«Рыцари безумия»: диспуты и первый в мире театр футуризма
Давид Бурлюк. Крестьянка и лошадь (фрагмент). 1910. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Казимир Малевич. Черный квадрат. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Ольга Розанова. Цветы на окне (фрагмент). 1910. Частное собрание
С 1912 по ноябрь 1913 года общество «Союз молодежи» организовывало диспуты — публичные ученые споры, на которых обсуждали новое искусство. «Союз» и тут опередил «Бубновый валет», который первый свой диспут провел на месяц позже. В январе 1912 года состоялась программная лекция одного из организаторов русского футуризма Сергея Боброва «Основы новой русской живописи. Русский пуризм», а в конце года выступили постимпрессионист Давид Бурлюк с докладом «Что такое кубизм» и писатель Владимир Маяковский с речью «О новейшей русской поэзии». Часто выступления были эпатажными.
Малевич, выступавший с докладом, был резок. Бросал такие фразы:
— Бездарный крикун Шаляпин…
— Вы, едущие в своих таратайках, вы не угонитесь за нашим футуристическим автомобилем!
— Кубисты, футуристы непонятны? — сказал Малевич. — Но что же удивительного, если Серов показывает… — он повернулся к экрану, на котором в это время появилась картинка из модного журнала.
Поднялся невероятный рев, пристав требовал закрытия собрания, пришлось объявить перерыв.Алексей Крученых, «Первые в России вечера речетворцев»
Зал Троицкого театра миниатюр во время этих диспутов был заполнен до отказа, а в прессе потом появились скандальные статьи с заголовками «Рыцари безумия» и «Поэзия свихнувшихся мозгов».
В апреле 1912 года общество стало издавать первый в России журнал о современном искусстве — «Союз молодежи». Всего вышло три номера — это полторы тысячи сборников. В них печатали переведенные статьи из каталогов европейских выставок и зарубежной периодики, а также программы отечественных авангардистов: «Основы нового творчества и причины его непонимания» Ольги Розановой и трактат Вальдемара Матвея об искусстве стран Востока, Океании и Африки.
В последнем номере вышли произведения литературной группы поэтов-футуристов «Гилея». Вместе с ними «Союз молодежи» организовал театр «Будетлянин» — первый в мире театр футуристов. В 1913 году они поставили трагедию «Владимир Маяковский» и оперу Алексея Кручёных «Победа над Солнцем», где публика впервые увидела «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича.
Ольга Розанова
Ольга Владимировна Розанова (3 июля 1886, Меленки — 7 ноября 1918, Москва) — художница-авангардистка, живописец, график, иллюстратор, участница знаменитой «Последней футуристической выставки 0,10», член обществ «Союз молодежи» и «Бубновый валет». Ольгу Розанову называют одной из крупнейших представительниц русского авангарда.
Особенности творчества художницы Ольги Розановой: творческие искания Ольги Розановой прошли по извилистому пути — от примитивизма к футуризму, далее к супрематизму и цветописи. Вдохновляясь декоративным народным искусством, Розанова, по словам критика Абрама Эфроса, «родилась футуристкой». Ее колористический талант уникален; своим творчеством Ольга Розанова на несколько лет опередила развитие русского абстрактного искусства, ставя во главу угла авторское восприятие мира.
Известные картины художницы Ольги Розановой: «Кузница», «Портрет дамы в розовом платье», «Зеленая полоса». (в разделе «дополнение» есть изображения картин)
Ольга Розанова родилась в небольшом уездном городке Меленки Владимирской губернии. Владимир Яковлевич Розанов был уездным исправником, а мать, Елизавета Васильевна – дочерью священника. В 1896 году семья Розановых – отец, мать и четверо детей – переехали во Владимир, где Ольга поступила в женскую гимназию. По ее окончании девушка уехала в Москву – решение обучаться живописи было твердым. В 1904 году Розанова поступила в частное художественное училище Анатолия Большакова, где проучилась три года. Позже посещала классы в Строгановском училище, а также занималась в студии Константина Юона и Николая Ульянова. После Москвы был Санкт-Петербург и школа Званцевой, где она училась у Мстислава Добужинского и Кузьмы Петрова-Водкина. В письме к сестре художница писала: «Мастерская эта лучше даже теперешних парижских. Нет сомненья, что эта школа вводит в точку современного искусства».
Розанова жила во Владимире, наезжая в Москву и Санкт-Петербург на время выставочного сезона. На рубеже 1910-х годов она создала первую значимую серию работ – еще фигуративную, преимущественно пейзажную. В приобретении необходимых холстов и красок ей помогали меценаты, в том числе Левкий Жевержеев, председатель петербургского общества художников «Союз молодежи», в которое Розанова вступила в 1910 году. Художница Варвара Степанова отмечала большие достижения Розановой в портретной живописи: «Портрет дамы в розовом платье» — «… необычайный почти единственный портрет по своей силе во всей новой русской живописи, где через призму цвета проходит и глубокая психология портрета и понимание портретной живописи».
Участие в выставках «Союза молодежи» принесло Розановой успех и известность, ее работы покупали, печатали в журналах. Розанова написала манифест «Союза молодежи» (1913), стала членом правления этого общества. В литературную секцию вошли Давид Бурлюк и Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, а также Алексей Крученых, с которым Розанову связали общие творческие проекты и личный роман. Розанова оформляла книги Крученых, проявив весь арсенал навыков – от коллажа до литографии; всего в содружестве Розанова-Крученых было создано 18 книг. В 1915 году вышел альбом ее линогравюр с текстами Алексея Крученых «Война».
«Специализироваться на одном каком-нибудь искусстве — это очень скучно» — считала художница, и под влиянием спутника жизни стала писать стихи в беспредметной стилистике. В 1917 году она разработала декоративные эскизы, по которым были созданы вышитые работы. После Октябрьской революции Ольга Розанова вошла в московскую коллегию Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, в сфере ее внимания оказались проблемы объединения народных промыслов с учебными мастерскими. Художница не оставляла собственные изыскания в цветописи и беспредметном искусстве.
Ее жизнь трагически оборвалась в первую годовщину Октябрьской революции – Ольга Розанова умерла от дифтерита. Художницу похоронили на Новодевичьем кладбище. На посмертной выставке работ Ольги Розановой, прошедшей зимой 1919 года в Москве, было представлено около 250 ее работ.
Преображенный мир
В творчестве Ольга Розанова была очень разносторонней –
кроме живописи писала стихи и занималась иллюстрацией книг.
Работы со светом и коллажами, которыми она занималась в 1917-1918 годах, найдут свое отражение только ближе к середине века, на просторах авангардной Америки.
«Распыление цвета» 1917
Розанова умела элегантно совмещать в себе холодную теорию
супрематизма с высокой красотой жизни, суровую правду времени с глубокими
мистическими откровениями, выверенную точность линий с легким ироническим
весельем, краткую заумность стихов с простыми и нежными размышлениями в
письмах.
После революции Ольга Владимировна работала в Наркомпросе,
руководила художественным подотделом. Новая жизнь окрыляла ее и радовала
колоссальными возможностями. Долгожданный преображенный мир открыл свои двери.
Ольга с головой погрузилась в деятельность по организации культурной жизни
молодой страны. Но судьба отмерила ей совсем мало…
«Полет самолета» 1916
Умерла Ольга Розанова в праздник 7 ноября 1918 года, в
первую годовщину Революции, необходимость которой для нее была очевидна. Ольге
было всего 32 года. Она простудилась, трудясь на стадионе, полностью отдавая
себя оформлению будущего праздника. Ее работа тоже была революционна – художница
работала над уникальным освещением неба с помощью разноцветных прожекторов. Розанова
осваивала новые пласты Бытия.
В день ее смерти, на праздник, прожекторы зажглись и
погрузили Москву в невиданную по своей красоте цветопись. В страну диковинной
мечты Ольги Розановой…
Автопортрет
Владимир Татлин
Владимир Евграфович Татлин (28 декабря 1885, Харьков — 31 мая 1953, Москва) — российский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра. Один из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальник художественного конструктивизма. «Проект Памятника III Интернационала»(1919—1920) Татлина с вынесенной наружу несущей конструкцией стал одним из важнейших символов мирового модернизма и своеобразной визитной карточкой конструктивизма.
“Памятник III Коммунистического Интернационала”, который воссоздаёт образ Вавилонской башни с картины Брейгеля старшего. Связь эта не случайна: интерпретация революции как восстания против бога была устойчивой и распространенной ассоциацией в литературе и культуре первых лет революции. Башня— проект монументального памятника, посвящённого III Интернационалу.
Строительство башни-монумента планировалось осуществить в Петрограде-Ленинграде, после победы Октябрьской революции 1917 года. Железный грандиозный монумент предназначался для высших органов всемирной рабоче-крестьянской власти (Коминтерна), которым предлагалось разместиться в семиэтажных вращающихся зданиях. Однако возведение монумента осуществлено не было, по причине охлаждения руководства страны к авангардизму в конце 1920-х годов.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1902—03), Пензенском художественном училище (1905—10), посещал занятия в московских студиях И. И. Машкова и др. (1900-е гг.). Член художественных объединений «Ослиный хвост» (1912), Союз молодежи (1913), Левый фронт искусств (с 1922 г.) и др.
В ранних работах заметно влияние импрессионизма. После знакомства с М. Ф. Ларионовым (1908 или 1909) в творчестве Татлина возникает тема быта одесских матросов, рыбаков, торговцев. В полотнах «Матрос», «Продавец рыб» (оба – 1911) художник использует локальный цвет, дугообразные линии, обобщает детали. В 1910-е гг. Татлин часто пишет картины темперой, сопоставляет фигуры разных масштабов – данный приём напоминает композиции житийных икон. На формирование собственной живописной системы В. Е. Татлина оказали влияние опыт современных европейских (П. Сезанн, А. Матисс, П. Пикассо) и русских мастеров, а также традиции древнерусского искусства (фреска, икона). «Натурщица» (1913) – одна из программных работ художника. Татлина не интересует сюжет, для него важны расположение цветовых плоскостей, структура движения света и линий. Краска воспринимается скорее не как цвет, а как пластический материал.
Следующий этап в творчестве мастера – непосредственная работа с материалом (деревом, железом и др.). После посещения мастерской П. Пикассо (1914) он представляет на выставке «материальные подборы» («контррельефы»). В «Контррельефе» (1916) абстрактные геометрические формы выходят в реальное пространство, «отрываясь» от плоскости. Опыт работы с контррельефами, объединявшими особенности разных видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, элементов технического изобретательства), позволили Татлину обратиться к архитектуре (проект памятника Третьему интернационалу, 1920), дизайну, сценографии (спектакль «Зангези» по поэме В. Хлебникова, 1923). В основе композиции памятника Третьему интернационалу – устремлённая вверх по диагонали спираль; внутри сооружения расположены основные объёмы – куб, цилиндр, полусфера, которые, по замыслу художника, могли вращаться.
В 1920-е гг. Татлину были близки идеи «производственного искусства». Он создаёт модели одежды, фарфоровой посуды, мебели. Вместе со студентами Вхутеина изготавливает три экземпляра летательного аппарата – «Летатлина» (1929—32), который должен был приводиться в движение мускульной силой человека. Конструкция аппарата была основана на изучении строения птичьих крыльев. В 1920-е гг. Татлин выдвигает идею «материальной культуры», утверждая, что в технических формах следует воплощать структуру биологического организма. В 1930-е гг. художник работает в основном в области театрально-декорационного искусства, возвращается к станковой живописи.
Творчество В. Е. Татлина оказало значительное влияние на современное искусство, став «классикой» русского авангарда.
Совместное изображение королей
Одна карта весьма странная — два короля вместе — бубновый и червонный. Исследователи называют Казимира Малевича в образе бубнового короля и Михаила Ларионова в роли червонного. Сначала карта.
Теперь — Казимир Северинович Малевич
Я не нашла ни единого намёка на лицо патриарха супрематизма в розановской карте.
Ларионов попал на портрет фрагментарно. Выглядывает только один его глаз на карте и он очень даже ларионовский.
Говорят, что таким наложением портретов Ольга Владимировна выразила победу супрематизма Малевича над художественными идеями М.Ларионова.
Любопытную серию игральных карт создала Ольга Владимировна Розанова, не правда ли?
Умерла художница в 1918 году от жесточайшей простуды, возможно, пневмонии или «испанки». Розанова простудилась в Петрограде, когда оформляла празднование годовщины известных октябрьских событий. Её могила в Новодевичьем монастыре утрачена наряду с десятками сотен других захоронений монастыря.
О работах авангардистов я рассказывала в нескольких публикациях. Здесь
До конца мая в музее Русского импрессионизма в Москве работает выставка «Авангард. На телеге в XXI век». Выставка камерная, но насыщенная. Отличная развеска — всё логично. Наряду с мэтрами представлены работы мастеров, имена которых не на слуху. А полотна достойные! Среди авангардистских работ довольно много чисто импрессионистических. И Николай Фешин. Без него уже мало какие показы обходятся…
Канал 11479 февраля 2022
НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА. АВТОПОРТРЕТ. ПОРТРЕТ. ФОТОГРАФИЯ Совсем скоро завершится выставка «Точки зрения» в музее Русского импрессионизма. Показ совершенно камерный. Впрочем, выставочный зал в музее невелик. Громких событий там случается немного. Но бывает! Чего стоит «Авангард. На телеге в XXI век»! На»Точках зрения» кураторы собрали портреты, автопортреты и фотографии знаменитых и не очень мастеров…
Канал 114726 сентября 2022
Буду ещё играть на нервЬх у почтенной публики, показывая ненавидимое широкими массами глубинного народа авангардное искусство. Я точно знаю, что среди моих читателей достаточно тех, кто его понимает или принимает. Или молча пройдёт мимо. Я ведь и сама Вермеера люблю больше Кандинского.
Обычно я разрешаю всем комментировать свои посты. Для этой статьи делаю исключение — ограничиваю возможность и разрешаю молвить слово только подписчикам.
Спасибо за доброжелательные отзывы! Или хотя бы за лайк!
Вхождение в авангард
В 1910 году Розанова познакомилась с Матюшиным и его супругой Еленой Гуро. В их кругу, а это были ключевые фигуры русского авангарда, Ольга Владимировна окончательно утвердилась в своем выборе. Новое искусство – вот путь ее жизни. Уход от тирании канонов, школ и направлений, тирании душевных переживаний и копирования природы.
«Композиция с поездом» 1910
Благодаря новым друзьям, Ольга влилась в «Союз
молодежи», первую организацию художников-авангардистов. В ближайшие
несколько лет она будет бессменной участницей всех выставок «Союза».
Переехав в Санкт-Петербург, в 1911-1912 годах Ольга сблизилась с Маяковским, Филоновым, Хлебниковым, Татлиным, Малевичем и Крученых. Оказавшись в кругу самых ярких приверженцев авангарда, Ольга полностью погружается в чарующий мир нового искусства. С Алексеем Елисеевичем Крученых у нее завязывается бурный роман, продолжающийся долгие годы.
«Мужчина на улице» 1913
То было время предчувствия загадочного нового мира и время
приготовления к нему. Многим талантам хотелось, как они говорили «сменить
кожу» — создать нечто принципиально иное. До сих пор невообразимое. Новые
концепты творческих устремлений рождались во всех областях искусства, науки и
социальной жизни. Ветер перемен становился все более и более шквалистым.
