Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905 гг.)
Савицкий, Константин Аполлонович (1844-1905) — живописец, Отец Г.К. Савицкого. Первоначально учился живописи, пользуясь советами Л.Ф. Лагорио и А.Е. Бейдемана. В 1867-1873 гг. учился в Академии художеств, затем совершенствовался в Париже. С 1872 г. — экспонент, с 1874 г. — член Товарищества передвижных художественных выставок.
С 1895 г. — действительный член Академии художеств, с 1897-го — академик. Автор реалистических многофигурных картин на острые социальные темы. Его героями выступают народные массы. Одним из первых в русском искусстве отобразил труд рабочих в картине «Ремонтные работы на железной дороге» (1874, ГТГ).
Крестьянская тема остро поднимается в картинах «Спор на меже» (1897, Государственный центральный музей современной истории России), «Павшая лошадь» (ГТГ). Трагедийное звучание приобретают народные сцены в полотне «На ворйну» (1888, ГРМ) — блестящем в композиционном отношении. Работал в области книжной и журнальной иллюстрации.
Исполнил офорты и литографии. Преподавал в Центрольном училище технического рисования барона Штиглица, Московском училище живописи и зодчества. С 1897 по 1905 г. — директор Пензенского художественного училища. Среди его учеников — Г.Н. Горелов, Г.К. Савицкий, К.Ф. Юон. Работы Савицкого К.А.
также имеются в музеях Архангельска, Астрахани, Екатеринбурга, Казани. Пензы, Перми, Саратова, Смоленска, Минска, Полтавы.
Панихида в 9-й день на кладбище. 1885 г. Холст, масло. 86х140 см. Государственная Третьяковская галерея
Эта картина, экспонированная как на XIII, так и на XIV выставках передвижников, была для Константина Аполлоновича Савицкого одним из его самых любимых и творчески глубоко выношенных произведений. Художник показывает освященную народным обычаем встречу осиротевшей семьи у свежей могилы на девятый день после погребения. …Мерно рокочет голос священника.
Поток выработанных вековой традицией слов-формул воздействует на присутствующих не содержанием, а лишь общим торжественным звучанием, под которое каждый из присутствующих предается воспоминаниям, связанным с памятью об ушедшем из жизни человеке. Выразительны старик в шинели и склонившаяся на его плечо женщина в крепе.
Проникновенности изображения способствует и мотив зимней природы. Если в предшествующих работах Савицкого пейзаж чаще всего обозначал место и время действия, то в «Панихиде» он связывает все компоненты картины общей эмоциональностью.
Серьезные творческие успехи Савицкого в разработке проблемы колорита — еще одно подтверждение того, какую большую роль в деятельности передвижников в восьмидесятые годы играло художественное воплощение распространяемых ими идей.
Спор на меже. 1897 г. Государственный музей Революции СССР.
Холодно и голодно
У мирового суда. 1894 г. Пермская государственная художественная галерея
Встреча иконы. 1878 г. Холст, масло. 141х228 см. Государственная Третьяковская галерея
Передвижничеству с его смелой программой обличения пореформенной деятельности, приходилось не раз, говоря словами Н. А. Некрасова, ловить «…звуки одобрения Не в сладком рокоте хвалы А в диких криках озлобления».
Это особенно наглядно обнаруживает «встреча», которую дружно оказала реакционная печать картине Константина Аполлоновича Савицкого «Встреча иконы», находившейся в составе шестой передвижной выставки.
Так обозреватель газеты «Русские ведомости» безоговорочно заявлял: «Здесь что ни фигура — то или идиот, или большая каналья. Лицо выползающего из колымаги попа с малиновым нагрудником и болтающимся наперстным крестом просто отвратительно.
Ни одного человеческого лица не встретите вы и в этой группе несчастных забитых крестьян, взапуски спешащих подлезть под икону… Я все-таки не понимаю, зачем же нужно изображать эти вульгарные, отталкивающие сцены».
И в заключение, как главный аргумент «основательности» своей критики, он записал: «Такое полотно я ни за что не повесил бы в своем кабинете».
Но передвижники и не ставили своей творческой целью украшение гостиных или кабинетов господских холуев. Именно поэтому В. В. Стасов, приветствуя быстрое возмужание таланта Савицкого в коллективе Товарищества, указал, что выдающиеся достоинства его картины «делают ее одним из самых значительных и важных созданий новой русской школы».
Путешественники в Оверни. 1876 г. Государственный Русский музей
Пожар в деревне. Государственная Третьяковская галерея
Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя «Женитьба»
«С нечистым знается» 1879 г. Государственная Третьяковская галерея
Дети кормят цыплят у хлева. Офорт
Иллюстрация к повести М.Ю. Лермонтова «Фаталист»
У крутого спуска. 1902 г. Холст, масло. 71,5х89. Пензенская областная картинная галерея
Рекомендации
- .
- Доминик Ларедо, « Ницца в Санкт — Петербурге: Serge фон Derwies Галерея: неопубликованной каталог коллекции Von Derwies (1904) ,» Русский журнал , п о 37,2011 г., стр. 150 ( DOI , www.persee.fr/doc/russe_1161-0557_2011_num_37_1_2473, по состоянию на 8 мая 2020 г. ).
- (ru) Киричек М. (Киричек М. С.), « родился во Франковке, а точнее в Бароновке (Родился на Франковке, точнее, на Бароновке …) » , 11 февраля , Таганрог, МУП «Редакция газеты» Таганрогская правда «»,1995 г., стр. 7
- Андрей Лебедев, Амбулаторные; общество передвижных художественных выставок , Ленинград, художественное издательство,1982 г., стр. 81-83
- (ru) Веретенников В. (Веретенников В.), « Савицкий в Динабурге (Художник Савицкий в Динабурге) » , , ХРОНОС — всемирнания инемирнаня инстожник в Динабурге) , , ХРОНОС — всемирнания инемирнания20 января 2000 г.
- (ru) , Pnzea News (Информационное агентство «PenzaNews») (по состоянию на 27 сентября 2013 г. )
- (рус) » Два автора А утром в сосновом лесу (Два автора одной картины» Утро в сосновом лесу «) » , 13 июня , Дом искусств,2012 г.
Этюд, фрагменты и авторские копии
В Русском музее хранятся три этюда 1878-1880 годов: Крестьянин с телегой , Три крестьянина и две старушки .
В Третьяковской галерее сохранились два фрагмента первого варианта картины « А ля Герр» : Группа солдат со скрипачом и аккордеонистом , Группа прощания с новобранцем . В Русском музее до сих пор сохранился фрагмент первой редакции « Группа прощаний» .
Среди подготовительных этюдов, проведенных при работе над второй версией, есть и « Плачущий солдат» (холст, масло, 41,5 × 30, 1880 г.). Находилась в собрании Высоцкого (Москва), затем была передана в нижнюю часть Государственных музеев, а оттуда поступила в Смоленскую галерею изобразительных искусств (инвентарный номер Ж-98).
Савицкий сделал уменьшенную копию « А ля Герр» в 1888 году. Ее можно найти в Национальной художественной галерее в Перми .
История создания. 2 версии картины «На войну»
«На войну». (1888 год). Холст, масло. Размер полотна — 207,5 х 303,5 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. Художник: Константин Савицкий.
На холсте отображены события, происходящие во времена русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Это — значительнейшее произведение русской реалистической школы живописи, в котором изображены проводы на войну призывников. Нужно также отметить, что это полотно имеет и другие названия: «Отправка новобранцев на войну» и «Проводы на войну». Сюжетной основой монументальной картины послужила сцена расставания солдат, уходящих на фронт, со своими семьями.
Фрагменты первой версии полотна «На войну». (1888 год). Художник: Константин Савицкий. (Отдельные фрагменты первого варианта картины хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Полтавском художественном музее).
Любопытно, что этот сюжет художник затрагивал дважды. Первая версия, написанная в 1880 году, была представлена на 8-й выставке «передвижников». Её появление было встречено рядом критических замечаний, но были и положительные отзывы в которых отмечалось что, «несмотря на многие недостатки, и в этой картине было много правды и чувства». Однако Савицкий решил переписать полотно, а первую свою версию, как выяснилось через много лет, порезал на части.
«На войну». (1888 год). Фрагмент. Художник: Константин Савицкий.
В мае 1887 года Константин Аполлонович сообщал: «Я весь, от пят и до самого чуба на голове, погружён в картину свою. Только и думаю, как бы скорей увидать её совсем установившейся. И ем, и пью, и сплю всё с мыслью о ней». Наконец, в феврале 1888 года, когда работа над картиной была завершена, художник заявил: «Картина кончена! Доведена настолько, что решил выставить; я сам до того присмотрелся к ней, что самолично решить этого не мог. Завтра тащу своё детище на выставку».Так, спустя восемь лет на 16-й выставке «передвижников», открывшейся в 1888 году в Петербурге, художник представлял уже второй, окончательный вариант картины «На войну», который на этот раз создавался по заказу императора Александра III. В этой версии художник убрал и смягчил ряд присутствовавших в первом варианте картины эпизодов, свидетельствовавших о бесправии солдат и рукоприкладстве военного начальства.
«На войну». (1888 год). Фрагмент. Художник: Константин Савицкий.
На этот раз картина была встречена гораздо благосклонней. Ее хвалили и критики, и коллеги- художники, в частности Илья Репин отмечал, что «картина очень хорошо вышла». Однако по окончанию выставки Савицкий не поспешил расстаться со своим детищем, он продолжил свою работу над картиной, откладывая её передачу заказчику. Лишь через полгода картина попала в руки законного владельца и была размещена в Зимнем дворце, где находилась вплоть до 1897 года. Затем её передали в созданный в то время Русский музей, где она и находится и по сей день.
Этюд к картине «Плачущий солдат». (1880 год). Художник: Константин Савицкий.
Там же были собраны 13 живописных и 66 графических произведений, связанных с работой художника над этой темой.
Савицкий К.А.
Савицкий Константин Аполлонович (1844, Таганрог — 1905, Пенза)
Живописец, рисовальщик, гравер; жанрист, иллюстратор. Учился в ИАХ (1862, 1867-1873). Жил и работал в Париже, а в летние месяцы в Оверни и в местечке Вель в Нормандии (1874-1875). Действительный член ИАХ (с 1895), академик (с 1897), член ТПХВ (с 1878, с 1872 — экспонент). Преподавал в ЦУТР барона А. Л. Штиглица (1883-1889), в МУЖВЗ (1891-1897) и в пензенском художественном училище (1897-1905). Основатель и директор этого училища (1897) и создатель Пензенского художественного музея (1898). Участник выставок академических, передвижных, общества русских акварелистов, всероссийских (1882, 1896), Всемирной в Париже (1878). Жил в Динабурге (Литва), Петербурге, Москве (с 1891) и Пензе (с 1897).
Сочинение по картине «Проводы ополчения» педагоги предлагают написать ученикам на уроках русского языка и литературы. В данной статье мы дадим советы и рекомендации, необходимые для выполнения данной работы на качественном уровне.
Несколько слов о художнике
Сочинение по картине «Проводы ополчения» будет содержать в себе немало исторических фактов. Но перейдем к личности художника. Юрий Ракша был рождён 2 декабря 1937 года. А ушел из жизни в первый осенний день 1980 года. Ракша был не только талантливым живописцем и графиком, но и художником-постановщиком фильмов.
Он много работал и любил путешествия, поэтому посещал дальневосточную тайгу, наблюдал, как работают нефтяники на площадках, отправлялся в экспедиции вместе с геологами. Видели его и на стройке Байкало-Амурской магистрали. Художник в своих путешествиях делал зарисовки и наброски, а по возвращении в Москву обдумывал увиденные сцены, а затем создавал по ним шедевры.
Природа для Ракши всегда была на первом месте. Он сравнивал ее с храмом или мастерской, где он был прихожанином. Юрий Ракша писал пейзажи классические, а также городские, портреты и произведения бытового и исторического жанра. А также создавал плакаты к фильмам.
Но прежде чем писать сочинение по картине «Проводы ополчения», необходимо знать важную информацию о самом полотне и истории создания.
Слайд 10 Последний привал 1877—1880 Дерево, масло 80,7 × 109Пермская государственная
войны являлся выбор сюжета, когда чаще всего на картине был
изображен не сам момент военного столкновения, разгар битвы, а эпизоды, предшествующие сражению или следующие за ним.
В работе «Последний привал» как раз показана сцена последующая после военных действий. На переднем плане мертвые люди, не разобрать кто какой национальности, у кого какой чин, все сравнялись едва выпавшим снегом.
Верещагин хотел по достойному продать Балканскую серию, т.к. потратил на них не только время и материалы, но и здоровье.
Князья высказывали сомнения, найдут ли понимание подобные «непатриотические» картины в России. Принял и купил работы Павел Третьяков.
Примечания
- ↑
- стипендиат Императора Александра II
- ↑
- Савицкий, Константин Аполлонович // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — С. 483. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
- ↑
- ↑
- (недоступная ссылка)
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 сентября 2013. (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 сентября 2013.
- ↑
- . городской краеведческий портал «Солнечный город Пенза». Дата обращения: 27 сентября 2013. (недоступная ссылка)
- . Художественные музеи и картинные галереи России. Отдел художественных музеев России Государственного Русского Музея. Дата обращения: 27 сентября 2013. (недоступная ссылка)
- . Информационное агентство «PenzaNews». Дата обращения: 27 сентября 2013.
- . Информационное агентство «PenzaNews» (31 октября 2011). Дата обращения: 27 сентября 2013.
На войну. 1888
Савицкий К.А. Холст, масло207,5 х 303,5
Русский музей
Аннотация
Показ драматических событий крестьянской жизни, тяготение к созданию больших картин-эпопей, эмоциональная напряженность сцен отличают творчество Савицкого, мастера сложных многофигурных композиций. Важную роль в реалистической направленности его искусства сыграло состоявшееся еще в годы обучения в Академии художеств знакомство с Крамским, ставшим идейным наставником и другом Савицкого. Вскоре после образования Товарищества передвижных художественных выставок Савицкий заявил себя одним из самых активных его членов. Во многом продолжая обличительную линию «шестидесятников», Савицкий в то же время стремился к созданию положительных крестьянских образов.
Эта важная тенденция развития искусства критического реализма 1870–1880-х годов нашла отражение в картине «На войну». Замысел картины был навеян впечатлениями, связанными с русско-турецкой войной 1877–1878 годов. Художник работал над этим огромным по размерам полотном почти десять лет.
Первый вариант картины, дошедший до нас во фрагментах, был закончен в 1880 году, но он не удовлетворил мастера. В течение последующих восьми лет Савицкий трудился над вторым вариантом произведения, достигнув в нем значительно большего художественного обобщения. Типичная для военных лет сцена проводов на войну трактована как народное горе. Художник прежде всего стремится передать настроение безысходности, показать чувства солдат и провожающих их близких в минуту разлуки перед отправкой воинского эшелона. В толпе выделено несколько групп, в каждой из которых по-разному выражено душевное состояние персонажей. В картине нет единого центра, ни одна группа не главенствует, все они внутренне взаимосвязаны, подчинены общей идее и лишь в совокупности полностью ее раскрывают. Художник передает многочисленные оттенки личных человеческих переживаний от исступленного отчаяния женщины, разлучаемой с мужем, до безмолвного горя старухи, припавшей к груди сына. Образ этого немолодого, окруженного семьей, сурового, сдерживающего свои чувства крестьянина отличается убедительной психологической характеристикой. Среди новобранцев особенно выделен молодой солдат, растерянно обернувшийся напоследок к рвущейся к нему жене.
Как создавался триптих
Возможно, вы удивитесь и даже спросите: «А причём здесь триптих?» При том, что полотно «Проводы ополчения» является фрагментом триптиха под названием «Поле Куликово». Интересуемый нас фрагмент — правая часть шедевра.
Ракша приступил к созданию «Поля» за год до своей смерти. С «Мосфильма» привезли русские народные костюмы. Художник с вдохновением начал работать.
Его жена вспоминает, что в один из вечеров внезапно в квартире раздался телефонный звонок из больницы. Ирина Ракша мигом отправилась туда. Во время беседы врач показал ей анализы крови и сообщил, что Юрий болен белокровием. На тот момент это была уже острая форма лейкоза. Супруга спросила, что же это значит? Доктор ответил, что жить художнику осталось не больше месяца.
Картины Константина Савицкого
Картины Константина Савицкого пронизаны восхищением природой, сочувствием к нелегкой судьбе русского крестьянства и искренним интересом к жизни простого люда. За сострадание к обездоленным и угнетенным художника позже назовут «Некрасовым в живописи» и «печальником горя народного». Среди признанных шедевров:
- «Охотник» (1874) — прототипом героя стал Аполлинарий Михайлович Васнецов.
- «Встреча иконы» (1878) — образ Богоматери визуально разделяет присутствующих на тех, кто привез икону и тех, кто пришел помолиться ей.
- «Темные люди» (1882) — после окончания выставки, на которой впервые демонстрировалась картина, художник немного смягчил кровожадные лица героев.
- «На войну» (1888) — после ряда критических замечаний художник переписал картину. Первую версию он разрезал на части.
- «Отец» (1896) — отчаянные, молящие, упрямые глаза отца больного ребенка стали смысловым центром произведения.
- «Инок» (1897) — автору позировал один из учеников художественного училища Пензы. Во время первой русской революции этот молодой человек выстрелит в жандарма.
Для творчества художника характерны умелое объединение множества персонажей в одном произведении, сдержанный колорит. Яркие же, контрастные цвета в его произведениях уравновешивают, а не усиливают друг друга.
Интересные факты
На картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» Константин Савицкий нарисовал всех медведей, но выкупивший шедевр Павел Михайлович Третьяков стер его подпись с холста скипидаром. Художники сумели сохранить дружбу, а справедливый Шишкин отдал часть гонорара за работу своему соавтору.
На онлайн-портале Very Important Lot всегда можно принять участие в тематических аукционах, ознакомиться с работами современных художников и недорого купить оригинальные картины для личной коллекции.
Картины Константина Савицкого
Картины Константина Савицкого пронизаны восхищением природой, сочувствием к нелегкой судьбе русского крестьянства и искренним интересом к жизни простого люда. За сострадание к обездоленным и угнетенным художника позже назовут «Некрасовым в живописи» и «печальником горя народного». Среди признанных шедевров:
- «Охотник» (1874) — прототипом героя стал Аполлинарий Михайлович Васнецов.
- «Встреча иконы» (1878) — образ Богоматери визуально разделяет присутствующих на тех, кто привез икону и тех, кто пришел помолиться ей.
- «Темные люди» (1882) — после окончания выставки, на которой впервые демонстрировалась картина, художник немного смягчил кровожадные лица героев.
- «На войну» (1888) — после ряда критических замечаний художник переписал картину. Первую версию он разрезал на части.
- «Отец» (1896) — отчаянные, молящие, упрямые глаза отца больного ребенка стали смысловым центром произведения.
- «Инок» (1897) — автору позировал один из учеников художественного училища Пензы. Во время первой русской революции этот молодой человек выстрелит в жандарма.
Для творчества художника характерны умелое объединение множества персонажей в одном произведении, сдержанный колорит. Яркие же, контрастные цвета в его произведениях уравновешивают, а не усиливают друг друга.
Интересные факты
На картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» Константин Савицкий нарисовал всех медведей, но выкупивший шедевр Павел Михайлович Третьяков стер его подпись с холста скипидаром. Художники сумели сохранить дружбу, а справедливый Шишкин отдал часть гонорара за работу своему соавтору.
На онлайн-портале Very Important Lot всегда можно принять участие в тематических аукционах, ознакомиться с работами современных художников и недорого купить оригинальные картины для личной коллекции.
Этюды, фрагменты и повторения
В Государственном Русском музее есть три этюда для первоначального варианта картины «На войну», датированные 1878—1880 годами, — «Две старухи» (холст, масло, 38,5 × 42,5 см, Ж-1131, поступил в 1932 году из Комитета по делам искусств СНК РСФСР), «Крестьянин у телеги» (холст, масло, 15,5 × 22 см, Ж-1163, поступил в 1946 году от Н. М. Новопольского) и «Три идущих крестьянина» (холст, масло, 22,5 × 15,5 см, Ж-1163, поступил в 1937 году от М. И. Авилова).
Этюды к первому варианту картины «На войну» (1880)
Крестьянин у телеги
Три идущих крестьянина
Две старухи
В Государственной Третьяковской галерее хранятся три фрагмента первоначального варианта картины «На войну» (холст, масло, 1880) — «Группа солдат с гармонистом и скрипачом» (29,5 × 29,7 см, 10343, приобретён в 1928 году у Б. С. Петухова), «Группа прощающихся с новобранцем» (48 × 31 см, 11169, поступил в 1929 году из музея И. С. Остроухова) и «Солдаты, толпящиеся у железнодорожных вагонов» (23,8 × 52,4 см, Ж-20, приобретён в 1956 году у А. В. Гордона). В Государственном Русском музее находится ещё один фрагмент первоначального варианта картины, «Группа прощающихся» (холст на картоне, масло, 70 × 56 см, Ж-1420, поступил в 1908 году от ). В собрании Полтавского художественного музея хранится фрагмент «Солдаты, идущие по дебаркадеру». В одной из московских частных коллекций (по сведениям на 1955—1957 годы — в собрании К. М. Шишковой) есть ещё один фрагмент — «Плачущая крестьянка и крестьянин у телеги».
Фрагменты первого варианта картины «На войну» (1880)
Группа солдат с гармонистом и скрипачом
Группа прощающихся с новобранцем
Группа прощающихся
Солдаты, идущие по дебаркадеру
Плачущая крестьянка и крестьянин у телеги
Среди подготовительных материалов, написанных во время работы над второй версией картины, известен этюд «Плачущий солдат» (холст, масло, 41,5 × 30 см, 1880-е). Он находился в собрании Высоцких (Москва), затем был передан в Государственный музейный фонд, а оттуда в 1927 году поступил в Смоленскую художественную галерею (Ж-98).
Одноимённое уменьшенное повторение картины «На войну» (холст, масло, 104 × 204 см, Ж-860), написанное Савицким в том же 1888 году, находится в собрании Пермской государственной художественной галереи, куда оно было передано в 1950 году из Государственного Русского музея.
Картины Константина Аполлоновича Савицкого
На своей картине «Проводы ополчения» Ю. Ракши изображает прощание русского войска, отправляющегося в дальние походы с семьями и близкими им людьми.
На переднем плане картины автор изображает нескольких женщин. Одна из них явно из богатой семьи. Она одета в дорогие одежды, волосы скромно собраны в косу за спиной. Ее лицо полно грусти и скорби. А рядом с ней стоит мальчик, видимо, её старший сын. Он склонил голову, провожая отца на войну. Другая женщина, одетая совсем не богато, сидит около знатной дамы. Её черные волосы распущенны, а лицо выражает ужас от происходящего. Обе женщины провожают своих мужей. Сзади них стоят другие женщины, молодые и пожилые, среди них один старец, который, в силу возраста, вынужден остаться в родном городе, пока его сыновья воюют.
А на заднем плане картины изображена каменная стена города, и выходящее из него войско. Город окружен водой, а за нею начинаются широкие просторы Руси.
Сюжет картины «Проводы ополчения» написан художником в сказочном стиле. Провожающие всячески выказывают уважение сильным и смелым мужчинам, держащим копья и мечи. Многие из них уже не вернутся с войны, поэтому картина пропитана чувством скорби, как и лица её героев.
Сюжет полотна
Правый фрагмент триптиха, о котором идёт речь, соединил в себе черты нескольких жанров, а именно: классического и городского пейзажа, а также портрета. Чтобы продолжить писать сочинение по картине «Проводы ополчения», надо разобрать сюжет.
В один из солнечных дней женщины и дети провожают на войну мужей, братьев и сыновей. Русское войско окружено туманом. Его ждут кровавые сражения. Многие воины не вернутся с поля битвы. Они отдадут собственную жизнь за Родину, защитив своих близких. Позади виднеются белокаменные стены Московского Кремля, из ворот которых выдвигается русская рать. Переходим к описанию центрального плана.
Рекомендации
- ↑ и , с. 291.
- , стр. 110.
- Энциклопедия Брокгауза и Ефрона : Савицкий , т. 28, г. Санкт-Петербург, типография акционерного общества «Издательское дело», г.1900 г., 496 с. , Константин Савицкий (Савицкий Константин Аполлонович), с. 35 год
- , с. 298.
- ↑ и , с. 27.
- , с. 201-202.
- , с. 59-60.
- ↑ и , с. 241.
- ↑ и , с. 269.
- , с. 63.
- ↑ и , с. 64.
- , с. 253.
- , с. 469.
- , с. 95.
- ↑ и , с. 59.
- ↑ и , с. 63.
- ↑ и .
- ↑ и , с. 346.
- , с. 25.
- ↑ и , с. 26.
- ↑ и , с. 98.
- , с. 269.
- , с. 102.
- , с. 469.
- , с. 95.
- , с. 378.
- , с. 242.
- ↑ и , с. 476.
- .
- , с. 11.
- , с. 27.
- , с. 100.
- , с. 110.
- , с. 33.
- , с. 62.
- , с. 62-65.
- , с. 110.
- ↑ и , с. 11.
- ↑ и , с. 60.
- , с. 221.
- ↑ и , с. 96.
- , с. 62.
- ↑ и , с. 96-97.
- ↑ и , с. 246.
- ↑ и , с. 244.
- ↑ и , с. 97.
- , с. 28-29.
- , с. 97.
- , с. 60-62.
- , с. 98.
- , с. 244.
- , с. 203.
- ↑ и , с. 98.
- .
- , с. 298.
- ↑ и , с. 109-110.
- , с. 47.
- , с. 43-44.
- , с. 24-25.
- , с. 25.
- , с. 280.
- .
- , с. 246—247.
(ru) Эта статья частично или полностью взята из статьи Википедии на русском языке под названием « На войну » ( см. список авторов ) .
Сочинение (Ю. Ракша «Проводы ополчения»): образы провожающих
В центре картины изображены женщины и дети. Мы сразу замечаем образ красивой и молодой женщины. Она держит руку на животе, потому что ждет ребенка. Ее лицо печально, но вместе с этим оно прекрасно. На женщине мы видим красивое платье, голову ее украшает венец с драгоценными камнями. Богатое одеяние отличает ее от остальных, потому что перед нами княгиня Евдокия — супруга князя Донского.
Слева от неё стоит сын. Отрок опустил голову, ведь его сердце переполняют тяжёлые предчувствия. Рядом сидящая девочка внимательно смотрит на уходящих отцов. Старается запомнить их лица, чтобы сохранить образы в своей памяти.
По различным историческим документам нам известно, что князь Дмитрий Донской и его супруга Евдокия горячо любили друг друга. Можно догадаться, что испытывает в момент прощания княжна.
Справа от неё, в красном сарафане, от бессилия схватившись за голову, вздыхает молодая девушка. Эта поза выражает ее безмерное горе. Девушка в бело-золотом платке молится, накладывая на себя крестное знамение. Позади толпы стоит старик с посохом. Он благословляет войско. Рядом с ним молодая мать, она прижимает к груди своего сынишку.
Сочинение «Проводы ополчения» по картине Ю. Ракши на этом не заканчивается. Важны выводы и эмоции зрителя. Перед нами простые и знатные люди, которые сплотились перед общим горем. Все они — русские люди. Данная картина призывает нас учиться любить Родину, ценить и уважать людей, которые жили и живут сейчас, а также восхищаться историей и достижениями нашего народа и государства в целом!
Цените и изучайте историю страны для того, чтобы в будущем не совершать ошибок прошлых лет.