Личная жизнь
Убеждения, искусство и уклад жизни Бродского принимала и защищала, даже после развода, его первая супруга – Любовь Марковна. Она была поэтессой и художником в сфере декоративно-прикладного искусства. Брачный союз с Бродским был заключен после завершения им Академии, однако, невзирая на появление двух детей – сына и дочери, оказался безуспешным.
Лидия Исааковна, одна из детей художника, последовала за отцом и посвятила себя искусству, продолжила его ремесло.
Дочь Лидия
В 1908 году художник написал картину, которую посвятил своей первой жене – «портрет Л.М.Бродской». Отношения после расставания оставались дружескими, они поддерживали друг друга и воспитывали детей вместе.
Дом и студия мастера кисти находились в центре города около Русского музея. Большое количество людей считало Бродского богатым человеком, обладавшим всей роскошью, которую только можно пожелать. Однако, всё обстояло иначе. В 3-комнатной квартире, кроме художника и его второй супруги Татьяны Петровной Бродской, там же проживали ещё её две сестры, сын одной из сестёр, сын от первого брака художника, а по прошествии времени в квартире появился новый житель – привезённый живописцем со своей родины, юный способный ученик Пётр Белоусов. Большое семейство даже ухитрялось найти место для двух собак.
Описание картины Исаака Бродского «Церковь»
Картина создана И.И. Бродским в 1905 году. Живописец предпочитал пейзажи, в которых умело использовал характерные для работ старых мастеров приемы и особые мотивы.
Если на раннем этапе он старался привнести в свои творения некую фантастику символистского типа, то в более поздний период уже придерживался реальности.
Творчество живописца так и остается для многих загадкой. Связано это с тем, что ранний Бродский и зрелый совершенно отличаются. В одном человеке словно живут две личности.
«Церковь» написана еще молодым художникам. Она вся переполнена необыкновенной радостью. Все краски невероятно солнечные и жизнерадостные.
С одной стороны. Перед зрителем предстает совершенно обычная небольшая церковь. С другой стороны, создается ощущение чего-то нереального и необыкновенно фантастического. Перед нами словно иллюстрация к какой-то чудесной сказке. Все краски нарочито неестественны в своей естественности. Художник умело пользуется игрой света и тени, выделяя важные детали и создавая нечто особенное.
Бродский умел найти нечто необычное в повседневном. Деревья напоминают волшебные растения, в ветвях которых живут сказочные существа. На первый взгляд, мрачные краски не давят на зрителя. Необыкновенно жизнерадостная церковь ярко-желтого цвета, окруженная сочной зеленью, придает особе звучание всему творению.
Художник особенно тщательно прорисовывает каждую деталь, которые невероятно важны. Все здесь символично и наполнено особым смыслом. Привычные всем современникам художника, да и нынешним зрителям, вещи выглядят абсолютно по-другому.
Художник умел найти в простых вещах, которые каждый видит практически ежедневно, нечто такое, что достойно стать темой отдельной картины. Традиционные образы обретают особый фантастический смысл.
Описание картины Исаака Бродского «Церковь» | источник
Мастерская
Самая большая комната была предоставлена художнику позднее остальных, в 1930 году. Раннее это был музыкальный салон графов Виельгорских, здесь выступали артисты Императорского Мариинского театра и Михайловского театра. Частыми гостями салона были известные представители литературы и искусства Пушкин, Гоголь, Глинка и другие.
Бродский обустроил здесь мастерскую. Музей сохранил подлинные предметы художника. Мольберт, палитра с масленками, кисти, этюдник, коробочка с сангиной и углем, походный этюдник – это оригинальные предметы, которых когда-то касалась рука Бродского.
Все стены в мастерской увешаны картинами, так было и при жизни Исаака Израилевича
Приковывает внимание одна из самых больших картин – портрет Шаляпина. Подробнее узнать об этом великом артисте можно здесь
Мастерская точно описывает Исаака Бродского как страстного коллекционера и талантливого портретиста и пейзажиста.
Подробнее о режиме работы музея-квартиры можно узнать на сайте.
Известные картины художника
Картины Бродского — великое наследие нашей страны. Знаменитым художником было создано более 40 работ.
Дореволюционное творчество
Среди дореволюционных полотен живописца отмечаются:
картина «Тёплый день», написанная в 1908 году; «портрет Л. М. Бродской», первой жены мастера кисти, также являющейся художницей. За эти две картины Бродский удостаивается звания художника и получает право на поездку в Европу, а за холст «Тёплый день» получает Золотую медаль; полотна «Италия» и «Сказка», созданные на Капри в 1911 году, когда великий гений живописи проживал в гостях у писателя Максима Горького; «Опавшие листья» и «Зима в провинции», 1913 год. Это — великолепные работы художника, бесподобно отражающие два времени года, утончённую неброскую красоту и скромное обаяние русской природы.
Бродский как певец революции
В революционный период живописцем было написано множество портретов политических деятелей и самого Ленина. Наиболее известными являются:
«портрет Керенского», 1917. Бродскому удаётся очень точно запечатлеть образ государственного деятеля, особенно его пронзительный взгляд; «Ленин и манифестация», 1919. Эта картина художника явилась началом его революционной эпопеи; портреты Троцкого, Луначарского, Зиновьева и Калинина, написанные один за другим в 1921 году; «Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна». Работа была выполнена в 1920-1924 годах. «Расстрел 26-и Бакинских комиссаров», 1925. Замысел написать полотно возник у Бродского после трагедии, произошедшей в Закавказье 20 сентября 1918 года. Художнику удалось с точностью передать величие духа, мужество и преданность делу расстрелянных коммунистов.
Далее по порядку были написаны портреты:
- И. Сталина, 1928;
- К. Ворошилова, 1929;
- М. Фрунзе, 1929;
- В. Менжинского, 1932;
- В. Молотова, 1933;
- С. Кирова, 1934;
- В. Куйбышева, 1935;
- А. Жданова, 1935;
- Л. Кагановича, 1935;
- Г. Орджоникидзе, 1936;
- М. Горького, 1929.
Лениниада
Образ Ленина живо интересовал Бродского. Он написал много портретов вождя и полотен с его участием.
Знаменитые портреты:
- «В. Ленин на фоне Кремля», 1924;
- «Вождь на фоне Волховстроя», 1926;
- «В. Ленин в Смольном», 1930.
Картины:
- «Выступление Ленина на митинге возле Путиловского завода», 1929;
- «Вождь на проводах красноармейских частей, уходящих на войну», 1933.
Биография
Исаак Бродский родился в конце XIX века, 6 января 1884 года, в селе Софиевка (территория современной Украины), а тогда в Таврической губернии. Он был из купеческой семьи. Отец художника Израиль Бродский был землевладельцем и купцом второй гильдии, что означало, что он мог владеть речными судами, фабриками, заводами, заниматься оптовым и розничным торгом.
Начальное образование Исаак Бродский получил в городской школе в Бердянске, его отдали на попечение ремесленнику Абраму Евновичу, который и отметил у Бродского художественные способности. Помимо школьных занятий Исаак Израилевич брал уроки у учителя рисования. Работы будущего художника уже тогда побеждали на школьных конкурсах.
Поэтому семья Абрама Евновича уговорила отца Бродского отправить юного Исаака учиться в Одесское художественное училище. Отец прислушался к совету и поехал с сыном в Одессу.
Во время пути Исаак Бродский посетил мастерскую Айвазовского. Это событие очень повлияло на будущего художника. В автобиографической книге «Мой творческий путь» он оставил такие слова:
Посещение музеев-квартир, где творили люди искусства – вдохновляет. Возможно, этот и другие тексты по теме воодушевят вас на занятие творчеством!
Исаак Бродский окончил с отличием художественное училище в Одессе. Далее он решил поступить уже в Высшее художественное училище в Санкт-Петербурге. Благодаря большому количеству наград за свои работы и отличным оценкам его приняли без экзаменов. В Петербурге юный художник пять лет учился у Ильи Репина.
Коллекция началась с трёх рисунков Репина
Помимо рисования была у Бродского ещё одна страсть. На протяжении нескольких десятилетий Бродский создавал уникальную коллекцию произведений русских художников XVIII – начала XX веков. Эта коллекция, включавшая в себя блестящие творения Ильи Репина и Василия Сурикова, Владимир Маковского и Василия Поленова, Исаака Левитана и Валентина Серова и многих других, была одним из лучших частных собраний в 1920-е гг.
Началась она с трёх рисунков Репина, которые он подарил любимому художнику ещё во время учебы в Академии. Потом она стала пополнятся произведениями авторов, с которыми Бродский вместе участвовал в выставках. После революции собирательство художника стало частью его многосторонней деятельности, направленной на спасение достижений русского искусства и помощи художникам.
Вариант №2
Произведениями А. С. Пушкина вдохновлялись многие поэты. Среди них и Иосиф Александрович Бродский, который в 1829 году переписал на свой лад стихотворение Пушкина «Я вас любил. Любовь еще, быть может…» Стихотворение получилось полной противоположностью оригинала. Но несмотря на то, что в нем звучат хулиганские нотки оно не лишено выразительности и чувств. Стихотворение Пушкина окутано сдержанностью, грустью и любовным трепетом, а сонет Бродского отражает телесный опыт, изменения, происходящие в организме. В отличие от Пушкина, рассуждающего о душевных переживаниях, Бродский называет любовь просто болью, которая «сверлит мозги». Все свои страстные чувства он переживает не душой, а телом. Для Бродского любовь это прежде всего плотское чувство. Слишком много «земного» упоминается в его сонете
Его внимание в первую очередь привлекают – жар в крови, бюст, виски и пломбы. Его познание любви и страданий происходит именно через подобные вещи
Если Пушкин в своем стихотворении уповает на Бога, то Бродский в гневе неоднократно упоминает черта.
При написании он использовал совсем нелитературный язык. Бродский пользуется грубыми и близкими к нецензурным выражениями. На первый взгляд может показаться, что Бродский спародировал Пушкина, но на самом деле он всего лишь взял его за образец. Но так как Бродский был представителем совсем другой эпохи, он осознавал, что признание в любви, написанное Пушкиным уже неуместно. Поэтому он по – своему интерпретировал стихотворение, взяв в расчет устои продиктованные новым временем.
Пушкин готов смириться с тем, что ему не дано взаимной любви, а эмоциональный Бродский готов свести счеты с жизнью ради того, чтобы покончить со страданиями. В отличие от Бродского Пушкин готов отпустить любимую и пожелать ей счастья с новым возлюбленным.
Несмотря не на что сонет Бродского достаточно ярок и силен, он описывает страстное чувство влюбленного новой эпохи, которому начинаешь неосознанно симпатизировать, несмотря на необычность изложения его переживаний.
Жанровые особенности
Жанр этого стихотворения тяжело определить с филологической точки зрения, потому что завязка и кульминация отличаются смысловым содержанием от развязки. Иногда Бродский указывал жанр в самом заглавии, например, как в стихотворении «Элегия», но здесь другой случай.
Большинство исследователей относят «Холмы» к философскому рассуждению. В тексте решаются вопросы жизни и смерти, человеческого предназначения и смысла существования. Это доказывает мнение ученых.
Стихотворение написано ямбом — это самый распространенный размер стихотворений. Возможно, Бродский делает это намеренно, чтобы показать простоту жизни, по сравнению со смертью.
Поездка за границу
В 1908 году обучение подходит к концу. Он представляет на суд строгой комиссии два программных произведения: «Тёплый день» и «Портрет Л.М. Бродской». За картину «Теплый день» Исаак Израилевич был удостоен Золотой медали и возможности обучения заграницей.
Художник отправляется во Францию, путешествует по Англии, Испании и Германии. Результаты его поездки так вдохновили Совет Академии, что было принято решение о дополнительной командировке за границу. На этот раз Бродский живёт в Италии на острове Капри, довольно часто посещает писателя Максима Горького. Эта поездка была столько же продуктивна, как и предыдущая. Её результатом стали портреты писателя, картина «Сказка», где используется символистская фантастика, и др.
Интересно, что следуя заветам своего учителя и помня слова Репина о «кривляниях», Исаак в штыки принимает творчество авангардистов. После посещения мастерских Пикассо, Брака, Матисса Бродский навсегда становится приверженцем традиционной, реалистической живописи.
Вернувшись из путешествия, он начинает искать свою живописную манеру. В пейзажах использует живописный язык символизма и модерна, стремится поэтизировать образ русской природы. Его картину «Зима в провинции» отметили Золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене
Художник упорно трудится, его работы бесподобны, он обласкан вниманием публики и критиков…
Становление творца
- Закончив в 1896 году в Бердянске городское училище, отправился в Одессу и обучался в художественном училище с 1896 по 1902 год. С 1902 по 1907 год учился у Репина в Петербургской Академии Художеств.
- В 1908-1909 Бродский отправляется от Академии в Европу как стажёр. Исаак побывает в множествах стран – во Франции, Испании, Англии, Германии и других. Там он, напитавшись иных культур и до краёв заполненный собственными впечатлениями, пишет превосходные пейзажи и этюды. После возвращения на родину живописцу предлагают посетить Италию, и он отправляется туда ещё на полгода. Написанная Бродским в этот промежуток картина «Сказка» дала создателю премию Общества поощрения художеств. На приобретенные средства Исаак отправляется на остров Капри, где заводит интересное знакомство с писателем Максимом Горьким.
- Бродский искал себя и свои направления в искусстве всюду, наиболее излюбленным в будущем станет пейзаж. Не пропустив ни одного лета, он ездил на Академическую дачу в Тверскую губернию, где ему прекрасно удавалось разрешить все пленэрные задания.
- Не изменяя своим убеждениям, оставаясь в направлении реализма, Исаак зачастую интересовался и другими воздействиями – пытался писать плакаты, театрализацию, в том числе под влиянием происходящего в 1905, захлестнувшие эмоции подтолкнули творца к написанию несвойственного для него эскиз полотна «Красные похороны».
- После завершения учёбы в Академии, с приобретенной практикой к Бродскому пришла решительность в своей технике. Однако, живописец очутился одинок, создающий в большей степени пейзажи, портреты. Приезжая с одной выставки и уезжая на другую Бродский не был ни для кого «своим». Он был близок с многочисленными мирискусниками, но не был согласен с ними во всём, например, в фантастике и жеманстве, ретроспективизме. Был радикально настроен к таким течениям, как футуризм, кубизм.
- В период с 1917 по 1920 годы художник принимал участие в различных выставках, в том числе и Академии художеств, был экспонентом «Общества», «Товарищества южнорусских художников», «Общины художников».
- В 1917 году Октябрьскую революцию художник встретил с воодушевлением. С данного этапа одной из основных столпов в творчестве устанавливаются портреты советских вождей и большевицких фаворитов. Он творил фундаментальные полотна, затрагивая историческую и революционную тематику. Правительство поддерживало и ценило Бродского, он был первым, кто удостоился чести ордена Ленина, а потом и Сталинской премии.
- В этот период разум Бродского охватила личность Ленина. Его персона юному художнику изображалась весьма увлекательной. Художник регулярно искал пути встретиться с ним, чтобы подробнее изучить его внешность, рассмотреть. После многочисленных попыток у Бродского всё же получилось в 1920 году. После незначительного эскиза карандашом, произведённым тайком в период конгресса, следовала целая цепочка портретов вождя. Несмотря на то, что позировать Ленин решительно не желал, он позволял изображать себя в период работы. Исаак Израилевич позже вспоминал, как вождь, увидев, что его рисуют, старался поспособствовать художнику, не шевелясь и делая как можно меньше движений.
Исаак Бродский в 1926 г.
- В период, когда эксперименты приверженцев авангардизма не были признаны, Исаак Израилевич стал главным по Всероссийской Академии художеств. Впоследствии он возобновил классическую концепцию образования и принял основные принципы идеологического контроля в искусствах.
- Помимо того, Исаак Израилевич был занят реорганизацией, в 1932 году Бродский стал профессором, а в 1934 году – принял пост директора во Всероссийской Академии художеств. К преподаванию к Академии художник привлёк многих известных творцов и педагогов. Такие, как – В.И. Шухаев, Е.М. Чепцов, А.И. Любимов, Н.Н. Пунин, А.П. Остроумова, С.В. Лебедева, П.С. Наумов, Д.И. Куплик, Б.А. Фогель.
- Исаак Израилевич большое количество времени работает, развивает способности нового поколения подрастающих творцов, пишет полотна. Только благодаря неустанному Бродскому Академия выносит все тяготы в нелёгкий революционный период. Мастер реализма проводит большое число выставок для обычного народа, а на своей родине, в Бердянске, открывает музей.
- Бродский открывает музей и в Петербурге на площади Искусств, где накапливает наилучшие картины множества великих мастеров кисти.
- В 1937 году в Париже художник экспонирует собственные полотна на выставке.
- Скончался великий творец из-за тяжелой болезни 14 августа 1939 года в возрасте 55 лет. Был погребён в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.
Художник Исаак Бродский
Литература
Бродский рассказывал, что писать стихи начал с 18 лет, хотя есть несколько стихотворений, написанных в 16-17 лет. В раннем периоде творчества он написал «Рождественский романс», «Памятник Пушкину», «От окраины к центру» и другие стихи. В дальнейшем на стиль автора оказала сильное влияние поэзия М. Цветаевой, О. Мандельштама, А. Ахматовой и Б. Пастернака — они стали личным каноном юноши.
Иосиф Бродский
С Ахматовой Бродский познакомился в 1961 году. Она никогда не сомневалась в таланте молодого поэта и поддерживала творчество Иосифа, веря в успех. Самого Бродского стихи Анны Андреевны не особо впечатляли, но масштаб личности советской поэтессы восхищал.
Первое произведение, которое насторожило Власть Советов, датировано 1958 годом. Стихотворение называлось «Пилигримы». Следом он написал «Одиночество». Там Бродский пытался переосмыслить, что с ним происходит и как выйти из сложившейся ситуации, когда газеты и журналы закрывали двери перед поэтом.
Поэт Иосиф Бродский
14 февраля 1960 года Иосиф Бродский впервые выступал на ленинградском «Турнире поэтов». Он читал «Еврейское кладбище», которое вызвало нешуточный скандал в литературных и общественных кругах. Через три года в «Вечернем Ленинграде» вышла статья, клеймившая Бродского за паразитический образ жизни, в ней же приводились цитаты из поэмы Иосифа «Шествие» и других произведений. Авторы пасквиля вырвали строки из контекста, что прозвучало как обвинение в адрес поэта в любви к чужой родине. Иосифа Бродского начали преследовать на всех уровнях.
В январе 1964 года в том же «Вечернем Ленинграде» были опубликованы письма «возмущенных граждан», требующих наказать поэта, а 13 февраля литератора арестовали за тунеядство. На следующий день в камере у него случился сердечный приступ. Мысли Бродского того периода четко угадываются в стихах «Здравствуй, мое старение» и «Что сказать мне о жизни?».
Поэт-диссидент Иосиф Бродский
Начавшаяся травля легла тяжелым бременем на поэта. Ситуация обострилась из-за разрыва отношений с возлюбленной Мариной Басмановой. В итоге Бродский предпринял попытку уйти из жизни, но неудачно.
В 1970 году автор написал стихотворение «Не выходи из комнаты», в котором отобразил взгляд о том, какое место отводится человеку при советской власти.
Гонения продолжались до мая 1972 года, когда Бродскому дали выбор – психиатрическая лечебница или эмиграция. Иосифу Александровичу уже доводилось бывать в психбольнице, и, как он говорил, она была намного страшнее тюрьмы. Бродский выбрал эмиграцию. В 1977 году поэт принял американское гражданство.
Иосиф Бродский
Перед отъездом из родной страны поэт пытался остаться в России. Он отправил письмо самому Леониду Брежневу с просьбой разрешить жить в стране хотя бы как переводчик. Но будущего Нобелевского лауреата так и не услышали.
Иосиф Бродский участвовал в Международном поэтическом фестивале в Лондоне. Затем преподавал историю русской литературы и поэзии в Мичиганском, Колумбийском и Нью-Йоркском университетах. Параллельно он писал эссе на английском и переводил на английский язык стихи Владимира Набокова. В 1986 году вышел сборник Бродского «Меньше единицы», а в следующем году он получил Нобелевскую премию в области литературы.
Иосиф Бродский в Лондоне, 1994 год
В период 1985-1989 годов поэт написал «Памяти отца», «Представление» и эссе «Полторы комнаты». В этих стихах и прозе — вся боль человека, которому не разрешили проводить в последний путь родителей.
Когда в СССР началась перестройка, стихи Иосифа Александровича активно печатали литературные журналы и газеты. В 1990 году в Советском Союзе начали издавать книги поэта. Бродский не раз получал приглашения с родины, но постоянно медлил с этим визитом — он не хотел внимания прессы и публичности. Сложность возвращения отразилась в стихах «Итака», «Письмо в оазис» и других.
описание картины И.И. Бродского «Опавшие листья»
Большинство известных художников считали осень своим любимым временем года, и передавали при помощи масляных красок, красоту окружающего их мира. Исаак Бродский на своих полотнах отображал природу России. Среди его большого числа работ выделяется картина «Опавшие листья».
Рассматривая пейзаж можно сразу же понять, что на картине изображен ясный, пронизанный лучами солнца день, об этом напоминают яркие краски, и блики от деревьев. Осень только начинает вступать в свои права. На переднем плане картины дерево, у которого начинают опадать листья, но его листва до сих пор еще имеет зеленую окраску. На заднем плане виднеются уже потихоньку теряющие листву деревья.
Основным содержанием картины является незакрытый дачный домик, скорее всего его хозяева бродят недалеко по парку, любуясь красками золотой осени и греясь под теплым еще солнцем.
На веранде имеются два стула, и повсюду опавшие листья, напоминая нам о том, что наступила осень. Хоть картина вся солнечная, все равно становится грустно, что не загарами холода, зима… Скоро этот дачный домик вероятней всего будет пустовать, дожидаясь весны.
Но в то же время вселяется надежда, что все это пройдет за какое-то время. А пока в разгаре осень, воздух свеж и приятен. Небо не затянуто тучами. Художник его изобразил голубым, почти летним. Он не использует яркие краски, листья в основном желтые и зеленые. Вместо красной листвы, он выбрал это яркий цвет для резных перил веранды. На полу блики передают игру света и тени. Глядя на картину так и хочется, чтобы погода не менялась, а солнце светило так всегда.
Исаак Бродский в своей картине изобразил маленький осенний эпизод, через открытую дверь веранды. И перед нами открывается окружающий мир, пусть мы его видим небольшим, но он передан правдиво и живописно. Чувствуется, что художник обладал талантом придавать своим работам настроение и эмоции, такие как восторженность, радость и в то же время спокойствие.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Память
В 1940 году на доме установлена мемориальная доска по проекту архитектора Н. Ф. Демкова. с ошибочными датами в тексте: «В этом доме с 1924 по 1939 год жил и умер художник Исаак Израилевич Бродский».
В центре Ленинграда (Площадь Искусств, 3 — Дом Голенищева-Кутузова) был создан музей художника — музей-квартира И. И. Бродского, являющийся отделом Научно-исследовательского музея Российской академии художеств. В сентябре 1940 года улица Лассаля близ Невского проспекта была переименована в улицу Бродского (в 1991 году ей было возвращено историческое название — Михайловская улица).
Имя Бродского носит основанный им в 1930 году Бердянский художественный музей, куда художник передал около 200 картин русских художников из своего собрания.
Чуковский о Бродском
Известно, что для выполнения главного госзаказа мастер по примеру глав средневековых цехов живописцев, привлекал целую армию подмастерьев. Они рисовали, а Бродский вносил в картины небольшие поправки и ставил подпись.
В своём дневнике Корней Чуковский, встречавшийся с Бродским в 1926 году, так описывал стиль работы художника: «… я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания. Ах, как пышно он живёт — и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от „расстрела коммунистов в Баку“… И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи. Все „расстрелы“ в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять „расстрелов“. Просил 25 червонцев.
Сам Бродский очень мил. …чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией.
Примирило меня с ним то, что у него так много репинских реликвий. Бюсты Репина, портреты Репина и проч. И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка — в портретах, в декоративных панно. Его талант ушёл от него вместе с тонкой талией, бледным цветом лица.…».
Итоги. Что удалось выяснить о петербургских предках Иосифа Бродского
Генеалогическое древо Бродских — Свердловых — Гигузиных. Создано Марком Гигузиным
Прадед поэта (и мой прапрадед) Иосель Шевелевич Свердлов, 1841 г.р., был оружейником в Лейб-Гвардии Измайловском полку. Вероятное место его рождения — Полоцк. После завершения службы от работал слесарем. Значился кронштадтским мещанином.
В 1870 году Иосель женится на солдатской дочери Хане Ициковой Ляхим (более правильно, видимо, Лехем). Ицко Ляхим/Лехем тоже значился кронштатдским. Он 1801 г.р., видимо родом из Вильна. В архиве Военно-Морского флота значится отставным рядовым военно-рабочей 3 роты Морской строительной части. Был женат на Бейле Ициковой, 1822 г.р. Умер в 1886 году от рака желудка. Бейла, вдова отставного унтер-офицера, умерла от кровоизлияния в мозг в 1892 году.
Метрическая запись о бракосочетании Иоселя и Ханы Свердловых, 1870 г.
Как я уже говорил, у Иоселя и Ханы Свердловых было как минимум 8 детей:
Бадане (1871-1956) — вышла замуж за Янкеля-Иосифа Скидельского. Двоих из их детей звали Белла и Юда.
Шая (1873-1918) — мой прадед, женился на Басе Гершкович. Старший их сын, Рувим, погиб на фронте. Шая умер в психиатрической больнице св. Николая Чудотворца в возрасте 35 лет. Кстати, по иронии судьбы, в эту же больницу через много лет был помещен и Иосиф Бродский.
Больница св. Николая Чудотворца
Генендель, моя бабушка, была младшей.
Генендель Гигузина (Свердлова) — бабушка Марка Гигузина и двоюродная сестра Александра Бродского, отца поэта. Фото из семейного архива Марка Гигузина.
О Басе более подробно я рассказал здесь.
Рахиль (1874-1936) — бабушка поэта. Как уже было сказано, вышла замуж за Израиля Бродского. У их сына, Александра, был старший брат, Яков, родившийся в 1901 году. Но он умер в 1902 году от гриппа.
Метрическая запись о рождении Рахили Свердловой, 1874 г.
Метрическая запись о бракосочетании Рахили и Израиля Бродских, 1898 г.
Метрическая запись о смерти Якова Бродского, 1902 г.
Метрическая запись о рождении Александра Бродского, 1903 г.
Сара (1876 г.р.) — вышла замуж за Шлему Шрадера из Митавы. Их дети, Рахиль и Гораций были репрессированы в 30-х годах. Дочь Изабелла Шрадер погибла при бомбежке в октябре 1941 года.
Ривка (1877-1877) — умерла от воспаления легких.
Райхе (1878 г.р.) — судьба пока неизвестна.
Гирш (1880 г.р.) — судьба пока неизвестна.
Моисей (1886-1924) — о нем я подробно рассказал здесь.
Моисей Свердлов, брат бабушки Рахиль. Фото: ЦГИА
Конечно, есть еще имена, но это основное. Я уверен, что будут продолжение и новые открытия. Может быть, откликнется кто-то из полтавских Бродских или из петербургских Свердловых, Лехемов, Шрадеров и Скидельских…