История и правила нанесения боевой раскраски

Раскрас лица и тела у индейцев имел определённый смысл и символику

Рисунки в виде голов хищных животных

Отдельно надо сказать о татуировках или рисунках красками в виде голов хищных животных, которые изображались на голове или теле и которые было очень сложно заслужить. В частности, они означали:

  • койот — хитрость;
  • волк — свирепость;
  • медведь — мощь и силу;
  • орел — отвагу и зоркость.

Раскраске подлежали предметы одежды и боевое оружие. На щитах, если воин пользовался им, места было много, и на него можно было наносить не только уже имеющиеся достижения, но те, к которым он стремился. А уж по пошиву, отделке и раскраске мокасинов даже ребенок мог определить племенную принадлежность его владельца.

Выход на «тропу войны»

«Отличный день для смерти» — с таким девизом североамериканские индейцы встречали весть о начале военного похода и начинали наносить боевой раскрас лица. Он подтверждал свирепую отвагу и непоколебимую храбрость воина, его статус и былые заслуги. Он должен был внушать ужас врагу, в том числе поверженному или взятому в плен, вселять в него страх и отчаяние, давать магическую и мистическую защиту носителю. Полосы на щеках подтверждали, что их хозяин неоднократно убивал врагов. При нанесении боевой раскраски учитывались факторы, не только устрашающие врага, но и дающие дополнительную защиту, в том числе и камуфляж.

Изображение ладони могло означать хорошие навыки рукопашного бой или владение оберегом, дающим владельцу скрытность и невидимость на поле боя. Неодинаковый, но однотипный боевой раскрас давал ощущение единства и родства в битве, как сейчас — современная армейская форма. Также он подчеркивал статус бойца, как знаки различия и ордена в наши дни.

Боевой раскрас индейцев оказывался действенным средством для поднятия их боевого духа. Он же помогал справляться со страхом смерти, так как умирать следовало, как герою, с жаждой крови, переполняющей сердце. Нельзя было дать ему наполниться страхом смерти и желанием жить, ибо это позор для воина.

Рисованная граница

У нас границу обозначают пограничные столбы, украшенные гербами сопредельных государств, а вот индейцы обозначали свои владения особыми символами на священных плитах, тем самым идентифицируя себя среди других племен: лапы медведя давали понять, что это владения клана Медведей, змея указывала на клан Змеи, ласточка — на клан Ласточек. Когда клан Койотов сражался с кланом Ласточек и побеждал, то ласточку изображали с оторванной головой.

Кстати, священное животное, именем которого назывался клан, индейцами тщательно оберегалось, так как по их поверьям от него зависела жизнь всех его членов. Само название клана связывалось с особенностями племени — силой (медведь), опасностью (змея), быстротой (ласточка), так что обман исключался. Название распространяло определенную «молву» о племени, причем встречаться с ним и не требовалось, достаточно было увидеть его символическое изображение.

Духи

Кроме божеств и предков существуют другие сверхъестественные существа: духи, демоны, духи-спутники. Это части человеческих душ, которые живут отдельно от людей — в ином мире или, например, в лесу. Здесь опять-таки бывает по-разному. Когда вы спите и вам снится, что вы где-то в лесу, это означает, что ваш дух-спутник бодрствует. У майя духи-спутники часто были животными. Они назывались «вай» или «вайхель» — эти слова связаны с глаголом «спать». Духи дают человеку магическое могущество, поэтому у сильного колдуна может быть до 13 дополнительных духов-спутников, и это, как правило, опасные хищные животные. А у простого человека таких душ обычно одна или две, часто это курица или петух.

Качина — кукла, но не для игр

У индейцев хопи было поверье, что существуют невидимые духи качина — посредники между богом и людьми. Перевоплощаться в них могли только мужчины, поэтому они являлись олицетворением добра, достойного подражанию и устрашающего всякое зло.

Качина боялись и уважали. Представляясь в виде этих духов, они надевали маски зверей, растений, звезд, демонов, воинов, и мифологических персонажей. Их дополняли белыми одеяниями, меховой накидкой, погремушками, луком, посохом и украшениями из серебра с бирюзой. Вся эта символика (маска, одежда, украшения и т. д.) превращала обычного индейца в посланника богов. И соплеменники верили, что по их просьбам боги пошлют через них больше дождей, богатые урожаи и защиту от болезней.

А вот в племени гайдов существовала «маска превращения». Она представляла собой голову грозовой птицы. Когда ее огромный клюв был раскрыт, то в нем виднелось лицо человека. Эта птица по преданиям приносила с собой дождь, вызывала рост растений и помогала поддерживать жизнь на Земле. Когда гайды надевали эту маску, то верили, что человеческий дух может принять ее образ со всеми вытекающими из этого последствиями!

Индейский амулет своими руками

Ловец снов Изготавливая оберег самостоятельно, надо чётко понимать значения, знать культуру и верования североамериканских индейцев. Это поможет использовать орнаменты, образы и знаки по назначению, а не как красивую стилизацию. Грамотно подобранный образ поможет призвать на помощь духов, защитить владельца.

Несколько способов использовать знаки:

  • Вышивка. Традиционно она выполняется бисером. Стильно смотрятся мокасины с орнаментами, сумки, ремни, куртки.
  • Браслеты. Индейцы считали, что в запястье находится сосредоточие энергии тела, поскольку здесь прощупывается пульс. Браслет призван защищать, раскрывать силу.
  • Украшения из бусин на голову, можно вплетать их в причёску, дополнять пёрышки.
  • Обереги в дом. Наиболее известный и применимый в наше время – ловец снов.
  • Подвески, ожерелья. Могут применяться бусины и зубы. Считается, что качества убитого зверя переселяются в охотника. Хотите быть быстрым и ловким – используйте волчий клык, бесстрашие и неуязвимость даст медвежий зуб.

Значение имеют и цвета:

зелёный – цвет земли;
красный – человек;
жёлтый – дневной свет, у некоторых племён загробный мир;
синий – небо;
белый – снег;
чёрный — ночь.

Символы и цвета принято комбинировать, а не использовать в одиночку. Это может быть сюжет или история, а может быть просто ассоциативная связь, понятная только хозяину. В этом отношении простор для творчества.

Браслет

Браслеты индейцев Чёткие рекомендации по его изготовлению дать сложно. Стоит отталкиваться от навыков. Браслет можно сплести из бисера, включив в него знаки. Цвет бусин стоит подбирать ассоциативно.

Браслет из натуральных камней будет иметь дополнительную силу камня. Бусины крепятся на замшевый шнурок, оплетая каждую.

Хорошо будет смотреться кожаный браслет с тиснением.

Ещё один вариант браслета – плетёнка из кожаного шнурка. Сюда включаются бусины, подвески, перья. Помните о значении каждого образа, создавая целостную картину.

Ловец снов

Используется для защиты от злых духов. Хорошие сны проходят сквозь паутину, а плохие путаются в ней.

Изначально делался из ивового прута, скреплялся сухожилием оленя, оплетался нитками, украшался перьями. В центре оставляется отверстие.

Встречается много мастер-классов по изготовлению такого оберега. Для этого понадобятся лишь деревянный обруч, нитки, бусины, перья, терпение и время.

Культура и философия индейцев сложнее и глубже, чем представляют себе европейцы. Мы описали лишь поверхностное значение амулетов. В современной жизни часто индейские орнаменты и атрибутика становятся лишь стилизацией, попыткой придать вещам или жилью индейский стиль. Для того, чтобы символы работали, надо верить в них и изучить глубинный смысл. Для этого стоит прочитать работы антропологов, чтобы понять взаимосвязи человека с действительностью также, как их понимали индейцы.

Символизм

Практически каждый индеец с самого начала юношества досконально знал особенности обычного и боевого раскраса как членов своего племени, так и родственных и союзных ему племен, а также всех известных врагов. Несмотря на то, что значение и смысл одного и того же символа или сочетания цветов у разных племен, в разное время, могло существенно отличаться, индейцы прекрасно ориентировались в этом практически бескрайнем море значений, чем вызывали неподдельное удивление и зависть контактировавших с ним белых. Некоторые откровенно восхищались, но большинство «белокожих» только сильнее ненавидели индейцев за такие качества, как верность слову и неписанному кодексу поведения, честность и откровенность в демонстрации своих намерений индейцами, что подтверждал боевой раскрас на их лицах.

Интересный факт: в настоящее время сложился устойчивый стереотип, будто прозвание «краснокожие» североамериканские индейцы получили за свой цвет кожи, якобы имеющий красноватый оттенок. На самом деле кожа у них чуть желтоватая и немного отливает светло-коричневым (у разных, тем более живущих далеко друг от друга, племен этот оттенок может разниться). А вот термин «краснокожие» возник и укоренился из-за раскраски лиц индейцев, в которой преобладал красный цвет.

Отметим еще один любопытный факт. Только воины, отличившиеся в бою, имели право наносить краску на лицо своих жен.

Божества

У индейцев есть разные категории сверхъестественных существ. Самых могущественных из них принято называть божествами, но это совсем не те божества, к которым мы привыкли в Старом Свете, потому что представление о сверхъестественном у индейцев организовано по-другому. Индейские божества могут быть антропоморфными, зооморфными или орнитоморфными.

Составить общий пантеон для индейских обществ невозможно: в разных культурных и политических ситуациях одно и то же существо может считаться более или менее сильным, где-то есть местные божества-покровители; в каком-нибудь городе два божества могут слиться в одного персонажа.

Бог Тлалок. Рисунок из кодекса Лауда. XVI век Bodleian Library, Oxford Во всех индейских мифологиях одним из самых важных является божество, которое отвечает за дождь и за грозу. Скажем, в Теотиуакане в VI веке нашей эры таким божеством был Тлалок, божество дождя (на самом деле мы не знаем его названия, но так называлось похожее на него божество в XVI веке). Это не совсем верховное божество — точнее говорить о нем как о божестве, ассоциирующимся с верховной властью, потому что оно чаще всего представлено в искусстве, связанном с презентацией власти: теотиуаканский правитель изображался с атрибутами Тлалока, иногда он надевал на себя его маску и одеяния.

У ацтеков в XV–XVI веках, перед самой конкистой, был бог Уицилопочтли, «Колибри-левша». Считалось, что именно он привел этот народ с легендарной прародины. У них на вершине пирамиды стояло два храма: один — Уицилопочтли, а второй — Тлалока. И сказать, с каким именно божеством прежде всего ассоциировалась у них верховная власть, очень сложно. А у майя очень важную роль играло божество, которое испанцы зафиксировали под именем Ицамна, с двумя ипостасями — птичьей и человечьей. Оно считалось покровителем царской власти, было связано с письмом, календарем и мудростью. В то же время первым царем у майя считался бог кукурузы, и поэтому цари, когда восходили на престол, уподобляли себя богу кукурузы.

Боевой раскрас лица военных

В наше практичное время и боевой раскраске придается сугубо практическое приземленное значение. Военным, в том числе разведке или спецназу, необходимо уменьшить заметность лица и открытых участков тела, в том числе век, ушей, шеи и рук. «Макияж» также должен решать важную задачу по защите от:

Комаров, гнуса и других насекомых, неважно кровососущие они или нет. Солнечных и иных видов боевых и (не боевых) ожогов.. Много времени при подготовке уделяется практике нанесения маскировочного макияжа из подручных средств

Как правило, он должен быть двухцветным и состоять из параллельных прямых или волнистых полос. Земля, грязь, зола или глина является главным элементом. Летом можно пользоваться летом травой, соком или частями растений, а зимой мелом или чем-то подобным ему. На лице должно быть несколько зон (до пяти). Грим накладывается самим воином и должен быть достаточно индивидуален

Много времени при подготовке уделяется практике нанесения маскировочного макияжа из подручных средств. Как правило, он должен быть двухцветным и состоять из параллельных прямых или волнистых полос. Земля, грязь, зола или глина является главным элементом. Летом можно пользоваться летом травой, соком или частями растений, а зимой мелом или чем-то подобным ему. На лице должно быть несколько зон (до пяти). Грим накладывается самим воином и должен быть достаточно индивидуален.

Боевая раскраска и ее виды в разных племенах

У индейцев племени Сиу горизонтальные, слегка волнистые разноцветные линии, нанесенные на запястья воина, обозначали, что он тот захвачен в плен врагами, но сумел спастись. Красные же пятна на теле – это места прошлых ранений от стрел и от копий. Горизонтальные линии красного цвета на руках и на теле, как и красные вертикальные линии, нанесенные на шею, говорили о том, что воин бывал во многих битвах. Каждая из линий означала участие им в одном бою. Черные круги, как у панды, вокруг глаз придавали воинам магическую возможность побеждать врага ночью, либо неожиданно нападать на него, чтобы победить. А горизонтальные линии черного цвета на одной щеке указывали на то, что воин уничтожил врага. Диагональные линии черного цвета на бедрах – это знак того, что воин сражался пешим в бою. Черные кресты на его бедрах – это указка на то, что он сражался в бою на собственном скакуне. Вертикально-восходящие красные линии, проходящие по щекам от висков к челюсти, у сиу, как и шайеннов, обозначали, что воин уничтожил врага при рукопашной схватке.

Особенности

Индейцы, как правило, очень желали подчеркнуть в боевом раскрасе все свои достижения, но не приписывали себе лишнего, а переходили с одного статусного уровня на другой только по факту побед, убийств, наличия скальпов, признания соплеменниками и так далее. Боевой раскрас индейцев, вместе с тем, по минимуму наносили и только что пришедшие в соответствующий возраст юноши, а также молодые воины, еще не получившие возможности отличиться в боевых схватках. Иначе духи предков могли не узнать своих и не оказать им нужной помощи, а то и того хуже.

Индейцы, конечно, очень хорошо разбирались в социальной иерархии и знали своих вождей, в том числе и военных. Но это не означало, что вожди не подчеркивали свой высокий статус одеждой, головным убором и боевым раскрасом. Так, изображение квадрата говорило о том, что его носитель — вождь данного военного отряда.

Игра «Мы — индейцы»

Вспоминаем, что мы знаем об индейцах:

Выбор имени индейца

В коробочке «Индейцы» лежало 6 бумажных прямоугольничков, на которых были написаны имена индейцев:

Жавани — Южное небо
Огимаби — Вождь птиц
Мигину — Красный Орел
Гинэяш — Летящее Орлиное Перо
Вабигек — Белый ястреб
Когван — Железное Перо.

Мы перевернули имена и дети вслепую выбрали себе имя.

Определение роли индейца в племени

У каждого индейца своя роль в племени. Наши детки стали шаманом, хранителем тотема, воином, рыбаком и исследователем.

Воин — сильный и храбрый, всегда готов защищать свое племя
Исследователь — знает все о землях, на которых живет его племя
Хранитель тотема — охраняет символ племени
Охотник — всегда приходит с добычей
Шаман — умеет вызывать духов и лечить болезни
Рыбак — знает где и как поймать крупную рыбу

Выбор роли проходил так-же, как и имени — вслепую — по записочкам. Записки были на круглых, как ордена, цветных самоклеющихся бумажках, которые тут-же были приклеены на одежду.

Только наша Олеся сначала очень расстроилась и даже чуть-чуть всплакнула. Ей досталась роль «Охотник». А ведь она у нас – очень чувствительная вегетарианка, обожающая животных. Успокоилась Олеся только после того, как мы уточнили ее роль – «Охотник за шахматными кубками на турнирах»

Головные уборы индейцев

Каждому новоиспеченному индейцу досталось по 4 пера, по 1 основе (бумажные полоски) и по резиночке.

Осталось сделать только последние штрихи – раскрасить лицо.

Боевая раскраска индейцев

Известно, что индейцы – очень отважные. Своих врагов они отпугивают яркими рисунками на лице. Наши индейцы выбирали себе узоры из предложенных рисунков.

И вот какие красавцы получились:

Больше всего боевая пришлась по душе самым маленьким 6-8-летним девочкам-индейцам. Они и на вечернюю охоту
прогулку вышли в боевой готовности

Игры «Индейцы»

Мы играли больше 2-х часов:

  • Изучали жесты индейцев
  • Мастерили свой тотем (Мудрую Черепаху) и разрушали вражеский (Бойцовскую утку)
  • Испытывали племя на ловкость, меткость и концентрацию
  • Расшифровывали «Древнее послание» на фасоли
  • «Ходили» по краю Большого каньона
  • Запускали орлов

После всех этих игр, наши индейцы нашли клад на дне озера «Сунап» и отправились пировать. Игра «Индейцы»


так понравилась детям, что они сохранили коробку со всем реквизитом и еще несколько раз устраивали для себя новые праздники Благодарим компанию «Праздник в кубе » за чудесную вечеринку для детей


.

Наряду с развитием языка как инструмента коммуникации развивались невербальные способы общения. Прежде чем научиться связно говорить, для общения человек использовал конечности рук и мимику лица, бессознательно научившись вкладывать в каждую дугу и прямую линию на лице столько смысла, что всего этого было достаточно, чтобы быть предельно понятым собеседником. Отправляясь на войну или охоту, он наносил на лицо симметричный орнамент, подчёркивающий намерения, а с помощью мимических мышц раскраска оживала и начинала работать уже по конкретным правилам.

В этом материале мы постарались поднять основные вехи в истории боевой раскраски, узнать, как её используют сегодня, а также составить короткую инструкцию по нанесению.

Значение отдельных элементов

Каждый элемент боевой, и не только, раскраски индейцев обязательно означал что-то конкретное. Иногда — одинаковое у разных племен, но чаще просто очень и очень похожее. Кроме того, будучи нарисованным отдельно, узор мог означать одно, а в совокупности с другими элементами таких «татуировок», что-либо обобщающее или уточняющее, а в отдельных случаях — прямо противоположное. Значение боевого раскраса индейцев:

  • Отпечаток ладони, изображенный на лице, как правило, означал, что воин успешен в рукопашной схватке или очень хороший разведчик-невидимка. Для женщин своего или союзного племени данный элемент служил ориентиром надежной защиты.
  • Вертикальные красные линии на щеках и выше у многих племен означали число убитых врагов. У некоторых племен об этом же говорили черные горизонтальные полосы на одной из щек. А вертикальные отметины на шее означали количество боевых схваток.
  • Одни из племен раскрашивали лицо черной краской, полностью или частично, перед боем, а большинство уже после победоносной схватки, перед возвращением домой.
  • Очень часто закрашивалась область лица вокруг глаз, либо они обводились кругами. Обычно это означало, что враг не сможет спрятаться и воин нападет на него и победит с помощью духов или магии.
  • Красной краской отмечались следы ранений.
  • Поперечные линии на запястье или руках означали успешный побег из плена.
  • На бедрах раскрас параллельными линиями означал, что воин бьется в пешем порядке, а перекрещивающимися — в конном.

История возникновения боевой раскраски

Известно, что боевую раскраску использовали ещё древние кельты, которые применяли для этого синий индиго, получаемый из вайды красильной. Кельты наносили полученный раствор на голое тело или раскрашивали его оголённые части. Хотя нельзя с полной уверенностью говорить, что кельты были первыми, кто придумал наносить боевую раскраску на лицо — вайда использовалась ещё в эпоху неолита.

Новозеландские маори наносили перманентные симметричные узоры на кожу лица и тела, которые назывались «та-моко». Такая татуировка была крайне важна в маорийской культуре; по «та-моко» можно было прочитать социальный статус человека, но, кроме того, это была попытка сделать «перманентный камуфляж» и одновременно создать прообраз военной формы. В 1642 году Абель Тасман впервые достиг берегов Новой Зеландии и встретился лицом к лицу с местными жителями. В дневниках, сохранившихся с того времени, нет ни слова о том, что ему встречались люди с татуировками на лицах. А экспедиция 1769 года, в составе которой был натуралист Джозеф Бэнкс, засвидетельствовала в своих наблюдения странные и необычные татуировки на лицах местных аборигенов. То есть прошло ещё как минимум сто лет, прежде чем маори стали использовать татуировки. 

вайда красильная

Североамериканские индейцы использовали краски для нанесения узоров на кожу, которые помогали им, как и в случае с маори, для персонификации. Индейцы верили, что узоры помогут им получить магическую защиту в бою, и цветные паттерны на лицах бойцов помогали выглядеть более свирепыми и опасными 

Кроме раскраски собственного тела индейцы наносили узоры на своих коней; считалось, что определённый паттерн на теле лошади защитит её и даст ей магические способности. Некоторые символы означали, что воин выражает уважение к богам или благословлён на победу. Эти знания передавались из поколения в поколение, пока культура не была уничтожена во время захватнических войн.

Подобно тому, как современные солдаты получают награды за свои достижения в военном деле, индеец имел право нанести определённый узор только после того, как он отличился в бою. Поэтому каждая отметка и символ на теле несли важный смысл. Ладонь, например, обозначала, что индеец отличился в рукопашном бою и имеет хорошие навыки ведения боя. Кроме того, отпечаток ладони мог служить оберегом, символизирующим, что индеец будет невидимым на поле боя. В свою очередь, женщина из племени, которая видела индейца-воина с отпечатком руки, понимала, что с таким мужчиной ей ничто не угрожает. Символизм узоров выходил далеко за рамки только ритуальных действий и социальных маркировок, он был необходим как амулет, как телесное плацебо, которое вселяет силу и отвагу в воина.

Важны были не только графические маркеры, но и цветовая основа каждого символа. Символы, нанесённые красной краской, обозначали кровь, силу, энергию и успех в бою, но также могли иметь совсем мирные коннотации — красоту и счастье, — если подобными цветами раскрашивали лица.

«Кувшин воды» из клана Огня

Народ хопи разбивал свои поселения там, где нет воды. Однако у них был священный кувшин, который благодаря молитвам посылал людям влагу. Магический кувшин передавался каждому клану от клана Огня. Для этого выбирали святого человека, который мог быть его хранителем. За четыре дня до начала похода он переставал употреблять соль и уделял много времени молитвам.

Затем кувшин водружали на новое место, тем самым обеспечивая себе скорую добычу воды. Таким образом, клан Огня сделался своего рода «повелителем воды», и ни одно племя хопи не могло без него обойтись. Надо ли говорить, что в его могуществе никто не сомневался?!

Боевой раскрас индейцев

Как можно догадаться из названия, в раскрасе играла роль не только графика, но и цвет, который обозначал разные явления:

  • Красный — кровь и энергия. Согласно поверьям, он приносил удачу и успех в бою. В мирное время оттенял красоту и семейное счастье.
  • Черный — готовность к войне, бьющая агрессивность и сила. Этот цвет был обязательным при возвращении с победой.
  • Белый — означал скорбь или мир. Эти два понятия у индейцев были очень близки.
  • Голубым или зеленым раскрашивала себя интеллектуальная элита племени: мудрые и просвещенные, а также умеющие общаться с духами и богами люди. Зеленый цвет также нес данные о наличии гармонии.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: