Художник oscar-claude monet (1840

Ссылки [ править ]

  • Бакхаус, Вернер; Клигл, Райнхольд; Вернер, Джон Саймон (1998). Цветовое зрение: взгляд из разных дисциплин . Вальтер де Грюйтер. ISBN 3-11-015431-5.
  • Батлер, Рут (2008). Скрытый в тени Мастера . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-12624-7.
  • Коу, Ральф (1957). «Клод Моне в Эдинбурге и Лондоне». Журнал Берлингтон . 99 (656): 382–383, 385. JSTOR  872333 .
  • Эйтнер, Лоренц (1992). Европейская живопись XIX века: от Давида до Сезанна (1-е изд.). Боулдер, Колорадо: Westview Press. ISBN 0-8133-3962-6. OCLC  638955890 . (требуется подписка)
  • Гедо, Мэри Мэтьюз (2010). Моне и его муза: Камилла Моне в жизни художника . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-28480-8.
  • Хардин, CL (1988). Цвет для философов: расплетая радугу . Hackett Publishing. ISBN 0-87220-039-6.
  • Генрих, Кристоф (2000). Клод Моне, 1840-1926 гг . Taschen. ISBN 978-3-8228-5972-8.
  • Герберт, Роберт Л. (1996). Моне на побережье Нормандии: туризм и живопись, 1867–1886 . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-06881-6.
  • Хорнштейн, Кэти; Кэти Телфэр (2011). « Клод Моне, 1840–1926. Национальная галерея, Большой дворец, Париж. 22 сентября 2010 г. — 24 января 2011 г. ». Искусство девятнадцатого века во всем мире . Ассоциация историков искусства XIX века. 10 (1) ISSN 1543-1002 
  • Дом, Джон (1988). Моне: Природа в искусстве . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-04361-9.
  • Исааксон, Джоэл (1994). «Констебль, Дюранти, Малларме, импрессионизм, пленэр и забвение». Художественный бюллетень . 76 (3): 427. ISSN  0004-3079 ..
  • Ишем, Ховард Ф. (2004). Образ моря: океаническое сознание в романтическом веке . Питер Лэнг. ISBN 978-0-8204-6727-6.
  • Кляйнер, Фред С. (2009). Искусство Гарднера сквозь века: глобальная история (13-е изд.). Томсон Уодсворт. ISBN 978-0-4950-9307-7.
  • Магальяйнш, Роберто Карвалью де (2003). Клод Моне . Нью-Йорк: Очарованные книги льва. ISBN 1-59270-009-8.
  • Мэти, Франсуа (1961). «Импрессионисты» . Жан Стейнберг (переводчик). Фредерик А. Прегер. OCLC  812292 .
  • Матье, Кэролайн (1987). Путеводитель по музею Орсе . Париж: Министерство культуры и коммуникаций. ISBN 978-2-7118-2123-5.
  • Мэй, Стивен (май 1999 г.). «Картина на снегу тогда и сейчас». Американский художник . ВНУ Business Media (63): 44.
  • Мейерс, Джеффри (2011). «Облако незнания». Новый критерий . 29 (6): 73–75. Bibcode : 1961Natur.189..610A . DOI : 10.1038 / 189610b0 . ISSN  0734-0222 .
  • Мейнелл, Хьюго А. (1993). «Благо искусства». Обзор политики в области художественного образования . Рутледж. 95 (2): 13–19. DOI : 10.1080 / 10632913.1993.9936367 .
  • Моффет, Чарльз С. (1999). Импрессионисты зимой: Эффе де Неж . Коллекция Филлипса. ISBN 0-85667-495-8.
  • Майерс, Чак (1998). «Зимняя страна чудес (пейзажи)» . Чикаго Трибьюн .
  • Орр, Линн Федерле (1994). Моне: Введение Моне: Поздние картины Живерни из музея Мармоттан . Художественный музей Нового Орлеана. ISBN 0-8109-2610-5.
  • Рэтбоун, Элиза Э. (1999). «Снежные пейзажи» . Юго-западное искусство . 28 (10). ISSN  0192-4214 . (требуется подписка)
  • Ревальд, Джон (1961). История импрессионизма . Нью-Йорк: Музей современного искусства. ISBN 0-87070-369-2. (требуется подписка)
  • Ричард, Пол (1998). «У Филлипсов, мечта зимнего дня» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинального 10 апреля 2016 года . Проверено 14 апреля 2012 года . (требуется подписка)
  • Роке, Жорж (1996). «Шеврёль и импрессионизм: переоценка». Художественный бюллетень . 78 (1): 26–39. ISSN  0004-3079 .
  • Руар, Дени (1958). Клод Моне . Вкус нашего времени, 25. Джеймс Эммонс (переводчик), Леон Деган (введение и заключение). Нью-Йорк: Альберт Скира. OCLC  518538 . (требуется подписка)
  • Шлихтинг, Х. Иоахим (1999). «Физика и искусство» . Труды Международной конференции учителей физики ’99 . Guangxi Normal University Press.
  • Суини, Джим (январь – февраль 1999 г.). «Импрессионисты рисуют зиму: спецэффект». Weatherwise . Группа Тейлор и Фрэнсис. 52 (1): 22. DOI : 10,1080 / 00431679909604257 . ISSN  0043-1672 .
  • Тинтероу, Гэри; Луаретт, Анри (1994). Истоки импрессионизма . Метрополитен-музей. ISBN 0-8109-6485-6.

Рождение самобытного художника

У Эжена Будена юный Клод обучился навыкам рисования природы на пленэре. Первой картиной Моне можно считать написанный им в 17 лет «Вид на Рюэль». Она даже выставлялась в 1858 году в Гавре. В 1859 году молодой художник уезжает на свою малую родину в Париж. Там он посещает всевозможные художественные выставки и галереи, чтобы больше узнать о живописцах и их стилях. Так как денег у юноши мало, он пишет картины в студии для бедных художников.

Клода призвали в армию в 1861 году и направили в кавалерийскую часть, которая находилась в Алжире. На военной службе Моне пробыл недолго, он заразился тифом и через два года, вместо положенных семи, был уже дома. К тому же, его тетушка, очень любившая племянника, откупила его от военной обязанности, поэтому в армию молодой человек больше не вернулся. Он поступил в университет на факультет искусств, чтобы в скором времени разочароваться в образовательном процессе, который проходил в вузе.

Шарль Лулье «Портрет Клода Моне в армейской униформе», 1861 или 1862 годыМестонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция

Подход к обучению живописи, который Моне видел в университете, ему совершенно не пришелся по вкусу, поэтому Клод сменил место обучения на студию Шарля Глейра. В этом месте встретились будущие французские импрессионисты: Ренуар, который напишет портрет Моне, Сислей и Базиль. Вот как описываются занятия в студии Шарля Глейра (отрывок из книги «Клод Моне» серии «Великие художники мира», составитель А. А. Бобкова):

После занятий в студии Глейра появились первые серьезные работы Клода Моне – «Завтрак на траве» и портрет Камиллы Донасье, который был назван «Дама в зеленом». Что интересно, коллега Клода живописец Эдуард Мане в одно с ним время, только немного раньше, написал картину с похожим названием «Завтрак на природе».

Клод Моне «Дама в зелёном», 1866 годМестонахождение: Картинная галерея, Бремен, Германия

Почти однофамилицы написали почти одинаковые картины, только вот их содержание разительно отличалось друг от друга, хотя тема оставалась одна – завтрак на лоне природы, можно сказать, пикник. Немного о картине Эдуарда Мане из книги серии «Великие художники мира»:

В 1866 году в художественном салоне состоялась выставка картин. Моне выставил свою «Даму в зеленом». Поначалу должен был выставляться «Завтрак на траве», но Клод просто не успел дописать полотно к началу выставки.

Картина же эта достаточно живописна и оригинальна по технике, хоть и имеет простую композицию. Тем не менее, Камилла Донасье принесла своему автору известность. «Завтрак на траве» Моне пришлось продать, так как финансовое положение у него было на тот момент не самое лучшее.

Клод Моне «Завтрак на траве», 1866 годМестонахождение: Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия

По дорогам жизни

В 1892 году, когда муж возлюбленной Алисы умер, Моне наконец-то смог на ней жениться. Этот год ещё отмечен началом работы Клода над серией картин, посвященных Руанскому собору. В течение двух лет он написал 22 полотна.

К сожалению, до сегодняшнего момента из них сохранилось лишь 15. К этому времени импрессионизм, как направление живописи, уже становился классикой, всех художников, стоявших у его истоков, признали, они были известны и уважаемы. В их число входил и Клод Моне.

Клод Моне «Руанский собор вечером», 1894 годМестонахождение: Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия

В 1899 году художник начинает работу над своей, пожалуй, самой известной серией под общим названием «Кувшинки». Пишет эти картины Моне в своем саду, работу над ними он будет вести практически до самого исхода своих дней. Кувшинкам автор посвятил 13 картин, а лилиям – целых 48. «Пруд с кувшинками» на сегодняшний день занимает 9 место среди самых дорогих полотен мира. Эта картина была приобретена в частную коллекцию.

С 1908 года Моне стал ощущать проявившуюся у него катаракту – тяжелую болезнь глаз. Для художника, конечно, это большая трагедия, ведь один из его главных инструментов – это глаза. В этом же году художник побывал в Венеции, где написал «Палаццо Дарио», и изучил доступные в музеях и церквях работы таких мастеров прошлого, как Тициан и Веронезе. В 1911 году умерла вторая любовь живописца Алиса Гошеде, а болезнь глаз усилилась.

В 1923 году художнику сделали две операции на глазах, и они оказались успешными, Моне наконец-то вновь прозрел. В эту пору за пожилым отцом ухаживала Бланш Гошеде-Моне – приемная дочь. В последние годы Клод страдал от тяжелой депрессии, он бросил рисовать и уничтожил многие из своих последних работ.

Клод Моне «Пруд с кувшинками», 1919 годМестонахождение: Частная коллекция

Клод Моне ушел из жизни, когда ему было 86 лет, 5 декабря 1926 года. Многие работы этого уникального живописца хранятся сегодня в самых престижных музеях мира, несколько картин Моне выставляются и в России.

На обложке: Каролюс-Дюран «Портрет Клода Моне», 1867 год. Местонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция

Интересные факты

«Руанский собор» — один из самых знаменитых циклов в жанре импрессионизма. Клод Моне, считающийся основателем этого направления, создал эти картины, чтобы продемонстрировать влияние естественного освещения на внешний облик, атмосферу и общее впечатление, которое может произвести величественное готическое здание. Несколько интересных фактов о серии «Руанский собор»:

  1. Впервые картины были продемонстрированы на выставке в популярной галерее Дюран-Рюэля в 1895 г.
  2. За время создания полотен «Руанский собор» Клод Моне дважды приезжал в Париж из Живерни и снял 3 квартиры неподалеку от храма.
  3. Для цикла было создано около 40 набросков.
  4. Клод Моне одним из первых в Европе стал объединять картины в серии. Существует версия, что серия была вдохновлена графическими циклами японского живописца Хокусая.
  5. Сам «Руанский собор» послужил вдохновением для нескольких представителей абстракционизма – таких, как Кандинский и Малевич, чьи картины также отражали преимущество цвета над формой.
  6. Критики приняли картины, в целом, положительно, но некоторые все же упрекали автора за излишнюю техничность композиции.

Клод Моне продал 10 из 30 полотен еще до выставки, но остальные разделять не хотел. Тем не менее, после смерти автора они все же были раскуплены разными музеями по всей Европе.

Критический анализ

На картине черная сорока сидит на воротах плетеной ограды, а солнечный свет падает на свежий белый снег, создавая тени. В отсутствие человеческих фигур в центре внимания становится птица на воротах. Майкл Ховард из Манчестерского метрополитенского университета назвал картину «экстраординарным воспоминанием о заснеженном холоде позднего зимнего полудня. Голубизна длинных теней создает тонкий контраст с кремово-белыми небесами и пейзажем». Куратор Линн Орр, тогда работавшая в Музее изящных искусств Сан-Франциско , отметила интерес Моне к изменяющемуся свету, зависящему от часа и капризов атмосферы:

Сорока — ранний пример исследования Моне цветных теней. В этом произведении Моне использует дополнительные цвета : синий и желтый. Тень от желтого солнечного света на снегу создает впечатление сине-фиолетового цвета, эффект одновременного контраста . Французские импрессионисты популяризировали использование цветных теней, что противоречило художественной традиции изображения теней путем затемнения и обесцвечивания цвета. Цветные тени можно наблюдать непосредственно в природе, особенно в снежных сценах, представленных Моне. В своем исследовании импрессионизма историк искусства Джон Ревальд заметил, что художники использовали снежные пейзажи, чтобы «исследовать проблему теней». Проблема резюмируется Фредом С. Кляйнером в книге Гарднера «Искусство сквозь века» :

Использование Моне цветных теней возникло из цветовых теорий, которые были популярны в 19 веке. Немецкий ученый Иоганн Вольфганг фон Гете (1749–1832) опубликовал одно из первых современных описаний цветных теней в своей Теории цвета (1810). Гете попытался оспорить теорию цвета, выдвинутую Исааком Ньютоном (1643–1727) в своем трактате « Оптика» (1704). Гете поднял вопросы о субъективной и объективной теории и восприятии цвета, но его интуитивный, нематематический подход критиковался как ненаучный, а его нападки на Ньютона были отклонены как полемика. Вопросы, которые Гете задавал о цвете, не исчезли. Тридцать лет спустя французский химик Мишель Эжен Шеврёль (1786–1889) расширил теорию Гете, написав «Принципы гармонии и контраста цветов» (1839). Теория цвета Гете и Шеврёля сильно повлияла на мир искусства . Принято считать, что Винсент Ван Гог , Камиль Писсарро и Моне включили элементы этих теорий в свою работу. Жорж Сёра (1859–1891) получил известность в 1886 году благодаря своей технике хроматического деления — стилю, на который повлияли теории цветовой схемы Шеврёля и американского физика Огдена Руда (1831–1902).

«Бульвар Капуцинок в Париже» (1873)

Этот самый популярный бульвар Парижа разные художники рисовали много раз. Новый стиль Моне — импрессионизм на этой картине выглядит свежо и необычно. Городской пейзаж с перспективой словно погружен в лёгкую дымку. Время близится закату, а период года по колориту — осень или ранняя весна. Художник мастерски изобразил бурную жизнь знаменитого бульвара. Толпы снующих людей спешат по своим делам, кареты на проезжей части создают впечатление движения. Дома освещены тёплым солнечным светом, часть улицы погружена в тень. При рассмотрении картины вблизи, видно, что люди, деревья изображены простыми грубыми мазками, создаётся впечатление бессмысленного хаоса красочных пятен. Но отойдя на шаг от картины, видно, как все эти пятна превращаются в предметы и людей, и начинают оживать.

10

Первая кампания Этрета

В 1867 году подруга Моне, Камилла Донсьё (1847–1879), родила в Париже их сына Жана. Не имея денег, Моне вернулся в отцовский дом в Сент-Адрессе и жил со своей тетей, оставив Донсьё и их ребенка в Париже. Моне женился на Донсьё в 1870 году. Луи Иоахим Годиберт, коллекционер произведений искусства, стал первым покровителем Моне. Гаудибер помог Моне снять дом в Этрета для Донсьё и Жана в конце 1868 года. Оправившись от эпизода депрессии, Моне присоединился к Донсьё и Жану в доме в Этрета в октябре, с Донсьё в роли музы и модели жизни. К декабрю Моне был в прекрасном настроении, «окружен всем, что я люблю», и начал сосредотачиваться на живописи. В письме к Фредерику Базиллю (1841–1870) Моне писал:

Завтрак (1868 г.). Камилла и сын Жан в Этрете.

Хотя ему нравилось жить с Камиллой и Жаном в Этрете, Моне предпочитал рисовать в одиночестве в сельской местности. Он сказал Базилю:

Во время своего пребывания в Этрете Моне завершил три картины с рыбацкими лодками, одну с изображением сельской дороги и, где-то между концом 1868 года и январем или февралем 1869 года, «Сорока» ( W 133). Написанная за пять лет до первой крупной выставки импрессионистов в 1874 году, «Сорока» является одним из 140 зимних пейзажей Моне, крупнейшим в своем классе. Точное местонахождение снежной сцены, изображенной в «Сороке» , неизвестно. Ральф Т. Коу предложил Моне нарисовать сцену возле фермы Сен-Симеон над устьем Сены в Онфлере .

Описание картины Клода Моне «Сорока»

«Сорока» – картина Клода Моне, написанная в 1968 году и находящаяся сейчас в парижском музее Орсе. На первый взгляд картина кажется очень простой, на ней изображены плетень, сидящая на калитке сорока, фруктовые деревья, дом сбоку и снег. Видно, что на полотно наносились широкие и быстрые мазки. Но эта зрительная простота буквально очаровывает зрителя, заставляет вглядываться в изображение.

Белый цвет, которым пользуется Моне, особенный, не имеющий аналогов в живописи. На фоне снежного пейзажа Моне играет со светом и тенью, создавая особую чувственную атмосферу холодного дня. Изображение будто полупрозрачное. Едва уловимый переход от света к тени завораживает. Моне использует для написания картины лишь неяркие, но при этом блестящие оттенки. Эту картину принято считать своего рода аналогом стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Работать над снежным пейзажем очень непросто, но Моне был вдохновлен Писсарро и Ренуаром. Он охвачен желанием показать зрителю простой пейзаж, западающий в душу. До «Сороки» жанром зимнего пейзажа овладел Курбе, но его картина более живая, открывающая зрителю множество деталей: люди, кони, собаки, а уж затем снег. Клод Моне отходит от живости Курбе и предпочитает изобразить на картине одну лишь маленькую сороку, неуклюже примостившуюся на плетне. Она как бы случайно оказалась на картине и не привлекает к себе много внимания. Живописец называет ее «одинокой нотой».

Простая картина, без ярких мазков и деталей, была не принята современниками художника. Публика того времени привыкла совсем к другим картинам и не была готова воспринять легкость и красоту зимнего пейзажа. Парижский салон отвергает это творение Клода Моне. Позже картину принимают, классифицируют как импрессионистскую и помещают в музей.

Ссылки [ править ]

  • Бакхаус, Вернер; Клигл, Райнхольд; Вернер, Джон Саймон (1998). Цветовое зрение: взгляд из разных дисциплин . Вальтер де Грюйтер. ISBN 3-11-015431-5.
  • Батлер, Рут (2008). Скрытый в тени Мастера . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-12624-7.
  • Коу, Ральф (1957). «Клод Моне в Эдинбурге и Лондоне». Журнал Берлингтон . 99 (656): 382–383, 385. JSTOR  872333 .
  • Эйтнер, Лоренц (1992). Европейская живопись XIX века: от Давида до Сезанна (1-е изд.). Боулдер, Колорадо: Westview Press. ISBN 0-8133-3962-6. OCLC  638955890 . (требуется подписка)
  • Гедо, Мэри Мэтьюз (2010). Моне и его муза: Камилла Моне в жизни художника . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-28480-8.
  • Хардин, CL (1988). Цвет для философов: расплетая радугу . Hackett Publishing. ISBN 0-87220-039-6.
  • Генрих, Кристоф (2000). Клод Моне, 1840-1926 гг . Taschen. ISBN 978-3-8228-5972-8.
  • Герберт, Роберт Л. (1996). Моне на побережье Нормандии: туризм и живопись, 1867–1886 . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-06881-6.
  • Хорнштейн, Кэти; Кэти Телфэр (2011). « Клод Моне, 1840–1926. Национальная галерея, Большой дворец, Париж. 22 сентября 2010 г. — 24 января 2011 г. ». Искусство девятнадцатого века во всем мире . Ассоциация историков искусства XIX века. 10 (1) ISSN 1543-1002 
  • Дом, Джон (1988). Моне: Природа в искусстве . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-04361-9.
  • Исааксон, Джоэл (1994). «Констебль, Дюранти, Малларме, импрессионизм, пленэр и забвение». Художественный бюллетень . 76 (3): 427. ISSN  0004-3079 ..
  • Ишем, Ховард Ф. (2004). Образ моря: океаническое сознание в романтическом веке . Питер Лэнг. ISBN 978-0-8204-6727-6.
  • Кляйнер, Фред С. (2009). Искусство Гарднера сквозь века: глобальная история (13-е изд.). Томсон Уодсворт. ISBN 978-0-4950-9307-7.
  • Магальяйнш, Роберто Карвалью де (2003). Клод Моне . Нью-Йорк: Очарованные книги льва. ISBN 1-59270-009-8.
  • Мэти, Франсуа (1961). «Импрессионисты» . Жан Стейнберг (переводчик). Фредерик А. Прегер. OCLC  812292 .
  • Матье, Кэролайн (1987). Путеводитель по музею Орсе . Париж: Министерство культуры и коммуникаций. ISBN 978-2-7118-2123-5.
  • Мэй, Стивен (май 1999 г.). «Картина на снегу тогда и сейчас». Американский художник . ВНУ Business Media (63): 44.
  • Мейерс, Джеффри (2011). «Облако незнания». Новый критерий . 29 (6): 73–75. Bibcode : 1961Natur.189..610A . DOI : 10.1038 / 189610b0 . ISSN  0734-0222 .
  • Мейнелл, Хьюго А. (1993). «Благо искусства». Обзор политики в области художественного образования . Рутледж. 95 (2): 13–19. DOI : 10.1080 / 10632913.1993.9936367 .
  • Моффет, Чарльз С. (1999). Импрессионисты зимой: Эффе де Неж . Коллекция Филлипса. ISBN 0-85667-495-8.
  • Майерс, Чак (1998). «Зимняя страна чудес (пейзажи)» . Чикаго Трибьюн .
  • Орр, Линн Федерле (1994). Моне: Введение Моне: Поздние картины Живерни из музея Мармоттан . Художественный музей Нового Орлеана. ISBN 0-8109-2610-5.
  • Рэтбоун, Элиза Э. (1999). «Снежные пейзажи» . Юго-западное искусство . 28 (10). ISSN  0192-4214 . (требуется подписка)
  • Ревальд, Джон (1961). История импрессионизма . Нью-Йорк: Музей современного искусства. ISBN 0-87070-369-2. (требуется подписка)
  • Ричард, Пол (1998). «У Филлипсов, мечта зимнего дня» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинального 10 апреля 2016 года . Проверено 14 апреля 2012 года . (требуется подписка)
  • Роке, Жорж (1996). «Шеврёль и импрессионизм: переоценка». Художественный бюллетень . 78 (1): 26–39. ISSN  0004-3079 .
  • Руар, Дени (1958). Клод Моне . Вкус нашего времени, 25. Джеймс Эммонс (переводчик), Леон Деган (введение и заключение). Нью-Йорк: Альберт Скира. OCLC  518538 . (требуется подписка)
  • Шлихтинг, Х. Иоахим (1999). «Физика и искусство» . Труды Международной конференции учителей физики ’99 . Guangxi Normal University Press.
  • Суини, Джим (январь – февраль 1999 г.). «Импрессионисты рисуют зиму: спецэффект». Weatherwise . Группа Тейлор и Фрэнсис. 52 (1): 22. DOI : 10,1080 / 00431679909604257 . ISSN  0043-1672 .
  • Тинтероу, Гэри; Луаретт, Анри (1994). Истоки импрессионизма . Метрополитен-музей. ISBN 0-8109-6485-6.

«Пруд с кувшинками» (1899)

Эта картина продолжает цикл «Японского мостика» из дивного сада в Живерни. Пруд с лилиями и кувшинками, над которым раскинулся дивный голубой мостик написан в холодной сине-зелёной гамме. Лишь охристые проблески солнечных пятен на траве и листьях кувшинок говорит о тёплом летнем вечере. Прозрачная вода отражает растения сада — плакучие ивы, густые кроны яблонь, заросли камыша. Кувшинки жемчужной розовой россыпью качаются на воде, контрастируя с изумрудной листвой. Моне обожал свои кувшинки, которые растил сначала для красоты. А потом он стал писать целые полотна, посвящённые только этим растениям.

Сорока (картина Моне) — это… Что такое Сорока (картина Моне)?

«Сорока» (фр. La Pie) — картина, написанная французским художником Клодом Моне (Claude Monet, 1840—1926) в 1868—1869 годах. Размер картины — 89 × 130 см, c рамой 120.5 × 164 см.

В конце 60-х годов XIX века Моне овладело желание запечатлеть и передать зрителю чувства и эмоции, пробуждаемые в его душе мимолётными состояниями окружающей природы. Вдохновленный Писсарро, а также Ренуаром и Сислеем, он погрузился в  сложную работу над снежным пейзажем.

Незадолго до этого на суд публики уже был с успехом представлен зимний пейзаж, выполненный художником Гюставом Курбе в восторженной манере изображения зимнего леса и охоты.

Художник создал пейзаж, характерный для импрессионизма — изобразительного жанра, получившего свое название пятью годами позднее, на первой официальной выставке. Для этого сельского пейзажа вблизи Этрета, написанного Моне как-будто на одном дыхании, были использованы редкие в то время неяркие и, вместе с тем, сверкающие тона, создающие неповторимый свет солнечного зимнего дня.

Впечатление, произведённое на публику этой картиной, выразил критик Феликс Фенеон, написавший, что публика, приученная к ужасному изобразительному соусу от столпов официальной живописи и академиков, была поражена созерцанием этой неброской картины.

Новизна и смелость манеры Моне, погружающего нас в мир своих чувств и переживаний, заметно отличают эту картину от классических изображений зимнего дня того времени. Это обстоятельство объясняет тот факт, что картина была отвергнута жюри Парижского салона 1869 года.

На пути к абстракционизму

Художник не перестает экспериментировать со стилем написания картин. Он играет со светом, применяет различные новые эффекты. Постепенно техника Моне начинает всё более отдаляться от реалистичных картин мира. С 1890-х годов живописец начинает размывать контуры объектов, находящихся на полотне, и его творчество становится похожим на абстракцию. Некоторые специалисты в изобразительном искусстве считают, что именно Моне стал основополагателем абстракционизма.

Хочется отметить один интересный факт о Клоде Моне. Оказывается, он был успешным садоводом-любителем. Художник не только любил рисовать свой сад, но ему нравилось и покопаться в земле. Моне обменивался семенами со своими соседями по Живерни, ухаживал за цветочными клумбами и другими растениями в саду. Он даже переписывался с питомниками растений по поводу правильного ухода за садом.

За эту картину покупатель заплатил более 80 миллионов долларовКлод Моне «Пруд с водяными лилиями», 1919 годМестонахождение: Частная коллекция

Связанных с работой

В серии из 11 картин Моне, изображающих Мост в Аржантее (1874 г.), также исследовалось использование цветных теней в изображении синих и пурпурных теней на верхней части моста. С годами Моне все больше и больше увлекался цветом и светом. Когда его жена умирала в сентябре 1879 года, Моне написал ее в картине «Камилла Моне на смертном одре» (1879), отмечая «синие, желтые, серые тона». Моне сказал своему другу, французскому государственному деятелю Жоржу Клемансо (1841–1929), что он проводил время, «сосредотачиваясь на ее висках и автоматически анализируя последовательность соответствующих цветов, которые смерть накладывала на ее неподвижное лицо». Камилла умерла от рака в возрасте 32 лет. После ее смерти Моне в основном перестал рисовать людей, вместо этого сосредоточившись на естественных пейзажах. Позже Моне вернулся к рисованию снега и окрашиванию теней с помощью Grainstacks Snow Effect (1891).

Первая кампания Этрета

В 1867 году подруга Моне, Камилла Донсьё (1847–1879), родила в Париже их сына Жана. Не имея денег, Моне вернулся в дом своего отца в Сент-Адресс и жил со своей тетей, оставив Донсьё и их ребенка в Париже. Моне женился на Донсьё в 1870 году. Луи Иоахим Гаудибер, коллекционер произведений искусства, стал первым покровителем Моне. Гаудибер помог Моне снять дом в Этрете для Донсьё и Жана в конце 1868 года. Оправившись от эпизода депрессии, Моне присоединился к Донсьё и Жану в доме в Этрета в октябре, с Донсьё в роли музы и модели жизни. К декабрю Моне был в прекрасном настроении, «окружен всем, что я люблю», и начал заниматься живописью. В письме к Фредерику Базиллю (1841–1870) Моне писал:

Я провожу время на открытом воздухе, на галечном пляже, когда плохая погода или выходят рыбацкие лодки, или я иду в сельскую местность, которая здесь очень красивая, которую я нахожу Возможно, зимой все еще очаровательнее, чем летом, и, естественно, я все время работаю, и я верю, что в этом году я собираюсь заняться серьезными делами.

Хотя ему нравилось жить с Камиллой и Жаном в Этрете, Моне предпочел рисовать в одиночестве в деревне. Он сказал Базилю:

Ты не думаешь, что в природе и в одиночку лучше?… Я всегда был таким, и то, что я делаю в этих условиях, всегда было лучше. Слишком много внимания уделяется тому, что видишь и слышишь в Париже, каким бы твердым оно ни было, и то, что я здесь рисую, имеет, по крайней мере, достоинство того, что ни на кого не похож… потому что это будет просто выражением того, что я буду делать. лично я это почувствовал.

Во время своего пребывания в Этрете Моне завершил три картины с рыбацкими лодками, одну с изображением сельской дороги и, где-то между концом 1868 года и январем или февралем 1869 года, «Сорока» (W 133). Написанная за пять лет до первой крупной выставки импрессионистов в 1874 году, «Сорока» является одним из 140 зимних пейзажей Моне, крупнейшим в своем классе. Точное местонахождение снежной сцены, изображенной в «Сороке», неизвестно. Ральф Т. Коу предложил Моне нарисовать сцену возле фермы Сен-Симеон над устьем Сены в Онфлере.

Первая кампания Этрета [ править ]

В 1867 году подруга Моне, Камилла Донсьё (1847–1879), родила в Париже их сына Жана. Не имея денег, Моне вернулся в отцовский дом в Сент-Адрессе и жил со своей тетей, оставив Донсьё и их ребенка в Париже. Моне женился на Донсьё в 1870 году. Луи Иоахим Годиберт, коллекционер произведений искусства, стал первым покровителем Моне. Гаудибер помог Моне снять дом в Этрета для Донсьё и Жана в конце 1868 года. Оправившись от эпизода депрессии, Моне присоединился к Донсьё и Жану в доме в Этрета в октябре, с Донсьё в роли музы и модели жизни. К декабрю Моне был в прекрасном настроении, «окружен всем, что я люблю», и начал сосредотачиваться на живописи. В письме к Фредерику Базиллю (1841–1870) Моне писал:

Завтрак (1868 г.). Камилла и сын Жан в Этрете.

Хотя ему нравилось жить с Камиллой и Жаном в Этрете, Моне предпочитал рисовать в одиночестве в сельской местности. Он сказал Базилю:

Во время своего пребывания в Этрете Моне завершил три картины с рыбацкими лодками , одну с изображением сельской дороги и, где-то между концом 1868 года и январем или февралем 1869 года, «Сорока» ( W 133). Написанная за пять лет до первой крупной выставки импрессионистов в 1874 году, Сорока — один из 140 зимних пейзажей Моне, самый большой в своем классе. Точное местоположение снежной сцены, изображенной в «Сороке» , неизвестно. Ральф Т. Коу предложил Моне нарисовать сцену возле фермы Сен-Симеон над устьем Сены в Онфлере .

Самые известные картины Моне

Невероятно плодотворный художник Клод Моне за свою жизнь написал более двух тысяч картин. По большей части это пейзажи. Произведения экспонируются в музеях по всему миру. Самые известные из них:

  • «Завтрак на траве» (1866),
  • «Сорока» (1869),
  • «Впечатление. Восходящее солнце» (1872),
  • «Бульвар Капуцинок» (1873) и другие.

Интересен образ самого Клода Моне, автопортрет которого, написанный в 1884 году, красноречиво демонстрирует его неуёмную энергию и мужскую харизму одержимого профессией человека. Автопортрет 1886 года более сдержан, а 1917-го – символичен.

Особо впечатляющие его виды Моне писал циклами:

  • «Вокзал Сен-Лазар» (1877),
  • «Долина Грёз» (1889),
  • «Стога» (1889-1891),
  • «Тополя» (1892),
  • «Руанский собор» (1895),
  • «Кувшинки» (1900-1908),
  • «Лондон» (1904),
  • «Венеция» (1912).

Какое счастье, что мастер написал такое огромное количество картин – их можно без конца пересматривать, каждый раз находя что-то новое и получая живые и трепетные впечатления от прикосновения к прекрасному и вечному.

Известные картины Моне

Популярность Моне сегодня переоценить невозможно: по сей день он входит в число трех самых дорогих художников мира.

  1. Одна из наиболее известных и ранних работ Клода Моне – картина «Женщины в саду», созданная в 1866 г. Для написания её он вырыл траншею, чтобы удачнее выбрать ракурс, правильно установить мольберт и встать самому. Сюжет картины прост: четыре молодые дамы прогуливаются по летнему саду, собирая цветы и мило беседуя. Одна из них – молодая натурщица Камилла Донсье – в дальнейшем стала женой Моне.
  2. 1866 год стал также временем написания картины «Дама с зонтиком, повернувшаяся налево». Объектом изображения стала молодая девушка, приемная дочь Моне Сюзанна. Художник смотрит на натурщицу снизу вверх, захватывая, помимо фигуры девушки, траву и цветы крупным планом и большой кусок неба. Один из главных героев картины – ветер, который управляет движением объектов, создавая ощущение энергии и движения сюжета.

  3. Картина «Водяные лилии» 1905 г. после её покупки неизвестным любителем живописи была скрыта от посторонних глаз более 70 лет. На ней изображены пруд, лилии в нем и отражающиеся в глади воды облака. Считается, что этот сюжет художник срисовал с водоема в Живерни. Этому полотну суждено было стать самым дорогим на лондонских торгах: его оценили в 54 миллиона долларов.
  4. «Маннпорт» (1883 год) сейчас находится в Нью-Йорке, в музее Метрополитен. Объект изображения для этой картины – скалы Нормандии. В эту страну Моне часто ездил, создав более 60 картин о её могучей и суровой природе.
  5. На картине «Дама с зонтиком» (1886 г.) изображена жена Моне Камилла Донсье. Полотно относят к раннему периоду творчества: линии размыты и неточны, основной акцент сделан на красках и ощущениях самого художника.
  6. Знаменитое полотно, давшее имя всему направлению «импрессионизма» — «Впечатление. Восход солнца» редко кого оставляет равнодушным. Порт Гавр, раннее утро, лодки на глади воды, еле заметные в утреннем тумане, мрачные и темные краски с контрастирующим на их фоне ярким солнцем – картина была создана, чтобы перевернуть представление о технике и назначении живописи. Однако первые зрители отнеслись к новаторству прохладно, не оценив её скрытой силы и перспектив.

  7. Интересна, с точки зрения создания сюжета, картина «Завтрак на траве» 1866 года. Сам стиль полотна не свойственен импрессионистической манере письма Моне. Это картина перехода, поиска себя. Идейным вдохновителем стал Эдуард Мане (не стоит путать эти разные произведения искусства), которые создал несколькими годами ранее одноименную картину. Она вызвала бурную реакцию и скандал из-за реалистично изображенных на ней обнаженных женщин. Клода Моне эта картина привела в восторг. Он решил повторить успех этого полотна и эпатировать публику. На данный момент то, что мы видим на картине, – это одна из трех частей огромного полотна, который так и остался незавершенным, хотя был выставлен на Парижском салоне.
  8. «Кувшинки» 1916 года – продолжение темы воды и водяных линий в творчестве Моне и часть серии водяных пейзажей. В ней интересно композиционное решение: сюжет как будто выхвачен из огромной, бескрайней картины. Художник обрезал крупные центральные цветы, чтобы показать бесконечность природного пространства. Благодаря ярким краскам и необычной композиции, казалось бы, обычный пруд завораживает зрителя.
  9. «Терраса в Сент-Адресс» – одно из ранних творений художника, созданных в 1867 г. На картине изображена летняя терраса с сидящими в креслах мужчинами и девушкой, которая стоит у перил вместе со своим спутником. Строгие линии, отсутствие размытости и композиционное решение не свойственны манере импрессионизма.

  10. «Поле маков у Аржантея» 1873 г.. Герои картины – сын и жена художника. Они пробираются сквозь высокую траву и яркие красные маки. На заднем плане видны фигуры еще двоих, а также маленький белый дом вдалеке.

Искусствоведы пришли к выводу, что в последние годы своей жизни художник выходит за рамки импрессионизма, предвосхищая дальнейшие изменения в живописи и очерчивая перспективы. Войдя в историю мировой живописи и обретя множество сторонников и последователей, картины Моне, с названиями и кратким описанием которых мы ознакомились, остаются не только в памяти зрителей, но и в их сердце, вызывая настоящие чувства и некую тоску по уходящей и сиюминутной красоте этого мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: