Различные экскурсии
Музей М. А. Булгакова в Москве предоставляет множество экскурсий на любой вкус:
- «Квартирный вопрос». Повествует во всех подробностях о жизни писателя в квартире №50.
- «Вечерние экскурсии». Проводятся в «нехорошей квартире» по вечерам. Длятся около 2 часов и кратко рассказывают о коммунальном быте прозаика.
- «Экскурсии по выходным» проходят по субботам и воскресеньям. Они расскажут посетителям о жизни Булгакова в «сумасшедшей» квартире и его гениальной способности создавать литературные шедевры в столь тяжелых условиях.
- «Индивидуальные» — предназначены для 1 или 2 человек, проходят в «проклятой квартире», на лестнице 6-го подъезда, где стены исписаны отзывами благодарных читателей.
- «Обзорные» — для группы, по квартире №50.
- «Однажды на Патриарших». Эта прогулка на трамвае No302-БИС длится 5 часов. Приключения начнутся в саду, где на администратора Варьете было совершено покушение, и продолжатся в «нехорошей квартире», где проживал Воланд.
- «По следам героев «Мастера и Маргариты». Путь тот же, но с остановкой в доме, где Маргарита устроила погром в квартире Латунского. Произойдет встреча с преступниками, одним из которых окажется кот Бегемот. Посещение знаменитой квартиры обязательно.
- «Булгаковская Пречистенка». Пешеходный вояж по Пречистенке и Остоженке, по следам романов «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита». Посетители смогут отыскать подвал Мастера, особняк Маргариты и пошагово проследуют за профессором Преображенским и псом Шариком.
- «50 — квартира со странной репутацией». Экскурсия, проходящая ночью с элементами театрализованного представления, где декорации — уникальные экспонаты музея. Действие будет разворачиваться во всех частях квартиры.
В музее регулярно организуются экскурсии и выставки по произведениям М. А. Булгакова.
История создания
В конце XX ст. творческая интеллигенция и активные деятели искусств создали Фонд им. Булгакова. Позднее, в 1994 г., бывшая квартира писателя стала собственностью этой организации.
Михаил Афанасьевич жил в одной из комнат коммунальной квартиры №50 с супругой с 1921 по 1924 г., а 70 лет спустя возникла идея создать на этой территории выставочный зал, который даст возможность современному человеку погрузиться в жизнь и творчество автора «Мастера и Маргариты». Это удалось благодаря небезразличным поклонникам Булгакова.
Дом Пигита: архитектурные особенности
Свое прозвище здание получило благодаря названию товарищества, которое купило дом №10 на Большой Садовой в 1901 г. Главой товарищества являлся меценат, купец и фабрикант Илья Пигит. Доходный дом Пигита стал впоследствии называться «булгаковским». Квартиры здесь снимали представители богемы. Как говорили современников, там можно было увидеть «всю Москву»: профессоров, художников, поэтов, докторов и адвокатов, скульпторов, оперных артистов, балерин и пианистов…
Пятиэтажное здание построено в стиле модерн. Оно имело непривычно изгибающиеся формы, лепнину, растительный орнамент и округлые балконы. Внутри просторного дворика установили фонтан, перед домом организовали сад.
Дом Пигита, в котором жил Михаил Булгаков с 1921 по 1924 год.
Проживание Михаила Афанасьевича Булгакова
Для писателя комната в коммуналке под №50 стала первым жильем в столице. Это была самая густонаселенная квартира в доме №10 и одна из самых шумных. Вместе с ним и его женой там проживали еще 16 человек, т. к. в те времена практиковалось постоянное подселение вновь прибывших жильцов к уже имеющимся. Такое количество соседствующих друг с другом людей приводило к регулярным ссорам по бытовым вопросам.
Этот кошмарный быт нашел впоследствии отражение в творчестве автора. Он прочувствовал на себе все негативные стороны жизни в коммуналке: скандалы жильцов, драки, пьяные песни. Поэтому, когда возник вопрос о том, где остановится Воланд по прибытии в Москву, писатель раздумывал недолго и решил «поселить» мессира в этой квартире. Сам автор прожил там чуть больше 3 лет, и за это время создал немало литературных шедевров.
Открытие музея
Идея открыть Музей Булгакова в его бывшем коммунальном жилье возникла в 1983 г.
В 1990 г. основывают Фонд в честь писателя, его возглавляет Мариэтта Чудакова. Добровольцы начинают шефствовать над его бывшей квартирой.
Открытие музея состоялось 15 мая 2007 г. Директором назначили Петра Мансилью-Круз. Но прежде литературовед Чудакова совместно с итальянским бюро Габриеле Филиппини вложили немало сил в подготовку к этому событию.
Специальные проекты
Музей-театр «Булгаковский Дом» — разноплановое творческое пространство. Для школьников, желающих развить сценические таланты, здесь работает Детская театральная студия Ирины Феофановой. А если вы хотите создать ни на что не похожий, фантастический фото-образ — то вам прямая дорога в Фотостудию Елены Мартынюк. Заслуженный фотохудожник Международной федерации фотоискусства, член Европейского союза профессиональных фотохудожников, Елена Мартынюк работает в уникальном собственном стиле, отмеченным многочисленными международными наградами, и является создательницей уникальных фотоиллюстраций к роману «Мастер и Маргарита».
Женщина, влюблённая в дело
Точная дата рождения Елены Лукиничны, к сожалению, неизвестна. Считается, что она появилась на свет не позднее 1892 года. Её дядя, Иосиф Иванович Мрозовский, был военным генералом-губернатором Москвы с 1915 по 1917 год. Брат, Владимир Павлович Мрозовский, был инженером-механиком и художником.
Елена, начавшая свою карьеру как учительница и продавщица, увлеклась фотографией и занималась ей как любитель. Но в 1892 году она окончила фотографические курсы V отдела светописи при Императорском русском техническом обществе (ИРТО).
Поняв, что фотография не просто её хобби, но и призвание, Мрозовская уехала в Париж, где училась у известного мастера фотоискусства Феликса Надара в его мастерской на бульваре Капуцинок. Надар считался крупнейшим мастером фотографического портрета, а к фотокамере обратился благодаря театру (он был театральным драматургом).
Вернувшись в Санкт-Петербург, Елена открыла собственное фотоателье на Невском проспекте, рядом с Полицейским мостом, которое в 1913 году было преобразовано в «Женское русско-славянское художественно-фотографическое ателье «Елена» (впоследствии должно было стать частью «Дома женского труда»).
Первым крупным заказом принято считать съемки внутренних интерьеров Петербургской консерватории. Снимки датируются 1896 годом, и как фотограф Елена ещё только в начале своего пути.
В 1897 году Елене Лукиничне присваивают почетное звание «фотограф Санкт-Петербургской консерватории». В том же году она становится членом Дамского фотографического кружка при Русском женском взаимно-благотворительном обществе в Санкт-Петербурге.
И в том же 1897, безусловно, удачном для Елены Лукиничны, она стала лауреатом Стокгольмской выставки. Но это было только начало.
В 1898 году Елена — лауреат пятой фотовыставки ИРТО, в 1900 году — Всемирной выставки в Париже, в 1905 году — Международной выставки в Льеже и в 1911 — первой выставки журнала «Фотографические новости» в Петербурге.
Практическая информация
Перед тем как отправиться в мемориальный музей, рекомендуется на официальном сайте организации ознакомиться с правилами посещения учреждения, покупки билетов и их возврата. Там же имеется информация о режиме работы, адресе и о том, как добраться до места различными видами транспорта.
Адрес: как добраться
Музей находится по адресу: Москва, ул. Большая Садовая, д. 10, 6-й подъезд, 4-й этаж, кв. №50. Располагается знаменитая квартира около сквера Булгакова и Патриарших прудов. Доехать сюда можно на такси или автобусах, идущих до остановки «Метро Маяковская».
Самый быстрый способ добраться — воспользоваться метро.
Схема проезда к музею М. А. Булгакова.
Доехать нужно до одной из следующих станций:
- «Маяковская» — далее пешком 600 м;
- «Пушкинская» — далее пройти 1,5 км;
- «Чеховская» — до музея остается 1,5 км.
Стоимость билетов
Входной билет в музей стоит 200 руб., для пенсионеров и школьников — 100 руб.
Расценки на экскурсии зависят от их вида и варьируются от 400 до 6000 руб.
Современное развитие
В июне 2012 г. Департамент культуры Москвы назначил конкурс по разработке плана развития музея Михаила Афанасьевича. Ответственным за его организацию объявили Московский институт социально-культурных программ. Победителем стала команда Москвиной-Филиппини, которая предложили дальнейшее развитие галереи в стиле Литературного парка.
Ее расширили за счет жилых помещений, находящихся рядом, создали все удобства для посещения культурного учреждения инвалидами, изменили график и формат работы. Выставка вышла за пределы дома №10 по Большой Садовой. Те пространства, которые не относятся к квартире-музею, являются виртуальной экспозицией. Они необходимы для проведения театрализованных экскурсий с пешими прогулками. Квартире вернули первоначальный облик.
Например, одна из комнат дает зрителю представление о киевской квартире писателя, в которой прошло его детство.
В «нехорошей квартире» есть мемориал писателю, а при входе расположился памятник Коровьеву и Бегемоту.
У входа в музей гостей встречают бронзовые скульптуры Коровьева и Бегемота.
Музей-квартира сочетает в себе обыденность и мистику. Она поможет читателю не только представить булгаковскую Москву, но и увидеть ее наяву. Зрителю город предстанет тоскливым и таинственным, разрушенным и фантастическим.
Музейные экспозиции
Музейными экспозициями являются предметы историко-культурного наследия, выставленные на обозрение в музейных залах.
Гардероб
Заходя сюда, гости попадают в историческое прошлое квартиры No50. Старинные саквояжи, чемоданы, зонты, шляпы, сундук уводят зрителя в далекое начало XX в. Вешалка, висящая у самого потолка, принадлежала Михаилу Афанасьевичу.
Синий кабинет
В выставочном зале имеется рабочий кабинет Булгакова, который находился в его собственной квартире, приобретенной им спустя много мучительных лет проживания в коммуналках. Стены выкрашены в его любимый синий цвет, у окна стоит секретер, за которым Михаил Афанасьевич писал своего «Мастера и Маргариту». Комната навевает грусть, т. к. это последний рабочий кабинет прозаика.
Мебель была сохранена друзьями семьи и любезно передана в музей. Среди этих бесценных вещей есть также гардероб и радиоприемник. Кабинет воссоздан по фотографиям и воспоминаниям друзей и знакомых писателя.
В синем кабинете родилось множество гениальных произведений писателя.
Коммунальная кухня
На выставке представлена кухня, которая являлась средоточием быта эпохи разрухи. Та самая, от которой прозаика отделяла тонкая стенка. В ней одновременно собиралась самая разношерстная публика — от служащих до безработных, которым приходилось жить в стесненных условиях.
Комната Булгакова
Следом во внимание посетителей попадает комната писателя, в которой он прожил с женой более 3 лет в квартире No50. По причине их безденежья комната была почти пустой
Эта атмосфера нищеты профессионально воссоздана музейными работниками. В комнате сохранены подлинные ворохи газет, журналов, афиш и фотографий. Из них-то и складывается образ первых московских лет Михаила Булгакова.
Редакция
В музее также представлена редакция газеты, в которой когда-то трудился писатель, называлась она «Гудок». Предметы обихода, представленные на выставке, подлинные:
- диван;
- книжный шкаф;
- письменный стол;
- 4 стула и кресло;
- пишущие машинки.
В одной из комнат музея воссоздан примерный вид редакции газеты «Гудок». Неотъемлемой частью этой музейной комнаты являются пожелтевшие стопки газет. На полках шкафов много книжных изданий, выпущенных «Гудком».
Гостиная
В музее в деталях воссоздана гостиная киевской квартиры, где прошло детство Михаила Афанасьевича. Многочисленная семья писателя собиралась в ней для игры на фортепиано и чаепитий с французскими булками. Дореволюционный уют в этой комнате музейные работники постарались сохранить в мельчайших подробностях: старинная мебель, пианино с партитурой оперы «Фауст», буфет и абажур…
Белый зал
В дореволюционное время доходные дома были оформлены в стиле модерн: насыщенный декор, лепнина на потолках. В двери было вставлено витражное стекло с изображением птиц. Во времена Булгакова эта комната была жилой, позднее в ней разместили министерское учреждение. В 1990 г., еще до существования официального музея, здесь была организована первая выставочная площадка, посвященная писателю.
В современной галерее Михаила Афанасьевича комната осталась такой, какой она была в начале XX в., все детали интерьера бережно сохранены.
Белый зал предназначен для сменных выставок, лекций и семинаров.