Мстёра своего дела

Жизнерадостная и яркая продукция от мстёрских умельцев: история развития лаковой миниатюры из мстёра - "7культур"

Федоскино

Как мы уже говорили, русская лаковая миниатюра в небольшом городке появилась благодаря купцу Коробову. После того как его дочь стала супругой Петра Лукутина, новый родственник принялся активно расширять ассортимент производства. Сюжеты для оформления выбирали близкие для народа: чаепитие, сказки и т.д. Миниатюрами декорировали столовые приборы, табакерки, солонки.

Отличительная черта федоскинцев – многослойность и красочный стиль. Мастерство художников можно сравнить с ювелирным делом. Для оформления шкатулок использовали орнамент «сканью», создаваемый из золотых и серебряных пластинок.

На создание одной коробочки уходило много времени. С момента начала работы над шкатулкой и до ее появления на рынке проходило несколько лет. Чтобы лак держался долго, его подсушивали под лучами солнца.

Холуй

Слобода была дарована Ивановской области князем Дмитрием Пожарским в честь освобождения Москвы от польских захватчиков. Предки современных умельцев писали иконы для Троице-Сергиевой лавры. В обители существовала традиция, всем паломниками на память дарили миниатюрные образы «Видения Богоматери преподобному Сергию».

Их созданием занимались живописцы из мастерских при монастыре и сельские художники, проживающие в Холуйской слободе. К середине девятнадцатого столетия здесь расписывали до двух миллионов икон.

После Октябрьской революции местные умельца, как и живописцы Палеха, стали заниматься декорированием шкатулок, ларцов, пудрениц. Сюжеты изображений были разнообразными: природа, архитектура, история, фольклор.

Со временем холуйские художники обрели собственный неповторимый стиль: объемный и лаконичный рисунок, крупные планы, минимум мелких элементов. Для оформления миниатюр брали сусальное золото с небольшим добавлением смолы с вишни.

История

История мстёрской лаковой миниатюры делится на три периода.

Первый период

Так выглядел посёлок Мстёра в начале XX в.

Посёлок Мстёра во Владимирской области раньше назывался Богоявленской слободой. Первое упоминание о слободе относится к 1628 г. (писцовые книги Богоявленского погоста). Богоявленская слобода была вотчиной князей Ромодановских, которые были приближены к царской семье. Князь Фёдор Юрьевич Ромодановский поддержал Петра I (тогда юного царя) в борьбе с сестрой Софьей; ему был поручен надзор за заключённой в Новодевичьем монастыре царевной. Ромодановский участвовал во всех затеях Петра. Знаком доверия царя к Ромодановскому было то, что он, отправляясь в Азовский поход, оставил его вместо себя в Москве.

Мстёрская икона «Святой Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» (XIX в.)

В Богоявленском монастыре занимались иконописью с XIV в., к XVII в. почти всё мужское население слободы освоило этот промысел. Богоявленская слобода в то время славилась и другими художественными промыслами: лубочным, вышивкой, чеканкой. Но основой для развития лаковой миниатюры послужили именно местные иконописные традиции.

Второй период

К середине XVIII в. во Мстёре, а также в Палехе и Холуе сосредоточилось основное производство икон, расходившихся по всей России. Мстёрцы овладели виртуозным мастерством подражания различным школам древнерусской живописи.
После Октябрьской революции иконописный промысел потерял востребованность. Начался новый период развития промысла. Иконописцы были вынуждены искать нового применения своего мастерства. В 1923 г. они объединились в «Артель древнерусской живописи» и начали расписывать домашнюю утварь, мебель, игрушки – изделия из дерева. Эти бытовые предметы из дерева расписывались темперными красками и покрывались слоем лака. Чаще всего это были круглые плоские коробочки с орнаментом, лотки с лубочными сценками, сосуды с крышками («кубышки»). Роспись на эти предметы наносилась самой разнообразной тематики: персонажи песен Кольцова, библейские сюжеты, сказочные сюжеты и т.д. Причём удивляло мастерство изображений, помещенных на закругленных стенках сосудов.

Мстёрская лаковая миниатюра

Третий период

Примерно в это время художники Палеха позаимствовали технологию изготовления изделий из папье-маше у миниатюристов подмосковного села Федоскино, где лаковой миниатюрой занимались еще с XVIII в. Но федоскинская лаковая миниатюра создаётся масляными красками, а палехская, мстёрская и холуйская – темперой (об этом читайте здесь). Примеру Палеха последовала и Мстёра. К 1930-м годам окончательно оформилась художественная артель «Пролетарское искусство», и Мстёра стала новым самобытным центром народного творчества. Начался третий период мстёрского промысла. Основоположниками этого своеобразного искусства были талантливые мастера Н. П. Клыков, А. Ф. Котягин, Е. Е. Юрин, В. Н. Овчинников, И. Н. Морозов и другие художники.

Я. П. Клыков. Шкатулка «Дубровский» (1940)

В 1960-1970-е гг. мстёрское искусство находилось на волне творческого подъема. Традиции древнерусской живописи вновь стали приоритетными в мстёрской росписи. Новое дыхание и новое осмысление получили сюжеты из русского фольклора. Мастера создавали не просто иллюстрации к сказке, песне, былине, но составляли самостоятельные композиции. Началось обращение к героико-революционной тематике.

Е.В. Юрин. Шкатулка «Фрукты»

В этот период началась и «орнаментальная» Мстёра, которой особенно увлекался художник Е. В. Юрин. Композиции с букетами цветов и натюрмортами в обрамлении затейливого орнамента покрыли поверхность его пудрениц, коробочек разной величины и портсигаров.

Е.В. Юрин. Шкатулка «Орнамент с птицей» (1970-е гг.)

В настоящее время промысел продолжает развиваться. В тематике росписи преобладают бытовые сюжеты, исторические и архитектурные памятники, русские сказки.

Сюжет изображений на лаковых шкатулках

Все четыре промысла часто обращаются к сюжетам русских сказок и былин — по этому признаку их сложно различить. Но есть у каждого и свои излюбленные сюжеты: например, мастера Федоскино славятся умением воспроизводить на шкатулках миниатюрные копии известных картин, при этом уровень детализации просто потрясающий! Мстёрские мастера тяготеют к изображению сцен деревенской жизни и сельских пейзажей, а художникам из Холуя больше по душе пейзажи архитектурные. Если вам встретиться шкатулка с крупным изображением памятников архитектуры и совсем без людей, это, скорее всего, Холуй.

Композиция изображений лаковых шкатулок

А вот на палехских шкатулках практически всегда есть фигуры людей, и они не просто присутствуют, но занимают центральное место в композиции. Стиль Палеха в значительной мере сохранил художественные приемы, характерные для иконописной традиции. Если Холуй и Мстёра изображают людей на фоне пейзажа, написанного более или менее по законам классической перспективы, то Палех выводит своих героев на первый план, как святых на иконе, а элементы пейзажа («горки и палатки», как называют их иконописцы) лишь обрамляют фигуры людей, обозначая место действия. Удлинённые пропорции тела, развевающиеся одежды — всё это знакомые нам иконописные приёмы, по которым мы узнаём выразительный стиль Палеха.

#артистократия #народные промыслы #нхп #сделано в россии #лаковая шкатулка #лаковая миниатюра

Приёмы мстёрской живописи

Как мы уже говорили, роспись наносится на изделия из папье-маше. О производстве таких изделий мы рассказали здесь.

Сначала – приготовление красок и золота к работе. Известно, что темперные краски создаются из порошковых пигментов на специальной эмульсии, основой которой является желток куриного яйца. Эта эмульсия представляет собой раствор, состоящий из клея и воды.

При приготовлении темперной краски важно аккуратно отделить желток от белка. Если белок попадёт в эмульсию, красочный слой будет растрескиваться

Оболочка желтка также должна аккуратно отделиться. Объём воды должен равняться объёму желтка.

Мстёрская миниатюра

Далее сухой порошок краски в необходимой дозе насыпают в специальные чашечки и добавляют несколько капель яичной эмульсии, размешивая пальцем («творят»), затем добавляют эмульсию до необходимой консистенции.
Последовательность приемов живописи аналогична иконописи. Роспись шкатулки или ларца начинается с линейного рисунка, который предварительно выполняется карандашом на бумаге. Затем рисунок с помощью «припороха» переносится с кальки на крышку коробки. Затем производится «роскрышь» – нанесение композиции, это детальная длительная работа, она занимает примерно 90% времени от всего процесса росписи. За ними следуют «плави» – приведение цвета к единству (краска смешивается на палитре с белилами и затем жидко выплавляется по основному цвету «роскрыши» в пределах заданной формы, например – пробела на одежде). После этого делаются «оживка» – белильная отметка в самой светлой части формы; «приплески» – тоновое смягчение цвета; «лессировка» – работа жидкими прозрачными красками для усиления глубины цвета.

Заканчивает письмо «бликовка» белилами либо творёным золотом (микроскопические частицы золота в виде порошка). Готовая вещь покрывается шестью слоями прозрачного лака, сушится в печи и полируется. Это общая схема.

Но расскажем о некоторых деталях. Художники Мстёры отказались от живописи на чёрном фоне. Они предпочитают многоцветные фоны пейзажной живописи, а для этого была необходима белильная подготовка. Во Мстере она делается сплошной, за исключением полей, которые остаются черными и заполняются в конце работы орнаментальной каймой. В этом принципиальное отличие Мстеры от Палеха.

Орнамент бывает реалистичным (состоит из натурального вида растений) и геометрическим. Чаще всего в мстерском орнаменте используются традиционные древнерусские узоры.

История лаковой миниатюры в России

В нашей стране интерес к промыслу зародился во времена правления Петра Первого. Император постоянно путешествовал по загранице и периодически привозил оттуда интересные идеи. Впервые лаковая миниатюра была применена при оформлении покоев в Коломенском дворце.

Также ремесленники привлекались к декорированию Монплезира, расположенного в Петергофе. Например, «китайский кабинет» оформили с помощью лаковых панно в количестве девяноста четырех штук.

Благодаря налаженным торговым связям со Страной восходящего солнца в России появились табакерки из папье-маше, декорированные затейливой росписью в виде галантных сцен. Познакомившись с работой крупных мануфактур в Европе, император закупил партию лакированной мебели и привез в страну.

Также он пригласил с собой несколько местных умельцев. В 1757 году была организована первая Академия художеств, где обучали «лакирному делу». В это же время заработала фабрика на Урале, позже комбинаты появились в столице и многих провинциальных городках.

Начало массовому производству лакированной продукции положил купец Коробков, основавший в небольшом поселении Данилково (ныне Федоскино) комбинат по изготовлению козырьков для головных уборов военных (кивера). Он пригласил нескольких немецких мастеров и наладил бесперебойное производство лакированной продукции.

Первой разновидностью товара под «брендом» Коробкова стали недорогие табакерки. На них наклеивали бумажные гравюры, изображающие значимые для страны события.

После смерти основателя великого дела, управление фабрикой взял в свои руки его зять П. В. Лукутин. Он существенно увеличил объемы производства и добился высочайшего качества изделий. Начиная с 1829 года, лакированные товары из Данилково регулярно участвовали в зарубежных и местных выставках.

1830 – это период становления и творческих поисков лукутинских миниатюр, разработки инновационных технологий и вариантов декоративного оформления. При фабрике открыли рисовальную школу, лучших мастеров отправляли на обучение в Строгановское училище.

Технологии создания лаковых шкатулок

За двести с лишним лет мастера из Федоскино довели технологии многослойной росписи, лакирования, полировки до настоящего совершенства. Федоскинские шкатулки всегда выглядят самыми нарядными и блестящими. Изображение словно светится изнутри, и на самом деле, так оно и есть: в основе рисунка лежит светоотражающий слой из сусального золота, металлического порошка или перламутра, поверх него в несколько слоев наносится роспись масляными красками. Боковые стороны шкатулок обычно богато декорированы сканью — сложным узором из кусочков золотой и серебряной фольги. Мстёра, Палех и Холуй пользуются темперными красками и их шкатулки выглядят чуть менее ярко.

Федоскинская шкатулка

Федоскинская шкатулка

Федоскинская шкатулка

Бытовой жанр

Художники Мстёры предпочитают изображать людей в привычной обстановке: за полевыми или крестьянскими работами, рыбалкой, рукоделием и т.д. Один из самых любимых элементов художника при составлении миниатюры в бытовом жанре является хлеб.

С древних времен эта выпечка считалась Божьим даром и занимала главенствующее место за обеденным столом. Мастера смогли сохранить до наших дней своеобразный колорит изображений и детально отобразить роль быта.

Сюжетные композиции разрабатывались параллельно с передней плоскостью, акцентируя внимание на связи предмета и живописи. Люди изображались небольшого роста с коренастой фигурой, лишенные сентиментальности

Презентация на тему: » Личные и позиционирование о себе. Панкрашкина Анастасия Сергеевна. ИЗО-181.» — Транскрипт:

1

Личные и позиционирование о себе. Панкрашкина Анастасия Сергеевна. ИЗО-181.

2

Колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже. Лаковая миниатюрная живопись. Холуй Палех Мстера

3

Лаковая миниатюрная живопись Родиной лаковой миниатюры считают Китай. В России благодаря торговле с восточным государством расписные подносы, веера и ширмы появились в XVII веке. При Петре I петергофский дворец Монплезир украсили 94 лаковых панно «под Китай», а вскоре лаковое дело стали преподавать в Академии художеств. В окрестностях Москвы и Петербурга работало множество мастерских, но уцелели лишь четыре центра: Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра

4

Холуй Холуйская лаковая миниатюра появилась в Ивановской области, в слободе, пожалованной князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских захватчиков. Предки современных мастеров писали иконы для Троице-Сергиевой лавры. В обители был обычай дарить паломникам образки «Видения Богоматери преподобному Сергию». Их писали художники из монастырских мастерских и сельские живописцы Холуйской слободки. К середине XIX века здесь создавали до двух миллионов икон. После революции местные мастера, как и палехские художники, стали расписывать шкатулки. Но не только их живописными яркими рисунками украшали ларцы «под старину», пудреницы, миниатюрные игольницы. Сюжеты картинок были самыми разнообразными: русская природа и архитектурные пейзажи, исторические события, фольклорные сюжеты. Со временем у художников появился собственный стиль: лаконичное и объемное изображение, крупные планы, минимум деталей. Обрамляли миниатюры орнаментом из сусального золота с добавлением вишневой смолы Дмитрию Пожарскому

5

Палех Мастера-иконописцы Палеха расписывали Грановитую палату Кремля, храмы Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря. Неизвестно, звучало бы название поселка Палех на всю страну после революции, если бы не Иван Голиков потомственный иконописец, реставратор, театральный художник. Увидев в Кустарном музее шкатулки из Федоскино, он написал свою миниатюру она заинтересовала специалистов. В 1920-х годах палехские шкатулки получили диплом Всесоюзной художественной выставки и стали сенсацией всемирных выставок в Венеции и Париже. В Палехе наладили производство, стали обучать мастеров и, по предложению Максима Горького, открыли музей при Артели живописи. Так традиционная технология темперной живописи закрепилась на лаковых шкатулках. Написанные золотистыми красками на черном фоне образы «рассказывают» сказки и былины, сохраняя при этом утонченность образа русской иконы.Палеха Грановитую палату Кремляхрамы Троице-Сергиевой лавры Новодевичьего монастыря Кустарном музее Максима Горького былины

6

Мстера Мстёра является стилем русской живописи, название происходит от большого села во Владимирской области на берегу Клязьмы, где она и зародилась. Художественный промысел мстёры отличается от других тем, что передаёт неповторимое своеобразие природы этой местности, а также уклада жизни людей. Изначально мстёра была иконописным стилем живописи, но затем перекочевала в, так сказать, обыденную жизнь – роспись шкатулок, поделок, лаковые миниатюры и т.д. Во второй половине XIX века произошёл раскол русской церкви и вымирание иконописи, как следствие. Иконописцы ушли в мастерские, где работали на заказ, расписывая различные изделия. Мстёра окончательно стала обычным стилем русской живописи после того, как иконы перестали быть востребованы, так как их стали делать на фабриках в массовом порядке. Знаете ли вы, какие замечательные вещи можно создать в технике батик? Для вас батик мастер класс от профессионала своего дела. В 1920-е годы кустари Мстёры стали образовывать сообщества, где пытались применить свои навыки. Они расписывали деревянные изделия, жестяные подносы, коробки, шкатулки, ларцы, солоницы, матрёшки и многое другое. Отсюда начался новый расцвет мстёры. Стали появляться школы и курсы по изучению данного мастерства, которые существуют кое-где и по сей день. Лучшими художниками в этом традиционно-русском жанре искусств являются такие мастера, как: Н.П. Клыков, А.И. Брягин, Е.В. Юрин, И.А. Серебряков, В.И. Савин.

7

И вот вы познакомились с этими видами росписей

Мстёра

Поселение, расположенное во Владимирской области, обрело популярность в семнадцатом столетии. Известность Мстёре принесли умельца из Богоявленского монастыря. В обители создавали миниатюрные иконы. Позже священнослужители обучали навыкам промысла сельских обывателей.

С 1920 года на мстёрской лаковой миниатюре стали изображать бытовые сцены из жизни крестьян. Сменить направление деятельности ремесленники были вынуждены из-за запрета на иконы в результате Октябрьской революции.

К созданию шкатулок пришли не сразу, первоначально занимались росписью темперой изделий из дерева. Но они не пользовались большим спросом, а вот «коробочки», покрытые лаком, сметали с прилавков за несколько минут.

Умельцы из Мстёры придерживаются старообрядческих традиций иконописи. Они изображали на шкатулках персидские орнаменты, создавали узоры в голландском стиле. Мастера старались не использовать темный фон, по этому их продукция излучала свет и чистоту.

Изготовление Мстёрской лаковой миниатюры

Будущий шедевр начинается с создания папье-маше. На болванку, которая по размеру соответствует параметрам изделия, нанизывают картон, тщательно промазанный клеящим веществом.

Затем заготовку отправляют под пресс, пропитывают маслом и ставят в специальную печь. Отдельно создают дно изделия и крышку для него. После того как элементы будут готовы, шкатулку собирают в единое целое и наносят несколько слоев грунтовки и лака. Каждый раз покрытие тщательно просушивают и отшлифовывают.

После лакированная шкатулка попадает в руки живописца. Создание миниатюры – это долгий и кропотливый процесс, требующий усидчивости и невероятного напряжения глаз. Прежде чем наносить рисунок на изделие художник тщательно прорабатывает эскиз и изображает его на бумаге.

Затем картинку переносят на кальку, оборотную сторону скопированного пейзажа натирают сухим коричневым порошком. После этого рисунок прикладывают на поверхность шкатулки и с помощью цировки (игла со сглаженным острием) переводят его.

Следующим этапом становится раскрытие цветовой гаммы. Мастера называют процесс термином «роскрышь». Он задает живописную основу будущего произведения. Это своеобразный прием у художников, заключающийся в первичной раскладке оттенков в пределах имеющего изображения.

С помощью теневой росписи выполняется моделирование картинки. Потом мастер проводит работу в светлых областях заготовки. Заключительным шагом создания шедевра является покрытием лаком в несколько слоев и полировка.

Особенности Мстёрской миниатюры

Искусство обладает характерным стилем, который невозможно перепутать с иным направлением. Его отличительная черта – понимание композиции. Она строится на взаимодействии человека и природы, особой культуре цветов. С помощью градации тоновых переходов мастера добиваются невероятного многообразия оттенков.

Если в Палехе принято работать на черном фоне, то лаковая миниатюра Мстера создается на цветной основе. От других направлений она отличается многоплановостью. В одной работе художник способен отобразить целую историю.

Изделия умельцев из небольшого городка созданы на базе народного творчества и культурного наследия. Композиция миниатюр условна, в качестве места действия событий обычно выступает пейзаж.

Основная гамма оттенков, которую используют мастера Мстёра – красная, голубовато-серебристая, охристо-желтая. В изделиях гармонично сочетается растительный и геометрический орнамент. Действие в миниатюрах разворачивается на фоне пейзажа необычайной красоты.

Еще одна отличительная черта мстерских изделий – утонченность.

История Мстёрской миниатюры

В 1920 году кустари поселения в Богоявленской слободе организовали артель. Для работы использовали полуфабрикат, доставляемый из городка Семенова. В качестве объекта росписи брали шкатулки, матрёшек и т.д.

Спустя четыре года артель начала осваивать навыки работы с масляными красками для оформления полотняных ковриков на стенах. Конечно, качество оставляло желать лучшего. Да в принципе и содержание «картин» тянуло на троечку. Из-за этого возникали сложности с реализацией товара.

В 1931 году артель отправила несколько мастеров в столицу для освоения азов техники росписи папье-маше. Еще парочка умельцев поехала в Федоскино, на родину русских лаков. На месте они проводили исследования, пытались определить в каком направлении работать мстерским художникам.

22 июня 1931 года пять лучших мастеров объединились в собственную артель и начали осваивать миниатюры. С 1940 по 1960 гг. в Мстёре господствовала станковая живопись. Основным направлением деятельности местных художников стало копирование известных русских полотен. В 70-х годах искусство переживает колоссальный подъем.

У живописцев вновь просыпается интерес традициям и истории. В своих работах они все чаще обращаются к сказкам и революционной тематике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: