Джованни баттиста тьеполо

Джованни Баттиста Тьеполо История картины Триумф полководца Мания Курия Дентата Джованни Баттиста Тьеполо - великий итальянский художник, живописец Кроме того, мастер замечательных фресок

Стиль

Сначала он следовал стилю Джованни Баттиста Пьяццетты , Федерико Бенковича и Себастьяно Риччи . Светотень барокко уступает место светлым цветам. Получив большой успех за свои работы в Венеции и Бергамо , он дистанцировался от академизма.

Превосходный художник, он оказал влияние на Гойю благодаря замечательной технике, которая впоследствии получила большое признание: «освещение» точных частей картины. Светлые цвета подчеркивают впечатления или идеи, такие как чистота или божественность. У него были большие способности к рисованию. Его композиции воздушны, полны изящества. Его расписные потолки с иллюзионистским эффектом обманывают взор и кажутся открытыми небу.

Для своих библейских и мифологических тем он представил архитектурные фоны в стиле Веронезе . Его колорит чище и светлее, чем у Тициана или Рубенса , с жемчужными тонами, хотя он легко обращается с кистью, не стремясь к гладкому эффекту, как Менгс и другие более поздние художники-неоклассики.

Его производство в основном религиозное, по заказу венецианских церквей и братств. Он изобилует изображениями явлений, небесных видений и темами мученичества. Из-за декоративных требований они обычно представляют собой очень вытянутые вертикальные композиции, разделяющие пространство между небесной и земной зонами.

Это вдохновило многих более поздних авторов, таких как Жюль Шере (1836–1933), первого из великих художников-плакатистов, который систематически производил большие цветные литографические плакаты.

История жизни Джованни Баттиста Тьеполо

В 1750 году по просьбе князя-архиепископа Вюрцбургского Тьеполо приступил к росписям его резиденции. Он исполнил грандиозную фреску площадью 650 квадратных метров над лестницей в вестибюле дворца, в основе которой сюжета лежит прославление архиепископа Франконского и всей католической церкви. Тьеполо словно уничтожает плоскость потолка и уводит взгляд зрителя в безграничное голубое, пронизанное солнечными лучами небо. Множество фигур порхает среди облаков в легком головокружительном полете.

Оставляя в центре свободное пространство, художник располагает большинство действующих лиц у карниза, где изображены четыре страны света: Европа, Азия, Африка, Америка. Тут же аллегории наук, искусств, мифологические существа, античные боги, нимфы, наяды, обитатели экзотических стран, а также разнообразные звери, птицы, растения… 

Встреча Антония и Клеопатры . 1747—50. Фрагмент

В 1753 году плафон вестибюля был закончен, и Тьеполо с сыновьями возвратился на родину. Поездка в Вюрцбург принесла художнику огромный успех и еще более укрепила его славу крупнейшего мастера монументально-декоративной живописи: в Венеции приглашения, заказы, почести следуют одни за другими. В 1756 году Тьеполо был избран президентом незадолго до того организованной Венецианской Академии живописи и скульптуры и одновременно-почетным академиком Пармской Академии. 

К лучшим созданиям декоративного гения Тьеполо относятся его фрески в Виченце в вилле Вальмарана, относящиеся к 1757 году, где художник работал с учениками и своим сыном Джованни Доменико Тьеполо (1727-1804). 

Последними большими работами мастера в Италии были плафоны «Триумф Геркулеса» в палаццо Каносса в Вероне и «Апофеоз семьи Пизани» бального зала виллы Пизани в Стра, а также исполненный по заказу русского двора плафон на холсте — «Триумф Марса» для большого Китайского дворца в Ораниенбауме. В апреле 1762 года художник покинул родину. Его пригласили в Мадрид ко двору Карла III для исполнения большой фрески в королевском дворце. К 1764 году художник завершил роспись плафона большого тронного зала. В том же дворце он исполнил еще два значительно меньших по размеру плафона. Кроме того, в Мадриде Тьеполо выполнил семь алтарных картин для церкви святого Паскаля (1767). 

Несение креста . 1737—38

Последние годы жизни Тьеполо были омрачены соперничеством с испанским художником Рафаэлем Менгсом: «неоклассицизм» вытеснял уходившее в прошлое «барокко». Тьеполо обращался и к другим жанрам живописи, создав несколько великолепных портретов, ярких и выразительных: «Портрет Антонио Риккобоно» (ок. 1745), «Портрет Джованни Кверини» (ок. 1749). 

Живописи художника не уступают по качеству исполнения его рисунки и офорты. Как рисовальщик и офортист Тьеполо является одним из величайших мастеров восемнадцатого столетия. Сотни его рисунков и две серии оригинальных офортов — «Каприччи» и «Скерци ди фантазиа» — отличаются оригинальностью образов, изобретательностью композиционных решений и, при лаконизме примененных средств, исключительной светосилой. 

Римские легионы, триумфы и образ Дентата

Античная традиция упоминает ещё несколько занятных случаев, служащих иллюстрацией выдержки и характера полководца. Помимо упомянутого выше случая с переделом земли сабинов, когда Курий отказался от причитающегося ему участка земли, с именем Дентата связывают следующий случай, ставший классическим примером проявления римского духа. Поговаривали, что во время войны с самнитами, когда исход противостояния был ясен, к Манию Курию явились неприятельские послы и посулили тому щедрую сумму, если он будет сговорчивее при заключении мира. Плутарх, описывая этот эпизод говорит: «к нему явились самнитские послы и застали его сидящим у очага и варящим репу; они давали ему много золота, но он отослал их прочь, сказав, что не нужно золота тому, кто довольствуется таким вот обедом, и что ему милее побеждать владельцев золота, нежели самому им владеть».


Маний Курий принимает самнитских послов, готовя репу. (pinterest.com)

Ещё один показательный случай, что приписывается Манию Курию, произошёл вскоре после победы над Пирром. Завистники консула стали распускать слухи, что Дентат, подобно Кориолану, присвоил часть добычи себе, утаив её от народа. На дерзкий вопрос одного из недругов, Маний Курий будто бы продемонстрировал деревянную чашку для жертвоприношений — после всех побед это был его единственный трофей. Завистники оказались посрамлены, а чашка и дальше служила военачальнику уже в мирное время. После триумфа и ещё одного консульского срока Дентат вернулся в деревню — он жил на своём участке, выделенном ему государством, трудился на земле и лично вёл хозяйство. Однако старые раны давали о себе знать — в 270 году до н. э. он мирно скончался всего через пять дней после выбора его на очередную магистратуру.

↑ Биография и творчество

      
Тьеполо родился 5 марта 1696 года в Венеции. Его отец был моряком, капитаном торгового корабля и умер, едва сыну исполнился год. В юности Джованни поступил в обучение к известному венецианскому художнику Ладзарини. Благодаря этой школе он получил прекрасные знания монументально – декоративной живописи. Помимо этого в его распоряжении всегда были великолепные образцы таких маститых венецианских мастеров как Тициан, Тинторетто и Веронезе.
В двадцатилетнем возрасте к художнику пришел первый значительный успех. В 1716 году он выставил картину «Тонущий фараон», которую благожелательно приняли критики. С 1720 по 1725 годы художник выполняет целую серию фресок для венецианской церкви и ряд полотен на мифологические темы.

       Художник обращает на себя внимание своим темпераментом и решительностью манеры письма, что говорит о его индивидуальности и самобытности.
Великолепно выполненные декоративные панно для дворца венецианского патриция Дольфино подтверждают мастерство Тьеполо и характеризуют его как сложившегося мастера, имеющего собственную манеру письма, собственное философское понимание сюжетов.
В его творчестве появляется необычайное остроумие, смелость и индивидуализм, что иногда граничит, чуть ли не с отрицанием общепринятых канонов.
Его произведения полны солнца, света, ярких, чистых красок. Его герои носят костюмы эпохи Возрождения и находятся в солнечных, радостных итальянских пейзажах. На его полотнах сказка переплетается с реальностью, ирония имеет оттенок легкого изящества

Его творчество вызывает чувство радости и восторга.               

На его полотнах сказка переплетается с реальностью, ирония имеет оттенок легкого изящества. Его творчество вызывает чувство радости и восторга.               

      Мастерство Тьеполо очень быстро становится общепризнанным, и он начинает получать заказы не только в родной Венеции, но и за ее пределами. Справиться с объемными заказами ему помогают двое подросших сыновей – Джованни и Лоренцо, и мастер в написании иллюзионистических архитектурных композиций Менгоцци – Колонна. Ими были выполнены фрески в Палаццо Аркинто в Милане в 1731 году.
Примером оригинального, только ему присущего декоративного стиля являются росписи палаццо Клеричи в Милане, выполненные в 1740 году.
Нередко в современных каталогах итальянского искусства эпохи Возрождения можно увидеть великолепные картины Тьеполо — «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом», «Несение креста», «Триумф Амфитриты».
Монастыри, церкви и семьи венецианских патрициев выстраиваются, чуть ли не в очередь, чтобы иметь возможность заполучить Тьеполо.

       В марте 1743 года он получает заказ от министра Саксонии Брюля и пишет для его галереи несколько полотен. Самое известное произведение из этой серии «Пир Антония и Клеопатры», находилась в Дрездене.
Три года, с 1750 по 1753 Тьеполо расписывает по заказу князя-архиепископа Вюрцбургского его резиденцию. Эта грандиозная фреска, которая занимает площадь в 650 квадратных метров над центральной лестницей в вестибюле дворца – бесспорный шедевр. Яркое, ликующее зрелище из мифологических существ, античных богов, нимф, наяд, обитателей экзотических стран, а также фантастических зверей, птиц и растений.
Последними работами великого мастера стали фрески во дворце испанского короля Карла III .
В родную Венецию Тьеполо уже не вернулся, он умер в Мадриде в марте 1770 года.

Самнитские войны — борьба за покорение Италии

Самниты были народом пастухов, обитавших в гористой местности на юго-востоке Италии. Суровые условия жизни, воинственные обычаи и талантливые вожди выдвинули самнитов на первый план среди прочих племён, населявших те места. Вскоре они встали во главе целого племенного союза, угрожавшего набегами соседним областям, где жили италики-земледельцы и греки — Южная Италия ещё в VII-VI веках до н. э. была колонизирована эллинами, где их влияние распространилось настолько, что южный берег Аппенин и Сицилии даже стали называть Великой Грецией. Нарастание могущества самнитов на юге происходило одновременно со становлением Римского владычества в Центральной Италии — экспансия двух народов рано или поздно должна была привести к столкновению, нужен был лишь повод. И, как мы уже знаем, эти поводом стала Капуя.


Воины-самниты. (pinterest.com)

Две войны Рима с самнитами (343−341 и 327−304 гг.) не привели к решительному исходу: римляне отстояли Капую и Кампанию, расширив своё влияние на юге, однако Самнитская федерация оказалась достаточно крепкой, чтобы сохранить силы для дальнейшей борьбы, хотя и не могла более противостоять Риму в одиночку. К 298 году до н. э. против латинян была сформирована коалиция из этрусков, галлов и самнитов, стремившихся использовать преимущество в силах и разгромить римлян по частям. История Средиземноморья могла пойти совсем иначе проиграй римляне эту войну. Вот тут-то и проявил свой талант Маний Курий Дентат, избранный в 290 году до н. э. консулом вместе с Публием Корнелием Руфином. Всё это время война шла с переменным успехом, однако фортуна всё больше склонялась на сторону сынов Лация — римляне разбили этрусков и отбросили галлов, а покорение Самния завершил уже Дентат, добившийся роспуска союза и заключивший мир с отдельными самнитскими племенами на умеренных условиях.
Удачное завершение войны с самнитами позволило Манию Курцию отпраздновать триумф, а после того как он покарал сабинов, которые будучи давними союзниками Рима, оказали помощь его врагам, справил второй триумф за год. Земли бывших союзников были аннексированы, а сами сабины стали римскими гражданами, но без права голоса. После одержанных побед и двух триумфов за одно консульство Маний Курий, вопреки ожиданиям, не разбогател или не возгордился.

Античные авторы приписывают ему любопытный поступок, совершённый вскоре после второго триумфа. Когда по предложению консула земли сабинов были разделены между римлянами, каждый из граждан должен был получить по 7 югеров земли (1 югер = 0,25 кв. км) — именно столько считалось достаточным, чтобы прокормить одну семью. Сенат предложил выделить Курию 500 югеров, подчёркивая его заслуги перед народом, однако консул настоял на том, чтобы ему был выделен участок равный остальным, так как он ничем не отличается от прочих граждан. Какой разительный контраст с нравами римского нобилитета, кичившегося своими богатствами! Неудивительно, что такой известный защитник римских ценностей как Марк Порций Катон Старший считал Мания Курия образцом для подражания.

Венеция

Великий знаток стилей Джамбаттиста

У искусства каждой страны — свой возраст. XVIII век для Италии стал периодом мощи и зрелости.

В это время, словно подснежники, появляются выдающиеся итальянские мастера. Один из таких цветов – это Джованни Батиста Тьеполо или Джамбаттиста.

Он родился в Венеции 5 марта 1696 года. Тогда Жемчужина Адриатики являла собой подлинный художественный центр Европы, настоящий кладезь талантов. Этот город стал не только детской колыбелью художника, но и местом его первого триумфа, признания и славы.

Искусство Тьеполо пришлось на эпоху сеттеченто. А это — время всемирного признания итальянских мастеров и настоящий пик всего венецианского искусства.

Семья будущего художника была очень далека от сферы, с которой тот решил связать свою жизнь. Его отец, Доменико Тьеполо, был капитаном судна. Он умер, когда мальчику едва исполнился год.

Очевидно, маленький Джованни уже с раннего детства обнаружил способности к рисованию, потому как уже в 1710 году он становится учеником именитого венецианского художника Ладзарини. Обучение окончилось приблизительно к 1717 году. Именно этим временем датируется один из документов Братства венецианских художников, упоминающий Тьеполо как самостоятельного живописца. А первый успех пришёл к двадцатилетнему Джамбаттисте после того, как тот выставил картину перед Скуоле ди Сан Рокко. Публика тут же окрестила её “Тонущим фараоном”.

Через некоторое время, благодаря ходатайству Ладзарини, Джамбаттиста «руководит распределением живописных дел» при дворе дожа. Примерно в этот период были написаны такие его работы, как «Изгнание Агари», «Венера перед зеркалом», «Распятие Святого Мартина», а также хранящаяся ныне в Галерее Академии в Венеции «Похищение Европы».

Среди творчества молодого Джамбаттисты можно выделить автобиографичную картину «Александр и Кампаспа в мастерской Апеллеса». А связана она вот с какой историей: Тьеполо влюбился в сестру художников Гварди, Чечилию, но так как её семья находилась в крайней нужде, юный живописец опасался за то, что жениться на бесприданнице ему не позволят. Несмотря ни на что, в 1719 году, Джамбаттиста тайно обвенчался с Чечелией.

В качестве своих учителей юный Тьеполо выбрал таких маститых художников, как Тинторетто, Тициан и Веронезе. Обычно Джамбаттиста работал энергично, быстро и уверенно. Дворцы и церкви стремительно покрывались его фресками.

В 20-е годы XVIII столетия он уже именитый художник. Заказы поступают один за другим. Тогда же Тьеполо расписывает церковь дельи Скальци и палаццо Санди в Венеции.

Слава Джамбаттисты растёт всё больше. К 30-м годам он известен и за пределами родной Венеции: художника приглашают украсить королевский дворец в Стокгольме, но тот вежливо отказывается.

В конце 30-х годов Тьеполо одновременно расписывает купол венецианской церкови Джезуати, где создаёт свой «Апофеоз святого Доминика» и работает над серией картин на тему “Страстей Христовых” для церкви Сант Альвизе.

Кроме всего прочего, Джамбаттиста был ещё и портретистом. В этом жанре он творил не так много, но созданные им вещи, по праву можно отнести к шедеврам мирового портретного искусства. Некоторые из них ныне хранятся в галерее Кверини- Стампалиа в Венеции.

Творческий путь Джамбаттисты проходил от манеры, близкой его учителю Ладзарини, плавно переходя к приёмам, близкими Пьяцетте, Риччи и Веронезе. На их основе и сформировался собственный стиль художника.

Зрелый Тьеполо выполняет картины для Дрездена и в 50-е годы вместе с сыновьями расписывает княжеский дворец в Вюрцбурге. Также он получает заказ из Милана, а в 1761 году, по приглашению испанского короля, перебирается в Мадрид. Здесь Тьеполо выполняет семь алтарных образов в церкви Сан-Паскуаль в Аранчесе и украшает королевский дворец. Вернуться в Венецию ему так и не удалось. Он умер в 1770 году в Испании.

Джованни Батисто Тьеполо стал величайшим мастером своего времени. Он -продолжатель и завершитель венецианской живописной традиции. Искусство Джованни Батиста Тьеполо стало яркой вспышкой в венецианском небе. Историк искусств Л. Ланци назвал его “последним художником-венецианцем, известным в Европе”.

Так получилось, что после смерти Тьеполо интерес к нему и его творчеству угас. Пришли новые стили, новые мастера. На долгое столетие пыль забвения легла «на плечи» картин Джамбаттисты. И только беспокойный XX век воздал ему должное. Своеобразным апофизом “возвращения” для Тьеполо стал 1951 год. Тогда в Венеции была открыта большая выставка его работ.

Ныне картины Тьеполо хранятся в лучших сокровищницах мира: в Эрмитаже Санкт-Петербурга, в Нью-Йоркском музее Метрополитен, в музее истории искусств Вены и, конечно, в Венеции.

Наталья Орехова

Живопись

В конце 1710-х годов Тьеполо покинул студию Ладзарини и приступил к самостоятельному созданию фресок в ряде часовен и церквей. Установлено авторство изображений на вилле в Массандзаго близ Падуи и храме Святого Евстафия и сподвижников, который называли Сан-Стае.

Стиль живописца проявился около 1720 года, когда ему была поручена работа по созданию сцен из «Книги Бытия». Во дворце Дионисо Дольфина, а также в соборе города Удине он сделал росписи под названием «Авраам и его сыновья».

Современники нарекли эти произведения набором холстов, полных остроумия и элегантности, определяющей чертой которых был легкомысленный и беззаботный настрой. Прохладная цветовая палитра создавала ощущение естественного дневного света, что делало картину реалистичной и почти живой.

Ранние шедевры, создававшиеся во втором десятилетии XVIII века, принесли мастеру много заказов от богатых и знатных семей. Он расписывал храм в Веролануова и скуолу Санта-Мария-дель-Кармело, а также капеллу Коллеони и ряд других итальянских церквей.

В 1740–1750-х годах Джанбаттиста работал над гравюрами и стал автором великолепных серий Capricci и Scherzi di fantasia. Они были изданы венецианским коллекционером, вдохновившимся фантастической темой и восточными персонажами, познававшими тайны бытия.

В тот же период слава Тьеполо достигла границ Западной Европы, и его пригласили украсить Вюрцбургскую резиденцию, которую проектировал Балтазар Нейман. Художник расписал потолок и стены, основываясь на мифологических сюжетах, и продемонстрировал склонность к символизму и многочисленным аллегориям.

В 1753 году живописец вернулся на родину в Венецию и стал избранным президентом Падуанской академии искусств. В это время он создал фрески для залов Палаццо Лабиа с изображением Клеопатры и Антония, исполненных нежных чувств.

Спустя десятилетие Джанбаттиста получил заказ от короля Карла III и в течение 9 лет работал над декорированием мадридского дворца. Он написал панегирические полотна, утверждавшие превосходство Испании, которые украсили стены будуаров и потолок тронного зала.

Джованни Баттиста Тьеполо. История картины Триумф полководца Мания Курия Дентата

Джованни Баттиста Тьеполо — великий итальянский художник, живописец. Кроме того, мастер замечательных фресок и гравюр. Тьеполо считается одним из самых выдающихся художников Италии 18 века. На его искусство повлияли такие знаменитые мастера, как Паоло Веронезе, Себастьяно Риччи и другие. Талант этого художника был признан ещё при жизни, и в своё время он был очень знаменитым и даже модным художником, искусство которого ценилось очень высоко.

В творчестве этого гениального художника немало прекраснейших произведений, но одной из самых удивительных является «Триумф полководца Мания Курия Дентата». В настоящее время данная картина принадлежит Санкт-Петербургскому музею Эрмитаж, и увидеть её может любой желающий в экспозициях в залах итальянского искусства 17-18 века. Эта картина удивительна, как своими невероятными масштабами, так и самой формой живописи. Возле этого полотна люди задерживаются особенно часто, так как удивительный сюжет со слонами в самом центре вызывает неподдельный интерес.

Джованни Баттиста Тьеполо написал эту картину около 1730 года. Размеры: 550×322 см. Данное полотно (холст, масло) в живописных красках повествует о полководце Мании Курии Дантате, который после удачного похода получает все лавры победителя. На картине римская армия, которая разгромила войска царя Пирра в 275 году, шествует с триумфальным величием. Яркая процессия из слонов надвигается прямо на зрителя из глубины картины. Всё это создаёт особенное настроение торжественности происходящего. Сам полководец является вершиной всего полотна и сидит на золотых носилках.

Данная картина была создана в числе десяти других картин на тему древнего Рима, художником Тьеполо Джованни Баттиста для палаццо Дольфин в Венеции.

Джованни Баттиста Тьеполо — Триумф полководца Мания Курия Дентата

Если у вас возникли вопросы, сложности, жизненные трудности, с которыми в одиночку вам просто не справиться, то в этом вам смогут помочь консультации онлайн на ProfBaza. Здесь вас ждёт профессиональная юридическая консультация. Кроме того, вы можете задать свои вопросы адвокатам, психологам, врачам, ветеринарам, астрологам и другим специалистам в своих областях.

Царь Пирр — могучий противник Мария Курия

В 284 году Курий вновь был назначен консулом, однако на этот раз в качестве суффекта, замещая погибшего в сражении с галлами консула Луция Цецилия Метелла. Очередная этрусско-галльско-римская война грозила обернуться неприятностями, однако Дентат блестяще справился с возложенными на него обязанностями, разгромив галлов-сенонов после того, как они убили римских послов и отказались вести переговоры. Именно тогда на галльских землях была заложена первая римская колония — Сена Галльская. Впрочем, кульминацией славы Мания Курия стала совсем другая война.

Битва при Малавенте-Беневенте. (pinterest.com)

В 276 году, потерпевший неудачу в борьбе с карфагенянами за Сицилию, Пирр Эпирский вернулся в Италию. Несмотря на фиаско и тяжёлое стратегическое положение царя, Пирр оставался опаснейшим противником — его полководческий талант, казалось, не знал себе равных, а римляне хорошо помнили как страшные «луканские коровы» сминали порядки легионов, сметая всё на своём пути. В этих условиях консулами на 275 год были выбраны Маний Курий и Луций Корнелий Лентул — представитель одной из ветвей древнейшего патрицианского рода Корнелиев. В Риме были свежи воспоминания от первой войны с Пирром, и граждане просто отказывались идти в армию. Дентат пресёк неповиновение на корню — первый же отказавшийся от верстания в легион был лишён всего имущества и продан в рабство. Эта крутая мера быстро восстановила дисциплину в армии — войско было собрано, разделено между консулами, которые отправились на юг, стремясь не допустить продвижения Пирра к Риму.
Весной 275 года до н. э. армии встретились у города Малавент: Пирр торопился разбить римлян по частям и форсированным маршем двинулся против Мания Курия. Плохо поставленная разведка и несогласованность действий отдельных частей армии привели к тому, что римляне оказались в лучшем тактическом положении и сумели в открытом поле одержать верх над дотоле непобедимым Пирром. В чём, разумеется, была в первую очередь заслуга консула Дентата.
Победа над внушавшим ужас Пирром стала вершиной славы Мания Курия — даже город, у которого произошло сражение, был переименован в Беневент (от лат. bene — хороший), а Маний Курий Дентат справил один из самых блестящих триумфов в истории Рима. Праздник не выделялся роскошью и масштабом, подобно будущим триумфам, когда каждый последующий полководец стремился затмить предшественника, но был настоящим торжеством римского духа, римской воли. Тогда римляне впервые увидели слонов — эти гиганты древности были неизвестны в Италии до прихода Пирра, а вечный город попали только во время празднования победы. Консул отказался присваивать себе трофеи, взятые после сражения. Вместо этого было решено с доходов от продажи ценностей перестроить римский водопровод, созданный при Аппии Клавдии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: