Альфонс муха: певец модерна

Искусство

Альфонс Муха с детства хорошо рисовал, однако его попытка поступить в пражскую Академию художеств не увенчалась успехом. Поэтому свой творческий путь он начинал как декоратор, художник афиш и пригласительных билетов. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Однажды Муха работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, и тот был так впечатлен работой художника, что согласился оплатить его учебу в мюнхенской Академии изящных искусств. Там он освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой.

После занятий в Мюнхене Муха переезжает в Париж, где обучается в Академии Коларосси и зарабатывает на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, ресторанных меню, календарей и визитных карточек. Судьбоносной стала встреча художника с актрисой Сарой Бернар. Однажды владелец типографии де Бруноф заказал ему афишу, Альфонс сходил на спектакль и под впечатлением набросал эскиз на мраморной плите стола в кафе. Позже де Бруноф выкупил это кафе, и стол с рисунком Мухи стал его главной достопримечательностью. А когда Сара Бернар увидела плакат, выполненный в технике многоцветной литографии, она пришла в восхищение и захотела увидеть автора. По ее рекомендации Муха получил должность главного декоратора театра и с тех пор оформил множество афиш, костюмов и декораций к ее выступлениям.

В 1897 г. во Франции прошла первая персональная выставка Альфонса Мухи. Тогда же появилось понятие «женщины Мухи»: имелись в виду не его романтические увлечения, а привычка изображать времена года, цветы, время суток, виды искусства, драгоценные камни и т. д. в женских образах. Его женщины всегда были узнаваемы: грациозные, миловидные, пышущие здоровьем, чувственные, томные – они тиражировались в открытках, плакатах, рекламных листовках, игральных картах.

Залы ресторанов и стены богатых домов украшали его работы, он был невероятно популярен, заказы поступали со всей Европы. Вскоре Муха стал сотрудничать с ювелиром Жоржем Фуке, который по его эскизам создавал эксклюзивные ювелирные украшения. В то же время художник продолжал работать над дизайном упаковок, этикеток и рекламных иллюстраций – от шампанского и шоколада до мыла и папиросной бумаги. В 1895 г. Муха примкнул к объединению символистов «Салон ста». Они пропагандировали новый стиль – Арт Нуво, и демократизацию искусства, что нашло выражении в понятии «искусство для дома»: оно должно быть недорого, понятно и доступно для самых широких слоев населения. Муха любил повторять: «Бедность тоже имеет право на красоту».

В 1900 г. Муха принял участие в оформлении павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. В ту пору он заинтересовался историей славян, что стало поводом создания цикла «Славянская эпопея». С 1904 по 1913 гг. Муха много времени проводит в Америке, декорирует дома, создает иллюстрации для книг и журналов, афиши и эскизы костюмов для театральных постановок, читает лекции в Институте искусств в Чикаго. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над «Славянской эпопеей».

Альфонсу Мухе довелось побывать и в России. Его персональная выставка тут состоялась еще в 1907 г., а в 1913 г. он отправился в Москву и Петербург, чтобы собрать материалы для «Славянской эпопеи». Большое впечатление на него произвели Третьяковская галерея и Троице-Сергиева Лавра. Муха был в доме художника Пастернака, когда там праздновали выход в свет поэтического сборника его сына, Бориса Пастернака.

http://kulturologia.ru/blogs/240716/30578/http://mirputeshestvij.mediasole.ru/roskoshnye_zhenschiny_alfonsa_muhi_shedevry_cheshskogo_hudozhnikamodernista_sozdatelya_iskusstva_dlya_vsehhttp://art.mirtesen.ru/blog/43697612682/prev

Музей Альфонса Мухи в Праге

дворце Кауницкого

В собрании музея представлено более 100 произведений. Живописные работы, рисунки, пастели, литографии, фотографии, личные вещи

Особое внимание уделено произведениям наиболее известного, парижского периода творчества художника. В музее работает сувенирная лавка. Стоимость посещения музея:

Стоимость посещения музея:

  • 180 крон — взрослые
  • 120 крон — дети, студенты и пожилых людей старше 65 лет
  • 490 крон — семейный билет (2 взрослых, 2 детей)

Адрес музея: Prague 1, Panská 7. Расположение на карте Праги:

Телефон: +420 221-451-333

Расписание работы: ежедневно с 10:00 до 18:00

Оцените работы художника в этой видеогалерее:

Альфонс Муха и его «Эпопея»

 

А.Муха. «Славянская эпопея». Апофеоз истории славянства.

Альфонс Муха — выдающийся чешский художник, мастер театральной и
рекламной афиши. Один из ярчайших представителей стиля модерн.

Родился художник 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия) . Получил первичное
художественное образование в Брно. В 1880 работал в Вене сотрудником фирмы
театральных декораций. С1881 года Альфонс Муха был придворным художником
графа П.Куэна (1881–1885) и исполнил декоративное оформление части
интерьеров его замка в Грушовани (Моравия). Затем учился в Академии
художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. В 1887–1922
жил в основном в Париже. Несколько раз (начиная с 1903) посетил США, где
работал как живописец и педагог.

«Еще в 1900 году, – писал Альфонс Муха своему другу, – я решил посвятить
вторую половину своей жизни работе, которая помогла бы создавать и укреплять
в нас чувство национального сознания».

Помыслами мастер всегда оставался с родной Чехией. Он был горячим
приверженцем панславизма и мечтал своим творчеством послужить идее
объединения славянских народов, порабощенных Австро-Венгерской и Османской
империями. В  разгар славы, заваленный выгодными заказами, он принимает
решение круто изменить жизнь.

Незадолго до начала Первой мировой войны А. Муха совершает большую
поездку по славянским странам, собирает материалы, рисует, фотографирует. И,
возвратившись наконец на родину, запирается во дворце Збирог, чтобы начать
работать над монументальным проектом. Запирается на 20 лет! Итогом его
подвижнического труда стал цикл из 20 огромных (6х8 метров) полотен,
включающих каждое по несколько десятков персонажей, объединенных названием
«Славянская эпопея».

Первые три полотна посвящены затерянным в веках началам славянской
цивилизации. Действительность сочетается с фантазией: над нашими прапредками
парят огромные ипостаси древних языческих богов, их сменяют христианские
святые. Все видится как бы сквозь дымку истории: «Славяне на исконной
Родине», «Праздник Свантовита» (языческая обедня), «Введение славянской
литургии в Моравии» (обедня христиан как путь к сплочению на основе единого
языка проповеди – церковно-славянского). К этой группе примыкает полотно
«Царь Симеон Болгарский», посвященное государю, сумевшему объединить почти
все Балканы. Именно при нем появилась славянская письменность. Полотно
«После Грюнвальдской битвы» напоминает, как объединенное войско поляков,
литовцев и русских в 1410 году железной рукой остановило экспансию немецких
рыцарей-крестоносцев на Восток.

«Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской капелле» посвящена памяти идеолога
чешской Реформации Яна Гуса, страстно выступавшего против кощунственной
торговли индульгенциями и нарушений заповедей Христа католической церковью,
осужденного церковным собором и сожженного на площади в Праге. «Встреча в
Кржижках» – о решении гуситов защищать свои идеи с оружием в руках.
«Гуситский король Иржи Подебрадский» – о герое, который выступал с идеей
освобождения светской власти из-под влияния церкви. Еще два полотна
повествуют о становлении славянской культуры: «Печатание Кралицкой Библии в
Иванчицах» и «Ян Амос Коменский – последние дни в Наардене».

Борьбе славян против Османского ига посвящена картина «Оборона Цигета».
Она рассказывает о подвиге защитников крепости Цигет, взорвавших себя с
пороховым погребом и погибших вместе со множеством врагов. Работа была
написана вскоре после начала Первой мировой войны, и столб черного дыма,
рассекающий полотно, воспринимается не просто как след взрыва, а как
предвестие катастроф, которыми будет наполнен так страшно начавшийся ХХ век.
(В 1939 году престарелый художник умрет в оккупированной фашистами Праге от
сердечного приступа после вызова на допрос в гестапо.)

Три последние картины цикла оптимистичны, они отражают веру художника в
грядущее освобождение и великое будущее славянских народов. «Присяга
общества Омладина» – символ национального возрождения. «Отмена крепостного
права на Руси» –событие, имевшее общеславянское значение. И наконец,
«Апофеоз истории Славянства» – завершение эпопеи. Четыре цвета – четыре
эпохи. Древние времена – синеватая дымка. Средние века – красный цвет,
времена порабощения – черный. Вспышка ясного золотистого сияния – предвестие
свободы. Не только для славян, но и для всех народов мира.

В 1928 году Альфонс Муха преподнес свой цикл «Славянская эпопея» в дар
городу Праге. К сожалению, из-за огромных размеров не нашлось места для
показа и хранения полотен. После Второй мировой войны они были перевезены в
город Моравски-Крумлов и размещены на постоянную экспозицию в залах
старинного замка.

Особенности стиля

  • Характерной и самой основной особенностью стиля является отказ от прямых линий и углов.
  • Основной упор делался на декоративный, органический характер рисунка.
  • Придание прочным предметам ощущения хрупкости и воздушной легкости.
  • Асимметрия буквально во всем будь то арка, спинка кровати или комод.
  • Преобладающими цветами являлись приглушенные оттенки — цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона.

Ар-нуво – новое искусство (в дословном переводе с французского «artnouveau»). Именно ИСКУССТВО и не что-либо еще. Джон Рёскин — английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт – в свое время сильно повлиял на становление стиля Ар-нуво и призывал вернуться к ремёслам, ссылаясь на то, что великое творение Микеланджело в Сикстинской капелле является по сути декоративной росписью.Он пропагандировал уходить от массового фабричного производства и повышать эстетическую ценность обычных предметов быта. В архитектуре, интерьере, мебели, декоративно прикладном искусстве было объединение художников и ремесленников, а позднее создавались компании по производству предметов быта Ар-Нуво. Таким образом, стиль охватывал все сферы окружающей среды.

Основным постулатом было – не тратить время на оживление умерших стилей и создание псевдодревних предметов культуры, а сосредоточиться на современном дизайне повседневных вещей. Наряду с этим художники вдохновлялись национальным наследием прошлого, например ранним кельтским искусством, древнеирландским и англосаксонским наследием. Наиболее ярким примером такого интереса было создание в 1900г. коллекции украшений «Cymric» для магазина «Либерти». Благодаря своей избирательности в использовании наследия прошлого и сложному переплетению различных заимствований ар нуво стал тем, чем он стал – абсолютно новым уникальным стилем.

Настоящим открытием для Запада XIXв. стало искусство Востока (особенно Японии), когда между ними  начались торговые отношения. Невероятной популярностью пользовались японские гравюры. Особенно высоко их оценивали французские художники-авангардисты, обнаружившие для себя новые решения композиции и использования цвета. Японские художники использовали фон в качестве композиции. Им удавалось поддерживать равновесие между основным изображением и фоном. Деликатность и изящество японских гравюр полностью отражало то, что к чему стремились мастера Ар-нуво – созданию истинного изысканного стиля.

Высшие и средние классы готовы были тратить лишние деньги на предметы роскоши и просто на дорогие предметы быта. Обладание этими предметами приносило их владельцам ощущение собственной значимости, удовлетворяло страсть к элегантности и элитарности.

Многие художники, скульпторы и архитекторы оставляли свои основные профессии, чтобы заняться дизайном бытовых предметов, считая его более жизненным и социально значимым. Работы мастеров ар нуво воспринимались как произведение искусства.

Модерн в XXI веке

Одно из главных и глобальных достижений модерна ― принцип проектирования «изнутри ― наружу» сегодня плотно внедрён в саму суть архитектуры, где форма здания подчиняется его наполнению.

Также принципы модерна используют в современном интерьере ― часто офисы крупных компаний выдержаны в едином стиле, в котором нет места чужеродному предмету. Стены, мебель и даже фурнитура подчинены единому порядку, принципы которого были заложены более ста лет назад.


Интерьер магазина re:Store в Санкт-Петербурге. Фотография: onajourney / Shutterstock

В современном интерьере модерн в почти первозданном виде сохранился в виде ламп «Тиффани» из разноцветного стекла, а на фабриках по-прежнему выпускают обои по эскизам Уильяма Морриса или с принтами, на которые дизайнеров вдохновило его творчество.

Главная область, где модерн существует с 1900-х почти без изменений ― это парфюмерия. Флаконы Lalique и Guerlain по сей день не теряют актуальности и служат объектом внимания коллекционеров.


Флакон парфюма Living Lalique. Фотография: Lalique
Флакон парфюма Lalique de Lalique. Фотография: Lalique
Флакон парфюма Guerlain Aqua Allegoria Pera Granita. Фотография: Guerlain
Флакон парфюма Guerlain Shalimar. Фотография: Guerlain

Сегодня наследие модерна выделяется ярким пятном на картах городов. Восстанавливаются не только сами постройки, но и интерьеры, мебель. Зданиям придают новые смыслы ― некоторые из них превращаются в рестораны, отели или музеи. Так, в Самаре в особняке Курлиных находится Музей модерна. В московских особняках этой эпохи исторически располагаются культурные организации или посольства разных стран.

«Модерн» ― modern, современный. И пусть современность модерна осталась далеко позади, его шлейф мы ощущаем уже больше века. Именно модерн заложил основополагающие в современности принципы ― тотальность в архитектуре, искусстве, дизайне.

Что дальше? В новом материале мы расскажем о следующем десятилетии, в котором зародились радикальные идеи модернизма как основы современного дизайна.

Творчество художника

Сам женский образ использовался тогда в рекламных целях впервые, но история показала, какой успех приобрел этот опыт, и по сей день использующийся специалистами таких ведущих в области рекламной индустрии стран как США. Однако нужно отдать должное Мухе: в его работах сложно найти малейший намек на слащавость, чего не скажешь о современных аналогах. Возможно здесь свою роль сыграло то обстоятельство, что эстетика чешского художника формировалась под влиянием средневековых сюжетов и кельтской мифологии. Это, с одной стороны, внесло разнообразие символики в его творения, и, с другой стороны, способствовало орнаментальному усложнению многих плакатов. Для упорядоченности рассмотрения фона произведений Мухи необходимо внести условную классификацию:

Цветочные мотивы, позаимствованные из восточной культуры, стали неотъемлемым атрибутом картин эпохи модерна для многих художников: плывущие стебли и бледные лепестки полностью отвечали концепции Арт Нуво не только своими формами, но и сочетанием не сочетавшихся до этих пор красок. В работах Мухи можно найти яркое подтверждение этому: пастельные тона, экзотические очертания, словно бы повторяющие образ прекрасной дамы, расположенной на первом плане с ее летящими нереально длинными волосами, одетой в легкие, сродни греческим туникам, одежды – все это создавало неповторимую гармонию и единство, обусловленное взаимопроникновением элементов женской фигуры и фона.

Переходя к рассмотрению орнамента, нужно отметить, что самой часто используемой геометрической фигурой в произведениях Мухи является круг как символ бесконечного повторения, круговорота, а также как символ женского начала. Даже надписи рекламного характера позади образа прекрасной дамы располагались полукругом с плавно очерченными буквами.

Здесь опять-таки кроется отсылка к языческому мироощущению, не говоря уже о фоновых изображениях с использованием мифических существ. Творческая концепция Мухи находила свое отражение в каждой детали созданных им картин и плакатов: эмоционально выполненная, наполненная силой фигура, занимающая большую часть пространства, была бы незаконченной без соответствующего фона, сочетающего черты изобразительного и прикладного искусства. Муха сознательно искал компромисс между византийским и восточным началами, между современностью и насыщенными мифологическими сюжетами, он превращал изысканные портреты женщин в произведения массового искусства и преуспел в этом: повседневная жизнь уже впитывала в себя новые формы.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что плакатная реклама конца XIX века состоит из подлинных шедевров изобразительного искусства: уличные плакаты создавались не исключительно в маркетинговых целях, они выражали настроения целой эпохи, а значит, стремились покорить умы не ради коммерческой выгоды, но для всецелого перехода к новому видению реальности, избавленной от консерватизма прошлых лет.

Ранние годы

Родился Альфонс в 1860 году, в провинциальном чешском городке – Иванчице. Любовь к искусству развивалась у мальчика с ранних лет. Он увлекался пением, а в более сознательном возрасте принялся за акварель. Альфонс пытался поступить в Пражскую Академию Искусств, но провалил экзамены. Знал ли профессор, который назвал работы Альфонса бесталанными, что он только что отказал гению? В любом случае, для Мухи это не было особым ударом: он не утратил интереса к живописи.

Славянские мотивы в творчестве Мухи

Место рождения оказало значительное влияние на дальнейшее творчество Мухи. Его работы пронизаны любовью к родине: почти в каждой из «Женщин Мухи» прослеживаются славянские черты. Серия его самых известных работ, «Славянская эпопея», посвящена знаменательным датам чешской истории.

Временные трудности

Дальнейшая его деятельность непостоянна: сначала он работал на отца, затем перебивался мелкими подработками. В 1879 году получил должность театрального декоратора в Вене. Через три года его мастерская сгорела вместе с театром. В раздосадованных чувствах он вернулся в Моравию, город Микулов. Там же его встретил человек, который увидел в юноше талант, его первый спонсор.

Знакомство с графом Белази, обучение в Мюнхене

Граф Эдуард Куэн Белази случайно заметил одну из работ Альфонса. А именно – зарисовку девушки на берегу. Белази по достоинству оценил творчество Мухи. Он пригласил художника расписывать фрески в своем поместье. Альфонс настолько покорил графа Белази, что тот согласился оплатить учебу талантливому юноше в Мюнхене. В академии не оставили без внимания умения Альфонса и зачислили художника сразу на 3 курс. Там же он освоил приемы литографии, которые успешно применял в своих работах. После выпуска (1885 год) художник решил продолжить обучение в Париже.

“Славянская эпопея”

В конце своей жизни художник Муха Альфонс задумывает создать серию работ об истории славянских народов. Ради своей мечты мастер едет на заработки в Америку, где он вынужден много работать, создавая рекламные плакаты и афиши. Идеи для будущих картин Муха собирал во время путешествия по славянским странам, в том числе по России. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Эти картины, наполненные спокойствием, мудростью и одухотворенностью, считаются лучшими его работами. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Приведем краткое описание картины. Альфонс Муха включил в сюжет реальные исторические события, произошедшие в XIII веке в Европе. Работа наполнена скорбью и переживанием о судьбе славянских народов в сложные периоды кровопролитных войн. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». На полотне изображены сразу четыре эпохи развития славянской культуры и истории: древний мир, средневековье, период угнетения и светлое будущее. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. После завершения главного труда всей своей жизни Альфонс подарил всю серию картин своему любимому городу Праге. Работа была закончена в 1928 году, но, поскольку тогда в Праге не было места для хранения и демонстрации столь масштабных полотен, “Славянская эпопея” сначала демонстрировалась во Дворце Ярмарок, а после войны была помещена в одном из моравских замков. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. По сегодняшний день жители и гости города могут любоваться этим даром известного мастера, имя которого Альфонс Муха.

Небольшая путаница

Здание галереи называют по-разному: Дворец выставок в Праге, Ярмарочный дворец, Выставочнвй дворец или по чешски Národní galerie v Praze. Если вы едете на такси, то лучше назвать Veletržní palác (дворец Велетржни) место где находится коллекция современного искусства.

Если вы хотите увидеть здание-дворец, вроде дворца Кинских или Шварценбергский дворец, то вас ждёт разочарование.

Дворец Велетржни — современное здание в стиле функционализма. Построен в 1928 году и на тот момент был самым большим зданием в мире.

Картинная галерея

Картинная галерея занимает несколько этажей. Здесь выставлены работы чешских художников, шедевры прославленных мастеров Европы. Уникальную ценность представляют подборки французского и европейского искусства (Пабло Пикассо, Жорж Брак, Густав Климт, Альфонс Муха, Огюст Ренуар, Винсент Ван Гог).

Ф. Купка Осеннее солнце

Анри Руссо Автопортрет

Здесь же проходят временные экспозиции. Мы рады, что застали выставку скульптур Огюста Родена.

Огюст Роден Бронзовый век

Нам музей понравился: просторно, свободно, народу мало, кроме картин и скульптур есть медиа фильмы.

Славянская эпопея А. Мухи

Выставка Альфонса Мухи «Славянская эпопея» (Alfons Mucha: Slovanská Epopej) проходит на территории Veletržní palác.

В Праге картины этого художника можно увидеть в разных галереях. Есть и отдельный музей — музей А. Мухи.

Кроме того, работы художника часто путешествуют по разным странам и познакомиться с творчеством Мухи не представляет сложности. Но есть одно «но». Как правило, в мировых музеях можно увидеть небольшие по размеру картины и графические работы.

А одно из величайших творений А. Мухи — «Славянская эпопея» представляющая собой 20 монументальных полотен. Коллекция не должна разделяться — таково было главное требование художника.

Картины Славянской эпопеи долго не могли найти себе «дом». Ни одно из зданий Праги не могло их вместить.

Размеры (высота потолков) Выставочного дворца (Veletržní palác) позволяли разместить картины, и несмотря на это, пришлось провести реконструкцию части здания, чтобы Славянская эпопея смогла выглядеть эффектно, достойно и не страдать от температурных перепадов.

Коллекцию таких полотен перевозить крайне сложно, поэтому знатоки искусства специально приезжают в Прагу. Мы с Галей решили не упускать возможность.

Выставка очень интересная, впечатляющая масштабом картин и изображенными на них событиями. Это действительно «эпопея».

В залах есть удобные скамейки, где можно спокойно посидеть и не торопясь рассмотреть картины.

В первом зале «Славянской эпопеи» транслируется фильм о художнике.

Сколько стоит

  • Взрослый: 300 крон
  • Льготный: 150 крон

Вход на выставку находится на первом этаже. Жаль, что посетителей там немного, хотя славян в мире больше 300 миллионов.

Как добраться

  • На трамвае
    №№ 12, 17, 24, 53, 54, 91
    Мы ехали на №24, который идет с улицы Vodičkova в центре Праги. Ехать нужно до остановки Veletržní palác. Трамвай останавливается прямо напротив дворца.
  • На автобусе
    №156 до автовокзала Strossmayerovo náměstí
  • На метро
    До станций Vltavská

Дворец Велертжни на карте

Рекомендуем всем, кто любит искусство, увидеть Славянскую эпопею Альфонса Мухи и побывать в Национальной галерее Праги.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: