Кто же главный герой картины
Кто главный герой картины, понятно сразу. Инфанта Маргарита.
Именно ее Веласкес выделяет светом. Вернее, более светлыми красками, создающими у нас иллюзию того, что девочка больше всех освещена.
Диего Веласкес. Менины (фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид
Видно, что Веласкес рисует ее с особенной нежностью. Розовые щечки, губки. Белокурые, по-детски жиденькие волосы.
Мы знаем, что художник искренне любил девочку. Она не могла не нравиться. Несмотря на близкородственный брак ее родителей (мать — племянница отца), каким-то чудом девочка родилась здоровой и миловидной. К тому же имела необременительный для окружающих характер.
Также освещены светом фрейлины инфанты (по-испански — менины). Они тоже миловидны. Картина называется в их честь. Но я не думаю, что так назвал её сам Веласкес.
Долгое время она числилась в каталогах под названием «Семья Филиппа IV». Видимо, название «Менины» закрепилось позднее с лёгкой руки одного из хранителей картины.
В более приглушенном свете мы видим карлицу — няню инфанты. К ней относились при дворе благосклонно. Ведь она ухаживала за Маргаритой с рождения. За единственным на тот момент выжившим ребёнком королевской четы.
Возможно, карлице ставили это в заслугу. Поэтому и наградили орденом. На картине она трогает его рукой и как бы демонстрирует нам.
Диего Веласкес. Фрагмент картины «Менины» (карлики). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.
А рядом с ней ещё один карлик — ребёнок. Он играючи поставил ногу на пса. Дело в том, что лишь карлики могли вести себя раскованно при дворе. Обычный придворный не мог себе позволить обижать пса инфанты.
Интересный факт. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который Веласкес якобы пишет в «Менинах», в реальности не существовует. Скорее всего, художник его выдумал.
А вот отдельный портрет инфанты Маргариты в этом же платье сохранился. На фоне того самого красного занавеса.
Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. 1656 г. Музей истории искусства, Вена.
Почему так? И вот мы приблизились к главной загадке картины…
«Менины» — портал в другой мир
Сюжет «Менин» Веласкеса сложный. Но он поддаётся расшифровке.
5-летняя инфанта (испанская принцесса) пришла в мастерскую художника в сопровождении своей свиты. Она захотела посмотреть, как создаётся портрет её родителей — королевской четы.
Сложность сюжета в том, что Веласкес изобразил эту сцену очень неординарно.
Кажется, что половина персонажей смотрит на нас. Но на самом деле они глядят на короля с королевой, которых рисует Веласкес. Поэтому он и стоит рядом с холстом.
О том, что это именно так, мы узнаем благодаря зеркалу за спиной художника.
В нем отражается пара. Это Король Филипп IV и его жена Марианна Австрийская.
Для меня эта задумка художника очевидна по одной простой причине.
В верхнем правом углу зеркала отражается красный занавес. Такой же оттенок красной краски мы видим и на палитре художника.
Несмотря на размытость изображения, нам нетрудно определить, что изображены именно Филипп IV и Марианна Австрийская. Слишком уж у них характерные черты. Достаточно посмотреть на другие их портреты.
Портреты Диего Веласкеса. Слева: Марианна Австрийская, Королева Испании. 1655—1657. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид. Справа: Филипп IV, Король Испании. 1644 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Веласкес сделал невообразимое. Он показал не тех, кого рисуют. А то, что видят те, кого рисуют. И видят они это нашими глазами. Ведь мы стоим на их месте.
Так художник максимально вовлекает зрителя в пространство картины. И значительно это пространство расширяет. За счёт того, что мир картины виртуозно соединен с нашим миром.
Дальше — больше. Мир картины не заканчивается стенами мастерской. На заднем плане придворный распахнул дверь, когда впускал инфанту со свитой. Оттуда льётся яркий свет. Там их мир продолжается.
Можно даже выразиться в фантастическом ключе. Два мира: тот, что за дверью, и наш мир — соединены происходящим на картине. «Менины» — это портал между двумя мирами.
Мадрид
В Мадриде Веласкес начинает сразу с портретов «топов»: он пишет королевского капеллана Хуана де Фонсеку, знаменитого поэта Луиса де Гонгору и своего патрона Оливареса. Пишет настолько здорово, что это впечатляет короля. Первый же «пробный» портрет Филиппа IV (не сохранившийся) приносит Веласкесу звание pintor de camera – придворного художника, наделённого единоличным и исключительным правом писать монарха (, , ). Без промедлений, забрав жену и дочек, Веласкес перебирается жить во дворец. Здесь тянет пофилософствовать: что это было? Как смог 24-летний художник без видимых усилий и напряжения, вот так вот запросто, с первой попытки стать личным художником короля? Филипп IV был человеком утонченным и образованным, он был восприимчив к искусству, а Веласкес – почти сверхъестественно талантлив. Всё это так. Но даже это не выглядит достаточной причиной.
Мастерская Веласкеса располагалась прямо в королевских апартаментах. Ключи от неё имелись у двух людей – художника и короля. Внутри стояло особое королевское кресло. Монарх, управлявший половиной мира, по нескольку часов безропотно стоял «по стойке смирно», когда художнику хотелось запечатлеть какую-то особо торжественную позу. В отсутствие Веласкеса Филипп отпирал своим ключом мастерскую, усаживался в кресло, смотрел на незавершённые портреты и погружался в приятную задумчивость. Похоже, он нашёл себе друга. Того, кому можно доверять без остатка и кто превратит твои слабые стороны – в силу.
Испанский философ и социолог Хосе Ортега-и-Гассет заметит, что всё наследие Веласкеса, за не особо многочисленными исключениями, – это портреты самого короля и его ближайшего окружения: его жён (Филипп был дважды женат) и детей, министров и фрейлин, шутов и карликов, лошадей и собак.
Веласкес недолго оставался придворным художником. Ведь что такое художник? Да просто ремесленник! Но очень скоро Филипп даровал ему более высокие должности. Сначала камергера, потом – ответственного за все работы в королевских покоях, еще позже – главного интенданта, высшей ступени в придворной иерархии. Под конец жизни Веласкес получит еще и чин обер-гофмаршала. Пожалуй, более головокружительной придворной карьеры из художников за всю историю не сделал никто.
Копии
Портрет Прадо послужил прототипом для большого тиража. На некоторых добавлены воротник и значок Золотого руна . Среди этих копий можно назвать портрет посольства Испании в Буэнос-Айресе (холст Прадо на хранении) или тот, который хранится в Музее изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде, Эрмитаже и Художественно-историческом музее Вены. Последний, вероятно, является подарком Филиппа IV эрцгерцогу Леопольду-Вильгельму Габсбургскому . Этот же холст послужил образцом для нескольких портретов большей пышности, в том числе Филиппа IV со львом у его ног, уже упомянутого и написанного на более раннем портрете, видимом при рентгенографии.
Версия, хранящаяся в Национальной галерее в Лондоне , отличающаяся одеждой — бархат без отражений, золотые пуговицы и ожерелье — и менее проработанное лицо, по словам Лопес-Рея, является копией одного из его учеников; в то время как для Джонатана Брауна это самостоятельный оригинал полотна Прадо. Судя по возрастным чертам лица монарха, она была бы написана несколькими годами позже. Это также будет официальный портрет, от которого заимствовано множество копий. Крайний срок для второй версии — 1657 год, когда он будет опубликован на обложке Краткого описания монастыря Сан-Лоренцо Королевский Эскориал , еще одной гравюры Педро. Виллафранка. Нил Макларен, куратор Национальной галереи в Лондоне, сказал после уборки 1946 года, что голова была хорошо нарисована Веласкесом, остальное — одним из его помощников Хулианом Галлего , автором листа, написанного по случаю присутствия холст в Лондоне во время выставки антологии, посвященной Веласкесу в 1990 году, утверждал, что холст является оригиналом Веласкеса, как и полотно Прадо, с «поразительно простой» техникой, не комментируя хронологию картин.
Альфонсо Э. Перес Санчес представил в качестве оригинала Веласкеса, с некоторыми оговорками, еще один портрет. Это произошло из коллекции, собранной Младенцем Доном Луисом, братом Карла III Испанского , в его дворце в Боадилья . По словам Альфонсо Э. Переса Санчеса, пересеченная цепь будет означать, что полотно будет немного раньше, чем полотно Прадо, и будет лучше, чем любое другое, отражать человечность короля, меланхолию и нежность, в соответствии с комментарием Лазаро Диаса. дель Валле сделал перед портретом короля, который Веласкес только что закончил и который он считал выше всех остальных, потому что у него было «много души в живой плоти». »
Сюжет
Это самая известная картина Веласкеса. Менины — фрейлины, слуги королей, другими словами. Кажется, что все смотрят на нас. Но на самом деле все смотрят на короля с королевой, чей портрет пишет художник, — их лица мы видим в отражении в зеркале на стене.
«Менины» Веласкеса. (Wikimedia Commons)
Инфанта Маргарита и её фрейлины забежали в комнату, где Филипп IV с женой Марианной позируют для портрета. Мы, зрители, видим детей, а также карликов и других слуг с позиции монархов. А за мольбертом — сам Веласкес. Он выступает здесь как слуга короля, но в то же время мы интуитивно понимаем, что он режиссёр этой сцены, её организующая сила.
Идея «Менин» при всем её изяществе не нова. За два века до Веласкеса подобный ход (с отражением некоторых героев) придумал Ян ван Эйк — автор «Портрета четы Арнольфини».
Картина «Веласкеса» вдохновляла многих последующих художников. Пабло Пикассо со свойственной ему страстью, написал 58 вариаций на тему «Менин».
Одна из вариаций Пикассо на тему «Менин». 1957. (Wikimedia Commons)
Марианна Австрийская — вторая жена Филиппа IV. На момент заключения брака ей было 15 лет, а ему — больше сорока. Кроме того, невеста приходилась племянницей жениху. На такой шаг монарх пошёл после смерти своего единственного сына (от первого брака) и наследника престола Бальтазара Карлоса, чьей невестой изначально и была Марианна.
Дети у неё появлялись на свет мертворождёнными или умирали вскоре после рождения. После 12 лет супружества только дочь Маргарита была единственным ребёнком, оставшимся в живых.
Здоровая красивая инфанта на картине — это выражение надежды о будущем наследнике. В образе 5-летней девочки Веласкес воплощает идею семейного счастья, богатства.
Портрет Филиппа IV, 1656. (Wikimedia Commons)
Однако Карл II — последняя надежда Филиппа IV — родился инвалидом. Он стал последним из Габсбургов на испанском престоле. После его смерти разразилась война за испанское наследство, приведшая к власти в Мадриде Бурбонов.
Италия – и снова Мадрид
В конце 1620-х годов в Мадрид из Антверпена приезжает Рубенс – главная величина в художественном мире своего времени. Он собирается писать испанских королевских особ, но всё же главная его миссия – дипломатическая. Ему представляют молодого Веласкеса, и Рубенс склоняет его к мысли, что для расширения собственного кругозора и пополнения королевской коллекции необходимо ехать в Италию. В 1629-м году в сопровождении испанского главнокомандующего королевский камергер Веласкес посещает Геную и Милан, Венецию и Рим. Конечно, итальянцы видят в нём не художника, а чиновника. Посланник Тосканы науськивает своих подчинённых: «С испанцем нельзя быть ни слишком любезным, ни непочтительным: и то, и другое оскорбительно для него». Атмосфера подозрительности и взаимного недоверия преследует Веласкеса по всей Италии, кое-где его даже принимают за испанского шпиона.
Из-за всего этого первое итальянское путешествие Веласкеса сложно назвать приятным. Единственная удача – знакомство с работами титанов Ренессанса. Из всех Веласкес отдаёт предпочтение Тициану. Тициановские изображения Карла V он берёт себе за образец монархического портрета . После Италии значительно меняется его колорит: Веласкес отходит, наконец, от традиционного андалузского тенебросо и на его картинах чуть ли не впервые появляются светлые и звучные цвета: ослепительный желтый, ярко-голубой. «Я рекрут армии Тициана», – скажет о себе Веласкес.
Возвратившись в Мадрид, Веласкес с волнением и радостью узнает, что за период его отсутствия Филипп IV не позволял писать себя никому другому. С удвоенным энтузиазмом Веласкес берётся за дело. Тем более, у короля родился долгожданный наследник – Балтазар Карлос, будущий любимчик Веласкеса, и значит, не пройдёт и десяти лет, как по всем европейским столицам нужно будет разослать его портреты, с прицелом на перспективные династические союзы.
Первая жена Филиппа Изабелла Бурбонская терпеть не может Веласкеса – ведь он ставленник ненавистного ей Оливареса, фактически узурпировавшего в стране политическую власть, поэтому Изабеллу Веласкес почти и не пишет. Зато очень много пишет своего друга – короля. Только Веласкес может сделать это изуродованное имбридингом (многократными близкородственными связями) лицо с шишковатым лбом, глубоко посаженными глазами и родовой отметиной всех Габсбургов – выдающейся нижней губой – благородным и утонченно-прекрасным. Исследователи подсчитали, что из почти 40 портретов монарха все, за исключением трёх или четырёх, написаны в трёхчетвертном развороте, – максимально выгодном для «сложного лица» короля.
Известные картины художника
Религиозные, исторические и мифологические сюжеты
«Поклонение волхвов» (1619, Прадо, Мадрид)..
«Христос в доме Марфы и Марии» (1620, Национальная галерея, Лондон).
«Изгнание мавров» (1627, Прадо, Мадрид).
«Триумф Вакха, или Пьяницы» (1628, Прадо, Мадрид).
«Кузница Вулкана» (1630, Прадо, Мадрид).
«Окровавленный плащ Иосифа приносят Иакову» (1630, монастырь Сан — Лоренсо, Эскориал)
«Распятый Христос» (1632, Прадо, Мадрид).
«Сдача Бреды (Лес Копий)» (1634—1635, Прадо, Мадрид).
«Бог войны Марс» (около 1640, Прадо, Мадрид)
«Эзоп» (около 1640, Прадо, Мадрид)
«Коронование Марии» (1645, Прадо, Мадрид)
«Меркурий и Аргус» (около 1659, Прадо, Мадрид)
Портреты
«Портрет молодого испанца» (1630—1631, Старая Пинакотека, Мюнхен)
«Портрет графа Оливареса» (ок.1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
«Конный портрет короля Филиппа IV» (1635, Прадо, Мадрид).
«Автопортрет» (1640, Музей изящных искусств, Валенсия)
«Дама с веером» (1640—1642, Собрание Уоллеса, Лондон)
«Портрет Филиппа IV в военном костюме, называемый Ла Фрага» (1644, Нью-Йорк, Галерея Фрик)
«Портрет Филиппа IV» (1656, Прадо, Мадрид).
(Всего было написано около полутора десятков портретов короля в течение 37 лет).
«Портрет папы Иннокентия X» (1650, Рим).
«Портрет инфанты Марии Терезы» (1651, собрание Леман, Нью-Йорк).
«Портрет инфанты Маргариты» (1660, Прадо, Мадрид).
«Менины (Фрейлины)» (1657, Прадо, Мадрид).
Обучение мастерству
В 1610 году, когда Диего Веласкесу исполнилось 10 лет, началось его ученичество в мастерской довольно известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. Увы, отношения с наставником не заладились: Эррера Старший отличался скверным характером, а маленький Диего не пожелал с этим мириться, проявив замечательную стойкость.
В итоге обучение в мастерской Эрреры закончилось меньше чем через год. А уже в октябре 1611 года родители Веласкеса отдали его на обучение в школу живописи к Франсиско Пачеко. На новом месте конфликтов не возникало и именно в этой школе Диего Веласкес прозанимался шесть лет и получил первую техническую подготовку и эстетические навыки в сфере живописи. 14 марта 1617 года Веласкес успешно выдержал выпускные испытания и был принят в гильдию севильских живописцев, заручившись поручительством Пачеко.
Сюжеты ранних картин Веласкеса — бытовые зарисовки из жизни простых севильцев. Самые известные из этих полотен — «Пряхи», «Завтрак» и «Воднос» (или «Водонос из Севильи»). Также Веласкес написал и некоторое число натюрмортов. Всего за годы жизни в Севилье художником было написано 20 работ, из которых сохранилось только девять. Надо отметить, что Веласкесу начали подражать многие современники, писали копии с его картин и даже пытались делать имитации.
Последние годы жизни: картина «Менины»
Давайте в подробностях разберем самую знаменитую картину, которую Веласкес создал уже в поздний период творчества — «Менины».
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета
Диего Веласкес
1. Портрет королевы Марианны Австрийской, 1650
2. Портрет инфанты Марии Терезии с часами, 1652
3. Портрет Филиппа IV, 1656
4. Портрет принца Фелипе Просперо, 1659
В этой части обсудим последний период творчества Веласкеса после его возвращения из Италии в Мадрид.
Что художник делал в последние годы своей жизни
Продолжал много работать. Писал портреты придворных, членов королевской семьи, самый известный из которых — «Менины».
Получил посвящение в Орден Сантьяго, то есть рыцарское звание — самую ценную и значимую награду. Это произошло за год до смерти.
В 1659 году поехал на остров Файзамес руководить подготовкой к династическому браку между дочерью Филиппа IV Марии Терезии и королем Франции Людовиком XIV. Напряженная работа подорвала здоровье Веласкеса: в какой-то момент художник почувствовал себя плохо, его спешно привезли в Мадрид.
Художник умер в 1660 году в возрасте 61 года. У смертного одра Веласкеса присутствовал Филипп IV. На надгробии написали «Живописцу истины» — за удивительный талант писать правду, не издеваясь, не приукрашивая и не выпячивая недостатки.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Диего Веласкес. Менины, 1656
Мы добрались до самой известной картины Веласкеса — «Менины». Художник не только показал удивительное мастерство живописца, но и наполнил картину личным отношением к семье монарха.
Изображение очень реалистично. Поэт Теофиль Готье, подойдя к «Менинам», воскликнул: «А где же картина?!»
В центре картины — инфанта Маргарита и две фрейлины-менины. Одна из них подает принцессе бокал с водой, другая застыла в легком реверансе. Поднесение питья принцессе было регламентировано строгим дворцовым этикетом.
Рядом находятся карлик и карлица. Немка Мария Барбола стоит неподвижно и смотрит на зрителя. Мальчик Николосито Пертусато играет с собакой. Его детская непосредственность противопоставлена сдержанным аристократическим манерам Маргариты. Веласкес будто намеренно сравнивает двух детей из разных слоев общества.
Сам Веласкес тоже вписан в картину. Это единственный достоверный автопортрет художника.
Зритель смотрит на происходящее глазами короля и королевы, участвующих в сцене, но не включенных в картину. Их отражения видны в зеркале на дальней стене.
Сюжет картины можно истолковать по-разному. Возможно, художник пишет портрет Маргариты, работа над которым прервана неожиданным появлением короля и королевы. Или маленькая инфанта с фрейлинами вошла в тот момент, когда королевская чета позировала художнику? Веласкес снова загадывает загадку без ответа.
О придворных карликах и шутах
Диего Веласкес
1. Дон Себастьян де Морра, 1645
2. Портрет придворного шута Эль Примо с книгой в руках, 1645
Диего Веласкес. Пряхи, или Миф об Ариадне, 1657
Теперь рассмотрим картину Веласкеса «Пряхи, или Миф об Арахне».
Легенда рассказывает о лидийской девушке Арахне, которая славилась своим искусством рукоделия. Возгордившись, она вызвала Афину, покровительницу прядильщиков и ткачей, на состязание. Сотканный Арахной платок с изображением любовных утех божественных обитателей Олимпа разгневал Афину, и богиня превратила девушку в паука.
Веласкес снова использует прием «картина в картине». На переднем плане мастерская, в которой работают пряхи. На заднем плане нарядные дамы рассматривают гобелен с изображенной сценой похищения Европы — похожая работа Тициана находилась в королевском хранилище искусства. Считается, что слева Афина приняла облик старой ткачихи, а Арахна справа повернулась к нам спиной.
Олимп перемещен в земную реальность, хотя и не смешивается с ней. Разница подчеркивается контрастом света и полумрака, дорогой одежды и простых нарядов ткачих. Обычная бытовая сценка приобретает характер священного ритуала.
История
Дата исполнения портрета между 8 июля 1653 г., когда король написал сестре Луизе Магдалене де Хесус: «Это был не мой портрет, потому что девять лет назад никто не рисовал меня, и я не опускаюсь, чтобы пройти через кисти Веласкеса в себе, и так как чтобы не видеть, как я старею » и 1655 год, когда рисунок головы послужил образцом для Педро де Виллафранка для гравюры короля, одетого в доспехи, и опубликован в Мадриде на обложке« Правил и учреждения королевства ». Орден и рыцарство славного апостола Иакова . Хосе Лопес-Рей отмечает, что это мог быть один из бюстов членов Дома Австрии, описанных Мазо в Мадридском Алькасаре в 1666 году на имя Веласкеса, без дальнейших уточнений. Однако нет определенной информации о полотне до 1745 года, когда он оставил коллекцию герцога Арко для включения в королевские коллекции. В 1816 году он поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, а затем в музей Прадо в 1827 году.
Итальянские путешествия Веласкеса
Первое путешествие в Италию Веласкес совершил в 1629 г. в качестве королевского камергера. Оно не было особенно приятным для художника в связи с тем, что итальянцы недоброжелательно относились к испанцам. Но сам Веласкес цель посещения Италии определил для себя как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Это ему удалось. Знакомство с творениями великих итальянских художников несколько изменило стиль живописца: он стал более свободным, колорит – менее тёмным.
Д. Веласкес «Вилла Медичи в Риме. Конец дня» (1630). Холст, масло. 48,5х43 см. Прадо (Мадрид)
В конце 1648 г. Веласкес совершил второе путешествие в Италию по приказу короля с целью приобретения для королевской коллекции шедевров итальянской живописи и античной скульптуры. Но Веласкес был придворным чиновником, поэтому неофициальной целью визита было установление дипломатических контактов с разными высокопоставленными лицами Италии. В Ватикане его благосклонно принял новый папа римский Иннокентий X, заказавший художнику свой портрет.
Д. Веласкес «Портрет папы Иннокентия X» (1650). Холст, масло. 140х120 см. Галерея Дориа-Памфили (Рим)
Над этой картиной художник работал всего 3 месяца, но она наделал много шума в Риме, а сам папа сказал о портрете: «Слишком правдиво!» и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Веласкес был избран членом Римской академии, ему стали поступать множественные заказы, но король торопил его с возвращением в Мадрид. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой необычной картины Веласкеса «Венера перед зеркалом».
Д. Веласкес «Венера перед зеркалом» (ок. 1647-1651). Холст, масло. 122х177 см. Лондонская Национальная галерея
В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т.к. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Веласкес восхищается земной красотой, но в то же время интригует зрителя изображением в зеркале: кто же эта Венера Веласкеса? В 1914 г. на картину было совершено нападение – поборница прав женщин Мэри Ричардсон изрубила холст тяпкой, он долгое время находился на реставрации.
Презентация на тему: » ДИЕГО РОДРИГЕС ВЕЛАСКЕС 1599 — 1660. Веласкес родился в Севилье в 1599 г, в небогатой дворянской семье выходцев из Португалии. Точная дата его рождения.» — Транскрипт:
1
ДИЕГО РОДРИГЕС ВЕЛАСКЕС
2
Веласкес родился в Севилье в 1599 г, в небогатой дворянской семье выходцев из Португалии. Точная дата его рождения неизвестна, но зафиксирован день крестин 6 июня ( а в те времена младенцев старались крестить сразу после рождения ).
3
Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству, и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии, ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина.
4
У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Согласно установочному принципу учителя « все искусство живописца в рисунке », Диего много рисует. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес « оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями ».
5
По совету учителя Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по — испански — бодегонес. Появляются картины « Завтрак », « Старая кухарка », « Служанка — мулатка », « Музыканты », « Завтрак двух юношей », « Водонос ».
6
« ЗАВТРАК » 1617 г.
7
« СТАРАЯ КУХАРКА » 1618 г.
8
В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. В практическом смысле эта поездка оказалась не слишком удачной достойного места Веласкес себе не нашел. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Впрочем, кое — какие важные шаги он сделал
В частности, в Мадриде Веласкес написал портрет известнейшего поэта Луиса де Гонгоры и сумел привлечь к своей персоне внимание ряда вельмож, выразивших восхищение его талантом
9
Слухи о молодом художнике достигли двора, и уже в следующем, м, году первый министр герцог де Оливарес ( тоже выходец из Севильи ) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Эта не дошедшая до нас работа произвела столь приятное впечатление на короля, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника. Тот без раздумий принял это предложение.
10
Вскоре между королем и Веласкесом сложились вполне дружеские отношения, что было не слишком характерно для порядков, царивших при испанском дворе. Король, правивший величайшей в мире империей, считался не человеком, но божеством, а художник не мог рассчитывать даже на дворянские привилегии, поскольку зарабатывал на жизнь трудом.
11
Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Пачеко отмечал, что « великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Мастерская художника находилась в королевских апартаментах, и там было установлено кресло для Его Величества. Король, имевший у себя ключ от мастерской, приходил сюда почти каждый день, чтобы наблюдать за работой художника ».
12
Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Говорили, что молодой живописец слишком высокомерен и заносчив. Первое смехотворно, второе опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Вскоре популярность Веласкеса возросла настолько, что при дворе стало зазорным не иметь портрета его работы.
13
Среди подобных портретов этого периода надо отметить « Графа Оливареса » (1625) и « Шута Калаба — Сильяса » ( ). В этих портретах, становящихся все более « нематериальными », кисть живописца обретает легкость, изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.
14
« ГРАФ ОЛИВАРЕС » 1625 г.
15
« ШУТ КАЛАБ — СИЛЬЯС »
16
Главные создания Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции » Менины «, » Пряхи » (1657) — обе в Прадо.
17
« МЕНИНЫ »
18
« ПРЯХИ »
19
1652 г. художник был назначен королевским обер — гофмаршалом. Новая должность Веласкеса ( в его обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе ) отнимала много сил и времени. После большого праздника на границе с Францией, посвященного бракосочетанию инфанты Марии — Терезии с французским королём Людовиком XIV, художник тяжело заболел, и вскоре после возвращения в Мадрид, 6 августа 1660 года скончался.
20
НЕКОТОРЫЕ ИЗ ЕГО КАРТИН :
21
« СДАЧА БРЕДЫ »
22
« ЭЛЬ ПРИМО »
23
« СЕБАСТЬЯНО ДЕЛЬ МОРРА »
24
« ХУАН АВСТРИЙСКИЙ »
25
КОНЕЦ
Описание
Это небольшой незаконченный живой этюд головы царя, на котором изображены только грудь и плечи. Хотя подготовка холста аналогична той, которую использовал Веласкес для Les Ménines , лицо короля более смоделировано, чем другие картины этого периода, что подчеркивает его роль исследования на месте, предназначенном для использования в качестве модели для официальных портретов монарх. Остальное полотно грубо раскрашено. Только черные линии обозначены несколькими более светлыми штрихами, чтобы подчеркнуть блеск шелка, а редкие мазки насыщенного черного цвета используются для обозначения границ и складок с большой экономией средств.
Облик монарха, которому на этом портрете было около пятидесяти лет, был предметом обильного литературного и психологического толкования намерений художника. Для Джонатана Брауна идея о том, что портрет можно воспринимать как документ, демонстрирующий декаданс и отражающий чувство разгрома на лице монарха, противоречит большому количеству копий, сделанных с этого холста, «что предполагает, что« они были нарисованы как официальные изображения, а не как субъективные впечатления художника о душевном состоянии и здоровье монарха » . Эта же голова, скопированная мастерской, интегрирована в портрет в полный рост с королем, одетым в доспехи: Филипп IV со львом у его ног (Музей Прадо). По словам Брауна, это производит совсем другой эффект, когда «облако меланхолии исчезает».
Кто же главный герой картины
Кто главный герой картины, понятно сразу. Инфанта Маргарита.
Именно ее Веласкес выделяет светом. Вернее, более светлыми красками, создающими у нас иллюзию того, что девочка больше всех освещена.
Диего Веласкес. Менины (фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид
Видно, что Веласкес рисует ее с особенной нежностью. Розовые щечки, губки. Белокурые, по-детски жиденькие волосы.
Мы знаем, что художник искренне любил девочку. Она не могла не нравиться. Несмотря на близкородственный брак ее родителей (мать — племянница отца), каким-то чудом девочка родилась здоровой и миловидной. К тому же имела необременительный для окружающих характер.
Также освещены светом фрейлины инфанты (по-испански — менины). Они тоже миловидны. Картина называется в их честь. Но я не думаю, что так назвал её сам Веласкес.
Долгое время она числилась в каталогах под названием «Семья Филиппа IV». Видимо, название «Менины» закрепилось позднее с лёгкой руки одного из хранителей картины.
В более приглушенном свете мы видим карлицу — няню инфанты. К ней относились при дворе благосклонно. Ведь она ухаживала за Маргаритой с рождения. За единственным на тот момент выжившим ребёнком королевской четы.
Возможно, карлице ставили это в заслугу. Поэтому и наградили орденом. На картине она трогает его рукой и как бы демонстрирует нам.
Диего Веласкес. Фрагмент картины «Менины» (карлики). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.
А рядом с ней ещё один карлик — ребёнок. Он играючи поставил ногу на пса. Дело в том, что лишь карлики могли вести себя раскованно при дворе. Обычный придворный не мог себе позволить обижать пса инфанты.
Интересный факт. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который Веласкес якобы пишет в «Менинах», в реальности не существовует. Скорее всего, художник его выдумал.
А вот отдельный портрет инфанты Маргариты в этом же платье сохранился. На фоне того самого красного занавеса.
Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. 1656 г. Музей истории искусства, Вена.
Почему так? И вот мы приблизились к главной загадке картины…
Работы (подборка)
Если не указано иное, это картины на холсте.
Таблицу можно отсортировать по столбцам (например, по датам или местоположению) (щелкните заголовок).
картина | заглавие | год | Габаритные размеры | коллекция |
---|---|---|---|---|
Старуха жарит яйца | 1618 | 105 × 119 см | Эдинбург, Шотландская национальная галерея | |
Поклонение волхвов | 1619 | 203 × 125 см | Мадрид, музей Прадо | |
Портрет Гаспара де Гусмана, герцога Оливареса . ( Гаспар де Гусман, Конде де Оливарес ) | 1624 | 203 × 106 см | Сан-Паулу, Музей искусств Сан-Паулу | |
Пьяницы или Триумф Вакха | 1629 г. | Мадрид, музей Прадо | ||
Портрет инфанты Марии Австрийской | 1628 ок. | 58 × 44 см | Мадрид, музей Прадо | |
Аполлон в кузнице Вулкана | 1630 ок. | 223-290 см | Мадрид, музей Прадо | |
Дон Педро де Барберана как член Ордена Калатравы | 1631-32 | Форт-Уэрт, Техас, Художественный музей Кимбелла | ||
Филипп IV в коричнево-серебряном костюме | 1632 | Лондон, Национальная галерея | ||
Христос на кресте. Из бенедиктинской монастырской церкви Св. Пласидо в Мадриде. | 1632 | 248 × 169 см | Мадрид, музей Прадо | |
Принц Бальтасар Карлос на коне | 1634-35 | 209 × 173 см | Мадрид, музей Прадо | |
Филипп III верхом | 1628, 1634 | Мадрид, музей Прадо | ||
Сдача Бреды (Лас-Лансас)
см. отдельную статью о картине: Сдача Бреды |
1635 | 307 × 370 см | Мадрид, музей Прадо | |
Кардинал-инфант Дон Фернандо де Австрия | 1634-36 | Мадрид, музей Прадо | ||
Портрет принца Бальтасара Карлоса в образе охотника | 1635-36 | Мадрид, музей Прадо | ||
Хуан Мартинес Монтаньес | 1635-36 | 109 × 88 см | Мадрид, музей Прадо | |
Принц Бальтасар Карлос с герцогом Оливаресом | 1636-37 | 144 x 96,5 см | Лондон, Собрание герцога Вестминстерского | |
Герцог Оливарес | 1638 | Санкт-Петербург (бывший Ленинград), Эрмитаж | ||
Греческий поэт Эзоп, вероятно, часть серии картин для королевского охотничьего домика Торре-де-ла-Парада недалеко от Мадрида. | 1639-1640 | 179,5 × 94 см | Мадрид, музей Прадо | |
Греческий поэт Менипп из Гадары , вероятно, часть серии картин для королевского охотничьего домика Торре-де-ла-Парада недалеко от Мадрида. | 1639-41 | 178 × 93,5 см | Мадрид, музей Прадо | |
Коронация Марии | 1641-44 | 178,5 x 134,5 см | Мадрид, музей Прадо | |
Судебный шут Дон Себастьян де Морра | 1643-45 | Мадрид, музей Прадо | ||
Иннокентий X. | 1650 | 140 × 120 см | Рим, Галерея Дориа | |
Портрет Хуана де Пареха | 1650 | 81,3 x 69,9 см | Нью-Йорк, Метрополитен-музей. | |
Инфанта Мария Тереза (1638–1683) | 1652-53 | 127 × 99 см | Вена, Музей истории искусств | |
Фрейлина («Менины», Инфанта Маргарета в мастерской Веласкеса)
см. отдельную статью о картине: Придворные служанки |
1656 | 318 × 276 см | Мадрид, музей Прадо | |
Сага об Арахне (Прядильщицы, Лас Хиландерас)
См. Отдельную статью The Spinners для этой картины. |
1658 ок. | 220 × 289 см | Мадрид, музей Прадо | |
Сибилла | 1630 | Мадрид, музей Прадо | ||
Христос в доме Марии и Марфы | 1618 | 63 см × 103 см | Лондон, Национальная галерея | |
Дама с веером
см. единственную статью Дама с веером для этой картины |
1638-1639 | 93 × 69 см | Лондон, Собрание Уоллеса | |
Венера перед зеркалом
См. Отдельную статью Венера перед зеркалом для этой картины. |
1647–1651 | 122,5 x 177 см | Лондон, Национальная галерея | |
Портрет короля Испании Филиппа IV | 1628 г. (не позднее) | 198 см × 102 см | Мадрид, музей Прадо | |
Принц Бальтасар Карлос и его карлик | 1631/32 | 128,1 см x 102 см | Бостон, Музей изящных искусств. | |
Придворный карлик Дон Диего де Аседо «Эль Примо» | 1644 | Мадрид, музей Прадо | ||
Инфанта Маргарита Тереза (1651–1673) в розовом платье | 1654 | 128,5 см × 100 см | Вена, Музей истории искусств | |
Инфанта Маргарита Тереза (1651–1673) в синем платье | 1659 | 127 см × 107 см | Вена, Музей истории искусств | |
Младенец Филипп Проспер (1657–1661) | 1659 | 129 см × 99 см | Вена, Музей истории искусств |