Картина а.с. пушкин на берегу черного моря ивана айвазовского. пушкин на берегу черного моря картина айвазовского

Пушкин на берегу Черного моря.

Иван Айвазовский. Пушкин на берегу Черного моря.1887. Холст, масло. Николаевский художественный музей им. В. Верещагина, Россия.

На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге (1836) встретились два художника — художник пера и художник кисти. Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем», — вспоминал художник. Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств.

Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже (около 1880) целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта. Картина Пушкин на берегу Черного моря была создана в год пятидесятилетия со дня гибели А.С.Пушкина. В тот же год была написана и другая — одна из лучших картин на пушкинскую тему – Прощание А.С.Пушкина с Черным морем, над которой И. К. Айвазовский работал в содружестве с И.Е.Репиным. (Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский — пейзажный фон).

Позднее, в 1899 году, Айвазовский написал картину Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал.

Александр Сергеевич Пушкин. 1820.

Редеет облаков летучая гряда.Звезда печальная, вечерняя звезда!Твой луч осеребрил увядшие равнины,И дремлющий залив, и черных скал вершины.Люблю твой слабый свет в небесной вышине;Он думы разбудил, уснувшие во мне:Я помню твой восход, знакомое светило,Над мирною страной, где все для сердца мило,Где стройны тополи в долинах вознеслись,Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,И сладостно шумят полуденные волны.Там некогда в горах, сердечной думы полный,Над морем я влачил задумчивую лень…

Отрывок, характеризующий Смотр Черноморского флота в 1849 году (Айвазовский, 1886)

– Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе. – Мама, это не стыдно, что он вдовец? – Полно, Наташа. Молись Богу. Les Marieiages se font dans les cieux. – Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать. В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней. В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом. Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей. – А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу. Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему. – Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг. Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея. – В Наташу Ростову, да? – сказал он. – Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?… – Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека. – Но она! – Она любит вас. – Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру. – Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер. – Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь. – Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Делегация Газпрома прибыла на переговоры по «Северному потоку — 2» в форме 1945 года 
(5/1)

Ядро Непобедимой Нации (Комбат вермахта и «пророчество» Власова) 
(4/3)

Ах, Наташа! Что нам делать? «Везде надзор, везде конвой — Хоть бейся в стенку головой»! 
(5/3)

О значении красного флага и бело-сине-красного триколора 
(5/3)

Что день грядущий нам готовит?  
(5/2)

Делегация Газпрома прибыла на переговоры по «Северному потоку — 2» в форме 1945 года 
(5/1)

Ядро Непобедимой Нации (Комбат вермахта и «пророчество» Власова) 
(4/3)

Приёмы развития (построения) общества 
(1/1)

Ох, и дура же была Москва до Собянина! Очередные командно-штабные учения убийц 
(5/9)

Обращение от большинства к меньшинству! 
(5/6)

Без обмана, без насилия и с песнями! 
(5/5)

Письмо депутатам от наивного избирателя 
(5/5)

Памяти великого человека Земли Русской Владимира Михайловича Зазнобина 
(5/5)

Речь Путина на Валдае: Будущее русской глобальной политики на 22 года 
(5/4)

Через Совбез да и в Лондон! 
(5/4)

Как враг мой на Путина нарвался 
(5/4)

Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)

Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)

Ну, за самодержание!… 
(5/64)

7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)

Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)

Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/47)

Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/39)

Чесменский бой. 1848 г.

Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848 г. Картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия. Wikipedia.org “Чесменский бой” – одна из самых известных картин в батальном жанре.

Очень яркий огонь. Будто картина на самом деле горит. Летят щепы от взрыва. В воде пытаются спастись моряки.

Все так живо и правдоподобно. Как будто художник присутствовал при этом сражении.

Этот морской бой российских и турецких кораблей произошёл в 1770 году. Так что Айвазовский его вживую не видел. Он ещё к тому времени не родился. Но это не значит, что он вообще не видел сражений.

Ещё как видел. Ведь он был официальным художником военно-морского флота. Ему был открыт доступ на все корабли. В том числе во время реальных военных действий.

Он не боялся пуль. Даже игнорировал риск для жизни. С линии огня уходил лишь по приказу главнокомандующего.

Айвазовский отлично знал оснастку кораблей. Даже если корабль изображён далеко, детали на нем все равно тщательно прописывал.

Иван Айвазовский. Смотр черноморского флота в 1849 г. 1886 г. Центральный военно-морской музей, г. Санкт-Петербург

Перевод в Одессу.

В июле 1823 Пушкина переводят в Одессу под начало графа Воронцова. С эти м временем связан знаменитый портрет Айвазовского Это одна из лучших картин на пушкинскую тему — «Прощание Пушкина с морем», над которой И. К. Айвазовский работал в содружестве с И. Е. Репиным. (Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский — пейзажный фон), создана в год пятидесятилетия со дня гибели А. С. Пушкина.

Буря! стихия! размах! и при этом спокойствие вот, что многие видят на этой картине. Согласитесь редко когда величайший художник находит в своей жизни время изобразить другого гения. О том как Иван Константинович создавал свои бессмертные полотна мы поговори еще не раз. А пока… наш главный герой возвращается из ссылки в с.Михайловское Псковской губернии.

«Черный квадрат», 1915

«Черный квадрат», Казимир Малевич, 1915

Художник

Казимир Малевич родился вКиеве, попроисхождению был поляком. Он увлекся рисованием еще вдетстве, первую масштабную картину написал в16 лет. Дважды пытался поступить вМосковское училище живописи, ваяния изодчества идважды получал отказ.

Малевич создал уникальное направление вабстракционизме— супрематизм. Занимался разработкой теоретического фундамента этого течения, писал философские труды, преподавал живопись.

История

Идея произведения и супрематизма в целом возникла вдекабре 1913 года. Тогда Казимир Малевич рисовал эскизы декораций кфутуристической опере, где изобразил черный квадрат как противоположность солнечному кругу. Позже Малевич написал Черный квадрат в1915 году наряду сдругими картинами для футуристической выставки. Сам художник датировал работу 1913 годом иназывал ееосновным супрематическим элементом. Датой создания полотна он считал год его придумки.

Простота изображения отражала суть картины— Черный квадрат означал новую веху вживописи, точку отсчета, нуль форм. Вместе сэтим полотном Малевич написал также Черный круг иЧерный крест, которые также легли воснову супрематической системы.

Стиль

Супрематизм развился изабстракционизма ибыл попыткой окончательно уйти отпредметности. Помнению Малевича рисование снатуры также примитивно, как инаскальная живопись.

Супрематизм стремился уравнять художника иприроду— они некопируют, асоздают снуля. Основными инструментами художника стали лишь цвет ипростейшие геометрические фигуры.

Интересные факты

  • Помимо первоначального Черного квадрата 1915 года были написаны еще три авторских повторения картины. Оригинальное полотно хранится посей день вТретьяковской галерее.
  • В2015 году ученые нашли ирасшифровали надпись накартине Черный квадрат. Она звучит так: Битва негров втемной пещере. Надпись предположительно наспех сделана самим Малевичем иотсылает кчерному полотну художника Альфонса Алле Битва негров впещере глубокой ночью, 1882 год.

«Пушкин на берегу Черного моря». 1887г. — Айвазовский И.К.


Картина «Пушкин на берегу Черного моря» была написана И. К Айвазовским в год пятидесятилетия со дня гибели А.С.Пушкина. «…Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью …» —И.К.Айвазовский _______________________________________

Что видит Гений, слышит что?..

Они шумят… О! В двадцать лет и в шуме пенно-белогривых Найти нетрудно тон – в «Аи» – хмельно- игривый, Но – он изгнанник…

Волны ж катят – не назад! И – он в них тонет весь…

И пишется картинаК полустолетью без него и той дуэли,-Рукою мастера другого… Оба пели,Как соловьи в саду с названием «Марина»,И – оба живы: и художник, и поэт! И море плещется и мчатся воды к брегу, Где не «француз» младой с мольбой внимает бегу Их – непокорных, но держащих всё ответ Со «время оно» перед каждой взятой нотой Горы вершиной – уж с подножия; скалой, Отполированной до гладкости; луной – Как всяк талантом наделенный – одинокой.

Задумчив вьюноша. Иль мыслей ход – назад? – К последней ночи пред отъездом, у гусаров…

Тих Петербург с утра. Нева не своенравна.С семьей прощанье было тягостным. …Глаза…Глаза Аришки покрасневшие, и – тихихПривычных слез из глаз родных тех, не унять.Он лишь ее тогда и обнял: «Прощай, мать»…И росы смахивала няня и крестила,Благословляя Александра… Маслом – холст. То ль кисть податлива, пред будущим ли трепет, Но – волн лишь гребни ветерок, вихрами, треплет, Что не дотянутся никак всё до него, – Меж двух стихий…. И – созерцает человече….

Неповторимый уголок! – в букетов смесь Цветов и запахов, и чувств. Он счастлив здесь; И – в нем рождается поэзия, что вечна! – На полуострове, исхоженном в веках И печенегом, и хазаром, и сарматом…. И – мысли выльются в тома и ароматов, И слов, им поднятых с жемчужинного дна, Во «Песнь», пророческих, в Крыму. И в них – он с нами! И он был с Крымом – до февра….

…Но – август прян!…. Над ним луна – в полуоткрытые уста, Вода – у ног, он – на скале под небесами. И три холма – за ним, тремя богатырями. И – русским духом пахнет от холста, Как от той «северной березы», ему там Случайно встретившейся, машущей кудрями… И – «сердце сжалось…. И уж начал тосковать Еще в Тавриде, по Тавриды ласке южной И доброте Южнобережия», столь нужной Душе его…

Любви же – исполать! И он нырял в неё, тонул и вновь нырял, Всё оживая – для пера и! – окрыленный. И он забыл, что он на время удаленный…

И он влюблялся как нигде и никогда, Часами вслушиваясь, всматриваясь в воды, В неповторимые закаты и восходы. И где-то брезжила Онегина заря – С сей виноградовой гурзуфской колыбели. И зажигалась в небе новая Звезда; И – Айвазовский ее пишет.

Дни летели;Не убегая никуда, текла вода,Меняя вид, характер волн, с луной на пару, —Что «ясным месяцем блестит всё под косой»….И – Пушкин был как, всё такой же молодой!О речка Черная…. – …мотив какой-то старый… ………………………………………………… …………………………………………………

***

В Юрзуф тянуло пред кончиной… В чем стоял, В том и унесся к морю Черному, — всей раной, Хотя б и мысленно, припасть к тому фонтану, Что вспоминал всё чаще-чаще у огня Своей он памяти.

Застывшая Нева. И хладен Град, не той лозы вином вспоённый… …………………………………………….. …………………………………………….. Поэт устало, хоть на миг, да жаждой всей Приник к бумаге, и – забил родник сильней:

«Пастух, рыбак ли, или странник утомленный, Кто б ни был ты, приди и пей»*.

_______________________________________

*«Сей белокаменный фонтан» — 1836г. При жизни Пушкина напечатано не было.

10.07.16г.

https://www.youtube.com/watch?v=0975-FNM9IY Franz Schubert Serenade; Ivan Aivazovsky Moon Path

Айвазовский был знаком с Пушкиным?

— В настоящее время так много говорят о Пушкине и так немного остаётся из тех лиц, которые знали лично солнце русской поэзии, великого поэта, что мне всё хоте-лось написать несколько слов из своих воспоминаний о нём. Вот они: в 1836 году,  до смерти за три месяца, именно в сентябре, приехал в Академию с супругой Натальей Николаевной на нашу сентябрьскую выставку Александр Сергеевич Пушкин. Узнав, что Пушкин на выставке, в Античной галерее, мы, ученики Академии и молодые художники, побежали туда и окружили его. Он под руку с женою стоял перед картиной Лебедева, даровитого пейзажиста. Пушкин восхищался ею.Наш инспектор Академии Крутов, который его сопровождал, искал между всеми Лебедева, чтобы представить Пушкину, но Лебедева не было, а увидев меня, взял за руку и представил меня Пушкину, как получившего тогда золотую медаль (я оканчивал Академию). Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины. Я указал их Пушкину; как теперь помню, их было две: “Облака с ораниенбаумского берега моря” и другая — “Группа чухонцев на берегу Финского залива”. Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил меня, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере. Тогда я хорошо его рассмотрел и даже помню, в чём была прелестная Наталья Николаевна.На красавице супруге поэта было платье чёрного бархата, корсаж с переплетёнными чёрными тесёмками и настоящими кружевами, а на голове большая палевая соломенная шляпа с большим страусовым пером, на руках же длинные белые перчатки. Мы, все ученики проводили дорогих гостей до подъезда.С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нём…
А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнцаИван Константинович Айвазовский
1899, 135×250 см

Девятый вал. 1850 г.

Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

“Девятый вал” – самое известное кораблекрушение Айвазовского.

Рассвет. На отломанной мачте – горстка спасшихся моряков. Они герои. Которые противостоят грозной стихии. Драма. Но не трагедия. Айвазовский был оптимистом. Поэтому большая волна проходит стороной. Художник оставляет несчастным шанс на спасение.

В состоянии шторма волны у Айвазовского выглядят особенно эффектно. Посмотрите, насколько прозрачна волна.

Вам может показаться, что такую картину создают долгие месяцы. Но Айвазовский был удивительно мастеровит. Свои работы он начинал рано утром. А заканчивал … в полдень. Иногда работал до вечера.

Его не смущало даже присутствие зрителей. Иногда показывал этакий мастер-класс для молодых художников. Создавал на их глазах очередной шедевр. Приводя новичков в шоковое состояние. Ведь чистый холст всего за 1,5 часа превращался в плескающееся море!

С годами Айвазовский не растерял мастерства. Посмотрите на его работу “Корабль среди бурного моря”. Созданную 37 лет спустя после “Девятого вала”.

Иван Айвазовский. Корабль среди бурного моря. 1887 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Преклонный возраст не помешал Айвазовскому изобразить потрясающе красивую воду. Как вы понимаете, эта картина также создана за несколько часов.

Пушкин на берегу Чёрного моря (1887)

Полотно написано в 1887 году. На нем Айвазовский изобразил Пушкина. Поэт отдыхает на берегу черного моря. Он любуется величественной картиной природы.

Художник познакомился с поэтом в 1836 году на выставке в Санкт-Петербурге. После этого была создана серия картин, на которых живописец изобразил Пушкина.

На этом шедевре мы видим великого поэта на фоне моря. Александр Сергеевич любуется великолепным закатом. Выражение его лица говорит о том, что его опять посетило вдохновение.

Вполне возможно, что скоро будет создан новый шедевр. После написания Айвазовский передал картину Музею Академии художеств. В Великую отечественную войну картина сильно пострадала и впоследствии была отреставрирована.

Среди волн. 1898 г.

Иван Айвазовский. Среди волн. 1898 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым. izi.travel “Среди волн” – самая большая картина Айвазовского. 285 на 429 см. Как вы думаете, сколько писал ее художник? Несколько лет? Долгие месяцы?

10 дней! И это в свои 80 лет! Правда за эту работу Айвазовский чуть не поплатился своим здоровьем.

Чтобы написать верхнюю часть, он поднимался на деревянный помост. Но однажды забылся и начал двигаться спиной назад, чтобы оценить написанное. Он полетел вниз… К счастью его успел подхватить слуга. А иначе травмы было бы не избежать.

“Среди волн” очень реалистичная картина. Здесь нет слишком яркой луны. Лишь широкий луч. Нет и эффектно накренившихся кораблей… Хотя нет.. Одна лодка все-таки была.

Когда Айвазовский показал своё творение близким, высказался один из его зятьев, корабельный инженер. Он удивился, как эта хрупкая лодка-скорлупка держится на волнах.

Айвазовский вышел рассерженный. На следующий день шлюпка на картине исчезла. Художник безжалостно ее закрасил.

Есть у него ещё одна похожая работа. Чёрное море. Лишь тёмные волны. Небольшой шторм. Здесь есть и парусник. Вы его видите? (Картина кликабельна).

