Упражнения и задания
Основными упражнениями и заданиями, которыми ежедневно необходимо заниматься дома, для активного развития связной речи, являются:
Артикуляционная гимнастика
Съешь варенье. Необходимо представить, что после съеденного пирожка на губах осталось варенье, которое нужно облизать. Языком плавно слизываем варенье с нижней и верхней губы.
Язык-лопата. Необходимо представить, что язык – это лопата, которая должна пролежать на подставке (нижней губе) как можно дольше. Вытягиваем язык, располагая его на нижней губе, и удерживаем в данном положении в течение 10-15 секунд.
Язык-иголка. Необходимо представить, что язык – это тонкая иголка, которую нужно удержать навесу. Вытягиваем язык, пытаясь сделать его узким, и пытаемся удержать в течение 10-15 секунд.
Я лошадка. Малышу необходимо представить себя лошадкой, которая стучит копытцем и цокает языком. Топаем правой и левой ножкой по очереди, цокая при этом язычком.
Веселее выполнять артикуляционную гимнастику с детьми, рассматривая картинки и читая стишки.
Пальчиковые игры
Кошечка. Обе ладошки сжаты в кулачки и лежат на ровной поверхности. Необходимо одновременно выпрямить пальчики на обеих ручках, плотно прижимая к столу. Упражнение необходимо повторять 4-5 раз. После нескольких занятий задачу можно усложнить: сначала выпрямляются пальчики на одной руке, потом они сжимаются, а на второй выпрямляются.
Угостим кошечку молоком. Ладони, словно вычерпывают молоко.
Зайчик. Пальцы имитируют уши зайки, пальчики бегут по столу, сжимаются в кулак, кулачок в кулачке.
Собачка. Указательным палец показывает хвост собачки, пальцы сжимаются в кулачок, большой палец поднимается вверх, пальчики убегают.
Использование пальчиковых игр с параллельным разучиваем стишков может показать достаточно хорошие результаты, так как существует сильная взаимосвязь между человеческой рукой и речевым центром мозга. Малыш легко и более эмоционально воспринимает информацию и без проблем воспроизводит её в будущем.
Логоритмика
Логоритмика — это одновременное чтение стихов, сопровождаемое определенным набором движений на фоне тематической музыки. Изначально взрослый показывает все на своем примере, после чего малышу предлагается повторить только что увиденное.
Особое место в занятиях по развитию речи отводиться мультикам, которые дети так любят. Существуют специально-разработанные мультфильмы, направленные на закрепление букв азбуки, изучение цветов, обучение счёту и речевое развитие.
Выбор мультиков остается за родителями, но обязательным условием является его универсальность (и для мальчиков и для девочек), наличие положительных персонажей, высокое качество видео и звука.
Скороговорки
Скороговорки для детей представляют собой небольшие рифмованные фразы, зачастую с определенным сюжетом. Благодаря занятиям по скороговоркам эффективно вырабатывается четкость речи и пополняется словарный запас.
Различают следующие виды скороговорок, которые используются во время занятий по развитию речи:
- Содержащие звук : «У ёЛки игоЛки коЛки, игоЛки коЛки у ёЛки» и др.
- Содержащие звуки , , , : «Шесть мыШат в камыШах ШурШат» и др.
- Содержащие звук : «Идут бобРы в сыРы боРы. БобРы добРы, добРы бобРы» и др.
- Содержащие звуки и : «Зоиного Зайку все Зовут ЗаЗнайка» и др.
Если вовремя и со всей серьезностью не подойти к устранению проблемы развития речи детей, то в ближайшем будущем у них могут возникнуть трудности в обучении в школе и в общении с одноклассниками (из-за неправильного произношения звуков). Это чревато возникновением насмешек, снижением самооценки малыша, исчезновение желания к обучению и общению с окружающими. Поэтому развитие речи детей в возрасте 4-5 лет должно стать приоритетной задачей самих родителей, которые активно могут заниматься со своими детьми дома, в игровой форме.
Дидактическая игра «Кто где живет» — Все для детского сада
Дидактическая игра «Кто где живет» — это сборник карточек с животными, насекомыми, птицами, рыбами, а также с изображением их жилища.
Дошкольники должны сопоставить карточки с изображением животного, например, с местом его домика.
Как это выглядит? Возьмем к примеру мышку. Мышка живет в норке. Находим среди карточек изображение с норкой и задание выполнено.
Конечно же, чем больше карточек вы раздадите дошкольнику, тем сложнее ему будет ориентироваться, поэтому все карточки разделены на 3 группы для облегчения их сортировки. Каждая группа обозначена рамкой разного цвета.
Для удобства проведения занятия подготовлены каждая карточка в отдельности. Это в том случае, где требуются большие картинки. Ниже также представлены сборник карточек для печати на листах А4 и вырезания.
Начнем с больших картинок для проведения игры.
Итак, первая группа с карточками для дидактической игры «Кто где живет»:
Вторая группа карточек для игры «Кто где живет»:
Третья группа карточек для игры «Кто где живет»:
Теперь маленькие карточки для вырезания или проведения занятия непосредственно в комплексе прямо с листа А4. Также разделим на группы.
Первая группа:
Вторая группа:
Третья группа:
При выводе на печать используйте фотобумагу. Карточки получаются яркими и красочными. Однако при отсутствии фотобумаги, можно распечатать и на обычной бумаге А4.
detskiy-sad.com
Кто где живет (животные картинки)
Доброе утро!
Хочу Вам предложить сегодня поиграть с малышом в наши развивающие игры: «Где живут животные?».
Эта игра будет интересна как для самых маленьких, начиная от 1 года, так и для детей старшего возраста. Различны будут только сами варианты игры. Если малышам можно просто демонстрировать животных и их домики, учится сортировать, выбирать сначала из двух вариантов, потом более, то с более старшими детьми можно просто как и положено играть — искать и соединять линией животного и его домик.
С помощью этого видео Вы познакомитесь с домашними животными и узнаете, где они живут:
А где живут дикие животные?
Игры и картинки по теме
Играйте с удовольствием.
А вот и варианты игр «Где какие животные живут»:
здесь нужно соединить линией каждое животное и его дом и объеяснить свой выбор
Такие игры знакомят детей с окружающим миром, развивают его логику, внимательность, усидчивость.
Фото-картинки про дома животных
Черно-белый вариант игры:
Картинки на английском языке.
( Пока оценок нет )
steshka.ru
Суть методики
Секрет дидактики Домана заключается в объединении закономерностей педагогических и физиологических законов усвоения знаний. Особенный ребенок ограничен в возможностях работы мозга. Ему необходима помощь.
Доман считал, что тренировку мышц и насыщение мозга новой информацией нужно проводить одновременно. Поэтому предлагал совместить активные физические упражнения с интеллектуальными занятиями. Начинать реабилитацию детей с отклонениями в развитии нужно с пеленок: чем раньше, тем лучше.
В программу американского нейрофизиолога входят следующие блоки:
1. Стимуляция физического развития с рождения
Это ползание по скользкой горке. Ребенок должен находиться в треке с 1–2 месяцев по 3–4 часа в день. Младенец трется о бортики животом, бедрами, предплечьями. Преодолевает значительные расстояния. Это идеальная среда для раннего физического развития. Такие дети обязательно будут хорошо ползать до полугода, рано начнут ходить и говорить.
2. Развитие чувства баланса, равновесия
Мамам предлагается крутить, вертеть ребеночка, переворачивать вверх тормашками, давать возможность ползать по полу, перебираться через валики. До 3 лет нужно научить ребенка плавать.
3. Интеллектуальные занятия с рождения
Глен Доман считал, что мозг человека — это компьютер. Его нельзя оставлять в бездействии. Если мозг постоянно не получает новую информацию, он перестает функционировать правильно. Поэтому задача родителей — снабжать ребенка интеллектуальной пищей ежедневно. Сделать это можно за 30 секунд в день. Например, не назвать одну породу кошки, а показать 10 карточек с изображениями разных кошек. А ребенок сам сделает вывод о том, что у этих животных есть лапы, хвост, они лохматые, пушистые.
4. Уроки по чтению и счету
Это базовые умения. Доман говорил, что чтение по слогам дети усваивают гораздо сложнее, чем восприятие целых слов. Поэтому он предлагал родителям обучать малышей грамоте с рождения с помощью карточек. В результате дети запоминают образ слова, могут найти и прочесть его в тексте. Постепенно слова сменяются словосочетаниями, предложениями и книгами. Счету грудничков обучают с помощью изображений точек от 1 до 100.
Если соединить между собой все блоки, уделять занятиям по развитию интеллекта около 2 минут в день, а физическим упражнениям все остальное время, ребенок к 3,5 года достигнет уровня развития шестилетнего дошкольника.
Плюсы и минусы методики
Казалось бы, методика Глена Домана дает отличные результаты, используется в США более 60 лет, значит, точно должна оцениваться педагогами, врачами, родителями положительно. Но нет, в методике известного нейрофизиолога находят не только плюсы, но и минусы. Как воспринимать точку зрения специалистов, решать вам.
Плюсы
Если рассматривать метод Домана как старт к успешному развитию интеллекта у ребенка раннего возраста, то выделяются следующие преимущества:
- Начинать уроки по чтению, приобретению разноплановых знаний о мире, счету можно с грудничкового возраста, даже с 2–3 месяцев. В итоге детсадовец овладеет школьными знаниями задолго до первого класса. Например, игра “Предлоги” помогает расширить кругозор и увеличить словарный запас.
- Мама и папа проводят много времени с малышом, занимаются его развитием постоянно.
- Ребенок ежедневно узнает огромное количество информации. Если применять карточки по чтению, счету и развитию кругозора с раннего возраста, то по уровню интеллекта, ассоциативного мышления дошкольник обгонит своих сверстников.
- Благодаря вниманию к физическим упражнениям, малыши учатся выполнять массу новых движений. Это сказывается на их физподготовке, здоровье в целом.
- В процессе рассматривания карточек с картинками, словами ребенок активно развивает зрительную память. Слушая, как мама произносит названия предметов, — слуховую.
- Малыши учатся быстро. На показ пары карточек уходит несколько секунд. Метод Домана отменяет скучное сидение за столом с учителем, наглядные пособия можно демонстрировать в любом месте: на улице, дома, в кроватке, во время еды.
Рассматривать систему американского нейрофизиолога как механическое перекладывание картинок-бормоталок с места на место, демонстрацию без цели нельзя. Если уделять обучению достаточное количество времени, ребенок получит толчок к развитию интеллекта, совершит работу над собой.
Например, рассматривая овощи и фрукты, детсадовцы получают наглядное представление о плодах разной величины, цвете, назначении. Подкрепляйте теорию практикой: рассказывайте, что в супе сегодня картофель, а на полдник десерт из клубники. Разноплановое преподнесение связанной между собой информации даст положительный результат.
Минусы
Отрицательных моментов не меньше, чем положительных:
- В процессе обучения ребенок пассивен. Ему не нужно «добывать» информацию, делать выводы, анализировать. Родители приносят ему все на «блюдечке». Пассивность которая присутствует в “чтении с пелёнок” сказывается на дальнейшем обучении в школе, притупляется любознательность, познавательная активность.
- Курс занятий не учитывает индивидуальные потребности ребенка, его интересы на данный момент. Все дети занимаются по единой программе.
- Младенец не развивает творческий потенциал. Не играет в игрушки, не лепит, не поет, не рисует.
- Насыщенность курса слишком высока для маленьких детей. Выдержать такую нагрузку могут далеко не все дошкольники, а тем более груднички.
- Методика построена на механической зрительной и слуховой памяти. Остальные органы чувств не задействованы.
- Родители, по задумке Домана, должны сконцентрироваться на показе карточек. Играть с маленьким почемучкой, читать, разговаривать некогда. Из процесса воспитания маленькой личности автоматически выбрасывается эстетическая, моральная составляющая.
Особенно негативно к системе обучения по Доману относятся невропатологи. Врачи выступают против раннего развития детей, считая такие занятия причиной энуреза, тиков, депрессий, навязчивых движений. То есть усердие родителей приводит к отклонениям в психическом здоровье в худшую сторону. Это мнение трудно доказать, но опровергнуть тоже нельзя.
Занятия по изучению животного мира с детьми можно проводить разнообразные
Ознакомительные занятия
Сначала сами выберите карточки по одной теме: например домашние животные. Разложите их перед ребенком, и о каждом животном расскажите историю, как зовут, как «разговаривает», что кушает, где живет и так по каждой группе животных.
Занятия на внимание
Когда ребенок хорошо изучит всех животных, разложите перед ним карточки с домашними животными и подложите одну лишнюю, например с рыбкой. Попросите найти ту карточку, которая не относится к группе домашних животных.
Занятия на память
1) Из кучки карточек попросите ребенка самостоятельно выбрать животных относящихся к одной группе.
2) Можно выбрать 5-6 карточек разных животных, разложить их перед ребенком, дать ему время запомнить все карточки. Затем попросить его закрыть глаза или отвернуться, в это время вы или убираете одну карточку или же подкладываете одну новую. Когда ребенок откроет глаза, попросите посмотреть и найти что изменилось.
3) Также данное обучающее пособие можно скачать в 2-х экземплярах и сделать развивающее лото, один экземпляр картинок будет игровым полем, а второй экземпляр игровыми карточками.
4) Карточки с животными могут быть использованы как игра мемори для детей или игра найди пару.
Игры могут быть разные, вы сами можете в зависимости от возраста и навыков ребенка придумать ему задания.
Все обучающие материалы на нашем сайте, для занятий с детьми дома, в детском саду или в начальных классах адаптированы для формата бумаги А4.
Ссылка на скачивание в конце статьи.
Основные принципы и правила обучения
Воспитывать особенного ребенка, эффективно обучать его непросто. Родителям пригодятся следующие советы по организации занятий:
- Не ждите, что время расставит все на свои места. При обнаружении первых признаков нарушений умственного, интеллектуального развития у новорожденных начинайте решать проблему. Чем раньше ввести в ежедневное расписание малыша развивающие занятия, тем выше будет результат.
- Занимайтесь систематически, регулярно. Не бросайте использование метода Домана при первых разочарованиях.
- Продолжайте урок, пока кроха хочет заниматься. Проявление негативизма — сигнал к перерыву.
- Доверяйте своему ребенку. Уважайте его интересы, желания. Не стоит действовать методом тирании, заставлять заниматься силой. Действуйте хитростью, мягко.
- Верьте в успех.
- Радуйтесь проявлению инициативы. Хвалите кроху, даже за мелкие достижения.
- Создавайте подходящую обстановку для обучения особенного ребенка.
- Готовьтесь к урокам заранее. Не начинайте скачивание, распечатку карточек и таблиц в спешке. Продумайте расписание занятий на несколько недель вперед.
-
Не зацикливайтесь на уже пройденном материале. Чаще предлагайте новую информацию. О пройденном говорите кратко.
Игры с кубиками для развития речи
Фокус в том, что практически каждая игрушка в возрасте до 3 лет так или иначе может быть использована для игры для развития речи малыша.
Деревянные кубики – одна из первых игрушек, которые мы покупаем для детей. Игры с кубиками для развития речи предназначены для детей до 3 лет.
Примеры игры:
Начните складывать кубики друг на друга и каждый раз произносите, «ставим кубик наверх» или «Мы кладем кубики наверх»
Важно произносить слово вместе с действием, которое вы совершаете каждый раз, чтобы ребенок мог связать его со значением слова. Таким образом, мы моделируем речь и развиваем понимание.
Скажите «Кубик ставим…», затем подождите несколько секунд, чтобы дать ребенку возможность завершить предложение «наверх»
Если ребенок не произносит слово, закончите предложение словами «наверх» с выражением и повышенной громкостью голоса.
Построив вместе башенку, изобразите восторг и разрушьте ее вместе с ребенком, удивившись тому, что произошло.
В следующий раз добавьте описание действия, которое произошло: «Ооо, кубики упали ВНИЗ». Или “Ооо, нет, кубики упали”. И добавьте жест, показывающий направление движения вниз.
Малышам нравится наблюдать беспорядок, происходящий из порядка, и наоборот. И наша реакция приводит к взаимному смеху и веселью.
Навыки развиваются путем повторения и предоставления модели для подражания, с использованием подчеркнутого общения (выделение определенных слов в речи), добавления момента ожидания и предоставления ребенку информации, на какое слово следует обратить особое внимание
Сначала ребенок может просто наблюдать за вами, но попытайтесь вовлечь его в игру, взяв ребенка за руку или ногу и рассыпав кубики. Вы стараетесь сохранить атмосферу позитива и расслабленности.
И, конечно же, для детей до трех лет интерес и внимание не длится долго, поэтому игра не должна длиться дольше 10 минут, если только ребенок не хочет дольше
Немного об авторе
Глен Доман — врач-нейрофизиолог, родился в 1920 году в Филадельфии, США. Стал известен миру разработкой методики раннего развития детей. Но начинал свой путь Доман с изучения детского мозга в Университете Пенсильвании. Там получил ученую степень по физиотерапии и предполагал продолжать научную деятельность, но помешала Вторая мировая война. Молодой перспективный врач Глен Доман ушел добровольцем в пехотные войска США, решив возобновить изыскания в нейрофизиологии после окончания войны.
Возвращение к медицинской практике Глен Доман начал с разработки курса реабилитации детей с повреждениями головного мозга, ЦНС — с ДЦП, синдромом Дауна, аутичным поведением. И заметил, что между уровнем физического и интеллектуального развития прямая взаимосвязь. Больным детям предлагались следующие задания: взмахи руками, ногами, ползание.
Вслед за активацией работы мышц происходил прогресс в работе мозга. Таким образом, устранялась первопричина детских дефектов, а не ее следствие.
Далее для малышей с особенностями развития разрабатывалась программа по стимуляции зрительной, слуховой, тактильной активности. Уроки распределялись в течение суток, были очень насыщенными и продолжительными. Курс реабилитации длился много месяцев. В результате большинство больных детей показывали хорошие результаты в умственной и физической сфере развития.
В 1955 году вместе с коллегами-нейрофизиологами основал Институт развития человеческого потенциала. Базой исследований стала новейшая для своего времени методика Домана. В 1960 году была написана статья о результатах работы группы нейрофизиологов по реабилитации детей с параличами, отставанием в психическом и интеллектуальном развитии по авторской методике, а также в целом о деятельности института. Результаты поразили общественность.
Через несколько лет Доман решил апробировать свои педагогические и медицинские разработки на здоровых детях. Малыши занимались по той же реабилитационной программе и показали следующие результаты:
- Читали в раннем дошкольном возрасте.
- Считали до сотен и тысяч.
- Были очень эрудированными, обладали обширными знаниями по географии, биологии, математике, зоологии.
- Эффективно повышали уровень физического развития.
После публикации описания авторской методики в научных журналах, выпуска книг Глена Домана, методикой раннего развития заинтересовались не только педагоги, врачи, но и родители.
Самыми популярными в России и США стали следующие дидактические технологии:
- Как научить ребенка читать.
- Как научить дошкольника считать.
- Как дать энциклопедические знания в раннем возрасте.
Занятия по любому из перечисленных блоков по методике Глена Домана строятся на демонстрации карточек с картинками, точками, словами. Методика проста. Специальных знаний, навыков в педагогической работе от родителей не требуется. Достаточно уделять урокам много времени, сил, быть заинтересованными в результате и не ждать успехов слишком быстро.