Стефан бакалович

Бакалович, степан владиславович

Бакалович Степан Владиславович (1857-1947)

С.В.Бакалович родился в семье художника. Мать — известная в Варшаве актриса. Первоначальное художественное образование получил у отца в Варшавской рисовальной школе.

 В 1876 г. Бакалович приезжает в Петербург и поступает в Академию Художеств. Учится блестяще и в 1881 г. заканчивает АХ с большой золотой медалью и правом на пенсионерскую поездку — за картину «Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков».

Бакалович едет в Краков к Я.Матейко, затем в Париж, посещает Алжир.

 В 1883 г. добирается до Рима и, пораженный красотой античных древностей, остается здесь навсегда. С этого момента художника интересуют исключительно сюжеты из древней греко-римской жизни. Он изучает историю и археологию, много времени проводит в Помпеях. В Россию же Бакалович регулярно отправляет па академические выставки свои новые картины. Ему сопутствует огромный успех, картины мгновенно раскупаются (и в России, и в Италии). Он становится одним из столпов так называемого позднего академизма. Его сравнивают с Г. И. Семирад-ским — кумиром широкой публики.

 В 1886 г. Бакалович получает звание академика исторической живописи за картины «Вечерний разговор», «Соседки», «Послание» и «Римский поэт Катулл читает свои стихи друзьям». Последнюю работу покупает для своей галереи П.М.Третьяков.

 Бакалович относится к достаточно распространенному типу художников, которые, обладая почти фотографической цепкостью глаза и замечательным мастерством, не имеют подлинной творческой оригинальности. Стремясь к красоте, они с техническим совершенством лишь внешне воспроизводят ее формы, уже существующие в искусстве.

Бакалович был искренне увлечен красотой и цельностью античной жизни и быта, столь выразительно контрастирующими с буржуазной пошлостью конца XIX в. Но, по сути, он приспосабливал античность ко вкусам буржуазной публики. Его картины — это по преимуществу более или менее занимательные жанровые сценки в античных одеждах и декорациях, что видно даже по названиям: «Торжество в Помпеях», «В приемной Мецената» (обе 1888), «Майский вечер» (1889), «Гладиаторы перед выходом на арену» (1891), «Римская цветочница» (1900) и др. Драматические сюжеты, требующие психологической разработки, художнику не удавались (например, «Эдикт Мария»,1896).

 В 1903 г. Бакалович посещает Египет. Результат — новые темы, но не новая живопись: «Моление Кхонсу» (1904), «Амент, великая жрица Хатор, выходящая из святая святых после моления богине» (1906) и др.

В 1913 г. АХ отказала Бакаловичу в устройстве персональной выставки. В 1914-м он последний раз показал свою работу в Петербурге. Название картины кажется символичным: «Последние лучи». С этого времени связь художника с Россией обрывается.

Разрыв с Россией

Отношения с Академией художеств прекратились неожиданно. В 1913 году она отказала Бакаловичу в устройстве персональной выставки с формулировкой, что его картины «тематически устаревают». Вполне понятно, что это обидело художника, который уже считал себя великим мастером.

Через год в последний раз он показал в Санкт-Петербурге картину с довольно символичным названием: «Последние лучи». И всё… После этого связь художника с Россией оборвалась. Но это вовсе не означало, что поклонники его сразу забыли.

Но Бакалович отныне выставлялся только на своей новой родине и участвовал в Международных выставках. Например, в 1921 году с большим успехом прошла его персональная выставка в Риме. А в 1936 году художник вошёл в состав правления польской организации художников «Капитолий», основанной в Италии.

Скончался Степан Владиславович Бакалович в Риме 28 ноября 1947 года, дожив до 90-летнего возраста. Похоронен на кладбище Кампо-Верано.

Его картины выставлены в постоянной экспозиции Русского музея и Третьяковской галереи, Киевского музея русского искусства, ряда провинциальных музеев, представлены в частных собраниях.

Для информации. Римский поэт Катулл Гай Валерий (ок. 87 – ок. 54 до н.э.), которого современники называли «римским светильником», родился в Вероне, переселился в Рим, где стал во главе кружка молодых поэтов-неотериков. Неотерики, среди которых можно отметить Кальву и Цинну, стремились к простоте и изяществу литературного языка. Кроме того, они проявляли интерес к форме поэтических произведений и обогатили римскую поэзию новыми стихотворными размерами. В стихах Катулл часто обращается к своим друзьям.

При подготовки публикации использовались следующие материалы:

Академик С. В. Бакалович // Нива. — 1911. — № 38Бенуа, А. Н. История русской живописи в XIX веке. — 3-е изд. — М.: Республика, 1999.

Нестерова Е. В. Позднеакадемическая живопись в России : Исторический жанр: тенденции, направления, имена 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Августовский вечер. Последний луч. Лигачёво»: уют деревенского дома Юона

Примечания

  1. ↑ , с. 11.
  2. Władysław Bogusławski. Siły i środki naszej sceny. Warszawa: 1879, S. 228—242
  3. ↑ , с. 696.
  4. ↑ , с. 390.
  5. , с. 459.
  6. , с. 387.
  7. , с. 2.
  8. , Примечание 16, с. 388.
  9. , с. 388—389.
  10. Т. Карпова, Л. Гладкова. . Журнал «Русское искусство» (2004. — № 2). Дата обращения: 17 января 2015.
  11. , с. 3.
  12. ↑ , с. 386.
  13. ↑ , с. 5.
  14. , с. 391.
  15. ↑ , с. 460.
  16. ↑ , с. 53—54.
  17. , с. 460—461.
  18. , с. 392.
  19. , с. 5—6.
  20. ↑ , с. 6.
  21. , с. 394.
  22. , с. 395—396.
  23. , p. 17—18.
  24. , с. 698.
  25. , p. 18.
  26. ↑ , с. 396.
  27. ↑ , с. 464.
  28. . artinvestment.ru. Дата обращения: 17 декабря 2014.
  29. ↑ , с. 397.
  30. 50-lecie artystycznej pracy Stefana Bakałowicza w Rzymie // Kurier Literacko-Naukowy. Dodatek do Nru 2-go «Ilustrowanego Kuryera Codziennego». — 1933. — Tom 1. — S. 4.
  31. Anna Rudzka. Grupa Kapitol — mało znany epizod polsko-włoskich związków artystycznych // Iter Italicum. Sztuka i Historia. — Warszawa: Wydawnictwo Uniwersytetu Kardynała Stefana Wyszyńskiego, 2011. — S. 243—267. ISBN 978-83-7072-615-7
  32. Dariusz Konstantynów. . Encyklopedia Polski Petersburg. Międzynarodowe Centrum Kultury (08.06.2015). Дата обращения: 24 сентября 2016.
  33. . Генеалогия поляков. Дата обращения: 17 августа 2019.
  34. , с. 349.
  35. , с. 137.
  36. , с. 356—357.
  37. , с. 462—464.
  38. , с. 437—438.
  39. , с. 116.
  40. , с. 121.
  41. , с. 121—125.
  42. ↑ , с. 361.
  43. , с. 438.
  44. , с. 125.
  45. , с. 356.
  46. , с. 126.

Одарённый ученик

Стефан (Степан) Владиславович Бакалович родился в Варшаве 15 октября 1857 года в семье польского исторического живописца и портретиста Владислава Бакаловича и варшавской актрисы Викторины Бакаловичевой.

Среди работ отца особым успехом пользовались миниатюры, написанные на тему жизни французского двора времён правления короля Франции и Польши Генриха II Валуа. Также широко известны его произведения на литературные сюжеты, в частности, по мотивам романа Александра Дюма «Три мушкетёра». Работы старшего Бакаловича экспонировались на парижских салонах, в Варшаве, Брюсселе, Берлине, Лондоне и Вене.

Стефан рано стал рисовать и отец, заметив талант сына, отдал его учиться в Варшавскую рисовальную школу. Педагогами мальчика стали известные польские живописцы Войцех Гереон и Александр Каменский.

Бакалович оказался настолько одарённым учеником, что в 1876 году дирекция школы обратилась в Петербургскую Академию художеств с просьбой принять его к обучению и назначить, как нуждающемуся, стипендию.

Стефан Бакалович был допущен к вступительным экзаменам в Академию художеств, после их успешного прохождения принят в фигурный класс, и уже через несколько месяцев за успехи переведён в класс натурный. В академии его наставниками были Василий Верещагин и Павел Чистяков.

Характеристика живописи

Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Для современников Бакалович был «эпигоном эпигона» (то есть он считался последователем Семирадского, который в свою очередь сравнивался с Альма-Тадемой). А. Н. Бенуа так писал в своей «Истории русской живописи в XIX веке»:

Встречаются, впрочем, и мнения, что гораздо большее воздействие на Бакаловича оказал не Семирадский, а Ф. Бронников. Согласно П. Гнедичу, Степана Владиславовича можно назвать последователем Бронникова, хотя и превосходящим его в техническом отношении. Как у Бронникова, картины Бакаловича бессюжетны, а часто и «анекдотичны по сюжету»; важнее всего для него «общая гармония тонов и увлекательная прелесть античных уголков помпейских домиков и садиков», — дальше этого художник идти не хочет. Однако внутри собственного жанра «он головой выше всех своих товарищей по „антику“, изучивших „антик“ по Тадема».

Е. Нестерова также сравнивала творческое наследие С. Бакаловича и Г. Семирадского, признавая, что творческий диапазон Степана Владиславовича был уже, уступал он и в живописной эффектности. Бакалович выбирал подчёркнуто камерные мотивы, им соответствовал и размер его полотен. В основном он предпочитал интерьерные решения с сильным направленным освещением, которое подчёркивало главных действующих лиц. Для его ранней живописи (того же «Мецената» или «Гладиаторов перед выходом на арену» 1891 года) характерен тёмный, «музейный» колорит, который сообщал изображаемым фигурам вид изящной стилизации. Быт древних римлян привлекал его буднями, а не праздниками, также он не изображал обнажённых женских фигур и не любил крупных планов. При этом самостоятельным героем полотна может быть лунный свет или отражённое закатное освещение в атриуме («Вечерний разговор», «Вопрос и ответ»).

Художественные особенности живописи Бакаловича определили круг его покупателей — по словам Е. Нестеровой, — «Небольшие вещи С. В. Бакаловича словно предназначены для буржуазной гостиной или профессорского кабинета, его археологические реконструкции античного быта, выполненные с музейной тщательностью и точностью, сами казались предметом антиквариата, моментальным фотографическим снимком далёкой эпохи». В то же время небольшие размеры его полотен и камерность вполне «перекидывали мостик» к ретроспективным реконструкциям мирискусников.

Кто такой Uglystephan

Молодого музыканта и рэп-исполнителя знают немногие. Симпатичный парень с каштановыми кудрями принадлежит к числу тех исполнителей, которые начинали карьеру в ТикТоке самостоятельно, не пользуясь продюсерской поддержкой, а применяя только свой талант. Рэп сейчас особенно популярен у молодежи, поэтому Uglystephan удалось за короткий срок занять свою нишу среди начинающих интернет-музыкантов.

Точная дата рождения рэпера не известна. Сам Uglystephan называет 2001 год. Однако ходят упорные слухи, что молодой рэпер – не кто иной, как сын актера Федора Дунаевского, прославившегося ролью в фильме «Курьер», а затем укатившего в Израиль. У актера действительно есть сын Степан, но родился он не в 2001-ом, а в 2006 году, то есть парень еще школьник. Судя по внешности и мальчишечьему тембру голоса Uglystephan в клипах, он действительно сейчас находится в подростковом возрасте. Проживает молодой рэпер в Москве.

Uglystephan поставил перед собой цель стать популярным рэпером, который делает стильные и качественные треки с уникальным звучанием. Однако пока об уникальности композиций, записываемых рэпером, говорить не приходится. Юного исполнителя обвиняют в том, что он мошенничает. Парня открыто обзывают скамером и байтером, и в этих обвинениях нет преувеличения.

Скамер – мошенник, обманывающий пользователей интернета с целью завладения их деньгами. Байтер – более узкое понятие, означает музыканта, который ворует у других исполнителей все, что может своровать: мелодию, тексты, стиль, творческие идеи, даже особенности поведения и манеру общения с публикой. Этим и промышляет таинственный рэпер под ником Uglystephan. Прознав об этой неприятной стороне творчества рэпера, многие от него отписались.

Биография

Сын польского художника Владислава Бакаловича (писал небольшие картины из жизни французского двора времен Генриха III или Людовика XIII) и известной варшавской актрисы Викторыны Бакаловичовой (Wiktoryna Bakałowiczowa, урожд. Шимановская). Первоначальное художественное образование получил у отца в Варшавской рисовальной школе. Там же его педагогами, после пятого класса гимназии, стали крупные польские живописцы Войцех Герсон и Александр Каменский.

В 1876—1881 годах учился в петербургской Академии художеств, куда был принят, как нуждающийся, со стипендией. Учился у В. П. Верещагина, посещал классы П. П. Чистякова. в 1877 году получил Малую серебряную медаль за рисунок с натуры и такую же — за этюд; в 1878 году — Большую серебряную медаль за этюд; в 1879 году — Большую серебряную медаль за рисунок и Малую серебряную медаль за эскиз «Смерть Германика»; в 1880 году — Малую золотую медаль за программу «Иаков узнает одежду сына своего Иосифа, проданного братьями в Египет». В 1881 году за программу «Св. Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков» он получил Большую золотую медаль, звание классного художника первой степени и право на пенсионерскую поездку за границу на пять лет.

Через Польшу, где в Кракове он знакомится с Яном Матейко и пишет под его руководством небольшую картину из времен войн Литвы с Тевтонским орденом, Бакалович едет в Париж (1882—1883). Посетил Алжир (1883). С 1883 года живёт в Риме, с этого времени сосредоточившись целиком на античной теме. Художник активно интересуется историей Италии, участвует в раскопках, путешествует по полуострову.

Отправляет в Россию картины на академические выставки:

  • 1885 год: две картины — «Римлянка у восточного купца и колдуна» и «Весна»
  • 1886 год: четыре работы — «Вечерний разговор», «Соседки», «Послание» и «Римский поэт Катулл, читающий друзьям свои произведения». За них ему присудили звание академика исторической живописи. Последнюю работу покупает для своей галереи П. М. Третьяков.

    «Помпеи. У стен». 1885, Чувашский государственный художественный музей

Его картины пользуются успехом, он становится одним из столпов позднего академизма. Брокгауз пишет о его картинах: «весьма ценимые знатоками и в последнее время часто приобретаемые Государем, Государыней и членами Императорской Фамилии». Член художественных объединений Москвы, Санкт-Петербурга, Варшавы, Рима. Участник выставок Императорской Академии художеств, Общества поощрения художников, Общества любителей художеств, Санкт-Петербургского общества художников, а также зарубежных. «Бакаловичем восхищались, сравнивали с Г. И. Семирадским, называли русским Альмой-Тадемой, превозносили его изумительное мастерство и тонкость письма, красоту композиции и рисунка, грациозность и поэтичность сюжетов. И, главное, покупали». Бакалович находит покупателей не только в России — его произведения нравятся, их покупают в Риме. В. Е. Савинский писал из Рима в феврале 1887 года: «Полюбили у нас жизнь помпейскую — мода. Бакалович повторения делает своих картин, так нарасхват и тянут у него, заказ за заказом сыплются; ему к руке — женился ведь. Живет хоть куда и пополнел даже». Многие картины художника так и не попадают в Россию.

В 1903 г. Бакалович посещает Египет. В 1913 г. Академия Художеств отказала Бакаловичу в устройстве персональной выставки, так как его картины «тематически устаревают». В 1914-м он последний раз показал свою работу в Петербурге. С этого времени связь художника с Россией обрывается. После 1921 года подробных сведений о Бакаловиче в России нет.

Музыкальное творчество и популярность

Uglystephan уверяет, что первые творческие достижения – его личная заслуга. Большую часть треков рэпер создал в частной звукозаписывающей студии. Писать композиции парню никто не помогал. Но рэпер признался: чтобы раскрутить дебютный альбом, все же обратился за помощью к более известным рэп-исполнителям.

Первый альбом исполнителя Uglystephan вышел в 2020 году. Подборка композиций в сборнике скромная и посредственная. Сам рэпер признался, что не включал в пластинку ничего особенного. И даже не надеялся, что «проба пера» окажется удачной. Но ошибся. Его дебютный альбом не просто заметили, но и высоко оценили.

Количество поклонников рэпера стало стремительно расти. Правда, это было до того, как Uglystephan уличили в воровстве чужих композиций. Вдохновленный первым успехом, парень продолжил творческую деятельность, стал искать способы, как заявить о себе.

Русский Альма-Тадема

Бакаловича можно смело назвать одним из наиболее значительных мастеров академического искусства в России второй половины XIX века.

Его картины пользовались успехом, а самого художника считали одним из столпов позднего академизма. Вот как напишет о нём и его работах известный издатель Фридрих Арнольд Брокгауз: «весьма ценимые знатоками и в последнее время часто приобретаемые Государем, Государыней и членами Императорской Фамилии. Бакаловичем восхищались, сравнивали с Г.И. Семирадским, называли русским Альмой-Тадемой, превозносили его изумительное мастерство и тонкость письма, красоту композиции и рисунка, грациозность и поэтичность сюжетов. И, главное, покупали».

Кстати, скорее всего именно поэтому несколько работ Бакаловича представлены сейчас в Третьяковской галерее на выставке «Генрих Семирадский. По примеру богов». Ведь эти два автора писали в одной тематике. И оба были незаслуженно забыты…

Примечания

  1. Władysław Bakałowicz (ur. 1831 w Chrzanowie, zm. 1904 w Paryżu), malarz rodzajowy i portrecista. W latach 1846—1852 kształcił się w warszawskiej Szkole Sztuk Pięknych. Początkowo malował portrety pastelowe, później zajmował się malarstwem historycznym i rodzajowym. W 1863 wyjechał do Paryża gdzie zyskał powodzenie malując obrazki drobne, przeważnie figury w strojach XVI i XVII wieku, zwłaszcza sceny z życia dworu francuskiego, za panowania Henryka II Walezjusza. Бакалович Владислав — современный польский живописец, род. 1831 г. в Галиции, между 1847—1850 гг. обучался в Варшавской школе искусств; в 1859 году на варшавской выставке появилась его картина: «Ян Собесский принимает послов». В 1863 г. Б. уехал в Париж; на французских выставках он получил две серебряные и одну золотую медаль за свои картины небольшого размера, но отличающаяся прекрасным рисунком и колоритом. Предметами для картин служили ему по большей части сцены из жизни Генриха Валуа, короля польского и французского, и вообще из истории Франции.
  2. Бакалович (Bakałowiczowa; урожд. Шимановская), Викторына (17. Х.1835-ЗО. Х.1874) — польская актриса. С 1852 работала в Варшавских правительственных т-рах (кроме 1868). Выступала преим. в комедиях, играя роли наивных героинь или юношей: Клара («Девичьи обеты» Фредро), Керубино («Женитьба Фигаро»), Дорина («Тартюф»), Цецилия («Монжуа» Фейе). Позже перешла на характерные ролиПавлова («Старый холостяк» Близиньского) и др. Лит.: Bogusławski W., Siły i środki naszej sceny, Wars/., 1879, c. 228—242. (Teatr i literatura).

Примечания и ссылки

  1. (де) Валентин Бойер , «  Die ägyptisierenden Gemälde des Russisch-Polnischen Malers» Стефан Бакалович (1857-1947). Zwischen Ägyptomanie und Ägyptophilie: Inspirationen, Einflüsse sowie künstlerische und ästhetische Ansätze eines Malers des Spätakademismus  » , неопубликованная магистерская диссертация, Гейдельбергский университет ,2019 г., п. 4
  2. Валентин Бойер , «  Между мечтательностью и подлинностью — погружение в Древний Египет с художником Стефаном Бакаловичем  », Исследования древнего искусства и цивилизации (SAAC), т. 24 ,2020 г., п. 277-298 .
  3. Валентин Бойер , »  Zwei ägyptisierende Gemälde von Stefan Bakałowicz, Auf der Suche nach archäologischen Vorbildern und Inspirationsquellen  «, Das Altertum, 65 ,2020 г., стр. 115-134 .
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: