«неравный брак» пукирева

Крах и кончина творца

Семьей талантливый художник так и не обзавелся, хотя по некоторым сведениям делал предложение Прасковье Матвеевне, женщине прекрасной души, той самой, которая позировала ему в роли невесты во время работы над картиной «Неравный брак». Признание в любви было безответным, и художник всю жизнь прожил в одиночестве. Это сыграло свою роль: дела постепенно пришли в упадок, новые картины спросом не пользовались. Пукирев стал выпивать, из училища пришлось уйти. Дальше — больше: художник потерял квартиру, все свои вещи распродал и стал жить на благотворительные подачки. Друзья чем могли помогали, но так продолжаться долго не могло. И 1 июня 1890 года Василий Пукирев умер в полном одиночестве, в возрасте 58 лет. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище, в Москве.

«Неравный брак», картина художника Пукирева, находится в настоящее время в Третьяковской галерее, расположенной по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, 10. Музей открыт ежедневно с 10 до 18 часов.

4.

Главные герои
В правой части картины стоит молодой человек со скрещенными на груди руками. Это прообраз самого художника. Он смотрит на этот неравный брак и чувствует жалость к девушке. Фактически, этот персонаж олицетворение несправедливости, жалости общества. Помимо резкого реализма, Пукирев внес в картину еще одну новую тенденцию: мало кто из мастеров жанровых сцен писал персонажей в натуральную величину (исключение античные герои). А вот Пукирев рискнул это сделать, намереваясь сделать свое полотно более реальным и шокирующим для зрителей, пробудить дремлющее общественное сознание и воззвать к разуму. Детали картины прописаны ярко, рельефно и беспристрастно, что придает картине зрительный объем: герои словно живые, до которых можно дотронуться. Некую мистику полотну придают лица старух. Они в отличие от остальных героев окрашены в бледные тона, словно призраки. Вполне возможно, эти старухи некогда тоже были жёнами надменного жениха.

Секрет главной героини раскрыт

Пукирев был весьма загадочной личностью. Общество, увидев картину в 1863 году, было заинтриговано, оно гадало и мучилось, пытаясь определить потаённую сущность полотна. Кроме того, высший свет оказался сражен наповал – видимо, проблема была наболевшей, а мастерство художника позволило искусно передать тончайшие нюансы образов и характеров.

Долгое время точных сведений о моделях и прототипах героев картины не было. Существовало две версии:

  1. «Неравный брак» – картина, в основе сюжета которой конкретная драма друга Василия Пукирева, молодого купца Сергея Варенцова. В его жизни была история, когда ему предпочли более богатого жениха. Но тот был всего на 13 лет старше невесты. Да и Сергей скоро утешился, женившись на другой;
  2. Картина стала отображением личных переживаний автора.

Только в 2002 году окончательно победила вторая версия, и стало понятно, кто написал картину «Неравный брак» – сочувствующий свидетель личной драмы друга или отвергнутый влюблённый, с болью в сердце прощающийся со своим идеалом.

Ситуацию разъяснило приобретение Третьяковской галереей карандашного рисунка с изображением пожилой женщины с гладко причёсанными седыми волосами под траурной накидкой. На портрете поясняющая надпись, пролившая свет на личность женщины и характер её связи с Пукиревым: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».

Нетрудно догадаться, что счастливой и богатой Прасковья Матвеевна, однофамилица друга художника, не стала. Известно, что она рано овдовела, жила скромно и замкнуто, настолько, что закончила свои дни в приюте. В конце жизни она поведала свою сокровенную тайну художнику Владимиру Сухову, автору того самого портрета с текстом, написанного в 1907 году. Да, в неё был влюблён крестьянский сын, ставший академиком и профессором живописи, красивый, талантливый, но, к сожалению, бедный Василий Пукирев. Именно с неё он писал невесту.

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Решетникова Опять двойка 5 класс

    Картину Опять двойка Ф. Решетников написал в 1952 году. Недавно закончилась война, и детям нужно было получать образование.

  • Сочинение по картине Московский дворик Поленова 4, 5 класс

    Василий Дмитриевич Поленов очень талантливый русский художник. Его работы всегда вызывают у зрителя бурю эмоций и обсуждения. Одно из таких произведений знаменитого художника это картина «Московский дворик».

  • Сочинение по картине Левитана Лесное озеро 3 класс описание

    Репродукция Левитана Лесное озеро продумывалась художником тщательно и основательно. Он перепробовал сочетание различных оттенков. Смешивал различные краски и накладывал на холст.

  • Сочинение по картине Попкова Осенние дожди. Пушкин 8 класс

    Попков был приверженцем «сурового стиля». Так картина под названием «Осенние дожди. Пушкин» написана именно в данном стиле.

  • Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце от первого лица 9 класс

    Когда я была маленькой, всегда любила ездить в село к бабушке. Только там я могла увидеть красивые просторы, особенно зимой, когда всё вокруг покрыто снегом. Это белое полотно всегда напоминало мне о картине «Мороз и солнце»

Аналогичные картины

Помимо шедевра Василия Пукирева, существует ряд картин на тему неравных браков. Художник Фирс Журавлев написал в 1874 году картину, которая продолжила тему упадка нравственности в российском обществе. В комнате на полу рыдающая невеста, уже одетая в свадебное платье, рядом стоит неумолимый отец. Судьба девушки предрешена, через несколько минут ее повезут в церковь и выдадут замуж за уродливого богатого старика. Картина называется «Перед венчанием», она находится в Третьяковской галерее.

В 1894 петербургский художник Владимир Маковский написал картину «К венцу», также отражающую тему нравственной деградации общества в России середины 19 века. На полотне изображена непорочная русская красавица, убитая горем, лишенная всякой надежды на счастливую жизнь. Картина находится в Самарском художественном музее.

Версии, кем была невеста?

Вариантов два:

  • изображена драма одного из друзей художника;
  • трагедия касается его лично.

Сын купца средней гильдии Варенцова, Сергей, безумно влюбился в утончённую Соню Рыбникову. Но её родители посчитали парня недостойным руки своей дочери.

Сергей Варенцов — друг художника

Чтобы прекратить всякие ухаживания, они нашли ей более выгодного жениха. Это был Андрей Карзинкин – известный в ту пору предприниматель. Разница в возрасте была без малого тринадцать лет. А так как между Варенцовыми и Карзинкиными существовало родство, Сергею пришлось выполнять роль шафера на венчании любимой.

Хотя сам Варенцов безоговорочно отметает эту историю. На самом деле он собирался жениться, но совсем не на этой девушке. А прославиться как отвергнутый жених Сергей совсем не хотел.

Если исходить, что это трагедия самого Пукирёва, то версия одна: Василий влюбился в Прасковью Варенцову.

Она была из знатного рода и предложение молодого художника всякий раз натыкалось на отказ её родных. Они считали союз дворянки с крестьянином, коим был талантливый художник, неприемлемым для себя. Для дочери же ими был найден пусть и пожилой, но обеспеченный человек из их сословия.

Явился ли Пукирёв на свадьбу к любимой? Никаких свидетельств этому нет. Но позади невесты им нарисован персонаж, поражающий зрителей своим автопортретным сходством.

Василий Пукирёв

К написанию седовласого жениха художник подошёл творчески. Если смотреть в профиль, то заметно сходство с князем Павлом Цициановым, в области торса – вылитый предводитель дворянства Алексей Полторацкий, укладка волос – знакомый барский повар.

Главная тайна картины

Вполне вероятно, что в качестве шафера Василий Владимирович Пукирев изобразил своего близкого приятеля Сергея Варенцова. Тот был влюблён в юную Софью Рыбникову и даже собирался сделать ей предложение. Но отец девушки выдал её за купца Карзинкина, бывшего на 13 лет старше Софьи. В силу непреодолимых обстоятельств Варенцову пришлось побывать на свадьбе, чему он, конечно, рад не был. Разумеется, Варенцов поделился своим горем с другом-художником, и тот, вдохновившись, использовал историю в качестве сюжета для полотна. Но узнавший об использовании своего образа Варенцов явно не был этим доволен. Он поссорился с Пукиревым и чуть ли не приказал ему изменить картину. Это объясняет то, что на первоначальном эскизе «Неравного брака» у шафера другая внешность. Но фамилия Варенцов фигурирует и в другой версии.

Согласной второй версии, на картине «Неравный брак» всё-таки был изображен сам художник. А девушкой на полотне являлась его несостоявшаяся невеста — Прасковья Варенцова. Её в юном возрасте выдали за пожилого князя, лишив возможности быть с Василием Пукиревым. Весьма вероятно, что эта версия правдива. В 2002 году руководство Третьяковки купило занятный рисунок, датированный 1907 годом. Его автором был художник Сухов. А надпись гласила, что на рисунке изображена Прасковья Варенцова, с которой В. В. Пукирев 44 года тому назад написал свою картину «Неравный брак». Большинство историков и искусствоведов всё-таки склоняются к этой версии. Но точно ясно одно: за написанием полотна стоит настоящая трагическая история девушки, явно не хотевшей провести всю жизнь в браке с противным ей стариком.

Центральные фигуры сюжета

При первом же знакомстве с репродукцией зритель видит печальную невесту на переднем плане. В ее выражении ощущается обреченность и безнадежность, она смиренно протягивает руку священнослужителю, который проводит обряд обручения. Легко угадывается тот факт, что юная особа в смятении переживает последние моменты свободы в своей жизни. Невеста будто окружена особенным светом невинности и чистоты, на фоне шикарного белоснежного платья четко выделяется все еще детское лицо, не познавшее радости в любви.

На полотне можно увидеть и того, кто по-настоящему доволен от происходящего таинства и получает от этого истинное удовольствие. Этот персонаж — состоятельный жених преклонного возраста, словно коршун, намеренный поймать в расставленные сети голубку. Во взгляде этого типа читается нетерпение, некоторое удовольствие от предвкушения полной власти над девушкой, что может вызывать у зрителя только презрение.

В руках у старца во время свадьбы свеча, она указывает на следование церковным традициям, к которым жених проявляет свое уважение. В реальности же в его взгляде читается надменность и высокомерие.

Легко можно догадаться, что при первом же подвернувшемся случае после женитьбы новоиспеченный муж проведет серьезный разговор с еще совсем юной женой. Впредь она обязана проявлять полное подчинение, послушание, а плакать или улыбаться, проявлять свои чувства только с позволения супруга. Но в запечатленный на полотне момент душа:

  • не хочет мириться с предстоящей участью;
  • выражает свое смятение слезами, капающими прямо на платье, что помогает оживить полотно.

Анализ картины «Неравный брак»

Многие приписывали картине Пукирева «Неравный брак» магические свойства. Якобы все посмотревшие на неё пожилые женихи отказывались от свадьбы. Но на деле никакой магии не было. Просто сюжет картины трогал до глубины души и заставлял задуматься, а не обрекает ли старик свою молодую невесту на страдания?

За написание полотна «Неравный брак» Василий Владимирович Пукирев получил звание профессора. Но мало кто знал, какая трагическая история скрывалась за созданием этого полотна.

Загадочная фигура шафера

Безусловно, центральное место на полотне «Неравный брак» занимают жених и невеста. Взгляд сразу упирается в недовольно-пренебрежительный взгляд старика, глядящего на плачущую девушку. Она, в свою очередь, полна покорности судьбе и отчаяния. Но не меньший интерес вызывает и фигура шафера, стоящего сразу за девушкой. Он пристально и с затаённой обидой глядит на то, как священник надевает кольцо на пальчик невесты. Есть две версии того, кем на самом деле является этот мужчина.

Некоторые искусствоведы, проведя анализ картины «Неравный брак», говорят, что шафера художник Василий Владимирович писал с самого себя. И правда, на сохранившихся портретах автора есть общие черты с шафером, изображённым на картине. Однако сомнения вносит эскиз полотна, хранящийся в Третьяковке. На ней позади невесты стоит совершенно другой человек. И ничего общего с Пукиревым он не имеет. Но кто же этот юноша?

Главная тайна картины

Вполне вероятно, что в качестве шафера Василий Владимирович Пукирев изобразил своего близкого приятеля Сергея Варенцова. Тот был влюблён в юную Софью Рыбникову и даже собирался сделать ей предложение. Но отец девушки выдал её за купца Карзинкина, бывшего на 13 лет старше Софьи. В силу непреодолимых обстоятельств Варенцову пришлось побывать на свадьбе, чему он, конечно, рад не был.

Разумеется, Варенцов поделился своим горем с другом-художником, и тот, вдохновившись, использовал историю в качестве сюжета для полотна. Но узнавший об использовании своего образа Варенцов явно не был этим доволен. Он поссорился с Пукиревым и чуть ли не приказал ему изменить картину. Это объясняет то, что на первоначальном эскизе «Неравного брака» у шафера другая внешность. Но фамилия Варенцов фигурирует и в другой версии.

Согласной второй версии, на картине «Неравный брак» всё-таки был изображен сам художник. А девушкой на полотне являлась его несостоявшаяся невеста — Прасковья Варенцова. Её в юном возрасте выдали за пожилого князя, лишив возможности быть с Василием Пукиревым. Весьма вероятно, что эта версия правдива. В 2002 году руководство Третьяковки купило занятный рисунок, датированный 1907 годом.

Его автором был художник Сухов. А надпись гласила, что на рисунке изображена Прасковья Варенцова, с которой В. В. Пукирев 44 года тому назад написал свою картину «Неравный брак». Большинство историков и искусствоведов всё-таки склоняются к этой версии. Но точно ясно одно: за написанием полотна стоит настоящая трагическая история девушки, явно не хотевшей провести всю жизнь в браке с противным ей стариком.

Интересные детали «Неравного брака»

Образы жениха и невесты на картине Пукирева явно являются собирательными. Так, в пожилом генерале угадываются черты внешности и князя Цицианова, и дворянина Полторацкого, и главного повара, работавшего у Варенцовых. Но есть на картине и изображения людей, существовавших в реальной жизни.

Например, мужчина, находящийся возле шафера и смотрящий на зрителя, списан с художника-карикатуриста Петра Шмелькова. Он был близким другом Пукирева и, возможно, подсказал ему идею картины. А сбоку полотна виднеется голова мужчины. Он оказался нарисован не случайно. Художник нарисовал мастера Гребенского, который пообещал выполнить для него самую лучшую раму. А если присмотреться, можно заметить ещё одну интересную деталь.

Возле священника Василий Пукирев изобразил старуху, украшение на голове которой подозрительно похоже на невестину фату. Но зачем её фигура, будто бы подёрнутая туманом, нужна на полотне? Может, это бывшая жена немолодого жениха? Или художник хотел показать, что старик-жених уже свёл одну жену в могилу и теперь примется за вторую? Вероятнее всего последний вариант, ведь бывшей жене нечего было делать на свадьбе бывшего мужа.

Интересная картина “Шоколадница” Ж. Лиотара.

Как картина смогла изменить общество?

Заключённый родителями Прасковьи мезальянс перечеркнул жизнь самой юной особы, и разрушил счастье отвергнутого художника.

Сам Василий Пукирёв служил преподавателем в училище, много времени уделял иконописи и картинам религиозного содержания.

Семья его была невенчанной. Женщина по имени Софья была с ним ласкова и хорошо справлялась с бытовыми женскими обязанностями. По всей видимости, с её стороны любовь была. А вот Василий и не думал сочетаться с ней браком. Хотя в те времена сожительствовать с мужчиной было большим грехом.

Под конец своей жизни Пукирёв нищенствовал, пристрастился к спиртному. Похоронили художника на кладбище в Ваганьково.

Не зря сам Репин утверждал, что Пукирёв испортил настроение не одному генералу в почтенном возрасте. И на самом деле, картина, появившаяся на выставке, способствовала снижению числа неравных браков в России.

Многие живописцы пытались повторить успех Пукирёва, но безуспешно.

Ф. Журавлев «Перед венцом», 1874

Ф. Журавлев «После свадебной церемонии», 1874

Сюжет картины Василия Пукирёва «Неравный брак» пользуется популярностью до сих пор. А сама картина – это бесценный клад, хранящийся в одном из ведущих выставочных залов страны – Третьяковской галерее.

Браки по расчету

Далеко не всегда получалось обручиться с красивым и обеспеченным молодым человеком, чаще всего наступало разочарование в первые недели знакомства. И вот тогда на авансцену выходили классические престарелые женихи, готовые повести под венец молодую неискушенную девственницу. Семидесятилетние старики, нимало не смущаясь, сватались, вели переговоры с родителями, предлагали баснословные суммы. Разумеется, юная красавица не могла принять подобные ухаживания дряхлого старца, но ее родители спешили заказать подвенечный наряд. При этом мать говорила дочери: «Пойдешь замуж, и точка… Довольно нам в нужде жить». Далее следовали бессонные ночи, девичьи слезы, мольбы, однако родители были непреклонны. Нередко девушки пытались покончить с собой, лишь бы не выходить замуж за ненавистного старца.

Описание

На картине изображено таинство (обряд) венчания в православной церкви. На фоне полумрака церкви, падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника. Жених изображён стариком в хорошем костюме, с едким, снисходительно-раздражительным выражением лица. У него морщинистое лицо, невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. Зажатый и тугой воротник придаёт его лицу неподвижный и застывший вид и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты.

В противовес жениху написан образ невесты. Она очень молода, совсем ещё ребёнок, о чём говорит овал её лица, шелковистые русые волосы, маленький рост. На голове у неё фата, свидетельствующая о её невинности. Лицо её бледно, глаза заплаканы и взгляд опущен вниз, что придаёт её образу особенную трогательность. Особенно чистой кажется она в свадебном наряде. В левой руке у неё безвольно опущенная вниз свеча, а правую она протягивает священнику, подставляя указательный палец для обручального кольца.

Фигура священника в ризе изображена сгорбленной, со смотрящим исподлобья взглядом, в левой руке у него церковная книга, а правая держит золотое обручальное кольцо, которое он собирается надеть невесте на палец.

Среди гостей выделяется фигура шафера, изображённого у края картины за невестой. Выражение его лица выражает недовольство, руки сложены на груди. Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными связями. Во-первых, художник продемонстрировал это, расположив их в непосредственной близости друг от друга в тесном пространстве церкви, а во-вторых, лишь они на картине молоды и объединены одним общим переживанием. На груди шафера, как и полагается, роза, приколотая у сердца, но в данном случае это знак, обрекающий героя на страдание.

Остальные персонажи играют второстепенную роль. Автор делит их на две группы — группу жениха и группу невесты. Первая, среди которых важный военный и стоящий рядом с ним мужчина, с откровенным и нескромным любопытством разглядывают невесту. Преданно смотрит на старика-жениха пожилая женщина слева, видимо — сваха. Во второй группе, кроме шафера, можно отметить фигуру стоящего рядом с ним мужчины, в пристальном взгляде которого явно читается живое участие.

Последствия

Картина была выставлена в сентябре 1863 года в Петербурге на очередной академической выставке, но ещё до выставки была куплена другом Пукирева коллекционером Александром Борисовским, у которого, в свою очередь в 1871 году за 1 500 рублей её выкупил Павел Третьяков. Сейчас картина экспонируется в Третьяковской галерее.

На выставке картина произвела огромное впечатление на современников. В. В. Стасов считал, что полотно Пукирева одно из самых капитальных, но вместе с тем и самых трагических картин русской школы, И. Е. Репин заметил, что Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу», а историк Н. И. Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке. В то же время, прогрессивный журнал «Искра» в статье 1863 года «Расшаркивающееся искусство» раскритиковал картину за недостаточно глубокое социальное обличение, за налёт сентиментализма и мелодраматичности, снижающее её художественное значение.

В 1875 году Василий Пукирев написал вариант-повторение картины «Неравный брак», находящийся сейчас в экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь. Возвращался Пукирев к теме бракосочетания и в других своих работах таких как «Приём приданого по росписи» и «Прерванное венчание».

Картина Пукирева «Двоеженец, или Прерванное венчание». 1877 год Картина Пукирева «Приём приданого в купеческой семье по росписи». 1873 год

Церковный указ

В 1861 году, в феврале, Священный Синод выпустил указ с осуждением большой разницы в возрасте при заключении брака, поскольку в тот период каждая вторая женитьба делалась на основе материальной заинтересованности. Возможно, тогда Шмельков и подсказал своему приятелю тему для картины. Пукирев увлекся идеей и начал работу. В знак благодарности он нарисовал Шмелькова рядом с шафером. А в роли шафера изобразил самого себя.

Кроме самого Василия Пукирева и его друга Шмелькова, на картине присутствует еще один известный персонаж. Это Гребенский, мастер-рамочник. Когда он увидел картину, то сразу вознамерился изготовить для нее раму «какой еще не было». Получилось поистине художественное произведение, украшенное тонкой изящной резьбой. Таким образом, «Неравный брак» (картина Пукирева) получил достойное обрамление. С тех пор Третьяковская галерея заказывала рамы для коллекционных картин только у Гребенского.

«Неравный брак» описание картины

На картине мы можем увидеть таинство венчания (обряд венчания) или по простому — церковный обряд бракосочетания. Таинство происходящего подчёркивает полумрак церкви и яркий луч солнца, пробивающийся сквозь окно. Свет выхватывает из полумрака престарелого жениха и совсем молодую невесту, а также священника. Остальные персонажи находятся в тени. Характер работы ясно показывает отношение к происходящему самого художника.

Жених всем своим видом вызывает у зрителя отторжение. По всему видно, что это очень властный и циничный человек. Взглядом искоса, в котором прослеживается некое превосходство, он смотрит на невесту. Здесь он является хозяином положения, против воли которого идти не посмеет никто, особенно сама невеста. Его взгляд повелительный, не терпящий возражений. Он наблюдает за побледневшей девушкой, чтобы та выполняла всё, что от неё требуется, беспрекословно. Гордая осанка, строгий и неподвижный вид — всё говорит о том, что этот человек привык смотреть на людей свысока, соответственно своему высокому положению. На его шее и левой груди Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени.

Рядом с женихом находится невеста. Её образ является полной противоположностью жениху. Девушка бледна и совсем потеряна. Против воли её выдают за старика, и она просто не в силах что-либо сделать

Зритель сразу обращает внимание на лицо невесты, искреннее сочувствуя бедной девушке. В белоснежном свадебном наряде она кажется настоящим ангелом, которого сломил жестокий мир, где правят власть, положение в обществе и деньги. У девушки не остаётся сил

Левая рука со свечой безвольно повисла, она уже не может держать её как подобает — на уровне груди, как это делает жених. Левую руку из последних сил она протягивает священнику, который собирается надеть на её палец обручальное кольцо. Художник изобразил мгновение, когда мир молодой девушки окончательно рушится

У девушки не остаётся сил. Левая рука со свечой безвольно повисла, она уже не может держать её как подобает — на уровне груди, как это делает жених. Левую руку из последних сил она протягивает священнику, который собирается надеть на её палец обручальное кольцо. Художник изобразил мгновение, когда мир молодой девушки окончательно рушится.

Сгорбленный священник также не может противостоять неравному браку. Несмотря на то, что брак должен осуществляться между любящими друг другу сердцами, он вынужден надеть кольцо на палец девушке, благословить мужа и жену на «счастливую» совместную жизнь.

Необходимо обратить внимание на фигуры людей на заднем плане. Они различны по своему характеру точно так же, как жених и невеста. В левой части картины находится группа жениха

Они вполне довольны происходящим, с любопытством следят за происходящим на таинстве. Первый — военный — с откровенным и нескромным любопытством разглядывает невесту. Рядом с женихом стоит низенькая старая женщина, по всей видимости в этом образе художник изобразил сваху, которая имеет непосредственное отношение ко всему происходящему

В левой части картины находится группа жениха. Они вполне довольны происходящим, с любопытством следят за происходящим на таинстве. Первый — военный — с откровенным и нескромным любопытством разглядывает невесту. Рядом с женихом стоит низенькая старая женщина, по всей видимости в этом образе художник изобразил сваху, которая имеет непосредственное отношение ко всему происходящему.

В правой части находится группа невесты. Выражения их лиц демонстрируют недовольство происходящим. Они отворачивают глаза и хмурятся, высказывая тем самым безмолвный протест неравным бракам.

Особое внимание стоит уделить самой крайней фигуре справа. Мужчина в профиль — сам Василий Пукирев. Художник запечатлел здесь свой автопортрет, тем самым указав и на своё личное отношение к несправедливости властных и богатых

Художник запечатлел здесь свой автопортрет, тем самым указав и на своё личное отношение к несправедливости властных и богатых.

Комментарии

  1. Сергей Михайлович Варенцов (1833—1874) — московский купец II гильдии (торговал москательным товаром) был гильдейским старостой Купеческой управы в 1867—1869 годах, попечителем мещанского училища. Женился на Ольге Никитичне Урусовой, также происходившей из купеческой семьи.
  2. Софья Николаевна Рыбникова (1836—1911) — дочь богородского купца, владельца суконной фабрики в Чудинках близ Купавны Николая Абрамовича Рыбникова. В браке с А. А. Карзинкиным она родила троих детей: дочь Елена — окончила Училище живописи и ваяния, стала художницей и вышла замуж за писателя Телешова, старший сын Александр — являлся членом московского Нумизматического общества, автором ряда работ о русских средневековых медалях, дружил с П. М. Третьяковым. Софья Николаевна много жертвовала на благотворительность, в том числе и на Бахрушинскую больницу, а именно на устройство корпуса имени покойной дочери Софьи для женщин, больных туберкулёзом и туберкулёзный санаторий, являлась попечителем 1-го Таганского женского начального училища.
  3. По одним данным, это её девичья фамилия, и она приходилась однофамилицей Сергею Варенцову. По другим, её девичья фамилия не известна, а позже она была выдана замуж за друга художника Сергея Варенцова

Интересные детали «Неравного брака»

Образы жениха и невесты на картине Пукирева явно являются собирательными. Так, в пожилом генерале угадываются черты внешности и князя Цицианова, и дворянина Полторацкого, и главного повара, работавшего у Варенцовых. Но есть на картине и изображения людей, существовавших в реальной жизни.

Например, мужчина, находящийся возле шафера и смотрящий на зрителя, списан с художника-карикатуриста Петра Шмелькова. Он был близким другом Пукирева и, возможно, подсказал ему идею картины. А сбоку полотна виднеется голова мужчины. Он оказался нарисован не случайно. Художник нарисовал мастера Гребенского, который пообещал выполнить для него самую лучшую раму. А если присмотреться, можно заметить ещё одну интересную деталь.

Возле священника Василий Пукирев изобразил старуху, украшение на голове которой подозрительно похоже на невестину фату. Но зачем её фигура, будто бы подёрнутая туманом, нужна на полотне? Может, это бывшая жена немолодого жениха? Или художник хотел показать, что старик-жених уже свёл одну жену в могилу и теперь примется за вторую? Вероятнее всего последний вариант, ведь бывшей жене нечего было делать на свадьбе бывшего мужа.

Еще:

  • 5 ошибок в книгах о Гарри Поттере, которые рушат весь сюжет
  • 7 удивительных и странных фактов о Японии
  • Верните 2007 год: как бывшие неформалы реализовали себя в жизни
  • За что в России пьют чаще всего?
  • Маккартни услышал «Yesterday» во сне

Предыстория

В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности. В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.

Существует версия, что идею написать картину на эту тему подсказал Василию Пукиреву его друг художник, изучавший нравы купеческого мира и сделавший выводы, что цинизм правит их миром, а жажда наживы делает купцов циниками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: