Содержание
-
Слайд 1
Татлин Владимир Евграфович — (1885–1953), русский художник; наряду с К.С.Малевичем – один из двух самых авторитетных лидеров русского авангарда первой половины 20 в. Родился в Москве 16 (28) декабря 1885 в семье инженера.
-
Слайд 2
В 13 лет убежал из дома, жил случайными заработками, плавал юнгой в Турцию, помогал иконописцам и театральным декораторам. В 1902 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но уже через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение».
-
Слайд 3
В 1905–1910 занимался в Пензенском художественном училище.
Завязал связи с М.Ф.Ларионовым, Д.Д.Бурлюком, В.В.Хлебниковым и другими авангардистами, участвовал в выставках «Мира искусства» и «Союза молодежи», а также в выставках «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». В 1912 устроил в Москве свою собственную мастерскую-школу. Побывал в Германии и Франции (1914), посетил студию П.Пикассо в Париже. -
Слайд 4
В ранней живописи Татлина аналитически выделяются крупные, ритмически соподчиненные плоскости (Матрос (Автопортрет), 1911, Русский музей, Петербург). В своей сценографии, совмещая черты модерна и футуризма, он экспрессивно воплощает всеобщий, «мировой» ритм (оформление «народной драмы» Царь Максемьян в московском «Литературно-художественном кружке», 1911; циклы эскизов к неосуществленным оперным спектаклям – Жизнь за царя М.И.Глинки, 1913, и Летучий голландец Р.Вагнера, 1915).
-
Слайд 5
в 1914 он изобретает новую разновидность искусства – «живописный рельеф» или «контррельеф» (среди сохранившихся работ такого рода – композиция из цинка, палисандра и ели, 1916; Третьяковская галерея, Москва); искусство здесь, прервав процесс пассивного отражения натуры, само выходит (буквально «выпирает») в мир, превратившись в конструирование реальных трехмерных вещей.
-
Слайд 6
Модель памятника III Интернационала. 1919-20.Реконструкция 1979. Дерево, железо, стекло
Татлин в 1918–1919 руководил московским отделом ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса. В 1919–1920 он создал главное свое произведение, модель грандиозного здания-памятника Октябрьской революции или «башни III Интернационала» (металл, стекло, дерево; модель не сохранилась, известна по фото и нескольким реконструкциям), задуманное как гигантский комплекс вращающихся с разной скоростью цилиндров, объединенных вокруг общей наклонной оси.
-
Слайд 7
Модель памятника III Интернационала (1919-20).
-
Слайд 8
В постреволюционные годы Татлин активно занимался преподаванием: в московских Высших художественно-технических мастерских – Высшем художественно-техническом институте (Вхутемас – Вхутеин) и в Киевском художественном институте (1918–1930). В процессе его педагогической деятельности закладывались основы «производственного искусства», призванного, как это было изначально задано в контррельефах, создавать не образы вещей, а сами вещи, формирующие новый быт (имея в виду эту цель, он сам создает лаконично-функциональные модели прозодежды, утвари и мебели, 1923–1924).
-
Слайд 9
В 1930-х Татлин использует в качестве мастерской звонницу Новодевичьего монастыря в Москве. Там, в чистом высоком пространстве, с учениками, он строит окончательные модели летательного аппарата. Этот «воздушный велосипед» представлял собой каркас из гнутого дерева, обтянутый шелком. Его конструкция была результатом исследования теории полета и скелетов птиц.
-
Слайд 10
Летатлин» — это своеобразный контррельеф, Модели, сооруженные в мастерской, казалось, могли парить сами по себе, словно им не требовался подвес. Испытания «Летатлина» так и не состоялись. Он был выведен на летное поле, но одна из моделей сломалась на земле. На многих персональных выставках художника аппарат парил под потолком. Один из авторских экземпляров сохранился до наших дней.
-
Слайд 11
Летатлин (махолет). 1932. Дерево, металл, китовый ус.
-
Слайд 12
-
Слайд 13
-
Слайд 14
-
Слайд 15
-
Слайд 16
В 1930—1940х годах Татлин был вынужден работать как книжный художник и сценограф.
-
Слайд 17
Последние годы жизни
Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1932 году. В дальнейшем, когда, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией социалистического реализма, Татлин сотрудничал с театром и вернулся к живописи.
Татлин умер в 1953 году, но его наследие оказалось востребованным сначала в 1960-е, а затем — в 1990-е годы в Европе и России. Проводились ретроспективные выставки, его проекты реконструировались и цитировались различными художниками, наследие В. Татлина стало одним из символов русского авангарда.
Посмотреть все слайды
Александр Родченко
Центральная фигура русского конструктивизма, один из основоположников дизайна, фотомонтажа, художник книги, фотограф, мастер рекламы.
Учился в художественной школе в Казани с 1911 по 1914 гг. В 1914 году увлекается идеями Малевича. Учится в Строгановском художественно-промышленном училище. После его окончания занимался собственным творчеством, например, создал ряд графических композиций, используя чертежные инструменты. Демонстрирует их на выставке «Магазин» (1916). В 1914-1915 гг. впервые создает первые образцы фотомонтажа. В 1916 году занимался творческой исследовательской деятельностью, выявляя пространственную глубину и форму элементов.
В 1918 году заведует музейным бюро, некоторое время – директор Музея живописной культуры, организатор Московского отдела ИЗО, который входил в состав Наркомпроса. Сотрудничает в газете «Искусство коммуны». Создает серию «белых скульптур». Автор графической серии эскизов, построенных на циркульных окружностях. Отрабатывает конструктивный прием стержневого высотного сооружения.
Расцвет творческой деятельности художника пришелся на 1920-е годы. В 1919-1920 гг. вместе с А. Шевченко, Л. Поповой и др. входит в объединение Живскульптарх. В 1920-е гг. Родченко был преподавателем во ВХУТЕМАСе, возглавлял Лабораторию по изучению живописи при ВГХМ. В 1922 году вышла его книга «Лабораторное прохождение через искусство живописи и конструктивно-пространственные формы к индустриальной инициативе». Одновременно с подготовкой книги Родченко работал в области плаката – фотомонтажа. В 1923 году готовил обложки для «ЛЕФа». В 1929 году оформил спектакль «Клоп» В. Маяковского.
В следующее десятилетие творческая жизнь для Родченко раздвоилась. С одной стороны, он занимался агитпропагандой в соответствии с соцреализмом, а с другой – сохранял внутреннюю свободу, что выражалось в создании фоторепортажей и произведений станковой живописи на тему цирка. Для последних лет творчества характерны декоративные композиции в стиле абстрактного экспрессионизма.
Во время ВОВ находился в эвакуации, в 1943 году вернулся в Москву и был главным художником Дома техники. Проектировал серию плакатов о В. Маяковском, создал эскизы оформления поэмы «Хорошо!» совместно с женой В. Степановой, участвовал в оформлении выставок и альбомов. В целом, его позднее творчество противоречило официальной эстетике, причем в 1951 году Родченко был даже исключен из Союза художников, т.к. продолжал заниматься собственной независимой деятельностью, в основном экспериментальной, правда, в 1954 был восстановлен. Скончался художник в Москве 3 декабря 1956 года.
Башня Татлина
Поездка в Европу помогла Татлину осознать, что искусство преобразилось. Базой для нового искусства должны были стать форма, конструкция и материал. Татлин объединил все это и создал свое направление – конструктивизм.
Первым произведением в рамках конструктивизма стал «Контррельеф». Это была объемная абстракция, которая была создана из дерева, меди и железа. Выставлен «Угловой контррельеф» был в 1914 году. Данная работа вывела из себя всех последователей традиционного искусства. Татлина начали активно критиковать, но вместе с тем у него появилось и несколько последователей. Художники-революционеры начали создавать свои экспериментальные объемные работы.
Революционные движения в стране приводили Татлина в восхищение. Он активно работал на новую власть – ему было поручено создать памятник Третьему интернационалу. Так была создана известная башня Татлина.
Внешне памятник был похож на башню. Железобетонные основы были вынесены вперед, они будто обвивали здание. Внутри этой конструкции находились разные по форме стеклянные помещения. Кубическое пространство должно было стать помещением для съездов партии, цилиндрическое – для исполнительного комитета, пирамидальное – для средств массовой информации, полусферное – для кинотеатра. Владимир Татлин хотел сделать так, чтобы все помещения могли бы вращаться вокруг оси с различной скоростью. На самом верху он хотел поместить огромный проектор, который бы транслировал лозунги коммунистов в небо.
Рисунок 2. Башня Татлина. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Воплотить этот проект в реальность Татлину удалось только в качестве деревянного и металлического макетов. На одном из съездов был представлен макет, который, к сожалению, не понравился руководству партии – Ленину и Троцкому.
Несмотря на то, что на Родине идею башни не приняли, Владимир Татлин повез ее в Париж на выставку. Там башня удивила публику. Однако новость о том, что башню невозможно реализовать, вывела художника из себя, он стал нервным и раздражительным.
Любовь Попова
Живописец, график, театр. художник. Сестра литературоведа и философа П.Попова. Училась в студии К.Юона в Москве (1908-09), затем в Париже (1912-13). Участница выставок. Представительница русского худ. авангарда, с 1914 близка к кубофутуристам. Член худ. об-в «Трамвай В», «Супримус». С 1920 сотр. моск. ИНХУКа. В 1922-24 входила в ЛЕФ, пропагандист «производственного» искусства. Живописные композиции (в т.ч. «Конструкция», 1920) и др. работы. С 1922 художник по текстилю и моде, театр. художник. Покончила с собой.
Родилась в имении Красновидово (село Ивановское, Московская губерния) 24 апреля (6 мая) 1889 в семье богатого предпринимателя. Занималась в студиях С.Ю.Жуковского (1907) и К.Ф.Юона (1908–1909) в Москве, в Париже – в студии «Палитра», под руководством А.Ле-Фоконье, А.Сегонзака и Ж.Метценже (1912–1913), и, наконец, в московской студии В.Е.Татлина (1913). В эти годы много путешествовала по России и Западной Европе.
В 1914–1916 участвовала в целом ряде авангардистских выставок («Бубновый валет», «Трамвай В», «О, 10», «Магазин»). Познакомившись с К.С.Малевичем, зимой 1916–1917 приняла участие в организации недолговечного общества «Супремус». Ранние вещи художницы решены в духе фовизма и аналитического кубизма. Позднее перешла к более динамичной, «кубофутуристической» манере (Человек + воздух + пространство, 1913; Портрет философа, 1915; обе работы – в Русском музее) и полуабстрактному синтетическому кубизму. Манера художницы воспринимать мир как гигантский натюрморт, воссоздаваемый на полотне или в графическом листе в остроритмичных, а колористически – в декоративно-насыщенных, красочно-звучных формах, в полной мере проявились в произведениях середины 1910-х годов. Этапным в этом смысле явился цикл Живописная архитектоника, исполненный в 1916–1918-х годах. Именно разнообразие красочных ритмов отличает эти произведения от более строгого супрематизма Малевича.
В 1920 художница обращалась к сценографии, предваряя в ней стиль компромиссного между модерном и авангардом «ар деко» (эскизы занавеса и кукол для спектакля Сказка о попе и работнике его Балде по А.С.Пушкину для Первого государственного театра для детей; оформление спектакля Канцлер и слесарь по пьесе А.В.Луначарского в Театре комедии). С 1920 преподавала во Всесоюзных художественно-технических мастерских (Вхутемас) и работала в Институте художественной культуры (Инхук), занимаясь там в секции монументального искусства, руководимой В.В.Кандинским; в 1922 примкнула к ЛЕФу («Левому фронту искусств»). Ее дизайн спектакля Великодушный рогоносец по пьесе Ф.Кроммелинка (поставленного в 1922 мастерской В.Э.Мейерхольда) стал этапным шедевром авангардной сценографии, с доминирующим на сцене миром абсурдно-гротескных структур и вещей; конструктивизм здесь впервые столь решительно продвинулся в сферу театра, однако сами «инхуковские» конструктивисты устроили над Поповой показательный (по-своему театральный) суд, считая этот «выход из лабораторной стадии» преждевременным. Тем не менее теория авангарда продолжала переходить в практику: в 1923 Попова оформила для Мейерхольда еще один спектакль (Земля дыбом по пьесе М.Мартине – С.М.Третьякова), а в 1924 занялась «производственным искусством», разрабатывая рисунки текстиля для 1-й ситценабивной фабрики.
Дополнение:
«Дама и Рояль» Казимир Малевич 1913 год
«Два крестьянина на фоне полей» Казимир Малевич 1930 год
«Черный квадрат» Казимир Малевич 1915 год.
«Необъективная композиция» Александр Родченко 1917 год.
«Реалистичная абстракция» Александр Родченко
«Цель композиции» Александр Родченко
«Купание женщины» Владимир Татлин
«Моряк» Владимир Татлин
«Сюжет 1» Владимир Татлин
«Мужчина на улице» Ольга Розанова 1913 год
«Бессюжетная композиция на белом фоне» Ольга Розанова 1913 год
«Натюрморт с кувшином и яблоками» Ольга Розанова 1910 год
«Москва. Синтетический город.» Александра Экстер 1914 год
«Карнавал в Венеции» Александра Экстер
«Архитектоника Картины» Ольга Попова 1917 год
«Натурщица» Ольга Попова 1912 год
Память
- 125-летию со дня рождения Владимира Татлина была посвящена его выставка в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу, открывшаяся 5 октября 2011 года. В экспозиции было представлено около 60 работ, четверть из которых — реконструкции.
- Улица Татлина в Пензе.
- Улица Татлина в Москве.
- «TATLIN» — екатеринбургское издательство, специализирующееся на архитектурной тематике.
- Tatlin — семейство систем хранения данных производства Yadro.
- В 2010 году Союзом архитекторов России была учреждена «премия Владимира Татлина» — российская национальная премия в области архитектуры. Премия вручается ежегодно за лучшие проектные предложения и авторские концепции в смотре-конкурсе «Архитектурные произведения». Лауреатам вручается приз в виде стилизованной Башни Третьего Интернационала, автором которого стал Юрий Аввакумов.
Татлин В.Е. «Портрет артиста». Описание картины
В полном соответствии с традициями русского авангарда написана картина «Портрет артиста». Сюжет, как и подобает полотнам этого жанра, незамысловат. Не нужно быть знатоком живописи, чтобы увидеть в скупой на цвета и оттенки работе образ человека. «Артист» Татлина одет в синий добротный костюм, такую же синюю широкополую шляпу и обязательный аксессуар интеллектуалов – галстук в тон. Он чисто выбрит и аккуратно подстрижен. По лицу человека сложно определить, что он чувствует в данный момент – лицо его не богато на эмоции, сосредоточенно и серьезно. Черты лица его искажены, но выдают возраст героя – чуть больше сорока лет.
Ничто не выдает и принадлежность мужчины к определенной творческой профессии. Артист, но артист какого жанра или направления? Разгадку мог бы дать предмет, который человек сжимает в руке. Но четко не видно, что это – кисть или карандаш, а, быть может, перо? По традиции, все они – атрибуты писателей, поэтов или художников. Но назвать их артистами нельзя, а картина Татлина говорит об обратном.
Простоту тематики картины оттеняют выбранные художником цвета красок. Любимые тона Татлина – синий, красновато-охристый, желтоватый и пепельно-седой используются сочно и смело, выгодно противопоставляя цвет заурядной геометрии линий. Работая над картиной, художник не спешил заполнять полотно жирными густыми мазками, напротив, она отличается гладкой поверхностью масла на холсте, мягкой растушевкой и чистым, без смешивания с другими тонами, цветом. Используя подобные приемы, Татлин лишает плотно фактурности и объема.
При всей простоте жанра «Портрета артиста», художнику удалось придать полотну авангардный характер
Несмотря на очевидность изображаемого, Татлин оставил зрителям загадки, заставляя обращать внимание на картину и размышлять
«Портрет артиста» 1914 г. Холст, масло. 104 х 88 см.
Картины художника Татлина В.Е.
Супрематизм
Кульминацией «алогизма» стало создание в Санкт-Петербурге, в декабре 1913 года, оперы «Победа над солнцем», для которой Малевич конструировал декорации. Занавес с черным квадратом символизировал новые возможности, появившиеся в связи с кончиной старых порядков.
Так началось исследование и совершенствование Малевичем революционной формы искусства, известной как супрематизм. Направление основывалось на утопических идеалах искусства и являлось политически-революционным.
Первая выставка супрематизма («0,10») состоялась в Санкт-Петербурге, в декабре 1915 года, и состояла из тридцати пяти абстрактных произведений Малевича, включивших в себя изображение множества треугольников, прямоугольников и кругов, исполненных в ярких красках. Основным произведением стал знаменитый Черный квадрат на белом фоне, который помог приобрести Малевичу его статус и влияние.
После публикации манифеста от кубизма к супрематизму (1915 год), Малевич начинает работать с другими супрематистами, такими как Любовь Попова, Дэвид Бурлюк, Натан Альтман и другими.
Малевич обосновывал свой супрематизм, ссылаясь на желание создавать искусство, независимое от объекта и осуждал классическую живопись, обвиняя ее в краже образов из природы, а старых мастеров в неумении придумать нечто новое. На этапе развития направления, Малевич, создававший первоначально строгие и концептуальные работы, подобные черному квадрату, столкнулся с дилеммой. Развитие абстрактных образов расширяло содержание картин, препятствуя идеям о простоте и аскетизме. Фактически, после долгих поисков и экспериментов с глубиной цвета и содержанием, признание того, что исследования супрематизма зашли в тупик, стала композиция «Белое на белом» (1918, Музей современного искусства, Нью-Йорк).В 1927 году работы Малевича выставлялись в Варшаве и Берлине. Эти выставки, наконец, принесли художнику международное призвание. К счастью для истории искусства, Казимир оставил большую часть своих работ не на территории Советского Союза, справедливо пологая, что советская власть со временем будет расправляться с модернистскими движениями.
Художник скончался от рака в мае 1935 года в Ленинграде
В настоящее время Малевич рассматривается многими критиками в качестве важной фигуры абстрактных художественных движений дореволюционной России и одного из самых инновационных художников 20-го века
Казимир Малевич
Русский художник Казимир Северинович Малевич родился в Киеве. В 1900-х годах он создавал пейзажи и другие работы под влиянием картин импрессионистов. В 1904 году, после смерти отца, он переехал в Москву, где с 1904 по 1910 год обучался в московском училище живописи, скульптуры и архитектуры, а также в студии Федора Рерберга.
В 1907 Казимир знакомится с Михаилом Ларионовым и в течение следующих нескольких лет оба мастера совершенствуют примитивистский стиль, а также вступают в объединение «Бубновый валет» и более радикальный «Ослиный хвост». Стоит отметить, что картины Малевича являются интенсивнее и ярче по цвету, чем Ларионова, отражающие влияние Матисса.
В 1911 году работы Малевича появляются на второй выставке Владимира Татлина и группы «Союз молодежи» в Санкт-Петербурге. Год спустя работы Казимира на крестьянскую тематику находились на выставке «Ослиный хвост», в Москве.
Картины Малевича демонстрировали поглощение западных авангардных влияний, и сочетали в себе кубизм и футуризм, притом эти стили не были похожи на классические картины Брака или Пикассо.
Слайд 7Весной 1914 года в Москве уже открылась
первая выставка «материальных подборов» мастера. Экспозиции представляли
собой трехмерные картины, элементы которых были разнообразной формы, материала и крепились к основе
Художник концентрировал внимание на характере поверхности материала и на его текстурных свойствах. Присущий началу XX века кубизм в трудах живописцев трансформировался у Татлина в рельефные композиции из металлических конструкций, деревянных плоскостей, стекла и штукатурки
Невиданные ранее сочетания в работах создали особый эстетический эффект. Конструктивизм был для дизайнера новым способом видеть окружающий мир: пластический, пространственный, скульптурный…
«Контррельеф»
Список литературы
- Общество «Александра Экстер»
- Alexandra Ekster (website by Jean Chauvelin and Nadia Filatoff)
- Энциклопедия Кругосвет «Александра Экстер»
- Георгий Коваленко Александра Экстер и Алексей Явленский. Журнал «Русское искусство»
- Культура Портал: Андрей Наков — о творческом наследии Александры Экстер
- А.Альчук «Роль женщин в истории визуального искусства»
- Экстер Александра Александровна: биография, 75 картин
- Общество «Александра Экстер»
- Alexandra Ekster (website by Jean Chauvelin and Nadia Filatoff)
- Энциклопедия Кругосвет «Александра Экстер»
- Георгий Коваленко Александра Экстер и Алексей Явленский. Журнал «Русское искусство»
- Культура Портал: Андрей Наков — о творческом наследии Александры Экстер
- А.Альчук «Роль женщин в истории визуального искусства»
- Экстер Александра Александровна: биография, 75 картин
- Общество «Александра Экстер»
- Alexandra Ekster (website by Jean Chauvelin and Nadia Filatoff)
- Энциклопедия Кругосвет «Александра Экстер»
- Георгий Коваленко Александра Экстер и Алексей Явленский. Журнал «Русское искусство»
- Культура Портал: Андрей Наков — о творческом наследии Александры Экстер
- А.Альчук «Роль женщин в истории визуального искусства»
- Экстер Александра Александровна: биография, 75 картин
- Направление творческой деятельности дизайнера (Этимология понятия дизайна)
- Исследование самооценки и уровня притязаний
- Исследование самооценки и уровня притязаний личности (Самооценка и уровень притязаний в современной психологии)
- Информационное обеспечение профессиональной деятельности (Значение документации в бухгалтерском учете)
- Основы оценки нематериальных активов, объектов интеллектуальной собственности
- Основы оценки машин и оборудования. (Стандарт оценки стоимости машин и оборудования. Рынок машин и оборудования, особенности его функционирования и регулирования.)
- Защитные механизмы ОС macOS
- Трудовой договор: понятие и содержание. Отличие трудового договора от гражданско-правового договора
- Как настроиться на рабочий лад. Обзор эффективных техник самомотивации (Как настроиться на рабочий лад?)
- Безопасность жизнедеятельности
- Теория и практика перевода
- Видо-временные формы группы Perfect
Слайд 15Татлин включился в процесс монументальной пропаганды в
качестве проектировщика. Он искал новый тип монумента,
который соответствовал бы, по его мнению, революционной эпохе. В своем проекте Татлин сочетал обращение к древнерусской архитектурной традиции, создававшей памятники крупнейшим историческим событиям только в форме монументальных зданий, со стремлением использовать самые новейшие, еще никогда в архитектуре не применявшиеся конструктивные, тектонические и пластические идеи. Одновременно он искал новую — резко отличную от древних храмов-памятников — функцию для своего здания-монумента. Татлин проектировал такой монумент в честь Октябрьской революции, а вскоре после организации III Интернационала стал рассматривать свой проект как «Памятник III Интернационала».Здание-памятник, по проекту, должно было вместить верховные органы всемирного социалистического государства будущего — «Совет Рабочих и Крестьянских Депутатов Земного Шара».
Известные работы
Башня Татлина (слева) на марке 2000 года
- Поднимающий спички, 1910, бумага на картоне, тушь, 26×18 см, ГТГ
- Матрос (Автопортрет), , Русский музей, Петербург
- Букет, 1911, холст, масло, 93×48 см, ГТГ
- Продавец рыб, 1911, холст, клеевые краски, 77×99 см, ГТГ
- Арлекин, эскиз святочного костюма, 1912, картон, тушь, 32×24 см, ГТГ
- Шесть эскизов декораций и костюмов для неосуществленной постановки оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», 1913 (Поляк, Антонида, Мужик, Бал, Лес, Спасские ворота), ГТГ
- Рельеф, 1914—1915, металл (медь), дерево, 62×53×13 см, дар Г. Д. Костаки, ГТГ
- Контр-рельеф, 1916, полированное красное дерево, кровельное и оцинкованное железо, дерево, цинк, 100×64×34 см, ГТГ
- Доска № 1 (Старо-Басм(анная), 1916, дерево, темпера, позолота, 100×57 см, ГТГ
- Первая модель «Памятник III Коммунистического Интернационала» или «Башня Татлина», 1920—1921
- Вторая модель «Памятник III Интернационала» или «Башня Татлина», 1930, дерево, железо, плексиглас, высота 500 см, руководитель Д. Н. Димаков
- «Летатлин», летающий аппарат (орнитоптер), 1929—1932, Музей истории авиации, Монино, Московская область
- Женский портрет, 1933, Дерево, масло, 55×47 см, дар Г. Д. Костаки, ГТГ
- Букет, 1940-е годы, дерево, масло, 32×24 см, ГТГ
- Мясо, 1947, холст на картоне, масло, 67×71,5 см, дар Г. Д. Костаки, ГТГ
- Череп на раскрытой книге, 1948—1953
Слайд 10У Татлина был свой проект революции —
станковый конструктивизм. Художник должен не писать бесполезные
картины, а творить самостоятельные, утилитарные и, при этом идеологические объекты – от носков до Дворца Советов — которые активно формируют окружающую среду. Эти объекты создаются на основе полезности, разумности, целесообразности, простоты и достижений науки и техники. Среда, созданная при помощи таких объектов, бодро меняет сознание человека, и он становится новым человеком, в данном случае – советским/коммунистическим. Где-то совсем вдали маячит слияние человека, авангардизма и техники во что-то вроде неких могучих и могущественных человеко-машин типа нынешних киношных киборгов, только с идеологией в голове. И тогда уж совсем будет хорошо. А главный во всей этой истории – авангардист-демиург.
Ольга Розанова
Ольга Владимировна Розанова (3 июля 1886, Меленки — 7 ноября 1918, Москва) — художница-авангардистка, живописец, график, иллюстратор, участница знаменитой «Последней футуристической выставки 0,10», член обществ «Союз молодежи» и «Бубновый валет». Ольгу Розанову называют одной из крупнейших представительниц русского авангарда.
Особенности творчества художницы Ольги Розановой: творческие искания Ольги Розановой прошли по извилистому пути — от примитивизма к футуризму, далее к супрематизму и цветописи. Вдохновляясь декоративным народным искусством, Розанова, по словам критика Абрама Эфроса, «родилась футуристкой». Ее колористический талант уникален; своим творчеством Ольга Розанова на несколько лет опередила развитие русского абстрактного искусства, ставя во главу угла авторское восприятие мира.
Известные картины художницы Ольги Розановой: «Кузница», «Портрет дамы в розовом платье», «Зеленая полоса». (в разделе «дополнение» есть изображения картин)
Ольга Розанова родилась в небольшом уездном городке Меленки Владимирской губернии. Владимир Яковлевич Розанов был уездным исправником, а мать, Елизавета Васильевна – дочерью священника. В 1896 году семья Розановых – отец, мать и четверо детей – переехали во Владимир, где Ольга поступила в женскую гимназию. По ее окончании девушка уехала в Москву – решение обучаться живописи было твердым. В 1904 году Розанова поступила в частное художественное училище Анатолия Большакова, где проучилась три года. Позже посещала классы в Строгановском училище, а также занималась в студии Константина Юона и Николая Ульянова. После Москвы был Санкт-Петербург и школа Званцевой, где она училась у Мстислава Добужинского и Кузьмы Петрова-Водкина. В письме к сестре художница писала: «Мастерская эта лучше даже теперешних парижских. Нет сомненья, что эта школа вводит в точку современного искусства».
Розанова жила во Владимире, наезжая в Москву и Санкт-Петербург на время выставочного сезона. На рубеже 1910-х годов она создала первую значимую серию работ – еще фигуративную, преимущественно пейзажную. В приобретении необходимых холстов и красок ей помогали меценаты, в том числе Левкий Жевержеев, председатель петербургского общества художников «Союз молодежи», в которое Розанова вступила в 1910 году. Художница Варвара Степанова отмечала большие достижения Розановой в портретной живописи: «Портрет дамы в розовом платье» — «… необычайный почти единственный портрет по своей силе во всей новой русской живописи, где через призму цвета проходит и глубокая психология портрета и понимание портретной живописи».
Участие в выставках «Союза молодежи» принесло Розановой успех и известность, ее работы покупали, печатали в журналах. Розанова написала манифест «Союза молодежи» (1913), стала членом правления этого общества. В литературную секцию вошли Давид Бурлюк и Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, а также Алексей Крученых, с которым Розанову связали общие творческие проекты и личный роман. Розанова оформляла книги Крученых, проявив весь арсенал навыков – от коллажа до литографии; всего в содружестве Розанова-Крученых было создано 18 книг. В 1915 году вышел альбом ее линогравюр с текстами Алексея Крученых «Война».
«Специализироваться на одном каком-нибудь искусстве — это очень скучно» — считала художница, и под влиянием спутника жизни стала писать стихи в беспредметной стилистике. В 1917 году она разработала декоративные эскизы, по которым были созданы вышитые работы. После Октябрьской революции Ольга Розанова вошла в московскую коллегию Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, в сфере ее внимания оказались проблемы объединения народных промыслов с учебными мастерскими. Художница не оставляла собственные изыскания в цветописи и беспредметном искусстве.
Ее жизнь трагически оборвалась в первую годовщину Октябрьской революции – Ольга Розанова умерла от дифтерита. Художницу похоронили на Новодевичьем кладбище. На посмертной выставке работ Ольги Розановой, прошедшей зимой 1919 года в Москве, было представлено около 250 ее работ.
Матрос, бомбист, кобзарь, авангардист…
Теперь познакомимся с человеком. Татлин, Владимир Евграфович, 1885 года рождения, из семьи железнодорожника. Из его биографии может получиться неплохой приключенческий роман.
Мать героя рано умерла, с отцом отношения не сложились. В 13 лет Володя Татлин отправился в самостоятельное плавание в буквальном смысле – сбежал из дому и поступил в юнги. Затем чем он только не занимался! Подрабатывая декоратором в театрах, обнаружил в себе художественные способности, поступил было в Москве учиться живописи, но почти сразу «вылетел» за неудовлетворительное поведение. В 1905 году был участником революции, и каким – вооруженным бойцом-террористом (тогда таких часто называли бомбистами)! Затем до 1910 года все-таки изучал живопись в Пензе. В 1906 году поехал с выставкой, посвященной русским кустарным промыслам, в Париж в роли… слепого украинского кобзаря (видел при этом прекрасно)! В 1914 году добрался в столицу Франции по собственной инициативе, побывал в мастерской Пикассо, заразился от него авангардизмом, а на дорогу зарабатывал тем же кобзарским искусством. Принимал участие в деятельности нескольких русских футуристических обществ, дружил с К. Малевичем, потом шумно разругался с ним…
Октябрьскую революцию Владимир Евграфович Татлин безоговорочно принял. Так поступило большинство русских футуристов (вспомним хотя бы Маяковского!). И в 1919 году создание Коммунистического Интернационала подвигло его на разработку проекта сооружения, что должно было стать символом этой организации, ее штаб-квартирой, а также новым «лицом» России, освобожденной от косных традиций прошлого.
Слайд 16Татлин считал, что развитие архитектуры сковано вековыми
канонами, что решительно обновить архитектуру может только
активное участие «художников-конструктивистов» и инженеров, свободных от влияния архитектурной рутины.
Татлин утверждал, в частности, что диапазон применяемых в архитектуре форм неоправданно сужен, ограничивается повторением простейших геометрических фигур. Он одним из самых первых предложил расширить язык современной архитектуры за счет криволинейных форм, особенно форм и поверхностей «сложной кривизны». Татлин был сторонником синтеза архитектуры со скульптурой и живописью, понимая такой синтез как объединение профессиональных методов и приемов архитектора, скульптора и живописца в процессе создания единого архитектурного произведения.
Слайд 18Работы Татлина критиковали многие и с разных
позиций — традиционалисты и новаторы ставили ему
в вину стремление объединить технику и искусство. Однако сам он считал, что именно художник, пришедший в технику — благодаря особенностям своей профессии, способности к синтезу, новизне своей «точки зрения» на явления техники, — способен «влить новую жизнь в устоявшиеся методы техники» и дать решения, недоступные порознь ни инженеру, ни «чистому» художнику. Этим Владимир Татлин прокладывал дорогу современному дизайну.
В последние годы жизни (Владимир Евграфович умер 31 мая 1953 года в Москве) Татлин работал главным образом в театре и в станковой живописи. Ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Что такое конструктивизм
Определение 1
Конструктивизм – это художественное направление, которое выражает крайнюю степень формализма, отрицает содержание.
Название данному направлению было дано от латинского слова constructio, которое обозначает построение. Основателем конструктивизма как направления считается Владимир Татлин.
Характерными чертами конструктивизма считаются:
- неделимость конструкции – конструкция выглядит таким образом, что создается ощущение бесшовного построения;
- массивность;
- большое количество стекла и бетона в работе;
- моноцветность – использование в работе только одного, часто невыразительного, цвета;
- разнообразие форм – в одной работе может быть использовано большое количество форм;
- простота;
- геометричность.
По мысли конструктивистов работы не должны были транслировать смысл, внутренний мир художника, а показывать, как работают материалы, только функциональную сторону предметов.
Работы Владимира Татлина сильно отличались от того, что делали другие представители конструктивизма. У них совпадали мотивы, материалы, но Татлин желал заниматься поиском органического облика предмета, что было несвойственно конструктивизму.
Одной из первых теоретический работ об этом направлении в искусстве была книга «Конструктивизм» художника Алексея Михайловича Гана.
Первая выставка называлась «5 х 5 = 25». В ней приняли участие Александр Веснин, Варвара Степанова, Александра Эстер, Александр Родченко, Любовь Попова. В рамках этой выставки каждый из художников мог показать пять своих работ. Все произведения, даже одного автора, сильно отличались друг от друга. Единой линией проходил только текст, который был напечатан на машинке – он был на всех работах.
Конструктивизм объединил различные сферы искусства: театр, архитектуру, дизайн костюма, живопись и т. д. В театре он был представлен «Землей дыбом» Марселя Мартинэ и «Великодушным рогоносцем» Фернана Кроммелинка. Дизайном костюма занимались Варвара Степанова и Любовь Попова, которые создавали геометрию на тканях. Александр Родченко пытался создать рабочую форму в стиле конструктивизма.
В архитектуре конструктивизм закрепился при помощи Моисея Яковлевича Гинзбурга и Александра Веснина. М. Я. Гинзбург создал Дом Наркомфина в Москве, Дом Правительства в Алма-Ате и др. Александр Веснин создал Культурный центр ЗИЛ в Москве, Днепропетровскую ГЭС и другие здания.