеждения, но были слишком слабы духом, чтобы воплотить свою идею в жизнь. Именно эту несоразмерность между возвеличиванием собственных личностей и слабостью его обладателей уловил автор.

Мастер своего дела, отличный психолог и реалист, именно такими качествами обладал писатель Куприн. Биография автора гласит о том, что «Поединок» он написал во времена, когда был на пике славы. Именно в этом шедевре соединились лучшие качества Александра Ивановича: отличный бытописатель, психолог и лирик. Военная тема была близка автору, учитывая его прошлое, а поэтому никаких усилий для её развития не потребовалось. Яркий общий фон произведения не затмевает выразительности его главных героев. Каждый персонаж невероятно интересен и является звеном одной цепи, при этом не теряя своей индивидуальности.

Куприн, биография которого гласит, что повесть появилась в годы русско-японского конфликта, раскритиковал военную среду в пух и прах. В произведении описан военный быт, психология, отображена дореволюционная жизнь россиян.

В повести, как и в жизни, царит атмосфера омертвления и обеднения, печали и рутины. Чувство абсурдности, беспорядочности и непонятности бытия. Именно эти чувства одолевали Ромашева и были знакомы жителям дореволюционной России. Для того чтобы заглушить идейное «бездорожье», Куприн описал в «Поединке» распущенный нрав офицеров, их несправедливое и жестокое отношение друг к другу. И конечно же, основной порок военных – алкоголизм, который процветал и среди русского народа.

Краткая биография Куприна

Вашему вниманию предлагается краткая биография Куприна. Она, как и все биографии великих людей, содержит много интересных фактов.

Детство и родители

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 г. в городе Наровчат, в семье простого чиновника. Когда маленькому Александру было всего один год, его отец – Иван Иванович умер.

После смерти мужа, мать будущего писателя – Любовь Алексеевна, решила отправиться в Москву. Именно в этом городе прошло детство и юность Куприна.

Обучение и начало творческого пути

Когда юному Саше исполнилось 6 лет, его отдали на обучение в Московское сиротское училище, которое он окончил в 1880 г.

Александр Иванович Куприн

В 1887 г. Куприн был зачислен в Александровское военное училище.

В этот период биографии ему приходится сталкиваться с разными трудностями, о которых он потом напишет в рассказах «На переломе (Кадеты)» и «Юнкера».

Александр Иванович имел неплохие способности к написанию стихов, однако они так и остались неопубликованными.

В 1890 г. писатель служил в пехотном полку в чине подпоручика.

Находясь в этом звании, он пишет такие рассказы как «Дознание», «Впотьмах», «Ночная смена» и «Поход».

Расцвет творчества

В 1894 г. Куприн решает подать в отставку, находясь на тот момент уже в звании поручика. Сразу же после этого, он начинает путешествовать по России, знакомясь с разными людьми и набираясь новых знаний.

В этот период ему удается познакомиться с Иваном Буниным, Максимом Горьким и Антоном Чеховым.

Биография Куприна интересна тем, что все впечатления и переживания, полученные им во время его немалых путешествий, он сразу же брал за основу для будущих произведений.

В 1905 г. печатается повесть «Поединок», которая получает настоящее признание в обществе. В 1911 г. появляется его самый значимый труд «Гранатовый браслет», который сделал Куприна по-настоящему знаменитым.

Следует заметить, что ему легко давалось написание не только серьезной литературы, но и детских рассказов.

Эмиграция

Одним из важнейших моментов в жизни Куприна стала Октябрьская революция. В краткой биографии сложно описать все переживания писателя, связанные с эти временем.

Вкратце лишь заметим, что он наотрез отказался принимать идеологию военного коммунизма и связанный с ним террор. Оценив сложившуюся ситуацию, Куприн практически сразу решает эмигрировать во Францию.

На чужбине он продолжает писать повести и рассказы, а также заниматься переводческой деятельностью. Для Александра Куприна было немыслимо жить без творчества, что отчетливо видно по всей его биографии.

Возвращение в Россию

Со временем, помимо материальных трудностей, Куприн все чаще начинает испытывать ностальгию по Родине. Возвратиться обратно в Россию ему удается лишь спустя 17 лет. Тогда же он пишет свое последнее произведение, которое называется «Москва родная».

Последние годы жизни и смерть

Советским чиновникам был выгоден известный литератор, вернувшийся на Родину. Из него пытались создать образ раскаявшегося писателя, приехавшего с чужбины, чтобы воспевать счастливую жизнь в СССР.

О возвращении Куприна в СССР, 1937 год, «Правда»

Однако в служебных записках компетентных органов зафиксировано, что Куприн слаб, болен, неработоспособен и, практически, не в состоянии ничего писать.

Кстати, именно поэтому появилась информация, что «Москва родная» принадлежит не самому Куприну, а приставленному к нему журналисту Н. К. Вержбицкому.

25 августа 1938 г. Александр Куприн умер от рака пищевода. Его похоронили в Ленинграде на Волковском кладбище, рядом с великим писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: