Ге н. петр i допрашивает царевича алексея в петергофе

Прием и критика

Писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин в своей обширной статье «Первая передвижная выставка живописи» , опубликованной в журнале « Анналы Отечества» , уделяет большое внимание живописи Гая. Он, в частности, пишет:. Картина « Петр Великий беседует с цесаревичем Алексием в Петергофе» на марке Почты России 2006 года.

Картина « Петр Великий беседует с цесаревичем Алексием в Петергофе» на марке Почты России 2006 года.

Отмечая, что «личность Петра явно симпатизирует господину Гаю , Салтыков-Щредрин, со своей стороны, выражает большое уважение к роли императора в русской истории и его моральным качествам. Он положительно оценивает реформы Петра Великого, считая, что последующий провал некоторых из них связан не с ним, а с «тем, что те, кто продолжал его дело, применили только его букву и полностью забыли ее дух». . Вот почему в изображении конфликта симпатии Салтыкова-Щедрина всецело на стороне Петра, который опасается, что цесаревич Алексей, взойдя на престол как наследник, разрушит большую часть того, что он создал. По словам Салтыкова-Щедрина, «характер Петра представлен в ясности совершенной красоты, которая только дает человеку восхитительный душевный покой» , а цесаревич Алексий испытывает трепет перед встречей с отцом, «моральное беспокойство. иного рода, что из униженного бытия .
«

Искусствовед Владимир Стасов также опубликовал статью об 1- й выставке передвижников. Он также видит в сети одно из лучших, что там представлены. Он, в частности, пишет, что:

Кроме того, в отличие от Салтыкова-Щедрина, Стасов гораздо более критично относится к личности Петра Великого, видя в нем тирана и деспота, а в царевиче жертву, и с этой точки зрения критикует композицию. полотна Гей.

Критик Наталья Зограф, изучающая творчество Гая, считает, что эта картина является ярким свидетельством сближения художественного подхода Гая с подходом Амбулаторных: чтобы запечатлеть эти исторические личности, «его прежде всего интересуют внутренние мотивы. аспекты своих действий » , и « руководствуется требованием ценить людей и события в их моральном измерении » .

Петр 1 допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

Кратко о живописном полотне

Ге родился в 1831 г.. По окончании киевской гимназии поступил сначала в Киевский, затем в Петербургский университет, но оставил его и поступил в Академию художеств, где учился семь лет. За полотно «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» был удостоен золотой медали и послан за границу, где пробыл с 1857 по 1863 г.г.. По возвращении в Россию выставил исторический шедевр «Тайная вечеря», отражающую его давний и глубокий интерес к истории Иисуса Христа. За ней последовали «Вестники воскресения» и «Христос в Гефсиман-ском саду». Вскоре Ге снова уезжает в Италию. В 1867 г. во Флоренции им был написан портретный образ А. И. Герцена.
В 1870 г. oотвращается в Петербург, где создает три исторических картины: «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы», «Пушкин в Михайловском», портреты Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1875 г. Он поселился в Черниговской губернии, где занимал различные выборные должности.
В 19882 г. Ге сблизился с Л. Н. Толстым, что вместе с его собственным мироощущением повлияло на характер его творчества. С 1884 г. пишет ряд произведений на религиозные сюжеты,
портрет Л.Н. Толстого, 10 рисунков к его рассказу «Чем люди живы».
Во второй половине XIX века ряд прогрессивных живописцев (кроме Ге-: Крамской, Поленов, Антокольский) обращались к евангельским сюжетам, чтобы через них выразить думы и чааяния своего, времени.
В Поздних произведениях Ге «Выход с тайной вечери» (1889), «Что есть истина?» («Христос перед Пилатом», 1890), «Распятие» звучит страстный протест против зла, насилия и лицемерия. Ге был жив переходного времени. Главная тема его творчества — тема страдающего человека, драма-
столкновение мировоззрений.
Художник сближается с передвижниками. Помимо живописных известны его скульптурные портретные образы В. Г. Белинского «Л.Н. Толстого.
Умер Николай Ге в 1894 году.
Существует несколько полноформатных одноимённых авторских повторений «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Одно из них находится в Государственном Русском музее (1872, холст, масло, 134,5 x 173 см, инв. Ж-4142), куда оно поступило в 1897 году из Эрмитажа.

Известны также и уменьшенные авторские повторения этого полотна. Одно из них, датированное 1874 годом, находится в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (холст, масло, 58,4 х 74,3 см, инв. Ж-211). Другое уменьшенное повторение, также датированное 1874 годом, принадлежит коллекции Новгородского государственного объединённого музея-заповедника. Ещё одно уменьшенное повторение, датированное 1878 годом, находится в частной коллекции в Киеве.

Искуствовед Некрылова Л.П.

Х

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
Петр 1 допрашивает царевича Алексея Петровича в ПетергофеТакже бесплатно скачивайте «Петр 1 допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» на странице сайта!

Глобальное использование файла

Данный файл используется в следующих вики:

  • Использование в af.wikipedia.org
    • Pieter I van Rusland
    • Aleksei Petrowitsj, tsarewitsj van Rusland
  • Использование в ar.wikipedia.org
  • Использование в avk.wikipedia.org
  • Использование в be-tarask.wikipedia.org
  • Использование в be.wikipedia.org
    • Пётр I (імператар расійскі)
    • Пётр I дапытвае царэвіча Аляксея Пятровіча ў Пецяргофе
  • Использование в bg.wikipedia.org
    • Петър I (Русия)
    • Николай Ге
  • Использование в ca.wikipedia.org
  • Использование в ce.wikipedia.org
  • Использование в en.wikipedia.org
    • Alexei Petrovich, Tsarevich of Russia
    • Peter the Great
    • Nikolai Ge
    • List of Russian artists
    • User:Dronebogus/Basement
  • Использование в eo.wikipedia.org
    • Petro la 2-a (Rusio)
    • Petro la Granda
  • Использование в es.wikipedia.org
  • Использование в et.wikipedia.org
  • Использование в fr.wikipedia.org
    • Pierre Ier le Grand
    • Alexis Petrovitch de Russie
    • Ambulants
    • Nikolaï Gay
    • Pierre le Grand interrogeant le tsarévitch Alexis à Peterhof
    • Utilisateur:Daniel AC Mathieu/Brouillon21
  • Использование в fy.wikipedia.org
    • Nikolaj Ge
    • Aleksej Petrovitsj fan Ruslân
  • Использование в ga.wikipedia.org
  • Использование в hr.wikipedia.org
  • Использование в hy.wikipedia.org
    • Պետրոս I
    • Նիկոլայ Գե
    • Պետրոս Առաջինը Պետերգոֆում հարցաքննում է արքայազն Ալեքսեյին
  • Использование в id.wikipedia.org
  • Использование в it.wikipedia.org
  • Использование в ja.wikipedia.org
    • ピョートル1世 (ロシア皇帝)
    • ニコライ・ゲー
  • Использование в ka.wikipedia.org
  • Использование в ko.wikipedia.org
    • 표트르 1세
    • 알렉세이 페트로비치 황태자
  • Использование в lt.wikipedia.org
  • Использование в mk.wikipedia.org
  • Использование в nl.wikipedia.org
    • Peter I van Rusland
    • Nikolaj Ge
    • Aleksej Petrovitsj van Rusland
  • Использование в nn.wikipedia.org
  • Использование в no.wikipedia.org
  • Использование в pl.wikipedia.org
  • Использование в pt.wikipedia.org

Просмотреть глобальное использование этого файла.

«Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», Ге

Год написания: 1871Размер: 135,7 × 173 смМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва

Вариант 1 — Кратко

14 предложений/ 138 слов

Картина Николая Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» рассказывает о судьбоносной встрече царя со своим сыном, после которой Алексей был взят под стражу, а в дальнейшем осуждён на смерть за государственную измену. Перед нами одна из комнат во дворце Монплезир. Справа у стола, закинув ногу на ногу, сидит сам Пётр. Слева, понурив голову, стоит царевич.

Пётр исподлобья взирает на сына. Во взгляде правителя сквозит осуждение. Алексей не решается поднять глаз на отца. Оба мужчины облачены в камзолы, дополненные жабо и кружевными манжетами. На ногах у царя высокие коричневые сапоги. Царевич же одет в туфли, чулки и короткие брюки-кюлоты. Всё чёрного цвета.

Пол дворцового зала имеет интересный шахматный рисунок. На покрытой цветастой скатертью столе стоит чернильница, лежат правительственные бумаги и треуголка Петра. Позади виден камин, стоящие в ряд у стены белые стулья и висящие над ними картины.

Вариант 2 — Подробно

18 предложений/ 244 слова

Картина Николая Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» — это проникнутая глубоким психологизмом работа художника, рассказывающая зрителям трагическую историю молодого царевича. По приказу отца бежавший в Италию Алексей Петрович был возвращён на родину, затем лишён наследства и приговорён к смерти за государственную измену. На полотне изображён момент встречи императора с сыном в Монплезире непосредственно перед заключением царевича под стражу.

Пётр I уверенно и грозно сидит на широком, обитом красным бархатом стуле. Слева от него возле покрытого цветастой скатертью стола, понурив голову, стоит бледный и худой Алексей. Понимая, что судьба его предрешена, царевич не решается поднять взгляд на отца.

Пётр изображён в тёмном камзоле, испод которого выглядывает белый воротник-жабо и кружевные рукава. Правитель деловито закинул ногу на ногу и исподлобья взирает на царевича. Алексей облачён во всё чёрное. Такой цвет одежды героя является невольным символом скорой смерти царевича.

Внимание зрителя привлекает необычный пол комнаты дворца, состоящий из чёрных и белых квадратов, расположенных в шахматном порядке. На столе, рядом с которым сидит царь, стоит чернильница и лежит треуголка Петра

Здесь же разбросаны правительственные бумаги, вероятно, подтверждающие измену Алексея.

На заднем фоне полотна изображён каменный камин. По обе стороны от него в ряд разместились белые стулья. Над стульями висят картины.

Доподлинно неизвестно, была ли встреча Петра I и царевича Алексея в действительности или она стала лишь плодом воображения художника. Тем не менее Ге удалось настолько реалистично изобразить все подробности этого события, что у зрителя создаётся впечатление, будто он на самом деле стал очевидцем судьбоносного разговора.

см. также:Все сочинения-описания картин

Метаданные

Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению.

Ширина 2048 пикс.
Высота 1588 пикс.
Глубина цвета
  • 8
  • 8
  • 8
Цветовая модель RGB
Ориентация кадра Нормальная
Количество цветовых компонентов 3
Горизонтальное разрешение 300 точек на дюйм
Вертикальное разрешение 300 точек на дюйм
Программное обеспечение Adobe Photoshop CS6 (Windows)
Дата и время изменения файла 11:09, 21 августа 2018
Версия Exif 2.21
Цветовое пространство sRGB
Уникальный идентификатор исходного документа FC9795C55749B94485198FA8EDB4AC1B
Дата и время оцифровки 13:05, 21 августа 2018
Дата последнего изменения метаданных 13:09, 21 августа 2018
Версия IIM 7482

Сын, отвергнутый отцом

Из биографии Алексея Петровича известно, что дальнейшие события приняли для него крайне неблагоприятный оборот. Дело в том, что в 1705 году вторая жена его отца – Екатерина, родила ребенка, оказавшегося мальчиком и, следовательно, наследником престола, в том случае, если от него откажется Алексей. В этой ситуации, государь, и прежде не любивший сына, рожденного женщиной, которую он вероломно упрятал в монастырь, проникся к нему ненавистью.

Это чувство, бушевавшее в груди царя, во многом подогревал и гнев, вызванный нежеланием Алексея Петровича разделить с ним труды по европеизации патриархальной России, и стремление оставить престол едва появившемуся на свет новому претенденту – Петру Петровичу. Как известно, судьба воспротивилась этому его желанию, и ребенок умер в раннем возрасте.

Чтобы пресечь все попытки старшего сына претендовать в будущем на корону, а самого убрать с глаз долой, Петр I решил пойти по уже проторенному им пути и заставить его постричься в монахи, как он это сделал когда-то с его матерью. В дальнейшем конфликт между Алексеем Петровичем и Петром I принял еще более острый характер, вынудив молодого человека принять самые решительные меры.

Эскизы и повторения картины

Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе (эскиз, 1870, ГТГ)

В Третьяковской галерее также находится одноимённый эскиз этой картины (1870, холст, масло, 22 × 26,7 см, инв. Ж-593), который был приобретён у наследников А. А. Куренного в 1970 году.

Существует несколько полноформатных одноимённых авторских повторений картины. Одно из них находится в Государственном Русском музее (1872, холст, масло, 134,5 × 173 см, инв. Ж-4142), куда оно поступило в 1897 году из Эрмитажа. Другое повторение, также датированное 1872 годом, находится в Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте. Оно поступило туда из коллекции великого князя Николая Константиновича (по некоторым сведениям, ранее это полотно было в коллекции его отца, великого князя Константина Николаевича). Кроме этого, недатированное авторское повторение находится в Государственном музее изобразительных искусств Туркменистана в Ашхабаде.

Известны также и уменьшенные авторские повторения этого полотна. Одно из них, датированное 1874 годом, находится в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (холст, масло, 58,4 × 74,3 см, инв. Ж-211). Другое уменьшенное повторение, также датированное 1874 годом, принадлежит коллекции Новгородского государственного объединённого музея-заповедника. Ещё одно уменьшенное повторение, датированное 1878 годом, находится в частной коллекции в Киеве.

Детство наследника престола

Царевич Алексей Петрович, который по праву рождения должен был сменить на российском престоле своего отца – государя Петра I, появился на свет 18 (28) февраля 1690 года в подмосковном селе Преображенское, где находилась летняя царская резиденция. Основана она была еще его дедом – почившим в 1676 году государем Алексеем Михайловичем, в честь которого юный наследник короны и получил свое имя. Его небесным покровителем с тех пор стал святой Алексий человек Божий. Матерью царевича была первая жена Петра I − Евдокия Федоровна (урожденная Лопухина), заточенная им в монастырь в 1698 году, и, согласно легенде, проклявшая весь род Романовых.

В ранние годы жизни Алексей Петрович жил на попечении своей бабушки – вдовствующей царицы Натальи Кирилловны (урожденной Нарышкиной) − второй жены царя Алексея Михайловича. По свидетельству современников, уже тогда он отличался вспыльчивым нравом, отчего, начав в шестилетнем возрасте учиться грамоте, частенько поколачивал своего наставника – мелкого дворянина Никифора Вяземского. Любил он и оттаскать за бороду приставленного к нему духовника Якова Игнатьева – человека глубоко набожного и благочестивого.

В 1698 году, после заточения жены в Суздальско-Покровский монастырь, Петр передал сына на попечение своей любимой сестре – Наталье Алексеевне. И прежде государь мало интересовался подробностями жизни Алеши, но с тех пор вовсе перестал о нем беспокоиться, ограничившись лишь тем, что за короткое время дважды посылал сыну новых учителей, которых отобрал из числа высокообразованных иностранцев.

Различные версии гибели царевича

Теперь обратимся к официальной версии кончины этого несчастного отпрыска Дома Романовых. Как упоминалось выше, причиной смерти, наступившей еще прежде, чем был приведен в исполнение приговор, назывался удар, то есть кровоизлияние в мозг. Возможно, в придворных кругах этому и поверили, но у современных исследователей подобная версия вызывает большие сомнения.

Прежде всего, во второй половине XIX века российским историком Н. Г. Устряловым были обнародованы документы, согласно которым уже после вынесения приговора царевича Алексея подвергли страшным мучениям, очевидно желая выяснить какие-то дополнительные обстоятельства дела. Не исключено, что палач переусердствовал и его действия стали причиной неожиданной смерти.

Кроме того, имеются свидетельства причастных к следствию лиц, утверждавших, что, находясь в крепости, царевич был тайно убит по приказу отца, не желавшего публичной казнью компрометировать фамилию Романовых. Такой вариант вполне вероятен, но дело в том, что их показания крайне противоречивы в деталях, а следовательно, не могут быть приняты на веру.

Кстати, в конце XIX века широкую известность в России получило письмо, якобы написанное непосредственным участником тех событий графом А. И. Румянцевым и адресованное видному государственному деятелю петровской эпохи − В. Н. Татищеву. В нем автор подробно рассказывает о насильственной смерти царевича от рук тюремщиков, выполнявших приказ государя. Однако после проведения надлежащей экспертизы было установлено, что этот документ является подделкой.

И, наконец, существует еще одна версия происшедшего. Согласно некоторым сведениям царевич Алексей в течение длительного времени страдал туберкулезом. Не исключено, что переживания, вызванные судом и вынесенным ему смертным приговором, спровоцировали резкое обострение болезни, ставшей причиной скоропостижной кончины. Однако и этот вариант происшедшего не имеет под собой убедительных доказательств.

Судьба автора

Николай Ге родился в Воронеже в семье военного, потомка француза-дворянина, эмигрировавшего в Россию в годы великой революции. Детство Николая прошло в поместье отца на Украине, там же мальчик окончил и гимназию, после которой поступил в университет, собираясь стать математиком. Однако свою роль сыграло искусство: картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» впечатлили юношу настолько, что в Петербурге вместо занятий уравнениями Николай стал посещать вечерние классы Академии художеств, куда вскоре перевёлся окончательно.

За одну из своих ученических работ Ге получил право пенсионерской поездки за границу. Следующие 13 лет он проведёт в Италии, откуда приедет совершенным западником. Сразу после возвращения живописец станет одним из инициаторов организации товарищества передвижников, куда его берут казначеем, памятуя о математическом образовании. Уже после первой выставки И. Н. Крамской написал: «Ге царит решительно. На всех его картина произвела ошеломляющее впечатление». Речь шла о полотне «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».

Н. А. Ярошенко. Портрет Н. Н. Ге. (Wikimedia Commons)

Следующие работы Ге уже не вызывали таких восторгов. Близкие по духу, в том числе и Лев Толстой, поддерживали живописца, а критика, публика и покупатели — нет. Приобретать полотна Ге отказывался даже такой прогрессивный коллекционер, как Павел Третьяков. Удручённый и разочарованный, живописец решает оставить суетный Петербург и едет на купленный им хутор Ивановский Черниговской губернии.

«Четыре года жизни в Петербурге и занятий искусством, самых искренних, привели меня к тому, что жить так нельзя. Всё, что могло бы составить моё материальное благосостояние, шло вразрез с тем, что мною чувствовалось на душе… Так как искусство я просто люблю как духовное занятие, то я должен отыскать себе способ независимо от искусства. Я ушёл в деревню. Я думал, что жизнь там дешевле, проще, я буду хозяйничать и этим жить, а искусство будет свободно…», — объяснял свое решение Ге.

На хуторе он работал на земле, помогал крестьянам, был печником. Много общался с Львом Толстым, который поддерживал его духовные искания. В тиши он пишет на евангельские темы — так называемый «Страстной цикл». А последние 10 лет жизни и вовсе отдает картине о распятии Христа. Для её создания Ге заставляет натурщиков позировать, прикованными к кресту. Даже сам он, уже пожилой человек, решается испытать это состояние.

Современники не понимали его поздние работы. Например, Александр III, который очень любил и ценил раннего Ге, глядя на «Распятие», сказал: «…мы ещё кое-как это поймём, но народ… он никогда этого не оценит, это никогда не будет ему понятно».

«Распятие», 1892 г. Н. Н. Ге. (Wikimedia Commons)

Сразу после смерти художника в 1894 году его дети, опасаясь за судьбу художественного наследия, переправили всё в Ясную Поляну. Толстой обещал им убедить Третьякова купить всё и поместить в галерее. Коллекционер обязался подготовить отдельное помещение и выставить работы Ге, однако этого так и не произошло.

Контекст

Пётр был недоволен своим старшим сыном: помощи от него в государственных делах никакой, стремлений поднять Отечество с колен не наблюдается, да ещё и в монахи постричься удумал. Император был категоричен: либо исправляйся, либо останешься без наследства, то есть без власти: «Известен будь, что я весьма тебя наследства лишу яко уд гангренный, и не мни себе, что я сие только в устрастку пишу — во истину исполню, ибо за Моё Отечество и люд живота своего не жалел и не жалею, то како могу Тебя непотребного пожалеть».

Алексей сговорился с австрийцами, сбежал в Италию и решил там дождаться смерти отца, чтобы затем взойти на российский престол при поддержке иностранцев. Последние же готовы были поддержать царевича с расчётом на интервенцию российской территории.

«Портрет царевича Алексея Петровича в латах», 1710 г. Кристоф Бернхард Франк. (Wikimedia Commons)

Через несколько месяцев Алексей был найден. Итальянцы отказались выдать его русским посланникам, но разрешили встречу, во время которой царевичу было передано письмо Петра. Отец гарантировал сыну прощение взамен возвращения в Россию: «Буде же побоишься меня, то я тебя обнадёживаю и обещаюсь Богом и судом Его, что никакого наказания тебе не будет, но лучшую любовь покажу тебе, ежели воли моей послушаешь и возвратишься. Буде же сего не учинишь, то, … яко государь твой, за изменника объявляю и не оставлю всех способов тебе, яко изменнику и ругателю отцову, учинить, в чём бог мне поможет в моей истине».

Возвращённого Алексея лишили права на престолонаследие, заставив дать клятву об отказе от престола. Сразу после торжественной церемонии в Успенском соборе Кремля началось следствие по делу царевича, хотя ещё накануне ему было объявлено прощение на условии признания всех совершённых проступков. Алексея судили и приговорили к смерти как изменника. После его кончины в Петропавловской крепости (по официальной версии, от удара, по наиболее вероятной — от пыток) Пётр заявил, что Алексей, услышав приговор, раскаялся и почил с миром, по-христиански.

Лицензирование

Это изображение является точной фотографической репродукцией оригинального двумерного произведения изобразительного искусства. Данное произведение изобразительного искусства само по себе находится в общественном достоянии по следующей причине:

Это произведение находится в общественном достоянии в тех странах, где срок охраны авторского права равен жизни автора плюс 100 лет и менее.

Вы также должны пометить это произведение одним из , чтобы указать причину, по которой оно находится в статусе общественного достояния в США.

Официальная , занятая «Фондом Викимедиа», заключается в том, что «точные репродукции двумерных произведений изобразительного искусства, находящихся в общественном достоянии, также находятся в общественном достоянии, и заявления об обратном представляют собой нападки на саму концепцию общественного достояния». Для получения подробной информации см. Commons:Когда использовать тег PD-Art.Эта фотографическая репродукция, следовательно, также считается находящейся в общественном достоянии.
Просим учитывать, что в зависимости от местного законодательства повторное использование этого контента может быть запрещено или ограничено в вашей юрисдикции. См. Commons:Когда использовать тег PD-Art.

История

К началу 1870 года Николай Ге возвратился в Россию из Италии, где он жил и работал в 1857—1863 и 1864—1869 годах. Окончательный переезд состоялся в мае 1870 года, когда он вместе с семьёй поселился на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.

В этот период Ге сблизился с прогрессивными художниками и писателями, стал одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).

В его творчестве стали появляться сюжеты, связанные с российской историей XVIII—XIX веков. Одним из первых произведений на эту тему и стала картина «Пётр I и царевич Алексей» — сюжет, связанный с Петром I, был актуален в связи с приближавшейся 200-й годовщиной со дня его рождения.

Сам Ге так писал об этом в своих воспоминаниях:

Десять лет, прожитых в Италии, оказали на меня своё влияние, и я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим всё в России в новом свете. Я чувствовал во всём и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлёкся Петром и, под влиянием этого увлечения, задумал свою картину «Пётр I и царевич Алексей».

По мере того как Ге работал над картиной, он изучал исторические документы, связанные с деятельностью Петра I. По-видимому, он обсуждал их со своими друзьями и знакомыми — в частности, с историком и публицистом Николаем Костомаровым. В результате первоначальное идеализирование личности Петра I сменилось более реалистичной оценкой, связанной с пониманием жестокости и страданий, которыми были оплачены успехи преобразований петровской эпохи.

Сам Николай Ге так описывал эту ситуацию:

Во время писания картины «Пётр I и царевич Алексей» я питал симпатии к Петру, но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость его, но убивало идеал.

Николай Ге готовил картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» для 1-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открытие которой несколько раз откладывалось, но в конце концов состоялось в Петербурге в ноябре 1871 года.

Павел Третьяков купил картину прямо из мастерской художника, незадолго до начала выставки — это полотно стало первой картиной Ге, приобретённой Третьяковым для своей коллекции.

Во время выставки картина понравилась императору Александру II, который тоже выразил желание её купить — при этом никто не осмелился сообщить ему о том, что картина уже продана. Чтобы разрешить эту проблему, Ге попросили написать для Третьякова авторскую копию, а оригинал отдать Александру II. Тем не менее, художник заявил, что без согласия Павла Михайловича он этого делать не будет, и в результате оригинал был отдан Третьякову, а для Александра II было написано авторское повторение, которое впоследствии перешло в коллекцию Русского музея.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: