Атомная Леда (1949)
1945 год ознаменовался не только окончанием Второй мировой войны, но и знаковым событием — взрывом атомных бомб над Хиросимой и Нагасаки. Сальвадора Дали поразило это событие и в особенности мощью атомной реакции. Сама физика атомов заинтересовала художника настолько, что он нашёл сходство между атомами и самим собой. Будучи человеком аутичным, он не терпел соприкосновения с другими людьми, кроме своей обожаемой Галы. Так и атомы никогда не соприкасаются друг с другом, а постоянно отталкиваются один от другого. По этому принципу выстроена композиция «Атомной Леды». В ней ничто не соприкасается друг с другом.
В образе Леды, жены спартанского царя, которую соблазнил Зевс в виде лебедя, выступает прекрасная Гала. Она как бы олицетворяет мать Дали и его умершего брата (Кастора и Полидевка).
Иван Айвазовский. Грандиозный и преданный морю.
Иван Айвазовский. Автопортрет. 1874. Галерея Уфицци, Флоренция.
Айвазовский по праву находится в рейтинге самых известных художников. Его «Девятый вал» поражает своим масштабом.
Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.
Величие стихии, безысходность. Сможет ли спастись горстка моряков, выживших после шторма? Утреннее солнце своими тёплыми лучами будто дарит едва уловимую надежду.
Айвазовского можно назвать самым главным маринистом всех времён. Никто не писал характер морской стихии так разнообразно. Никто не изображал столько морских сражений и кораблекрушений.
Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848. Картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия.
При этом Айвазовский был и документалистом, досконально изображая корабельную оснастку. И немного фантазером. Ведь на самом деле Девятый Вал написан неправильно – в открытом море волна никогда не загибается “фартуком”. Но для пущей зрелищности Айвазовский написал ее именно такой.
Работы художника
Постоянство памяти
Это одна из самых известных работ Дали. Художник, рассказав об истории её создания, не дал ключей к пониманию смысла картины. Интерпретируют эту работу по-разному. Одни считают, что в ней выражена мысль о безжалостной природе времени. Другие полагают, что картина воплотила страхи Дали перед импотенцией. Как бы то ни было, художник добился главного: сумел создать незабываемое полотно, ставшее классикой сюрреализма.
Искушение святого Антония
Картина появилась благодаря конкурсу, объявленному кинопродюсером Альбертом Левиным. Для фильма требовался образ искушаемого святого. Святой Антоний жил в XV веке и был отшельником. Он видел страшные образы, которыми испытывалась его вера. В конкурсе участвовало одиннадцать художников. Дали не стал победителем. Но Дали не был бы Дали, если бы классическая история не породила на его полотне странный мир с загадочными символами.
Метаморфозы Нарцисса
Этот сюрреалистический шедевр является великолепным примером «параноидально-критического» метода Дали и его «точных образов иррациональности». Сюжет картины о Нарциссе, юноше, завороженном своим собственным отражением, который отверг любовь женщины и превратился в цветок, получивший его имя. Благодаря своей виртуозной технике, Дали удалось создать ряд двойных образов, поражающих своей фотографической точностью.
Пейзажи
В самом начале своего творческого пути Дали написал серию пейзажей своей родины. Позже он отказался от общепринятых в живописи правил, однако испанские ландшафты часто присутствовали и на его сюрреалистических полотнах. В «Горном озере», 1939 полоса воды списана с озера возле Рекесенса в Пиренеях, а скалы напоминают мыс неподалёку от Кадакеса. Телефон намекает на телефонные переговоры между Адольфом Гитлером и британским премьер-министром Невиллом Чемберленом, закончившиеся Мюнхенским соглашением 1938 года. Позже пейзажи Дали стали совсем фантастичными — пример тому «Сюрреалистический пейзаж», 1968.
Сальвадор Дали: картины с названиями и описанием
Сальвадора Дали без преувеличения можно назвать самым известным сюрреалистом XX века, ведь его имя знакомо даже тем, кто совершенно далёк от живописи. Одни люди считают его величайшим гением, другие – безумцем. Но и первые, и вторые безоговорочно признают уникальный талант художника. Его картины представляют собой иррациональное сочетание реальных предметов, деформированных парадоксальным образом. Дали был героем своего времени: творчество мастера обсуждалось как в высших кругах общества, так и в пролетарской среде. Он стал настоящим воплощением сюрреализма с присущими этому течению живописи свободой духа, противоречивостью и эпатажностью. Сегодня любому желающему доступны шедевры, автором которых является Сальвадор Дали. Картины, фото которых можно увидеть в этой статье, способны впечатлить каждого поклонника сюрреализма.
Мягкая конструкция с варёными бобами
Сальвадор Дали написал этот шедевр за полгода до начала Гражданской войны в Испании. Он утверждал, что знал о войне из-за «пророческой силы своего подсознания». Картина отражает его беспокойство в то время и предсказывает ужас и насилие на войне. Он изображает два тела, одно более темное, чем другое, в ужасном бою, где ни один из них не является победителем. Чудовищное существо саморазрушительно, как и Гражданская война.
Дали удостоверился, что картина выглядела очень реалистично, несмотря на фантастическое существо, которое она изображает. Вареные бобы на картине, которые также упоминаются в названии, являются, возможно, интерпретацией тушеного мяса, которое было съедено бедными гражданами, проживающими в трудное время в Испании. «Мягкая конструкция с вареными бобами» считается одним из величайших шедевров Дали и славится бесподобным использованием сюрреализма, изображающим ужасы войны.
10
Творчество
Несмотря на то, что в школе он вел себя вызывающе и плохо учился, отец отдал его на уроки живописи к местному художнику Рамону Пичоту. В 1918 году в родном Фигерасе состоялась первая выставка работ юноши. На ней были представлены пейзажи, на создание которых Дали вдохновили живописные окрестности города. До последних лет Сальвадор останется большим патриотом Каталонии.
Уже в первых работах молодого художника видно, что он с особой старательностью осваивает техники письма импрессионистов, кубистов и пуантилистов. Под руководством профессора художественных искусств Нуньенса Дали создает картины «Тетушка Анна за шитьем в Кадакесе», «Сумеречный старик» и другие. В это время молодой художник увлекается европейским авангардом, он читает труды Фрейда, Ницше. Сальвадор пишет и иллюстрирует небольшие рассказы для местного журнала. В Фигерасе он приобретает определенную известность.
Когда юноше исполняется 17 лет, его семья переживает большую утрату: от рака груди на 47 году жизни умирает мать. Отец Дали до конца жизни не снимет траур по своей супруге, а характер самого Сальвадора станет и вовсе несносным. Едва поступив в этом же году в Мадридскую Академию художеств, он тут же начнет вести себя вызывающе по отношению к педагогам и студентам. Выходки заносчивого франта вызывали возмущение среди профессуры Академии, и Дали два раза выгоняют из учебного заведения. Однако пребывание в столице Испании позволило молодому Дали завести нужные знакомства.
Его друзьями становятся Федерико Гарсиа Лорка, Пабло Пикассо и Луис Бунюэль, они существенно повлияли на художественный рост Сальвадора. Но не только творчество связывало молодых людей. Известно, что Гарсиа Лорка не стеснялся своей нетрадиционной ориентации, и современники даже утверждали о его связях с Дали. Но Сальвадор так и не стал гомосексуалистом, даже несмотря на свои странности в сексуальном поведении.
Скандальное поведение и отсутствие академического художественного образования не помешали Сальвадору Дали уже спустя несколько лет получить мировую известность. Его работами этого периода стали: «Порт-Альгер», «Молодая женщина, увиденная со спины», «Женская фигура у окна», «Автопортрет», «Портрет отца». А произведение «Корзинка с хлебом» даже попадает на международную выставку в США. Основной моделью, которая постоянно позировала художнику для создания женских образов в это время, становится его родная сестра Ана Мария.
Технические характеристики системы DALI:
- Напряжение шины DALI: 9.5 – 22.4 V
- Блок питания DALI: макс. 250мА.
- Скорость передачи данных: 1200 бит/с
- Максимальная длина шины DALI: 300м. (1,5 мм2 провода)
- Максимальное количество устройств, подключенных к одной шине DALI: 64 шт.
- Количество групп: 16 групп могут быть сконфигурированы на одной линии DALI
- Количество сцен: до 16 сцен могут быть сконфигурированы в системе DALI
- Прокладку шины DALI можно вести в одном коробе с силовым проводом или использовать один кабель с необходимым количеством жил
- Для прокладки шины DALI не требуется соблюдения полярности и специальной топологии проводки, соединения можно производить по всем известным типам — звезда, последовательное и комбинированное соединение.
- Двусторонняя связь позволяет получать информацию статуса балласта или драйвера DALI, а также состояние светильника (включен/выключен), уровень яркости светильника (при диммировании), состояние ламп и балластов светильников и т.д
Для управления системой используются команды состоящие из адреса устройства и кода действия. Команды могут быть:
- индивидуальные — их посылают устройству с конкретным адресом;
- групповые — отрабатывают устройства, входящие в определенную группу;
- широковещательные — выполняют все устройства находящиеся на одной линии;
- команды световых сцен. Их выполняют те устройства, у которых в памяти записан код посылаемой сцены;
- команды состояния прибора. Получив такую команду, устройство передает свое состояние: включено/выключено, исправно/неисправно, степень освещенности и другие.
В системе несколько устройств могут иметь одинаковый адрес. В случае поступления в линию команды с таким адресом её выполняют все устройства имеющие этот адрес.
Творчество художника
Весь мир знает Дали как художника. Но только живописью его творчество не ограничивается. Он создавал скульптуры, декорации, писал статьи в журналы, книги, сочинял сценарии к голливудским фильмам.
Сюрреализм — основной жанр, в котором писал Сальвадор Дали. В начале карьеры под впечатлением от творчества Пабло Пикассо он увлекался кубизмом и футуризмом.
Ключевые моменты творческой биографии:
- Ноябрь 1925 г. Первая персональная выставка в Барселоне в галерее Далмау. Он представил 22 работы — 17 картин и 5 рисунков.
- Январь-февраль 1927 г. Вторая персональная выставка и знакомство с каталонским художником Хуаном Миро. Перспективы работы в Париже.
- 1928 г. Выступает с лекцией на тему «Отношение современного каталонского искусства к веяниям нового разума». Открытое заявление о пристрастии к сюрреализму.
- 1929 г. Премьера первого сюрреалистического фильма «Андалузский лес» в Париже. Сальвадор Дали совместно с Луисом Бунюэлем пишет сценарий. Выставка в парижской галерее Карла Гоэманса. Скандал вокруг портрета матери.
- 1930 г. Написал самую знаменитую картину — «Постоянство памяти» («Мягкие часы»)
- 1933 г. Выставки в Париже и Нью Йорке.
- 1939 г. Разрыв отношений с обществом сюрреалистов в Париже. Лидер движения Андре Бретон из букв имени художника (salvador dali) составляет сочетание Avida Dollars ( в переводе «алчущий доллары»).
- 1942 г. Выпускает автобиографию под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали».
- 1945-46 гг. Сотрудничество с Уолтом Диснеем и Альфредом Хичкоком в США.
- 1969 г. Расписывает стены и потолки в замке Пуболь.
- 1970 г. Работает над открытием собственного музея в Фигерасе. Увлечение голограммами.
- 28 сентября 1973 г. Открытие Театра-музея.
- 1980 г. Самая полная ретроспективная выставка в Париже в центре Жоржа Помпиду.
- 1983 г. Последняя работа на холсте «Ласточкин хвост».
За творческие заслуги Дали отметили членством во Французской академии искусств в Париже и высшей наградой в своем регионе в Испании — золотой медалью правительства Каталонии.
Замок Галы
Творческий путь
Во французской столице Дали познакомился с Пабло Пикассо. Под его влиянием создал ряд картин, которые приняли участие в выставках и принесли художнику популярность.
Сальвадор писал в стиле сюрреализма. В его картинах переплетались мифы с реальностью, немалый отпечаток на его творчество наложило глубокое изучение психологии по Фрейду.
В 1937 году художник побывал в Италии, его привели в восторг произведения Ренессанса, после этого в его собственных картинах даже появились правильные человеческие пропорции, но всё равно с сюрреалистическими фантазиями.
В начале Второй мировой войны Сальвадор уехал в США, где прожил до 1948 года. В Америке у него открылся ещё и писательский талант, в 1942 году увидела свет его автобиография «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Знакомство с Уолтом Диснеем принесло Дали ещё и опыт работы в кино. Режиссёр Альфред Хичкок снимал фильм «Заворожённый», а Сальвадор писал декорации к нему.
Вернувшись в Испанию, художник много работал и, как прежде, покорял весь мир своими работами, выставками и эпатажными выходками.
В 1969 году Дали увлёкся скульптурой, среди самых известных его работ:
- «Гала в окне»;
- «Сидячий Дон-Кихот»;
- «Космический слон»;
- «Лошадь со всадником спотыкаясь».
Известные картины Сальвадора Дали последних лет
С 1949 по 1962 год в творчестве Дали период, известный под названием «ядерного мистицизма» – художник потрясён ядерными взрывами в Японии и находит в случившемся вдохновение. С 1960-х до конца своей жизни живописец будет восхищаться наукой и её достижениями, даже страшными и разрушительными. Направление художественного искусства Сальвадора Дали последних лет – сюрреалистическая живопись, часто с использованием стереоскопии и голографии.
Краткий список наиболее известных картин:
- «Расщепление атома» (1947);
- «Атомная Леда» (1949);
- «Мадонна Порт-Льигата» (1949);
- «Галатея со сферами» (1952);
- «Христос Святого Иоанна Креста» (1952);
- «Галлюциногенный торреро» (1968-1970) – по признанию художника в этой работе он весь, поскольку на этом холсте разные планы, в том числе даль, заняты почти полным собранием образов живописца;
- «Дали со спины, пишущий Галу со спины…» (1977);
- «Ласточкин хвост» (1983).
Произведения художника – гордость музеев и частных коллекций по всему миру.
«Постоянство памяти» Сальвадора Дали, увидевшие однажды – уже не забудут
История картины «Слоны» Сальвадора Дали
Картина «Горящий жираф» – что Дали сказал потомкам
«Постоянство памяти», 1931 год
История создания
Дожидаясь возвращения из кино Галы, своей гражданской жены, художник за столом раздумывал о тающем сыре. Тем вечером частью их ужина стал сыр-камамбер, плавившийся под влиянием жары.
Атмосфера картины в сознании Дали оказалась созвучна другим важным образам. Тем вечером он представил, что с обломанной ветки дерева свисают мягкие часы. Работа над картиной была продолжена сразу же, несмотря на вечернюю мигрень. Заняла два часа. Когда Гала вернулась, самая знаменитая работа испанского художника была полностью завершена.
Мягкие часы символизируют нелинейное время, заполняющее пространство противоречивым течением. Для Дали была очевидной связь времени с пространством, он не считал эту идею революционной.
Мягкие циферблаты связаны также с идеями философа античности Гераклита об измерении времени течением мысли.
Текучих циферблатов изображено три штуки. Это символ прошлого, настоящего и будущего, смешанных в единое пространство, говорящих об очевидной взаимосвязи.
Смысла картины Сальвадора Дали «Мягкие часы» чаще всего проступает главное – человек всегда беспокоился и будет беспокоиться по двум поводам: стремительно летящих лет и сохранения памяти. Она, конечно, более статична по сравнению со временем, но зато ею научились манипулировать некоторые политики, пытаясь стирать из памяти народов и истории государств невыгодную кому-то правду. Но память – это всё-таки константа в переменчивом и стремительном времени, и сделать её другой объективно невозможно.
Политические интересы
Сальвадору всегда импонировали волевые политические лидеры, которые сосредотачивались на власти и диктатуре. Так, он поддерживал испанского лидера Франсиско Франко и его военный переворот в стране. Позиция художника подвергалась критике его современниками и последующими поколениями.
Однако не все так поверхностно. Дали поддерживал революцию и Гражданскую войну, но в отличие от коллег по цеху, Пикассо например, в Ассоциацию революционеров-художников и писателей так и не вступил.
После организации демонстрации он был исключен из Академии искусств, а в своих докладах на публику утверждал, что творческие люди должны соблюдать политический нейтралитет.
В сообществе сюрреалистов художника осуждали за симпатии политическим лидерам, в частности к Адольфу Гитлеру. Даже спустя много лет, после окончания Второй мировой войны, безумец представлял действия фюрера как произведение искусства.
Скрытый смысл «Постоянства памяти»
Рассматривая известные картины Сальвадора Дали, стоит начать с наиболее узнаваемой его работы — «Постоянство памяти» (иногда её называют «Время»). Полотно было создано в 1931 году. Вдохновила художника на написание шедевра его супруга Гала. По утверждению самого Дали, замысел картины у него возник при виде плавящегося под солнечными лучами сыра камамбер. О чём хотел сказать мастер, изобразив на холсте мягкие часы на фоне пейзажа?
Три мягких циферблата, украшающих передний план картины, отождествляются с субъективным временем, которое свободно протекает и неравномерно заполняет собой всё свободное пространство. Количество часов тоже символично, ведь число 3 на этом полотне свидетельствует о прошлом, настоящем и будущем. Мягкое состояние предметов указывает на взаимосвязь между пространством и временем, которая для художника всегда была очевидной. Присутствуют на картине и твёрдые часы, изображённые циферблатом вниз. Они символизируют объективное время, ход которого идёт против человечества.
Свой автопортрет также изобразил на этом полотне Сальвадор Дали. Картина «Время» содержит на переднем плане непонятный растёкшийся предмет, обрамлённый ресницами. Именно в таком образе и нарисовал себя спящим автор. Во сне человек высвобождает свои мысли, которые в состоянии бодрствования он тщательно скрывает от окружающих. Всё, что можно увидеть на картине, является сновидением Дали — результатом торжества бессознательного и смерти реальности.
Муравьи, ползающие по корпусу твёрдых часов, символизируют распад, гниение. На картине насекомые выстраиваются в виде циферблата со стрелками и свидетельствуют о том, что объективное время уничтожает себя само. Муха, сидящая на мягких часах, для живописца была символом вдохновения. Древнегреческие философы проводили много времени в окружении этих «средиземноморских фей» (именно так называл Дали мух). Зеркало, виднеющееся на картине слева — свидетельство непостоянства времени, оно отображает как объективные, так и субъективные миры. Яйцо на дальнем плане символизирует жизнь, сухая олива — позабытую античную мудрость, а водная гладь — вечность.
Хлеб и Сальвадор Дали
«Хлеб неотступно преследовал меня всю жизнь, и я писал его бессчетное число раз» — признавался Дали в «Дневнике одного гения». Художнику нравилось превращать обыденные вещи в объект поклонения и череду навязчивых образов. Хлеб на его картинах может быть всем, чем угодно — в том числе и просто хлебом.
Впервые Дали написал корзинку с хлебом еще в 1926 году, будучи 22-летним художником. Потом он возвращался к этой теме с завидным постоянством. Пока что это еще «просто хлеб», но уже здесь видна издевка: реалистическая манера исполнения натюрморта нетипична для середины 20-х гг XX века. Дали насмехается над зрителем, словно бы говоря: «посмотрите — я современный художник, но пишу в манере „старых мастеров“». Ирония автора становится ярче в работах 1932 года с совершенно ерническими названиями: «Антропоморфный хлеб» и «Французский батон с двумя яйцами на блюде без блюда, пытающийся содомизировать краюшку португальского хлеба». Манера живописи автора академична, а вот тематика… Дали слишком сложен для того, чтобы издеваться над чем-то одним. Здесь достается всем — и художникам-абстракционистам, и сюрреалистам с их убийственной серьезностью, и салонному фрейдизму.
Впоследствии художник регулярно возвращается к теме хлеба, но со временем и она претерпевает трансформации. В 50-е годы Дали увлекается католицизмом и переосмысливает свое творчество (или делает вид). Хлеб перестает быть для него просто предметом изображения, а становится строительным материалом. В 1969 году уже немолодой художник знакомится с известным французским булочником Лионелем Пуленом и заказывает ему необычные вещи, изготовленные из хлеба. К примеру — стулья. Или мебель для спальни. Впрочем, хлеб как символ интересует Дали ничуть не меньше: стены открывшегося в 1974 году театра-музея имени художника украшены буханками каталонского хлеба, выполненного из керамики.
И все-таки, почему именно хлеб? — Ответов на этот вопрос может быть множество. Во-первых, хлеб, сам по себе сложный символ. Для Дали, выросшего под сенью католической церкви, он не мог не вызывать религиозных ассоциаций. На которые, естественно, накладывались общекультурные представления о хлебе, как символе достатка. Во-вторых, в постоянном возвращении к этому образу читается страх Дали перед бедностью — так считает часть искусствоведов. И, наконец, в-третьих, хлеб — сам по себе удобный мотив для художника-модерниста. В 1917 году Марсель Дюшан создал свой самый известный реди-мейд, — скульптуру «Фонтан» , которая при ближайшем рассмотрении оказывается банальным фаянсовым писсуаром. Это не просто хулиганская выходка. Дюшан доказал, что произведение искусства может быть создано просто помещением вещи в соответствующий контекст (музея, полотна, выставки). Хлеб у Дали — это точно такой же «найденный предмет», даже тогда, когда изображается художником на полотне. Объектом искусства он становится только благодаря контексту.
Какой хлеб любил сам Дали, доподлинно неизвестно. В двух книгах, написанных им (“Тайная жизнь Сальвадора Дали” и “Дневник одного гения”), эта тема почти никак не раскрыта (упоминается лишь “поджаренный хлеб”). Вероятно, на столе великого художника чаще всего бывало что-то весьма простое — вроде каталонского хлеба или обыкновенного французского багета.
Краткая история жанра
Изначально движение зародилось в литературе, но почти сразу же перекочевало в художественную сферу. Вслед за популярным в то время психоанализом сюрреалисты пытались показать, что творческая энергия находится в бессознательном, проявляясь в состояниях сна, гипноза, болезненного бреда и в автоматических неконтролируемых действиях. В своих работах они совмещали привычные глазу повседневные образы с аллюзиями и парадоксами из сновидений.
Вдохновленные идеями левой идеологии, последователи течения призывали к освобождению от навязанной рациональности с помощью искусства и выступали за то, что наше восприятие крайне иллюзорно из-за искажений, вызываемых бессознательными процессами. Работы сюрреалистов стремятся передать посыл: зачастую мы видим совсем не то, что нам кажется.
Детство и юность
Мать младенца Фелипе Доменеч сразу начала опекать и баловать сына, тогда как отец оставался строг к своему отпрыску. Мальчик рос капризным и очень своенравным ребенком. Узнав в 5 лет правду о своем старшем брате, он стал тяготиться этим фактом, что еще больше повлияло на его неокрепшую психику.
Сальвадор Дали
В 1908 году в семье Дали появилась дочь Ана Мария Дали, которая в дальнейшем стала близкой подругой своего брата. Мальчик с раннего детства увлекся рисованием, и это у него неплохо получалось. В подсобном помещении Сальвадору соорудили мастерскую, где он часами уединялся для творчества.
Сон (1937)
Сальвадор Дали этой картиной подтверждает своё звание сюрреалиста. Только параноидальные видения могут быть такой силы, чтобы дать толчок на сотворение подобного полотна. Картина изображает огромную бесформенную спящую голову, напоминающую незаполненный мешок, которую поддерживают на весу множество тонких подпорок. Даже оплывшие веки пытаются поднять подпорки. Голова находится в голубом бесконечном пространстве, что усиливает нереальность происходящего. Даже маленькая собака, порождённая сном, изображена вдали от головы и нуждается в опоре.
Эту картину Дали написал под впечатлением от своих сновидений, в которых пытался забыться.
Детство и юность художника
Рождению будущего сюрреалиста предшествовало трагическое событие. Первенец его родителей умер от менингита, прожив чуть больше года. Своим появлением второй ребенок привнес в семью утешение и веру в то, что в нем воплотилась душа умершего мальчика. Даже имя ему дали такое же — Сальвадор.
Когда ребенку исполнилось 5 лет, мать отвела Дали на могилу брата и рассказала о своих домыслах по поводу реинкарнации. Этот эпизод наложил первый отпечаток на становление личности.
В 1908 г. в семье появляется дочь — Анна Мария. Брат и сестра были близки: дети крепко дружили, делились секретами и поддерживали друг друга. Для маленького ребенка со сложным характером, комплексами и страхом такая поддержка много значила.
Впоследствии Анна стала главной натурщицей молодого художника. Но духовная близость не сохранилась на всю жизнь. Отношения разладились после того, как в жизни Сальвадора появилась Гала. Возлюбленная заменила ему всех.
Рисунки Дали вызывают восторг у друзей и знакомых его родителей. Он без ложной скромности рассказывает о своем блистательном будущем, где он знаменитый импрессионист. Но близятся события, которые навсегда изменят стиль и направление его произведений.
Дали с сестрой
Дали в США
С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Пресса и сторонники пуританского общества серьезно раскритиковали эту книгу. Но с помощью нее, в частности, Дали удалось нажить свое состояние в Америке.
Лицо войны (1940)
Геополитический младенец (1943)
Дизайнер, иллюстратор, ювелир, фоторепортер, декоратор, портретист, оформитель витрин — всё это список профессий Дали во время пребывания в Америке. Незаурядная работоспособность.
Он сотрудничает с Уолтом Диснеем. Предложенный Сальвадором проект сюрреалистического мультфильма Destino (“Судьба”) был признан коммерчески нецелесообразным, и работа над ним была заморожена 58 лет. Мультфильм Destino был выпущен в прокат только в 2003 году.
Под влиянием взрыва над Хиросимой в августе 1945 года выходит серия картин, посвященных атому. Наиболее популярная — «Расщепление атома» (1947):
Ностальгия по родине не покидала его и в 1948 году Сальвадор Дали возвращается в Испанию.
Его прозвали «Avida Dollars» из-за его любви к деньгам
Сальвадор Дали открыто утверждал, что обожает деньги.
Он прославлял доллары и делал для них все, что угодно, от разработки логотипа знаменитых леденцов на палочке Chupa Chups до рекламы конфет Lanvin, бренди и даже alka seltzer, антацида и обезболивающего. Чтобы не платить по счетам в ресторанах, Дали создавал рисунки на оборотной стороне чеков, зная, что никто в здравом уме не обналичит чек с оригинальным эскизом Сальвадора Дали.
Андре Бретон, придумавший прозвище Авида Доллары для Дали
Любовь Дали к зарабатыванию денег принесла ему огромный финансовый успех, и его личное состояние оценивалось в более чем 30 миллионов долларов. Безумная любовь Дали к деньгам привела к тому, что Андре Бретон придумал для него уничижительный псевдоним Avida Dollars . «Avida Dollars» — это анаграмма для «Salvador Dali», а также фонетическое выражение французской фразы «avide à доллары», означающей «жаждущий долларов».
Искушение святого Антония. 1946 г.
Святой Антоний — это реально существующий отшельник, который жил в IV веке. По преданию, ему практически каждую ночь являлись демоны, мучающие его, или женщины, пытавшиеся его соблазнить.
Сюжет, изображающий искушения святого Антония был очень популярен в средние века; второе рождение он пережил уже в середине XX века. Сальвадор дали предложил достаточно оригинальную трактовку этого сюжета, впрочем, как и многих других.
Картина Сальвадора Дали «Искушение святого Антония» словно обладает дополнительным измерением между небом и землёй, длинные и тонкие ноги слонов находятся именно там. В центре композиции художник изобразил все искушения, мучающие отшельника, а сам он находится в левом нижнем углу картины.
Искушения изображены в аллегорической форме: конь олицетворяет мощь, силу и наслаждение, один из слонов несёт на спине Чашу Желания, второй — обелиск, символ власти. На заднем плане изображен Эскориал — символ гармонии души и тела, духовного и материального начала — цель Антония.
Эта картина, по мнению исследователей творчества Сальвадора Дали, стала началом нового направления в творчестве художника: в его работах начинает проявляться синтез трёх элементов: традиционной живописи, спиритуализма и духа новой эпохи, эпохи атома.
Период войны
С приходом в Европу войны Дали и Гала недолго думая оставляют Старый Свет и отбывают в Новый – США стали их домом на восемь лет.
Знаменитые картины Дали американского периода жизни:
- «Лицо войны» (1940);
- «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» (1940);
- «Мягкий автопортрет с жареным беконом» (1941);
- «Геополитический ребёнок, наблюдающий рождение нового человека» (1943);
- «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944);
Однако преданность родине звала назад. В 1948 году Дали и Гала вернулись в Испанию. Здесь художник будет жить все оставшиеся годы.
ТВОРЧЕСТВО САЛЬВАДОРА ДАЛИ
Примерно в 1923 году Дали начал свои эксперименты с кубизмом, часто даже запираясь в своей комнате, чтобы рисовать. В 1925 году Дали написал еще одну картину в стиле Пикассо: «Венера и моряк». Она вошла в число семнадцати картин, экспонировавшихся на первой персональной выставке Дали. Вторая выставка работ Дали, состоявшаяся в Барселоне в галерее Делмо в конце 1926 года, была встречена с еще большим энтузиазмом, чем первая.
В 1929 году Дали написал картину «Великий мастурбатор», одну из наиболее значительных работ того периода. На ней изображена большая, похожая на восковую голова с темно-красными щеками и полуприкрытыми глазами с очень длинными ресницами. Огромный нос упирается в землю, а вместо рта нарисован гниющий кузнечик с ползающими по нему муравьями. Подобные темы были характерны для работ Дали 30-х годов: он питал необыкновенную слабость к образам кузнечиков, муравьев, телефонов, ключей, костылей, хлеба, волос. Дали сам называл свою технику ручной фотографией бетонной иррациональности. Она была основана, как он говорил, на ассоциациях и интерпретациях не связанных между собой явлений. Как ни удивительно, но и сам художник отмечал, что понимает не все свои образы. Хотя творчество Дали было хорошо воспринято критиками, прочившими ему большое будущее, все же успех мгновенной пользы не принес. И Дали дни напролет колесил по парижским улицам в тщетных поисках покупателей для своих оригинальных образов. Ими, например, служили женская туфля с большими стальными пружинами, очки со стеклами величиной с ноготь и даже гипсовая голова рычащего льва с жареным чипсами.
Между 1936 и 1937 годом Дали работает над одной из самых знаменитых своих картин «Метамарфозы Нарцисса», тут же появляется одноименная книга. В 1953 году в Риме проходи большая по своим размахам выставка. Он выставляет 24 картины, 27 рисунков, 102 акварели.
Тем временем, в 1959 году , посокльку отец больше не хотел пускать Дали,он с Галой устроились жить в Порт-Льигате. Картины Дали уже пользовались огромной популярностью, продавались за большие деньги, а сам он был знаменит. Он часто общается с Вльгельмом Теллем. Под впечатлениями он создает такие работы как «Загадка Вильгельма Телля» и «Вильгельм Телль».
Последняя работа «Ласточкин хвост» была закончена в 1983 году.
Подведем итог
На свете жили тысячи художников. Но лишь единицы смогли стать знаменитыми настолько, что их знает почти каждый житель Земли.
Кто-то из них жил 500 лет назад, как Леонардо, Рафаэль и Босх. А кто-то творил в XX веке, как Пикассо и Дали.
Что их всех объединяет? Они все, каждый по-своему, меняли то время, в котором жили. Как сказал искусствовед Александр Степанов, лишь посредственный художник живет в ногу со своим временем.
Ждём следующего гения такого же масштаба. Может, он уже творит прямо сейчас. Джефф Кунс? Недаром его Надувная Собака была не так давно размещена в Версале. А может, Дэмьен Херст? Или дуэт художников Recycle group? Как думаете?..
Джефф Кунс. “Надувная собачка” на выставке в Версале в 2008 г. Buro247.ru.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.