Путешествия
Иероним Кок предложил Брейгелю отправиться в путешествие по странам Европы, чтобы набраться опыта в написании пейзажей. В 1552–1553 гг. нидерландский художник колесил по Европе, побывав в Италии, Франции, Швейцарии.
Особенно сильное впечатление на Брейгеля произвела Италия с её древней архитектурой, шедеврами эпохи Возрождения, живописными морскими пейзажами и шумными гаванями. Именно в Италии Брейгель написал одно из первых знаменитых своих произведений — «Пейзаж с Христом и апостолами».
В итальянский период Питер Брейгель тесно сотрудничал с известным мастером Джулио Кловио, который славился своими миниатюрами, украшавшими религиозные книги и рукописи.
После окончания путешествия Брейгель вернулся в Антверпен. Он вновь стал работать в мастерской Иеронима Кока, работая над гравюрами на самые разные темы.
Притча о слепых. 1568 г.
Питер Брейгель Старший. Притча о слепых. 1568 г. Музей Каподимонте, Неаполь, Италия. Wikipedia.org
“Притча о слепых” – одна из последних работ Брейгеля. Он умер в 1569 году, прожив около 40 лет (точная дата рождения художника не известна).
Перед нами шестеро слепцов, держащихся друг за друга. Вожак уже свалился в яму, за ним последовал его товарищ. Остальные на подходе. Последние ещё не в курсе, что случилось. Но мы уже знаем, что с ними произойдёт.
Мораль проста. Она встречается ещё в Библии “Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму”.
Вереницу из слепцов мы можем увидеть ещё во “Фламандских пословицах”. Только там вы их еле различите.
Что же заставило Брейгеля посвятить целую картину этому сюжету?
Ответ можно найти в истории Нидерландов.
Это было самым тяжёлым временем в истории страны. Только-только началась революция, целью которой было обретение независимости от Испании.
Но противоречия рвали Нидерланды изнутри. Кто-то был лоялен испанскому королю. Кто-то был за независимость. Один хотел остаться католиком. А его сосед жаждал сделать страну протестантской.
Десятки лидеров тянули за собой последователей. И приводили их к гибели. Жгли на кострах нелояльных королю. Убивали католиков. Казнили протестантов.
Вот об этом “Притча о слепых”. Это предостережение Брейгеля, его завещание будущим поколениям. Нет правых и неправых. Не будьте слепцом, который бездумно следует за смелым и громкоголосым, но по сути таким же слепцом.
Зачем ещё сын менял картины отца
Есть работы, которые, как говорится, сделаны под копирку. Несмотря на их огромное количество. Так, знаменитую брейгелевскую «Ловушку для птиц» Питер Брейгель и его мастерская копировали более сотни раз.
Питер Брейгель Младший. Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц. 1615-1620. Частная коллекция. Фото из личного архива.
Для понимания масштабов: в России хранится не менее 3 таких копий. В частной коллекции Валерии и Владимира Мауергауз, в Пушкинском музее в Москве и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Скорее всего, такие копии есть и в других частных коллекциях.
Я их даже не буду показывать все, так как они очень похожи. И в сравнении нет смысла. Это тот случай, когда заказчик требовал «точно такую же» и Питер не отступал от шаблона почти ни на шаг.
Выше мы разобрали, почему у оригиналов и реплик не совпадали цвета.
Но порой Брейгель Младший изменял и композицию отца. И делал он это намеренно. Посмотрите на две их картины.
Сверху: Питер Брейгель Младший. Путь на Голгофу. 1620-е. Частная коллекция. Арт Волхонка, 2020. Снизу: Питер Брейгель Старший. Путь на Голгофу. 1564. Музей истории искусств, Вена. Wikimedia Commons.
У отца Христос с крестом теряется в толпе. И если вы не видели ранее этой картины, то у вас уйдёт какое-то время, чтобы найти главного героя.Сын же делает фигуру Христа крупнее и помещает ее на передний план. Вы почти сразу можете его увидеть.
Почему же сын так изменил композицию, не воспользовавшись готовой калькой? Дело опять же во вкусах заказчиков.
Питер Брейгель Старший закладывал определенную философию, изображая так мелко главного героя. Ведь это для нас распятие Христа — ключевое и самое трагичное событие Библии. Мы понимаем, как много он сделал для спасения людей.
А вот современники Христа едва ли это понимали, не считая немногочисленной группы приближенных к Сыну Божьему. Людям не было дело до того, кого там ведут на Голгофу. Разве что с точки зрения зрелища. Это событие терялось в ворохе их ежедневных забот и дум.
Но Питер Брейгель Младший не стал так усложнять сюжет. Заказчикам нужен был просто «Путь на Голгофу». Без многослойности смыслов.
Он упростил и отцовскую задумку «Семи дел милосердия».
Картина создана по фразе из Евангелия от Матфея. Она гласит, что его накормили, напоили, одели, к больному ходили, в заключении посещали, как путника принимали. В Средневековье к его словам добавили еще одно дело милосердия – захоронение по христианским законам.
На гравюре Питера Брейгеля Старшего мы видим не только все семь благих дел, но и аллегорию милосердия – девушку по центру с птицей на голове.
Сверху: Питер Брейгель Младший. Семь дел милосердия. 1620-е. Частная коллекция. Фото: Арт Волхонка, 2020. Снизу: Питер Брейгель Старший. Милосердие. 1559. Музей Бойманса ван Бенингена, Роттердам. Фото: The Hand of the Master, 2018.
А сын не стал ее изображать и превратил сцену почти в просто жанровую. Хотя мы по-прежнему на ней видим все дела милосердия.
Семь дел милосердия: 1. Одеть 2. Накормить. 3. Напоить. 4. Посетить в заключении. 5. Похоронить по-христиански. 6. Дать кров путнику. 7. Посетить больного.
PS.
Подведём итог про Брейгеля:
Брейгель – это художник-философ. Его нужно не рассматривать, а “читать”.
В его картинах сочетается нравоучение и любовь к жизни.
Брейгель НЕ был последователем Босха.
Брейгель уникален. Потому что главные герои его картин – простые люди. На это отважатся лишь 300 лет спустя Милле и Ван Гог.
Брейгель – гениальный художник.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.
Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.
В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.
В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.
В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).
В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.
В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.
В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.
В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.
«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.
Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.
Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.
Список картин Питера Брейгеля Старшего
Ниже перечислены картины южнонидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего.
Картина | Название | Год создания | Техника | Размеры (см) | Галерея |
---|---|---|---|---|---|
Пейзаж со Христом и апостолами на Тивериадском озере | 1553 | Дерево, масло | 67 x 100 | Частная коллекция | |
Поклонение царей | около 1556 | Холст, темпера | 124 x 169 | Королевские музеи изящных искусств, Брюссель | |
Притча о сеятеле | 1557 | Дерево, масло | 73,7 x 102 | Музей искусств Тимкена, Сан-Диего | |
Двенадцать пословиц | 1558 | Дерево, масло | 75 x 98 | Музей Майер ван ден Берг, Антверпен | |
Фламандские пословицы | 1559 | Дерево, масло | 117 x 163 | Берлинская картинная галерея, Берлин | |
Битва Масленицы и Поста | 1559 | Дерево, масло | 118 x 164,5 | Музей истории искусств, Вена | |
Детские игры | 1560 | Дерево, масло | 118 x 161 | Музей истории искусств, Вена | |
Морской бой в гавани Неаполя | 1560 | Дерево, масло | 42,2 x 71,2 | Галерея Дориа-Памфили, Рим | |
Падение Икара | 1560-е годы | Холст, масло | 73,5 x 112 | Королевские музеи изящных искусств, Брюссель | |
Падение мятежных ангелов | 1562 | Дерево, масло | 117 x 162 | Королевские музеи изящных искусств, Брюссель | |
Безумная Грета | 1562 | Дерево, масло | 117,4 x 162 | Музей Майер ван ден Берг, Антверпен | |
Триумф смерти | около 1562 | Дерево, масло | 117 x 162 | Прадо, Мадрид | |
Две обезьяны | 1562 | Холст, масло | 20 x 23 | Государственные музеи Берлина, Берлин | |
Самоубийство Саула | 1562 | Дерево, масло | 33,5 x 55 | Музей истории искусств, Вена | |
Портрет старой женщины | 1563 | Дерево, масло | 22 x 18 | Старая пинакотека, Мюнхен | |
На пути в Египет | 1563 | Дерево, масло | 37,1 x 55,6 | Институт искусства Курто, Лондон | |
Вавилонская башня | 1563 | Дерево, масло | 114 x 155 | Музей истории искусств, Вена | |
Поклонение волхвов | 1564 | Дерево, масло | 111,1 x 83.2 | Лондонская Национальная галерея, Лондон | |
Успение Богородицы | 1564 | Дерево, масло | 36 x 55 | Аптон-Хаус, графство Уорикшир | |
Путь на Голгофу | 1564 | Дерево, масло | 124 x 170 | Музей истории искусств, Вена | |
Свадебный танец на свежем воздухе | 1564—1565 | Пергамент на дереве, темпера | 183 x 218 | Уффици, Флоренция | |
Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц | 1565 | Дерево, масло | 37 x 55,5 | Королевские музеи изящных искусств, Брюссель | |
Охотники на снегу | 1565 | Дерево, масло | 117 x 162 | Музей истории искусств, Вена | |
Возвращение стада | 1565 | Дерево, масло | 117 x 159 | Музей истории искусств, Вена | |
Сенокос | 1565 | Дерево, масло | 117 x 161 | Дворец Лобковича в Пражском Граде | |
Жатва | 1565 | Дерево, масло | 119 x 162 | Музей Метрополитен, Нью-Йорк | |
Сумрачный день | 1565 | Дерево, масло | 118 x 163 | Музей истории искусств, Вена | |
Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии | около 1565 | Дерево, масло | 24 x 34 | Институт искусства Курто, Лондон | |
Вавилонская башня | около 1565 | Дерево, масло | 60 x 74,5 | Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам | |
Избиение младенцев | около 1565-1567 | Дерево, масло | 109,2 x 158,1 | Королевская коллекция | |
Вино на празднике Святого Мартина | 1565-1568 | Холст, темпера | 148 x 270,5 | Прадо, Мадрид | |
Вино на празднике Святого Мартина | около 1565-1568 | Холст, масло | 147 x 269,5 | Королевские музеи изящных искусств, Брюссель | |
Перепись в Вифлееме | 1566 | Дерево, масло | 115,5 x 163,5 | Королевские музеи изящных искусств, Брюссель | |
Страна лентяев | 1566 | Дерево, масло | 52 x 78 | Старая пинакотека, Мюнхен | |
Проповедь святого Иоанна Крестителя | 1566 | Дерево, масло | 95 x 160,5 | Музей изобразительных искусств, Будапешт | |
Свадебный танец | около 1566 | Дерево, масло | 119,4 x 157,5 | Институт искусств, Детройт | |
Поклонение волхвов в зимнем пейзаже | 1567 | Дерево, темпера | 35 x 55 | Ам Рёмерхольц, Винтертур | |
Обращение Савла | 1567 | Дерево, масло | 108 x 156 | Музей истории искусств, Вена | |
Калеки | 1568 | Дерево, масло | 18,5 x 21,5 | Лувр, Париж | |
Три солдата | 1568 | Дерево, масло | 20,3 x 17,8 | Коллекция Фрика, Нью-Йорк | |
Сорока на виселице | 1568 | Дерево, масло | 45,9 x 50,8 | Гессенский музей, Дармштадт | |
Притча о слепых | 1568 | Холст, темпера | 86 x 154 | Музей Каподимонте, Неаполь | |
Мизантроп | 1568 | Холст, темпера | 86 x 85 | Музей Каподимонте, Неаполь | |
Крестьянская свадьба | 1568 | Дерево, масло | 114 x 164 | Музей истории искусств, Вена | |
Крестьянский танец | 1568 | Дерево, масло | 114 x 164 | Музей истории искусств, Вена | |
Разоритель гнёзд | 1568 | Дерево, масло | 59,3 x 68,3 | Музей истории искусств, Вена |
Картина «Слепые», Питер Брейгель-старший
Сюжет основан на притче из Библии, которая гласит, что если слепец ведет слепого, то они обязательно попадут в яму.
На картине, двигаясь цепью и держась один за другого, медленно идут слепые. Исследования показали, что каждый ослеп от разных причин, так детально изобразил художник незрячие глаза. Каждый из них поднял голову, полагаясь не на зрение, а на обоняние и слух. Поводырь уже упал в пруд. Следующий уже запнулся за него. Третий вот-вот оступится. Остальные пока ни о чем не подозревают, но скоро все будут вместе. Художник сумел изобразить нарастание падающего движения. Никто не придет им на помощь. Не спасет от неминуемой гибели в пруду. Их гибель предначертана. На лицах – беспомощность и ужас. В центр мира живописец поставил судьбы живых людей, о которых никто не пожалеет. Так и зрячих, которые, кажется, видят дорогу, провидение ведет зачастую в пропасть.
Картина «Сорока на виселице» написана перед смертью художника. Она завершает его творчество, наполненное духовными исканиями.
Самые известные картины Яна Брейгеля Старшего
Картины Яна Брейгеля Старшего отличаются особым колоритом и техникой. Они выглядят роскошно и будто переливаются — отсюда и прозвище Бархатный. Вот несколько лучших произведений:
- «Рыбный базар (Призвание апостолов Петра и Андрея)» (1608) — формально это библейская сцена, но для автора это лишь повод изобразить прекрасный пейзаж с морем.
- «Лесной пейзаж» (1605-1610) — творчество Брейгеля включает разнообразные природные виды, но именно лесные считаются наиболее удачными. Лес на картине настолько густой, что небо почти не просматривается.
- «Вступление животных в Ноев ковчег» (1613) — яркий пример «райского пейзажа» — разработанного автором поджанра с мирно соседствующими европейскими и экзотическими животными.
- «Цветы в терракотовой вазе» (1620) — глядя на этот натюрморт, легко понять, почему автора прозвали «цветочным». Среди десятков цветов каждый уникален и непохож на другие.
Ян Брейгель Младший (1601 – 1678). Абрахам Виллемсен (ок. 1610 – 1672). Аллегория воды
Холст, масло
Происхождение: аукцион Dorotheum, Вена, 25 апреля 2015 года, лот 65; частная коллекция К. Мауергауза.
«Аллегория воды» – еще одно погружение в пучину символики, на сей раз – мифологической, в мир образов, так или иначе связанных с водой. Здесь и водопад, и море, здесь всевозможные рыбы, у одной из которых совершенно человеческое лицо, а пара других свободно парит в воздухе, здесь моллюски в диковинных раковинах и жемчужина – символ тайного знания, сияющая в раскрывшейся раковине. Крабы – обитатели морских глубин и пресноводный рак, птицы, живущие вблизи водоемов, заросли камышей – всё это более или менее реальные образы. Но вдалеке, по поверхности моря несется колесница с запряженными в нее водяными лошадьми – гиппокампусами, на спине одной из них стоит грозный бог морей и всех водных стихий Посейдон с трезубцем в руке, изначальный покровитель коневодства – первый, кто укротил коня и изобрел верховую езду. Нереиды, морские божества, исполненные покоя и неги, водят свои хороводы в такт движению морских волн.
Ключевая фигура на полотне – полунагая женщина, в правой руке она держит – рискну предположить – некий драгоценный головной убор, украшенный кораллами и жемчугом. В левой руке ее – огромная раковина, из которой льётся на землю вода – символ плодородия, жизненного начала. Быть может, это сама Амфитрита, супруга Посейдона? Или художник изобразил наяду Евбею в тот момент, когда за ней мчится влюбленный Посейдон? И кто эти очаровательные карапузы, играющие с черепахой и крабом?
На морском берегу у камышей сидит еще более загадочная мужская фигура с сосудом, из которого льётся вода. Так принято было изображать Водолея – самого таинственного из мифологических существ. Происхождение этого зодиакального персонажа до сих пор не выяснено. Его мистическое начало дополнительно усиливается появлением из воды некой безобразной и еще более загадочной сущности, крадущейся из-за камышового куста…
Несколько слов о соавторе Яна Брейгеля Младшего Абрахаме Виллемсене. О нем мало что известно. Настоящим открытием этого художника стали 1990-е годы, когда были обнаружены картины с его полной подписью, ибо он не был единственным из современных ему художников, кто подписывал свои работы монограммой AW. Виллемсен одно время жил в Париже, занимался копированием работ Рубенса, на которые был огромный спрос. Занимался продажей картин, в частности, в Испанию. В своем творчестве отдавал предпочтение историческим сюжетам и жанровым сценам.
Смерть
Когда Брейгелю было чуть за 40, Брюссель оккупировали испанские войска, которыми руководил герцог Альба. В городе начался хаос, люди жили в постоянном страхе и атмосфере недоверия даже друг к другу. Возможно, эти переживания и подкосили здоровье мастера. Художника не стало 5 сентября 1569 года. По информации библиографов, Питер Брейгель скончался из-за неизвестного заболевания.
Памятник Питеру Брейгелю
Последними творениями художника считаются картины «Сорока на виселице» (которую Питер Брейгель якобы завещал супруге), а также полотно «Торжество правды», существование которого оспаривается некоторыми биографами и искусствоведами. Дело в том, что до наших дней эта работа не сохранилась, и, по мнению историков, есть серьезные основания сомневаться в том, что она действительно существовала.
Большинство дошедших до нашего времени картин Питера Брейгеля хранятся в европейских музеях и частных коллекциях. В российских музеях полотен художника нет.
Рутгер Хауэр в роли Питера Брейгеля
В 2011 году польский режиссер Лех Маевский снял фильм «Мельница и крест», в основу которого легли некоторые факты из биографии Питера Брейгеля, а также сюжеты полотен художника. Эта картина получила лестные отзывы критиков, а также несколько серьезных кинонаград. В образе великого мастера предстал актер Рутгер Хауэр, также в фильме снялись Майкл Йорк, Шарлотта Рэмплинг, Йоанна Литвин.
Деревенский художник
Несмотря на богатый жизненный опыт Брейгеля, на то количество мест, которое ему удалось посетить, чуть ли не три четверти его картин посвящены деревенскому быту и природе. На его полотнах зачастую даже нельзя различить лиц отдельных персонажей, иногда они просто сливаются с окружающей их природой. Скорее всего, именно поэтому Питера Брейгеля-старшего позднее окрестили Питером «мужицким».
Примерно в 40 лет Брейгель, живший в Брюсселе, увидел настоящее зверство: армия испанского герцога Альбы начала буквально вырезать всех еретиков в Нидерландах. Несколько тысяч нидерландцев были приговорены к смерти, остальные несколько лет жили в страхе, опасаясь очередной жестокой расправы от испанцев. Картины, написанные Брейгелем в это время, носят откровенно депрессивный характер.
Умер художник 5 сентября 1569 года, его тело было похоронено в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель. В российские музеи произведения Брейгеля, к сожалению, не попали — более трети его картин хранится в венском Музее истории искусства.
Два Яна и Абрахам: alexspet
Ян Брейгель Старший, прозванный Бархатным, именовался также Цветочным: его многочисленные букеты и цветочные гирлянды были написаны с таким мастерством, что многие именитые художники приглашали Яна Брейгеля Бархатного-Цветочного к сотрудничеству: написать цветы в их картинах на разные сюжеты. Самый знаменитый и виртуозный живописец, с которым довелось сотрудничать Брейгелю Бархатному — Питер Пауль Рубенс. Но сегодня мы рассмотрим только те цветочные композиции, которые написаны лично Брейгелем Бархатным. Все его букеты можно условно разделить на три типа: первый — это высокие букеты, такие, как замечательная композиция с черным ирисом вверху поста. Два других высоких букета из Музея истории искусств в Вене Яна Брейгеля Старшего я уже упоминала в http://alexspet.livejournal.com/117930.htmlОдин из этих букетов был в деревянной кадке, а среди цветов в центре помещён рябчик, который называют ещё царской короной. Есть два авторских повторения этого натюрморта Брейгеля Бархатного — в Старой пинакотеке в Мюнхене и в Рейксмузеуме в Амстердаме. Повторения написаны с отличиями в деталях. Я размещаю ниже все три варианта, чтобы те, кому нравится искать отличия, могли поупражняться.))) Все картинки далее — кликабельны.
Ян Брейгель Бархатный. Цветы в деревянном сосуде, 1606-1607. Дерево, масло, 98х73 см. Музей истории искусств, Вена.
Ян Брейгель Старший. Букет цветов, между 1600-1625. Дерево, масло, 125х96 см. Старая Пинакотека, Мюнхен; Натюрморт с цветами,1600-1630. Дерево, масло, 113,7×86,4 см. Рейксмузеум, Амстердам.
Композиция с чёрным ирисом, лилиями и гортензиями, тоже пример высокого букета, и другая — с рябчиком и подсолнухами, венчающими букет, написаны Брейгелем Бархатным приблизительно в одно время и, судя по одинаковым технике, размерам и формату, они могли быть парными:
Брейгель Бархатный. «Цветы в вазе» и «Цветочная ваза», 1600-1625. Холст, масло, 181х70 см. Прадо, Мадрид
Ещё два авторских варианта натюрморта с тюльпанами и розами в китайской вазе из разных музеев. Они отличаются и основой под живопись: букет из галереи Маурицхёйс написан на дереве, а букет из музея Прадо — на медной пластине:
Цветы в вазе Ван-Ли, около 1600-1615. Дерево, масло, 42×34,5 см. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага; Цветы в вазе с бабочками, 1600-1625. Медь, масло, 48х35 см. Музей Прадо, Мадрид.
Натюрморты с розами в китайской вазе — это другой тип букета, более скромный, невысокий и с небольшим количеством цветов. Такого же типа — изящная композиция с розами, тюльпанами и вьюнком в стеклянной вазе из музея Прадо:
Брейгель Бархатный. Ваза с цветами, 1600-1625. Дерево, масло, 41х33 см. Прадо, Мадрид.
К этому же типу можно условно отнести небольшие изящные букеты из разных цветов в одном и том же стакане. Последняя картина, из Амброзианы — моё фото из их каталога — не слишком радует качеством, но лучше невозможно.
Брейгель Бархатный. Натюрморт с цветами в стакане, 1600-1625. Медь, масло, 24,5х19 см. Рейксмузеум, Амстердам; Цветы, в.п. 16 в. Дерево, масло, 49х39 см. Музей Прадо, Мадрид.
Брейгель Бархатный. Цветы в стакане, около 1618. Медь, масло, 43х30 см. Пинакотека Амброзиана, Милан.
Тип горизонтальной композиции с лежащими цветами:
Цветы в чаше, 1615. Дерево, масло, 44х66 см. Прадо, Мадрид.
Подобную композицию в этой же каменной чаше написал сын Брейгеля Бархатного — Ян Брейгель Младший (1601-1678):
Ян Брейгель Младший. Чаша с цветами, до 1630. Дерево, масло, 44,5 × 71,5 см. Национальный музей, Гданьск.
Цветочные композиции, как и пейзажи, Яна Брейгеля Младшего представлены в основном в частных коллекциях, есть много картинок с аукционов, но учитывая, что информация о них неполная и неподтвержденная, я их не привожу, чтобы не распространять сомнительные сведения — слишком много скандалов с аукционными произведениями этого времени, не хочу их поддерживать и вносить хаос в информацию о наследии семейства Брейгелей.
Ещё два примера композиций с лежащими цветами Яна Брейгеля Бархатного:
Брейгель Бархатный. Цветы в корзине и в вазе, 1615. Дерево, масло, 55,2×89,1 Вашингтонская национальная галерея.
Брейгель Бархатный. Цветы на плите, 1600-1625. Дерево, масло, 43х33 см. Прадо, Мадрид.
Завершу рассказ о цветочных натюрмортах от семейства Брейгелей роскошным барочным натюрмортом Абрахама Брейгеля (1631–1690/1697) — сына Яна Брейгеля Младшего, внука Яна Брейгеля Старшего (Бархатного) и правнука Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого):
Абрахам Брейгель. Фрукты и цветы, между 1670-1680. Холст, масло, 75,5×97,5 см. Музей Бойманс-ван Бёнинген, Роттердам.
Ян Брейгель Старший
Ян Брейгель Старший, Бархатный, (1568-1625) учился в Брюсселе, работал в Неаполе, Риме и Милане, затем в Антверпене, был великолепным живописцем и рисовальщиком. На выставке представлен эффектный, необычайно тонко и тщательно исполненный натюрморт с букетом, составленным из цветов разной формы и окраски, в глиняной вазе.
Ян Брейгель Младший. Букет цветов в вазе
Ян Брейгель Младший
Изображения цветочных букетов в религиозных сценах появились в европейской книжной миниатюре и живописи позднего Средневековья. Они создавали символическую композицию с Мадонной и Младенцем. А также сцены Благовещения, где ирисы и белые лилии иносказательно говорили о непорочности Девы Марии. Современникам художника были хорошо известны слова Эразма Роттердамского о двойном удовольствии, получаемом от изображения яркого цветка. Ведь здесь преклонение перед мудростью Природы соединяется с восхищением мастерством живописца.
Ян Брейгель Младший. Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу
Что было делать в начале жизни Яну Брейгелю Младшему (1601-1678), имея таких гениальных родственников. Он стал учеником известного антверпенского живописца Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), своего отца. А в 1622 году, следуя примеру отца и деда, он направился в Италию, работал в Милане и в Палермо. Там встретился с другом детства Антонисом ван Дейком.
Ян Брейгель Младший. Деревенский пейзаж
Искусство Младшего Брейгеля
В 1625 году художник возвратился в Антверпен в связи со смертью отца и необходимостью возглавить семейную мастерскую. В Вене и Париже Ян Брейгель Младший создавал произведения для венценосных заказчиков, был соавтором работ многих антверпенских мастеров, в том числе Рубенса. У Яна Брейгеля Младшего было одиннадцать детей, и пятеро из них: Ян Петер, Абрахам, Филипс,Фердинанд и Ян Баптист, также были живописцами. Они обязательно принимали участие в деятельности семейной мастерской.
Ян Брейгель Младший (1601–1678). Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры
Ян Брейгель Младший в своих картинах приближается к непревзойденному качеству миниатюрной живописи. В них прослеживается настойчивое стремление увидеть в обыденном пейзажном мотиве нечто исключительное и загадочно-привлекательное. Художник достигает этого изящным рисунком деталей. Уровень живописного мастерства Яна Брейгеля Младшего был очень высоким.
Ян Брейгель Младший. Большой букет (Фрагмент)
Живописное мастерство
Картина «Большой букет из лилий, ирисов,тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры» Яна Брейгеля Младшего считается самой большой по размерам работой мастера. Обилие нескольких разновидностей роз, примул, васильков, нарциссов и других белых, красных и синих цветов давало возможность зрителям XVII века искать символику изображений. Цветы намекают на то, что красота материального мира преходяща, а мастерски написанная керамическая ваза — на бренность всего земного. Ваза украшена овальными медальонами с фигурами лежащих Амфитриты и Цереры, языческих богинь Воды и Земли, двух важнейших веществ, необходимых для жизни цветов.
Ян Брейгель Младший. Аллегория вкуса
Картина «Аллегория вкуса» Яна Брейгеля Младшего изобилует множеством аллегорических деталей. За столом, уставленным яствами, сидит женщина с чашей вина, ее угощает рогатый сатир. Рядом стоит большое блюдо с устрицами. Устрицы считались в ту пору деликатесом, как и вино, стимулирующим сексуальную потенцию. Кажется, это мнение бытует и в наше время.
Йос Де Момпер Младший и Ян Брейгель Младший «Деревенский пейзаж с колодцем»
«Триумф смерти» (около 1562)
На дальнем плане – выжженная земля, полыхают огни пожаров. Все застилает едкий дым. Смерть размножилась, ее костлявые скелеты мелькают везде. Кажется, что Апокалипсис уже наступил. В самом отдалении человека приготовили к колесованию. Поодаль стоят виселицы с повешенными. Осужденных утопить уже одели в белые саваны и спускают на воду. Многим отрубают головы. Смерть с косой уничтожает все на своем пути. Ее подруга в верхнем левом углу бьет в колокола, вещая, что миру пришел конец. В нижнем правом углы картины кавалер играет даме на лютне, предпочитая не замечать стоящую рядом смерть, забирающую их соседку по пиршественному столу. Напротив них, в левом углу, приходит конец королю с короной, в доспехах, в алом плаще, подбитом горностаем. Скелет, стоящий рядом, показывает на песочных часах, как время его жизни утекает. Простой народ и аристократы – все равны перед смертью.