Aretha Franklin – «I Never Loved a Man the Way I Loved You» (1967)
На лучшем альбоме Ареты Франклин «I Never Loved a Man the Way I Loved You» она изображена в чрезвычайно элегантном платье с туманной дымкой старого Голливуда, окаймляющей фотографию. Но именно ее выражение лица — и наклонный угол фотографии — делают этот снимок таким важным. В 1967 году представление чернокожих женщин в поп-культуре было политическим, намеренно или нет, и спокойная, непостановочная обложка альбома Ареты говорит о многом. В отличие от многих поп-звезд той эпохи, она не улыбается зрителю, пытаясь понравиться, произвести впечатление или даже соблазнить — она просто существует, излучая уверенность и спокойное чувство величия.
The Beatles (White Album)
1968 год
Дизайн Ричарда Гамильтона
Изображение: Richard Hamilton / Apple Corps, Ltd. / Wikimedia Commons
Фото: Nigel Goodman / Flickr
Обложка The Beatles 1968 года получила название «белый альбом» по названию пластинки White Album и одновременно ― из-за своего дизайна. Она стала полной противоположностью «Сержанту Пепперу» и единственной, где не использовались изображения самих музыкантов.
Для работы над обложкой группа пригласила пионера британского поп-арта — Ричарда Гамильтона. Художник получил широкое признание в середине пятидесятых после выставки в престижной галерее Уайтчепел в Лондоне, на которой впервые представил свой коллаж «Так что же делает наши дома такими разными и привлекательными?». Впоследствии эта работа Гамильтона стала классикой, и сейчас она считается основоположницей стиля поп-арт.
По воспоминаниям художника, Пол Маккартни попросил, чтобы дизайн нового альбома сильно отличался от «Сержанта Пеппера». Вместо буйства красок музыкант хотел увидеть на обложке «взрыв дневного света», с чем Гамильтон блестяще справился. Он сделал обложку в манере концептуальных художников и авангардистов ― будучи полностью белой, она отсылает и к картине Казимира Малевича «Белое на белом», и к монохромной «белой» живописи американского художника Роберта Римана.
На белом фоне Гамильтона едва можно различить название группы «The Beatles», которое он выполнил шрифтом Helvetica с помощью тиснения ― вообще не используя краску.
Читайте историю Helvetica и высказывания дизайнеров об этом шрифте в нашей статье.
Wish You Were Here (1975)
Здесь изображены двое мужчин, обменивающихся рукопожатием. Однако один из них в прямом смысле пылает. Фанаты уверены, что помимо желания быть креативными и отличаться от других, создатели этого изображения преследовали и другие цели. Например, они хотели сказать, что большинство людей, живущих на нашей грешной Земле, не могут проявлять свои настоящие чувства и эмоции искренне из-за боязни “обжечься”. Также существует мнение, что эта обложка – своеобразное обличение всей музыкальной индустрии, направленной исключительно на зарабатывание денег, что нередко происходит в ущерб интересов артиста и его слушателей.
Yesterday and Today
1966 год
Фотография Роберта Уитакера
Изображение: Capitol Records / Apple Corps, Ltd. / Wikimedia Commons
Одну из самых скандальных обложек пластинок The Beatles можно отнести к произведениям концептуального искусства. Альбом Yesterday and Today был выпущен в 1966 году в США, и фотографию для его обложки сделал Роберт Уитакер — штатный фотограф The Beatles в шестидесятые годы. Он снимал концерты группы в Нью-Йорке на стадионе Ши и последние международные гастроли музыкантов. Уитакер сотрудничал с журналом Vogue и Time, документировал Вьетнамскую войну и вооружённый конфликт в Камбодже.
Во время съёмок обложки «битлы» надели белые фартуки мясников, повесили на себя куски сырого мяса и обезглавленные детские куклы, из-за чего в прессе фотографию прозвали «обложкой мясника». «До этого мы уже делали фотосессии с Бобом, и он неплохо знал нас ― знал, что мы любим чёрный юмор и дурацкие шутки», ― вспоминал Пол Маккартни обсуждение идеи.
Обложка спровоцировала огромный скандал в прессе. Чаще всего её посыл связывают с протестом музыкантов против политики звукозаписывающей компании Capitol Records. Она выпускала пластинки группы в Америке и будто бы «разделывала» оригинальные альбомы как мясник, разбирая на песни и штампуя сборники. Сами же музыканты утверждали, что таким образом выразили отношение к войне во Вьетнаме.
О съёмках Роберт Уитакер отзывался как о «тяжёлой работе», а также добавил, что вложил много сил в эту фотографию. Впоследствии «обложка мясника» многократно воспроизводилась в прессе, но из-за её провокационного вида Capitol Records заменила фотографию. В 2014 году альбом с этой обложкой был перевыпущен, но первые издания с «обложкой мясника» на аукционах перепродаются за четырёхзначные суммы.
Stevie Wonder — «Songs in the Key of Life» (1976)
Практически все песни с альбома «Songs in the Key of Life» были написаны самим Стиви Уандером — великим американским соул-певцом. Пластинка стала самой успешной в коммерческом плане для музыканта: она принесла Уандеру премию «Грэмми», а также победу в трёх других номинациях! В Америке «Songs in the Key of Life» достиг колоссального уровня продаж: более 10 млн копий!
Сегодня альбом «Песни в ключе жизни» (так переводится его название) не только входит в десятку лучших по версии Rolling Stone, но и является первым двойным и последним из серии пяти классических альбомов Уандера.
Rage Against the Machine
Обложка оригинального издания альбома
Переиздание 2012 года в честь двадцатилетия пластинки
Обложка оригинального издания альбома
Что мы с вами знаем о группе Rage Against the Machine? Одни из первых исполнителей, успешно заигравших в жанре рэпкор (смешение рока и рэпа). А что ещё мы о них знаем? Серьёзнейшая политическая позиция, левые взгляды, сжигание флага США на своих концертах. Неудивительно, что они выбрали для оформления своего дебютного альбома и прорывного сингла «Killing in the Name» столь шокирующее фото. Здесь изображён настоящий акт самосожжения южновьетнамского буддийского монаха Тхить Куанг Дыка. Совершил он этот жуткий ритуал в знак протеста против притеснения прав буддистов тогдашним сайгонским правительством. Снимок в мгновение ока стал документальным свидетельством подавления свобод и имел огромный резонанс по всему миру, а также убедил тогдашнего президента США Джона Ф. Кеннеди отказаться от поддержки вьетнамского правительства. А ещё это первая обложка в нашем списке, которая не была запрещена.
Cyndi Lauper – «She’s So Unusual» (1983)
Синди Лопер сообщила миру, что «Девушки просто хотят веселиться» в своем классическом дебюте 1983 года, и один взгляд на обложку альбома «She’s So Unusual» убедит любого в этом. Сфотографированная Энни Лейбовиц перед заброшенным музеем восковых фигур на Кони-Айленде, Лопер принимает нарочито странную позу в подержанном выпускном платье, трусиках и мешанине несовместимых украшений. Примечательно, что ее каблуки отброшены в сторону. Как никакая другая обложка альбома королевы женской поп-музыки, эта фотография остается главным призывом к тому, чтобы оставаться странной и любить себя за это.
Pink Floyd – Delicate Sound of Thunder (1988)
Это не хит-парад лучших альбомов Pink Floyd, однако эта группа перманентно выдавала шедевры арт-обложек.
К моменту записи этого альбома Роджер Уотерс уже покинул коллектив, и времена у группы были не самые удачные. Однако даже в упадке Pink Floyd удалось создать и воплотить идею, не уступающую былым визуальным успехам. Автором обложки стал Сторм Торгерсон, бессменный идейный вдохновитель британского коллектива.
На фотографии изображены двое мужчин: один в окружении стаи птиц на дальнем плане, второй на переднем в костюме покрытом лампочками. Торгерсон воплотил две составляющие концертов Pink Floyd в этом образе:
Так, стая птиц, которые хлопают крыльями, отсылает к звуку, а лампочки на костюме – это символ света. В одном из интервью Торгенсон вспоминает, что вдохновением для таких образов частично послужили работы художников-сорреалистов «Меховой завтрак» Марет Оппенгейм и «Тревожные сновидения» Сальвадора Дали.
Невероятности альбому добавляет тот факт, что Delicate Sound of Thunder стал первым рок-альбомом, который прозвучал в космосе. Советские космонавты взяли её с собой на Союз ТМ-7. Фирма «Мелодия» выпустила эту пластинку, и она стала первой официально выпущенной записью Pink Floyd в СССР.
#cd #музыкальные обложки #beatles #pink floyd #led zeppelin #история создания #фотография
Подписывайтесь на , чтобы всегда быть в курсе всего интересного, что происходит в мире фототехники, смартфонов и гаджетов.
Читать также:
Anthony and the Johnsons – I am a Bird Now (2005)
Это второй студийный альбом нетривиального коллектива Anthony and Johnsons, для понимания значимости обложки которого требуется знать контекст. На снимке 1974 года изображена Кэнди Дарлинг, одна из звёзд фабрики Энди Уорхола, на смертном одре в окружении белоснежных роз. Фотография сделана Питером Худжаром, ещё одной звездой того времени, который был на короткой ноге с Уорхолом, дружил с главой Vogue Дианой Вриленд, снимал Берроуза и Сьюзен Зонтаг.
Меланхоличное изображение дополняет призрачный вокал фронтмена группы и связывает воедино все части этой истории, крутящейся вокруг Нью-Йорка тех лет. Это своего рода дань памяти множеству людей и визуальная медитация на тему смерти: кроме самой Кэнди на снимке, фотография отсылает к упомянутым Уорхолу и Худжару, скончавшемуся от СПИДа, Дэвиду Воунаровичу и Киту Харингу, и вообще настроению царившему среди деятелей искусства того времени. СПИД и тяжёлые наркотики унесли тогда множество жизней.
Даже не зная эти подробности, стоит отдать должное эстетическому восприятию снимка Худжара: ровный баланс света и теней, тело расположенное по осям, свет, мягко уходящий в нуар, игра тёмных цветов на переднем плане и белых, словно пятен света, на заднем.
Оливия Лэнг, Одинокий город
Led Zeppelin – In Through the out door (1979)
Жемчужина оформления обложек и концептуальность непревзойдённого уровня: кажется, подобную визуальную игру никто и никогда больше не пытался повторить.
Семь песен, шесть обложек, пятилетний сын, четыре участника группы, три недели работы, два слова «Dear John…» и одна центральная личность, изображенная с разных ракурсов. Пастель, бумага сигарной обертки, сепия.
Led Zeppelin создали нечто по-настоящему неординарное с визуальной точки зрения, и произошло это почти полвека назад. In through the out door был выпущен с шестью разными вариантами обложек сразу! С учетом времени, в 79 году альбомы выпускались только на виниле, который запечатывали в крафтовую оберточную бумагу. Таким образом, покупатель не мог знать, какой из артов окажется на картонном чехле пластинки.
Каждая из шести является взглядом одного из 6 человек в баре на седьмого, Джона. Это человек, которого бросила девушка, и он пытается запить горе в баре со снимка. На лицевой стороне обложки взят ракурс на главного персонажа глазами одного из 6 присутствующих, а с другой стороны расположен снимок, в центре которого тот человек, чьим взглядом мы смотрели на самого Джона.
Как это часто бывало в аналоговые времена, внутрь конверта вкладывали различные открытки, дополнительные материалы, стикеры и т.д. Внутри In Through the out door находился конверт из тонкой, почти сигарной бумаги с чёрно-белым изображением на тему стойки бара: тлеющая сигара, полупустой стакан, зажигалка. Но если эту бумагу слегка намочить, то предметы на изображении становилось окрашенными в яркие оттенки.
Pink Floyd — Animals (1977)
Animals писался почти параллельно с предыдущим Wish you were here и концептуально развивает идеи музыкантов. Основная концепция альбома – представление общества через призму зверей (стоит полагать, что «Скотный двор» был в мудборде альбома). Песни в треклисте пластинки также именуются конкретными животными: Pigs, dogs, sheep.
Идея оформления диска принадлежит бас-гитаристу Роджеру Уотерсу. Он каждый день ездил мимо лондонской электростанции Баттерси и предложил снять на обложку именно её. Только с одной оговоркой: между труб электростанции должна пролетать свинья, отсылая к концепции пластинки.
Огромный шар заказали на заводе по производстве дирижаблей, а съемки проходили два дня подряд. По итогу, в первый день не хватило гелия, чтобы её поднять, а во второй, ближе к апогею, свинья просто оторвалась от тросов и начала стремительно улетать. Спустя множество перемещений, подключение авиации и одного удивленного пилота самолета, шар приземлился в графстве Кент, откуда за вознаграждение был возвращен группе. К счастью, в момент снимка всё получилось, и сейчас это одна из самых известных музыкальных обложек мировой классики.
Где вдохновиться и потренироваться
1. Посмотреть документальный фильм о Сторме Торгерсоне, вышедший в 2011 году незадолго до его смерти.
Афиша фильма Taken by Storm о Сторме Торгерсоне. Изображение: промо-материалы к фильму «Taken by Storm: The Art of Storm Thorgerson and Hipgnosis»
2. Следить за победителями и номинантами музыкальных премий, включающих номинации за лучшую обложку и упаковку альбома:
- американская Grammy;
- канадская Juno Awards;
- австралийская Aria;
- британская Art Vynil за лучшую обложку для винила.
Победитель канадской премии в 2021-м. Изображение: Secret City Records
Победитель в номинации «Грэмми» за лучшую обложку в 2020 году. Изображение: Matador Records / Wikimedia Commons
Номинанты на лучшую обложку альбома австралийской премии Aria в 2021-м. Скриншот: The Australian Recording Industry Association
Bob Dylan — «Blood on the Tracks» (1975)
Альбом «Blood on the Tracks», выпущенный в январе 1975 года, ознаменовал возвращение Боба Дилана на Columbia Records (до этого несколько альбомов музыканта были выпущены на лейбле Asylum). В отличие от предыдущих работ, «Blood on the Tracks» получил восторженные отзывы критиков! Он был назван лучшим альбомом Дилана за всю его карьеру… Что касается содержания, то лирика затрагивает такие темы, как гнев, одиночество…
«Blood on the Tracks» дважды становился платиновым! И по сей день он остаётся довольно успешным и актуальным среди меломанов…
Обложка как предмет искусства в шестидесятых
В шестидесятых в моду снова вошли графика и фэнтезийные коллажи. Фанаты музыкантов обсуждали яркие обложки так же, как и музыку. Исполнители всё чаще обращались к современным художникам для работы над альбомами. Например, Beatles сотрудничали с Роджером Дином, Grateful Dead c Элтоном Келли, Iggy Pop и Psychedelic Furs с Барни Бабблсом, Pink Floyd со Стормом Торгерсоном, а Rolling Stones с Энди Уорхолом.
Обложка пластинки Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band группы Beatles 1967 года. Автор — художник Роджер Дин. Изображение: Wikimedia Commons
В 1965 году хозяин типографии Contact Printing Боб Карр познакомился с художником Уэсом Уилсоном и пригласил его для создания постеров и обложек. В 1967-м Уилсон придумал расплывающиеся психоделические шрифты, а в семидесятых их стали повально использовать другие художники.
2.Pink Floyd — Wish you were here (1975)
Первая часть концептуальной идеи британской группы. Столь же концептуальным станет следующий альбом – Animals. Не в последнюю очередь благодаря арту на обложке.
Отсутствие как состояние пронизывает весь треклист. Этим руководствовался Сторм Торгерсон, один из основателей дизайнерской студии Hipgnosis, и давний друг британского коллектива. Сторм начал с намёков, обычных символов отсутствия: следы, тени, отпечатки, отражения. Одной из первых идей визуализировать образ были любовные отношения. Мужчина обнимает девушку, но в зеркале мы видим только одного из них. Возможно, она давно ушла от него, но он все еще любит ее. А может быть, в отношения пришло отчуждение, мыслями девушка где-то далеко, и все идет к разрыву. Но идея показалась слишком очевидной.
Тогда Сторм подумал об открытке, которую отправляют из чудесного места и пишут на ней: жаль, тебя здесь нет. По мнению дизайнера, люди, используя данную фразу как дежурную, часто подразумевают совершенно противоположное. Через эту призму, «жаль, тебя здесь нет» приобретает кардинально иной смысл – пустого знака внимания. И это вызвало ассоциацию с другим бессмысленным жестом – рукопожатие.
На обложке альбома двое мужчин в деловых костюмах, практически неотличимых друг от друга, пожимают руки. Один из них горит, а другой спокоен и даже слегка улыбается, будто всё в порядке вещей. Принято считать, что бизнесмен, охваченный огнём, прогорел и потерял деньги. Но для Pink Floyd это было бы слишком просто.
Вероятно, второй мужчина скрывает свои чувства и от невозможности или страха показать их, эмоционально сгорает изнутри. Безответная любовь, несчастливый брак, неизлечимая боязнь, неуверенность в себе, внешнее давление – что угодно, что отравляет жизнь и делает несчастным. И мы возвращаемся к сквозной теме альбома – отчуждение. Пустое рукопожатие, в котором нет честности.
На оборотной стороне конверта с пластинкой еще один арт – стоящий посреди пустыни человек в деловом костюме протягивает нам только что купленную пластинку. У его ног чемодан, обклеенный стикерами с вышедших альбомов Pink Floyd. Но стоит присмотреться и становится понятно, что это просто безликий силуэт. Вновь тема пустоты и отчуждения.
Nirvana — «Nevermind» (1991)
«Nevermind» — такое название получил самый успешный альбом за всю историю группы Nirvana! Во время записи данной пластинки Курт Кобейн хотел освободить музыку группы от стандартов и рамок, установленных звучанием сиэтлской гранж-сцены… Помимо этого, в работе участвовал новый ударник, Дэйв Грол, что также сыграло свою роль. Самое интересное то, что группа и лейбл поначалу не верили в успех «Nevermind», прогнозируя ему скромные коммерческие достижения… Однако уже к концу года альбом заявил о себе на весь мир, во многом — при помощи вневременного сингла «Smells Like Teen Spirit»! Он же остаётся гимном группы и по сей день…
Зимой 1992 года «Nevermind» лидировал в Billboard, обогнав самого Майкла Джексона и его «Dangerous»! Для андеграундной музыки это событие стало знаковым: с тех самых пор «гранж» сместил на себя акценты популярности в индустрии рок-музыки! Впоследствии мировые музыкальные критики признавали «Nevermind» лучшей записью своего жанра в истории…
The Beatles — «Abbey Road» (1969)
«Abbey Road» — культовый альбом не менее культовой группы, которая в своё время собирала бесчисленные залы и стадионы… Название пластинки — отсылка к лондонской улице, на которой располагалась студия звукозаписи. The Beatles работали над этим альбомом более полугода! Так, «Abbey Road» стал для группы их последним совместным проектом… Что касается выпущенного в начале 70-х годов «Let It Be», то, по большей части, материал для него был записан ещё в 1969 году.
На момент записи «Abbey Road» в группе уже царил разлад. Вряд ли тогда, на студии Abbey Road, кто-то мог допустить мысль, что это — последние для The Beatles сессии… Однако позже Джордж Харрисон отмечал:
My Beautiful Dark Twisted Fantasy – Kanye West
Зацензуренный вариант оригинальной обложки
Один из альтернативных вариантов оформления
Зацензуренный вариант оригинальной обложки
Перейдём к чему то более современному. Альбом Канье, вышедший практически 10 лет назад, уже стал классикой хип-хопа. Многие авторитетные издания поставили его на первые места среди альбомов за последнее десятилетие, а некоторые и в числе лучших за всё время в музыке. Обложка этому вряд ли сильно поспособствовала, но своё место в нашем списке заслужила. Над ней работал автор термина «искусственный реализм» Джордж Кондо. Художник создал целых пять обложек, одну из которых с нарисованным обнаженным темнокожим мужчиной (считается, что это сам Канье Уэст) и женщиной-демоном запретили для продажи в iTunes и в сети супермаркетов Walmart. Тогда Джордж Кондо начал «размывать» картинку, предоставляя публике все более и более зацензурированный вариант, который мы знаем и сейчас.
Первые дизайнерские обложки
Музыкальные пластинки двадцатых-тридцатых годов выпускали в обычных бумажных конвертах без рисунка. На лицевой стороне указывали только исполнителя и названия композиций.
Вариант конверта для выпуска пластинок Columbia Record, 1926 год. Изображение: Columbia Record
Всё изменилось, когда в 1938 году Columbia Record, крупнейшая на тот момент студия звукозаписи в США, пригласила на интервью дизайнера Алекса Стейнвейса. Он три года работал стажёром в небольшой студии, делал плакаты для музыкантов, брал заказы как фрилансер и стал известен в творческой среде.
Как арт-директор, Алекс изменил отношение Columbia Record к музыкальным обложкам. Компания закупила новое оборудование для цветной печати и разрешила ему изменить дизайн некоторых популярных пластинок. Для этого Алекс вручную занимался шрифтами и цветоделением.
Популярность пластинок выросла сразу после выхода в новой упаковке — продажи 3-й симфонии Бетховена Eroica выросли на 895%. Следующие семь лет Стейнвейс работал над дизайном каждой пластинки Columbia Record.
Первая упаковка записи 3-й симфонии Бетховена Eroica производства Columbia Record. Дизайн Алекса Стейнвейса для записи 3-й симфонии Бетховена Eroica в Columbia Record. Изображение: popsike.com / Алекс Стейнвейс / Columbia Record
С развитием технологий в 1956-м начался бум фотографий. На рынке стало меньше иллюстраций, но Стейнвейс и другие дизайнеры экспериментировали с коллажами и типографикой. После смерти Алекса дизайнер Майкл Дорет в память о нём создал цифровой шрифт Steinweiss Script Font, который напоминает авторскую каллиграфию Стейнвейса.
Joni Mitchell — «Blue» (1971)
Альбом «Blue» Джони Митчелл — легендарная классика 70-х, которая не утратила своей актуальности и влиятельности по сей день, спустя столько десятилетий… Он был записан в трудный для исполнительницы период, когда она рассталась с Грэмом Нэшем и влюбилась в Джеймса Тейлора. Из-за этого лирика полна романтизма, нежности и лёгкой трагедии… Всю горечь расставания и личные переживания касаемо новых отношений Митчелл мастерски выразила в музыке… По этой причине альбом «Blue» часто называют «вершиной исповедального песенного творчества».
https://youtube.com/watch?v=cVBSizMeT1I
Солидная часть материала была записана певицей во время её путешествия по «тропе хиппи». Прежде чем выпустить альбом, опустошённая Джони Митчелл успела побывать в Соединённом Королевстве, Франции, Испании, Греции… Мало кто знает, но композиция «Carey» была адресована шеф-повару из Матала (деревушка хиппи на острове Крит), который выпрыгнул из окна своего кафе от взрыва газовой плиты. Так, он познакомился со звездой своей эпохи!
Marvin Gaye — «What’s Going On» (1971)
Десятку лучших открывает «What’s Going On» — 11-й студийный альбом американского музыканта Марвина Гэя. Он был записан летом 1970-го, но выпущен только в мае 1971 года. Этот выпуск стал первым случаем за всю свою карьеру Марвина Гэя, когда он самостоятельно спродюсировал альбом… Если говорить о стиле, то «What’s Going On» — это концептуальная, состоящая из девяти треков. Многие из них связаны друг с другом, что становится очевидно во время прослушивания: песни словно переходят друг в друга, создавая единое мощное произведение… Лирика представляет собой повествование от лица ветерана Вьетнамской войны: вернувшись с войны домой, он поёт о том, что не видит ничего хорошего, за что воевал. Только несправедливость, страдания, горечь… Марвин Гэй затрагивает и такие темы, как упадок человечности, нищета, падкость общества.
В альбоме «What’s Going On» хорошо выражены новые тенденции в соул-музыке. Неудивительно, что пластинка пользовалась большой популярностью и коммерческим успехом далеко за пределами родных Штатов! Пройдя проверку временем, сегодня она считается золотой классикой эпохи 70-х!
Стримминговая эра
С интернетом стало проще подбирать музыку по вкусу. На каком-то этапе обложка, кажется, вообще потеряла смысл. Возможно, это особенности российского (пиратского) интернета. На торрентах и вконтакте музыку искали по названию.
А потом случились стримминговые сервисы. Новых альбомов и исполнителей так много, и они все доступны прямо сейчас, но у тебя есть сорок минут дороги до офиса, и ты не гуглишь, кто есть кто, ты снова выбираешь по обложке.
Обложки уменьшились. С них исчезли надписи — вся текстовая информация и так показана на экране. А ещё кое-где они стали анимированными. Эта фича появилась в 2020 году у Apple music. В 2021 году Spotify выпустил функцию для создания анимированных обложек. С помощью приложения Spotify Canvas можно создать 8-секундную замкнутую анимацию для альбома или отдельного трека.
Похоже, это первое новшество в дизайне обложек с тех пор, как кассетный прямоугольник снова стал квадратом.
Физические носители не исчезли, но стали предметом коллекционирования
Так что адаптивность — важное качество современной обложки. Она должна круто выглядеть и как видео на маленьком экране, и как конверт на полке
И перевёрстываться под всякие рекламные и постерные форматы, например. Мы вот покрасили стены в кухне в серый цвет, и думаем повесить над диваном «Loveless»:
1982 год: Tattoo You
The Rolling Stones
Изображение: Rolling Stones Records
Год выхода альбома: 1981.
Арт-директор: Питер Корристон.
Фотограф: Хьюберт Кречмар.
Иллюстратор: Кристиан Пайпер.
На лицевой стороне альбома изображён солист The Rolling Stones Мик Джаггер, а на задней — его соавтор и гитарист Кит Ричардс. Лица обоих музыкантов покрыты узорами в стиле татуировок коренных новозеландцев — народа маори. Хотя изображения выглядят реалистично, иллюстратор Кристиан Пайпер наносил рисунки уже непосредственно на фотографии, тогда же были добавлены и плоские красный и зелёный фоны. Контраст цвета указывал на то, что альбом состоит из композиций двух жанров: электрических рок-хитов и блюзовых баллад с классическим соло на саксофоне. К тому же во время создания альбома Tattoo You Джаггер и Ричардс были в ссоре из-за разногласий, это также нашло отражение в цвете и расположении портретов.
Красный фон и контрастные рисунки на лице Джаггера сбивали с толку: люди не могли понять, что за «девушка» изображена на обложке.
Обратная сторона пластинки Tattoo YouИзображение: Rolling Stones Records
При работе над идеей обложки Питер Корристон обратился к искусству Востока — сначала изучал индийские мандалы, затем появилась идея с татуировками: «Я немного изучил культуру самураев, а Stones — самые сильные из всех мировых рок‑н‑рольщиков. Самураи тоже довольно сильны, и, видимо, у них существовал обычай, согласно которому сильнейшие из сильных должны были иметь татуировки на лице».
Подход к фотосъёмке для альбома у музыкантов был разным, как и они сами. Джаггер пришёл на съёмку вовремя и позировал три часа. В конце он попросил показать ему снимки, чтобы убедиться, что они подойдут для аудитории группы. Следующий съёмочный день был отведен Ричардсу — тот сильно опоздал и пришёл в студию с бутылкой Jack Daniel’s в руках. На вопрос, не желает ли он выбрать лучший кадр, Ричардс ответил, что для этого есть Джаггер.
Впоследствии Хьюберт Кречмар утверждал, что Питер Корристон получил награду как арт-директор незаслуженно и его участие в оформлении не так уж велико. Как бы то ни было, обложка Tattoo You не только получила «Грэмми», но и вошла в коллекцию Нью-Йоркского музея современного искусства — MoMA.
Трансформация восьмидесятых-девяностых: кассеты и компакт-диски
Первые диски появились в музыкальных магазинах в 1982 году и в девяностых почти вытеснили из продаж винил. Дизайнерам пришлось привыкать к новому размеру упаковки — он уменьшился с квадрата 30×30 сантиметров до прямоугольника 12,5×14,2 сантиметра.
Кассеты появились в середине семидесятых, а в 1979-м — первый кассетный плеер Sony Walkman. Но в последующие 20 лет они занимали лишь1–4% от общего производства — на рынке преобладали компакт-диски.
Одна из первых музыкальных кассет. СССР, 1975 год. Изображение: «Фирма Мелодия» / Discogs
В девяностых фотообложки использовались так же часто, как коллажи, иллюстрации и минималистичная графика. Стиль стал больше зависеть от музыкального жанра, чем от веяния моды. С начала девяностых среди номинантов и победителей премии Grammy в номинации за лучшую упаковку альбома присутствуют совершенно разные работы.
Обложка диска Suzanne Vega, победитель номинации Grammy за лучшую упаковку в 1991 году. Изображение: A& M Records / Discogs
Победитель в номинации Grammy за лучшую обложку в 1996 году. Изображение: Reprise Records / Discogs
Ещё один инструмент, за счёт которого можно было выделиться в эпоху CD — буклет с разворотом и кастомизированная коробка.
Разворот обложки диска Introducing музыканта Dj Shadow, 1997 год. Изображение: Swales92 / Reddit
Крис Биллхаймер — один из немногих известных дизайнеров, заставших эпохи винила, CD и диджитала. Карьера Криса началась в конце восьмидесятых с дизайна плакатов и пластинок.
При создании обложек я избегаю дизайн-трендов, чтобы проект не символизировал конкретный год или период, за исключением случаев, когда это нужно заказчику. Некоторые графические элементы и типографика ассоциируются с конкретным временем и могут ввести слушателя в заблуждение о том, какой будет музыка.
Я проработал с группами R.E.M. и Green Day 20 лет. Чем лучше я узнавал музыкантов, тем меньше времени занимали поиски дизайнерского решения для каждого нового проекта
Для меня как дизайнера очень важно быть внутри творческого комьюнити. Даже живя в небольшом городе, я общался с теми, кто занимается музыкой, кино и изобразительным искусством
Все эти люди обожают то, чем занимаются.
Крис Биллхаймер,
дизайнер музыкальных обложек
Сайт-визитка Криса Биллхаймера: «Это был самый простой способ показать портфолио». Изображение: bilheimer.com
Один из самых известных в СССР дизайнеров музыкальных обложек Юрий Балашов учился создавать обложки самостоятельно, вдохновляясь книгой Album Cover Album Роджера Дина. До 1988-го он работал в «Мелодии» и изучал каталоги, отправленные в компанию зарубежными студиями. В девяностых Юрий стал рисовать CD-обложки для продюсерского центра Стаса Намина.
Разворот книги Album Cover Album Роджера Дина и Сторма Торгерсона. Изображение: Ozon / Ozon
Дизайн Юрия Балашова для пластинки «Ритмическая гимнастика» студии «Мелодия». Задняя и лицевая сторона. Изображение: Юрий Балашов / «Фирма Мелодия» / Discogs
Юрий — единственный советский художник, получивший Grammy за обложку для CD. Балашов познакомился с американским рок-музыкантом Фрэнком Заппой во время его приезда в Москву. После переезда в США Юрий получил предложение от Заппы создать обложку. Он изобразил гору Джомолунгму, на вершине которой стоит рояль, а из рояля пышет пламя, к которому возможно подобраться только на вертолёте. Работа заняла два месяца.
Обложка альбома Civilization Phaze III, созданная Юрием Балашовым в 1995-м. Изображение: Юрий Балашов / Barking Pumpkin Records
Стэнли Донвуд, дизайнер CD-обложек Radiohead, считает, что диджитализация сделала работу дизайнера проще:
Мы рисовали без возможности нажать кнопку отмены. Всегда была одна попытка, чтобы завершить начатый проект до конца. Из-за больших ошибок пришлось бы всё переделывать. А маленькие детали, которые нам не нравились, мы просто зарисовывали или заклеивали чем-нибудь сверху.