Сальвадор Дали и Гала
В 1929 году Сальвадор Дали встретил свою большую любовь и роковую женщину, как он сам ее называл — Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову, по происхождению из России). Гала была старше его на 10 лет и находилась в браке с поэтом Полем Элюаром, известным французским поэтом. Но это ей не помешало продолжать встречаться с Сальвадором Дали и жить с мужем одновременно.
Она вообще была женщиной свободных нравов, могла заниматься в присутствии посторонних людей сексом. У нее до самой глубокой старости было очень много молодых любовников.
Сальвадор Дали и Гала.1935 г.
В Сальвадоре Дали она видела прежде всего необычайный талант. Женщина была уверена, что он станет звездой, которая обязательно вспыхнет. А для художника Гала стала музой на всю жизнь, вдохновением, идеалом. Он ее боготворил и безмерно восхищался. Гала, кроме Анны-Марии,младшей сестры художника, стала единственной женщиной-моделью. Дали был взрослым ребенком, не знал многих практических вещей в жизни (например, не знал как покупать билеты в театр), но обладал невероятным талантом. И страстно влюбился в Галу.
Гала с практичным умом и сильным характером, взяла все материальные проблемы на себя, чтобы Дали мог целиком отдаться живописи. Она была ему и мать, и любовница, и муза, и надежная опора. И она стала его торговым агентом и руководила всеми финансами. Все это сделало их союз прочным, знаменитым и богатым.
Сальвадор и Гала официально поженились в 1934 году.
Надо отметить, что в его семье Галу не любили, но в глаза ей этого не говорили. Его отношения с отцом начали постепенно ухудшаться. Сальвадор давно хотел порвать с опекой отца и стать финансово самостоятельным. Благодаря Гала картины стали понемногу продаваться. Чтобы избавиться от влияния отца, художник решил вызвать обиду на себя — написал картину с надписью «Иногда я с удовольствием плюю на портрет моей матери» (хотя Дали всегда глубоко и искренне любил мать, ушедшую из жизни в 1921 году). Из-за такого он был изгнан из отцовского дома и лишен финансовой поддержки родителя.
После этой ссоры Сальвадор Дали и Гала начали много путешествовать по всему миру. Именно на этот период времени приходится написание его самых выдающихся полотен.
В 1933 году один из друзей предложил создать элитный фан-клуб из богатых поклонников Дали. Миллионеры- ценители творчества художника платили солидные взносы и получали право выбора на покупку новых картин. Так супруги покончили с бедностью.
30-е годы стали самыми плодотворными в творчестве художника.
Осенний каннибализм — Сальвадор Дали (1936)
Картина «Осенний каннибализм» была написана Сальвадором Дали осенью 1936-го и стала своеобразной реакцией художника на события Гражданской войны 1936-1939 г.г в Испании.
По договору, заключенному незадолго перед тем с Эдвардом Джеймсом — английским аристократом, поэтом, коллекционером и меценатом — картина поступила в собственность последнего, а после того, как Джеймс частично распродал коллекцию, находится в галерее Тейт в Лондоне.
В том же 1936-ом году тема Гражданской войныв Испании, ярко воплощенная в картине «Осенний канннибализм», была с еще большей убедительностью реализована Дали в полотне «Предчувствие гражданской войны (Мягкая конструкция с вареными бобами)».
Обе работы Дали, представленные в декабре 1936-го на выставке «Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», проходившей в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке, имели ошеломительный успех. Да и сам Дали в то время определенно сделался сюрреалистом №1 в мире искусства. Это факт объясняет несколько парадоксальную ситуацию: в 1936-ом Дали уже формально был исключен из кружка сюрреалистов — однако продолжал участвовать в совместных акциях и выставляться вместе с собратьями по цеху.
Причина в том, что Дали служил прекрасной рекламой не только самому себе, но и всему сюрреалистическому движению, и потому напрочь расставаться с ним в то время было по меньшей мере нецелесообразно, что вполне понимал и лидер движения — Андре Бретон. О степени популярности каталонского художника свидетельствует такой факт: 14 декабря 1936-го вышел номер журнала «Time» с фотографией Сальвадора Дали на обложке, после чего он, можно сказать, «проснулся знаменитым».
По горькой иронии судьбы, этот американский триумф Дали пришелся как раз на то время, когда Испания, родина художника, была буквально раздираема надвое братоубийственной мясорубкой Гражданской войны.
Невероятная история любви
Знаменитой музой и супругой Сальвадора Дали стала Елена Дьяконова, всему миру известная под именем Гала.
Они встретились летом 1929 года, на тот момент Елена была замужем за французским поэтом Полем Элюаром и одновременно имела любовника Марка Эрнста. Женщина была слишком любвеобильна, она просто обожала секс, не могла без него существовать.
Гала была старше Дали на 10 лет. На момент знакомства он был молодым начинающим художником, приехавшим из провинциального городка, а Гала опытная и умудрённая, самоуверенная и утончённая, вращающаяся с высших кругах общества. Он был сражён её красотой.
Нельзя сказать, что Гала обладала красотой в привычном смысле этого слова, она, как магнит, притягивала к себе мужчин, они становились как будто заколдованными и теряли от этой женщины голову.
Гала и Дали стали близки, но это не помешало женщине продолжать отношения с мужем, попутно ещё заводить любовников, в то время в богемных кругах это считалось нормальным.
Но в конце концов она бросила своего супруга и в 1930 году переехала к Дали, она сказала ему тогда: «Мой мальчик, мы не расстанемся никогда». Она не только удовлетворяла его сексуальные фантазии, Гала стала для Сальвадора всем: патронессой, деловым менеджером, организатором.
Именно Гала сделала художника знаменитым на весь мир, она пустила в ход все свои связи, устраивала выставки, носила его работы ценителям. А он творил с таким рвением, что ещё не была закончена одна картина, а уже просилась на холст другая. Свою музу, которая так вдохновляла его, Дали рисовал постоянно. Теперь его картины подписывались двойным именем Гала — Сальвадор Дали.
Супруг Поль Элюар до последних дней писал ей любовные письма, полные нежности. И только после его смерти в 1952 году Гала и Сальвадор поженились.
Когда Дали стал терять интерес к картинам, Гала подкинула ему новую идею создания дизайнерской мебели. Богачи всего мира готовы были отдать любые деньги за диваны в форме женских губ, слонов на тоненьких ножках или за причудливые часы со странным циферблатом. Также Сальвадор Дали является автором дизайна упаковки карамели «Чупа-Чупс».
Их отношения для обычного мира казались странными, для них двоих это было нормально. Женщина меняла любовников, как перчатки, Дали постоянно развлекался в компаниях юных девиц, спуская на них кучу денег. В 1965 году у Сальвадора появилась вторая муза – Аманда Лир, 19-летняя модель и певица.
Но единственной женщиной, которой он полностью подчинялся, так и осталась Гала. Если бы не она, мир мог никогда не узнать великого гения Сальвадора Дали. Сначала она вдохнула в молодого неуверенного художника веру в себя, потом полностью раскрыла весь масштаб его таланта: сделала из Дали кумира планеты, при этом постоянно оберегала и защищала. А он преклонялся перед ней.
Их удивительные отношения длились 53 года. Гала умерла в 1982 году в возрасте 88 лет. Её тело забальзамировали, надели красное платье и уложили в гроб со стеклянной крышкой. В их замке Пуболе она ещё при жизни обустроила склеп для них двоих, там женщину и похоронили.
Пикантные подробности
В работах Дали много сексуального подтекста. Их так просто не покажешь аудитории младше 16. Да и на плакатах не изобразишь. А то ведь обвинят в оскорблении чувств прохожих. Как это случилось с репродукциями Босха.
А вот «Постоянство памяти» вполне себе невинна. Тиражируй сколько хочешь. И в школах показывай на уроках по искусству. И на кружках с майками печатай.
Сложно не обратить внимание и на насекомых. На одном циферблате сидит муха. На перевёрнутых красных часах – муравьи
На перевёрнутых красных часах – муравьи.
Муравьи – тоже частые гости на картинах мастера. Мы видим их на том же «Мастурбаторе». Они копошатся на саранче и в районе рта.
Муравьи у Дали ассоциировались с разложением и смертью после крайне неприятного инцидента в детстве. Однажды он увидел, как муравьи пожирают труп летучей мыши.
Вот именно за этим художник их и изобразил на часах. Как пожирающих время. Муха изображена скорее всего с тем же смыслом. Это напоминание людям, что время уходит без возврата.
Возвращение в Испанию
В 1948 г супруги Дали вернулись в родную Испанию, где прожили до конца своих дней.
В 1958 году они официально обвенчались.
Сальвадор Дали снимается в фильмах, делает эпатажные фотографии. Он стал первым известным художником, снявшимся в телевизионной рекламе. Телезрители надолго запомнили Дали с шоколадом.
Художник стал автором сохранившегося до сих пор дизайна упаковки конфеток Чупа-чупс.
В 60-е годы отношения супругов все больше усложняются. Художник всегда безумно ревновал Галу к ее многочисленным любовникам. Часто выяснение их отношений заканчивались драками, взаимными оскорблениями. И когда они стали просто невыносимыми, Сальвадор Дали решил купить Гале в подарок замок во Франции, который был построен еще в 12 веке. После этого она уехала от Дали (в 1968 году) и уже в дали от него продолжила вести свой свободный образ жизни. Художник мог ее посещать только после ее письменного разрешения.
В 1965 году Сальвадор Дали встречает Аманду Лир. Он считал ее своим идеалом, часто звонил ей, проводил с ней время. Но Гала продолжала быть опекуном и «матерью» художнику. А Аманда, наоборот, стала той женщиной, которая позволила Дали ухаживать за ней. Сначала Гала была в бешенстве, что у нее появилась соперница, но потом она сменили гнев на милость и даже разрешила Аманде выйти замуж за Сальвадора Дали, когда она умрет. Этому не удалось сбыться. Аманда Лир стала единственной женщиной, которой он разрешил жить вместе с ним после смерти Галы.
В то время, когда Гала жила во Франции со своими возлюбленными, Дали и Аманда прекрасно проводили время. Согласно воспоминаниям метрдотеля, они устраивали в центре Парижа в номере «люкс» отеля «Мёрис» безумные вечеринки с дикими козами, оплачивали сотрудникам отеля, чтобы они бегали по отелю и ловили мух.
Дали часто путешествовал в Кадамес (Испания), ходил там по ресторанам. Но по воспоминаниям очевидцев, работающих там, он никогда не платил по своим счетам, он вообще не знал и не хотел знать, что такое деньги. Все оплаты за него производил его помощник, который кстати прослужил ему более 40 лет.
Театр-музей Сальвадора Дали г.Фигерас, Испания
В 1974 году Дали открыл театр-музей имени себя в родном в городе Фигерас. Сейчас он входит в ТОП-10 самых посещаемых достопримечательностей Европы. Дали считал не только свои картины произведением искусства, но и самого себя. Он хотел создать не музей в классическом виде, а «лабиринт сюрреализма», чтобы получалось театральное представление «Жизнь божественного Сальвадора Дали». Художник принимал активное участие в создании музея-театра. А с 1984 года жил здесь.
Сюжет картины
На картине «Осенний каннибализм» изображен каталонский пляж и стоящий на нем комод. Здесь размещены главные действующие лица картины: два обезличенных существа, в одном из которых угадываются женские, в другом — мужские черты. Сплетенные в безумных объятиях, они поедают друг друга. В этом клубке тел сложно разобрать, где чья плоть. На картине присутствуют атрибуты натюрморта: разломленный хлеб, орехи, яблоки. По столешнице разбросаны куски свежего мяса, один из них прибит гвоздем.
На заднем плане – багровая выжженная долина, за ней виднеются строения испанского городка. С двух сторон ее обрамляют горы. В одном из холмов справа можно разглядеть хищно оскалившееся лицо. Облако на небе тоже не случайно, в нем читается профиль, искаженный криком ужаса. В отличие от сюрреалистического переднего плана, фон в картинах Дали часто выглядит вполне реалистично.
Смотреть галерею
Сюжет картины
На картине «Осенний каннибализм» изображен каталонский пляж и стоящий на нем комод. Здесь размещены главные действующие лица картины: два обезличенных существа, в одном из которых угадываются женские, в другом — мужские черты. Сплетенные в безумных объятиях, они поедают друг друга. В этом клубке тел сложно разобрать, где чья плоть. На картине присутствуют атрибуты натюрморта: разломленный хлеб, орехи, яблоки. По столешнице разбросаны куски свежего мяса, один из них прибит гвоздем.
На заднем плане – багровая выжженная долина, за ней виднеются строения испанского городка. С двух сторон ее обрамляют горы. В одном из холмов справа можно разглядеть хищно оскалившееся лицо. Облако на небе тоже не случайно, в нем читается профиль, искаженный криком ужаса. В отличие от сюрреалистического переднего плана, фон в картинах Дали часто выглядит вполне реалистично.
Деятельность вне живописи
- Кроме живописи кипучая натура Дали находила свое самовыражение и в других направлениях искусства: скульптуре, фотографии, и кино, которое в начале 20-го века считалось самым волшебным и перспективным из искусств.
- Дали посещает Америку, где знакомится и дружит с известным мультипликатором Уолтом Диснеем и даже немного рисует для мультиков.
- Охотно снимается и в рекламе, однако рекламные ролики с его участием выходят слишком эксцентричными и эпатажными. Надолго запомнится реклама шоколада, где Дали откусывает шоколадный кусок, после этого у него закручиваются усы, и он эйфорийным голосом говорит, что от этого шоколада только что сошел с ума.
- Творческое наследие Сальвадора Дали просто огромно: куча удивительных картин, каждая из которых стоит как минимум миллионы долларов.
- Умер художник в 1989 году, но его картины будут жить вечно, удивляя нас и еще не одно поколение наших потомков своей загадочной, сумасшедшей, эксцентричной красотой и гениальностью.
Последние годы
В 1948 году Сальвадор Дали возвращается в Испанию, в Порт-Льигат, и создает холст «Слоны», олицетворяющий послевоенную боль и опустошенность. Помимо этого, после ядерного взрыва в Японии
в творчестве гения появляются новые мотивы, которые обращают взор зрителя к жизни молекул и атомов, что проявляется в картинах «Атомная Леда», «Расщепление атома». Критики отнесли эти полотна к стилю мистического символизма.
Картина Дали «Слоны»
С этого периода Дали начинает писать также полотна на религиозные сюжеты, такие как «Мадонна Порт-Льигата», «Тайная вечеря», «Распятие или гиперкубическое тело», некоторые из них даже получили одобрение Ватикана. В конце 50-х он по предложению своего друга бизнесмена Энрике Берната разрабатывает логотип знаменитого леденца на палочке «Чупа-Чупса», которым стало изображение ромашки. В обновленном виде оно до сих пор используется дизайнерами производства.
Дали является автором логотипа «Чупа-Чупса»
Художник очень плодовит на идеи, что приносит ему постоянный немалый доход. Сальвадор и Гала знакомятся с законодательницей мод Коко Шанель и дружат с ней до конца ее жизни. Особый имидж Дали с его неизменно закрученными усами, которые он носил уже в молодости, становится приметой своего времени. В обществе создается культ художника.
Гений постоянно эпатирует публику своими выходками. Неоднократно он фотографируется с необычными животными, а однажды даже отправляется на прогулку по городу с муравьедом, чему подтверждением стали многочисленные фото в популярных изданиях того времени.
Сальвадор Дали с муравьедом
Закат творческой биографии художника начался в 70-х годы в связи с ухудшением его состояния здоровья. Но по-прежнему Дали продолжает генерировать новые идеи. В эти годы он обращается к стереоскопической технике письма и создает картины «Полигидрас», «Рыбак-подводник», «Оле, Оле, Веласкес! Габор!». Испанский гений начинает строить большой дом-музей в Фигерасе, который получил название «Дворец Ветров». В нем художник запланировал разместить большую часть своих картин.
Дом-музей Дали «Дворец Ветров»
В начале 80-х годов Сальвадор Дали получает множество премий и наград от правительства Испании, его делают почетным профессором академии искусств Парижа. В своем завещании, которое было обнародовано после смерти Дали, эксцентричный художник указал, что все его состояние в 10 млн долларов он передает Испании.
Творчество
Несмотря на то, что в школе он вел себя вызывающе и плохо учился, отец отдал его на уроки живописи к местному художнику Рамону Пичоту. В 1918 году в родном Фигерасе состоялась первая выставка работ юноши. На ней были представлены пейзажи, на создание которых Дали вдохновили живописные окрестности города. До последних лет Сальвадор останется большим патриотом Каталонии.
Картина Дали «Сумеречный старик»
Уже в первых работах молодого художника видно, что он с особой старательностью осваивает техники письма импрессионистов, кубистов и пуантилистов. Под руководством профессора художественных искусств Нуньенса Дали создает картины «Тетушка Анна за шитьем в Кадакесе», «Сумеречный старик» и другие. В это время молодой художник увлекается европейским авангардом, он читает труды Фрейда, Ницше. Сальвадор пишет и иллюстрирует небольшие рассказы для местного журнала. В Фигерасе он приобретает определенную известность.
Сальвадор Дали в молодости
Когда юноше исполняется 17 лет, его семья переживает большую утрату: от рака груди на 47 году жизни умирает мать. Отец Дали до конца жизни не снимет траур по своей супруге, а характер самого Сальвадора станет и вовсе несносным. Едва поступив в этом же году в Мадридскую Академию художеств, он тут же начнет вести себя вызывающе по отношению к педагогам и студентам. Выходки заносчивого франта вызывали возмущение среди профессуры Академии, и Дали два раза выгоняют из учебного заведения. Однако пребывание в столице Испании позволило молодому Дали завести нужные знакомства.
Картина Дали «Корзинка с хлебом»
Его друзьями становятся Федерико Гарсиа Лорка, Пабло Пикассо и Луис Бунюэль, они существенно повлияли на художественный рост Сальвадора. Но не только творчество связывало молодых людей. Известно, что Гарсиа Лорка не стеснялся своей нетрадиционной ориентации, и современники даже утверждали о его связях с Дали. Но Сальвадор так и не стал гомосексуалистом, даже несмотря на свои странности в сексуальном поведении.
«Автопортрет» Дали
Скандальное поведение и отсутствие академического художественного образования не помешали Сальвадору Дали уже спустя несколько лет получить мировую известность. Его работами этого периода стали: «Порт-Альгер», «Молодая женщина, увиденная со спины», «Женская фигура у окна», «Автопортрет», «Портрет отца». А произведение «Корзинка с хлебом» даже попадает на международную выставку в США. Основной моделью, которая постоянно позировала художнику для создания женских образов в это время, становится его родная сестра Ана Мария.
Об авторе
Сальвадор Дали – один из самых популярных художников современности. Только Пикассо мог соперничать с ним по популярности в ХХ веке. Но, в отличие от него, Дали был еще и гениальным маркетологом. Он сумел продать не только свои картины, но и свой образ, тщательно выхолощенный и овеянный предусмотрительно сфабрикованными легендами. Такая гиперпопулярность привела к тому, что к концу прошлого столетия в Европе и Америке работы Дали успели несколько наскучить, о чем свидетельствуют аукционные продажи. В то же время в России его картины продолжают пользоваться большим успехом. «Осенний каннибализм», написанный в 1936 году, относится к раннему периоду творчества художника.
Детство
Сальвадор Дали родился в Испании 11 мая 1904 года в городе Фигерасе, провинция Жирона, в семье зажиточного нотариуса. По национальности был каталонцем, воспринимал себя в этом качестве и настаивал на этой своей особенности. Имел сестру и старшего брата, который умер от менингита.
В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребёнком
Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание
Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки.
Пейзаж близ Фигераса (1910)
Сохранился отличный пейзаж, который он написал в 6 лет, а в 14 лет состоялась его персональная выставка №1 в муниципальном театре Фигераса.
В 17 лет он поступил в Королевскую академию художеств (иное название — Высшая школа изящных искусств). Преподаватели оценили его рисунки довольно высоко, а он был в восторге от живописи и учился рисовать “до изнеможения” .
Два цыганских мальчика (1920)
Автопортрет с рафаэлевой шеей (1920-1921)
Об авторе
Сальвадор Дали – один из самых популярных художников современности. Только Пикассо мог соперничать с ним по популярности в ХХ веке. Но, в отличие от него, Дали был еще и гениальным маркетологом. Он сумел продать не только свои картины, но и свой образ, тщательно выхолощенный и овеянный предусмотрительно сфабрикованными легендами. Такая гиперпопулярность привела к тому, что к концу прошлого столетия в Европе и Америке работы Дали успели несколько наскучить, о чем свидетельствуют аукционные продажи. В то же время в России его картины продолжают пользоваться большим успехом. «Осенний каннибализм», написанный в 1936 году, относится к раннему периоду творчества художника.
Смотреть галерею
Как обмануть мозг?
Дали сделал себе имя, изображая подсознательные образы и миры сновидений, в которых обычные объекты претерпевают метаморфозы и искажения, наиболее известным из которых является «Постоянство памяти» – жуткий пейзаж с гигантскими тающими часами. Сам Дали был эксцентричным, большим, чем жизнь персонажем, который говорил, что каждое утро он испытывал «изысканную радость – радость быть Сальвадором Дали».
Как работал ум Дали — это вопрос постоянных догадок. Но одна из его работ помогла раскрыть, как работает наш разум. Или, точнее, как видит наш мозг. В 1940 году Дали завершил картину «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера». И там, в центре образа, находится Вольтер. Или это не так?
Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера. Сальвадор Дали, 1940 год.
Как отмечают исследователи из Университета Глазго, некоторые люди видят именно его бюст. Другие же видят «глаза» Вольтера как головы двух фигур – обычно пары монахинь. Эта визуальная двусмысленность, конечно, была намеренно создана Дали.
Юность
В 1921 году поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, представленный им ещё абитуриентом, был высоко оценён преподавателями, но не принят из-за малых размеров. Сальвадору Дали дали 3 дня на изготовление нового рисунка. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. В конце концов юный Дали сообщил, что рисунок готов, но он даже меньше предыдущего, и это стало для отца ударом. Не смотря на это и в силу чрезвычайно высокого мастерства преподаватели сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.
Венера и амурчики (1925)
Венера и матрос (1925)
В 1926 году Дали изгоняют из Академии за дерзость, затем он попадает на короткое время в тюрьму. Что же, ему эти скандалы только на руку! Начав самостоятельную дорогу в живописи, Дали принялся бороться со здравым смыслом.
Плоть на камнях (1926)
Помимо того, что он безостановочно писал свои невероятные фантазии, он вел себя крайне оригинально. Как-то в Риме он появился в парке княгини Паллавичини, освещенном факелами, из кубического яйца и произнес речь по-латыни. В Мадриде Дали произнес однажды речь, обращенную к Пикассо. Цель ее — приглашение Пикассо в Испанию. “Пикассо испанец — и я тоже испанец! Пикассо гений — и я тоже гений! Пикассо коммунист — и я тоже нет!” . Публика стонала.
Великий мастурбатор (1929)
Осенний каннибализм, Сальвадор Дали, 1936
Одна из знаменитых картин Сальвадора Дали (1904-1989) – мэтра сюрреализма (от фр. «Осенний каннибализм» демонстрирует отношение Дали к разразившейся в Испании гражданской войне.
Но, в отличие от него, Дали был еще и гениальным маркетологом. вы можете запросить все в системе с коробкой. Отличить правду от нарочитой лжи во имя рекламы порой просто невозможно. Это своего рода «ящик Пандоры». Фантомы «Герники» реальны как ночной кошмар, где отдельные детали бьют прямо в глаза и ощущаются кожей. Художественный метод Дали строится на объединении в единое целое мира сновидений, параноидальных фантазий, бессознательных ассоциаций, носящих абсурдный характер, с безупречной «академической» манерой живописи.
Картину Дали написал в США, куда уехал на несколько лет с женой Галой подальше от фашистской угрозы (сегодня полотно хранится в Мадриде в музее Тиссена-Борнемисы). Поедая своего брата, он уничтожает сам себя. Художественный метод Дали строится на объединении в единое целое мира сновидений, параноидальных фантазий, бессознательных ассоциаций, носящих абсурдный характер, с безупречной «академической» манерой живописи. Однако, это событие соединяется с эротическими комплексами проявляющимися с прежней силой. Каннибалы не борются, а, напротив, обнимаются и целуются.
Так, муравьи в его работах – символ гибели и разложения. Согласно преданию, его заставили выстрелить из лука в яблоко на голове своего сына.
Когда в августе 1945 года две атомные бомбы уничтожили Хиросиму и Нагасаки, количество жертв и масштаб разрушений шокировали весь мир. О Сальвадоре Дали известно многое, но еще больше остается неизвестным. Здесь прячутся скрытые желания, тайные мысли, подсознательные страхи. Но в отношении картины Дали «Осенний каннибализм» исследователи его творчества единогласны: сюжет навеян ужасом перед Гражданской войной в родной Испании.
Выше: что вы искали. Хлеб обозначает страх перед голодом и нищетой. «С тех пор, — писал художник, — атом был излюбленной пищей для моего ума». Картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра.
Уже в начале июня 1937 года готовое панно колоссальных размеров (3, 5 х 8 м) висело в Париже. Как и другие картины Дали, «Осенний каннибализм» наполнен различными символами. Однако, это событие соединяется с эротическими комплексами проявляющимися с прежней силой. Этот небольшой городок был священным для басков – коренного населения Испании.
Уже в начале июня 1937 года готовое панно колоссальных размеров (3, 5 х 8 м) висело в Париже. surrealism – букв. искусство сверхреального). «Осенний каннибализм» демонстрирует отношение Дали к разразившейся в Испании гражданской войне.
Сюрреалисты пытались создать «чистое искусство», основанное лишь на свободном творчестве: на произволе бессознательного, на мире сновидений и галлюцинаций, не контролируемых разумом. Художник уловил саму сущность «шокового видения». Этот небольшой городок был священным для басков – коренного населения Испании.
«Герника» – это поэма нового Апокалипсиса, трагическое царство ночи, обесцвеченных красок, это мир, лежащий в обломках, загнанный в мрачное подполье из которого нет выхода. Картина Пабло Пикассо «Герника» (1937). Понятно, что к этому выводу зрителя настойчиво подталкивает художник. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Весть об уничтожении Герники потрясла художника. Он работал как одержимый, выстаивая первые дни перед мольбертом по 12-14 часов. surrealism – букв. искусство сверхреального). «Осенний каннибализм» демонстрирует отношение Дали к разразившейся в Испании гражданской войне: на картине два существа, мужское и женское, ложками вынимают плоть друг друга.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем.
В 1961 году Сальвадор Дали нарисовал для Энрике Берната, основателя испанской компании производящей конфеты на палочке, логотип «Chupa Chups», который в несколько измененном виде сегодня узнаваемый во всех уголках планеты.
В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии.
Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело замуровали в стене в музее Дали в г. Фигерас. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.
Приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.
В разное время Дали объявлял себя то монархистом, то анархистом, то коммунистом, то приверженцем авторитарной власти, то отказывался ассоциировать себя с каким бы то ни было политическим течением. После Второй мировой войны и возвращения в Каталонию Сальвадор поддерживал авторитарный режим Франко и даже написал портрет его внучки.
Дали отправил румынскому лидеру Николасу Чаушеску телеграмму, написанную в свойственной художнику манере: на словах он поддерживал коммуниста, а между строк читалась едкая ирония. Не заметив подвоха, телеграмму опубликовали в ежедневной газете Scînteia.
Известная ныне певица Шер (Cher) и ее муж Сонни Боно, будучи еще молодыми, посетили вечеринку Сальвадора Дали, которую он утроил в Нью-Йоркском отеле Plaza. Там Шер случайно села на подложенную хозяином мероприятия ей на кресло сексуальную игрушку странной формы.
В своей жизни Дали сам полностью завершил работу только над одним фильмом, «Впечатления от верхней Монголии» (1975), в котором он рассказал историю об экспедиции, которая отправилась на поиски огромных галлюциногенных грибов. Видеоряд «Впечатлений о Верхней Монголии» большой частью основан увеличенных микроскопических пятнах мочевой кислоты на латунной полоске. Как вы можете догадаться, «автором» этих пятен был маэстро. В течение нескольких недель он «рисовал» их на кусочке латуни.
Совместно с Кристианом Диором в 1950 году Дали создал «костюм для 2045 года».
Полотно «Постоянство памяти» («Мягкие часы») Дали написал под впечатлением от Эйнштейновской теории относительности. Идея в голове Сальвадора обрела форму, когда он, одним августовским жарким днем, разглядывал кусок сыра «Камабер».
Впервые образ слона появляется на полотне «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения». Помимо слонов, Дали часто использовал на своих картинах образы других представителей царства животных: муравьев (символизировали смерть, распад и, в то же время, огромное сексуальное желание), улитку он связывал с человеческой головой (см. портреты Зигмунда Фрейда), саранча в его работах связана с отходами и чувством страха.
Яйца на картинах Дали символизируют пренатальное, внутриутробное развитие, если посмотреть глубже — речь идет о надежде и о любви.
Седьмого декабря 1959 года в Париже состоялась презентация овосипеда (ovocypede): устройства, которое придумал Сальвадор Дали и воплотил в жизнь инженер Лапарра. Овосипед — прозрачный шар с закрепленным внутри сиденьем для одного человека. Этот «транспорт» стал одним из устройств, которое Дали успешно использовал для того, чтобы шокировать публику своим появлением.
Слайд 30Сегодня мы знаем: форма всегда есть результат
инквизиторского насилия над материей. … И даже
куда более скромная в своих притязаниях, более приспособленная материя сопротивляется тирании пространства, согласуясь с сутью своей оригинальной формы. Есть ли что-либо легче, вольнее, фантазийнее цветения минеральных кристаллов? Но и они – продукт принуждения более концентрированной «коллоидной среды», которая, мучая их, заключает в жесткую структуру. Самые совершенные, самые воздушные разветвления – всего лишь график агонии, отчаянных мук, последних вздохов материи, которая умирает, но не сдается, последнее цветение мира минералов. Но и для розы закон тот же! Каждый цветок распускается в неволе. Свобода бесформенна… так вот, морфология открывает нам, что наряду с триумфальным царством жесткой иерархии форм есть более анархические, более разнородные тенденции, раздираемые противоречиями.
Из «Тайной жизни Сальвадора Дали…»