Детство и юность
Иван Попов родился 7 мая 1874 года в селе Ытык-Кюёль в Якутской области Российской империи в семье священнослужителя. Мальчик пошел по стопам отца и получил образование в Якутской духовной семинарии, служил в церкви. Он много путешествовал по родному краю, общался с шаманами и заключенными.
Иван Попов в детстве с семьей / Фото: «Якутскъ»
В детстве Попов испытывал тягу к рисованию. Так как в Якутии не было никаких школ, Ивана можно назвать художником-самоучкой. Родители не поддерживали хобби сына, однако родственники нашли компромисс — парень стал преподавать в семинарии, а в 1902 году отправился в столицу, где обучался на иконописца.
Увлечение внука поддерживал его дед, протоиерей Димитриан Попов, с именем которого связано зарождение якутской письменной литературы. Он оказал огромное влияние на Ивана, мальчик всегда внимательно слушал рассказы, основанные на эпизодах из жизни родственника. Поддержку молодому человеку оказывал также епископ Мелетий. В автобиографии будущий художник дал священнослужителю следующую оценку:
Художник живописец
Год рождения: 1941
Образование: Иркутское училище искусств
Биография
Петров Виктор Дмитриевич родился 5 декабря 1941 г. в городе Тулуне Иркутской области.
В 1970 году окончил Иркутское училище искусств, работал архитектором в «Иркутскгражданпроекте».
С 1974 года живет и работает в Тольятти — отделе технической эстетики ВАЗа, городском Художественном фонде, муниципальном театре «Колесо» имени Г.Б. Дроздова.
Автор сценографии к 20 спектаклям, хорошо известным и любимым горожанами, многочисленных проектов формирования городской среды Иркутска, Ангарска, Тольятти и Москвы.Является членом Союза театральных деятелей России, Тольяттинского отделения Союза российских писателей. Участник городских, областных, республиканских и зарубежных выставок.
Работы В.Д. Петрова имеются в фондах Картинной галереи Тольятти, музеев Ангарска и Иркутска, в частных коллекциях в Болгарии, Италии, Франции и Югославии.
Автор проектов реставрации православных храмов в Междуреченске, Печерске, селах Переволоки, Жигули Самарской епархии. Ведущий художник росписи Свято Воскресенского храма в Тольятти.
В настоящее время — главный художник-проектировщик архитектурного комплекса «Богатырская Слобода», строительство которого ведет «Школа православной культуры «Русский Богатырь». Мастерская художника находится ныне в живописнейшем месте Жигулевских гор, на крутом берегу Усинского залива, где поднимаются сегодня терема в классическом стиле русского деревянного зодчества.
Третьякова Ольга Германовна
Родилась 7 декабря 1978 г. в городе Тутаеве (Романово-Борисоглебске). Первые азы по изобразительному искусству получила в Изостудии при СОШ №2 . В 14 лет пришла обучаться в художественную школу , класс Коломиной Е. П.. Успешно окончив обучение , в 1997 г. поступила в костромской государственный педагогический университет им. Н. А . Некрасова на художественно — графический факультет и получив диплом , продолжила совершенствовать свое мастерство уже самостоятельно. Одновременно с поступлением в КГПУ начала работать преподавателем ИЗО и черчения в СОШ №2 , участвует в выставках творческих работ учителей . В 2002 г. Ольга Германовна — педагог детской школы искусств и с тех пор это становится её основным местом работы . На данный момент подготовила не одно поколение выпускников , принимает участие в городских и областных выставках творческих работ . В 2003 г. состоялась первая персональная выставка «Край ты мой родной» .На данный момент состоялось 5 персональных выставок художницы . Они проходили в филиале Ярославского художественного музея , кинотеатре «Экран» , библиотеке им. Слепушкина , детской библиотеке ,в МЦ «Галактика». Любимым жанром Ольги Третьяковой является пейзаж , натюрморт , очень любит писать цветы . Художница пробует себя в портрете , так же увлекается кистевой росписью . Пишет в основном маслом , иногда обращаясь к акварели и пастельным мелкам .
Кустодиев Борис Михайлович (1878 -1927)
Родился 23 февраля 1878 года в Астрахани. В 1896 году поступил в Академию художеств города Санкт-Петербург. Одним из учителей у него был знаменитый художник Илья Репин. В начале 1900-х годов женился на Юлии Прошинской, вскоре у них родился сын, а затем и дочь. После окончания академии с золотой медалью отправляется в большое путешествие по Европе, посещает Германию, Францию, Италию. В 1906 году Кустодиев останавливался в Романов-Борисоглебске в гостинице «Эрмитаж» (сгорела) на Волжской набережной, д. 33. В своих полотнах он воспел древний город на Волге и посвятил ему картины «Провинция», «Гулянье на Волге», «Гулянье», «Купальщицы» и другие. Наша Казанско-Преображенская церковь узнается в картине «Купчиха в фиолетовом платье». В Тутаеве не забыли Кустодиева, набережную на Романовской стороне, ту самую, которая изображена в «Гулянии на Волге», назвали Кустодиевским бульваром. Раз в год этот бульвар вдруг как бы «ныряет» на сотню лет назад. В 1909 году тяжело заболевает (опухоль спинного мозга), с 1915 года Кустодиев был прикован к инвалидной коляске. После революции 1917 года написал много картин на революционную тему, участвовал в оформлении города Петроград к годовщине революции. Самые главные и известные картины: «Масленица», «Купчиха за чаем», «Большевик», «Портрет Федора Шаляпина», «Вербный торг у Спасских ворот», «Голубой домик», «Троицын день», «Русская Венера», «Сирень», «Чаепитие». Картины Б.Кустодиева
Гуашь всерьёз
Живописец Виталий Попов работает и маслом. Но предпочтение всё-таки отдаёт гуаши. Художественная гуашь — очень сложная краска. Некоторые художники не воспринимают гуашь «всерьёз», называя её
«детской» или «плакатной» техникой. Однако в действительности гуашь является самостоятельной техникой. Хотя в современном искусстве среди профессиональных художников является довольно редкой. Ибо не каждый из них решится рисовать в таком темпе, какого требует гуашь.
Как рассказывает Виталий Борисович, художник, работающий с этими красками, чем-то напоминает снайпера, стреляющего по цели. Если попал, отличный результат на лицо. Но если попал… При работе с гуашью нежелательно большое наслоение красок, ведь при высыхании они становятся светлее. Художник вспоминает:
Образ России
Но у Виталия Попова это получается. От его работ трудно оторваться. Я была на нескольких выставках художника, и персональных, и коллективных, результат всегда один — зрители подолгу стоят у виртуозных гуашевых полотен Попова, всматриваясь в каждую деталь.
И такая картина наблюдается не только на родине художника, но и повсюду, где выставляются его работы. Вот, к примеру, искусствоведы Музея русского искусства, арт-пространство «Усадьба Струйских», где не так давно экспонировалась выставка Попова «Образ России», написали о Виталий Борисович как об авторе тонких лирических работ, воспевающих русскую природу, русскую северную деревню. Они считают, что для его творчества характерны чистота и поэтичность, любовь к своей земле, к истокам древнего искусства.
Да и сам художник признаётся: «Без работы мне не интересно. Творчество – это двигатель, оно открывает большие возможности, знакомит с хорошими людьми – художниками высшего пилотажа, общение с которыми обогащает. Жизнь подарила мне возможность поездить по миру, но лучше России ничего нет. Россия сделала меня художником».
Как курок на взводе
В поэзии, живописи, в кинематографе не случайно в это время рождаются похожие образы — в песне Высоцкого: «Образа в углу и те перекошены», у Попкова в картине «Тишина» — полуразрушенные церкви с дырявым куполом, у Шукшина в фильме «Калина красная» — затопленный храм. Во всем какая-то «вывихнутая» жизнь, трагический слом вековых устоев, Богооставленность и … отчаянная тоска по какой-то другой, нездешней Правде. В этих голосах эпохи — вся сложность внутреннего самоопределения поколения 1960–1970-х.Большая часть интеллигенции его поколения существовала по инерции, под охраной государственного признания и нехитрых законов приспособленчества, но те, кто хоть как-то задумывались, да к тому же имели талант от Бога, — они зачастую срывались в запой, подходили к «краю», не умея, не зная, как сохраниться от себя, своих страстей и от безбожного времени.
В 1966 году в последний момент тесть Попкова вытащил его из петли. Приступ отчаяния. Многое тогда навалилось — ссоры с женой из-за его запоев, бесконечные стеснения и препоны чиновников по отношению к его работам.
Шинель отца. 1970–1972
Попков вообще был человеком отчаянным, задиристым, всегда острым, неожиданным. «Все его творчество на нерве держалось. Такой был и в жизни» (художник Игорь Попов). Многие из друзей вспоминают его лихачества: «Объявили посадку на поезд. Оставалось не больше трех минут. У Вити падает монета между платформой и вагоном. Он спускается вниз, поднимает монету и забирается назад», или когда «зимой, отделившись от компании друзей, он спускается с моста к реке, и идет по еле замерзшему льду».
«Он всегда был как курок на взводе, сжатой пружиной, готовой в любой момент высвободиться», — вспоминал искусствовед Григорий Анисимов.
Показательна была его реакция на ввод советских войск в Чехословакию в 1968 году. Попков тогда в знак протеста то ли всерьез, то ли в шутку постригся наголо. На предложение работать на КГБ «вежливо» уклонился: «Ну рад бы служить, но пью!» Он был одним из немногих, кто поднял руку и поддержал выдвижение Солженицына на Ленинскую премию, хотя голосовать за него в то время требовало определенного мужества. Всегда занимал очень независимую позицию по отношению к наиболее реакционной части руководства Академии художеств и Союза художников.
Художник Макс Бирштейн запомнил выразительную сцену: «В Колонном зале Дома Союзов заканчивал работу съезд Союза художников. Мы стояли с Витей и друзьями в фойе и разговаривали. Была слышна трансляция. Председательствующий говорит, что мы подходим к оценке деятельности прошлого Правления. Есть предложение признать работу хорошей, и есть предложение признать работу удовлетворительной. Когда мы это услышали, Вити с нами уже не было. Он как Гагарин шпарит по красному ковру с поднятым вверх мандатом. Президиум в замешательстве. Виктор энергичным шагом поднимается на трибуну: “Я предлагаю работу считать неудовлетворительной”.
Он был единственным, кто сказал об этом открыто. Запомнилась его молниеносная реакция, когда от дружеской беседы, может быть пустой, он моментально оказался на трибуне».
Многие отмечали, что в последний год его жизни над ним всегда висела какая-то тревога, он словно предчувствовал приближение чего-то трагического. Макс Бирштейн вспоминал, что незадолго до смерти Попков принес стопку пластинок, перевязанную ленточкой, и сказал: «Прошу проиграть это на моих похоронах».
Осенние дожди
Виктор Попков погиб, пытаясь остановить машину, чтобы добраться до дома. Случайно подошел к инкассаторской машине, его приняли за грабителя и выстрелили в упор. Прощание проходило в Доме художника на Кузнецком мосту. На сцене поставили картины «Осенние дожди. Пушкин» и «Хороший человек была бабка Анисья» — последнюю значительную работу Попкова, которую он успел завершить перед смертью. Случайно или неслучайно, но в этой картине — итог авторских размышлений о смерти, о смысле человеческого существования. Получилось, написал реквием самому себе.
«Хороший человек была бабка Анисья»
Творчество
В Петербурге Иван получил возможность развивать свой талант, он занимался в студии Александра Маковского. В 1905 году мужчина вернулся в Якутию, пополнял этнографические коллекции для музеев. Попов раскапывал могилы в поисках древних артефактов, записывал местные легенды и мистические истории, провел опись всех старинных церквей в регионе.
Учеба в Академии художеств положительно повлияла на репутацию сына священнослужителя, фактически он стал основоположником изобразительного искусства в Якутии. Мужчина является автором целой серии портретов чиновников и епископов, кисти профессионального иконописца принадлежат иконы «Спас Нерукотворный» и «Вседержатель». Сейчас произведения Попова можно увидеть во всех музеях региона и в частных коллекциях.
Первый профессиональный художник Якутии много времени уделял созданию копий работ мастеров мирового уровня, таких как Леонардо да Винчи и Карло Дольчи. Иван Васильевич относил себя к представителям русской школы реализма. К сожалению, многие из его произведений безвозвратно утеряны. Попов сотрудничал с музеями Петербурга, в столице ценили его фотографии, в которых мастеру удавалось передать бедственное положение якутян.
Родной дед передал внуку любовь к этнографии, Иван Васильевич с помощью картин передал тонкости быта местного населения. Художник испытывал уважение к якутскому народу, в своих дневниковых записях называл якутов честными людьми, готовыми на самопожертвование. Попов уделял много времени образованию детей, постоянно находился в разъездах и открывал в улусах школы.
Иван Попов с художниками Якутии / Фото: «Якутскъ»
Якутский этнограф пытался спрятаться от ужасов Гражданской войны, однако затворничество не уберегло его семью от катастрофы. Родной брат художника Николай Попов был расстрелян, за родственные связи со священнослужителями мужчина подвергался преследованию. Последние годы жизни Иван Васильевич провел на посту метеоролога.
Иллюзия оттепели
У Виктора Попкова никогда не получалось жить «слегка», работать «слегка». Эта трата себя по максимуму шла с детства: в школе — сплошные пятерки и в семье прозвище «головастый», в Суриковском институте, когда однокурсники делали в качестве дипломных по три-четыре работы, Попков готовил тринадцать, а став профессиональным художником, даже в заказных работах выжимал себя до капли.
Детство Попкова — заводская коммуналка в подмосковном городе Мытищи, недалеко от станции Челюскинская Ярославской железной дороги. Родители, вчерашние жители деревни, перебрались сюда в тридцатые годы. Трудный быт, нужда — мать одна поднимала детей: отец погиб в начале войны. Мать Попкова, Степанида Ивановна, вспоминала, как Виктор мальчишкой, впервые увидев на улице художницу за мольбертом, немедленно стал проситься к ней в ученики, и мать, простая, безграмотная женщина, внутренним чутьем доверяя сыну, не препятствовала его желанию, и вскоре они вместе со своим другом поступили в заводскую художественную студию. Судьба Попкова — это случай ясно выраженного, с детства услышанного призвания.
Он вошел в искусство в конце пятидесятых, в короткий период хрущевской оттепели, когда «после долгой и суровой сталинской зимы» оптимисты ожидали реформ в политике — либерализации режима, а в искусстве ощущался приток свежего воздуха, желание выйти за рамки официально утвержденного, закостенелого сталинского соцреализма. Режиссер МХАТа Леонид Леонидов еще в тридцатые годы записал в своем дневнике: «Что такое реализм? Это правда. Что такое соцреализм? Это правда, которая нам нужна». Вернее было бы отметить — правда, которая была нужна властям и которая прямолинейно утверждалась через искусство.Оттепель навеяла иллюзии, что можно жить и творить свободнее — тогда развенчали культ личности Сталина, реабилитировали многих деятелей искусства и науки, репрессированных при сталинском режиме. Появилась возможность читать Ахматову, Есенина, которые не печатались в тридцатые-сороковые годы, познакомиться с современными течениями западноевропейской живописи — словом, стало возможным прикоснуться к культурной традиции, доступ к которой был перекрыт жестким идеологическим контролем в годы сталинского правления.Это было время романтиков, социального оптимизма, когда сотни тысяч юношей и девушек отправлялись на освоение целинных земель, на ударные стройки коммунизма под аккомпанемент окрыляющих песен вроде «Коммунизм — это молодость мира, и его возводить молодым».
Попков вместе с другими художниками тоже ездил на ударные стройки — Иркутскую ГЭС, Братскую ГЭС, делал бесконечные этюды, наброски, «высматривал жизнь». На целине написал ряд картин из серии «Люди целины». Ранние работы Попкова «Весна в депо» (1958 год), «На работу» (1958 год), серия «Транспорт» (1958 год) вполне соответствовали официальным идеологическим установкам времени — объявлять в искусстве о великих победах коммунизма, прославлять людей труда — строителей новой жизни. В этом не было для него внутреннего конформизма, не было ни интеллектуальных, ни нравственных соблазнов. «Художник призван писать о больших явлениях жизни» — такая формула есть в дневнике Попкова, тогда он искренне восхищался грандиозным масштабом строек, стремился «воспеть» энергию труда, молодости, и сам он в то время имел «крылья» юности, был увлеченным, открытым новым веяниям в обществе.
Художник и журналист
Интересно, что в жизни Виталия Попова очень тесно переплелись две составляющие его творчества. Ведь помимо того, что Попов талантливый художник, он не менее способный журналист. Причём, в Союз журналистов СССР он вступил за три года до того, как стал членом Союза художников СССР.
Это объясняется тем, что Виталий с юных лет стал не только рисовать, но и писать заметки в газету. Старшеклассника Попова редактору «Мичуринской правды» порекомендовал Аркадий Платицин. Виталий по заданию редакции написал пробную заметку о небольшом городском предприятии. Она оказалась неплохой, и её опубликовали. Помимо заметок в газете стали появляться и рисунки Виталия Попова. В газете юнкор обрёл ещё одного учителя. При редакции журналист Леопольд Израелович вёл для начинающих корреспондентов литературный кружок. В нём Виталий и постигал секреты журналисткой профессии.
Всё это очень ему пригодилось, когда в конце 70-х годов прошлого века он стал художественным редактором еженедельника «Неделя», воскресного приложения к газете «Известия», а через несколько лет — главным художником журнала «Студенческий меридиан». Сотрудничал Виталий Попов и с рядом других издательств. В тот период он проиллюстрировал около 20 книг.
В нулевых, став уже заслуженным художником России, обладателем серебряных медалей ВДНХ СССР за серию работ «Пейзажи России» и Академии художеств России за серию работ «Русский север», Попов был приглашён преподавать на кафедру академической живописи в родную Строгановку. А с 2005 года Виталий Борисович — профессор кафедры живописи Московского государственного областного университета.
Жизнь в искусстве
Но чем бы не занимался Виталий Попов, на первое место в жизни он ставит художественное творчество. Однажды в интервью он признался, что посвящает ему всё своё время, забывая даже поесть, чем огорчает супругу, которая всегда старается приготовить ему что-то вкусное.
Виталий Попов очень любит путешествовать и увиденное запечатлевает в своих работах. Перечислить страны, где побывал художник, очень сложно. Это и государства Европы, страны Америки и Азии, Австралия. Причём, чаще всего это не обычные, а рабочие путешествия.
Так однажды несколько российских художников, в том числе Виталий Попов, посетили страны Юго-Восточной Азии и проработали там три года, написав огромное количество полотен. Проект был поддержан Министерствами иностранных дел стран АСЕАН, дипломатическими миссиями, аккредитованными в России, которые оказывали неоценимую помощь и создавали все условия для плодотворной работы художников. Отчётом творческой экспедиции стала выставка «Все краски АСЕАН», которая была показана в различных выставочных залах, среди которых был и зал Музея-усадьбы А. М. Герасимова.
Посетители выставки в 2018 году смогли совершить путешествие и увидеть на полотнах Индонезию, Таиланд, Малайзию, Камбоджу, Филиппины, Сингапур, Мьянму, Вьетнам.
Я помню, как выступая, Виталий Попов рассказал, что в поездке мастера получили массу новых впечатлений и эмоций, узнали много преданий и легенд, познакомились с коренными жителями, и всё это нашло отражение на холстах. «Например, находясь в Таиланде, мы устроили пленэр недалеко от храма, посвящённого королю Наресуану. И каково было наше удивление, когда мы увидели рядом с храмом тысячи скульптур петухов. Оказалось, петух здесь – символ свободы. Во время войны сын короля Сиама (нынеТаиланд ) попал в плен к бирманцам. Долгое время он там провел и даже дружил с принцем Бирмы. Мальчик вырос и захотел на родину. Тогда были устроены петушиные бои. Мол, победит твой петух, проси у короля все, что хочешь. Проиграет — не обессудь. Петух у пленника был немощный. Что делать? Насыпал он ему в рот перца чили. Петух взъерепенился и выиграл бой! Бирманцы сдержали слово, отпустили Наресуана домой и долгие годы не нападали и не собирали дань. Спустя годы именно он стал королем и освободил свою страну от бирманского ига», — такую легенду поведал гостям на выставке Виталий Попов, сделав презентацию по-журналистки интересной.
Рерих Николай Константинович (1874-1947)
Николай Рерих — русский художник, искусствовед, писатель, археолог и общественный деятель Родился в Петербурге. Окончил юридический факультет Петербургского университета и живописное отделение Академии художеств по классу А. Куинджи. В 1897 картина Рериха «Гонец. Восстал род на род» была выставлена на ученической выставке в Академии художеств. П. Третьяков приобрел картину. Рерих участвовал в археологических раскопках, много ездил по России с целью изучения памятников русского искусства. Создал ряд картин «славянской серии». Участвовал в выставках художественного объединения «Мир искусства». Рерих оформлял балет «Весна священная», оперу «Князь Игорь». Незадолго до начала Первой мировой войны в творчестве Рериха появились полотна, полные скрытого смысла: «Крик змия», «Зарево», «Вестник». Героями нескольких картин стали святые, почитавшиеся на Руси: Пантелеймон-целитель, Сергий Радонежский, Борис и Глеб. Революция застала семью Рериха в Финляндии. Оттуда он выехал сначала в Швецию, затем в Лондон и в США. Совершив две большие экспедиции по Центральной и Восточной Азии, собрав археологические и этнографические коллекции, с 1936 жил в Индии. Вместе с женой Еленой работал над созданием учения «Живой Этики». Совместно с сыном Ю. Рерихом основал в Нагаре Институт гималайских исследований – «Урусвати». В этот период писал по большей части горные пейзажи. В годы Великой Отечественной войны создал несколько патриотических полотен: «Князь Игорь», «Александр Невский» и другие. В течение многих лет с лучшими представителями культуры работал над созданием так называемого «Пакта Рериха» – пакта о защите культурных ценностей. Занимался просветительской деятельностью в области охраны памятников культуры. Картины Н.Рериха
https://citaty.su/kratkaya-biografiya-nikolaya-rerixa
https://glazunov-gallery.ru/tvorchestvo
http://visittutaev.ru/
https://citaty.su/kratkaya-biografiya-nikolaya-rerixa
https://gallerix.ru/album/Roerich
http://demetra.yar.ru/index.php/tutaevskij-rajon/isto..https://data.cyclowiki.org/images/
«Теперь несите»
Картина раскрывается перед зрителем постепенно. Сначала как сцена деревенских похорон, но постепенно открывается весь масштаб замысла: здесь величие земли и значительность и величие каждой человеческой жизни, пускай и никому неведомой, деревенской бабки Анисьи.Большой мощный дуб как древо жизни, среди его багряной листвы неожиданно просвечивают зеленые листья; тот же смысловой мотив повторяется в изображении людей: группка молодых композиционно и в цветовом решении отдельна от толпы старух в черном.
Здесь вечный земной круговорот увядания жизни и ее нового зачатия, в который включены и природа, и человек. На переднем плане ребенок, который еще не может вникнуть в суть происходящего, он стоит спиной к могиле и лицом к зрителю — жизнь продолжается. Освещенная желтым осенним солнцем холмистая земля на переднем плане усыпана багряными листьями, и это «пышное природы увядание» есть движение от жизни к смерти.
Тема осени традиционна в мировом искусстве — это нота грусти, элегии, предощущения расставания и время сбора урожая и в земном, и символически в духовном смысле — время собирать сеянное. При всей трагичности происходящего колорит полотна, звонкий, янтарно-золотой придает всему произведению некую просветленность. Бабка Анисья была «хорошим человеком», и оттого жизнь ее венчается полнотой, она плодоносна. Бытовая реальность узнаваема в одежде, в типажах, кладбищенских памятниках.
Похороны происходят в маленькой северной деревушке и одновременно на широчайшем фоне, в огромном мире. Попков не случайно берет ракурс с высоты птичьего полета и решает писать «Бабку Анисью» как цветную икону… «Лица, как в иконах — охра, лепка, пробела», — чтобы перейти на принципиально другой язык — язык метафизических понятий, который для всякого столетия, вне времени.
Интересна деталь: на картине нет дождя, а люди под плащами. «Тут дождь в душе, — писал Попков, — защищенность мира от чего-то отрицательного».
На выставке «Бабка Анисья» прошла незамеченной, как говорили художники, «не получила прессу». Это было для Попкова очень болезненно
Он ждал разговора о картине, ему важно было быть понятым, услышанным, потому что в своих работах все время пытался говорить о вещах важных, сущих; пытался интуитивно пробить границу некой духовной тесноты своего поколения, о которой образно написал Высоцкий: «и сверху лед и снизу». Но значение работ Попкова, при всем его авторитете, не было до конца ясным для его современников
Он погиб 12 ноября 1974 года. Инкассаторы защищали себя и доказывали, что это было нападение. Когда стало очевидным, что произошло убийство, друзья-художники, которые были с Виктором в последние минуты его жизни, разбежались; какое-то время он еще был жив.Вспоминает мать Виктора Попкова, Степанида Ивановна: «Хоронили с колокольным звоном. Все сама делала. Приезжали семинаристы. И они так отпевали! — Весь храм дрожал. Два часа отпевали. И батюшка проповедь сколько говорил. А как привезли, пошла, в колокол ударила… Теперь несите».
Невольно вновь вспоминается картина «Мать и сын» — тема Света и Смысла, тема материнской любви и молитвенного прошения за сына, которому суждено пронести свой крест. Попков свой крест пронес без малодушия. «Человек, взыскивающий совести в искусстве», — написал о нем искусствовед Григорий Анисимов. Совесть принято называть голосом Божиим в человеке, этот-то голос и «взыскивал» Попков в жизни, правда этого поиска выплеснулась на его холсты.
По городам и странам
В том же 2018 году большой резонанс в художественной России получила персональная выставка Виталия Попова «С этюдником по странам и континентам». Искусствоведы тогда писали, что художник в своих работах демонстрирует профессиональное мастерство в различных техниках, отдавая предпочтение редкой технике гуаши.
Его пейзажам присуще тонкое, изысканное чувство цвета. Они наполнены солнечным теплом, воздухом и спокойствием, одновременно напоминая зрителям о непреходящих человеческих ценностях, о величии ушедших столетий, оставивших в наследство прекрасные архитектурные творения. Главной же особенностью произведений Попова, выполненных в лучших традициях русской пейзажной школы, они назвали эмоциональность и искренность.
Два года назад на родине Виталия Попова, в мичуринской школе, где он учился, был открыт музей народного художника. Здесь разместились не только фотографии и материалы о Виталии Борисовиче, но 15 картин, которые он подарил школе.
Сегодня работы Виталия Попова находятся не только в музеях Москвы, Тамбова, Мичуринска, Красноярска, Пятигорска, Липецка, но и Австрии, Англии, Бангладеш, Болгарии, Ватикане, Германии, Индии, Китае, США, Франции и многих других странах.
И хотя художник объездил полмира, более всего, по его признанию, он любит рисовать в России:
Хлеб за флаг
В 1961 году Попков пишет картину «Строители Братской ГЭС», которая стала каноническим произведением так называемого «сурового стиля», одним из родоначальников, которого и был сам Виктор Попков. Художники сурового стиля в целом были вписаны в систему советского художественного «производства», но они изображали людей труда, трудовые будни более «сурово», жизненно, без патетики соцреализма с его декларативной агитационностью.На картине «Братская ГЭС» на переднем плане, на фоне черного неба, словно на фоне черного занавеса, стоят в ряд рабочие — сдержанные, мужественные, волевые. Небо — «занавес», фронтальные, «иконные» фигуры рабочих — этот образ можно прочитать как «Его величество рабочий класс на авансцене истории», и уже тогда становится очевидным стремление молодого Попкова уйти от прозаичности, обыденности жанровой сцены к смысловому обобщению, желание не столько рисовать, сколько «осмыслять жизнь с кистью в руках».
Строители Братской ГЭС. 1961
Художник Эдуард Браговский, которому Попков показал «Братскую ГЭС», вспоминал: «Он был жутко расстроен, когда увидел, что его никто не хвалит, что мы равнодушны. “Такая замечательная картина, а ты молчишь?” — обижался Попков». На фоне открытий современной европейской живописи картина Попкова некоторым «прогрессивным» братьям по цеху казалась устаревшей и стилистически, и тематически. Ранимость Попкова лишь показывает, что он вкладывал в работу куда больше души, чем обычно требуется для проходных заказных вещей.Картину купит Третьяковка, Попков начнет ездить на международные выставки, проживет взлет славы, когда «ему давали любой договор по любой почеркушке».
Для него важны были публикации о нем в газетах, передачи на радио — успех давал необходимую уверенность в себе, расправлял крылья. Попкову не было и тридцати, когда он стал членом Союза художников СССР, и вскоре его приглашают в Комитет по Ленинским и Государственным премиям. Ранний карьерный взлет сулил большие перспективы.
Но к середине 1960-х «оттепель» сошла на нет. Практически все завоевания, совершенные советской культурой за короткий период оттепели, были подвергнуты серьезной опале. Начался отход назад. Власть, в том числе ортодоксально-официозная часть руководства Союза художников, стремилась подсечь под корень всякие «бессмысленные творческие искания».
Но Попков уже не мог жить, не замечая глубинных противоречий в обществе, не мог существовать в рамках предсказуемого, во всех отношениях благополучного, официоза. Грустными были его размышления той поры: «Или ты будешь рисовать флаг и получишь сегодня зарплату, купишь матери хлеб, или ничего не получишь, но будешь творить как хочешь». Он не ушел в подполье, не стал частью художественного андеграунда, но перестал быть «правоверным», и ворота в истэблишмент советской культуры для него полузакрылись.
Выставка мастера
Известный в стране и мире художник Виталий Попов в июне 2021 года отметил юбилей. К этому дню рождения на родине Виталия Борисовича в Мичуринске, в выставочном зале Музея-усадьбы А. М. Герасимова состоялось открытие персональной выставки мастера «Душой написанные картины». Художник с супругой в эти дни приехал в родной город из Подмосковья, где проживает много лет, и стал героем юбилейной выставки.
Мичуринскую экспозицию Попова составили более семидесяти картин из фондов Герасимовского музея. Пять полотен, которые недавно народный художник России преподнёс в дар музею-усадьбе, сейчас оформляются и будут, как сказали искусствоведы, выставлены в следующий раз.
Виталия Попова называют тонким пейзажистом-рассказчиком. И все, кто видел его полотна, и те, кто придёт на выставку в Герасимовский музей ещё раз убедятся, что это правда, настолько трепетны уголки и среднерусской, и северной природы на холстах мастера. Те пейзажи, которые Виталий Попов рисовал, к примеру в южных странах, конечно же, совсем иного колорита, но и в них присутствует свойственная именно этому художнику воздушность и прозрачность письма.
Становление
А ещё немаловажную роль в становлении будущего художника сыграли родители и замечательные учителя. Виталий Борисович из семьи с глубокими художественными корнями. Его отец был в Мичуринске известным фотографом. Его авторитет считался непререкаемым. К тому же, заметив способности у сына, родители отдали его под опеку замечательного художника, заслуженного работника культуры РСФСР Аркадия Платицина, который вёл кружок изобразительного искусства при мичуринском Доме пионеров. Именно этот талантливый график и педагог стал наставником не для одного поколения будущих выдающихся художников.
Будучи сам потрясающим графиком, Платицин и в ребят вложил страсть к тонким и сложным работам. А, главное, дал все необходимые навыки для творческого роста и возможности учиться дальше. Определив окончательно свой выбор в профессии Виталий Попов сначала окончил с отличием Московское художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина, а затем факультет монументального и декоративного искусства Московского высшего художественно-промышленного училища, всемирно известной Строгановки.
С народным художником СССР Николаем Жуковым, сыгравшим большую роль в становлении молодого художника, Виталий Попов познакомился в 1968 году. И после окончания училища Николай Николаевич пригласил Виталия работать в свою мастерскую. Жуков сразу отметил «истинно русский» талант Попова, «свято любящего искусство», и усвоенное им от Платицина умение «любить и видеть родную землю не через призму заморского искусства, а в духе таких замечательных певцов русского пейзажа, как Похитонов, Саврасов…»
Николай Николаевич однажды сделал молодому художнику подарок — блокнот для рисования. На нём народный художник СССР написал:
Шишкова Светлана Михайловна
Окончили художественное училище имени М.Горького. Оба, по их словам, прошли замечательную творческую школу, учились у таких известных мастеров Палеха, как Зиновьев, Вихрев, Ермолаев. А местом жительства выбрали Тутаев: их пригласили на моторный завод в отдел эстетики. Валерий Иванович – художник разносторонний. Раньше он занимался живописью (пейзажами, портретами), рисовал экслибрисы, расписывал сувенирную продукцию. Оформлял Валерий Иванович и интерьеры: в средних школах №3 и №6 г.Тутаева, на ТМЗ и др. А главным увлечением Светланы Михайловны были произведения А.С.Пушкина: «Золотой петушок», «Бахчисарайский фонтан» и др. И у того, и у другого художника есть работы по произведениям Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Есенина. С конца 80-х гг. художники обратились к сюжетам и образам древнерусской живописи. Они пишут иконы, расписывают сувенирную продукцию: шкатулки, панно, значки, украшения. У художников много совместных работ, написанных в творческом содружестве Валерия Ивановича и Светланы Михайловны. В 2000 году Валерий Иванович был принят в Союз художников России (Ярославское отделение). Участвуют во многих районных, областных, республиканских, Всероссийских и международных выставках («Россия», «Памятники Отечества», «Ремесла Ярославского края», «Мастер земли Ярославской», «Ярославский базар» и др.) Их произведения находятся в музеях Палеха, Ярославля, Тутаева, частных коллекциях России, Японии, США, стран Европы.