Одна из центральных фигур древнерусской истории
Несмотря на то, что Владимир не достиг желаемых целей в конфликте с Византией, это не поколебало его позиций в русских княжествах. Мономах дожил до 72 лет — почтенного возраста, которого достигал не каждый князь в те суровые времена. В 1125 году великий киевский государь отошёл в мир иной, оставив страну на своих сыновей. В столице без особых проблем место отца занял Мстислав, с лёгкой руки Василия Татищева получивший прозвище «Великий». По мнению большинства исследователей, Мстислав Владимирович был последним лидером относительно единой Руси — после его смерти разразилась крупная междоусобная война, приведшая к ослаблению роли Киева как политического центра.
Конечно, вряд ли Мономах хотел такого будущего для своей вотчины. Жить по христианским заповедям и не допускать братоубийственных войн — такой была идея его «Поучения», одного из самых ранних светских литературных памятников Древней Руси
Князь прекрасно осознавал опасности, которые таят в себе русские политические традиции (в особенности лествичное престолонаследие, приводившее к постоянным конфликтам между различными ветвями Рюриковичей), и пытался в своеобразном политическом завещании обратить на них внимание своих потомков.
В. П. Верещагин. Завещание Владимира Мономаха. (commons.wikimedia.org)
С течением времени вокруг Владимира Мономаха стал формироваться миф, начало которому положил он сам. Литературные памятники, оставшиеся после него, создавали образ мудрого и добродетельного правителя. Исключением не стала и «Повесть временных лет», создание которой завершилось во время княжения Владимира. В ней события конца 11 — начала 12 века переданы весьма комплементарно для Мономаха: противники выставляются в неприглядном свете, в то время как сам киевский князь на их фоне выглядел настоящим праведником.
В дальнейшем московские князья будут использовать образ Мономаха в качестве основателя своей династии — он идеально связывал Рюриковичей и византийских императоров, что для укрепления легитимности играло весьма важную роль. Кульминацией такого использования стала Степенная книга, в которой Владимир был прямо назван первым русским царём. Однако в дальнейшем интерес к Мономаху как историческому персонажу неумолимо падал, пока уже в эпоху Петра I он не был «задвинут» другим легендарным князем Древней Руси — Александром Невским.
История объединения
Хроника
- 1921, весна — «Организуется инициативная группа художников и литераторов: В. Н. Чекрыгин, Н. М. Чернышёв, позже — Л. Ф. Жегин (Шехтель), С. В. Герасимов, (неразб.), Амфиан Решетов (Н. Н. Барютин) (1889—1960), позже — Н. М. Рудин, Е. Шеллинг». Наиболее ранняя дата, после которой можно говорить о возникновении идеи нового общества, по-видимому 29 марта 1921, когда Н. М. Чернышёв отметил в своих записках: «Подписали о выходе из „Московского салона“ — я, Герасимов, Григорьев, Якимченко…»; — 28 июня 1921: «Состоялось организационное собрание художников в присутствии Чекрыгина, Амф. Решетова, меня, Герасимова, Жегина, Кадлубинского, Рудина и Пестеля. Обсуждался по пунктам „последний манифест“, написанный Чекрыгиным»..
- 1921, декабрь — выход группы из машковского «Мира искусства» (совпал с избранием в председатели «Мира искусства» Лентулова). Вышли: Н. М. Чернышёв, С. В. Герасимов, Л. Ф. Жегин, В. Н. Чекрыгин, В. Е. Пестель, Н. М. Григорьев, С. М. Романович, М. С. Родионов, Е. О. Машкевич (последние два были там как экспоненты).
- 1921, 25 декабря — «Состоялось собрание в редакции у А. Н. Чернышёва (брата Н. М. Чернышёва), где прошло название журнала „Маковец“… Одновременно с журналом у нас организуется выставка».
В своих воспоминаниях о движении Н. М. Чернышёв отмечает, что само название воспринималось публикой по-разному, определённо, истинное, символическое значение его уже мало кто мог себе в то время представить — это был, хоть и не агрессивный, но вызов: «„Маковец“, маковка (макушка, вершина). Искали русское название. Из публики некоторые догадывались, что от маковки, некоторые — от мака».
После «Ослиных хвостов», «Пощёчин общественному вкусу» — впервые заговорили о моральной значимости искусства; отсутствие общепризнанного художественного идеала, стремление к синтезу, целостному художественному образу.
Первоначальные планы, если и не были претенциозны, то, определённо, предполагали создание достаточно устойчивого культурного объёдинения, способного духовно ориентировать большую группу художников, нуждающихся именно в таком векторе развития творчества: «Само собой разумеется — группа „Маковец“ не являлась очередным измом. Это поиски того широкого, объективного пути, который всегда так искали художники, сознавая необходимость единого руководящего идеала».
- 1922, январь — вышел первый номер «Маковца», в издательстве под общей редакцией А. Н. Чернышёва. В работе журнала участвовали: Л. Жегин, С. Герасимов, М. Родионов, Л. Бруни, К. Истомин, Н. Крымов, А. Фонвизин, А. Шевченко, В. Пестель, Н. Синезубов, В. Чекрыгин.
- 1922, 11 января — «3-е собрание выставочной группы, принявшей тоже название журнала…»
- 1922, 30 апреля — выставка Союза художников и поэтов «Искусство — жизнь» («название принято не единолично по предложению А. В. Шевченко»)
- 1922, 14 июня — «Собрание союза художников и поэтов, посвящённое памяти В. Н. Чекрыгина († 3 июня 1922)»
- 1922, июль — вышел второй номер журнала «Маковец» — посмертный Чекрыгинский; «1-я выставка вызвала надлом… Полоса засилья натурализма. Начинается его преодоление».
- 1923, 16 декабря
Многие члены «Маковца» стремясь к символичности и драматически-философской насыщенности образов, обращались к традициям европейского романтизма, русской средневековой живописи и лубка. Ряду художников «М.» были свойственны поиски героико-монументального стиля. Противоречивость установок привела в 1926 к распаду объединения. «М.» организовал три выставки (1922, 1924, 1925), выпустил журнал «Маковец» (1922, № 1—2).
Выставки
Общество организовало 4 выставки:
- 1925 (Москва, Музей живописной культуры, Рождественка, 11, в правом крыле здания Вхутемаса)
- апрель-май 1926 (Москва, Государственный Исторический музей)
- апрель 1927 (Москва. Музей живописной культуры)
- апрель 1928 (Москва, Музей живописной культуры)
Кроме того, в 1929 и 1930 годах ОСТ участвовал в двух передвижных выставках, в «10 лет Октября», 1927; «10 лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1928), в «Выставке живописи, рисунка, кино-фото, полиграфии и скульптуры» на тему «Жизнь и быт детей Советского Союза» (1929, Москва) и в других тематических выставках, в том числе в выставке советского изобразительного искусства в Нью-Йорке (1929). В 1928 по приглашению немецкого обцества «Жюри фрай» («Juryfrei») в выставке немецких художников участвовали советские мастера, входящие в ОСТ (Берлин, 1928).
Официально ОСТ просуществовал до 1932 года — но после 1928 г. не было проведено ни одной выставки.
Члены ОСТ
Всего ОСТ объединял более 30 художников.
- основные:
- Анненков, Юрий Павлович
- Вильямс, Петр Владимирович
- Волков, Борис Иванович
- Гончаров, Андрей Дмитриевич
- Дейнека, Александр Александрович
- Купреянов, Николай Николаевич
- Лабас, Александр Аркадьевич
- Лучишкин, Сергей Алексеевич
- Меркулов, Юрий Александрович
- Пименов, Юрий Иванович
- Тышлер, Александр Григорьевич
- Штеренберг, Давид Петрович
- прочие:
- Аксельрод, Меер (Марк) Моисеевич
- Алфеевский, Валерий Сергеевич
- Антонов, Федор Васильевич
- Барто, Ростислав Николаевич
- Барщ, Александр Осипович
- Берендгоф, Георгий Сергеевич
- Булгаков, Борис Петрович
- Бушинский, Сергей Николаевич (с 1928)
- Вайнер, Лазарь Яковлевич
- Васильев В.
- Вялов, Константин Александрович
- Горшман, Мендель Хаимович
- Денисовский, Николай Фёдорович
- Доброковский, Мечислав Васильевич
- Зернова, Екатерина Сергеевна
- Кищенков (Лик) Л. И.
- Клюн, (Клюнков) Иван Васильевич
- Козлова, Клавдия Афанасьевна
- Костин, Сергей Николаевич
- Коляда, Сергей Авксентьевич
- Кудряшов, Иван Алексеевич
- Купцов, Василий Васильевич
- Игумнов, Андрей Иванович (с 1929)
- Люшин, Владимир Иванович
- Мельникова, Елена Константиновна
- Никритин, Соломон Борисович
- Нисский, Георгий Григорьевич
- Пархоменко, Константин Кондратьевич
- Перуцкий, Михаил Семенович
- Побережская А. И.
- Попков, Иван Георгиевич
- Прусаков, Николай Петрович
- Тряскин, Николай Адрианович
- Тягунов, Владимир Петрович
- Шифрин, Ниссон Абрамович
- Щипицын, Александр Васильевич
- Эллонен, Виктор Вильгельмович
Ратные подвиги князя
Несмотря на отказ от Киева, Владимир Мономах смог сохранить за собой большую часть отцовских земель, среди которых были Чернигов, Ростов и Смоленск. В Новгороде княжил его сын Мстислав.
Территории, контролировавшиеся Владимиром Мономахом в 1093 году /выделены розовым/. (commons.wikimedia.org)
«Смена поколений» среди древнерусских князей привела к новому витку междоусобной борьбы, связанной, прежде всего, с именем Олега Святославича, который боролся за наследство своего отца, скончавшегося ещё в 1076 году. Бежавший в Тмутаракань и заручившийся поддержкой половцев, он начал войну с Владимиром Мономахом, владевшим оспариваемыми княжествами (прежде всего, Черниговским). В междоусобице погиб сын Владимира Изяслав. Князь написал Олегу письмо, в котором предложил прекратить кровопролитие. В 1097 году Рюриковичи собрались в Любече, чтобы положить конец войне. Несмотря на то, что чаша весов в противостоянии склонялась в пользу Владимира, князья приняли решение отдать Олегу Чернигов, Рязань и Муром, после чего закрепили владения за владельцами: «Каждый держит отчину свою».
Несмотря на мир, борьба Рюриковичей между собой не прекратилась. Практически сразу после любечских событий война на Руси разгорелась вновь — на этот раз на западе. Владимир Мономах напрямую не участвовал в этой междоусобице, однако распри позволяли половцам всё чаще тревожить пограничные города и уводить жителей в рабство. В начале 12-го века князь организовал несколько походов против кочевников, окончившихся победой русских ратников. Пограничные города на долгое время перестали быть объектом набегов степняков, а Мономах превратился в грозу для половцев.
Не только кочевники были головной болью князя. В 1107 году на ростовские владения напали волжские булгары. Басурмане подвергли земли большому разорению, однако осада Суздаля закончилась для них ничем — местные жители смогли отстоять город. Вскоре после нападения в княжество лично прибыл Владимир Мономах и занялся его восстановлением. Он заложил новые укрепления и города, один из которых, Владимир, в скором времени превратился в один из самых значимых центров раздробленной Руси. Князь заложил основу для будущего возвышения этих земель, которое состоится уже во время правления его сына Юрия Долгорукого.
Макет древнего Владимира. (commons.wikimedia.org)
Примечания
- Жития Святых, на русском языке, изложенные по руководству четьих-минеи Св. Димитрия Ростовского. Книга первая. Издание Московской синодальной типографии. Москва. 1903. — Репринт: Издание Введенской Оптиной Пустыни. 1991. С. 515, 516
- ↑ Николай Михайлович Чернышёв. М.: Советский художник. 1978
- Название принадлежит С. М. Романовичу. Первоначально были предложены другие названия: „Серафим“ — С. М. Романовичем, „Музей“ — В. Н. Чекрыгиным
- Б. Калаушин. Бурлюк: Цвет и рифма. Книга первая: Отец русского футуризма. — Альманах «Аполлон». Т. 2. Санкт-Петербург. Аполлон. 1995. С. 567 ISBN 5-88670-001-3 (Серия «Аполлон») ISBN 5-88670-010-2 (Том 2)
- А. В. Фонвизин и К. К. Зефиров предлагали название «Ковчег», В. Н. Чекрыгин — «Сыны»
Участники объединения
Файл:Gruppa Makovec.jpg Группа художников общества «Маковец», Москва 13 мая 1922 года. 1 ряд: Машкевич Е. О., Завьялов И. Ф., Пестель В. Е., Романович Т. Г., Ястржембский А. С. 2 ряд: Чекрыгин В. Н., Жегин Л. Ф., Максимов Н. Х., Кодлубинский К. К., Григорьев Н. М., Зефиров К. К., Герасимов С. В., Шевченко А. В., Чернышев Н. М., Родионов М. С., Романович С. М., Барютин Н. Н. (Амфиан Решетов), неизвестный. Фотография Роберта Иохансона.
Художники
- В. С. Барт
- Е. М. Белякова
- А. В. фон-Визен
- С. В. Герасимов
- Н. М. Григорьев
- М. А. Добров
- Л. Ф. Жегин
- И. Ф. Завьялов
- К. К. Зефиров
- К. К. Кадлубисний
- Е. О. Машкевич
- И. Г. Николаевцев
- В. А. Оболенский
- 3. И. Осколкова
- В. Е. Пестель
- М. С. Родионов
- С. М. Романович
- В. Ф. Рындин
- Н. В. Синезубов
- И. С. Соболев
- Н. А. Тырса
- В. А. Фаворский
- Р. А. Флоренская
- 3. С. Хаскин
- В. Н. Чекрыгин
- Н. М. Чернышёв
- А. В. Шевченко
- А. С. Ястржембский
Философы и литераторы
- П. Антокольский
- Николай Асеев
- Николай Беляев
- С. Бобров
- Константин Большаков
- Сергей Буданцев
- Н. Еленев
- Вера Ильина
- Борис Лапин
- Теодор Левит
- Николай Ливкин
- Тарас Мачтет
- Евгений Недзельский
- Борис Пастернак
- Амфиан Решетов
- Неол Рудин
- Сергей Спасский
- А. Тришатов
- П. Флоренский
- В. Хлебников
- Алексей Чернышев
- Е. Шиллинг
- Владимир Шишов
Художники супрематисты
Казимир Малевич, Любовь Попова, Ольга Розанова, Эль Лисицкий
Позже, Малевич умышленно исправлял даты на своих произведениях, так как знал, что подобные композиции еще в 1892 г. создавал бельгиец А. Ван де Велде.
Абстрактное искусство в России возникло в результате распространения нигилизма и атеизма , кризиса гуманистических идеалов. Малевич находился в партии анархистов и принял большевистскую диктатуру в надежде на реализацию собственных идей «на всемирном масштабе». В Витебске в 1920 г. Малевич организовал УНОВИС (группа «Утвердителей нового искусства»). В 1923 году в Петрограде возглавлял ГИНХУК, но из-за конфликта с другими членами авангардного творчества вынужден был уйти. В 1923 году Малевич занимался «супрематическим объемостроением» и поиском «супрематического ордера».
Согласно теории Малевича, черный квадрат являет собой «новое живописное пространство», которое вобрало в себя все предшествующее «пространство живописи», но одновременно отрицало его своей пустотой. Из «нуля форм» супрематисты пробовали проектировать новый геометрический мир цепочкой комбинаторных упражнений.
А. В. Луначарский определил Малевича «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА» (отдел изобразительного искусства Народного комиссариата просвещения), но уже в 1930 году в Киеве выставку Малевича (художник родился возле Киева в польской семье) запрещают. Государственная власть сменила политику от поддержания «левого искусства» к его воспрещению и поощряет «правого» как «наиболее близкого народной массе». В 1935 году Малевич умер от рака в Ленинграде. В последние годы он жалел о своем нигилизме и отрекался от супрематизма.
Однако, как показывает время, новые измерения продолжают показывать классическая графика, архитектура, живопись…
В 1915 году А. Н. Бенуа назвал «черный квадрат в белом окладе» знаком, своеобразной «новой иконой», которая символизирует отказ «от чудесной религии искусства». Согласно закону минимализма, чем меньше отображено, тем более многозначительным оно кажется. Человек глядит в пустоту, и, поскольку ничего там не обнаруживает, ему кажется, что он видит там себя, некоторую глубину своей мысли. Отсюда самообман, слишком напоминающий старинную сказку про голого короля, что, впрочем, не мешает исследователям творчества сочинять на данную тему глубокомысленные произведения.
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
5/5 — (1 голос)
Деятельность[править]
Международный художественный фонд образован в феврале 1992 года с целью создания благоприятных условий для творческой реализации художников, оказания им помощи, поддержки и социальной защиты.
Для того, чтобы стать членом фонда, необходимо предоставить образцы работ (каталоги, буклеты, фотографии, CD и т. п.), а также копию диплома о художественном образовании и рекомендацию профессионального художника, знакомого с творчеством вступающего.
МХФ является постоянным организатором выставок изобразительного искусства, конкурсов, в том числе ежегодного Всероссийского конкурса имени Виктора Попкова, проводит творческие встречи, фестивали и смотры, активно участвует в издательской деятельности.
Свою миссию фонд осуществляет путём поддержки, в том числе социальной, художников, работающих в разнообразных жанрах. В частности, среди тех, кого поддерживает фонд, немало лиц с ограниченными физическими возможностями. Главным критерием поддержки Фонда в данном случае является лишь талант автора.
Но и обычным художникам, даже в более-менее благополучные времена, необходима поддержка, поскольку их заработок весьма нестабилен. «Международный художественный фонд» стремится помочь и им. Силами фонда постоянно, иногда несколько раз в месяц, организуются тематические и персональные выставки художников и конкурсы, где они могут представлять свои работы. При этом Фондом оказывается поддержка мастеров, работающих в самых разнообразных жанрах. Это и классическое, и нетрадиционное, и современное искусство.
Благодаря мероприятиям фонда, а также издаваемым по их итогам альбомам и каталогам, у широкой аудитории появляется возможность узнать о живущих с рядом ними авторах интересных произведений. Это помогает обществу в целом и на индивидуальном уровне стать духовно богаче и культурнее. С этой точки зрения работа «Международного художественного фонда» имеет гораздо более широкое значение, чем просто поддержка художников. Деятельность фонда также вносит свой вклад в сохранение и развитие национальной культуры.
Владетель Киева — и всей Руси
Благодаря своим ратным подвигам и мирным инициативам Владимир вскоре стал одной из самых авторитетных фигур Древней Руси. Неудивительно, что в 1113 году, после смерти великого князя Святополка Изяславича, киевляне пригласили владеть собой именно Мономаха. Сначала Владимир отказался от этого предложения, после чего горожане начали погромы, разграбили дом тысяцкого и даже жилища евреев. Лишь после этого Мономах согласился стать киевским князем.
Недовольство горожан заставило Владимира пересмотреть сложившиеся общественные отношения, что привело к появлению «Устава о резах», который дополнил «Русскую правду». Мономах пошёл на ужесточение законодательства в экономической сфере, в частности это коснулось ростовщиков, для того, чтобы облегчить положение людей, попавших в долговую зависимость. Этот шаг укрепил авторитет князя.
Мономах воспользовался своим положением с максимальной пользой. В руках его самого и его многочисленных сыновей, получивших уделы, оказалась сосредоточена львиная доля Древней Руси. С помощью войн и дипломатии он и его отпрыски стали контролировать Минск и Волынь. Спустя долгие годы политической нестабильности Мономах укрепил престиж киевского великокняжеского стола.
Продолжалась и борьба с кочевниками, которая в 1116 году привела к крупным успехам — половцы, опасаясь новых походов русских, отошли от границ княжеств к Кавказским горам. Они появились вновь на степных рубежах лишь после того, как Владимир отошёл в мир иной.
С половцами сражался внук Владимира Андрей Боголюбский. (commons.wikimedia.org)
Государство под руководством Мономаха настолько окрепло, что он решился на вмешательство во внутренние дела Византийской империи, поддержав восстание самозванца лже-Диогена, претендовавшего на константинопольский престол. В 1116 году начались военные действия на Дунае, которые не прекратились даже после смерти претендента на корону — Владимир всерьёз надеялся получить контроль над империей уже с помощью сына самозванца Василия. Тем не менее греки смогли дать отпор русским войскам, и в 1123 году стороны заключили мирный договор, который был скреплён женитьбой сына императора Иоанна II Алексея на Добродее Мстиславовне, внучке Владимира Мономаха.
Греческие послы в Киеве. Картина Ивана Угрюмова. (commons.wikimedia.org)