Описание картины Юрия Ракши «Проводы ополчения»
Юрий Ракша, Проводы ополчения, 1980 год, Третьяковка. Фото: https://ru.wikipedia.org
Название | Проводы ополчения |
Страна, художник | СССР, Юрий Ракша |
Год | 1980 |
Жанр | портрет, городской пейзаж |
Где хранится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
«Проводы ополчения» — часть триптиха Юрия Ракши «Куликово поле». Название полотна говорит само за себя. На картине изображены люди: женщины, дети, старики, вышедшие проводить своих родных на битву. Часть картины занимает конный строй уходящих воинов. Горожане смотрят в след уходящему воинству с печалью и надеждой. Каждый опечален, провожая на войну своих близких, и каждый надеется, что их родные вернутся с войны живыми и с победой.
Молодая красивая женщина из знати смотрит вдаль. Все сословия перед войной равны, не вернуться может как простой крестьянин, так и зажиточный дворянин. По всему видно, что эта женщина ждем наследника, ее рука лежит на слегка округлившемся животе. На голове женщины обруч с драгоценными камнями. Платье ее парчовое, расшитое желто-голубое. Левая рука лежит на плече у светленького вихрастого мальчишки, лет восьми-девяти. По всей видимости, это ее старший сын, он вышел вместе с мамой проводить отца. Лица их очень печальны, но выдержанно спокойны, глаза женщины полны надежды.
Сынок ее с грустью смотрит в землю, он теперь за старшего и за хозяина в доме. Девочка лет девяти сидит на корточках рядом с мальчишкой. В ее руке маленький букетик полевых цветов, наверное она собрала их для папы, но так и не успела отдать. Рядом с девочкой сидит на земле рыдающая женщина, ее рука лежит на голове. Видно, что женщина очень сокрушается. На ней бордовый сарафан и светлая рубаха. Темные волосы не заплетены.
Пожилая женщина-мать стоит у нее за спиной в темном одеянии и темном платке. Руку она держит около лица, видимо, чтобы не заголосить с горя. Рядом с ней крестится и кланяется в молитве молодая женщина в красивом с золотом платке. За спиной с ребенком на руках стоит еще одна горожанка. Взгляд ее печален. Она машинально прижимает к себе сынишку, как бы показывая, что у него есть мама, и все будет хорошо. Рядом старик с посохом, глядящий в небо и взывающий к Господу и спасении ратников, идущих защищать свою землю.
Стоят эти люди на пригорке у городской стены белокаменной, а рядом по дороге уходят на битву их отцы, мужья, братья и сыновья. Копья, щиты, мечи и влаги, пыль дорожная из под ног. Вдали виднеется речка, ладья на другом берегу. Из арочных ворот города продолжают выходить нескончаемым потоком воины, чтобы биться и победить.
В картине показана, как бы вся Русь: богатая и бедная, прекрасная и печальная, сильная и храбрая.
1980 год триптих Куликово поле, Юрий Ракша
Интересные сочинения по картинам
- Сочинение по картине Рябушкина Московская девушка 17 века (описание) Картина очень проста по смыслу. В ней нет ни каких лишних предметов, которые смогли бы отвлечь зрителя от центрового персонажа полотна. Мы видим высокую русскую девицу.
- Сочинение по картине Дубовского Море, 6 класс (описание) Русские художники всегда умели впечатлять своим мастерством. Русское творчество – необъятно, оно имеет свою атмосферу, своих героев, свой мир и сегодня хочу написать о прекрасной картине Николая Никаноровича Дубовского, под названием «Море»
- Сочинение по картине Волкова В конце зимы (описание) Перед нами знаменитая картина известного художника Ефима Ефимовича Волкова «В конце зимы». Картина была написана в 1890 году, на самом пике творчества Ефима Ефимовича.
- Сочинение по картине Левитана Вечерний звон 4, 8 класс (описание) В центральной части полотна расположена река. Ее воды обрамлены с одной стороны песчаным берегом, а с другой стороны реки берег покрыт зелеными деревьями и травой
- Сочинение по картине Ракши Поле куликово (описание) Юрий Ракша — известный советский живописец. За свою жизнь он написал более десяти картин.
Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши Ю.М.
Об авторе: Юрий Михайлович Ракша (1937-1980)- советский живописец. На его живописных полотнах можно увидеть портреты, пейзажи и сюжетные композиции. Он также занимался оформлением художественных фильмов и иллюстрациями книг. На его картине Проводы ополчения, написанной в 1980 году, соединены два жанра: портрет и городской пейзаж. Она является фрагментом полотна «Поле Куликово». Это правая часть шедевра художника.
Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши: описание и анализ художественного полотна
На картине Проводы ополчения показано прощание русских женщин с воинами, которые отправляются на Куликовскую битву. На переднем плане изображены городские жители различных сословий. В основном это женщины и дети. Их всех объединило общее горе, ведь многие мужчины не вернутся с поля боя домой. Каждый из них переживает по-своему: кто-то рыдает, кто-то молится, а кто-то с горечью смотрит вслед уходящим воинам.
Центральной фигурой на полотне является молодая красивая женщина знатного рода. По-видимому, это ее муж возглавляет это огромное войско и пошёл воевать против врага вместе со всеми. Под желто-голубым парчовым платьем заметен ее округлившийся живот. Левой рукой знатная особа обнимает сына, а правой прикрывает свой живот. Она словно хочет оградить своего не родившегося еще ребенка от всех бед и несчастий. Женщина старается быть сильной и не показывает свое горе на людях. Но несмотря на гордый вид и статную осанку, в глубине души она очень переживает за судьбу своего мужа и их детей. У молодой женщины русые волосы, заплетенные в косу. На голову надет обруч, украшенный драгоценными камнями.
Её сыну на вид лет восемь. Русоволосый мальчик очень расстроен из-за расставания с отцом. Он с грустью опустил свою голову. Рядом с ним на земле сидит девочка лет десяти. Она собирает полевые цветы и смотрит вслед уходящему на битву отцу. Наверное, ему предназначался этот букетик сиреневых цветов. Но в этой суматохе она не успела его отдать. За девочкой мы видим рыдающую женщину. В бессилии она опустилась на землю, а правой рукой схватилась за голову. Ее темно-русые волосы распущены. Одета она в простую одежду: светлую кофточку и темно-красный сарафан.
У нее за спиной стоит старуха в коричневом одеянии. На ее лице читается молчаливая скорбь. Видимо, она только что проводила своих сыновей. Рядом с ней находится девушка в бело-золотистом атласном платке. Она в молитве склонила голову, а правой рукой перекрещивается. Позади них стоит седовласый старик с посохом. Он поднял к небу свои глаза и молит бога помочь и защитить воинов. Справа на полотне можно увидеть еще одну женщину, крепко прижимающего к своей груди белокурого сынишку. Все они стоят на возвышенности рядом с дорогой, по которой идут на войну их мужья, отцы, братья и сыновья. Общее горе объединило всех русских людей.
На заднем плане видны белокаменные стены Кремля. Из крепостных ворот как раз и выдвигается многотысячная рать. Словно людская река тысячи мужчин идут защищать свою Родину от врага. Горожане и крестьяне, богатые и бедные, пешие и на лошадях- все объединены в этом людском потоке. В руках они держат копья и щиты. У одного из всадников в руках красный флаг.
А за этой людской рекой видна другая, настоящая с голубой водой. И на другом ее берегу желтое поле и зеленый лес, а на голубом небе плывут белые облака. Это напоминание о мирной жизни создает еще больший контраст, еще больше подчеркивает людское горе.
В образе женщин художник показывает нашу Великую Русь. Как скорбят эти жёны и матери, так и Русь скорбит, провожая на смертный бой своих сыновей. Эта картина вызывает в нас патриотические чувства. Она учит нас любить свою Родину и гордиться ею. Автор призывает нас ценить и уважать защитников родной земли. И, конечно же, не забывать свою историю.
Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши Ю.М. 8 класс
Популярные сочинения
- Сочинение Для чего человеку нужен труд Вопрос важный и подойти к нему можно как с философской точки зрения, так и с точки зрения экономики и развития. Обратимся к старым русским народным поговоркам: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»
- Характеристика и образ Луки Лукича Хлопова Луку Лукича Хлопова автор изобразил одним из важных персонажей в данном замечательном произведении. Занимая низкую чиновничью должность в данном городе, стоит сказать, что от также отвечал и за состоянием учебных заведений в нем.
- Сочинение Гриша Добросклонов (Образ и характеристика) в поэме Кому на Руси жить хорошо? Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была создана Н.А.Некрасовым после отмены крепостного права, поэтому основная тема произведения посвящена жизни русского народа после реформы, которую все так ждали
Интересные сочинения по картинам
- Сочинение по картине Герасимова После дождя (мокрая терраса) 6 класс описание Мы видим изображение террасы после дождя. Само это явление природы можно трактовать двояко
- Сочинение по картине Репина Пушкин на лицейском экзамене (описание) В современном мире очень трудно найти человека, который не был бы знаком с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Как известно, свое первое образование он получил в лицеи, который находился в Царском Селе.
- Сочинение по картине Рылова Полевая рябинка 5 класс (описание) Я рассматриваю репродукцию картины «Полевая рябинка». Аркадий Рылов создал её в 1922 году. Живописец сумел запечатлеть настоящую пышность и яркость красок отечественной природы.
- Иванов А.А. Потомственный художник, с самого детства начинает обучаться рисованию, как у своего отца-художника, так и в Императорской Академии. Сразу обнаруживает немалый талант и получает награды – две золотые медали.
- Нисский Г.Г. Георгий Григорьевич Нисский родился в 1903 году в Могилёвской губернии. Юного художника сначала обучался у иконописца, а позже поступил в Гомельскую художественную студию им. М. А. Врубеля.
Действующие лица
На холсте Юрий Ракша изобразил много персонажей. Каждый из них выражает эмоции, которые передаёт художник. Среди основных персонажей картины можно выделить:
- ополчение;
- группу провожающих.
Ополчение, изгибаясь рекой, уходит вдаль. В строю идут лишь сильные мужчины. Все они одинаково одеты, у всех небольшие бороды. Лица их суровы. Справа от ополчения художник изобразил группу провожающих, в центре которой находится печальная молодая княгиня. Возле неё сын, который стоит прямо и переживает, но, зажав запястье, старается вести себя по-взрослому и не плакать. Здесь же изображены и другие женщины с детьми.
Сочинение-описание картины Ракши Проводы ополчения
Юрий Ракша очень своеобразный и талантливый живописец. Прожил он не долго: всего 43 года, но за время активного периода творчества создал более 200 полотен. Поскольку он работал, как художник, в кинематографе, то и манера его письма очень конкретна, но в тоже время в ней много фантазии.
Перед самой смертью Юрий Ракша написал триптих «На поле Куликовом». Правой частью триптиха является картина «Проводы ополчения».
Идея картины возникла не случайно. Дело в том, что к 600-летию знаменитой битвы русских с ордынцами было принято решение создать полнометражный кинофильм, и Ракша, как художник должен был принять участие в его создании. Конечно, такая перспектива вдохновила его, он начал работать над будущими образами героев и историческим фоном картины и в итоге решился на написание этого полотна.
Из истории все знают, что во времена нашествия кочевников под руководством хана Батыя на Русь, все русские земли были разграблены, дружины князей разбиты, и Русь стала платить дань Золотой Орде. При этом, не смотря на выплату дани, татарские ханы продолжали делать набеги на русские земли, сжигая города и уводили в полон их жителей. Это мешало стабильному экономическому развитию и улучшению уровня жизни населения. Такое положение дел не могло долго продолжаться. Надо было освободиться от ордынского ига.
Руководство борьбой с татаро-монгольским игом возложили на себя московские князья. Сплотив вокруг Москвы некоторое количества княжеств, они поняли, что уже способны противостоять Орде и в 1382 году московский князь Дмитрий решил дать татарам генеральное сражение и двинул свои дружины на Дон.
Момент начала этого исторического похода московского войска в донские степи и изображён на картине Ракши «Проводы ополчения». Это очень драматичный эпизод похода, поскольку основные герои картины не воины, а дети, женщины и старики, ради счастья и свободы которых уходят воевать суровые воины.
Они выходят строем из крепостных ворот. Они молчаливы, суровы и полны решимости. Небо на полотне весёлое, голубое. Это придает больше драматизма происходящему событию.
Ратников провожают женщины, дети и старик. Старик слепой. Он опирается на посох и благословляет уходящих на битву мужчин. Провожающие понимают, что не все вернутся из похода. Кому-то придётся полечь на поле брани и их всех объединяет чувство неизбежности происходящего, но эмоции у них разные.
Мальчик стоит понурившись. Ему, наверно, самому хотелось пойти в поход, но он ещё мал для ратных дел. Девочка собирает букетик луговых цветов, чтобы подарить его уходящим воинам. Схватившись за голову, на земле сидит женщина – наверно муж или сын уходят в поход. Старуха смотрит на воинов печально, и наверно думает: сколько их поляжет в сражении.
В центре стоит знатная женщина. Она спокойна и верит в победу русского войска. Она беременна. Рука её лежит на животе, откуда скоро должен появиться новый человек. И он продолжит русский род, чтобы не случилось с уходящим воинством.
Для 8 класса
Биография
Юрий Михайлович Ракша (Теребилов) родился в городе Уфе в рабочей семье. Мать, Зоя Дмитриевна Теребилова (девичья фамилия — Треньхина; дед — казак Дмитрий Треньхин), работала разнорабочей на фанерном комбинате. Отец, Мефодий Артемьевич Теребилов, родом с Украины. Его семья была раскулачена и принудительно выслана в Белебей (Башкирская АССР). Там он устроился работать закупщиком в Торгсин. Ездил по деревням, меняя вещи и продукты на золото и драгоценности. Родители поселились на Цэсовской горе (ул. Ш. Руставели) в разгар строительства там новой промзоны.
Могила Ракши на Ваганьковском кладбище.
Мефодий Артемьевич записал в свидетельстве о рождении сына отчество Михайлович, так как его самого в быту все звали Михаилом. Сестру Юрия, Валентину, записали уже по документам, поэтому она получила отчество Мефодьевна.
В 1939 году отца призвали на финскую войну. Перед Великой Отечественной войной Мефодий Артемьевич вынужден был оставить семью на десять лет и всё детство Юры прошло без отца.
В Уфе Юрий пошёл учиться в школу, летом пас коз.
С десяти лет Юрий занимался в уфимской изостудии ДК имени Калинина под руководством художника Г. В. Огородова.
В 1950 году отец увёз семью в УССР, куда его перевели служить с Сахалина. Вернулись в Уфу через три года. После 8-го класса Юра самостоятельно отправился учиться в Москву. В Москве поступил в среднюю художественную школу при институте имени В. И. Сурикова. Школу окончил с серебряной медалью.
В —1963 годах Юрий учился на художественном факультете ВГИКа. После окончания учёбы он работал художником-постановщиком на «Мосфильме». Во время учёбы, в 1962 году, Юрий женился на студентке сценарного факультета Ирине Евгеньевне Ракше. Взял фамилию жены. Не имея средств на существования кроме стипендии, работал грузчиком на станции Москва-Сортировочная.
Первая работа в кино — «Время, вперёд!» (1965, совместно с А. Фрейдиным), в дальнейшем он оформил более десяти художественных фильмов. Работал с режиссёрами: М. А. Швейцером, Монаховым, А. Куросавой («Дерсу Узала»). Был художником-постановщиком фильма Ларисы Шепитько «Восхождение».
Ракша побывал в дальневосточной тайге, на площадках нефтяников, у геологов, на Байкало-Амурской магистрали. Он делал наброски, зарисовки и потом, возвратившись в Москву и обдумав увиденное, писал свои произведения (картина Разговор о будущем. 1979, х. м. 120×150). Юрий Ракша создал более двухсот живописных полотен, множество графических работ, сотни эскизов к фильмам, проиллюстрировал около двадцати книг.
Умер в 1980 году в Москве от острой формы лейкоза. Похоронен на Ваганьковском кладбище (19 уч.).
Семья: жена Ирина Евгеньевна (род. 1938), писатель, и дочь Анна, художник (1965—2017). Сестра — искусствовед Валентина Мефодьевна Сорокина (Теребилова) (род. 1940), главный хранитель Художественного музея имени М. В. Нестерова (Уфа).
Картины Ракши (более 200) хранятся в Третьяковской галерее, Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова, частных собраниях.
Вариант 2
Война, как известно всем приносит очень много горя и бед, разочарований во многие семьи. В это время гибнет очень много людей, будь то воины или простые жители. Когда гибну люди это очень страшно. Холст «Проводы ополчения» смог передать великую трагедию людей провожающих своих родных и близких на войну. Но провожающие знают, что провожают своих родных и близких на защиту своих границ от тех, кто стремиться завоевать их земли и уничтожить весь русский народ, однако смелые воины не дадут врагу этого сделать.
Стоя перед холстом, зритель понимает, что главными героями здесь являются простые люди, которые очень печальны провожая своих родных и близких на поле битвы. Однако они верят в то, что враг будет побежден в этом тяжелом бою и победа обязательно будет на стороне их родного войска
А это очень важно не терять надежду самому и передать ее другому
Автор полотна очень точно передал выражение и характер людей, которые не по своей воле оказались в такой не простой жизненной ситуации. Это полотно выполнено в очень ярких красках, которые очень хорошо передают волнение героев. Каждый герой, изображенный на этом холсте, по-своему чувствует этот волнующий момент, который запечатлел автор.
Перед глазами зрителя стоит молодая беременная женщина, обнимая сына, они отправили своего мужа и отца на эту войну. Ребенок еще не совсем понимает, какие могут быть последствия этой войны, но ему уже тяжело дается это расставание. За ними зритель видит женщин, одна из которых держа на руках ребенка, прижимает его к себе. По левую руку от девушки стоит на коленях, возможно, чья-то жена или сестра и молиться, что бы все уходящие на войну вернулись живыми в родной дом.
Видно, что все герои на полотне одеты в национальные русские одежды. Автор дает возможность рассмотреть все мелочи, которые украшаю эти наряды и насладиться ими.
Это большое горе собрало всех от мала до велика в одну команду. Они будут вместе молиться, переживать и ждать возвращения своих родных и близких, которые просто обязаны разбить врага и вернуться живыми домой. Они знают, что многие из ушедших погибнут на поле боя и не вернуться домой, и тогда придется оплакивать навернувшихся воинов.
Автор очень четко смог подобрать как цветовые, так и световые ракурсы при помощи которых зритель может сам прочувствовать все происходящее на себе. Он может представить себя на месте каждого из героев и почувствовать все их проблемы и беды, в которые они попали. Зритель может сделать свой вывод, как бы он поступил в такой ситуации. Каждый смотрящий на это полотно хочет, чтобы все провожающие в этот не простой путь воинов дождался их живыми, и что бы больше никогда не было войны.
Эмоциональное восприятие
От холста живописца Юрия Ракши веет тревогой, ведь никто из героев картины не знает, что его ждёт. Но воины полны решительности стоять до последнего и дать отпор врагу. Главное, что у них есть, — верные жёны, которые всегда их будут ждать. Живописец специально использует светлые оттенки, чтобы изобразить природу и город. Он желает показать, что воины должны вернуться с победой. Благодаря этому холст воодушевляет и даёт надежду.
Но полотно наполнено и такими чувствами, как тревога и отчаяние, потому что не все воины вернутся домой. Многие женщины, изображённые на холсте, вскоре станут вдовами, а дети осиротеют. К сожалению, война не бывает без потерь, поэтому победа обычно даётся высокой ценой. Но сила духа и общие силы всегда побеждают, а вера в то, что дома ждут любимые люди, помогает воинам выжить в самом тяжёлом бою.
Символика в картине «Проводы ополчения»
Описание картины стоит начать со стоящей в центре композиции Евдокия, ведь недаром она изображена самой яркой фигурой. Она, несмотря на явную скорбь на бледном лице, является элементом, символизирующим прямо противоположное войне понятие — жизнь, надежду на светлое будущее родины. На это указывают и её дети, в том числе и нерожденный ребёнок. Она мать, та, кто рождает на свет новых людей. Она золотой свет жизни.
Остальные женщины символизируют глубокую скорбь. Одна из них сидит на земле, схватившись рукой за голову, её лицо словно мертво. Возможно, она провожает на войну своего единственного сына или любимого мужа — последнее, что у неё осталось. Одна девушка крестится и кланяется проходящим воинам. Сразу заметно, что все женщины из разных сословий: старуха в тёмной рясе — крестьянка, девушка в богатом головном уборе — из купечества, а Евдокия — из высшего сословия. Таким образом, художник показал, как общее горе сближает всех людей, от мала до велика, и богатых, и бедных.
Колонна воинов, кроме того, что словно прикрыта тенью, изображена как бы несколько размытой. Это говорит о том, что все воины равны перед лицом смерти. Она не избирательна, её ледяное дыхание может коснуться каждого.
Над людьми и городом раскинулось безмятежно-голубое небо, а за ними — зелёные поля. Это символ мирной жизни, которую оставляют воины ради защиты родины. Немногие из них вернутся сюда, под небесную синь, на зелёные луга, в родной город. Они знают это, но идут навстречу гибели.
Юрий Ракша смог создать невероятно правдивое, точное, атмосферное полотно. Оно словно говорит: Родина — вот что ценно, вот ради чего стоит бороться и отдавать жизни. Сочинение на тему «Проводы ополчения» в 8 классе — крайне интересная и захватывающая тема, над которой стоит порассуждать.