Иван Айвазовский. Чёрное море. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. wikipedia.org

Отрывок, характеризующий Пушкин на берегу Чёрного моря

Михаил Иванович, решительно не знавший, когда это мы с вами говорили такие слова о Бонапарте, но понимавший, что он был нужен для вступления в любимый разговор, удивленно взглянул на молодого князя, сам не зная, что из этого выйдет. – Он у меня тактик великий! – сказал князь сыну, указывая на архитектора. И разговор зашел опять о войне, о Бонапарте и нынешних генералах и государственных людях. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не смыслившие и азбуки военного и государственного дела, и что Бонапарте был ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических затруднений не было в Европе, не было и войны, а была какая то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, притворяясь, что делают дело. Князь Андрей весело выдерживал насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью вызывал отца на разговор и слушал его. – Всё кажется хорошим, что было прежде, – сказал он, – а разве тот же Суворов не попался в ловушку, которую ему поставил Моро, и не умел из нее выпутаться? – Это кто тебе сказал? Кто сказал? – крикнул князь. – Суворов! – И он отбросил тарелку, которую живо подхватил Тихон. – Суворов!… Подумавши, князь Андрей. Два: Фридрих и Суворов… Моро! Моро был бы в плену, коли бы у Суворова руки свободны были; а у него на руках сидели хофс кригс вурст шнапс рат. Ему чорт не рад. Вот пойдете, эти хофс кригс вурст раты узнаете! Суворов с ними не сладил, так уж где ж Михайле Кутузову сладить? Нет, дружок, – продолжал он, – вам с своими генералами против Бонапарте не обойтись; надо французов взять, чтобы своя своих не познаша и своя своих побиваша. Немца Палена в Новый Йорк, в Америку, за французом Моро послали, – сказал он, намекая на приглашение, которое в этом году было сделано Моро вступить в русскую службу. – Чудеса!… Что Потемкины, Суворовы, Орловы разве немцы были? Нет, брат, либо там вы все с ума сошли, либо я из ума выжил. Дай вам Бог, а мы посмотрим. Бонапарте у них стал полководец великий! Гм!… – Я ничего не говорю, чтобы все распоряжения были хороши, – сказал князь Андрей, – только я не могу понять, как вы можете так судить о Бонапарте. Смейтесь, как хотите, а Бонапарте всё таки великий полководец! – Михайла Иванович! – закричал старый князь архитектору, который, занявшись жарким, надеялся, что про него забыли. – Я вам говорил, что Бонапарте великий тактик? Вон и он говорит. – Как же, ваше сиятельство, – отвечал архитектор. Князь опять засмеялся своим холодным смехом. – Бонапарте в рубашке родился. Солдаты у него прекрасные. Да и на первых он на немцев напал. А немцев только ленивый не бил. С тех пор как мир стоит, немцев все били. А они никого. Только друг друга. Он на них свою славу сделал.

Сочинение по картине Айвазовского «Пушкин на берегу Черного моря»

Знаменитый русский художник И.Айвазовский известен в первую очередь как непревзойденный маринист. Поэтому его портретные работы представляют для поклонников его творчества особый интерес. А на полотне «Пушкин на берегу Чёрного моря» объединены два начала: любимая водная стихия художника – море – и портрет великого русского поэта.

Известно, что Пушкин и сам действительно любил море, посвятил ему несколько стихотворений. Его прельщала свобода этой стихии, ее власть и непокоренность, переменчивость и ласковое спокойствие. Это же в море ценит и И.Айвазовский. Поэтому он и смог представить Пушкина у вод Черного моря.

На картине равную часть пространства занимают три стихии: воздух, земля и вода. Небо подсвечено садящимся солнцем, поэтому оно играет яркими, изумрудными красками, притягивая к себе взгляд и рассеивая вокруг легкий, изящный свет. На небе уже проступает вечерняя луна, которая только того и ждет, чтобы солнце скрылось за горизонт – тогда именно она станет полноправной хозяйкой неба.

Земля – это территория уюта, покоя. Она представлена грядой холмов, нарисованных художником в правой стороне картины. Они тоже ловят лучи угасающего солнца, поэтому благодаря цвету они устраивают перекличку с небом.

Именно на земле, на одной из пологих скал и расположился поэт. Полулежа, он расслабленно смотрится вдаль на набегающие, слегка напряженно взыдмающиеся волны. Наверное, он не только думает о чем-то о своем. Скорее всего, поэт вдохновляется той мощной стихией, которую дарит море. Оно у художника – живое, подвижное, безграничное, заманивающее и затягивающее в свои пучины. Спектр красок, которыми описывает И.Айвазовский море – от изумрудных до иссиня-черных.

На картине И.Айвазовского динамично только море – и небо, и воздух, и фигура поэта отдыхают в предзакатный час. Конечно, можно провести аллегорию с тем, что море – это та свобода, к которой так все время стремился поэт, а берег – это те условности общества, которые его сдерживали и угнетали, от которых он всегда хотел уйти.

Айвазовский и Пушкин

Профессор Максим Никифорович Воробьев обучал академистов живописи с большим знанием дела, заботился о каждом из них, как о родном сыне. Юноши любили собираться в мастерской Воробьева по вечерам на беседы и чтения. Один из таких сборов был посвящен чтению недавно вышедшего романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главы его читали по очереди вслух, наслаждаясь музыкальностью стиха, высокими мыслями и глубокими чувствами.

В сентябре 1836 года на осенней выставке Академии художеств Айвазовский был представлен поэту, и А.С. Пушкин дал весьма благожелательный отзыв о его работах и пожелал начинающему художнику творческих удач.

«С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем», — вспоминал художник..

Увы, это была единственная встреча. Спустя год Пушкин погиб на дуэли. Но многие его поэтические строки глубоко волновали Айвазовского на протяжении всей жизни. Особенно был близок, понятен и дорог художнику поэтический образ Крыма — этого волшебного края, который воспел поэт в своих бессмертных строках.

В последние годы жизни художник создал целый цикл работ, на которых были помещены изображения Пушкина. Однако сам Айвазовский не был удовлетворен ими. Как большой художник, достигший вершин в пейзажной живописи, он хорошо знал весьма ограниченные свои возможности в написании портретов.

По мнению многих искусствоведов, большая часть этих произведений (художник написал шесть картин) в сущности и не являлась портретами в общепринятом понимании. Для Айвазовского Пушкин в первую очередь был неотделим от природы Крыма. Поэтому он, изображая поэта на своих картинах, всего лишь соединял его облик с крымской природой. Фигура Пушкина служила как бы дополнением к пейзажу. Кроме одной, написанной совместно с И.Е. Репиным картины «Прощание А.С. Пушкина с Черным морем». На ней мы видим поэта, стоящего на скалистом берегу. Сняв шляпу, он обращается в последний раз к любимому морю:

Прощай, свободная стихия! В последний раз предо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой…

В 1847 Айвазовский подарил вдове поэта Н.Н. Пушкиной-Ланской свою картину «Лунная ночь у взморья». Сверху вниз: Прощание А.С. Пушкина с морем. 1877 г. Картина исполнена совместно с И.Е. Репиным. Всеросийсский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург. А.С. Пушкин на берегу Черного моря. 1887 г. Холст, масло. 212х314 см. Николаевский художественный музей им. В.В. Верещагина, Николаев.

Сотворение мира. Хаос. 1841 Морской вид. (Айвазовский И.К.) Вид Одессы с моря. (Айвазовский И.К.)
  • Памятные места И.К. Айвазовского
  • Все выставки Айвазовского
  • Памятные места И.К. Айвазовского
  • Все выставки Айвазовского

Пять самых известных картин Айвазовского

Русский художник Иван Айвазовский совершил настоящий прорыв в искусстве, изобразив очень атмосферно и реалистично море на холсте.

Увлечение Айвазовского морем началось еще в Академии, когда он создал свой первый морской пейзаж для традиционной академической выставки.

Это увлечение Иван Айвазовский пронесет через всю свою жизнь. Лучшие работы русского художника изображают бурное море, а также морские сражения — золотые страницы истории русского военно-морского флота.

Мы отобрали для вас пять знаменитых картин художника, несколько морских пейзажей и батальных сцен.

Чесменский бой

Иван Айвазовский в этой картине ссылается на сцену сражения — победу русского флота над турецким в Чесменском сражении, которое произошло ночью в 1770 году.

Немного об истории

В Чесменской бухте российский военно-морской флот одержал победу над самым сильным в мире в то время турецким флотом. Казалось бы, турецкий флот имел все преимущества — существенное превосходство в силе флота, резерве береговых батарей, хорошем расположении и славу самого сильного военно-морского флота в мире.

Однако, после нападения части российского флота на суда и наземные турецкие батареи с дальнего расстояния, один из турецких кораблей взорвался. Ночью в бухту прибыла оставшаяся часть российского флота, включая пожарные корабли. Русские отправили в бухту 4 пожарных корабля (специально переоборудованные небольшие суда флота, которые предназначались для поджога линейных кораблей противника).

Только один из них под командованием лейтенанта Ильина достиг цели и вступил в бой с линейным кораблем. Русские моряки подожгли пожарное судно и увезли его от туда на лодке. Вскоре линейный корабль взорвался и запустил цепную реакцию: также загорелись и взорвались еще несколько судов. Затем неорганизованного врага атаковал российский флот. Огромный турецкий флот, самый сильный на то время, был почти полностью уничтожен за одну ночь.

Русские послали несколько лодок, чтобы вывезти по крайней мере несколько турецких кораблей из ада (лодка видна на картине), но сумели спасти только один линейный корабль.

Ни один из этих 9 линейных кораблей русских не был поврежден, а из 16 турецких линейных кораблей 15 были взорваны или сожжены, как и многочисленные вспомогательные суда.

Русские потеряли 11 человек, которые были убиты в сражении. Потери турков исчислялись тысячами.

В картине Ивана Айвазовского полностью передан ужас сражения.

Радуга

Уже любимая тема Ивана Айвазовского — кораблекрушение. И в то же время новые, не привычные ранее для русского портретиста, цветовые решения. Оставшиеся в живых, которые, возможно, провели всю ночь в лодке полузатопленного корабля, видят радугу. Радужное отражение играет в брызгах воды, окрашивая бушующее море в радостные и теплые тона. И у людей в лодке поднимается настроение и они чувствуют надежду.

Пушкин на берегу Чёрного моря

Картина была написана Иваном Айвазовским к 50-летней годовщине со дня смерти русского поэта Александра Пушкина во время дуэли. Айвазовский встречался с Пушкиным, и великий поэт хорошо сохранился в памяти художника.

Иван Айвазовский написал пейзажную часть картины, а Илья Репин — фигуру Александра Пушкина.

На картине Пушкин, находившийся в изгнании в Одессе, также отправляется в изгнание, но на этот раз в село Михайловское.

«Прощай, свободная стихия!…»

А. С. Пушкин / «На берегу моря»

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями

История этой битвы произвела очень сильное впечатление на русского художника.

В 1829 году 18-пушечный бриг «Меркурий» под командованием капитана Казарского встретился с двумя линейными турецкими кораблями (всего 184 пушек). Парусное вооружение не позволяло ему избежать боя. Русские офицеры и матросы решили принять бой. В результате двухчасового сражения бриг «Меркурий» смог нанести тяжелое поражение сначала одному линейному кораблю, выведя его из боя, а затем нанести серьезный ущерб другому, в связи с чем ему пришлось также покинуть битву. Сам бриг был сильно поврежден и едва вернулся в российский порт Севастополь. Но при этом его человеческие жертвы были минимальными.

Конечно, ситуация, изображенная на картине Ивана Айвазовского, едва ли точна — для брига было бы самоубийством входить в коридор между турецкими линейными кораблями. Один залп — и бриг затонул бы. Скорее всего, бриг, обладая лучшей маневренностью, использовал это особое преимущество над медленными линейными кораблями.

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями (1892)

Главными персонажами этого полотна являются огромные парусники, бескрайнее небо и безбрежное море. Живописец написал это полотно в 1892 году, После изображенных на ней событий прошло достаточно много времени.

На переднем плане мы видим пенящееся море. В центре – парусное судно «Меркурий». В 1829 году корабль вышел на патрулирование пролива Босфор. Ветра практически не было, поэтому судно двигалось очень медленно. Его заметили два турецких полностью вооруженных корабля. Художник запечатлел момент, когда русское судно попало в ловушку. Турецкие корабли подготовились к тому, что победа будет легкой. Они уверены, что судно зажато между ними и находится в безвыходном положении.

Паруса кораблей, неспокойное море, выстрелы пушек, облака придают картине необъяснимый колорит, который свойственен лучшим полотнам живописца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: