Как обустроить костюмерную в театре. список терминов часто используемых в кино,в театре,зрительных шоу!! смотреть что такое «костюмерная» в других словарях

В каких случаях стоимость костюма будет увеличена?

Согласно п. 27 Инструкции № 157н балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений. Изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.

В случае со сценическими костюмами бывает затруднительно принять решение, стоит ли в той или иной ситуации увеличивать отраженную в учете стоимость данного основного средства. Например: если учреждение приобретает бисер или кружево для украшения костюма, который уже числится в учете, у бухгалтера могут возникнуть сомнения при отражении данной операции.

Под достройкой понимается сооружение новых частей к основному средству. Причем новые части должны быть неотделимы от самого основного средства без нанесения последнему ущерба. Поэтому о достройке речь может идти в случае учета такого основного средства, как объект недвижимого имущества.

Дооборудование – это дополнение основного средства новыми, ранее отсутствовавшими частями. Однако дооборудование применительно к сценическому костюму носит ироничный характер. Как правило, дооборудование приводит к появлению у имущества новых качеств и свойств.

Под реконструкцией и модернизацией понимают переоборудование основных средств, которое приводит к изменению их основных технико-экономических показателей.

Таким образом, все из обозначенных выше случаев изменения стоимости основных средств мало применимы к сценическим костюмам. О достройке, дооборудовании, реконструкции или модернизации можно говорить, если в результате проведенных работ улучшаются или повышаются первоначальные показатели функционирования основного средства ( , мощность, качество применения и т. п.).

Поэтому, на наш взгляд, первоначальная стоимость костюма будет изменяться крайне редко. Возвращаясь к обозначенному выше примеру, стоимость бисера или кружева, которые использовали для украшения сценического костюма, не должна увеличивать его первоначальную стоимость.

В заключение перечислим некоторые выводы, касающиеся особенностей учета сценических костюмов:

1) поскольку срок полезного использования сценических костюмов, как правило, превышает 12 месяцев, они подлежат учету в составе основных средств;

2) в целях применения ОКОФ, сценические костюмы следует относить к категории «Изделия текстильные швейные» (код 16 1721000);

3) на сценических костюмах, включенных в состав основных средств, должны быть проставлены инвентарные номера. Номер наносится таким образом, чтобы он был не заметен для зрителя, но легко распознаваем работником учреждения культуры;

5) элементы сценического костюма (головные уборы, сценические рубашки и юбки), которые могут быть использованы в деятельности учреждения по отдельности, стоит учитывать как самостоятельные объекты, а не как одно основное средство (костюм).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Одним из главных помещений в театре, как зрительный зал, сцена и т.п. является и костюмерная, без которой невозможно на профессиональном уровне подготовить какое-либо выступление. Даже монолог одного актера также подразумевает использование костюмов из запасов театра, которые обязательно хранятся именно там.

Но ключевое слово здесь «хранятся», а значит, следует создать оптимальные условия для того, чтобы ткани, считающиеся довольно прихотливым материалом, сохранялись как можно дольше. Иногда даже костюмы изготавливаются из бумаги или картона, которые выдвигают еще больше требований к их сохранности. В принципе, костюмерная во многом схожая с гардеробной, поэтому можно воспользоваться советами в сети по обустройство подобного помещения. Но есть и своя специфика, которая требует соблюдения особых тонкостей.

Приобрести дополнительные аксессуары

Часто костюмерная в целях экономии места совмещается с гримерной и комнатой отдыха

В этих помещениях используется различный набор оборудования, поэтому важно предусмотреть его расстановку таким образом, чтобы соблюсти эргономичность и не создавать лишнего неудобства обслуживающему персоналу

работник одного из постановочных цехов театра, в ведении которого находятся костюмы.

В функции костюмера входит:

1. Содержание театральных костюмов в должном порядке. Костюмер должен следить за их чистотой, и при необходимости за отправкой костюмов в стирку или химчистку. Вовремя производить мелкий ремонт костюмов, либо, при необходимости крупного ремонта, отправлять их в пошивочный цех. Если костюм приходит в полную негодность, то костюмер должен своевременно оповестить об этом заведующего постановочной частью, с тем, чтобы дубликат был пошит к необходимому сроку, и его отсутствие не привело к срыву спектакля. Все театральные костюмы размещаются в костюмерном цеху в строгом порядке, и снабжаются ярлычками с фамилией актера чтобы, при наличии дублирующего состава на одну и ту же роль, каждый актер получал именно свой костюм, а не партнера.

2. Подготовка костюмов к спектаклю. Костюм к каждой роли снабжается описью, содержащей реестр всех необходимых деталей обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д. В день спектакля костюмер должен проверить комплектность костюма, отгладить его и разнести по грим-уборным исполнителей.

3. Помощь актеру в одевании. Особенно это касается сложных исторических костюмов, надеть которые без посторонней помощи невозможно (например, корсет или юбки с кринолином).

Костюмер работает в тесной связке с гримером, т.к. последовательность грима, причесок и облачения в костюм определяется индивидуально. Так, например, грим Отелло, включающий тонирование не только лица, но и рук, а также других открытых участков тела, необходимо выполнять до надевания костюма. Однако в том же спектакле сложная классическая прическа Дездемоны должна выполняться гримером после того, как актриса наденет костюм.

Другой ближайший партнер костюмера реквизитор, в ведении которого находятся оружие, ордена и другие знаки отличия, трости, цветы, украшения, очки, часы, письма и т.п.

В больших театрах с многочисленной труппой костюмы (и соответственно костюмеры, занимающиеся ими) разграничены на мужские и женские; на костюмы главных героев и массовки; костюмы балетных и оперных артистов и т.д.

В процессе подготовки нового спектакля костюмер работает в контакте с художником, присутствует на примерках костюмов. Профессиональный костюмер должен достаточными знаниями как в области современной моды, так и исторического костюма. В театрах с большой историей в ведении костюмеров зачастую находятся костюмы большой ценности не только материальной, но и исторической. Подобные исторические ценности передаются в театральные музеи, но некоторая часть их и порой немалая оседает в костюмерных цехах. В дальнейшем только от художественного вкуса и чувства ответственности костюмера зависит, будут ли эти костюмы уничтожены или бережно сохранены как важная часть материальной истории театра.

Татьяна Шабалина

Ни один театр не обходится без костюмерной – помещения, в котором хранятся костюмы для выступлений. По своему назначению костюмерная во многом схожа с гардеробной, но при этом все же имеет свою специфику. В первую очередь, это связано с особенностями и количеством вещей, которые там хранятся, ведь количество театральных и маскарадных костюмов может доходить не только до нескольких сотен, но даже тысяч единиц. Для изготовления сценических костюмов применяют не только ткани, но и другие материалы, например, бумагу либо картон. Чтобы не испортить изделие, необходимо его правильно хранить, ведь многие «нестандартные» материалы нельзя подвергать деформации, поэтому такую необычную одежду невозможно просто положить на полку. В этом случае оптимальным решением станет купить вешало . Данная конструкция предназначена не только для хранения, но и для демонстрации одежды. Чаще всего такое оборудование устанавливают в магазинах, но оно актуально и для костюмерных в театрах и киностудиях. В том случае, если ваше учреждение специализируется на оказании услуг по прокату маскарадных костюмов, данная конструкция также будет функциональным вариантом. Вешало напольное, приобрести которое вы можете в нашей компании, позволит в полном объеме продемонстрировать ассортимент, имеющийся в наличии. Для хранения головных уборов и обуви понадобятся соответственно специальные кронштейны и выдвижные ящики

Если помещение небольшое, обратите внимание на эргономичную встроенную мебель

Кому подходит специальность

Физический труд может вынести далеко не каждый. Однако статистика показывает, что костюмерами становятся чаще женщины, чем мужчины.

https://youtube.com/watch?v=IUNkOYydVsc

Качества костюмера

Кроме соблюдения должностных обязанностей, потенциальные работодатели могут выдвигать ряд требований к наличию личностных характеристик костюмерш:

  • Трудолюбие.
  • Художественный вкус.
  • Интерес к театру, кино и в целом к искусству.
  • Ответственное отношение к рабочему процессу.

Рабочая смена театрального кутюрье может длиться 12−14 часов. Его день начинается примерно в 8 утра. Костюмер приезжает на базу, в костюмерный цех, гладит и приводит в порядок костюмы, помогает при необходимости одеваться и следит за тем, как костюм сидит на актёре.

После спектакля его смена продолжается: ему необходимо привести костюмы в порядок, зашить, подлатать, если нужно.

Бывает так, что постановки или съемки проходят на улице, тогда специалисту в случае необходимости приходится чинить костюм в не совсем привычных условиях. В профессии нужны находчивость, оптимизм, умение преодолевать сложные ситуации и быстро находить решения.

Необходимое образование

Костюмер может не получать специального образования. Первые навыки можно получить в школе на уроках технологии

Важно лишь иметь аттестат и обладать профессиональными качествами и навыками. Однако, чтобы работать в крупных театрах, может понадобиться дополнительное образование

Его можно получить в профессиональных училищах или на специальных курсах.

Профессиональные учебные заведения находятся в Москве, Владивостоке, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Казани, Самаре и ряде других крупных российских городов. Если у представителя этой профессии есть необходимое образование и навыки, он может разрабатывать новые художественные образы и оформлять сцену. Во многом работа костюмера схожа со специальностью реквизитора.

Костюмер: профессия в кино

Отправляясь со съемочной группой на натурные съемки костюмер, который задействован в создании художественного или телевизионного фильма либо сериала, должен аккуратно упаковать задействованные в съемке костюмы в кофры и чемоданы. А в процессе их транспортировки бдительно следить за сохранностью своего багажа. При этом он обязательно в командировку берет утюг, а также солидный запас различных ниток и иголок для починки костюмов. В каком бы месте не производилась съемка, костюмер съемочной группы должен успеть погладить сценическую одежду и, в случае необходимости, быстро ее починить.

С недавних пор, отдавая дань важности профессии костюмера в кино, в титрах фильмов, наряду с именем режиссера или актера начал появляться и костюмер, что делает его фактически соавтором кинопроизведения

Требования к профессии художник по костюмам

Работа в качестве художника по костюмам требует соответствия следующим требованиям:

  • иметь профильное образование и необходимые знания по принципам пошива и истории моды;

  • знать все этапы создания проекта в театре, кино и на телевидении, понимать отличия и особенности;

  • уметь работать в различных стилях и направлениях дизайна одежды.

Стоит также отметить, что в зависимости от проекта художнику по костюмам необходимо изучить культурные или исторические особенности эпохи или мира, который собирается представлять режиссер. Поэтому он фактически проводит исследования, составляет выкладки и определяет, что будет наиболее эффектно смотреть в кадре или на сцене, как придать костюму большую функциональность и соответствовать рамкам бюджета при выполнении этой работы.

Источник фото freepik

Помощники зрителей

Человеку, который переступил порог театра, как правило, требуется помощь. Ему нужно купить и предъявить билет, где-то оставить верхнюю одежду. Тем, кто пришел на спектакль впервые или ходит очень редко, необходимы разъяснения. Например, где находится партер, балкон и бельэтаж, как пройти в буфет или уборную, сколько длится антракт.

Для помощи зрителю предусмотрены такие профессии театра, как кассир, гардеробщик и капельдинер. В столице их представители зарабатывают порядка 15–25 тысяч рублей в месяц. Зарплата их коллег в провинциальных городах составляет от 10 до 15 тысяч рублей.

Кассир

Посещение театра начинают с покупки билета на спектакль, а не с вешалки, вопреки классической фразе, приписываемой Константину Станиславскому. Приобрести его можно у кассира, который работает в помещении театра, а также в городских павильонах и киосках.

Многие сегодня предпочитают покупать электронные билеты на сайтах официальных распространителей. Однако, несмотря на это, профессию кассира исчезающей не назовешь. Специальное образование получать для нее необязательно. Гораздо важнее знать репертуар и расположение мест в зале. Этого человека просят порекомендовать, что посмотреть ребенку, или спрашивают, какое место выбрать, чтобы было лучше видно сцену.

Гардеробщик

Для профессии гардеробщика, как и для кассира, специальное образование не требуется. Но это вовсе не значит, что работа слишком простая. Этот человек должен быть аккуратным, так как с одеждой посетителей нужно обращаться бережно. Принимать и развешивать ее надо уметь быстро, чтобы не создавать очереди. Кроме того, гардеробщик несет материальную ответственность за ее сохранность.

Желающим устроиться в театр на эту должность следует учитывать, что работать придется 6 дней в неделю. Причем суббота и воскресенье будут рабочими.

Капельдинер

В обязанности капельдинера входит:

  • проверка билетов;
  • запуск посетителей в зал;
  • комплектация программок и предложение их зрителям;
  • помощь в поиске места в зале.

Во время спектакля он должен следить за порядком и пресекать попытки его нарушения (фото- и видеосъемку, разговоры по телефону, шум). В антракте капельдинер отвечает на вопросы зрителей о репертуаре, постановке и артистах.

В регионах на эту должность трудоустраиваются в основном пенсионеры. В театрах столицы и Санкт-Петербурга на такое вакантное место претендуют и молодые люди.

СЦЕНОГРАФИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

1) ПЛАНИРОВКА ДЕКОРАЦИЙ – это чертеж расположения на сценической площадке декораций различных конструкций и других элементов материальной среды. Сценическая площадка рассматривается вся сверху.

2) ЭСКИЗ ОФОРМЛЕНИЯ СЦЕНЫ.

Разрабатывается совместно с художником-оформителем, с учетом возможностей и видения режиссера постановщика театрализованного представления. При разработке учитывается эпоха, место действия.

3) ЭСКИЗ КОСТЮМОВ.

Разрабатывается совместно с художником по костюмам. Прилагается к постановочному плану в виде эскизов по каждому конкретному персонажу или группе персонажей.

4) ЭСКИЗ АФИШИ, ПРОГРАММЫ, ПРИГЛАСИТЕЛЬНОГО БИЛЕТА.

Руководители-организаторы

«Руководящие» профессии в театре представлены художественным руководителем и заведующими разными секторами. Они занимаются организацией творческого процесса и контролируют выполнение подчиненными их обязанностей. От них зависит фактически само существование театра. Какие постановки подготовить, куда отправиться с гастролями, где рекламироваться – решение этих и многих других важных вопросов возлагается на руководящее звено.

В Москве и Санкт-Петербурге театральное начальство зарабатывает примерно 30–40 тысяч рублей. В регионах зарплата худрука и заведующих составляет порядка 20–25 тысяч рублей.

Художественный руководитель

Человек, занимающий эту должность, несет ответственность за «творческий результат». Он готовит репертуар и принимает решение о постановке спектаклей. В его обязанности также входят:

  • разработка годового бюджета (вместе с директором);
  • кадровые вопросы (наем, контроль работы, оценка деятельности);
  • ведение переговоров с партнерами и спонсорами.

В некоторых театрах обязанности худрука выполняет главный режиссер. Однако такое совмещение, часто продиктованное желанием сэкономить на зарплате, негативно сказывается на качестве работы в целом. Оно может быть оправданно лишь в маленьких региональных коллективах.

Заведующий труппой

Это своего рода связной между руководящим звеном и творческим коллективом театра. Он составляет график репетиций и обсуждает его с худруком. Заведующий труппой вносит предложения по изменению в ее составе и вводу новых исполнителей. Именно к нему обращаются артисты, когда у них возникают разного рода проблемы.

Профессия подходит для тех, кому нравится работать с людьми, и тем, у кого есть навыки психолога. Для трудоустройства требуется высшее профессиональное образование, а также опыт работы хотя бы ассистентом режиссера.

Заведующий литературной частью

Раньше его работа сводилась к поиску пьес для спектаклей. Сегодня круг обязанностей заведующего литчастью дополнили пиаром:

  • написание анонсов;
  • сотрудничество с журналистами и критиками;
  • решение вопросов рекламы.

На такую должность могут взять без опыта и даже без театрального образования (хотя оно будет преимуществом). Вполне достаточно диплома филолога.

Заведующие художественно-постановочной частью и мастерской

Эти профессии – высшие ступени в рабочей театральной карьере. Обязанности их представителей сводятся в основном к бюрократической и организационной работе:

  • подбирать кадры для мастерской и повышать их квалификационный уровень;
  • внедрять новые технологии;
  • решать текущие технические вопросы (например, касающиеся ремонта декораций, состояния реквизита, костюмов и так далее).

Заведующий костюмерной

Представитель этой профессии отвечает за то, чтобы каждый артист был обеспечен костюмами и имел запасной гардероб. Кроме того, он должен уметь делать все то же, что и рядовой костюмер:

  • правильно хранить одежду и ремонтировать ее;
  • выполнять подгонку по размерам;
  • помогать актеру быстро одеться.

Когда идет спектакль, заведующий костюмерной находится за кулисами. Если нужно срочно починить поврежденный костюм, он решает эту проблему.

Костюмер в театре

Театральный костюмер – это специалист постановочного цеха в театре, который ведает сценическими костюмами.

В крупных театрах, где многочисленные труппы артистов, сценические костюмы, а значит и костюмеры, которые ими занимаются, иногда разграничены на мужские и женские костюмы, сценические одежды главных героев спектаклей и одежду массовки, на балетные и оперные костюмы актеров и т.п.

Как уже отмечалось, костюмер во время подготовки новых спектаклей находится в тесном контакте с режиссером и художником, контролирует процесс пошивки костюмов и участвует в их примерках. Он должен обладать хорошими знаниями в тенденциях и стилистике, как современных моделей одежды, так и костюмов исторических эпох. В театрах, которые давно находятся на службе у Мельпомены, в распоряжении костюмеров находятся сценические одежды, иногда имеющие большую ценность. Они, со временем, становятся экспонатами театральных музеев и выставок. Поэтому с какой степенью ответственности работает в театре костюмер зависит, будут ли сценические костюмы сохранены в качестве экспонатов истории того или иного театра. В таких театрах вакансия костюмер – это уникальная возможность приобщиться к искусству и стать хранителем музейных костюмов.

О костюмах

В случае, если костюмер работает в театре, он должен понимать, как выглядят разнообразные костюмы. Их состав, в основном, следующий:

  1. Верхняя одежда.

  2. Специализированное нижнее белье.
  3. Определенная обувь.
  4. Конкретный головной убор. Он может быть абсолютно любым.
  5. Дополнительные аксессуары. Это могут быть пояса, платки, специализированные перчатки и многое другое. 

Перед тем, как выпустить актера или артиста на сцену, костюмер должен в обязательном порядке проверить его одеяния. В частности, он должен посмотреть, все ли вещи из комплекта на месте. Все ли части одежды можно носить. Или же какие-то из них деформированы. 

После того, как вещи будут проверены, костюмер должен выбрать их. Прогладить и отнести актеру. В его личную гримерку. Костюмер должен поступить аналогичным образом для абсолютно всех людей, задействованных в постановке. Чтобы обеспечить их возможностью выйти на сцену в свежих, красивых вещах.

Когда выступление будет окончено, костюмер должен проконтролировать, чтобы все актеры сдали костюмы. В полном комплекте — как это было изначально. На плечи костюмера ложится ответственность за потерянные или утраченные вещи.

Иногда костюмеру нужно помогать актеру надевать одеяния

Существуют и очень сложные одеяния. Те виды костюмов, которые надеть самостоятельно актеру будет сложно. В этом случае костюмер должен помочь артисту. И вместе с ним надеть на него одеяние.

С кем должен сотрудничать костюмер?

Костюмер — один из нескольких сотрудников, которые прорабатывают образ актера. Соответственно, ему необходимо взаимодействовать и с другими специалистами. Гримером, который будет создавать образ персонажа с помощью специализированной косметики. А также реквизитором, который будет подбирать различные вещи для героя.

Костюмер должен реагировать на обстоятельства очень быстро

Это необходимое качество для костюмера. По той причине, что иногда актерам нужно быстро снимать прежнюю одежду, и надевать новую. Делать это приходится прямо во время выступления перед публикой, между номерами. За ограниченный срок. Буквально за две-три минуты.

В этот момент задача костюмера заключается в том, чтобы за как можно более короткий срок поднести одеяния человеку. И сделать так, чтобы он оперативно переоделся. Примерив на себя конкретный наряд.

Костюмер в театре – описание профессии и должностные обязанности

Костюмер блистает не на сцене, а за ней. Без его труда на театральных подмостках зрители бы не увидели массу прекрасных постановок.

Описание профессии

Профессия костюмера привлекает творческих людей, интересующихся искусством. Они работают в муниципальных или самодеятельных театрах, театрах оперы и балета, в домах культуры, филармониях, на телешоу, на съёмках фильмов.

Обязанности работника

У специалиста по костюмам обширный список задач. Ему необходимо знать обо всех костюмах того заведения, где он работает. Вот основные его обязанности:

  • Он должен хранить, отбирать и получать сценические костюмы, которые подобрал художник.
  • Он должен помогать переодеваться актёрам и другим участникам театральных постановок.
  • Он ремонтирует сценические костюмы.
  • Он упаковывает костюмы после окончания спектаклей.
  • Он отвечает за сохранность костюмов и реквизита.
  • Он дежурит в период постановок или репетиций.

Кроме работы со сценической одеждой, работник должен вести документы. «Начальником» костюмера является художник по костюмам.

В целом работа предполагает большую ответственность и внимательность. В эту сферу идут те, кто с детства мечтал приобщиться к театральному искусству, не имея специального образования. Итог этой работы — эффектная сценическая картинка с красивыми костюмами.

Когда приходит время снять спектакль со сцены, весь реквизит, включая одежду, отправляется в запасники. Со временем накапливается все больше невостребованных экземпляров, и они даже обретают музейную ценность, несмотря на то что продолжают храниться в костюмерной.

Уровень зарплаты

Вообще эта специальность не предполагает карьерного роста, работа в основном физическая. Зарплата определяется с учётом квалификации костюмера и его разряда. Самый высокий разряд — шестой, самый низший — второй.

Для расширения сферы деятельности специалисту необходимо получить дополнительное образование.

Заработная плата специалистов невелика: 15−30 тысяч рублей в месяц. В небольших городах их зарплата может быть и меньше, крупные Дома культуры платят и 40 тысяч рублей при условии, что костюмер имеет большой опыт. В Москве специалисты зарабатывают от 30 до 53 тысяч рублей.

Профессия костюмера редкая и мало востребованная. В провинциальных городках устроиться на неё непросто из-за малого количества работодателей. Плюс этой работы в том, что костюмер может общаться со звёздами кино, театра и эстрады.

Кому подходит специальность

Физический труд может вынести далеко не каждый. Однако статистика показывает, что костюмерами становятся чаще женщины, чем мужчины.

Качества костюмера

Кроме соблюдения должностных обязанностей, потенциальные работодатели могут выдвигать ряд требований к наличию личностных характеристик костюмерш:

  • Трудолюбие.
  • Художественный вкус.
  • Интерес к театру, кино и в целом к искусству.
  • Ответственное отношение к рабочему процессу.

Профессионал должен быть стрессоустойчив. Актёры, режиссёры, художники − непростые люди, к каждому нужно уметь находить подход.

Рабочая смена театрального кутюрье может длиться 12−14 часов. Его день начинается примерно в 8 утра. Костюмер приезжает на базу, в костюмерный цех, гладит и приводит в порядок костюмы, помогает при необходимости одеваться и следит за тем, как костюм сидит на актёре.

После спектакля его смена продолжается: ему необходимо привести костюмы в порядок, зашить, подлатать, если нужно.

Бывает так, что постановки или съемки проходят на улице, тогда специалисту в случае необходимости приходится чинить костюм в не совсем привычных условиях. В профессии нужны находчивость, оптимизм, умение преодолевать сложные ситуации и быстро находить решения.

Необходимое образование

Костюмер может не получать специального образования. Первые навыки можно получить в школе на уроках технологии

Важно лишь иметь аттестат и обладать профессиональными качествами и навыками. Однако, чтобы работать в крупных театрах, может понадобиться дополнительное образование. Его можно получить в профессиональных училищах или на специальных курсах

Его можно получить в профессиональных училищах или на специальных курсах.

Профессиональные учебные заведения находятся в Москве, Владивостоке, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Казани, Самаре и ряде других крупных российских городов. Если у представителя этой профессии есть необходимое образование и навыки, он может разрабатывать новые художественные образы и оформлять сцену. Во многом работа костюмера схожа со специальностью реквизитора.

Работа костюмером

Работа костюмером в театре или киностудии – одна из самых незаметных, с одной стороны, а с другой — является незаменимой для создания актерам неповторимых сценических образов на подмостках театра или на съемочной площадке.

Практически в каждом театре или киностудии есть костюмерный цех, где изготавливают и хранят сценические костюмы, как вновь пошитые, так и оставшиеся костюмы от прошлых постановок и снятых фильмов. И, причем, эти костюмы могут быть и уникальными, подходящими, только для конкретной постановки или фильма и многоразовыми, которые можно применять для многих спектаклей и съемок кинофильмов.

Режиссер, начиная работу над постановкой нового спектакля или фильма, совместно с художниками – постановщиками, привлекаются и художники-костюмеры для подбора сценической одежды, которая бы наиболее точно зрительно соответствовала образу того или иного персонажа спектакля или художественного фильма. Как правило, лучшие костюмеры оказывают существенную помощь в процессе этого подбора, и при этом она бывает неоценимой.

Помимо этого, костюмер занимается контролем состояния сценических костюмов и при необходимости отправляет их на стирку, починку или реставрацию в пошивочный цех, а если нужен мелкий и срочный ремонт, то и сам осуществляет его. В процессе съемок или спектакля костюмер постоянно находится вблизи артистов, чтобы быстро устранить недостатки в одежде или помочь актерам переодеться.

Этапы работы художника по костюмам в кино

В кинопроцессе художник по костюмам стоит во главе так называемого «costume department» и стоит в ответе за бюджет, создание концепции персонажей, а нередко, заказ материалов и даже пошив изделий, под его началом работают ассистент художника по костюмам и костюмеры. Традиционно, порядок работы над проектом художника по костюма выглядит следующим образом:

Ознакомление со сценарием: выстраивание образов героев в голове художника.

  • Костюмеры берлинского Шиллер-театра, 1953
  • Разговор с продюсером: фактически, обсуждение бюджетов и сроков, какие требуются материалы, сколько времени понадобится на пошивку и т.д.
  • Координация с режиссёром и художником-постановщиком: более тщательная проработка персонажей и их внешнего облика.
  • Первые актерские пробы: происходит подбор костюмов из тех, что уже есть на киноскладе и которые максимально близки к финальному видению персонажа художника, так начинает формироваться тот образ, который в итоге будет на экране.
  • Разработка референсов и эскизов для фильма: на данном этапе выбирается основа для внешнего вида персонажей в форме рисунков художника или фотографий (например, соответствующей эпохи). Всё это, вплоть до оттенков, фактуры и рисунка тканей должно отражать характер будущего персонажа. В качестве референсов же могут служить даже музыкальные произведения и объекты живой/неживой природы.
  • Закупка материалов и тканей: Учитывая, что нужные материалы бывает не так легко найти, часто необходимые вещи заказываются из-за рубежа, художник должен быть уверен, что всё будет соответствовать его замыслу и работать в купе со светом и цветокоррекцией. Иными словами, выглядеть должным образом уже на экране.
  • Пошив изделий: Хотя для второстепенных актеров и массовки костюмы берутся из подбора, зачастую их приходится изготавливать в специальных мастерских. Таким образом, чтобы соблюдалась «правда жизни» и «правда искусства». Костюмы нередко приходится искусственно состаривать и подгонять по размеру, чтобы сюжетно они смотрелись органично.
  • Примерка готовых костюмов: Художник встречается с актерами, желательно в присутствии режиссёра-постановщика и окончательно формирует образы героев. Разрабатываются нужные позы в соответствии с манерами и фактурами конкретных артистов. Случаются форс-мажоры, когда в последний момент происходит замена актеров и костюм надо заново подшивать или переделывать с нуля.

Костюмерная Шекспировского театра в Стратфорд-апон-Эйвоне, 1943

  • Съемочный процесс и логистика изделий: Художникам следует присутствовать на съемках, дабы убедиться в том, что костюмы правильно сидят на актерах, а также в том, чтобы последние держались и вели себя соответственно образу и социальному положению героя, это касается этикета обращения с одеждой, сообразно эпохе.
  • Пост-продакшн : Судьба костюмов для кино по завершении съемок, особенно в российской действительности, очень неоднозначна. Часто они попадают в подбор для будущих лент, иногда уничтожаются или попадают в руки продюсеров. Отдельные вещи остаются у художников по костюмам, в мастерских-примерочных и попадают на специальные тематические выставки.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: