Михаил врубель: жизнь и творчество художника

Основные темы картин художника Врубеля

Религиозная тема

Произведения на религиозную тему у Врубеля наиболее полно воплотились в ранний период его деятельности. Тогда он занимается реставрацией росписей в Кирилловской церкви в Киеве («Оплакивание»), а впоследствии создаёт эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве («Надгробный плач», «Богоматерь с младенцем»), которые так и остались на бумаге.

Центральная тема творчества мастера —  это образ Демона

Эта тематика стала для художника целым миром сложных переживаний

Впервые этот образ  привлёк внимание художника при создании эскизов для Владимирского собора в Киеве, он написал его, но впоследствии эту работу уничтожил

М.Врубель иллюстрации к «Демону» Лермонтова

В 1890 году художник рисует задумчивый образ «Демона сидящего» — первое произведение, созданное из демонического цикла, включающего в себя живописные произведения, рисунки и скульптуру. Позже мастер сделал скульптурную голову «Демона», где этот же образ показан более жестоким.

В 1891 году художник принимается за иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон», которую в то время больше никто  не пытался иллюстрировать.

В 1898 году он возвращается к «демонической» теме , после долгих колебаний он берётся за создание «Демона летящего», но, к сожалению, так и не заканчивает его. Берется за образ «Демона поверженного». Демон на этой картине выглядит сломленным безумием. После долгого перерыва художник в 1904 году возвращается к этому циклу и создает картину «Азраил» (демон смерти).

Сказочная тема

М.Врубель «Царевна-Лебедь»

Немаловажное место в творчестве Врубеля играла тема сказочного эпоса и русской оперного искусства. Он создаёт многочисленные живописные полотна, среди которых известны ««Царевна лебедь», панно «Богатырь», театральные декорации к операм Римского-Корсакова

Самой последней темой художника стал образ «пророка», начавшийся с иллюстраций к известному стихотворению Пушкина. Пророк стал лебединой песней мастера, он работал над ним до конца жизни, эта была тема посвящена трагической миссии творца. Последнюю вариацию этой темы художник назвал «Видение Иезекииля»

Врубель как универсальный мастер

Художник, как было сказано выше, стремился оставить след во всех областях изобразительного искусства, походя на художников эпохи Возрождения. Мастер пробовал себя в различных жанрах: портрет («Женская голова. Э.Л. Прахова»), фантастика («Демон сидящий»), пейзаж («Куст сирени») и т.д., работая в различных техниках.

Он создавал:

  • монументально-декоративные панно («Фауст»),
  • произведения театральной живописи (декорации к «Садко») и декоративно-прикладного искусства (возрождение майолики),
  • декоративную скульптуру («Маска льва») и т.д.

Новые публикации

Зачем пастор из Иллинойса переехал в деревню под Ростовом Великим 18.05.2022

– Санкции? Мы уже это проходили! Благодаря этим санкциям у нас теперь пшеницы больше, чем у них в Америке! – говорит священник Иосиф Глисон. – С введением санкций мы станем только сильнее – в России много места, людей и ресурсов, и никакой Запад не сможет этому помешать.

Куда Достоевский корову гонял. О чём расскажут в День музеев? 18.05.2022

Сотни российских музеев во всех регионах страны отмечают 18 мая Международный день музеев. Помимо традиционной Ночи музеев, к профессиональному празднику музейщики подготовили новые выставки об истории и современности, а также презентации программ на предстоящее лето. Во многих музеях вход будет бесплатным.

Вячеслав Никонов: с памятью о Великой Победе и с опорой на собственные силы 17.05.2022

17 мая первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов выступил на пленарном заседании Государственной Думы. Публикуем текст его выступления.

«Крест против свастики»: о нарушении права верующих в современном мире 17.05.2022

В Москве представили доклад Российской ассоциации защиты религиозной свободы. Эксперты обсудили дискриминационные решения украинских властей в отношении православных общин, обострение русофобских тенденций в странах Запада и вандализм в отношении русских культурных и религиозных памятников.

«Стараемся объяснить, что билингвизм – это не проблема, а преимущество» 16.05.2022

В июле в Италии в очередной раз откроется летний лагерь для молодых соотечественников от 14 до 23 лет. Здесь ребята в игровой форме будут учиться свободно общаться на русском языке и знакомиться с русской историей и культурой. Оксана Чинкуетти придумала такой формат молодёжного общения для своих детей, а теперь такие форумы проходят уже несколько раз в год.

Нескучный русский: всё вокруг родное 15.05.2022

В повседневной речи мы и не замечаем, как часто говорим о родстве не в прямом значении слова, а иносказательно: Россия-матушка, Ростов-батюшка. «О, Русь моя! Жена моя!» – восклицает поэт. Поговорим об этом языковом явлении в Международный день семьи.

Хотите «отменить» культуру – отменяйте и воздух, и воду, и деревья 13.05.2022

Любой житель Улан-Батора безошибочно подскажет, как пройти к РЦНК. Российский центр науки и культуры, сегодняшнее название – Русский дом в Улан-Баторе. Не только подскажут – ещё и с уважением проводят: «Вот здесь поверните, пожалуйста. Как увидите памятник, всё – пришли, значит. Там всегда много народу, а сегодня ещё больше: конкурс чтецов идёт – я новости читал!»

Рим: нет дискриминации культуры, в том числе русской! 13.05.2022

Митинг против дискриминации и «отмены» русской культуры прошёл в Риме на площади дей-Санти-Апостоли (Piazza dei Santi Apostoli). Среди участников акции – представители культурных ассоциаций, творческих профессий, российские соотечественники и представители итальянской интеллигенции.

Сирень

Михаил Врубель увидел кустик сирени в Черниговской губернии, который настолько поразил его, что он решил написать картину.

Зритель видит чудо – на полотне изображена нимфа, гонимая паном, она находится в укрытии за кустиками сирени.

Художник изобразил буйство красок вокруг нимфы, не давая зрителю четкого образа. Он любил природу, и благодаря этому смог передать завораживающую красоту цветшей сирени, занимающую большую половину картины.

Сумерки, изображенные на полотне, передают таинственность женской фигуры. Вглядываясь в картину, можно понять, что в ней все взаимосвязано, девушка как бы появляется из царства природы.

Слайды и текст этой презентации

изобразительном искусстве.

Слайд 2Родился в Омске 5 (17) марта 1856

года. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств

(1880–1884) у Павла Петровича Чистякова; уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).

Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), художник Михаил Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, «Сошествие Святого Духа», 1884); тогда же он написал и икону «Богоматерь с младенцем» (Киевский музей русского искусства). Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени.

Слайд 4Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере

проявилось в картине «Девочка на фоне персидского

ковра» (1886, там же). После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова. Здесь живописец пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва; обращаясь к дизайну, исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).

“Девочка на фоне персидского ковра”

Слайд 7Русский стиль» этих вещей находит выражение и

в его сценографии, связанной с Московской частной

русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении «Садко» (1897) и «Сказки о царе Салтане» (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно » Принцесса Грёза», заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин «Пан» (1899), «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Сирень» (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.

“Пан”

Слайд 10Экспрессивно-драматичны и портреты, исполненные художником Михаилом Врубелем,

(К. Д. и М. И. Арцыбушевых, а

также Саввы Мамонтова, все три 1897; все работы – в Третьяковской галерее). Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова «Демон» (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах «Демон» (1890) и «Демон поверженный» (1902; обе работы – Третьяковская галерея).

Савва Мамонтов

Слайд 13Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок

уже к беспредметному искусству. В 1902 году

Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством («Жемчужина», 1904; Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. В 1906 художник ослеп. Умер Михаил Александрович Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века.

“Жемчужина”

Жемчужина

Врубель получил подарок от Волошина – морскую сверкающую раковину, и считается, что она вдохновила его на создание картины.

Подарок напомнил художнику о море – он представил в своем воображении звуки, запахи, а затем перенес свои фантазии на полотно. Но сделать это было не так просто – раковина искрится, переливается, и Врубелю приходилось создавать переливы и в своей работе. Он использовал разные цвета – розовые, лиловые, голубые, зеленые.

Художник изобразил морскую раковину большего размера и населил ее обитателями – морскими царевнами. «Жемчужина» – одно из последних творений Врубеля, он долго работал над картиной, находясь в поиске волшебства и теплоты.

Личная жизнь

Врубель пережил лишь два серьезных любовных увлечения.

Прахова

В 28 лет страстно влюбился в жену историка искусств Адриана Прахова – Эмилию. Это была талантливая пианистка, ученица самого Ференца Листа. В Киеве ее знали как хозяйку литературного салона. Эксцентричность натуры Врубеля на первых порах прощалась Праховыми, но, когда ухаживания стали назойливыми, его отправили в Италию в надежде, что изучение византийского искусства выветрит в молодом человеке стойкую влюбленность.

Не получилось. Безответная любовь лишь распалила его, привела к созданию настоящего культа Эмилии. Он написал с нее икону. Сделав предложение и получив отказ, очень переживал, со свойственной ему экспрессивностью резал себя, это, как ему казалось, уменьшало душевую боль.

«Сирень»

Забела

Вторая большая любовь Врубеля – Надежда Ивановна Забела, ведущая солистка Частной русской оперы Саввы Мамонтова. Он их и познакомил. Надежда окончила институт благородных девиц в Киеве и Петербургскую консерваторию. Сам Римский-Корсаков писал музыку под ее уникальные вокальные данные.

Голосом и красотой Надежда покорила художника раз и навсегда. Он сразу сделал Надежде предложение. Девушку просветили, что художник – «с причудами», злоупотребляет спиртным, зарабатывает от случая к случаю, когда есть деньги – транжирит их, а в целом живет впроголодь. Тем не менее примадонна сказала «да». Влюбленные обвенчались в Женеве, где певица гастролировала.

Долго Врубеля называли просто «мужем Забелы». Его слава превысила славу жены позднее. Художник всегда ценил Надежду Ивановну как актрису. Придумывал костюмы к ее ролям. Ходил на все спектакли. Жена была его музой, ей он посвящал картины, лирику, музыку.

Родители Надежды Ивановны не одобряли выбор дочери. Во-первых, смущал возраст жениха: 40 лет против невестиных 28, во-вторых, весьма сомнительной была репутация.
Врубель часто придумывал костюмы для ролей супруги

Семейная жизнь стала для Врубеля счастливым завершением его долгих душевных скитаний. Казалось, он обрел покой, уверенность в будущем. Но рождение больного ребенка перечеркнуло творческие планы. Художник вернулся к образу Демона, писал его, как одержимый, порой в пьяном угаре, по 16-20 часов в день.

И без того неустойчивое психологическое равновесие рухнуло. Он винил в нездоровье сына себя, воспринял это как наказание за то, что писал и Христа, и нечистую силу. Надежда Ивановна до конца была с мужем, поддерживала его во время рецидивов болезни. Она скончалась тремя годами позднее.

«Вестник иных миров»

Из Киева живописец перебрался в Москву и вскоре познакомился с известным меценатом Саввой Мамонтовым, который до последних дней помогал непризнанному гению.

В 1891 году Врубель написал 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений Михаила Лермонтова под редакцией Кончаловского. Большая часть работ относилась к поэме «Демон».

Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, он сидит с печальными, огромными глазами, в окружении невиданных цветов.

«Демон летящий», 1899 г. (wikipedia.org)

В период работы Врубель в целом был здоров, хотя окружающие отмечали его раздражительность.

«Демон поверженный», 1901−1902 гг. (wikipedia.org)

Картина «Демон поверженный» выполнена на холсте маслом. Фоном её является горная местность в алом закате. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его работы более похожими на витражи или панно. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином.

Картины, с которых смотрели грозные ангелы с израненной человеческой душой, пугали практически всех. Но не Мамонтова, который увёз непонятого художника на несколько лет в Италию.

Вскоре начался наиболее плодотворный период в жизни Врубеля. Вернувшись в Москву, он получил несколько заказов на декоративные панно. Одно из них — «Венеция».

Первая выставка Врубеля состоялось, когда ему было 40 лет. Работы художника вызвали огромный резонанс в творческой среде. Критики назвали его полотна «нехудожественными» произведениями, а пресса окрестила их автора декадентом.

1896 год стал самым счастливым в жизни гения: он познакомился со своей женой Надеждой Забелой, певицей частной оперы Мамонтова. Врубель сделал предложение практически в первый день знакомства, а через полгода живописец и оперная певица обвенчались. К этому периоду относится и знакомое всем с детства произведение «Царевна-Лебедь», посвящённое персонажу оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Партию Царевны-Лебеди исполняла супруга живописца.

Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю, выполненные художником).

А. П. Иванов говорил об этой работе: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий?», имея в виду персонаж из «Слова о полку Игореве». Александр Блок также очень любил эту картину и всегда держал её репродукцию в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю».

Но не всё было гладко в семейной жизни Врубеля. В 1903 году умер двухлетний сын Савва, и страдающий от демонов художник окончательно сошёл с ума. Скончался Врубель в больнице для душевнобольных в 54 года.

Солнечным весенним днём мастера похоронили на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Александр Блок произнёс длинную, красивую, похожую на полотна Врубеля речь. Александр Бенуа говорить не решился. В газете «Речь» он опубликовал статью, в которой написал следующие строки: «Бывают жизни художников — сонаты, бывают жизни художников — сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего только упражнения. Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдёт в историю, — дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения, если только истинное просветление должно наступить для русского общества, будут оглядываться на последние десятилетия 19-го века как на «эпоху Врубеля».

Детство и юность

Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец Александр Михайлович, строевой офицер, участник Крымской и Кавказской войн. Мать Анна Григорьевна, родственница декабриста Николая Басаргина, родила четверых детей и умерла от туберкулеза, когда Михаилу три года.

Суровый сибирский климат сказался и на здоровье детей. Врубель был болезненным мальчиком и начал ходить только в три года, его младшие брат и сестра умерли в детском возрасте.

Когда будущему художнику было семь лет, его отец женился вторично на петербурженке Елизавете Христиановне Вессель. Благодаря заботе этой добрейшей женщины Михаил окреп. Сестра мачехи, выпускница Петербургской консерватории, приобщила племянника к миру музыки.

Несмотря на доброе отношение Елизаветы Христиановны, Миша и его единственная оставшаяся в живых старшая сестра Анна относились к женщине отстраненно и с иронией и стремились поскорее начать самостоятельную жизнь.

В связи со спецификой работы главы семейства Врубели часто переезжали из города в город. В 1865 году семья обосновалась в Поволжье, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном. Именно в Саратове Михаил увидел привезенную в город копию фрески итальянского скульптора и художника Микеланджело «Страшный суд», которую он, к удивлению отца и мачехи, после просмотра сумел воспроизвести со всеми характерными подробностями.

Картины Михаила Врубеля в Третьяковской галерее / @travel_agency_online

В детстве Михаил получил хорошее образование. Он учился в Пятой городской гимназии в Санкт-Петербурге, затем в Ришельевской гимназии в Одессе, увлекался естествознанием и искусством. Артистичность сына, его склонность к музыке и рисованию радовала Александра Михайловича, он даже оплачивал ему преподавателей для углубленных занятий живописью. Но это не вносило никаких изменений в планы, которые глава семейства имел в отношении наследника. Его профессиональная деятельность была предопределена с самого его рождения, но Михаил и не возражал.

В 1874 году молодой человек поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Столица пленила деятельного юношу. Он жил на попечении у брата мачехи на Галерной улице, 47, а по соседству, в 53-м доме, за полвека до него останавливался Александр Сергеевич Пушкин.

Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Он мог, не опасаясь праведного гнева главы семейства, гулять допоздна с сокурсниками и друзьями, дискутируя на тему подлинной музыки. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Мусоргским. Этот выдающийся деятель искусства заполнил своими мыслями, убеждениями и композициями до конца не сформировавшийся духовный мир студента. Под впечатлением от того, как Мусоргский разбивал рояль, исполняя речитативом «Блоху», Врубель зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем перенес на холст.

Молодой человек зарабатывал репетиторством и гувернерством и жил в богатых семьях, роскошь которых разительно отличалась от строгого уклада в семье его отца. Студент вместе со своими воспитанниками посещал оперу, отдыхал на дачах в Петергофе, путешествовал по Европе, тогда же выявилось его пристрастие к вину и богемной жизни.

Не видящий себя в дальнейшем адвокатом, Врубель посещал академические вечерние классы для художников-любителей. В январе 1880 года он окончил университет в звании действительного студента, так и не защитив заключительную конкурсную работу. Уже осенью Михаил стал вольнослушателем Академии художеств.

Решение сына, избравшего свой собственный жизненный путь, повергло Александра Михайловича в шок. Отношения между родственниками испортились.

Врубель брал частные уроки в мастерской Павла Чистякова, а затем стал его учеником. У Павла Петровича в разное время учились Илья Репин, Василий Суриков, Виктор Васнецов и другие. Работы, написанные студентом во время обучения, приобрели статус академического эталона и по сей день хранятся в фонде академии.

В Первопрестольной

Своих «Демонов» Врубель привез в Москву, где «Демон сидящий» вызвал как одобрение, так и шквал критики. Эта картина разрушала сложившийся консервативный уклад в мире искусства. Теперь Михаил приступил к работе в Москве.

В старой столице Врубель удачно рисует портреты самого известного мецената России Саввы Мамонтова, коллекционера Константина Арцыбушева, создает декоративные панно, становится иллюстратором лермонтовской поэмы «Демон».

Активное сотрудничество с журналом «Мир искусства», который устраивал выставки на международном уровне, сделало имя Михаила Врубеля известным всей Европе.

Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий», 1890 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Российский искусствовед, ученый, доктор искусствоведения и профессор МГУ Михаил Михайлович Алленов так описывал творчество Михаила Врубеля:

Ирина Шуманова дополняет слова профессора Алленова:

Михаил Александрович Врубель «Тамара и Демон», иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова Демон, 1891 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В Москве Михаил Александрович встретил свою будущую жену Надежду Ивановну Забелу. Их познакомил общий знакомый Савва Мамонтов. Забела была известной оперной дивой. Считается, что именно с неё Врубель писал свою знаменитую картину «Царевна-лебедь».

Влюбленная пара поженилась в Женеве. У Надежды и Михаила появился сын. К сожалению, мальчик родился с заячьей губой. С тех пор у Врубеля начали проявляться душевные терзания, вылившиеся в картину «Демон поверженный». В итоге всех жизненных перипетий живописец погрузился в тяжелую депрессию.

В 1902 году Врубель попал в больницу. Он стал пациентом одних из лучших докторов того времени Бехтерева и Сербского. Михаил Александрович пробыл в больнице год, его выписали, но улучшение его здоровья оказалось недолгим.

Михаил Врубель со своей женой и музой Надеждой Забелой

У художника умер единственный сын. Это печальное событие вызывает у живописца тяжелейший приступ депрессивного расстройства. Михаил вновь оказывается на больничной койке. Улучшения наступали у Врубеля лишь на несколько часов, в которые он рисовал, а затем вновь погружался в бред.

В 1906 году в результате болезни Михаил Александрович ослеп. Это было большим ударом для художника, так как он теперь не мог рисовать. Теперь живописец знал, что впереди лишь конец. Он нарочно выходил легко одетым в сильный мороз, чтобы сократить свои дни без творчества.

В 1910 году Врубель заболел сильным воспалением легких. В апреле художника не стало. Через три года скончалась и его жена. Творческую чету похоронили рядом.

Михаил Александрович Врубель, «Портрет сына», 1902 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Михаил Врубель по сути своей был художником не только своего времени, но и как многие другие гении из разных областей, он опередил свою эпоху. Он был творцом вне времени, его полотна актуальны во все времена и ещё долго останутся таковыми. Вероятно, популярность Врубеля померкнет только тогда, когда померкнет сама суть искусства в человеческом разуме.

На обложке: Фрагмент картины Михаила Александровича Врубеля «Автопортрет», 1905 год. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Личная жизнь

Во время работы над реставрацией Кирилловской церкви Михаил Александрович влюбился в супругу своего покровителя Адриана Прахова. О романе речи не шло, но романтическая привязанность молодого человека к Эмилии Львовне, ставшей прообразом врубелевской «Богоматери с младенцем», вызывала неловкость. Ходили слухи, что художник заявил о своем желании жениться на Праховой, причем не самой избраннице, а ее мужу. Супруги были возмущены, а экзальтированный молодой человек изрезал себе грудь ножом:

Следующая влюбленность изменила личную жизнь Врубеля и переросла в свадьбу. С первой и единственной женой, Надеждой Ивановной Забелой, художника познакомил московский меценат Савва Мамонтов — артистка выступала в его Московской частной русской опере. Певица своими голосом и красотой вдохновила Михаила Александровича на написание картины «Гензель и Гретель», на которой он изобразил Надежду вместе с ее подругой Татьяной Любатович.

Михаил Врубель и Надежда Забела / @artstudiya_tumakovyh_palitra

Примечательно, что между артисткой и мастером был заключен негласный договор, в котором говорилось, что, если работа удастся, она без пререканий выйдет за Михаила замуж. Произведение удалось. Свадебное торжество проходило в Женеве в 1896-м.

У 28-летней невесты не было заблуждений насчет 40-летнего жениха, она знала, что «Врубель пьет, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно». Так он и было: на собственное венчание художнику от вокзала пришлось идти пешком.

Некоторое время Михаил Александрович жил на средства жены, а потом, чтобы как-то заработать, создавал для нее театральные костюмы. В творчестве Забелы Врубель находил вдохновение, она стала его музой.

В сентябре 1901 года у Михаила и Надежды родился маленький Савва, но эта радость была омрачена врожденным пороком мальчика — заячьей губой.

Врубель усмотрел в этом «испорченную кровь» и «роковую наследственность» и с той поры стал задумчив и рассеян. Это состояние души отвратило его от всех творческих замыслов и вернуло к образу демона. Через два месяца после рождения сына он начал картину «Демон поверженный». Работа над ней продолжалась год, прервавшись лишь на короткое время, когда художник преподавал стилизацию студентам Строгановского училища. Но надолго уйти от «Демона» автор не сумел.

Картину Михаил Александрович писал как одержимый, порой по 20 часов в сутки, поддерживая себя вином. Лицо демона он менял, даже когда полотно уже попало на выставку «Мира искусства». Исключительная степень ответственности, которую живописец взвалил на свои плечи, разрушила его и без того зыбкое психологическое равновесие художника. Врубель погрузился в тяжелое депрессивное состояние. Он считал себя преступником, достойным наказания за то, что позволил себе писать и Христа, и демона.

Михаил Врубель и Эмилия Прахова / @CultPolosa, @schoolazart

Богемный образ жизни художника привел к заражению сифилисом. Согласно заключению врачей, это произошло еще в 1892 году и впоследствии привело к прогрессивному параличу. По мнению медиков, бледная спирохета поразила только спинной, а не головной мозг, но психическое состояние художника, и раньше вызывавшее вопросы, стало ухудшаться.

Михаил Александрович устраивал загулы, пил, легко срывался по любому поводу на семье, так что супруга с ребенком даже попыталась бежать от него к родственникам в Рязань.

Русский Ренессанс

«Демон» никак не мог родиться раньше. Для его появления нужна была особая атмосфера. Русский ренессанс.

Вспомним, как это было у итальянцев на рубеже XV и XVI веков.

Флоренция процветала. Купцы и банкиры жаждали не только денег, но и духовных наслаждений. Лучшие поэты, живописцы и скульпторы щедро вознаграждались, лишь бы творили.

Впервые за долгие века заказчиками стали светские люди, а не церковь. А человек из высшего общества не хочет видеть плоское шаблонное лицо и наглухо закрытое тело. Ему хочется красоты.

Поэтому Мадонны стали человечными и прекрасными, с открытыми плечами и точеными носиками.

Рафаэль. Мадонна в зелени (фрагмент). 1506 г. Музей истории искусств, Вена

Русские художники нечто подобное пережили в середине XIX века. Часть интеллигенции стала сомневаться в божественной природе Христа.

Кто-то высказывался осторожно, изображая Спасителя очеловеченным. Так, у Крамского сын Божий без нимба, с осунувшимся лицом

Иван Крамской. Христос в пустыне (фрагмент). 1872 г. Третьяковская галерея

Кто-то искал выход через обращение к сказкам и языческим образам, как Васнецов.

Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. 1896 г. Третьяковская галерея

Врубель шёл тем же путём. Он взял мифическое существо, Демона, и наделил его человеческими чертами. Заметьте, что никакой дьявольщины в виде рогов и копыт на картине нет.

Только название полотна объясняет, кто перед нами. Мы видим в первую очередь красоту. Атлетичное тело на фоне фантастического пейзажа. Чем Вам не Ренессанс?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: