Биография бориса михайловича кустодиева

Значимые работы

Автопортрет. 1912. Галерея Уффици

  • «Портрет А. Н. Протасовой» (1900)
  • «Монахиня» (1901)
  • «Портрет Ивана Билибина» (1901)
  • «Портрет С. А. Никольского» (1901)
  • «Портрет Василия Васильевича Матэ» (1902)
  • «Автопортрет» (1904)
  • «Утро» (1904, Русский музей)
  • «Вступление. Москва» (1905)
  • «На террасе»(1906, Нижегородский государственный художественный музей)
  • «Портрет женщины в голубом» (1906)
  • «Портрет писательницы А. В. Шварц» (1906)
  • «Сирень» (1906)
  • «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея)
  • «Земская школа в Московской Руси» (1907, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
  • «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907)
  • «Монахиня» (1908)
  • «Японская кукла» (1908, Третьяковская галерея)
  • «Чтение манифеста» (1909)
  • «Деревенский праздник. Фрагмент» (1910)
  • «У иконы Спаса» (1910)
  • «Площадь на выезде из города. Эскиз декораций к спектаклю А. Н. Островского „Горячее сердце“» (1911)
  • «Портрет Н. И. Зеленской» (1912)
  • «Красная башня Троице-Сергиевой лавры» (1912)
  • «Автопортрет» (1912, Галерея Уффици, Флоренция)
  • «Купчихи в Кинешме» (темпера, 1912, Музей русского искусства в Киеве)
  • «Ярмарка в Кинешме»
  • «Морозный день» (1913)
  • «Портреты Н. К. фон Мекка» (1912) и (1913)
  • «Портрет Николая Константиновича Рериха» (1913)
  • «Жатва» (1914)
  • «Портрет А. И. Анисимова» (1915, Государственный Русский музей)
  • «Красавица» (1915, Государственная Третьяковская галерея)
  • «Масленица» (1916, Третьяковская галерея)
  • «Московский трактир» (1916, Третьяковская галерея)
  • «Балаганы» (1917, Русский музей)
  • «Сенокос» (1917, Третьяковская галерея)
  • «Купчиха за чаем» (1918, Русский музей)
  • «Портрет Мити Шостаковича» с надписью: «Моему маленькому другу Мите Шостаковичу — от автора. 1919 год». (Находился в личном пользовании)
  • «Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого» (1921, Русский музей)
  • «Большевик» (1919—1920, Третьяковская галерея)
  • «Групповой портрет художников общества „Мир искусства“» (1920, Государственный Русский музей)
  • «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» (1921, Дом-музей Ф. И. Шаляпина в Санкт-Петербурге; 1922, авторская копия, Русский музей)
  • «Портрет композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (в юности) (1923)
  • «Портрет профессоров Капицы и Семёнова», (1921, Мемориальный музей-кабинет академика П. Л. Капицы, Москва)
  • «Иллюстрация к повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1923)
  • «Русская Венера» (1926, Нижегородский государственный художественный музей)

Живопись

Портрет Ф. И. Шаляпина. 1921

Кустодиев начал свой творческий путь как художник-портретист. Уже во время работы над этюдами к репинскому «Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года» студент Кустодиев проявил талант портретиста. В этюдах и портретных зарисовках к этой многофигурной композиции он справился с задачей достижения сходства с творческой манерой Репина. Но Кустодиев-портретист был ближе скорее к Валентину Серову. Живописная пластика, свободный длинный мазок, яркая характеристика внешности, акцент на артистизме модели — это были большей частью портреты соучеников и преподавателей Академии — но без серовского психологизма. Кустодиев невероятно быстро для молодого художника, но заслуженно завоевал славу портретиста у прессы и заказчиков. Однако, по мнению А. Бенуа:

Уже с начала 1900-х годов Борис Михайлович разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером. Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир. По своей форме эти портреты связаны с жанровыми образами-типами Кустодиева («Автопортрет», 1912; портреты А. И. Анисимова,1915, Ф. И. Шаляпина, 1922).

Однако интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре»,1903; не сохранилась). В начале 1900-х годов он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. В 1906 году Кустодиев выступает с работами, новыми по своей концепции,— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются — художник обращается к гуаши, темпере. Для работ художника характерна стилизация — он изучает русскую парсуну XVI—XVIII вв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы.

В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Русская Венера», «Купчиха за чаем»). На этих картинах представлен тот тип женской красоты, который позже стали связывать с ним — «кустодиевская женщина», видимо по аналогии с «рубенсовскими женщинами». Это полногрудые, с округлыми формами, с широкими бёдрами, пышущие здоровьем женщины. Друг и биограф художника Всеволод Воинов в воспоминаниях писал, что Кустодиев говорил, что его идеал красоты не такие «дебелые» женщины как на картине «Красавица», но когда он приступает к работе «изящные красавицы его не вдохновляют и не кажутся интересными».

Прикованный к инвалидной коляске, Кустодиев создаёт самые яркие свои работы, наполненные бесконечным жизнелюбием, вихрем эмоций.

Для «Русской Венеры» у Кустодиева не было готового холста. Тогда художник взял свою же картину «На террасе» и стал писать на её обратной стороне. Борис Михайлович был сильно болен. Он мог только сидеть в специальной коляске не более двух—трёх часов в день, преодолевая страшную боль во всём теле. Иногда не мог взять в руки кисть. Жизнь его в это время была подвигом. Это полотно стало как бы итогом его жизни — спустя год Кустодиев скончался.

Один из друзей художника вспоминал:

После затопления в 1984 году Горьковского художественного музея (лопнули трубы отопления), картина была серьёзно повреждена, остались серьёзные подтёки, в некоторых местах красочный слой был смыт до грунта. Реставратор П. Баранов в течение года восстанавливал полотно: механическим способом убрал грязные подтёки, красочный слой был восстановлен методом ретуши. Соорудил специальный подрамник. В настоящее время полотно находится в коллекции Нижегородского государственного художественного музея и выставляется на специальном стенде из стекла, и посетители музея могут видеть обе картины — «На террасе» и «Русская Венера».

Поиск себя

В 1905 году в Костромской губернии, неподалёку от Высоково, где художник познакомился с будущей женой, Кустодиев строит дачу, названную им «Терем». Это излюбленное место семьи. Здесь в 1905 году родилась дочь художника Ирина.

Художник много пишет: пейзажи, соседей, друзей, жену, своих и чужих детей, животных. Он хочет отойти от репинского реализма, опираясь на своё видение русской красоты. Особый восторг и вдохновение вызывают у Бориса Кустодиева народные гуляния: яркие, красочные, безудержные.

Пробовал себя художник и в графике, карикатуре. Сделал иллюстрации к «Шинели» Гоголя. Принял предложение стать помощником декоратора в Мариинском театре. Эта работа увлекала его и легко давалась.

В 1909 году Кустодиев удостоен звания Академика живописи.

Биография Кустодиева.

Яркое и самобытное творчество Кустодиева — увлекательная страница в истории русской живописи. Художник глубоко национальный, чье искусство неразрывно связано с жизнью русского народа, с традициями народного творчества, Борис Кустодиев начал свой путь живописца еще на рубеже 19 и 20 веков. Родившись в Астрахани, будущий живописец рос в условиях патриархального быта провинциального русского города. Первые профессиональные навыки Борис Кустодиев получил у местного художника П. А. Власова. Учителем Бориса Кустодиева в Петербургской Академии художеств (1896—1903) был Илья Репин, оказавший большое влияние на формирование его творчества. Вместе с другим молодым живописцем — И. С. Куликовым Борис Кустодиев был привлечен Репиным к работе над картиной «Заседание Государственного Совета» (1901—1903). В Академии художеств Борис Кустодиев работал над картинами из исторического прошлого России («Бунт против бояр на старой Руси», 1897 и «У кружала стрельцы гуляют», 1901). Но в дальнейшем он отошел от этих тем. Начало творческого пути Бориса Кустодиева связано, прежде всего, с портретной живописью (портрет художника И. Я. Билибина, 1901; портрет художника-гравера В. В. Матэ, 1902 и др.). Работы над портретом художник не прерывает на протяжении всего творчества, с годами все более отчетливой становится связь его образов с народными характерами, портретам придается особая национально-бытовая окраска (Ф. И. Шаляпин, 1922). В 1906 году намечается поворот в живописи Бориса Кустодиева, приведший его к определенному кругу тем и манере исполнения, характерный для его зрелого творчества. В этом году была написана картина «Ярмарка», в которой сказалось увлечение живописца локальным цветом, яркостью и декоративностью в живописи. Масленицы, ярмарки, деревенские праздники отныне становятся его излюбленными сюжетами. Другой круг тем, увлекающий Бориса Кустодиева, — изображение провинциального купечества. Его многочисленные купцы и купчихи («Купчихи», 1912; «Красавица», 1915) не просто любование этой стороной русской жизни. Здесь и угадывается некоторая ирония художника по отношению к быту и укладу жизни купеческой среды. Борис Кустодиев был в числе тех деятелей русской культуры, которые сразу и безоговорочно приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию. К этому времени художник был уже тяжело болен. Не имея возможности двигаться, прикованный к креслу в своей мастерской, Кустодиев мог лишь из окна наблюдать события тех дней. Результатом таких наблюдений стала его картина «27 февраля 1917 года» (1917). Кроме того, Борис Кустодиев создает эскизы-панно для оформления площади Мира в Петрограде (1918), пишет картину «Большевик» (1920), в которой стремится дать обобщающий образ великих событий. В 1920—1921 годах живописец создает картины «Празднование II конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве». Возвращаясь в этих полотнах к теме народных гуляний, живописец наполняет их новым содержанием, новыми образами, говорящими об изменениях, происшедших в стране, в жизни народа. Но и в эти годы Кустодиев не порывает связи со своими прежними сюжетами («Купчиха за чаем», 1918). В 1920 году появляется его акварельная серия «Русские типы». В этом же году написана одна из лучших по живописи картин художника «Купчиха перед зеркалом». Большой интерес вызывают и графические работы Бориса Кустодиева. Свою деятельность в качестве художника-иллюстратора Кустодиев начал еще в ранний период творчества. В 1905 году он успешно выступал на страницах сатирических журналов того времени «Жупел» и «Адская почта» (шаржи на графа Игнатьева, Горемыкина, Победоносцева). Рисунки, помещенные в этих журналах, а также лист «Демонстрация. 1905 год» говорят о том, на чьей стороне были симпатии художника. После Октябрьской революции Кустодиев создает иллюстрации к сказкам Пушкина (1920), к «Шести стихотворениям Некрасова» (1921), к «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова (1923). В последние годы жизни Кустодиев иллюстрирует книги «Детям о Ленине» и «Один день с Лениным». Борис Кустодиев создал также ряд великолепных декораций к пьесам А. Островского, М. Салтыкова-Щедрина, к операм русских композиторов. Но наибольшего успеха достиг он в декорациях к пьесе Е. Замятина «Блоха». Красочность, метко найденные детали, сочный юмор, соответствующий содержанию пьесы, связь с народным лубком — характерные черты этих декораций. Кустодиев оставил огромное наследие. Произведения его восхищают праздничностью, щедростью заложенного в них оптимизма, любовью ко всему русскому, национальному.

С одной стороны — Русская Венера, с другой — семейное чаепитие

Идея была, а вот такого большого холста найти не удалось — времена были сложные. Поэтому «Венеру» Кустодиев писал на обратной стороне полотна «На террасе», которое было создано ещё в 1906 году и изображало совместное чаепитие всей семьи художника.

«На террасе» (1906)

И как раз именно семья и помогала Борису Михайловичу спустя двадцать лет создавать «Венеру».Помощь жены подробно описывать смысла нет: за годы болезни она помогала мужу-инвалиду во всём, без неё ничего бы не было. Сын Кирилл, на тот момент уже окончивший Академию художеств, грунтовал холст, крепил его к раме, взбивал пену для изображения мыльных пузырей… И самым главным было участие дочери Ирины.

Семья Кустодиевых: сын Кирилл, супруга Юлия Евстафьевна, Борис Михайлович, дочь Ирина. Примерно 1923 год

Семья

Б. М. Кустодиев Борис с женой Юлией. 1903

В 1900 году в деревне Калганово, расположенной недалеко от большого торгового села Семеновское-Лапотное Костромской губернии, куда он летом выехал на этюды, Б. М. Кустодиев познакомился с 19-летней Юлией Прошинской (1880—1942). На чувства молодого художника Юлия Прошинская ответила взаимностью и стала его женой в 1903 году, приняв фамилию мужа. В счастливом браке родились сын Кирилл (1903—1971), ставший художником, и дочь Ирина (1905—1981). Третий ребёнок, Игорь, умер 11-месячным младенцем от менингита в 1907 году. Юлия Кустодиева пережила мужа на 15 лет и скончалась в феврале 1942 года в блокадном Ленинграде от голода. Внучка — Татьяна Кирилловна Кустодиева (1933—2021) — искусствовед, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, автор «Каталога эрмитажной коллекции итальянской живописи XIII—XVI веков» (2011).

Живопись

Портрет был одним из любимых жанров Кустодиева. Он раскрывал характер изображаемого персонажа посредством деталей интерьера и фона. В полотнах присутствуют декоративность и зрелищность, среди которых есть место и бытовым сценам. Особый интерес для художника представляла провинциальная жизнь, изображаемая в пейзажах.

Картина Бориса Кустодиева «Автопортрет» / Галерея Уффици

На международной выставке в Мюнхене в 1901 году портрет Ивана Билибина кисти Кустодиева наградили малой золотой медалью. В этот период Илья Репин получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета» и пригласил к совместной работе Ивана Куликова и Бориса Кустодиева. Бывшие ученики сумели вырасти профессионально благодаря работе с мэтром.

В 1902-м живописец создал картину «Базар в деревне», которая, к сожалению, была утрачена. Полотно принесло ему золотую медаль Академии художеств и возможность поехать в качестве пенсионера во Францию. Париж открыл Кустодиеву всю прелесть европейской культуры. Он много работал, вдохновляясь всем, что его окружало. Любопытно, что во время пребывания в Париже автор стал использовать светлую палитру красок.

Картина Бориса Кустодиева «Красавица» / Арт-каталог

После Франции Кустодиев с семьей побывал в Испании, которая оказала на него меньшее впечатление. Он был восхищен работами Франсиско Гойи и Диего Веласкеса и неприятно удивлен происходящим на корриде. Не впечатлил живописца и Музей современного искусства.

Вернувшись в Россию, Кустодиев работал много и с упоением, наслаждаясь красотой родных земель, как и многие творческие личности русской национальности. Затем последовало сотрудничество с журналом «Адская почта». В первом выпуске художник создал карикатуры на правительственных лиц, которых ранее изображал на «Торжественном заседании Государственного совета».

Картина Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» / Bert Christensen’s Cyberspace Gallery

Оба издания быстро оказались закрытыми, а Кустодиева не тронули только из уважения к таланту. В том же 1906-м живописец получил заказ на изображение портретов Александра I и Николая II. Работы были приурочены к 100-летию Финляндского полка. Он также принялся за изображение цесаревича Алексея в момент представления полку. Несмотря на оппозиционный настрой, Кустодиев согласился писать картины. Так из революционера и карикатуриста он стал портретистом императора.

Борис Кустодиев относил себя к большевикам. Когда в 1917 году в Петербурге прогремела революция, художник был доволен. Но вскоре его радость сменилась разочарованием. В отличие от многих деятелей искусства он не уехал за границу. Живописец много работал, а недуг, от которого он страдал, прогрессировал. Было осуществлено несколько операций, но временное облегчение сменялось новыми мучениями

В ходе одной из операций было необходимо принять важное решение: врачи собирались перерезать нервы и выбирали, обездвижить руки или ноги

Картина Бориса Кустодиева «Русская Венера» / Anzenberger Gallery

Жена Кустодиева, Юлия, настояла на том, чтобы мужу оставили работоспособными руки. С тех пор художник был прикован к инвалидному креслу, но продолжал работать. К этому периоду творчества относятся самые позитивные его работы. Проявляя жизнелюбие, храбрость и мужество, Кустодиев не щадил себя.

В 1920-м художник стал оформителем спектакля Мариинского театра «Вражья сила». Оперу ставил Федор Шаляпин. К этому времени относится и знаменитый портрет певца. После новой операции, состоявшейся в 1923 году, Кустодиев написал последнюю крупную картину «Русская Венера». Он также участвовал в оформлении спектакля «Блоха» и Международной выставки в Париже.

Окно в мир

Иногда он и сам не верил, что вот этот человек в кресле — он и есть Борис Кустодиев, страстный охотник, лошадник, бродяга и путешественник, талантливый русский художник, картины которого — так про него писали — брали за живое именно физиологической правдой, так свежо в них было ощущение крепкого мороза, чистого снега, ветра, несущегося с просторов, так сильно в них было стремление закрепить максимум всех впечатлений, не только зрительных, но воспринимаемых всеми чувствами человеческими. Теперь у него осталась память, окно и… целый мир. Не тот — за окном, а другой — который он выпестовал, которому дал имя, пустил в свет — мир кондовой, балаганно-праздничной, разудало-шумной, лубочно-ненастоящей кустодиевской Руси. Боль, иногда сваливавшая его в постель, вдруг пробуждавшаяся тоска не имели отношения к этому миру, он существовал уже как реальность, как будто помимо его воли и желания. И чтобы вновь ощутить полноту жизни, ему стоило только окунуться туда, и начинался запой — от звона бубенцов, разноголосого гомона масленицы, расплескавшейся солнечной пестротой среди синих сугробов, и поднимающихся к небу дымков, от волооких вальяжных красавиц в цветастых платках и ненасытно ярких платьях и этих облаков-лебедушек над крутыми волжскими берегами. Он населял эту реальность, продолжал ее.
Противостояла ли она той подлинной, которая была за окном?..

Слайд 13Борис Кустодиев оставил заметный след как книжной график. Он иллюстрировал

произведения Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина и Н.С. Лескова, работал карикатуристом

в периодических изданиях (1905-1907).

Художник много работал для театров Москвы и Петербурга, также создал ряд произведений скульптуры.В своих произведениях Кустодиев стремился раскрыть традиции и устои патриархальной России. Его картины наполнены горячей любовью к своей Родине.В начале мая Борис Кустодиев простудился и заболел воспалением легких. 26 мая 1927 года художник ушел из жизни в холодной и темной петроградской квартире, работая над эскизом триптиха «Радость труда и отдыха»….Картины Кустодиева пользуются огромным спросом и в настоящее время.

Слайд 7В лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Движение

праздника можно почувствовать по мчащимся саням. Лихую тройку лошадей догоняет

упряжка запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно, но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с запряженным конем белого окраса. Проводы зимы – это особый народный праздник, который так неоднократно стремился передать Кустодиев: расписные сани, ведут неторопливую торговлю купцы и вальяжно шествует знать. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви — символ православия, а светлый храм выражает отношение к вере.

«Масленица», созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. Где этот праздник, в каком городе России — неизвестно

Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник

Работы художника

Воспитание и ранняя потеря отца повлияли на особенное «чувство семьи» у Бориса Кустодиева. Он был открытым и тёплым человеком, не расставался с близкими, а в разлуке старался перепиской восполнить недостаток общения. Кисть, карандаш, скульптура и гравюра – всё шло в ход, чтобы изобразить своих близких в разных ситуациях. Картины «Утро», «На террасе», «Портрет Ирины с собакой Шумкой», «Сирень», скульптура «Дети» и многие другие работы сейчас воспринимаются как обобщённые образы счастливого материнства и детства.

Постоянно работал художник и над автопортретами. Их несколько, разных периодов.

Среди его произведений есть портреты:

  • императора Николая II (1915 г.);
  • Фёдора Шаляпина (1922 г.);
  • Великой княгини Марии Павловны (1911 г.);
  • художника Ивана Билибина (ранняя реалистичная работа, 1901 г.).

и других известных личностей того времени.

Полотна живописца на тему зимних гуляний полны света и воздуха. Центральное место среди них занимает «Масленица» – вот где радость и веселье русского праздника с катанием на лошадях, балаганами и кулачными боями. А летнее народное гуляние на картинах «Троицын день», «Гуляние на Волге» притягивает теплом и светом, красотой людей и русской природы.

Милая сердцу художника глубинка красочна на картинах «В старом Суздале», «Вид с Воробьёвых гор», «Провинция». Солнечный летний день с множеством персонажей на картине под названием «Купание» привлекает яркостью и сочностью красок.

Но чаще всего главным персонажем его произведений становилась пышущая здоровьем, с округлыми формами красавица-купчиха. Это полотна «Купчиха за чаем», «Красавица», «Купчиха с зеркалом», «Русская Венера» и многие другие.

С годами Борис Кустодиев сформировал свой стиль живописи, динамика которого построена на композиционных приёмах, свойственных театрально-декорационному искусству: контраст света и тени, использование «кулис». Его полотна по колориту настолько декоративны, что напоминают расписные шкатулки. Красота и счастье – главные их признаки.

Личное знакомство с «Русской Венерой» в журнале «Крестьянка»

Я познакомился с «Русской Венерой» в раннем детстве — благодаря журналу «Крестьянка», опубликовавшему цветную репродукцию картины на целую страницу. Журнал я откопал, когда был у бабушки. В «Крестьянке», и «Работнице», которых в советское время выписывали почти все родственники, юного читателя интересовали в основном детские и музыкальные странички. Но привлекали и репродукции шедевров живописи, публиковавшиеся почти в каждом номере. Именно оттуда я и узнавал имена некоторых знаменитых художников. В том числе и Бориса Кустодиева.Кто-то может сказать, что интерес ребёнка вызвало то, что на картине изображена голая тётя. Этот момент, безусловно, присутствовал, чего греха таить. Но был далеко не единственным.

Действительно, в первую очередь привлекала внимание пышная обнажённая дама, распустившая свои великолепные рыжие волосы, улыбающаяся тому, кто смотрит на полотно. Находящаяся вроде бы одна в бане, но стыдливо прикрывающая интимное место веником

Немного отойдя от темы скажу, что политика редакции советских журналов 80-х была верной: ничего нет зазорного в соседстве репродукций великих картин с присутствием обнажённой натуры и детскими страничками. Ничего страшного, если работы Ренуара или Рубенса посмотрит ребёнок. Никто не ставил тогда на таких изданиях «18+», и я в своей статье тоже не буду этого делать.

Вернёмся к картине. Помимо главной героини, всё, что её окружало на полотне, создавало какую-то необъяснимую волшебную ауру. Контраст светлого тела девушки с тёмными бревёнчатыми стенами, мыльная пена на полке, клубы пара, и особенно зимний городок за окном — прекрасная атмосфера, соединяющая реальность и сказку. Всем этим и привлекла «Русская Венера» малолетнего ценителя. И запомнилась на всю жизнь.

Окончание учёбы и первая поездка за границу

Осенью 1903 года Кустодиев с золотой медалью закончил учебный курс, получил звание художника и право на годовую поездку за границу – так называемой пенсионерской поездки удостаивались медалисты-выпускники Академии. В это же время художник получает гонорар за работу с Репиным и Куликовым (3,5 тысячи рублей).

В ноябре того же года с женой Юлией и сыном Кириллом, родившимся также в 1903 году, Кустодиев отправился в поездку во Францию и Испанию. Окунувшись в европейскую культуру, он жадно впитывает её, приходит в восторг от новизны впечатлений, музеи и выставки восхищают его, сам также много рисует. Причём, искусствоведы отмечают заметную свежесть палитры картин художника в парижский период.

Это стало временем первых побед и больших надежд.

Описание полотна «Купец, считающий деньги»

Как и другие, эта картина Кустодиева посвящена русским людям и сценам из жизни. На полотне изображен купец, выразительность лица которого впечатляет. У него твердый и уверенный взгляд, он умеет работать и весьма прижимист, если не сказать жаден. Жест его руки, придерживающей деньги, подчеркивает впечатление. Но в портрете нет никакого негатива. Именно купеческое сословие развивало экономику России тех времен. Страна оказалась на первом месте в мире в 1913 году, и без таких людей, как старик, изображенный на портрете, такое было бы просто невозможно. Жанровая сценка с чертами портретного жанра удается Кустодиеву прекрасно — как и «Купчиха за чаем», эта работа ярко отражает творчество живописца.

Детство и юность

Борис Кустодиев родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 года. Он оказался сыном преподавателя семинарии. Отец мальчика скончался, когда тот был младенцем, поэтому его воспитанием занималась исключительно мать. Оставшись вдовой с четырьмя детьми, она умудрялась иметь необходимый доход, в семье всегда царила дружная и теплая атмосфера.

Борис Кустодиев в молодости / История России в фотографиях

Мать научила детей любить искусство и прививала интерес к литературе, живописи и театру. Благодаря этому маленький Борис легко нашел свое призвание. В 9 лет юный Кустодиев уже мечтал стать художником. Прежде чем получить возможность реализоваться в интересующей профессии, Борис был вынужден окончить духовное училище. Мать считала, что сын должен стать священником и пойти по стопам отца. Кустодиев поступил в духовную семинарию, но все же отдал предпочтению не служению Богу, а искусству.

Чтобы осуществить свою мечту, юноша решил брать уроки. Его наставником стал Павел Власов, окончивший петербургскую Академию художеств. В Астрахани художник организовал творческий кружок. В него и попал Кустодиев. Азы мастерства подросток усвоил в мастерской Власова, который помог поверить в свои силы и заверил мать Бориса в верности сделанного выбора. Педагог убедил Кустодиева в необходимости продолжить обучение в Москве.

На тот момент Борису уже исполнилось 18, поэтому в столичное училище живописи его не приняли. Зато он стал учеником Академии художеств в Петербурге. Талантливому юноше удалось оказаться подопечным Ильи Репина, что было большой удачей. В этот период в педагогической области в живописи наметился застой. Император Александр III планировал реформу художественного образования и хотел пригласить передвижников как амбассадоров новых веяний. Репин был в их числе.

По завершении обучения Кустодиев остался в мастерской Ильи Репина. Наставник возлагал надежды на подопечного. Дипломную работу Борис защитил на отлично и, получив золотую медаль, мог рассчитывать на стажировку за рубежом. В поездку молодой человек отправился в сопровождении жены и новорожденного сына.

Описание картины «Сирень»

Весеннее и светлое полотно живописец создал в 1906 году. Картина Кустодиева «Сирень» наполнена радостью и воодушевлением, на ней художник изобразил свою любимую семью. Молодая жена и маленькая дочка нарисованы на фоне пышных сиреневых кустов, что росли в Юлия Кустодиева одета по моде тех времен — в пышное белое платье, которое подчеркивает стройный силуэт. Она держит на руках дочь в белом платье с синими полосами. Картина Кустодиева не только отлично передает его привязанность к семье, но и воплощает саму погоду этого дня — цветение сирени в солнечных лучах изображено с потрясающей точностью и гармонией.

Натурщица для Венеры — родная дочь?

Тип «кустодиевской» женщины подразумевает пышные формы. Кстати, героиня «Венеры» ещё относительно стройная, если сравнить её, например, с «Красавицей», написанной Кустодиевым в 1915 году.Супруга художника, Юлия Евстафьевна, пышными формами не обладала, имея от природы худощавую фигуру. Кустодиев писал её портреты, но натурщицей для его любимых дородных героинь она быть не могла.

Портрет Юлии Кустодиевой (Прошинской). 1903

А вот у дочери Ирины была совсем другая стать. Адель Алексеева в книге «Солнце в морозный день», посвящённой Кустодиеву, писала:

Портрет И.Б.Кустодиевой (1919)

Натурщицей для отца Ирина стала буквально с рождения — Кустодиев через несколько часов после родов сразу начал делать наброски. И с тех пор многократно писал портреты Ирины, изображая разные периоды жизни растущей дочери.

Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой (1907)

Судя по книге Алексеевой, для «Венеры» позировала именно дочь. Так что по иронии судьбы на двойной картине — два изображения Ирины в разные периоды жизни. С одной стороны «На террасе» — маленькая девочка. С другой стороны «Русская Венера» — уже совсем взрослая девушка.

После «Венеры» Борис Михайлович успел сделать ещё один портрет дочери, в синем платье, и это последнее из известных её изображений.

Портрет И.Б.Кустодиевой (1926)

Но рыжая купальщица на картине не была точной копией Ирины, образ получался собирательный. Например, черты лица — уже не её.

Из книги А.Алексеевой:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: