Айвазовский

Топ-10. самые известные картины айвазовского

Вид Леандровой башни в Константинополе (1848)

В этом шедевре Айвазовский выразил впечатления и эмоции от поездки в Стамбул. Леандровая башня была построена в 12 веке. Находилась она на маленькой скале около пролива Стамбульской гавани. Она служила маяком и швартом для кораблей и лодок. С вершины башни открывается чудесный вид на пролив. Можно увидеть отголоски строений Константинополя и величественные корабли.

В центре полотна находится сама башня. С окошками, флигелем, небольшим причалом и входом. Перед башней медленно плывет лодка, которая перевозит группу турецких женщин. Их лиц мы не видим, так как они скрыты под паранджой.

На фоне башни виднеются силуэты построек и дворцов. Все они высятся над берегом. Закат отбрасывает дорожку к началу полотна.

Айвазовский создает колоритное полотно, которое кажется объемным. Еще всего мгновение, и мы услышим шум ветра и рокот волн.

Живопись

В 1836 году состоялась выставка, где были представлены произведения Таннера и молодого Айвазовского. Одна из работ Ивана Константиновича была удостоена серебряной медали, также его похвалила одна столичная газета, француза же упрекнули в манерности. Филипп пожаловался императору на непослушного ученика, который не имел права выставлять работы на выставке без ведома учителя.

Картина «Девятый вал» Ивана Айвазовского / @ivanaivazovsky_official

Формально француз был прав, и Николай повелел убрать картины с выставки, а сам Айвазовский впал в немилость при дворе. Талантливого художника поддержали лучшие умы столицы, с которыми он успел свести знакомство, — Василий Жуковский, Алексей Оленин. В итоге дело решилось в пользу Ивана, за которого вступился Александр Зауервейд, преподававший живопись императорским отпрыскам.

Николай наградил Айвазовского и даже отправил его вместе со своим сыном Константином на Балтийский флот. Зауервейд стал учителем Айвазовского по классу батальной живописи. Через несколько месяцев, в сентябре 1837 года, талантливый студент получил золотую медаль за картину «Штиль», после чего руководством академии было принято решение выпустить художника из учебного заведения, поскольку оно ему ничего уже не могло дать.

В 20 лет Иван Айвазовский стал самым молодым выпускником Академии художеств (по правилам ему полагалось учиться еще три года) и отправился в оплачиваемое путешествие: сначала в родной Крым на два года, а затем на шесть лет в Европу. Счастливый живописец вернулся в Феодосию, затем путешествовал по Крыму, участвовал в высадке морского десанта в Черкесии.

После недолгого пребывания в Петербурге в 1840 году Айвазовский уехал в Венецию, оттуда — во Флоренцию и Рим. Во время этого путешествия Иван Константинович встретился со старшим братом Габриэлом, монахом на острове Святого Лазаря, познакомился с Николаем Гоголем. В Италии художник изучал произведения великих мастеров и много писал сам. Везде он выставлял свои картины, многие раскупались сразу же.

«Радуга» Ивана Айвазовского / @ivanaivazovsky_official

Его шедевр «Хаос» пожелал купить сам папа римский. Услышав об этом, Иван Константинович лично подарил картину понтифику. Растроганный Григорий XVI вручил живописцу золотую медаль, а слава о талантливом маринисте прогремела на всю Европу. Затем художник посетил Швейцарию, Голландию, Англию, Португалию и Испанию.

Побывав на островах Греческого архипелага и у берегов Малой Азии, художник собрал большую коллекцию набросков, по мотивам которых была создана картина «Чесменский бой». Вскоре появилась самая знаменитая картина живописца — «Девятый вал».

На пути домой корабль, на котором был Айвазовский, попал в шторм, разразилась страшная буря. Некоторое время ходили слухи, что маринист погиб, но, к счастью, ему удалось вернуться домой живым и невредимым.

Разбогатев и став знаменитым, Айвазовский много сделал для родной Феодосии: основал школу искусств и картинную галерею, музей древностей, спонсировал строительство железной дороги, городского водопровода, питавшегося из его личного источника. По мотивам морских пейзажей Крыма было создано множество картин, в том числе известное полотно «Море».

В коллекции живописца несколько автопортретов разного возраста, в том числе и с любимым музыкальным инструментом — скрипкой. Памяти встречи с Александром Пушкиным, которая состоялась в 1836 году на одной из выставок, Иван Константинович создал несколько портретов поэта. Среди них «А. С. Пушкин в Крыму», «А. С. Пушкин в Гурзуфе», «Пушкин на берегу Черного моря».

Иван Айвазовский и Анна Саркизова /

В последние годы жизни маринист начал поиски новых художественных приемов, в частности разнообразия цветовой гаммы и отказа от импровизационной манеры письма. Одной из ярких работ, представляющих течение реализма в творчестве автора, стало полотно «Радуга», появившееся в 1873 году.

Айвазовский был известен тем, что часто дарил картины или продавал их ради благотворительности. Так случилось и в 1892 году. Иван Константинович посвятил два полотна раздаче продовольствия американскими филантропами в России из-за разразившегося в то время в центральных районах империи голода.

Работы российского живописца были известны в Америке: Академия художеств уже отправляла за океан 15 работ мастера, которые годом позднее были представлены в Чикаго. Сам живописец посетил Нью-Йорк, где прошла экспозиция его работ, куда вошли те картины — «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи». Полотна были переданы в дар галерее искусств Коркоран.

Лента

Наказ лётчика
Статья|
сегодня в 08:35

Мавзолей Ленина — исторический символ Победы
Статья|
вчера в 15:00

Я состою в преступной группировке?!
Статья|
вчера в 09:33

Третий лишний
Статья|
6 мая в 19:10

Особенности устройства власти в России и причины предательства элиты, ч.2. Что делать
Аналитика|
1 мая в 23:12

Что есть История и как ее следует изучать?
Видео|
1 мая в 10:39

Деньги и что стоит за ними. Научно-технический прогресс. Трудовая теория стоимости. Статистика и критерии оценок
Видео|
1 мая в 10:32

О положении в стране и перспективах. «О текущем моменте» № 1 (144), февраль — апрель 2023 года
Аналитика|
29 апреля в 20:15

«Человек становится сырьём». Как цифровизаторы будут взламывать наше сознание.
Статья|
29 апреля в 07:53

К 20-летию Небополитики Как враги нам Победу куют
Статья|
28 апреля в 22:35

Заседание Зиновьевского клуба на тему: «Центр русской мысли имени Александра Зиновьева (ЦЕНТРУМ) – интеллектуальный суверенитет России»
Новость|
28 апреля в 09:26

Шуршание цифровых денег. Часть 2.
Видео|
27 апреля в 19:46

Лекция Величко М.В. на «Ноосфере»
Видео|
24 апреля в 22:34

УРА! Различение на Победу
Статья|
22 апреля в 19:35

Лидеры России?
Статья|
22 апреля в 09:27

Развитие цивилизаций
Статья|
22 апреля в 09:22

Неожиданный Айвазовский. 3 льва и один портрет

Иван Айвазовский. Львы в пустыне. 1874 г. Частная коллекция

Три льва, убившие верблюда. Не ожидали такого от мариниста? Казалось бы, совсем не по-Айвазовски. Но приглядитесь.

Разве он здесь не в похожей стихии? Бескрайняя пустыня вместо моря. Погибший от лап львов верблюд. Он словно затонувший корабль под натиском свирепых волн. Только цветовая гамма другая. Не синяя, а желтая.

А ещё Айвазовский писал портреты. Правда среди них нет шедевров. Они были скорее мемуарными. Наиболее известный среди них – портрет второй жены.

Иван Айвазовский. Портрет жены художника. 1894 г. Феодосийская картинная галерея, г. Феодосия, Крым. wikipedia.org

Этот портрет был написан, когда художнику было за 70. Разница в возрасте со второй женой была 40 лет. Их брак продлился 18 лет.

Красивая, скромная женщина. Которая после смерти мужа хотела лишь уединения. Она проведёт ещё 45 лет своей жизни в полном одиночестве.

***

Однажды на первых курсах обучения в Академии Айвазовский принёс свой рисунок. Учителя были поражены.

Иван Айвазовский. Предательство Иуды. 1834 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера.

Но это не копия. А творение раннего Айвазовского. Оно говорит лишь об одном.

Если бы Айвазовский не родился у моря, если бы он не стал маринистом, он бы все равно стал выдающимся художником.

Только мы бы лицезрели роскошные леса и романтические города. Разнообразные и точно не скучные.

Приглашаю Вас пройти онлайн-тест “Узнайте Айвазовского”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Сошествие Ноя с горы Арарат (1889)

Картина написана в 1889 году. На ней изображен Ной, который возвращается после потопа на землю. Это известный эпизод ветхозаветной истории. Вместе с Ноем спускаются жена, сыновья с женами, животные, которые спаслись, благодаря легендарному ковчегу.

Арарат – известный символ Армении. Художнику удалось передать все величие девственной природы. Библейские персонажи становятся с ней одним целым. Умело подобранные оттенки создают особое настроение. Зритель чувствует величие возрождения мира после вселенского потопа.

Сегодня картина хранится в Армении, в национальной галерее.

«Вид Леандровой башни в Константинополе»

«Вид Леандровой башни в Константинополе» — картина Ивана Константиновича Айвазовского, написанная в 1848 году под впечатлением от путешествия в Стамбул. На картине изображена Леандрова башня, построенная в XII веке на крохотной скале у входа в пролив Стамбульской гавани. Она издавна служила маяком и местом швартовки кораблей.

Башня возвышается в центре пролива, на заднем плане видны корабли с белыми парусами и силуэты зданий Константинополя.

Название башни – Леандрова – ведет свое начало от легенды о влюбленных: Леандре и жрице богини Артемиды Геро. Каждую ночь Леандр переплывал пролив, ориентируясь на огонь, который зажигала на башне Геро. Однажды огонь погас, и юноша утонул (Не обошлось без козней древнегреческих богов). Утром его тело прибило к ногам Геро. Увидев его, девушка в отчаянии бросилась в море с башни.

Турки переиначили эту легенду на свой лад, и называют башню Девичьей (Кыз-кулеси). Долгое время у султана не было детей, он усердно молился Аллаху, и вот однажды явившийся султану во сне дервиш предсказал, что скоро любимая невольница подарит ему дочь, но что принцессе будет угрожать смерть от укуса змеи. Дервиш посоветовал султану построить башню, «которая будет убежищем дочери твоей и охранит ее и от гадов ядовитых, и от взоров мужских, которые еще опаснее». Султан так и поступил: выстроил для дочери Михир-Шихил (Солнце красоты) великолепную башню. Многие принцы искали руки прекрасной дочери султана, но отец всем отказывал, твердо помня, что взоры мужчин для девушки опаснее, чем жало аспида. Прибыл в Стамбул и персидский принц, который решил во что бы то ни стало увидеть прекрасную пленницу. Принц прибег к помощи хитрого персиянина Раммала, который прикинулся продавцом цветов. Слава о нем быстро распространилась по всему Стамбулу. Султан согласился, чтобы и его дочери доставили цветы, но при одном условии: корзину должна была отнести дочь Раммала. Принц переоделся в женскую одежду, и таким образом попал в башню. Но тут, когда принцесса уже протянула руку, чтобы взять цветы, из корзины выползла змея и ужалила её. Все вокруг остолбенели, не растерялся лишь принц, который бросился к девушке и стал высасывать яд из раны. Он спас жизнь Михир-Шихил, и султан отдал дочь ему в жены…

Размер картины — 58 x 45,3 см. Третьяковская галерея (Москва)

Чёрное море, 1881

Мнение известных людей о художнике

Айвазовский повсеместно любим и стопроцентно узнаваем. Так было всегда, и как показывает интерес к его творчеству на данный момент, так будет и в будущем. Современник художника писатель Фёдор Достоевский сравнивал его с Дюма:

Он действительно нравился всем, нравится и сегодня. В его картинах всякий мог и может найти что-то своё, родное. Скажем, герой обороны Севастополя адмирал Корнилов специально прибыл в Феодосию на боевом корабле «12 апостолов» и салютовал Айвазовскому из всех орудий — так было оценено историческое полотно «Чесменский бой». Художник не останется в долгу — этот корабль будет написан на восьми его картинах.

Чесменский бой, 1848

Две его ранние юношеские работы — «Этюд воздуха над морем» и «Вид на взморье», написанные в 1835 году, восхитили баснописца Крылова:

Он уживался даже с новаторами. Известно, что Айвазовский задолго до опыта передвижников устраивал свои выставки не только в столицах, но и в провинции.

Передвижники не ревновали. Более того — ценили его мастерство, чему свидетельством совместная работа Айвазовского и Репина «Прощание Пушкина с морем».

Вот слова императора Николая I:

Слово своё он держал — на одной из выставок было представлено 9 картин художника. Император купил 6, в том числе и знаменитый «Девятый вал». По словам самого живописца, Николай I как-то на морской прогулке, перекрывая шум волн, крикнул ему:

Пожалуй, это самая точная оценка его картин.

Краткая биография

Иван Константинович Айвазовский (29.07.1817 — 02.05.1900) родился в Крыму в приморском городке Феодосии. Он был сыном разорившегося купца-армянина и детство его проходило в бедности. Однако страсть мальчика к рисованию обнаружила в нём такой талант, что нашлись люди, позаботившиеся о том, чтобы этот талант не пропал в безвестности. Ивана определили в Симферопольскую гимназию, а по её окончании он отправился в Петербург, в Академию художеств (1833).

Страстью юного художника было море. Оттачивая в Академии мастерство в написании морских пейзажей, он и преподавателей, и однокашников-студентов удивлял своими успехами. Руководство Академии сократило ему академический курс на два года.

Айвазовский про заданию Академии едет в Крым писать виды городов черноморского побережья. В Севастополе он встретился с прославленным адмиралом Лазаревым, открывателем Антарктиды и строителем Черноморского флота, с его соратниками, будущими героями обороны Севастополя. Он до конца своих дней сроднился с Черноморским флотом, и врождённая любовь к морю феодосийского мальчика выросла в любовь настоящего моряка.

Как один из лучших студентов Академии художеств он в 1840 году получил командировку в Италию. Там, под новыми небесами, он увидел новое море, и его неиссякаемое трудолюбие художника получило новый импульс. В Италии он написал ряд картин, которые принесли ему признание в художественных кругах Европы.

Всемирно прославленный маринист Уильям Тернер под впечатлением от картины Айвазовского «Неаполитанский залив лунной ночью» посвятил своему молодому собрату стихи, в которых говорил, что почерпнул в его картине вдохновение, увидев в ней живое море…

Неаполитанский залив в лунную ночь, 1842

В 1843 году Айвазовский начал длительное путешествие по Европе с персональными выставками. Он стал одним из первых русских художников, получивших всемирное признание. В Россию он вернулся членом Парижской, Римской и Амстердамской академий, становится членом Петербургской Академии художеств.

Высочайшим указом он был назначен художником Главного Военно-Морского штаба. Были достигнуты высокое положение, почёт, богатство, громкая слава. Чего оставалось желать и добиваться молодому человеку, не достигшему своего тридцатилетия?

Жизни оставалось более полувека, но всё это время он, как и в юности, изо дня в день проводил в море и за мольбертом. Любовь к морю и верность призванию явили чудо работоспособности. Айвазовским создано более шести тысяч полотен, для сравнения: Левитан написал около тысячи, Нестеров — несколько сотен.

Как все начиналось

Дедушка Айвазовского был турком и умер в бою с русскими. Погибая, он сжимал в руках маленького ребенка, которому была уготована смерть. Над малышом уже занесли штык, как один армянин воскликнул: «Остановись! Это мой сын! Он христианин». Мальчика пощадили, а добрый армянин усыновил его и нарек Константином.

Когда Константин вырос, он переселился в Феодосию и женился на местной красавице армянке Репсиме Айвазян. У супругов родились три дочери и два сына. Один из мальчиков (1817 год рождения) был назван Ованесом (Иван). О нем-то и пойдет речь в статье.

Иван вместе с братом учился в армянской приходской школе Феодосии, но к 1826 году их пути разошлись.

У будущего художника с детства были выявлены исключительные способности к рисованию. Мальчик очень много времени проводил на море, зачарованный его меняющейся красотой и потрясающими пейзажами. Когда он наблюдал, как по открытому морю движется судно, освещаемое солнцем, то любовался меняющейся окраской белоснежных парусов. Как они в зависимости от освещения меняли оттенок от розового до алого. Увиденное ему страстно хотелось запечатлеть.

Мальчик рисовал на любом кусочке бумаги, который ему подворачивался. Даже на книгах, за что его наказывали.

Талантливый мальчуган привлек внимание градоправителя Феодосии Александра Ивановича Казначеева. Мужчина, увидев, как рисует юный Айвазовский, подарил ему пачку настоящей бумаги для рисования и ящик с акварельными красками

Казначеев взял Ованеса под свое наблюдение.

В 1830 году Айвазовский закончил приходскую школу, а Казначеев получил назначение быть губернатором Тавриды. Уезжая в Симферополь, он забрал с собой маленького художника и сделал все, чтобы мальчика приняли в Симферопольскую гимназию.

Мальчик там обучался в течение трех лет и все это время жил в семье своего покровителя — Казначеева

Это время он провел весьма плодотворно и демонстрировал такие значительные успехи, что на него обратили внимание представители высших кругов

Графиня Наталья Фёдоровна Нарышкина была восхищена даром Айвазовского и начала хлопотать о его приеме в Петербургскую Академию художеств на казенный счет. Она писала:

И ведь оказалась права. В 1833 году Айвазовского зачислили в Академию художеств. Начались насыщенные годы учебы. Иван пытался найти свою индивидуальность, выработать собственный стиль, ну, а для начала в мельчайших подробностях копировал пейзажи понравившихся художников.

Талант привлекал к нему творческую элиту и интерес царских персон. Была и вспышка острой зависти в начале его творческого пути, едва не стоившая нам потери известного художника, но о ней расскажу в следующей статье.

Вид на взморье в окрестностях Петербурга. 1835 год.

Большой рейд в Кронштадте. 1836 год.

Берег моря ночью. У маяка. 1837 год.

Вид на взморье в окрестностях Петербурга. 1835 год.

Весной 1838 года живописец уехал в Крым и провёл там два лета. Художник увиделся с родными, набрался новых впечатлений и много работал. За время там он с натуры писал виды Феодосии, Керчи, Ялты, Севастополя и Гурзуфа. Именно в ту пору Иван Константинович понял, что невозможно писать на пленэре бушующее море и начал полагаться на свою память и добавлять силу воображения.

В июле 1840 года Айвазовский со своим товарищем по Академии Штернбергом поехал в дальнюю дорогу. Через месяц они прибыли в Венецию и там художник получил новый опыт работы, добавив к своим любимым водным пейзажам каналы, гондолы, лагуны и прекрасную архитектуру.

Вид на залив около Венеции. 1841 год.

Венеция. 1842 год.

Гондольер на море ночью. 1843 год.

Вид на залив около Венеции. 1841 год.

Именно в Венеции у художника случилась первая любовь. Хотя нет. История началась чуть раньше в 1839 году в Петербурге.

Айвазовский возвращался домой из академии и его чуть было не сбила упряжка. В ней сидела прелестная пассажирка, смотрящая на него испуганными большими глазами. Она усадила рядом с собой чуть было не пострадавшего художника и отвезла его до дома. Всю дорогу он любовался ее изящностью и слушал нежный голос, произносящий французские слова. Ее имя он не спросил, постеснялся, а позже узнал, что это итальянская балерина Мария Тальони…

Они пересеклись в Венеции. Балерина купила несколько его картин, а он встретил ее у артистического подъезда и пригласил покататься по венецианским каналам. Были другие встречи, беседы и надежды на возможное счастье. Вот только балерина отказалась. Быть женой художника не входило в ее планы. На прощание она подарила Айвазовскому розовую балетку:

Он уехал без нее.

К 1844 году Иван Константинович так себя зарекомендовал, что его назначили живописцем Главного морского штаба.

Феодосия. Лунная ночь (1852)

На ранней картине живописца изображен пейзаж, который пронизан тревожным ощущением. На практически безоблачном небе встает огромная желтая луна. Она прокладывает дорожку к берегу. Там мы видим двух прохожих, которые о чем-то задумались.

Бледно-алый лунный свет освещает парусные фрегаты, которые дежурят на рейде. Виднеется шатер купальни и нависающая над ним фортификация. Все это создает гнетущее впечатление. Его не может компенсировать спящий вдали город и очертания величественных гор. Складывается впечатление, что на картине постепенно зреет Крымская война.

Полотно написано в 1852 году, хранится в частном собрании.

«Чёрное море»

«Чёрное море» — картина Ивана Айвазовского, написанная в 1881 году. Другое название картины — «На Черном море начинает разыгрываться буря». На данной картине написано штормящее Чёрное море. Вдали еле просматривается корабль. Картине присущи только тёмные краски. Море изображено в пасмурный день; волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием величавый ритм и возвышенный строй картины.

На первом плане – волна с гребешками пены – «волна Айвазовского», как называли ее современники. Палитра необычайно богата, она сгущается от зеленоватых, серебристых, изумрудных оттенков до глубокой, чернеющей синевы у горизонта. В центре – одинокий парус, символ ничтожности человека перед мирозданием и одновременно знак романтической жажды странствий.

Крамской писал об этом произведении: «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю».

Размер картины — 149 x 210 см. Третьяковская галерея (Москва)

Лунная ночь на Босфоре, 1894

Биография автора

Ованес Геворкович Айвазян родился на Крымском полуострове, в Феодосии, в 1817 г. Происходил он из именитого армянского купеческого рода. После переезда в столицу имя юного живописца было изменено и стало звучать как Иван Константинович Айвазовский.

Будущий живописец получил отличное образование:

  • Первым шагом к карьере Айвазовского стало училище в Феодосии.
  • Затем он заканчивает симферопольскую гимназию.
  • Наконец, в 1833 г. Айвазовский за счет градоначальника Казначеева поступает в Академию художеств в северной столице.

Еще будучи студентом, начинающий художник демонстрирует свои первые картины на выставке своего преподавателя, мариниста Таннера. Особого успеха при этом добивается работа «Этюд воздуха над морем». Результатом становится золотая медаль и разрыв с приревновавшим к успеху преподавателем. Завершает образование Айвазовский в классе баталиста Зауервейда, в 1837 г.

Как один из лучших выпускников Академии, маринист отправляется в путешествие по Крыму и Европе в поисках сюжетов для новых картин. В 1838-1840 Айвазовский исследует полуостров, в 1840-1844 гг. – совершает поездку по Италии, Швейцарии, Франции, Испании и другим странам Европы. По возращению ставшего мировой знаменитостью художника ожидает пост живописца при Главном морском штабе и звание академика. Айвазовский отсылает свои картины на выставки по всему миру.

Обосновался художник в Феодосии. Он очень любил этот город, сделал много для его благоустройства, занимался развитием инфраструктуры, открыл в Феодосии художественную галерею. Умер Айвазовский в своей феодосийской усадьбе, на заре нового века – в 1900 г.

Чесменский бой. 1848 г.

Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848 г. Картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия. Wikipedia.org

“Чесменский бой” – одна из самых известных картин в батальном жанре.

Очень яркий огонь. Будто картина на самом деле горит. Летят щепы от взрыва. В воде пытаются спастись моряки.

Все так живо и правдоподобно. Как будто художник присутствовал при этом сражении.

Этот морской бой российских и турецких кораблей произошёл в 1770 году. Так что Айвазовский его вживую не видел. Он ещё к тому времени не родился. Но это не значит, что он вообще не видел сражений.

Ещё как видел. Ведь он был официальным художником военно-морского флота. Ему был открыт доступ на все корабли. В том числе во время реальных военных действий.

Он не боялся пуль. Даже игнорировал риск для жизни. С линии огня уходил лишь по приказу главнокомандующего.

Айвазовский отлично знал оснастку кораблей. Даже если корабль изображён далеко, детали на нем все равно тщательно прописывал.

Иван Айвазовский. Смотр черноморского флота в 1849 г. 1886 г. Центральный военно-морской музей, г. Санкт-Петербург

Интересные факты

  1. Почитателем творчества Ивана Константиновича был Александр III. По его просьбе имя художника было дано фонтану, который появился после проведения в Феодосию водопровода из имения Субаш, принадлежащего живописцу.
  2. Работоспособность Айвазовского поражала современников. На создание одного полотна у него уходило не более 10 дней. Секрет свечения воды и неба на полотне достигался использованием самой ходовой краски — ультрамарина, иногда с добавлением охры.
  3. В разгар холодной войны по просьбе Жаклин Кеннеди картины Айвазовского были размещены в Белом доме в комнате Франклина Рузвельта, где шли переговоры с иностранными дипломатами. Это способствовало снижению напряженности между США и СССР.

Признание таланта

1844 г. был знаковым для художника. Он стал главным живописцем российского Главного морского штаба. Через 3 года ему присвоили звание профессора Академии художеств г. Санкт-Петербурга

Для детей, интересующихся жизнью великого художника, важно знать, что главными его работами являются картины “Девятый вал” и “Черное море”

Но сражениями и морскими пейзажами его творчество не ограничивалось. Он создал серию крымских и украинских пейзажей, написал несколько исторических полотен. Всего за свою жизнь Айвазовский написал более 6000 полотен.

В 1864 г. художник стал потомственным дворянином. Также он был награжден чином действительного тайного советника. Это звание соответствовало адмиральскому.

Популярное

КОБ И ВОЙНА проблема «отставания» предуказания-предикции при методологически правильном подходе к управлению процессами общественной значимости часть вторая «Россия — Русь, храни себя храни!»

2873

КОБ И ВОЙНА проблема «отставания» предуказания-предикции при методологически правильном подходе к управлению процессами общественной значимости

1498

…и другие НЕофициальные лица…

1466

Ключ бесплодия и тяга к счастью

1287

Victoria и Победа Что противопоставить бесполому Западу?

1096

О положении в стране и перспективах. «О текущем моменте» № 1 (144), февраль — апрель 2023 года

1027

Тайны башен Кремля. Кто правит в России?

997

Огневое поражение «славянства»

984

Кащей против вредителей и терпил

973

М.В.Величко. О русском проекте глобализации

963

Ростовщичество и народовластие

961

УРА! Различение на Победу

924

Как перепутали Гбагбо с Путиным

873

СМЕРШ

863

М. В. Величко. Ответы на вопросы читателей блога ss69100 «Восстановление смыслов»

844

Шуршание цифровых денег

831

Особенности устройства власти в России и причины предательства элиты, ч.2. Что делать

824

Человек!

763

Лекция Величко М.В. на «Ноосфере»

761

Альтернативная история от Миллера

744

Суть русского проекта глобализации

720

Нравственные идеалы. Автосинхронизация. Самоидентификация. Этнические коды

697

Описание и характеристики полотна

«Этюд воздуха над морем» изображает человека, сидящего в лодке на побережье. Однако, главным объектом отображения на картине является небо и морская гладь на фоне желтовато-зеленой листвы. Силуэты лодки и мужчины в шляпе, устало склонившего голову, сидя на носу судна, в композиции «Этюд воздуха над морем» заметно затенены. Невозможно разглядеть ни устройства лодки, ни лица человека. Все это Айвазовский посчитал неважным – они добавлены на полотно «Этюд воздуха над морем исключительно для оживления и уравновешивания композиции.

По жанру картина «Этюд воздуха над морем» принадлежит к пейзажу в романтическом стиле. Оригинальные размеры холста – 133,6×107 см. Форма полотна – вертикально расположенный прямоугольник. Айвазовский написал работу «Этюд воздуха над морем масляными красками на холсте.

Айвазовский И.К.

Айвазовский Иван Константинович (1817, Феодосия – 1900, там же)
Живописец-маринист. Почетный член Императорской Академии художеств с 1887, профессор.
Член Римской Академии Св. Луки, Флорентийской, Амстердамской и Штутгартской академий художеств.
Кавалер ордена Почетного легиона. Член Русского географического общества.
Родился в Феодосии в семье армянского торговца. Учился у феодосийского архитектора Г. Коха, в Императорской Академии художеств у М.Н. Воробьева и Ф. Таннера (с 1833). В 1838–1840 – пенсионер в Италии; посетил Германию, Францию, Испанию и Голландию (1840–1844).
Живописец Главного морского штаба. В 1845 совершил путешествие в Турцию, Малую Азию, на Греческий архипелаг с экспедицией Ф.П. Литке. По возвращении жил и работал в Феодосии (почетный гражданин с 1880), подарил городу картинную галерею (ныне Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского).
Сыграл большую роль в развитии русской маринистики. Написал около 6000 картин. Автор морских пейзажей, видов приморских городов, картин, посвященных истории отечественного флота, батальных сцен. Создал ряд полотен на библейские сюжеты.

Муза и хранительница очага

Постепенно Айвазовский окончательно освоился в статусе всемирно известного художника: много писал, путешествовал, общался со знаменитыми людьми. Не хватало только семейного счастья в доме.
Лишь в 1882 Иван Константинович женился на вдове феодосийского купца Анне Бурназян, которая была на 40 лет его моложе. Юлия Грейвс болезненно восприняла второй брак Айвазовского. Несмотря на то, что они уже пять лет были в официальном разводе, англичанка с детьми ежемесячно получала содержание от бывшего супруга. Тем не менее сколько бы ни писала Грейвс во все инстанции о незаконности этого брака, он был заключен.


Иван Айвазовский. «Портрет жены художника Анны Бурназян», 1882 год.

«Вчера я ездил в Шах-мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал. Обед длинный, тягучий, с бесконечными тостами».


Иван Айвазовский. Автопортрет


Иван Айвазовский. «Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его восьмидесятилетия»., 1897 год

Умер художник в 1900, его похоронили в Феодосии, во дворе небольшой армянской церкви. Анна после смерти мужа осталась жить затворницей в Крымском имении художника, а в 1903 установила памятное надгробие на могиле мужа. «Рожденный смертным, оставил после себя бессмертную память», — гласила надпись на древнеармянском языке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: