Художник ян матейко картины. ян матейко: биография, картины

Ян матейко

Творчество Яна Матейко

Автопортрет

«Он был одной из крупнейших величин художественной Европы XIX века». Так писал о Яне Матейко (1838-1893) выдающийся русский критик В. В. Стасов, видевший в нем «могучего главу» национальной школы польского искусства.

Всю свою сознательную жизнь Матейко посвятил реше­нию одной задачи — воссозданию в живописи, как он сам говорил, «скорбной и славной истории родины». В истори­ческом прошлом Польши художник искал и находил при­меры, пробуждавшие в его современниках патриотические чувства, укрепляющие национальное самосознание, самоот­верженную любовь к родной земле.

Биография Матейко не богата внешними событиями. Почти всю жизнь художник провел в древней столице Польши — Кракове, здесь и умер. Отец, чех по национальности, был учителем музыки. Мать умерла, когда Яну было всего семь лет. Творческое развитие Матейко началось рано. В 1852 году он поступил в краковскую Школу изящных ис­кусств, а по окончании ее несколько месяцев совершенство­вал свои профессиональные навыки в Мюнхенской Акаде­мии художеств в Вене. Матейко доводилось бывать в Ита­лии, Париже и Константинополе, но в основном его жизнь протекала в мастерской, у мольберта. С 1873 года он стал директором Краковской Академии художеств, но продолжал однако оставаться прежде всего художником.

В целом творчество Матейко — это исключительно увле­кательное повествование о прошлом Польши.

Еще в годы ученья Матейко стал тщательно зарисовывать все, что относилось к польской старине. Эту работу худож­ник не бросал и в дальнейшем. Сохранилось громадное со­брание его документальных зарисовок, которые он называл своим «Словарем», или «Малой сокровищницей». И, дейст­вительно, это была драгоценная сокровищница для худож­ника, работающего в историческом жанре.

Уже в ранний период творчества Матейко создал карти­ны на темы из истории Польши, обличающие своекорыстие, себялюбие польских магнатов и шляхты («Станьчик на ба­лу у королевы Боны», 1862; «Проповедь Скарги», 1864; «Рейтан. Упадок Польши», 1865).

Эти картины стали событиями в художественной жизни страны. К Матейко пришла известность. Однако представи­тели консервативно-шляхетских кругов подняли в прессе травлю против Матейко, обвиняя его в антипатриотичности. Художник ответил на это своеобразной аллегорической картиной-памфлетом «Приговор Матейко», в которой изо­бразил самого себя у позорного столба, выслушивающим смертный приговор.

В течение многих лет Матейко работал над картиной «Битва при Грюнвальде», посвященной крупнейшему исто­рическому событию — победе славянских и прибалтийских народов над тевтонскими захватчиками. Это полотно, законченное художником в 1878 году, поражает своими разме­рами. Оно является едва ли не самым грандиозным произ­ведением польской живописи XIX века.

Важным этапом в творчестве Матейко явилась картина «Костюшко под Рацлавицами» (1888), где во весь голос зву­чит тема народа, как движущей силы истории. О большом интересе Матейко к народным образам свидетельствует и ряд других произведений («Люблинская уния», 1869; «Поднятие колокола Сигизмунда», 1874 и др.). Картиной «Коперник» * (1873) Матейко одним из первых утвердил в польской живописи образ нового героя — ученого. Худож­ник изобразил Коперника в момент, когда ему после много­летних исканий открылись новые закономерности движе­ния небесных светил. Подняв глаза к звездному небу, вели­кий ученый как бы прислушивается к музыке вселенной.

Матейко был превосходным портретистом. К наиболее из- зестным портретам его работы, принадлежат изображения представителей польской интеллигенции (доктора Юзефа Дитла, профессора Кароля Падлевского, историков — Юзефа Шуйского и Ст. Тарнавского, близкого друга семьи художника — Леонарда Серафиньского и других). Очень вы­разителен автопортрет художника, созданный им за год до смерти.

Матейко работал и в области монументально-декоративной живописи. Далеко не все произведения Матейко равноцен­ны и по замыслу и по уровню исполнения. В некоторых из них сказываются националистическое понимание истории Польши, религиозно-мистические тенденции. Но эти недо­статки не могли зачеркнуть народного значения творчества Матейко. Он был и остается крупнейшим из польских жи­вописцев прошлого. Его произведения экспонируются в крупнейших музеях Народной Польши. В Кракове, в доме художника, организован мемориальный музей.

Значимость, стиль и темы

Могила Матейко

Он считается одним из самых значительных из всех Польские художники, назван «величайшим историческим художником Польши» и «культовая фигура для нации в целом … к моменту его смерти». Его стиль хвалили за то, что он «красочный, детальный и творческий». Он преуспел в пропаганде польской истории и напомнил миру о Польше, в то время как его страна оставалась разделенной и без какого-либо независимого политического представительства. Его работы, тиражированные в тысячах репродукций, стали почти стандартными иллюстрациями многих ключевых событий в мире. Польская история. Его иллюстрированный альбом 1860 года Убиоры в Польше (Одежда в Польше) считается ценным историческим справочником. Критики его творчества указывали на использование традиционного стиля живописи («антикварный реализм», «театральные эффекты»). На зарубежных выставках подробный исторический контекст его работ часто терялся для иностранной публики. Иногда его картины вызывали споры; Например, Рейтан оскорбил ряд видных представителей польской знати, которые видели в картине обвинение всего своего социального класса. Его картины подвергались цензуре в Российская империя; и нацистская Германия планировал уничтожить Грюнвальдская битва и Прусское почтение, которое нацистские власти сочли оскорбительным для немецкого взгляда на историю (эти картины были среди многих, которые немцы планировали уничтожить в своих война с польской культурой, но Польское сопротивление успешно скрыл оба).

Многие из его работ посвящены известным событиям в истории Польши. Матейко сосредоточился на основных темах польской истории и использовал исторические источники для описания событий в мельчайших исторических деталях. Его самые ранние картины представляют собой простые исторические картины без скрытых сообщений. Поздние, начиная с живописи Станьчик (1862), призваны вдохновить зрителей патриотическим посланием.Станьчик фокусируется на придворном шуте, изображаемом как символ совести страны, сидящем в кресле на фоне вечеринки — единственной фигуре, размышляющей о войне, игнорируемой радостной толпой.

Помимо исторической живописи Матейко сделал также множество портретов. Среди прочего: портреты ректоров Ягеллонского университета. Юзеф Шуйски и Станислав Тарновский, и многочисленные портреты семьи и друзей, в том числе Жена в свадебном платье («Żona w sukni ślubnej») (1865 г., уничтожена его женой во время ссоры и воссоздана в 1879 г.) и автопортрет (1892 г.). Всего Матейко написал 320 картины маслом и несколько тысяч рисунки и акварели.[нужна цитата ] Он также разработал полихромия в Базилика Святой Марии, Краков (1889–1891).

Его картины выставлены во многих польских музеях; в том числе Национальный музей в Варшаве, Национальный музей в Кракове, Национальный музей в Познани и Национальный музей во Вроцлаве. В Национальном музее в Кракове есть филиал, посвященный Матейко — Дом Яна Матейко (Дом Яна Матейки), расположенный в его бывшей мастерской и фамильном доме на Флорианской улице, открытом в 1898 году. Еще один музей, посвященный Матейко, Дворек Яна Матейки, открыт в Кшеславице (где Матехо приобрел поместье) в 1865 году.

В какой-то момент учениками Матейко были более 80 художников, многие из которых оказали влияние во время его пребывания в должности директора Краковской школы изящных искусств, и их называют членами «школы Матейко». Среди них выделяются Мауриций Готтлиб,Ефрем Моисей Лилиен,Яцек Мальчевски,Юзеф Мехоффер,Антони Пиотровски,Витольд Прушковский,Леон Вычулковски, и Станислав Выспянский.

Счастье не было безоблачным

Она состоялась 21 ноября 1864 года. Свадебное платье для Теодоры шил портной из города Бохня (неподалёку от Кракова) Рыпарк по рисунку Яна. Хотя братья художника не особо радовались этому союзу, на торжество пришла вся семья Матейко. Вскоре после этого молодожёны поехали в Париж, а по возвращении Ян Матейко написал «Портрет жены в свадебном платье».
У Яна и Теодоры родится пятеро детей. Одна из них – Хелена – пойдёт по стопам отца и тоже станет художницей.
По воспоминаниям современников, Теодора была весьма деспотичной и эгоистичной натурой. Когда у неё возникали опасения, что её роли музы что-то угрожает, она придумывала разнообразные авантюры, делала вид, что болеет, и прибегала к другим уловкам. На неё похожи едва ли и не все женские образы, изображённые на полотнах художника. Именно Теодору он изобразил на одной из известнейших своих картин «Прусская дань» в образе королевы Боны Сфорцы…
В марте 1876 года Ян Матейко начал писать картину «Кастелянша». Позировала ему племянница Теодоры – Станислава Серафинска. Зная, что Теодора будет ревновать, Ян писал портрет в тайне от неё. Сама Теодора путешествовала в то время во Франценсбад и Карлсбад. Ян писал жене письма, описывая свои творческие занятия, но не упоминая о «Кастелянше». Однако, вернувшись в Краков, Теодора обо всём узнала. Она устроила сцену мужу и уехала к матери. А когда снова приехала в Краков, в гневе уничтожила свой «Портрет в свадебном платье». Опасаясь, что она уничтожит и портрет Станиславы, Ян сказал жене, что полотно сгорело.
С того момента в доме Яна и Теодоры всё чаще царило достаточно унылое настроение. Ян не раз говорил, что совершит самоубийство или разведётся с женой.
Несмотря на семейный кризис в сентябре 1877 года Теодора сопровождает мужа с его первой поездки в Варшаву. 12 февраля на свет появился их последний, пятый ребёнок – дочка Регина. Девочка не прожила и месяца и умерла 7 марта того же года.
В феврале 1882 года сильно ухудшилось психическое состояние Теодоры, и врачи посоветовали поместить её в психиатрическую клинику. Во время своего пребывания в клинике, Теодора писала письма сестре с просьбой вызволить её. Вышла из больницы она спустя полтора года, однако оставалась под постоянным наблюдением, от чего пыталась избавиться всеми возможными способами. Дошло даже до того, что она заявила своей семье о нежелании давать благословение собственной дочери на брак, если те не помогут ей выйти из-под опеки. Вскоре Теодора оказывается в клинике вновь.
С годами у Яна Матейко накапливались финансовые проблемы. Они были связаны не только с болезнью жены, но и с его отношением к своим заработкам, которое подчас было чересчур свободным, по мнению некоторых современников. Написанную в 1863 году картину «Ян Собеский под Веной» он передал Папе Римскому, Франции он подарил полотно «Жанна Д’Арк», многие великие работы подарил Польше…
Свои картины он часто дарил и знакомым – обычно это были достаточно богатые люди. Не жалел он средств на помощь бедным. Не одну свою работу он продал фактически за бесценок…

Ян Матейко, «Станчик» (1862)

В 1862 году Матейко заканчивает полотно, принесшее ему известность — «Станчик». Это прекрасное творение рассказывает историю о польском шуте, служившем при дворе монархов Александра Ягеллона, Сигизмунда I Старого, Эта работа показывает глубочайшие переживания шута одиноко сидящего на фоне пирующего бала, грусть на фоне торжества. Вдумчивое выражение лица Станчика говорит о его горьких переживаниях по поводу утраты пограничной крепости Польшей в 1514 году в Смоленске. О самом шуте установлено не много данных. Рожден он был в деревне Прошовицы, около Кракова. Добился при дворе особого статуса своим красноречием и остроумием. Станчик умело использовал свой особый статус при дворе и безжалостно критиковал политику правителей. Это полотно находится в Национальном музее Варшавы.

внешние ссылки

О других проектах Викимедиа:

Ян Матейко на Викискладе?

  • Записи авторитета  :
    • Виртуальный международный авторитетный файл
    • Международный стандартный идентификатор имени
    • CiNii
    • Национальная библиотека Франции ( данные )
    • Система документации университета
    • Библиотека Конгресса
    • Gemeinsame Normdatei
    • Королевская библиотека Нидерландов
    • Национальная библиотека Польши
    • Национальная библиотека Польши
    • Национальная библиотека Израиля
    • Библиотека польского университета
    • Апостольская библиотека Ватикана
    • Национальная библиотека Австралии
    • Российская национальная библиотека
    • Чешская национальная библиотека
    • Национальная библиотека Португалии
    • Национальная библиотека Латвии
    • WorldCat
  • Записи в общих словарях или энциклопедиях  :
    • Энциклопедия Брокгауза
    • немецкая биография
    • Британская энциклопедия
    • Хрватская энциклопедия
    • Шведский национальный энциклопедин
    • Австрийский биографический лексикон 1815–1950 гг.
    • Польский биографический словарь
    • Visuotinė lithuvių enciklopedija
  • Ресурсы изобразительного искусства  :
    • Музей Орсе
    • (de)  Берлинская академия художеств
    • (от + до)  Художники Мира Онлайн
    •  Выгода _
    • (в)  Британский музей
    •  Роща Арт Онлайн
    • (ru)  Взаимное искусство
    • (de)  Австрийская галерея Бельведер
    • (nl+en)  RKDисполнители
    • (ru)  Объединенный список имен артистов

Ян Матейко на сайте Little Poland

  • Портал живописи
  • Портал 19  века _
  • Портал Польши

Работа

Помимо портретов, почти все его картины посвящены истории Польши. Его монументальные композиции большой выразительной силы и изображения польских королей, репродукции которых иллюстрируют школьные учебники, до сих пор пользуются большой популярностью в стране. Это он создал польское историческое воображение.

С юности романтик Матейко задумывал свое искусство на службе своей родине, лишенной политической самостоятельности, и хотел, взявшись за руки, пробудить национальное чувство. Он страстно вспоминал историческое прошлое и обвинял аристократов у власти в том, что они несут ответственность за порабощение Польши, разделенной между Россией, Германией и Австрией ( Станчик , Проповедь Скарги , Рейтан или падение Польши ) .

Матейко стремился к историко-философскому синтезу, а не просто к изображению исторических фактов. На его полотнах часто появляются персонажи, которые не принимали участия в событиях (например, Хьюго Коллонтай или генерал Юзеф Воджицкий в « Костюшко в Рацлавицах» ).

Живописные качества художника раскрываются прежде всего в его портретах, в частности его друзей. Его Автопортрет считается его шедевром.

Помимо просветительской деятельности, Матейко участвовал в работе комитетов по охране памятников истории своего города. Принимал участие в обновлении готического алтаря Вита Ствоша в церкви Святой Марии (1867-69), здания ресторана в Сукенницах (1875-79) и Вавельского замка (1886).

В 1890-91 годах он выполнил в Базилике Святой Марии в Кракове вместе со своими учениками Юзефом Мехоффером и Станиславом Выспяньским великолепную настенную живопись и полихромию. Этой инновационной работой можно полюбоваться там и сегодня.

Юные годы

Когда Яну было 13 лет, его приняли в Краковскую школу изящных искусств. Там он проявлял большую заинтересованность и трудолюбие. Правда, учёба не всегда шла гладко. Одной из причин тому были финансовые сложности и проблемы со зрением. Большое влияние на Яна оказывают его учителя – Йюзеф Кремер и Владислав Лушкевич. Именно они вдохновили его на то, чтобы делать зарисовки краковских памятников.
В 1858 году Ян Матейко получил стипендию на учёбу в Мюнхене. Там он знакомится с работами выдающихся художников, в том числе и современных. Он восторгается творчеством Поля Делароша и его ученика Карла Теодора фон Пилоти, создавших знаменитые работы на исторические темы. В те годы Ян Матейко осознаёт, что именно исторической живописи он хотел бы посвятить себя. Схему Делароша, основанную на выбранном из истории наиболее драматичном моменте и изображении этого момента максимально эмоционально, молодой Матейко создаёт в 1859 году картину «Отравление королевы Боны». В эти же годы он издаёт публикацию «Польский костюм», в которой содержатся гравюры, изображающие людей в исторических костюмах. Позднее этот опыт он не раз использует в своих картинах. Публикация послужила и ещё одной цели – благодаря полученному гонорару Яну удалось поправить материальное положение.
Было однако одно обстоятельство, которое сильно расстраивало Яна. Это неразделённая любовь к Теодоре Гебултовской – дочери той самой Полины, к которой относился как к матери. Она была младшим ребёнком в семье. Молодые люди знали друг друга с раннего детства. Отец будущего художника, Франциск, учил Теодору и её братьев и сестру музыке.
В 1862 году 24-летний Матейко пишет одну из своих самых известных работ – «Станчик». Станчик – это придворный шут великих князей литовских и королей польских Александра Ягеллона, Сигизмунда I Старого и Сигизмунда II Августа. На картине Станчик изображён в тот момент, когда во время бала скорбит о поражении литовской армии.
22 января 1863 года два брата Яна Матейко присоединились к январскому восстанию. Ян не пошёл с ними – отчасти потому, что не очень хорошо видел и не мог управляться с оружием. Однако он как мог помогал повстанцам – привозил им оружие и помогал материально. Надо сказать, что хотя по происхождению его семья была на половину были чехами, в душе они всегда чувствовали свою принадлежность именно к польскому народу и были настоящими патриотами Польши.
В 1863 году Ян Матейко и Теодора Гебултовска наконец сближаются, а осенью 1864 года начинается подготовка к свадьбе.
Поводом к тому, что о женитьбе пара всерьёз подумала именно в это время, стал успех картины «Проповедь Скарги», написанной в 1864 году. На доход от её продажи и была организована свадьба.

Ян Матейко, «Смерть короля Пшемысла II», год 1875

На этой картине, написанной в 1875 г., изображена трагическая история гибели Трагедия случилась через год после церемонии коронации Пшемысла II, восьмого февраля 1296 года. В память именно об этом трагическом событии Ян Матейко создает картину, в которой воссоздает кусочек исторической драмы, произошедшей в родной Польше. Пшемысл II был убит сразу после карнавального торжества. Подосланные бранденбургскими маркграфами и великой польской знатью убийцы похитили израненного короля, но при побеге решили, что он для них стал обузой и бросили его умирать на дороге.

Многие историки до нашего времени в растерянности от столь загадочной смерти короля. Многие считают его смерть наказанием за странную гибель его первой супруги. Полотно «Смерть короля Пшемысла II» находится в галерее современного искусства в Загребе.

Мы рассмотрели основные работы великого художника Яна Алоиза Матейка. Его творчество заняло значимую нишу в искусстве. Имя художника навсегда вписано в страницы истории Польши, и не только. Это именно тот творец, работы которого вдохновляют на свершение новых шедевров многих художников современности.

Ян Алои́зий Мате́йко

(польск. Jan Alojzy Matejko
; 24 июня 1838, Краков —
1 ноября 1893, Краков) — польский
живописец, автор батальных и исторических
полотен.

Был девятым ребёнком
в семье, в которой всего было одиннадцать
детей. В детстве пережил обстрел Кракова
австрийской армией (1848). Учился в Школе
изящных искусств в Кракове (1852-1858),
Академии художеств в Мюнхене (1859) и Вене
(1860). С 1860 работал в Кракове, где и скончался
в 1893 году и был похоронен.

Творчество

С юности изучал детали
исторического быта, непрерывно их
зарисовывал, а позже составил «Историю
польского костюма». Своим призванием
считал религиозное творчество. Неудача
восстания 1863-1864, воспринятая как
национальная катастрофа, побудила
отказаться от этой тематики и посвятить
себя исторической живописи. Стал автором
многофигурных полотен, изображающих
ключевые эпизоды истории Польши, и
портретов героев прошлого. Картины
хранятся в Национальном музее (Варшава),
Национальном музее (Краков), Львовской
картинной галерее и других собраниях.
Так же рисовал картоны для витражей, в
частности по его картонам сделаны
витражи кафедрального собора во Львове.

Картины Матейко
содержат ряд исторических неточностей.
В частности, на полотне «Стефан Баторий
под Псковом» изображена сдача города,
тогда как в реальности польский король
так и не сумел овладеть крепостью.

Произведения

«Станчик»
(1862)

«Проповедь
Скарги» (1864)

«Рейтан
— упадок Польши» (1866)

«Люблинская
уния» (1869)

«Стефан
Баторий под Псковом» (1871-1872)

«Смерть
короля Пшемысла II» (1875)

«Грюнвальдская
битва» (1878)

«Прусская
дань» (1882)

«Жанна
д’Арк» (1886)

«Костюшко
под Рацлавицами» (1888)

Несмотря на то, что великий польских художник Ян Матейко жил и творил более 100 лет назад, благодарный народ Польши все так же любит и восхищается его творчеством. Он был не просто художником, а художником-патриотом, который запечатлел на полотне историю своей многострадальной родины.

Муза. Теодора Гебултовская

Теодора была крайне эгоистичной и ревнивой особой, придумывала разные хитрости, авантюры, дабы укрепить свое положение в роли музы художника. Практически все очертания женщин на работах Матейко напоминают Теодору. В 1876 году, когда Теодора находится в путешествии, мастер втайне начинает работу над полотном «Кастелянша». Для картины позирует ему Станислава, которая является племянницей Теодоры. По возвращении Теодора была вне себя от гнева, после сильной ссоры она покидает его и уезжает на некоторое время к своей матери Полине Гебултовской. Позже она все-таки вернется к мужу, но тайком от него уничтожит собственный портрет в свадебном платье, позже Ян восстановит эту картину. С этих пор в семье воцарятся холодные и натянутые отношения.

Примечания и ссылки

  1. В то время как 24 июня является наиболее часто упоминаемой датой , некоторые недавние биографы Матейко отмечают, что существуют надежные записи для двух других дат: 28 июля , и 30 июля .
  1. ↑ и (pl) Мария Шиповска, Ян Матейко wszystkim znany , Fundacja Artibus-Wurlitzer oraz Wydawn,2016( ISBN   ) , с.  7-8.
  2. (de) «Ян Матейко»,  Meyers Grosses Taschenlexikon , Мангейм, 1998, BI-Taschenbuchverlag, vol. 14, с.  98 .
  3. Эва Микке-Брониарек, «  Ян Матейко  » , на Culture.pl ,2004 г.
  4. Элизабет Сантакреу, «  Кисть, оружие поляков в изгнании  » , на lejournaldesarts.fr , Le Journal des Ars ,2019
  5. (мн.ч.) Doktorzy honoris causa , на сайте университета .

Юность

В тринадцатилетнем возрасте Ян Алоиз Матейко поступил в городе Кракове в школу изящных искусств для дальнейшего обучения. Он изучает историю быта, делает наброски архитектурных строений, скульптур, исторических памятников, зарисовывает польских князей и королей, интересуется польской историей костюма. В 1858 году Ян Матейко получает стипендию для учебы в Мюнхене, в художественной академии. Там начинает изучение полотен знаменитых творцов искусства, в восхищение его приводят полотна Поля Делароша, Карла Теодора фон Пилоти (его ученика), написавших известные исторические полотна. Именно это знакомство определяет направление будущих произведений Яна Матейко.

В 1859 году молодой Ян Алоиз Матейко пишет картину «Отравление королевы Боны» и издает работу «Польский костюм». В опубликованной работе изображены люди, одетые в исторические костюмы, в будущих работах он будет не раз применять полученный им опыт. Из-за конфликтов с преподавателями ему приходится завершить свое недолгое обучение в художественной академии. После возвращения в 1860 году Ян Матейко начинает работу в своем родном городе Кракове.

Вскоре после возвращения в двадцатичетырехлетнем возрасте Матейко создает одну из своих знаменитых работ под названием «Станчик» (1862). На картине изображен задумчивый, скорбящий придворный шут, на фоне пирующего бала. С 1873 года художник Ян Матейко возглавляет художественную школу в Кракове, в которой работает до конца своей жизни.

Начало творческой карьеры

В 1860 году художник возвращается на родину – в свой любимый Краков, арендует мастерскую на улице Крупничей и начинает работать с большим энтузиазмом. Каждые три-четыре года он представляет новое полотно, каждое из которых отображает страницу польской истории. На картинах можно видеть не только величие страны, но и трагические ошибки в судьбе Польши.
В 1862 году художник представил свою первую знаменитую картину «Станьчик», где изобразил придворного шута трех польских королей, в одиночестве задумавшегося о том, какое будущее ждет его страну.

В 1863 году народ Польши поднял восстание за независимость. Ян хотя и не принимал активного участия в этих драматических событиях, но поддерживал повстанцев материально. Восстание не увенчалось успехом, и под впечатлением этих событий художник создал свое гениальное полотно «Проповедь Скарги». Картина на выставке в Париже удостоилась главной награды, хотя многие и критиковали художника за исторические неточности.

В 1867 году Матейко написал свой очередной шедевр – «Рейтан. Упадок Польши». И снова золотая медаль в Париже, а сама картина была продана королю Францу-Иосифу I за 50 тысяч франков. Но польская знать картину не одобрила, ведь на ней многие члены знатных родов были изображены предателями.

В зените славы

Ян Матейко был неутомимым тружеником. Из-под его кисти каждые два года выходило новое художественное творение: 1869 год – «Люблинская уния», 1871 – «Стефан Баторий под Псковом», 1873 – «Коперник. Разговор с Богом», 1875 – «Смерть короля Пшемысла II». Но художник изображал не только эпохальные исторические полотна, он также мастерски писал не типичные для своего творчества портреты и пейзажи. Лучшими из них являются « Вид Бебека со стороны Босфора», «Дети художника», «Автопортрет».

К 35 годам Матейко стал известным художником не только в Польше, но и в мире. За свое творчество он неоднократно получал заслуженные награды, а Академии художеств Праги, Вены, Берлина и Парижа избрали его почетным членом.

В 1873 году художнику поступило весьма заманчивое предложение – возглавить Пражскую Академию художеств. Но именно в этот момент в его родном Кракове собираются ликвидировать Школу изящных искусств, где обучался в свое время и сам Ян. Чтобы спасти это учебное заведение Матейко принимает на себя руководство. Многие годы он отдал этой школе: занимался ее ремонтом, сооружал новые корпуса, лично подбирал штат сотрудников, создавал библиотеку. Но о творчестве он не забывал. В 1878 году он представил публике свое эпохальное полотно – «Грюнвальдская битва», далее с интервалом в три-четыре года появились картины «Прусская дань», «Жанна д`Арк», «Костюшко под Рацлавицами» и много других. Художник всегда оставался верен избранному направлению в своем творчестве: он рисовал историю.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: