Иллюстрация вне времени и места
04/26/2021
Дмитрий Лигай — о внутренней разнице между художником и иллюстратором, поиске баланса, необходимости высказываться и ориентирах в работе.
Делимся фрагментами выступления Димы на фестивале «Этика в визуальной культуре», который мы организовали вместе со школой
для
О контролируемом творчестве и разнице между художником и иллюстратором
● Каждому художнику-иллюстратору нужно для себя расставить точки над i и сформулировать, что для него творчество и в какой степени он художник.
Для меня существует разграничение между иллюстратором и художником, но они оба сидят во мне — и борьба между ними бесконечна, от нее не уйти. Ты можешь или сдерживать это, или превратиться целиком в художника, чтобы все горело.
● Я для себя условно разъясняю это так: художник исследует свои внутренние вопросы, сам выбирает вектор своего исследования. Иллюстратор действует для заказчика. Поэтому в некоторых случаях иллюстрация, которой я занимаюсь, — совсем не творчество.
● Грань между искусством и коммерческой иллюстрацией бывает тонка и иногда стирается. Но иллюстрация — творчество спланированное, контролируемое и рассчитанное — чтобы оно считывалось зрителем и заказчиком, было применимо на практике и работало в проектах.
Об авторском видении
● Художник, который просто хорошо рисует, не очень интересен
Собственный взгляд и чувство характера в работе — вот что круто и важно
● Главное желание иллюстратора — транслировать через заказ свое видение темы, свое художественное восприятие со своей стилистикой. Тогда он чувствует настоящее удовлетворение от проделанной работы.
● В заданных рамках я выпускаю все свои чувства и мысли по поводу той темы, над которой работаю. Это то, для чего нужно ставить свои имя и фамилию, подписывая иллюстрацию — тогда она превращается в авторское видение.
для Renault
О портфолио и избирательности
● Большинство заказчиков бегло смотрят портфолио, не сильно изучая акценты и сильные стороны иллюстратора. Это нужно исправлять. Художникам нужно больше рассказывать о специфике своей работы, делать подробное портфолио. Я всегда за то, чтобы показывать весь процесс, даже те эскизы, которые не получались и уходили в корзину. Заказчик должен понимать, чего стоила итоговая картинка, сколько времени и попыток на нее ушло.
● Самый ужасный заказ — подделывание стиля под другого художника. Я понимаю причины, по которым заказчики приходят с таким запросом, но копия всегда хуже оригинала. Художник может выполнить работу, но вряд ли обе стороны будут полностью удовлетворены результатом.
● Каждый художник-иллюстратор определяет степень своей избирательности. Чем больше я работаю, тем сильнее концентрируюсь на вещах, которые мне действительно интересны, и в которых я чувствую, что могу сделать круто по мировым меркам. Если берешься за работу, точно понимаешь, что тебе никогда за нее ни перед кем не будет стыдно.
Иллюстрация для
О поисках баланса и ориентирах
● Меня часто спрашивают, на какой рынок я ориентируюсь. Я ориентируюсь на то, что происходит в мире, и стараюсь сделать свою работу лучше всех. Это может звучать глупо, но такое ощущение должно быть. Это знак, что ты на своем пути и кайфуешь от своего дела.
● Каждый сам для себя решает, насколько внутренний художник убивает рациональное иллюстраторское мышление. По моим внутренним ощущениям, художник-иллюстратор из меня вышел ну так себе — мне тяжело работать с жесткими брифами, в которых слишком много ограничений. Иногда рамки доходят до того, что тебе рисуют даже композицию, которую ты должен изобразить, применяя свои таланты, навыки и силы. Но в чем тогда смысл нашей работы?
● Всегда должен быть баланс. Когда идешь по такой веревочке, где художник и иллюстратор, сидящие на плечах, пожимают руки и говорят: «Мы делаем общее дело и сделаем его круто».
***
Посмотреть запись выступления Димы целиком можно здесь.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
- Удаленка. Работать можно дистанционно из любой точки мира: дома, в кафе и во время путешествия. Нужен только ноутбук, доступ к графическим редакторам и мышка.
- Быстрый старт. Чтобы стать иллюстратором, необязательно иметь профильное художественное образование. Можно пройти онлайн-курс, собрать портфолио из учебных работ и найти работу.
- Большой выбор специализаций. Работа есть в разных направлениях: иллюстрации для книг, эскизы одежды или создание персонажей для компьютерных игр. Иллюстраторы могут пробовать разные техники и выбирать то, что нравится больше.
- Творческое разнообразие. Иллюстратор выполняет разные задачи и каждый раз создает что-то новое — это творческий и интересный процесс. Даже если специалист занимается одним направлением, все его работы отличаются друг от друга.
- Зарплата. Иллюстраторы в среднем получают от 40 000 ₽ до 70 000 ₽ в месяц, а специалисты с опытом — 100 000 ₽ и больше.
- Разные вкусы с заказчиком. Иллюстратор рисует на заказ и должен подстраиваться под требования и желания клиента, даже если они ему не нравятся. Иногда трудно найти компромисс — и приходится переделывать работу по несколько раз.
- Дедлайны. Каждую задачу нужно выполнить за определенный срок. Хотя это и творческая профессия, заказчики не будут ждать, когда к иллюстратору придет вдохновение и новые идеи.
- Сидячая работа. Иллюстратор может часами сидеть за компьютером в одном положении. Чтобы не было проблем со здоровьем, нужно в перерывах делать зарядку или выходить на прогулку.
Как стать иллюстратором
Как освоить профессию. Есть три способа: получить профильное образование, пройти онлайн-курсы или освоить профессию самостоятельно.
Обучение в вузе. Можно получить образование по специальности «Дизайн» или «Графика». Программы по этим направлениям есть в НИУ ВШЭ, художественном институте имени Сурикова, художественно-промышленной академии имени Штиглица и академии художеств имени Репина. Учиться долго: от четырех до шести лет.
Онлайн-курсы. Есть вариант гораздо быстрее — в онлайн-школах обучение длится от восьми месяцев до полутора лет. Вам дадут всю необходимую теорию, помогут отработать на практике, создать портфолио и найти работу. Это самый быстрый и эффективный способ освоить новую профессию — так учат в Skypro.
Самостоятельное обучение. Научиться рисовать иллюстрации можно с помощью информации в открытом доступе и бесплатных видеоуроков. Способ подходит дисциплинированным людям, которые могут самостоятельно составить программу и много времени уделять учебе. Самый большой минус такого формата — недостаток практики и обратной связи.
Нужная теоретическая база есть и в книгах:
- «Тайные знания коммерческих иллюстраторов», Яна Франк.
- «Искусство формы» и «Искусство цвета», Иоханнес Иттен.
- «Рождение иллюстратора», Феликс Шайнбергер.
На ютубе много бесплатных видеоуроков, по которым учатся рисовать и пользоваться графическими редакторами. Например, базовый курс по Adobe Illustrator, «Уроки рисования» от «Азбуки рисования» и полезные советы по созданию иллюстраций на канале Анны Ломакиной.
Как найти работу. Как и других представителей творческих профессий, иллюстратора прежде всего оценивают по качеству работ в портфолио. Поэтому в самом начале нужно собрать его из учебных или выдуманных проектов. Главное — чтобы было что показать.
Опубликуйте работы на специальных площадках, где дизайнеры и иллюстраторы выкладывают портфолио: Behance и Dribble. Там нередко сидят заказчики и по понравившимся проектам выбирают исполнителей.
Иллюстратор работает в штате компании или берет заказы от частных клиентов. Найти работу можно на сайтах с вакансиями, биржах фриланса и в телеграм-каналах. Например, здесь:
- illustrators.ru.
- «Ищу иллюстратора».
- «Дизайнодром».
Биографическая справка
Борис Аркадьевич Диодоров родился в Москве в 1934 году. Талант к рисованию проявился в детстве, мальчик восхищался сытинскими иллюстрациями в библиотеке деда.
Далее юноша поступил в Московский Художественный институт имени В.И. Сурикова. Его наставником стал знаменитый профессор М.И. Курилко. Борис сразу определился с направлением и выбрал книжную иллюстрацию.
Еще студентом он начал создавать иллюстрации, одними из первых были плакаты к фильму «Сомбреро» и «Хмурое утро» в 1959 году.
В 1960 году Борис стал активно иллюстрировать детские книги и сотрудничать с издательством «Детская литература». В 1979 году к художнику пришла широкая известность, ведь его иллюстрации к повести-сказке Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» оценили во всем мире. С этого момента Борис стал получать заказы иностранных издательств.
Знаковыми в его судьбе стали сказки Ганса Христиана Андерсона. В одном из интервью Борис отметил, что в детстве обожал эти сказки и был уверен, что писатель является русским. В Дании за работы из этой серии он получил премию, и теперь ездит туда каждый год, 2 апреля — на день рождения писателя.
С 2003 по 2006 год занимал должность заведующим кафедрой иллюстрации и эстампа Московского государственного университета печати (МГУП) им. Ивана Федорова, где открыл творческую студию и самолично обучал студентов.
В последнее время художник отошел от больших проектов и проживает вместе со своей супругой поэтессой в селе Погорелое Городище. В 2018 году приложил свою руку к открытию музея Пушкина в этом селе.
Востребована ли профессия иллюстратора
Иллюстраторы создают уникальный визуальный контент, а он нужен любому бизнесу, который хочет выделяться на фоне остальных
Красивые изображения привлекают внимание и помогают увеличивать продажи, поэтому иллюстраторы нужны издательствам, студиям дизайна, рекламным агентствам и IT-компаниям
На хедхантере по запросу «Иллюстратор» в конце января 2023 года было около 1200 вакансий. Предложения по работе есть на авито и зарплате.ру. На биржах фриланса каждый день публикуют разовые задания для иллюстраторов.
Примеры заказов на бирже fl.ru
Появление нейросетей, которые по запросу генерируют готовые иллюстрации, взбудоражило всё творческое сообщество. Но опытные иллюстраторы и дизайнеры считают, что полностью заменить работу человека невозможно. Нейросети — лишь инструмент, который можно использовать для вдохновения и ускорения работы.
Пример, где иллюстратор с помощью нейросети сделал примерный набросок изображения, а потом вручную доработал его
Основные специализации и обязанности иллюстратора
Книжная иллюстрация. В этой сфере нужно отрисовывать обложки и иллюстрации для печатных изданий, дополнять повествование яркими картинками и изображать персонажей. Особенно много изображений нужно для детских книг, комиксов.
Рекламная иллюстрация. Сюда относится отрисовка иконок и изображений для сайтов, приложений, презентаций. Иллюстратор придумывает дизайн упаковки, мерч и оформляет посты для соцсетей, рекламные баннеры, брошюры
То есть делает всё, чтобы выделить компанию на фоне конкурентов и привлечь внимание клиентов
Фешен-иллюстрации. Здесь нужно рисовать эскизы одежды, обуви и аксессуаров, делать зарисовки для принтов. Иллюстратор разрабатывает модели одежды и эскизные ряды авторских коллекций.
Разработка компьютерных игр. В гейм-индустрии иллюстратор создает статичные изображения. Рисует персонажей, предметы, окружение, фоны и карты прохождения игры. Красивый детализированный экран загрузки перед запуском игры — тоже его работа.
Киноиндустрия. Иллюстратор участвует в создании фильмов и мультфильмов: делает раскадровку, рисует заставки, занимается покадровой анимацией.
Раскадровка для мультфильма «Колобок»
Интересные факты о Борисе Диодорове
- Отец художника был известным художником — оформителем, по его эскизам были изготовлены два ордена — Нахимова и Ушакова.
- Борис Диодоров занимался не только иллюстрацией детских книг. Он создавал рисунки для русской классики — Толстой, Блок, Тургенев.
- На иллюстрации к каждой сказки Андерсона Борис тратил около пяти лет. По словам иллюстратора, он долго проникался текстом, составлял много набросков и выбирал самый подходящий. Также техника акварельного офорта требует к себе много внимания и времени.
- Датская королева лично подарила Борису памятный подарок — чайный сервиз и изображениями к сказке Русалочка по эскизам самого Ганса Христиана Андерсона.
- В 2005 году художнику присвоили титул «посла Андерсона в России». Также его признали лучшим русским иллюстратором известного сказочника.
Ещё иллюстрации:
*******************************************************************************
, чтобы не пропустить выход новых интересных статей!
Какие навыки и знания нужны иллюстратору
Одного умения красиво рисовать недостаточно, чтобы стать иллюстратором. Специалист должен обладать художественными и техническими навыками:
Знать основы дизайна. Уметь выстраивать правильную композицию и работать с цветом, перспективой и светотенью. Знать основы типографики, верстки и правила работы с макетом
Чтобы создавать реалистичных персонажей и героев, важно понимать анатомию человека и животных
Уметь работать в графических редакторах. Знать специфику работы в программах для создания иллюстраций: Adobe Illustrator, Photoshop, InDesign и Procreate. С их помощью специалист создает векторные и растровые изображения на продвинутом уровне.
Инструменты для создания иллюстраций на компьютере и графическом планшете
Создавать иллюстрации в разных стилях. Иллюстратор может развиваться в одном конкретном направлении, но он должен базово разбираться в книжной, рекламной, фешен-иллюстрации и других. Задачи бывают разные — иногда может понадобиться сделать скетч, нарисовать иконку или яркую обложку в журнальном стиле.
Уметь рисовать от руки — не самый важный навык, но большой плюс для многих творческих профессий
Если вам интересна работа с иллюстрациями, обратите внимание на профессию графического дизайнера. В онлайн-университете Skypro вы за десять месяцев освоите эту специальность и сможете брать первые заказы
В программе — основы композиции и цвета, типографика, UX-копирайтинг, брендинг, разработка концепции сайта, дизайн упаковки, векторная графика и верстка и многое другое. С учетом домашних заданий на обучение будет уходить около десяти часов в неделю.
Главное: кто такой иллюстратор
- Художник-иллюстратор — специалист, который рисует изображения на заказ.
- Работа иллюстратора нужна в разных сферах: для оформления печатных и электронных изданий, рекламы, одежды, компьютерных игр и мультфильмов.
- Иллюстратор должен знать базовые принципы рисования, уметь работать в специальных графических программах и владеть разными техниками иллюстрации.
- Освоить профессию можно самостоятельно, в профильном вузе или на онлайн-курсах. На учебу в университете уходит от четырех лет, а самоучкам не хватает практики и обратной связи. Онлайн-школы предлагают оптимальный вариант: за несколько месяцев получить необходимые знания и собрать портфолио.
- Преимущества профессии — творческая реализация, множество специализаций на любой вкус и хорошая зарплата. Иллюстраторы не привязаны к месту и могут удаленно работать откуда угодно.