Бриг «меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями, айвазовский

2 вариант описания

Айвазовский родился и вырос на берегу Черного моря в Феодосии. А какой же мальчишка из приморского города не бредит морскими сражениями, морем? Художник сохранил эту любовь в своем сердце на всю жизнь.

Картина написана на основе реальных событий. В середине мая 1829 года три парусных фрегата несли вахту у турецкого пролива Босфор. Когда на горизонте показались корабли турецкой эскадры, два фрегата поплыли с донесением в штаб. Третий был бриг «Меркурий». Он не успевал за своими собратьями, т.к. уступал им в скорости.

Турки быстро настигли его и уже предвкушали победу. Русские моряки во главе с командиром приняли решение принять бой. Хотя изначально силы были неравные. Но когда это останавливало русских моряков? Турецкие корабли зажали его «в клещи» и начали планомерно обстреливать.

На картине изображено начало боя. На турецком корабле, изображенном слева, на верхушке мачты реет турецкий флаг. По всей видимости, это флагман турецкой эскадры. Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что на бриге «Меркурий» на одной из мачт изображен Андреевский флаг.  

Корабли обменялись десятками ядер. Видно, что паруса «Меркурия» пробиты ядрами. Но и паруса правого турецкого корабля тоже изрядно посечены. У него пушки на двух ярусах, а у «Меркурия» на одном. Слева изображенный корабль менее пострадал. У него пушки на трех ярусах.

«Меркурий» уступает им в размерах, количестве пушек, и в количестве мачт, а значит, и парусов. Но выигрывает в маневрировании. Он маленький, верткий. Может легко и быстро менять курсы. И пока турки развернут свои громадные фрегаты, матросы с «Меркурия» могут запросто бить  им в борт, чтобы сделать пробоину.

На заднем плане картины видны очертания двух кораблей. Трудно сказать, чьи это корабли и в какую сторону они движутся. Небо затянуто черно-белыми тучами и клубами дыма от выстрелов, но не полностью. Солнце спереди освещает картину. Поэтому отчетливо видны белые паруса на всех трех кораблях. Они наполнены ветром.

Море не спокойно, идет небольшая волна по направлению к кораблям. Точно передан цвет моря. Оно не синее, не бирюзовое, а именно иссиня – черное с небольшими белыми барашками на гребнях волн.

Благодаря умелым и слаженным действиям командира и команды у турецких кораблей были повреждены основания самых больших мачт. Также у правого фрегата иссечены ядрами верхние паруса. «Меркурию» туда явно не достать. Значит, он получил их от своего левого собрата.

Бой закончился победой русского брига «Меркурия». Русские моряки воюют по-суворовски не числом, а умением. Картина очень показательна. Она наполнена патриотизмом и гордостью за Россию, российский флот и российских моряков.

Боевой порядок

Российская империя

Линейные корабли

  • Великий князь Константин 120 орудий
  • Три святителя 120 орудий
  • Париж 120 орудий (2-й флагман)
  • Императрица Мария 84 орудия (флагман)
  • Чесма 84 орудия
  • Ростислав 84 орудия
  • Кулевчи 54 орудия
  • Кагул 44 орудия
  • Одесса 12 орудий
  • Крым 12 орудий
  • Херсонес 12 орудий
  • Аунни Аллах 44 орудия — выбросился на берег
  • Фазли Аллах 44 орудия (бывший русскийРафаил , захвачен в 1829) — загорелся, выбросился на берег
  • Низамие 62 орудий — выбросился на берег после потери двух мачт
  • Несими Зефер 60 орудий — выбросился на берег после того как была перебита якорная цепь
  • Навек Бахри 58 орудий — взорвался
  • Дамиад 56 орудий (египетский) — выбросился на берег
  • Каиди Зефер 54 орудия — выбросился на берег

История

Первая экспозиция из 49 работ была открыта в 1845 году в части обширного дома, принадлежавшего самому Ивану Айвазовскому. В 1880 году к нему был пристроен ещё один, спроектированный художником, выставочный зал. Галерея стала первым на территории Российской империи музеем одного художника. После смерти художника в 1900 году галерея по его завещанию была передана родному городу художника. С 1922 года галерея стала государственным музеем. В галерее находится собрание из около 12 тысяч произведений морской тематики, в том числе ей принадлежит самая большая в мире коллекция произведений И. К. Айвазовского (416 работ). Наиболее известные среди выставляемых работ — «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями», «Севастопольский рейд», «Корабль „Мария“ на Северном море», «Георгиевский монастырь», «Море. Коктебель», а также самое большое живописное полотно Айвазовского «От штиля к урагану», имеющее размер 212 на 708 см.

Экспозиция галереи знакомит с творчеством Ивана Айвазовского, историей его семьи, историей самой галереи. В комнате-сейфе экспонируются ценные вещи семьи Айвазовского.

В соседнем здании — доме сестры художника — собраны картины Айвазовского на мифологическую и библейскую темы, работы иностранных маринистов XVIII—XIX веков, современников великого художника, представляющих Киммерийскую школу живописи — М. Волошина, Л. Лагорио, К. Богаевского, учеников Айвазовского — М. Латри, А. Фесслера, А. Куинджи, произведения советских художников.

В конце 1920 года в здании галереи были размещены Феодосийский отдел ЧК, морской и дивизионный особые отделы Красной армии и Красного флота. За время их пребывания в здании галереи ряд картин были повреждены.

В 1922 году в помещениях был произведён ремонт, и 17 декабря, после восьмилетнего перерыва, галерея, как государственный музей СССР, вновь приняла посетителей. Первым директором галереи Айвазовского стал художник и искусствовед Герасим Афанасьевич Магула. Он организовал в Феодосии и уезде сбор художественных ценностей, оставленных эмигрировавшими, и на базе их организовал в жилых комнатах здания Музей художественных ценностей, просуществовавший до 1925 года; посетители знакомились с произведениями прикладного искусства (фарфором, изделиями из серебра), старинной мебелью, оружием. Уже в 1923 году директором стал Н. С. Барсамов.

В 1930 году перед галереей был установлен памятник Айвазовскому работы скульптора И. Я. Гинцбурга с надписью «Феодосия — Айвазовскому».

Во время фашистской оккупации Крыма картинная галерея героическими усилиями директора галереи — Николая Степановича Барсамова и его супруги Софьи Барсамовой, была эвакуирована в Ереван. Сначала из Феодосии картины были перевезены в Новороссийск, а оттуда в Краснодар. Там был получен приказ вести картины в Сталинград. Нарушив приказ, Николай Степанович, предварительно заручившись приглашением из Армении, решает везти картины в Ереван. Пока картины находились в Краснодаре, там была развёрнута выставка. Впоследствии выставки были организованы и в самом Ереване. В ноябре 1944 года картинная галерея была возвращена в Феодосию. Потерь во время эвакуации не было.

С. А. Барсамова оставила свои воспоминания о последних днях пребывания в эвакуации: «Провожали нас очень трогательно. Комендант ереванской галереи Пашик пригласил всех музейных работников на проводы Барсамовых. Никогда ни раньше, ни позже не провожали нас с такой теплотой и душевностью. Получив вагон, в котором разместились наши ящики, получив паек, которым мы питались потом в продолжение года, получив лекарства на случай болезни, попрощались с добрыми людьми, с гостеприимным Ереваном и пустились в обратный путь».

Феодосийская картинная галерея Отдел галереи «Русская и современная марина», Дом сестры художника Выставочный зал в галерее в 2008 году Памятник Айвазовскому перед галереей

Феодосия. Лунная ночь (1852)

На ранней картине живописца изображен пейзаж, который пронизан тревожным ощущением. На практически безоблачном небе встает огромная желтая луна. Она прокладывает дорожку к берегу. Там мы видим двух прохожих, которые о чем-то задумались.

Бледно-алый лунный свет освещает парусные фрегаты, которые дежурят на рейде. Виднеется шатер купальни и нависающая над ним фортификация. Все это создает гнетущее впечатление. Его не может компенсировать спящий вдали город и очертания величественных гор. Складывается впечатление, что на картине постепенно зреет Крымская война.

Полотно написано в 1852 году, хранится в частном собрании.

Девятый вал (1850)

Этот шедевр пронизан бурей, как величественным погодным явлением. Живописца переполняют эмоции, которые пронизывают картину. Написана она в 1850 году. Практически сразу творение стало настоящим шедевром.

Девятый вал – это сверхмощная волна, пиковая точка шторма. На картине мы видим море, которому не удалось оправиться от прошедшей бури. Но оно уже предчувствует новую, сильнейшую и всепоглощающую. Оно безграничное и темное, еще не получившее долгожданного спокойствия.

Мы видим плот, на котором плывут люди, изможденные штормом. Они надеются, что море успокоится, и им будет даровано спасение. Но они еще не знают, что их ждет в ближайшем будущем.

Произведение создано Айвазовским в момент творческого подъема. Мастерски подобранные краски передают непередаваемый колорит и особое ощущение надвигающейся бури.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Делегация Газпрома прибыла на переговоры по «Северному потоку — 2» в форме 1945 года 
(5/1)

Ядро Непобедимой Нации (Комбат вермахта и «пророчество» Власова) 
(4/3)

Ах, Наташа! Что нам делать? «Везде надзор, везде конвой — Хоть бейся в стенку головой»! 
(5/3)

О значении красного флага и бело-сине-красного триколора 
(5/3)

Что день грядущий нам готовит?  
(5/2)

Делегация Газпрома прибыла на переговоры по «Северному потоку — 2» в форме 1945 года 
(5/1)

Ядро Непобедимой Нации (Комбат вермахта и «пророчество» Власова) 
(4/3)

Приёмы развития (построения) общества 
(1/1)

Ох, и дура же была Москва до Собянина! Очередные командно-штабные учения убийц 
(5/9)

Обращение от большинства к меньшинству! 
(5/6)

Без обмана, без насилия и с песнями! 
(5/5)

Письмо депутатам от наивного избирателя 
(5/5)

Памяти великого человека Земли Русской Владимира Михайловича Зазнобина 
(5/5)

Речь Путина на Валдае: Будущее русской глобальной политики на 22 года 
(5/4)

Через Совбез да и в Лондон! 
(5/4)

Как враг мой на Путина нарвался 
(5/4)

Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)

Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)

Ну, за самодержание!… 
(5/64)

7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)

Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)

Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/47)

Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/39)

Русско-турецкая война

В 1827 году Санкт-Петербург выступил в поддержку национально-освободительной борьбы греков против османского господства. Чтобы не допустить усиления влияния России на Балканах, Англия и Франция склонили её к заключению Лондонской конвенции, которая предусматривала предоставление Греции полной автономии под властью Османской империи.

Турки не согласились с изложенными в соглашении требованиями и пошли на конфликт с его участниками. В октябре 1827 года русско-англо-французская эскадра уничтожила в Наваринском сражении значительную часть турецкого флота и позволила Греции запустить процесс обретения независимости.

Наваринское сражение 

Wikimedia commons

После этого Османская империя начала антироссийские военные приготовления на Дунае и закрыла для кораблей России черноморские проливы. В ответ 26 апреля 1828 года Санкт-Петербург объявил Турции войну, которая развернулась на Балканах и на Кавказе.

В 1828 году Казарский получил под своё командование транспортное судно «Соперник», на которое был установлен единорог — разновидность гаубицы. При штурме Анапы имевший небольшую осадку «Соперник» маневрировал под огнём вражеской артиллерии и обстреливал турецкие укрепления. Судно получило восемь повреждений, но не вышло из боя. За участие во взятии Анапы Казарский был произведён в капитан-лейтенанты. За аналогичные действия под Варной его наградили золотой саблей. В начале 1829 года он был назначен командиром брига «Меркурий».

Смерть капитана Казарского

В 1833 г. император направляет Александра Казарского с ревизией в Николаев, где он скоропостижно скончался. Александр Казарский, преданный императору адьютант пришелся не по нраву местным коррупционерам. В следствии чего был отравлен мышьяком, подсыпанным в кофе. Незадолго до смерти его предупредили о предполагаемом покушении через отравление. Казарский находясь в гостях всегда отказывался от любой еды и напитков, более того — за ним была закреплена личная повариха. Но 16 июня — в день своего 35-летия, он был приглашен в гости, где ему предложили чашечку кофе.

Вернувшись домой он вызвал врача, предупредив, что кофе был отравлен. Но врач был бессилен. Казарский быстро почернел, голова распухла. Ужасающая картина мучений подробно описана во многих источниках. При желании можно найти…

По мнению графа Бенкендорфа, которому Император лично поручил расследование, в заговоре принимал участие высокопоставленный чиновник — родственник знаменитого флотоводца Михаила Лазарева. Во время ревизии Казарского в Николаев Лазарев командовал Черноморским флотом. Расследование быстро зашло в тупик.

Удивительный факт — памятник Казарскому был установлен по ходатайству именно адмирала Лазарева! Чувство вины или совпадение?

Смотр Черноморского флота в 1849 году (1886)

Картина написана в 1886 году. Сегодня она хранится в Санкт-Петербурге, в Центральном военно-морском музее.

Это творение относится к жанру мемуаров, так как Айвазовский сам присутствовал на рейде, когда император осматривал Черноморский флот.

Справа внизу на картине изображена группа главнокомандующих. Они осматривают флот. Это Корнилов, Лазарев, Истомин и Нахимов. Около самого борта судна стоит император.

Боевые корабли выстроились в одну линию. Эти известнейшие фрегаты через 4 года будут участвовать в знаменитом Синопском сражении и все будут потоплены.

Для достижения особой гармонии Айвазовский использует оливковый, белый, голубой и серый цвета.

…Прошло три года

Как ни странно, показания Мартина не были забыты, и в 1966 году окружной прокурор Нового Орлеана Джим Гаррисон возобновил расследование. Он собрал свидетельские показания, которые подтверждали, что убийство Кеннеди стало результатом заговора с участием бывшего пилота гражданской авиации Дэвида Ферри и бизнесмена Клея Шоу. Конечно, несколько лет спустя после убийства некоторые из этих показаний были не вполне надёжными, но всё же Гаррисон продолжал работу.

Он зацепился за то, что в отчёте комиссии Уоррена фигурировал некий Клей Бертран. Кто он такой — неизвестно, но сразу после убийства он звонил новоорлеанскому адвокату Дину Эндрюсу и предлагал защищать Освальда. Эндрюс, правда, помнил события того вечера очень плохо: у него была пневмония, высокая температура и он принял много лекарств. Однако Гаррисон счёл, что Клей Шоу и Клей Бертран — это одно и то же лицо (позже Эндрюс признался, что вообще дал ложные показания относительно звонка Бертрана).

Шоу, между тем, был в Новом Орлеане фигурой известной и уважаемой. Ветеран войны, он вёл в городе успешный торговый бизнес, участвовал в общественной жизни города, писал пьесы, которые ставили по всей стране. Гаррисон полагал, что Шоу был частью группы торговцев оружием, которые имели целью обрушить режим Фиделя Кастро. Сближение Кеннеди с СССР и отсутствие последовательной политики, направленной против Кубы, по его версии, и стали причиной убийства президента.

В феврале 1967 года подробности этого дела появились в газете New Orleans States Item, не исключено, что следователи сами организовали «слив» информации. Через несколько дней Дэвид Ферри, которого считали главным связующим звеном между Освальдом и организаторами покушения, был найден у себя дома мертвым. Мужчина умер от кровоизлияния в мозг, но странным было то, что он оставил две записки сумбурного и спутанного содержания. Если бы Ферри покончил с собой, то записки можно было бы посчитать предсмертными, но на самоубийство его смерть похожа не была.

Несмотря на шаткие улики и доказательства против Шоу, дело удалось довести до суда, слушания начались в 1969 году. Гаррисон полагал, что Освальд, Шоу и Ферри вступили в сговор в июне 1963 года, что стрелявших в президента было несколько и что убила его не та пуля, которую выпустил Ли Харви Освальд. На суд вызвали свидетелей, однако приведённые аргументы не убедили присяжных. Им понадобилось меньше часа, чтобы вынести вердикт: Клея Шоу признали невиновным. А его дело осталось в истории как единственное, доведённое до суда в связи с убийством Кеннеди.

Оценки истории

Константин Стрельбицкий отметил, что «экипаж «Меркурия» совершил невозможное, поскольку бриг против двух линейных кораблей — это всё равно что пятиклассник против двух профессиональных боксёров». 

«Судно заведомо должно было погибнуть. Многие современники просто отказывались верить в то, что бой действительно состоялся. Благо о нём сохранились отзывы участников с турецкой стороны, полностью подтвердившие отчёты Казарского», — пояснил эксперт. 

По словам сопредседателя регионального отделения Российского исторического общества в Севастополе, кандидата исторических наук Вадима Прокопенкова, грамотное маневрирование и морские качества позволили «Меркурию» одержать победу в бою с судами противника.  

Также по теме


Великий флотоводец: 215 лет со дня рождения адмирала Нахимова

5 июля 1802 года в селе Городок Смоленской губернии родился Павел Степанович Нахимов. Он никогда не был женат, не писал мемуаров и не…

«Турецкие корабли никак не могли поймать бриг. Поворачиваясь то одним, то другим бортом, он успешно противостоял противнику. Мастерство, храбрость русских матросов и офицеров свели на нет почти десятикратное превосходство турецких кораблей по числу пушек», — рассказал эксперт. 

Бриг отправили на ремонт в Севастополь после того, как он воссоединился с основными силами флота. Казарский был произведён в капитаны второго ранга, награждён орденом Святого Георгия IV класса и назначен флигель-адъютантом императора Николая I. 

В дальнейшем Казарский командовал различными фрегатами российского флота. В 1831 году он был произведён в капитаны первого ранга и включен в императорскую свиту. Казарскому было поручено заниматься исследованиями, связанными с перспективами развития флота. В 1833 году он отправился с ревизией в черноморские порты и скоропостижно скончался в Николаеве.

  • Памятник Александру Казарскому, проект архитектора Александра Брюллова, 1839 год

В 1839 году в Севастополе был открыт памятник Казарскому, который сохранился до наших дней. Монумент выполнен в виде усечённой каменной пирамиды с установленной на ней бронзовой триремой. По указу Николая I на памятник был нанесена надпись: «Казарскому. Потомству в пример».

Сочинение по картине Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами Айвазовского

Иван Константинович Айвазовский — живописец, который снискал мировую известность. Будучи художником военно-морского флота, он сотворил много изумительных шедевров, на которых были отображены знаменитые сражения. На полотне «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами» воспет поступок, осуществленный отечественными матросами в 1829 году во время русско-турецкой войны.

Корабль «Меркурий», оказавшийся позади от своей флотилии из-за штиля, был обнаружен и атакован турками. Быстрые неприятельские хорошо вооружённые суда настигли его и собрались вступить с ним в бой.

Показалось, что судьба «Меркурия» безнадежна, однако экипаж решил ввязаться в неравное сражение с сильным врагом, во время которого турецкому флоту был причинен тяжелый урон. Победив в битве, корабль сумел скрыться от погони.

За этот смелый шаг бриг был вознагражден георгиевским стягом.

Айвазовский был рожден в Феодосии, которая была важным стратегическим узлом в Черном море.

Он часто оказывался свидетелем того, как в его любимый центр прибывали рыбачьи корабли и большие военные суда, в окружении них, постоянно находился прославленный бриг «Меркурий».

Эта полотно было написано в 1892 году, значительно позднее отображенного эпизода. Издалека оно похоже на зачаровывающий морской рисунок с тремя восхитительными судами, которые быстро плывут по беспокойным морским просторам. Хотя в действительности на полотне нарисован апогей сражения.

С 2-х направлений на «Меркурий» нападают турецкие суда. Небольшой корабль мужественно отбивается от них артиллерийскими очередями. В дали выступают едва заметные контуры российской флотилии. Свисающие над судами тяжелые облака и беспокойное море, показывают опасность данного эпизода. Мастер профессионально показал морские просторы и красивый небосвод. Весь холст заполнен холодным морем.

Отдельные эксперты заявляют, что в действительности написанных расположений судов на полотне не было.

Они утверждают, что мастер изобразил их, в надежде добавить показанному эпизоду трагичность и выделить безысходность ситуации маленького корабля.

Однако, маловероятно, что его главной целью было настоящее и подробное описание сражения. Скорее всего, Айвазовский хотел показать на своей картине решительность и силу воли русского народа.

2 описание

Айвазовский был главным художником генерального штаба. И он мог изображать на полотнах битвы, победы русского флота.

Картина написана художником по мотивам реальных событий русско-турецкой войны 1828-1829 годов.  Тогда художнику было 12 лет, а картину он написал через 63 года в 1892 году.

История такова. Три русских корабля отправились нести вахту в проливе Босфор. Среди них был бриг «Меркурий». Когда на горизонте появилась турецкая эскадра, командир группы решил уйти, т.к. приказа на сближение с кораблями противника у него не было.

Моряки вступили в этот неравный бой, и вышли из него победителями. Погибли члены экипажа, корпус получил пробоины, паруса были порваны. Но и турки получили снарядами в свои борта. Они решили не связываться с русскими моряками и отступили.

На картине мы видим два мощных турецких корабля. Они идут параллельным курсом относительно «Меркурия». У них и корпуса больше, чем у русского брига.

У турок  на кораблях по четыре мачты, а у русского брига всего три. И парусов у турок больше. Пушки расположены в три ряда у левого фрегата и в два ряда у правого фрегата.

А у «Меркурия» они расположены в один ряд. По огневой мощи турки явно превосходят русский бриг.

Причём, турки стреляют с одной стороны, а команде брига приходилось стрелять в обе стороны. И пушек на нём меньше, чем на турецких фрегатах. На картине видно, что паруса у «Меркурия» уже порваны, но ещё не в клочья. Видно, это начало боя, сделаны первые залпы. У турок нижний парус в дырах у правого фрегата. Верхние паруса ещё целые.

Да и русскому бригу в них не попасть – он по размерам меньше турецких, и его пушки находятся ниже, чем турецкие. Они могут палить только по прямой, угол поднятия ствола у них небольшой. Зато им хорошо бить прямо в деревянный борт в районе ватерлинии.

Командир корабля применил военную хитрость и вышел из боя с минимальными потерями.  Возможно, он развернул корабль так, что турки стали стрелять друг в друга. Или проскочил вперёд и вырвался из «клещей».

Поэтому, он быстрее начинает движение.

Только одно не понятно в этой истории – почему русские корабли бросили своего собрата? Как-то это не по-товарищески.

`

Подвиг «Меркурия»

Председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий рассказал в интервью RT, что бриг — это даже не класс военных кораблей.

«Это небольшое парусное судно, которое на военном флоте использовалось для реализации вспомогательных задач: разведки, конвоирования, несения дозорной службы. Бриги не были приспособлены для ведения основного боя, на них было установлено преимущественно оборонительное вооружение», — отметил эксперт. 

Двухмачтовый бриг «Меркурий» был спущен на воду в 1820 году в Севастополе.

«Он был вооружён восемнадцатью 24-фунтовыми каронадами, предназначенными исключительно для ближнего боя, и двумя небольшими переносными пушками», — добавил Стрельбицкий. 

По словам собеседника, «Меркурий» был крепким судном и хорошо держал волну, но небольшая глубина интрюма негативно сказывалась на его ходовых качествах.

Также по теме


Российский Колумб: какую роль в мировой истории сыграл мореплаватель Фаддей Беллинсгаузен

20 сентября 1778 года родился один из величайших мореплавателей в мировой истории — Фаддей Беллинсгаузен. Преодолев широты, которые не…

В 1829 году российские корабли регулярно патрулировали район Босфора, отслеживая передвижение турецкого флота. В конце мая данная миссия была возложена на отряд из трёх судов: фрегат «Штандарт», бриги «Орфей» и «Меркурий».

26 мая российские моряки, находившиеся в 24 км от берегов Турции, заметили эскадру из 14 кораблей Османской империи. Перед моряками не стояла задача вступать в бой с турками — им нужно было срочно сообщить о неприятеле командованию. Старший офицер отряда, командир «Штандарта» Павел Сахновский, приказал «избрать каждому курс, каким судно имеет преимущественный ход». «Штандарт» и «Орфей» направились на северо-запад, а «Меркурий» — ещё западнее. При этом турки заметили тихоходный бриг и устремились за ним в погоню.

Историк и писатель, экс-директор Севастопольского государственного архива Валерий Крестьянников, рассказал RT, что «турецкие корабли в то время были очень ходкими и обладали достаточно удачной архитектурой». 

Два османских линкора — 110-пушечный «Селимие» под флагом капудан-паши и 74-пушечный «Реал-бей» под флагом младшего флагмана — быстро начали настигать «Меркурий». Казарский попытался оторваться от преследователей на вёслах, но вскоре ветер усилился, а османы подошли к бригу на дистанцию пушечного выстрела.

  • Александр Казарский

«184 пушки против 20 — в таких случаях на иностранных флотах обычно спускали флаг, считая ситуацию безысходной, но не таким человеком был Казарский и не таким был его экипаж», — отметил Стрельбицкий.

Казарский созвал офицерское собрание, на котором поручик корпуса штурманов Иван Прокофьев предложил вступить в бой и взорвать корабль при попытке его захвата. Казарский и другие офицеры открыли огонь по турецким кораблям из переносных орудий. «Меркурий» стал маневрировать под выстрелами противника, стараясь не попасть под бортовой залп вражеских судов. 

Крестьянников рассказал, что в конце концов «Меркурий» был зажат между турецкими линкорами.

«Но в этом было и определённое преимущество. Турки не могли использовать в полную силу свои пушки из-за мёртвой зоны и боязни попасть друг в друга», — подчеркнул эксперт.

  • М. Ткаченко. Бой брига «Меркурий» с турецкими кораблями. 1907

Российские моряки на призывы сдаться отвечали выстрелами из пушек и ружей. Стрельба с «Меркурия» целенаправленно велась по рангоуту и такелажу турецких кораблей. Казарскому удалось обездвижить противника. Российские канониры удачными выстрелами повредили ватер-штаг и бейфут грот-марса-рея «Селимие», а также перебили фор-брам-рей и нок фор-марса-рея на «Реал-бее». Турецкие корабли уже не могли продолжать преследование и вести бой.

«Меркурий» направился к основным силам Черноморского флота. В бою из 115 членов экипажа брига погибли четверо, шесть человек получили ранения, сам Казарский был контужен. Судно получило 22 пробоины в корпусе и порядка 300 повреждений рангоута, парусов и такелажа. Официальных данных о погибших турецких моряках нет.

Тонущий корабль

Среди самых известны картин Айвазовского, «Тонущий корабль» – одна из самых трагических работ, ведь показывает погибель парусного судна, которое не может сдержать всю мощь морской стихии. Кораблекрушение передано настолько подробно, что заставляет любого зрителя переживать за экипаж несчастного корабля. Небольшой корабль не в силах устоять перед такими большими и могущественными волнами

Айвазовский при написании особенное внимание уделял деталям. Чтобы их увидеть, следует разглядывать картину часами и только тогда можно прочувствовать всю боль судна и моряков, сражающихся со смертью

Репродукция картины Айвазовского Бриг Меркурий лунной ночью

Иван Костантинович Айвазовский – наиболее выдающийся художник — армянин XIX века Ованнес Айвазян.
Предки Айвазовского были из галицийских армян, которые переселились в Галицию из Турецкой Армении в XVIII веке. Сохранилось также семейное предание о том, что среди его предков были турки: отец художника рассказывал ему, что прадед художника по женской линии был сыном турецкого военачальника и , будучи ребенком, при взятия Азова русскими войсками в 1696 году был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил.

Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности. Самостоятельно научился играть на скрипке

На художественные способности мальчика первым обратил внимание феодосийский архитектор Яков Кох. Он дарил ему бумагу, карандаши, краски , учил мастерству, помог поступить ему в феодосийское уездное училище

Затем Айвазовский закончил симферопольскую гимназию и был принят за казенный счет в императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Был определен к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Но Таннер запрещал Айвазовскому работать самостоятельно. Несмотря на это, по совету профессора Александра Ивановича Зауервейда он сумел подготовить к выставке Академии художеств несколько картин. Таннер пожаловался на самовольность Айвазовского императору Николаю I, по распоряжению царя все картины были сняты с выставки, несмотря на восторженные отзывы критиков.

Конфликт удалось нейтрализовать благодаря Зауервейду, в класс которого через полгода и был определен начинающий молодой художник для занятий морской военной живописью.В 1837 году Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу. Там он помимо создания морских пейзажей занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии. В результате написал картину «Десант отряда в длине Субаши», которую приобрел Николай I. В конце лета 1839 он вернулся в Петербург , получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.

В 1840 году отправился в Рим. За свои картины итальянского периода получил Золотую медаль Парижской Академии художеств. В 1842 году отправился в Голландию, оттуда – в Англию, Францию, Португалию, Испанию. Во время путешествия корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул в Бискайском заливе. В парижских газетах даже появилось сообщение о его гибели. После четырехлетнего путешествия осенью 1844 года Айвазовский вернулся в Россию и стал живописцем Главного морского штаба, а с 1947 года – профессором петербургской Академии художеств, состоял также в европейских академиях Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штудгарда.
Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством.
На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей, за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.

В 1848 году Иван Константинович женился. Его женой стала Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери. Но из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году. В 1882 году Айвазовский встретил Анну Никитичну Саркисову. Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца.Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича.Спустя год они поженились.

Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Ивана Айвазовского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

История праздника Военно-Морских сил России

После знаменитой фразы Петра I «морским судам быть» 1696 года прошло несколько лет. В 13 января 1720 года был издан «Морской Устав».

«Утро на морском берегу. Судак.» 1856

Примечательным является тот факт, что за время правления Петра в России построено более 1000 кораблей.

«Ревель.» 1844

Изначально флотов было два: Балтийский и Азовский.

«Вид приморского города.» 1877

Для празднования Дня ВМФ в 1939 году была определена дата 24 июля.

«Морской пролив с маяком» 1841

Далее в 1980 году праздничную дату перенесли на последнее воскресенье июля.

«Двадцатишестипушечный корабль в виду берега.» 1852

В 2006 году указом президента Путина День ВМФ стал памятным днем Вооруженных сил РФ.

«Волга.» 1887

День является данью чести и славы военным морякам, их матерям и жёнам, близким родственником. Память России о великой морской славе.

«Закат солнца у крымских берегов.» 1856

За последние десять лет строительство военных морских судов возросло. На воду спущено более 250-ти кораблей.

«Сигнал бури.» 1851

Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года

Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года. 1846. Военно-морская академия им. Кузнецова

Наваринское сражение, которое состоялось в одноименной бухте Ионического моря, близ полуострова Пелопоннес, — редкий пример битвы XIX века, в которой Англия, Франция и Россия сражались на одной стороне. Их противником был флот Османской империи, который выступал против попыток Греции освободиться из-под ее владычества. Айвазовский запечатлел флагман «Азов», на котором, кстати, служили тогда еще никому не известные лейтенант Нахимов и мичман Корнилов. Корабль поврежден, однако берет на абордаж турецкое судно.

Пушкин на берегу Чёрного моря (1887)

Полотно написано в 1887 году. На нем Айвазовский изобразил Пушкина. Поэт отдыхает на берегу черного моря. Он любуется величественной картиной природы.

Художник познакомился с поэтом в 1836 году на выставке в Санкт-Петербурге. После этого была создана серия картин, на которых живописец изобразил Пушкина.

На этом шедевре мы видим великого поэта на фоне моря. Александр Сергеевич любуется великолепным закатом. Выражение его лица говорит о том, что его опять посетило вдохновение.

Вполне возможно, что скоро будет создан новый шедевр. После написания Айвазовский передал картину Музею Академии художеств. В Великую отечественную войну картина сильно пострадала и впоследствии была отреставрирована.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: