Самые известные картины пикассо

Краткая биография

Пабло Пикассо родился в 1881 году на юге Испании, получив при рождении длинное имя и две фамилии (Руис по отцу и Пикассо по матери).

Пабло Пикассо (1881–1973).

Еще в раннем возрасте ребенок увлекся живописью под влиянием отца, который работал учителем рисования. Обучаясь у отца, Пабло уже в восьмилетнем возрасте создал свою первую картину. В дальнейшем он учился в школах искусств в тех городах, в которые переезжала семья: в Ла-Корунье и Барселоне, а также в мадридской академии изящных искусств.

Успех и мировая известность пришли к маэстро далеко не сразу. Одним из секретов его успеха стала невероятная работоспособность и целеустремленность. Часто голодный художник не заканчивал день, пока не будет нарисована очередная картина. Он терпеливо изучал работы известных мастеров и искал то, что стало бы по-настоящему ошеломляющим, великим. И первым таким открытием стал кубизм, буквально перевернувший художественный мир. Совместно с французом Ж. Браком Пикассо изобрел новый стиль, в котором отверг каноны натурализма и сосредоточился на анализе форм. О Пикассо заговорили.

Но на этом молодой художник не остановился, а продолжил едва ли не скачку по стилям. Искусствоведы выделают в его творчестве более десятка периодов, среди которых есть «голубой» и «розовый», когда художник изображал нищих и бездомных, классицизм, сюрреализм и другие. Потрясающая работоспособность в паре с неуемным стремлением получить что-то новое стала причиной того, что после сорока лет его доход составлял более 1,5 млн франков в год.

В военное время Пикассо остался на родине и состоял в движении Сопротивления, а в 1944 году вступил в коммунистическую партию. После войны мастер выражал себя еще более разнообразно, занявшись кроме живописи скульптурой, графикой и керамикой.

Скончался художник во Франции в 1973 году, прожив почти целый век (91 год).

Сегодня Пабло Пикассо считается одним из самых известных и дорогих художников в мире. Ему посвящено множество фильмов, в Париже и Барселоне открыли музеи, содержащие огромные коллекции его работ, а его творчество до сих пор будоражит умы миллионов людей по всему миру.

Мозайка стилей

Пикассо оставил после себя гигантское наследие — около 20000 работ, исполненных в самой разной стилистической манере. Хотя карьеру Пикассо принято делить на отдельные фазы, его мысль и рука творили с такой быстротой, что художник в своём стремлении к новому как бы обгонял самого себя. Он говорил: «Несколько стилей, используемых мною в работе, не следует рассматривать как эволюцию или как поиск идеала. Когда я хочу что-то выразить, я делаю это, не задумываясь ни о прошлом, ни о будущем…».

И в самом деле, Пикассо с завидной лёгкость переключался с почти абстрактных, искажённых образов на реалистический рисунок, в котором не уступал лучшим рисовальщикам XIX века.

«Голубой период» Пабло Пикассо

Работы, созданные Пабло Пикассо между 1901 и 1904, относят к «голубому» периоду, так как в картинах этого периода у Пикассо преобладали акценты синего цвета. Но это далеко не единственная особенность. 

В это время молодой Пикассо находит свой собственный художественный язык, впервые ярко проявляется индивидуальность мастера: несмотря на все еще звучащие ноты влияний, мы уже имеем дело с проявлением истинной  индивидуальности художника. В первых картинах, созданных Пикассо в Париже, отмечаются черты импрессионизма, постимпрессионизма, академизма. Сейчас же Пикассо создает нечто принципиально новое. В картинах Пикассо появляется обобщенная трактовка образа. Пикассо убирает из композиции все лишнее и оставляет только главное, предельно способствующее раскрытию авторского замысла, передаче эмоционального состояния.  В картинах Пикассо появились достаточно жесткие контуры фигур, мастер перестал стремиться к «трехмерности» изображений, стал уходить от классической перспективы. И постепенно  многоцветность уходит с полотен Пикассо, уступая место пронзительному по своему эмоциональному настрою голубому цвету. «Голубой – это цвет всех цветов» — любил говорить Пикассо.

В работах «голубого периода» Пикассо ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали.  На картинах изображены изнеможенные скорбью и страданием люди .  Их бледные, отчасти удлиненные тела  в некоторых произведениях напоминают работы испанского художника Эль Греко.  Депрессивные мотивы возникли в творчестве Пикассо после самоубийства его друга – художника  Карлоса Касагемаса. Весной 1901 г. Пабло Пикассо второй раз в своей жизни приехал в Париж, где все напоминало о Касагемасе, с которым он совсем недавно открывал для себя французскую столицу. Пабло поселился в комнате, где провел свои последние дни Карлос, завел роман с Жермен, из-за которой тот покончил с собой.  В то время на него давили горечь потери, чувство вины, ощущение близости смерти… — это и послужило психологической подоплёкой «голубого периода».  Позже Пикассо говорил: «Я погрузился в синий цвет, когда понял, что Касагемас мертв».

По возращению в Париж из Испании, где он провёл 14 томительных месяцев и где было написано большинство картин «голубого периода» , его новые ощущения, новые интересы, новая муза приводят Пабло к новому рубежу творческого развития. Картины Пикассо приобретают иную окраску. Как будто луч надежды проникает в души его героев вместе с появлением в красочной гамме его картин более светлых прозрачных цветов: к осветленным оттенкам синего цвета присоединяются розовые, пепельно-розовые, золотисто-розовые тона. Одним из самых ярким произведений переходного периода от «голубого» к «розовому»  считается картина Пикассо «Девочка на шаре».

Смотрите о Пикассо: PicassoLive.ru  Пабло Пикассо онлайн, галерея работ, жизнь и творчество, биография по годам, картины, каталог фото и видео

Автопортрет Пикассо

Автопортрет Пикассо

Склонившийся Арлекин

Трагедия

Старый еврей

Старый гитарист

Жизнь

Аскет

Женщина с шиньоном

Смерть Касагемаса

Портрет Солера

Завтрак слепого

Женщина с вороной

Гладильщица

Гурман

Любительница абсента

Любительница абсента

Tags:

  • голубой период
  • голубой цвет
  • пабло пикассо
  • художник 20 века
  • эль греко
  • эмоциональное состояние

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Голубой и розовый периоды

Меланхолия и печаль «голубого» периода против дружбы и счастья «розового». Разбираемся, с чем связаны эти периоды в творчестве Пикассо.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства

Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.

Пабло Пикассо. Смерть Касагемаса, 1901

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Пабло Пикассо

1. Девочка с голубем, 1901
2. Мать и ребенок, 1901
3. Женщина со скрещенными руками, 1901
4. Синяя комната, 1901
5. Девушки в кафе, 1902
6. Старый еврей с мальчиком, 1903

Поговорим о первых творческих поисках Пикассо. Начнем с «голубого» периода 1901–1904 годов, который начался после возвращения художника из Парижа в Барселону.

Самое главное об этом этапе

Называется так из-за цветовой гаммы. В это время Пикассо использует разные оттенки голубого и синего. Это делает сюжеты картин более притчевыми, касающимися глобальных и вечных вопросов.

*Еще романтизм в начале 19 века связывал синий и голубой цвета с мистикой, тайной, оторванностью от земного. Позже это подхватили символисты в конце 19 века — Пикассо во многом наследует им.

Главный герой — слабый человек: старик, ребенок, нищий на паперти. Герои Пикассо часто сидят в углу, они одиноки, печальны — это чувствуется не через их мимику, а через саму атмосферу синего цвета.

Главная тема — пара «слабый и еще слабее». В картинах «Девочка с голубем», «Старый еврей с мальчиком» герои не могут защитить друг друга. Они символизируют хрупкий мир, каким его видели в начале 20 века, в преддверие Первой мировой войны.

Пикассо специально посещает лепрозории и богадельни. Ему интересны такие персонажи не только как герои картины, но как герои самой жизни.

Пабло Пикассо

1. Сидящий на красной скамье Арлекин, 1905
2. Семья акробатов с обезьяной, 1905
3. Мать и ребенок, 1905
4. Семья комедиантов, 1905
5. Портрет мадам Каналс, 1905
6. Мальчик с трубкой, 1905

«Розовый» период Пикассо связан с переездом в Париж и длился с осени 1904 до конца 1906 годов.

Вот его основные черты

Уход от холодных голубых тонов к теплым розовым. В Париже, на Монмартре, Пикассо чувствует себя по-настоящему счастливым — даже в условиях крайней бедности. Это отразилось на его палитре.

Главные герои — бродячие артисты. Это кочевники, люди без дома, которые нужны только самым близким людям — как в картине «Семья комедиантов». Чаще всего артисты показаны во время отдыха, на привале. Тема арлекинов и циркачей будет интересовать Пикассо все его творчество.

Главная тема — дружба. Если в «голубом» периоде слабый не мог защитить слабого, то в «розовом» Пикассо говорит о дружбе между слабым и сильным. Вместе они составляют гармоничный союз, слабый не может без сильного — и наоборот.

Арлекин — печальный персонаж. Обычно это шут, самый живой и острый на язык персонаж комедии дель арте. Но Пикассо делает его печальным и иногда наделяет автопортретными чертами.

Пабло Пикассо

1. Юный акробат и клоун, 1905
2. Девочка на шаре, 1905

Завершим эту часть двумя работами Пикассо «розового» периода — «Юный акробат и клоун» и «Девочка на шаре».

Обе картины говорят о союзе противоположностей

«Юный акробат и клоун». Хрупкий маленький мальчик — часть силуэта толстого клоуна, он опирается о его колено. Сам клоун сидит на устойчивом прямоугольном ящике. Слабый акробат нашел опору в сильном друге.

🟠 «Девочка на шаре». Линия рук хрупкой и неустойчивой девочки повторяет очертания шара. Тело акробата на кубе состоит из таких же прямых углов. Пикассо намеренно нарушает правила анатомии и перспективы, чтобы подчеркнуть хрупкость и силу.

Пикассо был не единственным, кто любил изображать бродячих артистов и циркачей. Художник Марк Шагал тоже пронес эту тему через все свое творчество.

Предлагаем внимательно рассмотреть и сравнить картины двух художников — как вы думаете, чем они похожи, а чем различаются?

1. Пабло Пикассо. Клоун, 1905
2. Марк Шагал. Разноцветный клоун, 1974

Ссора двух друзей

Два величайших художника — Пикассо и Шагал — много лет поддерживали дружбу. Но ее разрушил всего один вечер. Это случилось в 1964 году. Пикассо вместе с женой, Франсуазой Жило, пришли на ужин к Марку Шагалу. После нескольких выпитых бутылочек вина Пикассо спросил у Шагала, когда тот собирается возвращаться в Россию. Шагал ответил ему: «Сразу же после Вас, ведь там Вас очень любят, в отличие от Ваших работ. Однако попробуйте там поработать — и посмотрим, что у Вас получится».

Пикассо парировал в ответ: «Полагаю, что Вас волнует вопрос бизнеса, и Вы не отправитесь туда, если у Вас там не будет финансового интереса». Так закончилась дружба двух великих гениев.

Биография Пикассо содержит уникальные факты, отмеченные в книге рекордов Гиннеса. В 1998 году Пабло был признан одним из самых плодовитых мировых художников. За 78 лет своего творчества он создал 147 800 произведений искусства (картин, гравюр, книжных иллюстраций, скульптурных и керамических работ).

Представить себе невозможно, но его картина «Алжирские женщины» была продана на аукционе «Кристи» в 2015 году за 179 365 000 долларов.

ТВОРЧЕСТВО ПАБЛО ПИКАССО

«Блестящий талант» — так охарактеризовали подростка в Мадридской Академии изящных искусств. Однако Пабло вскоре объявил родителям, что там царит сплошной консерватизм и ничему новому он не научится. В 15 лет молодой художник создал глубокое по содержанию произведение – «Знание и милосердие». Картина получила золотую медаль, а в кафе «Четыре кота» прошла первая персональная выставка Пабло. 

В 1900 году Пикассо посетил Париж и заболел им. Через четыре года он перебрался туда жить. «Склонившийся Арлекин», «Любительница абсента». Художник убирает из композиций всё лишнее, великолепно передавая эмоциональное состояние героев. 
Постепенно многоцветность уходит из картин Пикассо, уступая место пронзительному голубому цвету. Произведения наполняет чувство тоски и одиночества, которые сродни настроениям самого живописца. 

«Розовый» период отражает увлечение Пабло цирком. Арлекины и уличные гимнасты – его излюбленные персонажи. Миниатюрная гимнастка хочет удержать равновесие, стоя на крутящемся шаре; она впечатлена своими успехами, показывая сидящему рядом мужчине свою ловкость и грацию («Девочка на шаре»). Картина обладает поистине магическим свойством: из неё нельзя исключить ни одну деталь – иначе вся композиция рассыплется. 

Соединение геометрических предметов и человеческих фигур. В 1906 году манера художника резко изменилась. В «Авиньонских девицах» мастер создал совершенно новую реальность, построив фигуры из геометрических объёмов, изломанных острыми углами. Публика и друзья Пикассо были шокированы. Однако именно эту работу назовут важным шагом на пути к кубизму. Изобразительное эсперанто, так называют этот жанр, развивалось поэтапно. 

Для «сезанновского» этапа характерны серые, коричневые и зеленые тона («Женщина с веером»), а изображение построено на сопоставлении геометрических фигур. «Аналитический» кубизм буквально «дробит» образ на части. Полотно напоминает осколки разбитого стекла, хранящие отражение человека («Портрет Амбруаза Воллара»). Декоративностью и контрастностью отличается «синтетический» кубизм («Скрипка и гитара»). Несмотря на неприятие зрителями большинства идей Пикассо, его картины хорошо продавались.

В 1917 году художник решил попробовать свои силы на новом поприще, создавая декорации и костюмы к спектаклям Дягилевского балета в Париже. Ольга Хохлова танцевала в кордебалете, имела гордую осанку, была аристократически утончённа и неприступна («Портрет Ольги в кресле»). Страстно влюблённый, Пабло венчался с любимой. Ольга стремилась сделать богемного супруга более изысканным. Однако вскоре оказалось, что они абсолютно разные люди. Гибнущие отношения не спасло даже рождение сына. 

Ну а с 1927 года на полотнах художника стал появляться образ светловолосой женщины («Сон»). Увлечение Мари-Терез Вальтер совпало с попытками высказаться в сюрреалистической манере. Скандалы в семье и ссоры с Мари-Терез – этот гордиев узел Пикассо разрубил одним махом, оставив обеих женщин. 

Интеллектуальной отдушиной для художника выступила авангардный фотограф Дора Маар. Она отсняла весь процесс создания знаменитого триптиха «Герника» — отклика мастера на события военного времени. Дора стала на долгие годы главной моделью Пикассо. 
Настоящую радость жизни познал Пабло с юной художницей Франсуазой Жилло («Радость жизни»). Самостоятельная и свободолюбивая, она подарила художнику сына Клода и дочь Палому, но не смогла быть с ним вместе. 

Последняя спутница и вторая официальная супруга мэтра – Жаклин Рок называла его «монсеньор» и целовала руки. Одно из лучших произведений позднего творчества Пикассо – «Поцелуй». В нём всё преувеличенно большое. Женщина прильнула к любимому мужчине с доверчивой преданностью, всматриваясь в дорогие для неё черты. 

Неунывающая Фернанда и мнительная Ева

Пабло Пикассо. “Нищий старик с мальчиком” В Париже Пабло поселился в «правильном» месте — на Монмартре в «Бато-Лавуар» — полуразрушенном доме с тёмными лестницами и извилистыми коридорами, где за гроши проживала богема. Среди этой публики Пикассо стал страшно популярен и даже ввёл новую моду: берет и синий комбинезон, как у механиков. До этого художники все сплошь носили блузы и широкополые шляпы. Синий, вернее голубой цвет – это цвет именно этого периода жизни Пикассо. Единственным оставшись в живых из группы «Четыре револьвера», Пабло впал в тоску и писал картины в голубых тонах. Моделей он выискивал в дешёвых забегаловках, а то и в кожно-венерологическом диспансере больницы Сен-Лазар, куда специально за моделями и ходил. Пьяницы, проститутки, нищие, изнурённые матери с больными детьми, немощные старики…

Вся эта голубая тоска рассеялась, когда в коридоре «Бато-Лавуар» Пабло повстречал девушку, которую уже не раз замечал на Монмартре и на которую втайне заглядывался. Пышная шатенка с зелёными миндалевидными глазами, самоуверенная и жизнерадостная. Ее звали Фернанда Оливье. Очень скоро она со своими пожитками перебралась в каморку Пикассо, заваленную чем угодно, кроме мебели: книги хранились в цинковом корыте, картины без рам стояли на полу. С переездом Фернанды на этих картинах изменились краски: от «голубого периода» Пабло перешёл к «розовому». Так потом случалось с ним часто — он менял женщину, а вместе с ней и взгляд на жизнь, и стиль живописи…

Пабло Пикассо. “Обнажённая с кувшином”. В розовый период его постоянной музой была Фернанда Оливье

И вот Пикассо 23 года, он влюблён, как настоящий испанец, яростно и ревниво. Из маленького чулана вынесен весь хлам — здесь теперь «будуар невесты». Из опасения, что кто-нибудь отобьёт у него Фернанду, Пабло сам ходит на улицу за покупками, а свою красавицу запирает в будуаре — она проводит дни, не вставая с дивана. В свободное от любовных утех время её единственное занятие – лёжа читать книги и покуривать дешёвые турецкие сигареты. Куда практичнее Фернанды был её умный кот, умевший воровать в ближайшей лавке колбасу и приносить своим хозяевам. Это было кстати: у влюблённых часто не находилось ни гроша, чтобы пообедать. Бывало, они просыпались чуть свет и сами по примеру кота воровали молоко и круассаны, которые рассыльные с утра пораньше оставляли на пороге соседних домов. Фернанду не тревожило, что у неё нет ни платьев, ни туфель. Она радовалась, когда Пикассо сумел оптом продать все свои картины и на вырученное купил ей серьги, и не расстроилась, когда через неделю их пришлось заложить. Она вообще никогда не расстраивалась. Идеальная любовница! Но всё же Пикассо с первых дней романа откровенничал с друзьями: «Фернанда стара для меня. Она, бедняжка, и не догадывается, как скоро я её брошу».

Ева Гуэль

Это случилось не так уж скоро, через 6 лет. В то время Пикассо уже написал своих «Авиньонских девиц» в небывалой «африканской» манере, из которой вскоре вырос кубизм. Он уже сделался знаменит и теперь его хорошо покупали. Они с Фернандой перебрались в просторную и светлую мастерскую на улице Ля Боэти. Фернанда очень гордилась спальней в английском стиле и роскошной гостиной с роялем, на котором даже пыталась играть одним пальцем. И тут Пикассо оставил её, пленившись любовницей своего друга — художника Маркуса. Марсель Юмбер, она же Ева Гуэль, она же Куколка, была полной противоположностью пышной «рубенсовской» Фернанды — хрупкая, тонюсенькая, ранимая. А Пабло так привлекали контрасты!

Брошенный Маркус был неутешен и грозил пристрелить Пикассо. Фернанда же унывать не стала. Она по-быстрому заарканила художника Роже Карла и счастливо прожила с ним следующие 20 лет. На Пикассо зла не держала и со временем написала о нём вполне доброжелательную книгу воспоминаний. Редчайший случай! Её жизнь не была сломана. Остальным женщинам Пабло повезло меньше. Та же Ева умерла всего лишь через 5 лет от чахотки, которой и следа не было до знакомства с Пикассо. Нервной ранимой Еве не пошли на пользу ни его измены, ни явно демонстрируемое пренебрежение. К тому же она была мнительна и очень страдала от того, что их с Пабло окна выходили на монпарнасское кладбище. На ее вечные просьбы переехать он обращал так же мало внимания, как на появившийся с некоторых пор кашель. Ну а с другой стороны, художник – не доктор, лечить не умеет и не обязан. Ева вполне могла бы позаботиться о себе сама. Была слишком занята заботой о том, чтобы не потерять его? Что ж… Это её выбор.

Пабло Пикассо. “Авиньонские девицы”

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: