Слайд 7Живопись – это «не картина, а вся
совокупность живописного оформления быта», театр должен превратиться
в «режиссирующее быто-начало» (понятие достаточно туманное, но лефовцы, как и футуристы, мало заботились о ясности и доступности изложения), литература должна была сделать любой речевой акт произведением искусства. Растворившись в практической жизни, искусство отменит разделение общества на творцов и потребителей, считали деятели ЛЕФа. «Масса радостно и вольно вдвигается в процесс творчества», – утверждал Н.Чужак.Именно в лефовской среде родился и другой, гораздо более распространенный термин – «социальный заказ», вскоре взятый на вооружение многими критиками и литературоведами 1920-х. Это понятие было нарочито противопоставлено «идеалистическому» представлению о свободной воле художника. (Мы не жрецы-творцы, а мастера-исполнители социального заказа). Разумеется, лефовцы, «работники левого революционного искусства», собирались выполнять «социальный заказ» пролетариата.
Слайд 11В 1922 году П. А. Радимов вошел
в Ассоциацию, возглавил руководство и стал её
первым председателем, его замом стал А. В. Григорьев, секретарём – Е. А. Кацман. Другие вошедшие в ядро организации – С. В. Малютин, П. Ю. Киселис, позже – И. И. Бродский.Авангард и все другие течения были объявлены «вредными измышлениями».Ассоциация с первых дней существования заручилась покровительством и солидной материальной поддержкой со стороны руководства Красной Армии – К. Ворошилова. Уже в 1922 году Радимов в составе первой небольшой бригады советских художников-реалистов отправляется с этюдником на заводские зарисовки и пишет литейный цех. Как художник присутствовал на партийных съездах, делая наброски к портретам лидеров партии и её вождей, создал картины «Выступление Троцкого на II конгрессе Коминтерна», «Заседание в Кремле». Ему выделена мастерская в Кремле, вместе с его другом Евгением Кацманом, секретарем АХРР, и Давидом Штеренбергом. Он делает наброски заседаний съездов, участников III конгресса Коминтерна, много этюдов старого и обновленного Кремля. То есть верхушка Ассоциации с самого начала возникновения объединения взяла курс на социальный заказ и политическую ангажированность в своем искусстве, этот посыл был поддержан многими рядовыми «ахровцами».
Художественная характеристика живописи[править | править код]
Типичные черты произведений ахровцев — это чёткая повествовательность, консервативная «реалистичность», попытка воссоздания исторического или современного события (то есть — героизированная документальность). Художники АХРР стремились сделать свою живопись доступной массовому зрителю той поры, и поэтому своём творчестве они часто использовали бытописательский язык позднего передвижничества. Кроме «героического реализма» в их работах также проявлялись тенденции бытописательства и натурализма, хотя это, как позже отмечали советские критики, «часто приводило к мелкотемью и иллюстративности».
Они воплощали свой лозунг «художественного документализма»: чрезвычайно распространённой была практика выезда на натуру. Живописцы шли на фабрики и заводы, в красноармейские казармы, чтобы там наблюдать жизнь и быт своих персонажей. Их деятельность началась с зарисовок на московских заводах («Динамо» и др.) в 1922 году, куда практически сразу отправился Радимов с товарищами. В период подготовки выставки «Жизнь и быт народов СССР» все участники побывали в самых отдалённых уголках страны и привезли оттуда значительное число зарисовок, лёгших в основу их произведений. Была воплощена концепция творческих командировок: живописцы отправлялись в поездки вместе с экспедициями Академии наук, геологами-разведчиками, строителями.
Большую роль сыграли художники АХРР в деле освоения новых для советского искусства тем, например, советского пейзажа, оказав влияние на представителей разных художественных групп того времени. Безусловно, они повлияли на сложение теории социалистического реализма в живописи — понятия, впервые появившегося в газетах в 1932 году, в год роспуска АХРР.
Дополнительно, АХРР пользовался изобретениями агитпрома, так как его задачей было не только создавать полотна на актуальные темы, но и пускать их в народ, тиражируя на плакатах и открытках. Также «несмотря на программно-антимодернистские установки, элементы модерна (символизма и импрессионизма) постоянно дают о себе знать, но как бы в усмирённом варианте, чуждом фантазий».
Большинство значимых художников АХРРа училось живописи ещё в царское время на основе программы академического рисунка или же получало свои умения непосредственно у педагогов этой школы (например, 1-й советский баталист Митрофан Греков учился у 1-го баталиста императорского — Франца Рубо). Это привело к тому, что работы видных ахровцев не слабы ни по рисунку, ни по композиции с колоритом, и в наши дни они имеют не только историческую, но во многих случаях и значительную художественную ценность.
Участники объединения[править | править код]
Наиболее известные картины ахровцев: |
---|
|
Количественный состав АХРР—АХР не был постоянным и мог колебаться от 300 до 80 членов и экспонентов.
В разное время в АХРР входили:
Председатели и учредителиправить | править код
- Архипов, Абрам Ефимович (с 1924 г.)
- Богородский, Федор Семенович
- Вольтер, Алексей Александрович
- Григорьев, Александр Владимирович
- Дормидонтов, Николай Иванович
- Дроздов, Иван Георгиевич
- Дроздов М. Д.
- Журавлёв Василий Васильевич (с 1922)
- Карев, Василий Васильевич
- Карпов, Степан Михайлович
- Кацман, Евгений Александрович
- Киселис, Пётр Юльевич
- Котов, Николай Георгиевич
- Лехт, Фридрих Карлович
- Малютин, Сергей Васильевич
- Никонов, Николай Митрофанович
- Павлов, Семен Андреевич
- Перельман, Виктор Николаевич
- Радимов, Павел Александрович
- Рянгина, Серафима Васильевна
- Сосновский, Лев Семёнович
- Терпсихоров, Николай Борисович
- Топорков, Дмитрий Александрович
- Христенко, Николай Павлович
- Шухмин, Петр Митрофанович
- Яковлев, Борис Николаевич
Прочие (наиболее известные мастера)править | править код
- Аввакумов, Николай Михайлович
- Авилов, Михаил Иванович
- Бакшеев, Василий Николаевич
- Бродский, Исаак Израилевич
- Бучкин, Петр Дмитриевич (—)
- Бялыницкий-Бируля, Витольд Каэтанович
- Владимиров, Иван Алексеевич
- Владимирский, Борис Еремеевич
- Волков, Александр Николаевич (—)
- Герасимов,Александр Михайлович
- Горелов, Гавриил Никитич (1925-26)
- Греков, Митрофан Борисович
- Григорьев, Александр Владимирович
- Ефимов, Борис Ефимович
- Истомин, Константин Николаевич
- Иогансон, Борис Владимирович (1922—1931)
- Касаткин, Николай Алексеевич
- Киселис, Петр Юльевич
- Колесников, Иван Фёдорович
- Кольцов, Сергей Васильевич
- Кончаловский, Пётр Петрович
- Кузнецов Владимир Александрович
- Кустодиев, Борис Михайлович (c 1923 г.)
- Малютин, Сергей Васильевич
- Манизер, Матвей Генрихович
- Машков, Илья Иванович
- Меркуров, Сергей Дмитриевич
- Мешков, Василий Никитич
- Модоров, Федор Александрович
- Нюренберг, Амшей Маркович
- Павлов, Иван Николаевич (1925—1932)
- Ряжский, Георгий Георгиевич
- Савицкий, Георгий Константинович (1922—1929)
- Самокиш, Николай Семёнович
- Сварог, Василий Семёнович
- Соколов-Скаля, Павел Петрович
- Терпсихоров, Николай Борисович
- Френц, Рудольф Рудольфович (—)
- Хвостенко, Василий Вениаминович (—)
- Чепцов, Ефим Михайлович
- Шухмин, Петр Митрофанович
- Юон, Константин Фёдорович
- Яковлев, Василий Николаевич (художник)
«Верлен и Сезан»
Бывало — сезон, наш бог — Ван-Гог, другой сезон — Сезан. Теперь ушли от искусства вбок, не краску любят, а сан. — Птенцы, — у них молоко на губах, а с детства к смирению падки. Большущее имя взяли АХРР, а чешут ответственным пятки.
Владимир Маяковский
Библиография
- Власов В. Г. АХРР (Ассоциация художников революционной России) // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 10 т. / Виктор Власов. — СПб. : Азбука-Классика, 2004. — Т. 1 : А. — С. 570. — 576 с. : ил., вкл. — ББК . — УДК . — ISBN 5-352-01119-4. — ISBN 5-352-01127-5 (т. 1).
- Князева В. П. АХРР. Ассоциация художников революционной России. — Л.: Издательство Художник РСФСР, 1967. — 136 с., ил.
- АХРР. Сборник воспоминаний, статей, документов / Составители И. М. Гронский, В. Н. Перельман. — М.: Изобразительное искусство, 1973. — 503 с.
- Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820—1932). Справочник. — СПб: Изд. Чернышева, 1992. — 400 с. — ISBN 5-85555-004-4.
- Деготь Е. Ю. Русское искусство XX века / Е. Ю. Деготь. — М.: Трилистник, 2000. — 223 с. — (История русского искусства)
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — СПб: НП — Принт, 2007.
- АХРР // Атоллы — Барщина. — М. : Советская энциклопедия, 1926, 1930. — Стб. 165. — ( : / гл. ред. О. Ю. Шмидт ; 1926—1947, т. 4).
- Иогансон Б. И. Ассоциация художников революционной России. — Москва, 2016. — ISBN 978-5-906190-34-5.
- Ассоциация художников революционной России / А. Барагамян, гл. ред. изд-ва «Директ-Медиа». — М.: ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда»», 2011. — 48 с. — (Великие художники, т.97). — ISBN 978-5-7475-0132-4.
Слайд 15М. И. Авилов, «Разоружение частей Колчаковской армии»
1926 г Отсюда выработалась и концепция АХРР
– создательницы молодого советского искусства: живопись должна быть простой и понятной малообразованным и вовсе не учёным людям, которые ещё только тянутся к знаниям. В доступной форме она должна рассказать советскому человеку о советской же действительности: успехам в сельском хозяйстве, индустриальном и политическом строительстве, укреплении обороноспособности СССР. А зритель должен узнавать в ней свою жизнь, укрепляясь в мысли, что она хороша, а его будущее светло и прекрасно.
Цель, которую ставили живописцы, графики и скульпторы, входящие в объединение – приобщение к сфере прекрасного простых людей рабочих и крестьян, строивших новое свободное государство.Таким образом, организация ориентировалась не на научную и творческую элиту общества, а на его низшие слои.
Исторический
Известная позже как Ассоциация художников-революционеров (Ассоциация художников революции или АКР), АКРР — это группа советских художников, которые считаются законными носителями коммунистического идеала в мире искусства, представителями реализма .
Учредителями являются Павел Радимов (последний президент передвижников или Ambulants движения ), Сергей Malioutin , Евгений Кацман , Петр Шухмин некоторые другие реалистические художники, которые уже были активны в художественном мире до русской революции 1917 года ( Иван Goriouchkine- Сорокопудова ). Группа образовалась в рамках движения « Передвижники » , 47- я и последняя выставка которого проходила в 1922 году и явно противопоставляла себя художникам русского авангарда .
Первым их публичным мероприятием стала выставка в Москве в 1922 году, выручка от продажи которой была направлена на помощь жертвам голода 1921 года . Несмотря на революционное название, большинство художников принадлежали к старой школе, как Абрам Архипов , Александр Маковский , Николай Кассаткин , Константин Юон , Сергей Малютин и более молодые, такие как Сергей Герасимов и Исаак Бродский . За десятилетие AKRR выросла с 80 до более чем 300. Членство ряда зрелых художников, родившихся между 1870 и 1880 годами, способствовало тому, что ассоциация рассматривалась как надежный институт, далекий от риторики, ультрареволюционный.
После подавления художественных движений 1932-1933 годов АКРР стал ядром сталинского Союза советских художников и был ликвидирован после его образования.
Слайд 4ЛЕФ призывал к созданию утилитарных произведений, имеющих
определенную функцию, выдвинули теорию искусства как «жизнестроения»,
теорию «социального заказа» (согласно ей, художник являлся только «мастером», выполняющим задания своего класса), идею «революции формы» (что вело к отрицанию художественно-познавательных функций искусства, недооценке классического наследия), а также программу «производственного искусства», способствовавшую зарождению художественного конструктивизма. Лефовцы отрицали многие традиционные виды художественного творчества (в т. ч. станковую живопись в изобразительном искусстве, художественный вымысел в литературе), противопоставляя им документ, т. н. «литературу факта».
Слайд 29 Поскольку художник часто занимался оформление театральных
помостов, существует версия, что и данному полотну
было предназначено стать театральной декорацией. Как раз во время создания полотна происходила Октябрьская революция, и вскоре стране надлежало превратиться в советское государство.Возможно, автор приводит аналогию и сравнивает смену государственного строя с концом света. Все происходит настолько неожиданно, что удивленные люди в восторге, страхе и смятении выбегают на улицу, где увидели настоящий парад планет.Темное небо озаряется свечением огненно-красных и желтых тел, повисших в воздухе. Эти немые гиганты выступают свидетелями революции российского общественного режима. Картина воплощает бурю эмоций, восхищение и страдание. Люди бегут по холодной, темно-сапфировой земле, натыкаются друг на друга, падают на колени, поднимают руки к небу, хватаются за голову в полном отчаянии, бегут прочь.Вся эта толпа неистовствующего народа народится под яркими золотыми лучами, которые могучим снопом выбиваются из земли и устремляются высоко к далеким планетам. Лучи света будто символизируют перерождение земли, ее преобразование. Она все еще полна силы и, несмотря на кровопролитные войны и частые восстания, готова к новой, лучшей жизнь.Мир не прекратит своей жизни, хоть и наступят преобразования.Изменения свойственны людям, пусть они и воспринимаются отрицательно. Все новое всегда страшит, но, тем не менее, новое несет в себе что-то лучшее, чем было раньше. Целой лучшего не избежать потерь, но это стоит принять как данность.
Презентация на тему: » АХРР( Ассоциация художников революционной России) Файзулянов Ренат.» — Транскрипт:
1
АХРР( Ассоциация художников революционной России) Файзулянов Ренат
2
Ассоциация художников революционной России (АХРР) Основана в 1922, распущена в 1932 году 1 мая 1922 года на Кузнецком мосту открылась «Выставка картин художников реалистического направления в помощь голодающим», которая в дальнейшем стала считаться первой выставкой АХРР. Состав:, И.И.Бродский,, С.В.Малютин, М.П.Греков и другие.
3
Ключевую роль в создании «Ассоциации художников революционной России» сыграл художник и поэт Павел Радимов Радимов, будучи председателем Товарищества, добился организации 47-й выставки художников, которая прошла в 1922 году в Доме работников просвещения и искусств в Москве.
4
В 1922 году П. А. Радимов вошел в Ассоциацию, возглавил руководство и стал её первым председателем, его замом стал А. В. Григорьев, секретарём – Е. А. Кацман. Другие вошедшие в ядро организации – С. В. Малютин, позже И. И. Бродский. Авангард и все другие течения были объявлены «вредными измышлениями». Ассоциация с первых дней существования заручилась покровительством и солидной материальной поддержкой со стороны руководства Красной Армии – К. Ворошилова
5
М.Греков. Трубачи Первой Конной
6
Митрофан Греков «Тачанка» 1925
7
И.Бродский. Ленин на фоне Кремля И.Бродский. В.И.Ленин на фоне Смольного,
8
В. Серов. Выступление В.И.Ленина на II съезде Советов.
9
Исаак Бродский «Ленин в Смольном»
10
Е. А. Кацман, «Калязинские кружевницы» 1928 г. Основатели и активные участники общества утвердили господство художественной идеологии – реалистический стиль, как единственно верный и доступный для понимания простого советского человека. Именно поэтому, они противопоставили реализм – конструктивизму и модернизму, который параллельно развивался в стране и имел своих поклонников.
11
Декларация АХРР была изложена в каталоге выставки 1922 года: «Наш гражданский долг перед человечеством художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда… Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные измышления Е. М. Чепцов, «Школьные работники. Переподготовка учителей» 1925 г. Г.Ряжский «Делегатка»
12
К. С. Петров-Водкин, «Смерть комиссара» 1928 г
13
А. Е. Архипов, «Девушка с кувшином» 1927 г. Б.Иогансон. Рабфак идёт
14
Константин Юон «Новая планета» 1921 г.
Слайд 2ЛЕФ (Левый фронт искусств)После революции многие футуристы
решительно встали на сторону новой власти и
выражали готовность к активному сотрудничеству с ней. К футуристическому искусству проявлял интерес народный комиссар просвещения А. В. Луначарский, сам выступавший как критик и драматург. В аппарате у Луначарского в первые послереволюционные годы работало немало недавних футуристов. Современники даже жаловались, что «борьба против футуризма получила страшную видимость одной из форм контрреволюции».Именно от имени Наркомпроса стал издаваться футуристический орган — газета «Искусство коммуны» (1918), вокруг которой объединилась группа наиболее политически активных футуристов. Здесь и были сформулированы основные принципы теоретической платформы будущего ЛЕФа: создание действенного революционного искусства, поиски новых форм художественной выразительности.
Слайд 26Со второй половины 20-х годов своим главным
противником считали ОСТ, если по содержанию картин
художников этих двух объединений не было серьёзных разногласий, то по форме и живописной трактовке идей – различия были очень серьёзными. Художники АХРР– АХР стремились доказать необходимость существования станковой сюжетной картины (в чём были близки А. Дейнеке, Ю. Пименову, П. Вильямсу, К. Вялову, Зерновой и др.), боролись с лозунгом «искусство для искусства», считали главной задачей современного советского искусства воспитание и идеологию. По мнению лидеров объединения, оно должно носить исключительно классовый характер, даже в ущерб художественной стороне произведения, что абсолютно не вязалось со стремлением лидеров ОСТа к пластически обновлённому живописному стилю и предельному совершенству станковой картины.
Слайд 10Ключевую роль в создании «Ассоциации художников революционной
России» сыграл художник и поэт Павел Радимов,
который был членом Товарищества передвижников и последним его председателем, его творчество тематически и стилистически развивалось в традициях этого коллектива и именно поэтому впоследствии послужило образцом стиля для художников нового объединения (АХРР).Радимов, будучи председателем Товарищества, добился организации 47-й выставки художников-передвижников, которая прошла в 1922 году в Доме работников просвещения и искусств в Леонтьевском переулке в Москве. В связи с закрытием выставки он выступил с докладом на, казалось бы, непритязательную тему «Об отражении быта в искусстве», в нём реализм поздних передвижников взят за образец для воплощения «сегодняшнего дня: быта Красной Армии, быта рабочих и крестьянства, деятелей революции и героев труда, понятный народным массам».
Слайд 5Лефовцы афишировали себя как «гегемона революционной литературы»
и нетерпимо относились к другим группам. Они
пришли к отрицанию художественной условности, а из литературных жанров признавали только очерк, репортаж, лозунг.Объединение издавало свой журнал «ЛЕФ» (1923-1925). Затем (в 1927 г.) был организован другой журнал меньшего объема «Новый ЛЕФ», прекративший свое существование к концу 1928-го, когда ряды лефовцев покинул Маяковский. В начале 1929 года объединение ЛЕФ по инициативе Маяковского было преобразовано в РЕФ (Революционный фронт ), куда не вошли Третьяков, Чужак и др., оставшиеся на старых лефовских позициях. Но после разгромной статьи в «Правде» (4 декабря 1929 г.) и вступления Маяковского в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей) РЕФ прекратил свое существование.