С этой книгой читают
Замалчиваемая История РоссииЛевашов Николай Викторович
Россия – уникальная страна, уникальная во всех отношениях. Взять хотя бы название страны и… всплывёт целый пласт информации, о которой большинство жителей России не…
3.55
(11)
Полная история тайных обществ и сект мирафон Паль Лин, Благовещенский Глеб, Спаров Виктор
Эта книга представляет безусловный интерес для читателей, стремящихся глубоко проникнуть в историю и ритуалы самых могущественных тайных организаций в истории…
2.94
(7)
Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 годаЛомоносов Михаил Васильевич
Народ российский от времен, глубокою древностию сокровенных, до нынешнего веку толь многие видел в счастии своем перемены, что ежели кто междоусобные и отвне нанесенные…
4.37
(6)
Всемирная история. Том 1. Древний мирЙегер Оскар, Егер Оскар
Первый том уникального издания Оскара Йегера «Всемирная история» — «Древний мир» — охватывает ход истории человеческого общества с четвертого тысячелетия до нашей эры до…
3.34
(5)
Неизвестная война. Тайная история СШАБушков Александр
Эта книга о Гражданской войне в США 1861-1865 гг.
Первый вопрос, который может возникнуть у читателя — почему именно о ней? Автор с присущим ему полемическим задором…
4.34
(7)
Всемирная история. Том 2. Средние векаЙегер Оскар, Егер Оскар
Книга О. Йегера посвящена той эпохе в истории человечества, которая известна под названием «средние века». Этот яркий и насыщенный разными событиями период описан…
4.28
(5)
Тайная история сталинских преступленийОрлов Александр Павлович
Читателю, которому попадет в руки эта книга, будет интересно сравнить ее с официозным присталинским изложением событий, о которых повествует Орлов. Уделив много внимания…
2.82
(5)
Всемирная история. Том 4. Новейшая историяЙегер Оскар, Егер Оскар
В четвертом томе «Всемирной истории» Оскара Егера увлекательно, образно и просто рассказывается о развитии человеческого общества от революции во Франции конца XVIII…
4.5
(6)
Возможно ли покаяние?
Ответ находим в картине «Распятие» (после смерти художника осталось 208 рисунков к ней). Николай Ге намеревался потрясти души людские этим полотном, на котором завеса тьмы контрастирует с яркой зеленью в фокусе ослепительного света: «Я сотрясу их мозги страданиями Христа. Я заставлю их рыдать, а не умиляться» . Именно у разбойника, прозревающего на кресте («И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:42–43)), происходит духовное перерождение.
Николай Ге. Распятие
Художник полагал, что время католического искусства в прошлом, и, как и Николай Гоголь, ратовал за возрождение человека, даже гибнущего грешника, что и стало возможным для покаявшегося разбойника, но, к сожалению, не для Иуды, погубившего душу свою и впоследствии удавившего себя (Мф. 27:3–5) или, согласно Деяниям, «приобретшего землю неправедною мздою и… низринувшегося…» (Деян. 1:18).
Момент осознания своего греха ссутуленным Иудой, закутанным в коричневый плащ и смиренно склонившим голову в пещере у гробницы Спасителя, запечатлен на картине Николая Ге «На месте погребения Христа», известной еще под названием «Раскаяние Иуды», где снова использован неканонический фрагмент «раскаяния», отсутствующий в Священном Писании.
Николай Ге. На месте погребения Христа (Раскаяние Иуды)
Этическая сторона учения Христа становилась главенствующей в индивидуальных исканиях Истины, в осмыслении живописцем библейских событий (в этом ярко выраженная близость с Л. Толстым и его тенденцией «демифологизации» слова Божьего), за что упрекали Николая Ге и чем аргументировали его отход от традиции писания Спасителя и даже профанацию Евангелия (которое, по воспоминаниям сестры Л. Толстого, он знал чуть ли не наизусть и всегда носил при себе) в угоду новейшим теориям христианства. Религиозной же живописью в свою очередь художник считал лишь ту, которая может отражать судьбы человечества и духа, «обреченного на исправление». Художественное неканоническое «воззрение», пожалуй, стало одной из причин, по которой Николай Ге в 1855 г. не был приглашен расписывать Владимирский собор вместе с В. Васнецовым, М. Врубелем, М. Нестеровым и др. В воспоминаниях последнего читаем: «Последний раз я видел Николая Николаевича в Киеве, в те дни, когда я расписывал Владимирский собор. Помню, мы сидели с Виктором Михайловичем Васнецовым на балконе. Мы отдыхали после рабочего дня, о чем-то лениво говорили, как вдруг Васнецов говорит: ‟Смотрите, ведь это едет Ге”. Я обернулся и увидел Николая Николаевича, ехавшего на извозчике в сторону Софийского собора. С ним на пролетке сидел почтительно, бочком, молодой человек, по виду художник. Николай Николаевич что-то оживленно ему говорил, и нам показалось на наш счет, так как смотрели оба на наш балкон. Ни он нам, ни мы ему не поклонились, и этот наш поступок мы не могли забыть и простить себе всю жизнь. Вызван он был тем, что Ге всюду и везде с великой враждой относился к нашей попытке росписи во Владимирском соборе» .
Ярким свидетельством жизни Ге для других, творчества как служения является его искреннее искусство и тысячи душ, обращенных ко Христу посредством душевного огня, зажженного в них при знакомстве с играющими светотенями полотнами мастера.
О совести
Задумывались ли вы, что такое совесть? Со-весть… Вeсть от ст.-слав. вѣдѣти (ведать, знать, разуметь). То есть соединение со знанием, истиной, волей Господа. Современный русский поэт И. Жданов рассуждает так: «Со-весть, весть, совместная с кем? С кем в первостепенную очередь, если не с Богом? Твоего бессмертного с твоим абсолютным собеседником. Твоей души с ее Создателем» . Незатейливым способом можно выяснить, что слово «совесть» встречается в Новом Завете около 30 раз. Так, например, в Послании Петра читаем: «Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (1 Пет. 3:16). Легко ли иметь добрую совесть? Частенько каждый из нас испытывает ее угрызения, даже муки… Трудно не согласиться с Е. Евтушенко:
Мы живем, умереть не готовясь,забываем поэтому стыд,но мадонной невидимой совестьна любых перекрестках стоит.
Совесть не просто стоит, а еще, как верно подметил А. Пушкин, этот «когтистый зверь» скребет струны сердца. Вот что наскребывала совесть на скрижалях сердца великого художника Николая Ге, который, отказавшись от должности профессора (звание было присвоено за «Тайную вечерю») Императорской Академии художеств в Петербурге, последние 18 лет жизни провел на глухом хуторе Ивановский Черниговской губернии в поиске ответов на самые главные вопросы духовного характера? Из-за этого современники видели в нем то апостола-проповедника, то юродивого, то чудного барина-«доброго пана», не чурающегося ни в поле пахать, ни пасеку завести, ни ремесло печника освоить.
Известно, что гостями Ге в этих краях были Илья Репин, Михаил Врубель, Валентин Серов, Лев Толстой, Павел Третьяков, а также ученики Киевской рисовальной школы Н. Мурашко, впоследствии небезызвестные художники И. Пархоменко, С. Костенко и др. К слову, Николай Ге учился в первой Киевской гимназии на Липках и историю преподавал ему не кто иной, как Николай Костомаров.
Популярное за 7 дней
Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
05.05.23 23:43
Самые древние и интересные иконы Георгия Победоносца
05.05.23 09:03
Управляющий делами УПЦ прокомментировал попытку нападения на Предстоятеля
01.05.23 10:04
Если ложь во благо, является ли она грехом?
03.05.23 10:21
7 мая — день памяти преподобной Елисаветы Константинопольской, чудотворицы
07.05.23 07:40
Можно ли поворачиваться спиной к алтарю в храме?
05.05.23 15:10
Так почему же Бог допускает несправедливость в мире?
01.05.23 08:56
Подмена – основное искушение для современных православных
03.05.23 10:25
Многовековую липу-часовню снесли в Почаеве
02.05.23 11:31
Управляющего делами УПЦ полтора часа продержали на КПП под Киевом
06.05.23 16:39
О «совестливых» потомках
Нынче на хуторе Ивановском (теперь с. Шевченко Бахмачского р-на Черниговской обл.) осталось около 5 домов, тополевая аллея, насаженная художником, была вырублена, пруд засыпали, на месте усадьбы – пустырь. Захоронения Николая Ге и его жены сохранились благодаря усилиям местного учителя и краеведа А. Цыганка из с. Ивангород (находится в нескольких километрах от хутора Ге), и только к 140-летию (в 1971 г.) на могиле был установлен бронзовый памятник. Коллекцию организованного народного музея Н. Н. Ге в с. Ивангород, где было собрано 884 экспоната усилиями правнучатой племянницы О. Рубан, трижды грабили во времена «перестройки». Оставшиеся работы живописца передали в Ичнянский краеведческий музей. Открытие отдела, посвященного Ге, приурочили к 180-летию со дня его рождения.
Могила художника в с. Шевченко Черниговской обл.
Время бежит неумолимо… 27 февраля исполняется 190 лет со дня рождения великого художника, написавшего изумительные исторические и религиозные полотна, более ста портретов известных русских писателей, поэтов, ученых, украинских видных деятелей, крестьян («Девушка-украинка», «Старый крестьянин», «Мальчик-украинец»). Ге придавал каждой картине, по его выражению, «форму живую», запечатлел колоритные пейзажи дивного украинского края («Сумерки. Украина», «Пруд на хуторе», «Рассвет. Хутор», «Лунная ночь. Хутор»), инициировал продажу работ для сбора денег на памятник великому Гоголю в Нежине.
Почтим память этого «чистого, нежного, гениального старика-ребенка, всего по края полного любовью ко всем и ко всему, как те дети, подобными которым надо быть, чтобы вступить в Царство Небесное» (Л. Толстой). Окунаясь же в бурлящий океан жизни, унывать и хандрить не станем, следуя наставлениям самого Николая Ге: «…Нужно жить так, как человек плывет… Плыть нужно непрестанно и всякую минуту брать с бою усилием в этом плаванье, в этом и жизнь. Хандра – глупость, ее нужно гнать, ведь вы здесь временно, вы здесь посланы, чтобы сделать дело. Мямлить некогда, нужно спешить, чтобы побольше сделать на Того, кто нас послал на работу (выделено нами. – Н. С.). Ну! Милый человек, поднимите голову… Бодро, смело, с достоинством идите вперед, а что будет, это не наше дело. Это разберут без нас…» .
Наталья Сквира
Литература:
Предисловие редакторов
Эту книгу мой близкий друг Николай Владиславович Бессонов задумал написать более двадцати лет назад. Когда мы познакомились, Николая заинтересовала история цыган-кишинёвцев: я знал, что мои предки – выходцы из Бессарабии, но более подробной информацией о жизни цыган того времени я не обладал. Наша история передавалась от старшего поколения к младшему из уст в уста, и многое из кочевой жизни цыган-кишинёвцев было потеряно безвозвратно.
Николай стал собирать в архивах документы и фотографии, рассказывающие нам историю кишинёвцев в период XIX–XX веков. Я старался как можно больше познакомить Николая с нашими традициями, а также при каждой возможности я знакомил его со старшим поколением цыган-кишинёвцев. Вместе с Николаем мы объездили много городов, где проживают кишинёвцы. Из этих экспедиций он почерпнул много полезной информации о жизни нашего народа. К сожалению, 25 ноября 2017 года Николая не стало, но к этому времени основная часть книги уже была им написана.
В книге собрано много уникальной информации. Когда рукопись книги прочитал Боцман Орисов, известный среди цыган-кишинёвцев знаниями об истории своего народа, он мне написал: «Я думал, что относительно прошлого цыганкишинёвцев мне известно многое, но, прочитав труд Бессонова, я понял, как мало знаю. Собрав по крупицам историю этого этноса от рабства до наших дней, Бессонов дал анализ судьбы цыган-кишинёвцев в зависимости от исторического периода. Например, он отмечает положительное влияние оседлого образа жизни. Действительно, мой брат Зурила Фёдорович Орисов 1951 года рождения после Указа 1956 года окончил 10 классов школы, отслужил в армии, проучился в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. И таких примеров много. Бессонов-русский по национальности, художник – по образованию, историк – по зову сердца. Он совершенно бескорыстно служил изучению истории и культуры цыган. Мы это будем помнить и передавать нашим детям и внукам». Это высокая оценка от старшего поколения цыган-кишинёвцев.
Кирилл Кожанов и Владимир Чеботарёв, г. Москва, 2020 год. Из архива В. Е. Чеботарёва
Для меня же публикация данной книги будет самой большой памятью о моём близком друге Николае.
Над текстом этой книги Николай Владиславович Бессонов работал многие годы. К моменту его внезапной смерти в конце 2017 года рукопись была в значительной степени готова, хотя некоторые части и требовали доработки. В данной публикации мы использовали последнюю редакцию текста и следовали пожеланиям автора о структуре книги. При подготовке рукописи к печати мы старались сохранить авторский текст и оригинальный стиль, не прибегая к редактированию. Отчасти такое решение было принято и потому, что ответить на возникающие замечания и вопросы было некому.
Все дополнения, сделанные нами, имеют соответствующие пометы. В архиве Николая Бессонова сохранился ряд фотографий, которыми он собирался проиллюстрировать книгу: они, а также другие, подобранные уже нами, иллюстрации были использованы в настоящей книге по нашему усмотрению. Фотоиллюстрации подписаны и расставлены по тексту при подготовке рукописи.
Так как настоящее издание – первое комплексное описание истории и культуры цыган-кишинёвцев, в книге содержится ряд приложений – воспоминания о жизни цыган-кишинёвцев в городе Энгельсе Саратовской области в 1960-1970-е годы, литературные тексты (как на кишинёвском диалекте цыганского языка, так и на русском языке), раскрывающие разные периоды из истории цыган-кишинёвцев, а также словарь редкой или забывающейся лексики с комментариями.
Надеемся, что книга будет интересна не только для специалистов (историков, этнографов, лингвистов), но и для самой широкой публики, прежде всего для самих цыган-кишинёвцев.
Аннотация
Искореняя колдовство, инквизиторы проявили чудовищную жестокость. В странах Западной Европы было сожжено по меньшей 200000 женщин.
Эта книга поведает не только о мифологии колдовства. Ведь судьи обвиняли в полетах на метле, шабашах ведьм и чародействе прежде всего ради конфискации собственности.
Благодаря протоколам и старинным гравюрам мы можем заглянуть в подвалы инквизиции. Как строился допрос?
Какие пытки применялись для того, чтобы выбить признание? Что творилось в темницах? Каков был ритуал казни?
На все эти вопросы даёт ответ историк и художник Николай Бессонов, сопровождающий свой научно-популярный текст уникальными авторскими иллюстрациями. Обо всём этом и не только в книге Суды над колдовством.
Книга написана в жанре научно-популярной литературы, где в доступной и понятной форме читателю излагаются исторические факты. Средневековье — время разгула мракобесия и оккультизма, поэтому вполне закономерно появление «бича Господня» — святой Инквизиции. Автор подробно описал методы и орудия, с помощью которых благочестивые отцы получали признания от ведьм и колдунов. Истоки зарождения, развитие и постепенное угасание ведовских процессов описаны Николаем Бессоновым с присущей ему живостью и точностью.
Богатый иллюстративный материал помогает воссоздать вербальную картину ужасов ведовских процессов, а многочисленные литературные источники сориентируют читателя в многообразии книг по теме «колдовство».
Данная книга предназначена для широкого круга читателей.
Скачать или читать онлайн книгу Суды над колдовством
На этой странице свободной электронной библиотеки fb2.top любой посетитель может
читать онлайн бесплатно полную версию книги «Суды над колдовством» или скачать fb2
файл книги на свой смартфон или компьютер и читать её с помощью любой
современной книжной читалки. Книга написана автором Николай Владиславович Бессонов,
относится к жанрам История,
Религиоведение,
добавлена в библиотеку 07.10.2018 и доступна
полностью, абсолютно бесплатно и без регистрации.
С произведением «Суды над колдовством» , занимающим объем 327 печатных страниц,
вы наверняка проведете не один увлекательный вечер. В нашей онлайн
читалке предусмотрен ночной режим чтения, который отлично подойдет для тёмного
времени суток и чтения перед сном. Помимо этого, конечно же, можно читать
«Суды над колдовством» полностью в классическом режиме или же скачать всю книгу
целиком на свой смартфон в удобном формате fb2. Желаем увлекательного
чтения!
С этой книгой читают:
-
Готланд Эрманариха: остроготы в Восточной Европе на рубеже Древности и Средневековья
— Ирина Зиньковская -
Трагедия пирамид: 5000 лет разграбления египетских усыпальниц
— Петер Элебрахт -
Армия Наполеона
— Олег Соколов -
Москва и татарский мир
— Булат Рахимзянов -
Боевые слоны в античности и раннем средневековье
— Артём Попов, Андрей Банников -
Эпоха великих потрясений: Энергетический фактор в последние десятилетия холодной войны
— Ольга Скороходова -
Книн пал в Белграде. Почему погибла Сербская Краина
— Милисав Секулич -
Монгольская империя и кочевой мир
— A. Хурэлбатор, Дениз Эгль, Кэролайн Хамфри, Каренина Коллмар-Пауленц, Тимоти Мэй, Сергей Дмитриев, Доржи Цыбикдоржиев, Сергей Васютин, Джозеф Флетчер, Юрий Кривошеев, Эдуард Кульпин-Губайдуллин, Томас Холл, Питер Голден, Алексей Тишкин, Пётр Дашковский, Борис Базаров, Томас Барфилд, Татьяна Скрынникова, Анна Цендина, Анатолий Хазанов, Вадим Трепавлов, Сергей Кляшторный, Евгений Кычанов, Николай Крадин, Роман Почекаев -
Российская империя. Полная история страны
— Мария Баганова -
Фаберже и русские придворные ювелиры
— Галина Смородинова, Валентин Скурлов
«Страстной цикл»
На усадьбе хутора, нынче поросшей кустарником, был создан «Страстной цикл», посвященный евангельским сюжетам и захватывающий виражи нашего внимания не только зрелищностью красок, плакатной выразительностью и масштабом экспрессии, но и глубиной эмоционального воздействия. Это вершина как русского, так и европейского искусства тех времен. Посещая Третьяковскую галерею, почему-то чуть дольше обычного задерживаешься у картины Ге «Совесть. Иуда»…
Николай Ге. Совесть. Иуда
…Люди с факелами ведут Христа. За ними торопятся ученики Его – Петр и Иоанн. А на тропке, освещенной символичным лунным светом, – Иуда, который и должен поспешить за Господом, но не может
Ибо испепелен мучительным выбором совести… и в который раз изображен художником «без лица»: «Лицо Иуды не важно, и все попытки его выразить бесцельны и ни к чему не привели»
Сам Николай Ге так объяснял суть картины: «Нельзя Иуду понять, ежели не будет перед ним его преступление, смысл которого для него удаление Идеала, по его причине… Такой Иуда – в каждом из нас, когда мы остановились и не можем бежать за тем, кто наш Идеал, наша жизнь, смысл нашей жизни. Вот эта связь зрителя с положением Иуды и дала название этой картине ‟Совесть”» .
Ученик Николая Ге Лев Ковальский вспоминает эмоциональные размышления о замысле картины своего учителя: «‟Господа” ничего не поняли в моей картине <…> Они привыкли видеть в Иуде предателя, шпиона. Я же хотел в нем видеть человека <…> И вот стоит бедный Иуда, брошенный всеми и оттолкнутый, продавший то, что было дороже всего в мире, что давало духовную жизнь. Совесть мучит, идти некуда, и только и остается лишить себя жизни… Это не шпион, предатель – это заблудившийся человек, не злой, но глубоко несчастный, как несчастны миллионы минутно заблудившихся и делающих массу зла, а потом или целую жизнь мучающихся своими поступками, или же лишающих себя жизни, как это сделал Иуда» .
Образ Иуды не менее виртуозно выписан и в «Тайной вечери». По словам Ильи Репина, во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине на данную тему. Перед нами будто живая трапеза Христа с учениками: «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить ему, каждый из них: не я ли, Господи?» (Мф. 26:20–22). Горделивый Иуда выделяется среди учеников, хотя расположен напротив них, против света, в полумраке: тьма объяла его. Он стоит с закинутым за плечо плащом, но намерен уйти… «Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее» (Ин. 13:27). Щемящее чувство смятенных учеников подчеркивает нависающая грузная тень от фигуры Иуды.
Николай Ге. Тайная вечеря
Тяжкий грех совершен Искариотом, казначеем-сребролюбцем апостольской общины, по научению сатаны, сулившего ему несметные богатства мира. Иван Жданов тонко использует образ полой отгоревшей звезды Искариота, исполненной промозглой золы и лишенной света:
Иуда плачет – быть беде!Опережая скорбь Христа,он тянется к своей звездеи чувствует: она пуста.В ней не ни света, ни тепла –одна промозглая зола.Она – не кровь и не вода,ей никому и никогдане смыть греха… .
О книге
Всё, происходящее в настоящем, имеет под собой историческую основу, у всего есть первопричина, и эти факты нельзя игнорировать. Эти знания формируют понимание закономерного развития жизни и человеческой цивилизации. Интересно как то, какие этапы проходят цивилизации в своем развитии, так и то, какие конкретно события, решения, взаимодействия приводят к кризисам или расцвету.
Книга «Суды над колдовством. Иллюстрированная история» Бессонов Николай Владиславович – незабываемое произведение в жанре история. исторические науки. Книга дает представление о важных страницах истории, рисует картины прошлого, причем многие из представленных данных могут вызвать удивление. По мере чтения всё глубже вникаешь в тему, всё лучше разбираешься в исторических процессах и находишь ответы на вопросы.