«Направление линий» 1915
Ольга Владимировна всецело погрузилась в трудные искания нового художественного языка, несуществующей прежде выразительности. Ее импульсивная и страстная натура постоянно двигалась вперед.
В неизвестность. В глубины чистой живописи. Туда, где субъективное восприятие цвета было не замутнено традиционными направлениями изобразительного искусства. Властью бесконечных предметов во всевозможных вариациях. Такая живопись была слишком простой для вдумчивого беспредметного взгляда художницы. Розанова не хотела ничего изображать, ее целью была сама суть живописи, тайны цвета в их незамутненной чистоте.
«Комната» 1915
В этом поиске она дошла от импрессионизма через фовизм,
кубизм и экспрессионизм до супрематизма. Впитала все это, смогла переосмыслить
и явила зрителю подлинную цветопись, намного опередив свое время.
В 1916 года Ольга Владимировна присоединилась к обществу «Супремус» Казимира Малевича. Ее творчество к тому времени стало полностью абстрактным – она работала не с предметами и даже не с плоскостями, а только с цветом. Созданная Ольгой «Зеленая полоса» выступила дерзким продолжением «Черного квадрата».
«Зеленая полоса» 1917
Биография
Ольга Розанова родилась 22 июня (4 июля) года уездном городе Меленки Владимирской губернии. Отец Розановой — Владимир Яковлевич Розанов, уездный исправник, коллежский асессор, мать — Елизавета Васильевна Розанова (в девичестве Орлова), дочь священника. В семье, помимо младшей Ольги, было ещё трое детей: Алевтина, Анатолий и Анна. В Меленках у Розановых был собственный деревянный дом на Казанской улице, недалеко от Покровского собора. В этом соборе
26 июня (8 июля) года Ольга Розанова была крещена.
В 1896 году семья Розановых переезжает во Владимир, где поселяется в доме матери Ольги на Борисоглебской улице (ныне — Музейная улица) в старом центре города. Здесь с 1896 года по 1904 год Ольга Розанова училась в женской гимназии, после окончания которой уехала в Москву, чтобы учиться живописи. В Москве она снимала комнату на 3-ей Тверской-Ямской улице. С 1904 года по 1907 год Розанова училась в частном художественном училище живописи и скульптуры Анатолия Петровича Большакова (Мясницкий проезд, 4). Ученические этюды этого периода относятся к наиболее ранним из известных работ Ольги Розановой. Их сохранилось довольно мало, хотя на её посмертной выставке в 1919 году они были представлены достаточно полно.
В августе 1907 года Розанова пыталась поступить в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, однако получила отказ и продолжила заниматься в частных студиях. В некрологе, помещенном в газете «Искусство» 5 января 1919 года, упоминается, что художница все же посещала Строгановское училище, но недолго, так как её не удовлетворяла царившая там система преподавания. Искусствовед и специалист по творчеству Ольги Розановой Н. А. Гурьянова считает, что она могла некоторое время посещать училище в качестве вольнослушательницы.
В конце 1907 года Ольга Розанова поступила в Художественную школу К. Ф. Юона. По мнению Н. А. Гурьяновой, уроки в этой школе оказали наибольшее влияние на творческое становление Розановой. В конце 1900-х в мастерской Юона учились рисунку и живописи будущие авангардисты Любовь Попова, с которой Розанова сдружилась уже в 1907 году, Надежда Удальцова, Алексей Кручёных и Сергей Шаршун, в 1914—1915 годах — Варвара Степанова.
В начале 1910 года в Петербурге познакомилась с Николаем Кульбиным и через него с Михаилом Матюшиным и Еленой Гуро, на квартире которых приняла участие в создании общества художников «Союз молодёжи». В 1911 году Розанова переехала из Москвы в Петербург и поступила в художественную школу Е. Н. Званцевой, где в то время преподавали Мстислав Добужинский и Кузьма Петров-Водкин, но вскоре оставила её. Тогда же сблизилась с Павлом Филоновым, Казимиром Малевичем, Владимиром Татлиным и Владимиром Маяковским. После переезда в Петербург художница участвует во всех выставках «Союза молодёжи» и становится одним из его наиболее активных членов.
В 1912 году Розанова познакомилась с поэтами-футуристами Велимиром Хлебниковым и Алексеем Кручёных. С последним её связывали близкие, интимные отношения: они несколько раз расставались и не жили подолгу вместе.
В творческом содружестве Кручёных и Розановой был создан уникальный стиль русской футуристической книги. В 1913—1914 годах они опубликовали книгу «Тэ ли лэ», используя технику цветного гектографирования. В 1915—1916 годах использовали в футуристической книге метод коллажа. В 1915 году художница применила коллаж в иллюстрировании «Заумной гниги» Кручёных и Алягрова и в альбоме «Война» 1916 года со стихами Кручёных.
В 1916 году Розанова присоединяется к обществу «Супремус», возглавляемому Казимиром Малевичем. К этому времени её стиль развивался от кубизма и итальянского футуризма к чистой абстракции, в которой композиция создаётся визуальным весом и взаимосвязью цветов. В том же году Розанова вместе с другими художниками-супрематистами (Казимир Малевич, Александра Экстер, Нина Генке, Любовь Попова, Ксения Богуславская, Надежда Удальцова, Иван Клюн, Иван Пуни и другие) работали в артелях деревень Вербовка и Скопцы. Под влиянием А. Кручёных писала заумные стихи.
После революции 1917 года Розанова занималась реорганизацией искусства и руководила художественно-промышленным подотделом ИЗО Наркомпроса.
7 ноября 1918 года Ольга Розанова умерла от дифтерита в Солдатёнковской больнице (ныне — Боткинская). Похоронена в Новодевичьем монастыре; могила утрачена. Имя Розановой было присвоено Иваново-Вознесенской художественной школе.
Тарелка с агитационным лозунгом «Да здравствуют Советы» Рудольфа Вильде
После революции Императорский фарфоровый завод национализировали и переименовали в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ). Под руководством Сергея Чехонина здесь с 1918 года начали создавать агитационный фарфор. Посуду украшали революционными лозунгами, наносили на нее символы советской власти. В скульптурных композициях изображали рабочих, крестьян, красноармейцев. Подобные изделия создавали известные художники: Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев, Александра Щекатихина-Потоцкая и другие. Вместе с ними работал и Рудольф Вильде — один из ведущих живописцев завода.
В Ивановском областном художественном музее хранится его тарелка с лозунгом «Да здравствуют Советы». Вильде расписал ее в 1925 году. Слова на тарелке написаны сложным шрифтом с красной и черной штриховкой. Также на ней изображены серп, молот и шестеренка.
За свои агитационные работы в 1925 году Роберт Вильде получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
Русские художники-авангардисты
Художники-абстракционисты стремились к тому, что искусство стало отвлеченным. Художественные образы должны вызывать определенный ряд ассоциаций, поэтому особую роль в создании любого полотна играют формы и цвет. Основоположником и основным представителем этого течения стал В. Кандинский. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм.
Программным произведением К.Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Идеи супрематизма так или иначе отражались в творчестве А.Экстер, Н. Удальцовой, И. Клюна, О. Розановой.
Стремление заставить искусство служить не отвлеченным идеям, а производству, техническим достижениям стало основой конструктивизма. Наиболее полно идеи этого направления выражались в архитектуре, в живописи основными представителями конструктивизма стали Э. Лисицкий и В. Татлин.
Переходным явлением, послужившим основой для многих других течений русского авангарда, стал кубофутуризм. Это направление соединило в себе традиции итальянского футуризма и французского кубизма. О. Розанова, Л. Попова, Н. Удальцова, Н. Гончарова, А. Экстер, К. Малевич в определенный период своего творчества работали в духе кубофутуризма. Эти работы были максимально абстрактными, отвлеченными от конкретных форм действительности и традиционных правил создания живописного произведения.