Барон Александр Людвигович фон Штиглиц
Барон Штиглиц (1814-1844) — крупнейший российский банкир, меценат, управляющий Государственным банком России (1860—1866), благотворитель. На его средства было учреждено Училище технического рисования в Петербурге. Это было ценнейшим вкладом для культуры России.
Барон Александр Штиглиц на портрете К. Штейбена (1840-е)
Сейчас это художественно-промышленная Академия им. Штиглица — крупнейшее высшее учебное заведение, выпускающее живописцев, дизайнеров, искусствоведов и других людей творческих специальностей. Оно навсегда обессмертило имя барона.
У барона Александра Людвиговича был свой особняк на Английской набережной в Петербурге, построенный по проекту архитектора А.И.Кракау в 1859-62 годы.
Для украшения парадных залов особняка барон приобретал и заказывал картины современных немецких и австрийских художников. Произведения отличались по манере, жанрам и уровню исполнения, были написаны как признанными мастерами, так и начинающими живописцами, принадлежавшими к важнейшим художественным школам крупнейших европейских городов: Вены, Мюнхена и Дрездена.
Барон Штиглиц стал обладателем одних из самых ранних работ Ханса Макарта, Ханса фон Маре и дуэта А. Вагнера и А. Лицен-Майера. На сегодняшний день произведения этих авторов являются очень редкими и потому очень ценными. Рассмотрим каждую картину из коллекции барона Штиглица подробнее и особенности творчества и биографии каждого автора.
Самые известные картины Эрмитажа
Художественных экспонатов в Эрмитаже тысячи. Но есть такие, которые притягивают к себе туристов не зависимо от их художественных вкусов. Будучи в музее их нужно увидеть обязательно.
«Мадонна Лита»
«Мадонна Лита» — небольшая картина Леонардо да Винчи размером всего 42х33 см, но привлекает к себе толпы туристов. Долгие годы она находилась во владении Герцога Литты и куплена Эрмитажем в 1865 году, хотя и была в ужасном состоянии. Картина была написана предположительно в конце XIV — начале XV веков по заказу короля Людовика II.
«Возвращение блудного сына»
Картина «Возвращение блудного сына» написана на тему библейской притчи о блудном сыне. Сюжет был интересен Рембранду поэтому он трижды писал картины на эту тему. В Эрмитаже мы можем видеть последний, самый известный вариант, созданный в 1666 году. Это была последняя картина, написанная художником перед смертью.
«Танец» Анри Матисс
Картину «Танец» Анри Матиссу заказал Сергей Щукин в 1910 году. Однако творение было не принято ни публикой, ни критикой и Щукин не решился забрать заказа. Через пару дней он все же передумал и панно забрал. Картина отличается яркими красками, отсутствием проработки света и теней. За буйное творчество критики называли Матисса «диким», а слово «фовизм» закрепилось за всем направлением.
«Бульвар Монмартр в Париже»
Серию картин, посвященных бульвару Монмартр, Камиль Писарро создавал в течение 2 месяцев в 1897 году. Для этого он в течение 2 месяцев жил в номере гостиницы, окна которой выходили на этот бульвар. В конце позапрошлого века это была самая красивая и оживленная улица Парижа. Художник запечатлел бульвар в разное время суток, получилась серия картин. Одна из 13-ти картин представлена в Эрмитаже.
Черный квадрат
К. Малевич нарисовал вовсе не квадрат, ведь в фигуре нет параллельных сторон. Однако за картиной прочно закрепилось это название. «Черный квадрат» это часть триптиха, который прославился больше чем две его остальные части — «Черный круг» и «Черный крест».
«Даная» Рембрандта
В основу картины положен сюжет древнегреческого мифа. Как гласит сказание, Данае было суждено родить сына Персея, который убьет царя Аргоса. Узнав об этом, монарх посадил девушку под охрану. Но Зевс пробрался к ней в виде золотого света, и Персей был зачат.
После смерти жены художника, которая позировала ему для картины, эту задачу выполняла любовница. Их имена Саския ван Эйленбюрх и Гертье Диркс.
В 1772 г. «Данаю» купила Екатерина II. С тех пор она располагается в Эрмитаже. В конце XX в. литовец Бронюс Майгис, исходя из политических убеждений, облил полотно кислотой и дважды порезал ножом. После восстановления картину поместили под бронированное стекло.
«Апостолы Петр и Павел»
Испанский художник Эль Греко жил в XVI в., когда в изобразительном искусстве были популярны библейские сюжеты. В творчестве мастера есть несколько работ с таким названием, одна из них находится в Эрмитаже.
Написана картина в 1587-1592 гг. Эль Греко новаторски подошел к изображению апостолов. Он сделал их противоположностями. Павел, решительный и беспощадный, указывает пальцем на текст Священного Писания, явно соглашаясь с ним и что-то доказывая Петру.
Петр же, стоящий по правую руку от Павла, показан сомневающимся. Искусствоведы до сих пор работают над разгадкой символизма этого шедевра.
Самые загадочные картины Эрмитажа
Сотни лет создавались картины, которые сейчас выставляются в Эрмитаже. Сотни загадок и тайн задают они современным искусствоведам.
«Черный квадрат» картина, которая загадочно влияет на людей. Одни впадают в страх, созерцая ее, другие испытывают чувство эйфории, другие впадают в депрессию, а четвертые отмечают необычайный подъем сил после созерцания шедевра.
Черный квадрат
Картина «Даная» принадлежащая перу Рембрандта изначально выглядела совершенно иначе. В середине прошлого века с помощью рентгеновских лучей выяснилось, что для Дании позировала супруга художника Саския. Но когда та умерла, художник переписал лицо, и натурщицей выступила его новая спутница Гертье Диркс.
Картина Даная Рембрандта
Эль Греко представлен в Эрмитаже картиной «Апостолы Петр и Павел». На картине изображены два апостола, ведущие между собой оживленный диалог. О чем спорят эти столпы христианства не известно, искусствоведы по-прежнему работают над этой загадкой.
Эль Греко — Апостолы Петр и Павел
«Мадонна с цветком» — картина Леонардо да Винчи. Это самое крупное произведение, написанное им в молодости. Загадкой остается то, как картина попала в нашу страну. Известно, что в начале позапрошлого века шедевр уже находился в России.
Мадонна с цветком — Леонардо да Винчи
Дальнейшее развитие Эрмитажа
Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов», которая сейчас находится в Вашингтоне
В 1819 г. была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне. Жозефина Богарне, императрица Франции в 1804-1809 гг., первая жена Наполеона I, подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. В 1814 г. было приобретено собрание испанской живописи Кузвельта.
Караваджо «Лютнист» (около 1595 г.)
Караваджо «Лютнист»
Это одна из ранних картин Караваджо. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся или через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом), или музыкальных инструментов: музыка — символ мимолётного чувственного наслаждения. Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему произведением живописи.
«Камея Гонзага» (III век до н.э.)
«Камея Гонзага»
«Камея Гонзага» — знаменитая камея (ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине) из трёхслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики (искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях). Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей Эрмитажа.
Камея представляет собой парный портрет эллинистических супругов, царей Ливии, Македонии, Фракии и Боспора Киммерийского Лисимаха I и Арсинои II. Парный портрет эллинистических супругов устремлён на Запад. Камея выполнена в III в. до н. э. неизвестным автором в Александрии Египетской.
Именно при Николае I была реализована идея превращения Эрмитажа в публичный музей: в 1852 г. Эрмитаж был открыт для посещения, хотя вход в него все-таки был ограничен – надо было получать специальный пропуск в придворной конторе. Николай I внес также существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа, но при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США. На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи.
В 1845 г. по завещанию Татищева (дипломата и коллекционера) к собранию прибавились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.
Самые интересные залы Эрмитажа
Залы, посвященные истории Древнего Египта
Эти залы неизменно привлекают огромное количество посетителей. Множество экспонатов рассказывают о зарождении, расцвете Древнего Египта вплоть до Среднего царства. Саркофаги, папирусы, предметы быта, украшения – все это представлено тысячами экспонатов.
Залы Древнего Египта
Залы, посвященные Древней Греции и Древнему Риму
Более 30 залов отдано под экспонаты античного мира. Скульптуры богов и атлетов, посуда, украшения – все это собиралось многочисленными поклонниками античного мира, приобреталось государством и теперь выставлено на всеобщее обозрение.
Зал Леонардо да Винчи
Титану возрождения отведен отдельные зал. В нем выставлено 2 работы гения «Мадонна Лита» и «Мадонна Бенуа». Это один из самых посещаемых залов, перед шедеврами всегда толпы людей.
Залы, посвященные русской культуре
В нескольких залах представлена культура древней Руси начиная с Vв и до начала XVIIIв. Здесь множество экспонатов из Новгорода, Киева, Углича, Москвы, представлены экспонаты, имеющие отношение к религии, керамика, оружие, берестяные грамоты дают представление о жизни наших предков.
Залы, посвященные древнейшим памятникам Евразии
Залы палеолита, неолита, ранней бронзы знакомят со следами древнейших на нашей планете людей. Находки, сделанные на Урале, Сибири, Армении, Мальте представляют собой орудия для охоты, предметы быта, первые в мире предметы искусства.
Самые известные экспонаты Эрмитажа
В Эрмитаже миллионы единиц хранения. Некоторые из них даже никогда еще не показывались публике. Среди тех, кто занимает место в постоянной экспозиции, есть самые известные.
Мумия древнеегипетского жреца Па-ди-иста— та – неизменно привлекает толпы туристов. Мумия жреца находится в особых условиях, ведь ей более 2 тыс. лет. Этот объект категорически запрещено фотографировать, ведь это нанесет вред ценному экспонату. Мумию можно увидеть в Египетском зале.
Феодосийские серьги обнаружил во время раскопок художник А. Айвазовский. Серьгам около 2500 тыс. лет. Но удивляют они не древностью, а тончайшей работой, повторить которую не под силу даже современным ювелирам. Даже знаменитый Карл Фаберже не смог повторить этот шедевр. Сейчас серьги хранятся в Золотой кладовой Эрмитажа.
Андреевский сервиз получила в подарок Елизавета Петровна от Августа III. Он знал пристрастие императрицы к фарфору, и подарок получился шикарный. Сервиз состоит из полного столового набора, чайно-кофейного и специального для подачи шоколада. До конца XVIII в сервиз использовался лишь 1 раз в год – на банкете кавалеров ордена Святого Андрея Первозванного и то, не в полном составе.
В золотой коллекции Эрмитажа есть удивительная заколка, сделанная неизвестным мастером Китая более 4 столетий назад. Состоятельная китайская женщина закалывала волосы шпилькой, на которой разместилось дерево, птицы и миниатюрный дворец.
«Дама в голубом» — картина художника Т. Гейнсборо, причем единственная, которая в пределах России. Бесценный экспонат после смерти владельца А.З. Хитрово был безвозмездно передан Эрмитажу. Сейчас картина находится в зале, посвященном английской живописи.
Столица Франции глазами Писсарро
Импрессионисты жили в Париже во времена больших перемен в городе. В XIX веке центр города обветшал и устарел: там не было канализации, он состоял из узких улочек, которые во время революций горожане загромождали баррикадами, и барон Осман, мэр Парижа, представил Наполеону III план по перестройке центра города. Обновить предстояло и бульвар Монмартр, и в уже перестроенном виде он предстал перед нами на картине Камиля Писсарро.
Писсарро всю жизнь провел в сельской местности, в очень маленьком городке Понтуаз и его окрестностях, но в поздние годы у него ослабло зрение, и ему пришлось переехать в Париж. Квартиру в мансарде, в которой написана эта картина, художник снял в последние дни своей жизни.
Писсарро писал в несколько этапов: сначала он делал рисунок-набросок, строил перспективу, а потом дожидался нужного освещения, и тогда уже брался за холст и масляную краску. Как и для любого импрессиониста, свет для этого мастера был не менее важен, чем изображение действительной жизни. А полотна Писсарро, на самом деле, очень живые: парижская толпа шумит, люди куда-то спешат, садятся в трамвай, несутся экипажи. Интересна манера создания этих экипажей: художник не выписывал детали, он просто клал небольшие мазки краски, и создал этим такое впечатление, что колеса крутятся, и весь силуэт находится в движении.
«Площадь Французского театра в Париже», Камиль Писсарро, 1898. (Эрмитаж)
Благодаря взгляду на Париж с высоты, по картинам Писсарро можно провести небольшую экскурсию по Парижу. На полотне «Площадь Французского театра в Париже» виден комплекс Пале-Руаяль, «Королевский дворец», который был изначально построен кардиналом Ришелье для собственных нужд, но потом его подарили королю Людовику XIV. Здесь появился самый старый парижский театр «Комеди Франсез», а пространство перед ним назвали «площадь Французского театра». Сегодня это площадь Мальро. На картине «Набережная Малаке в солнечную погоду» — левый берег Сены, где расположена Сорбонна и многие другие учебные заведения. Вдалеке виднеется купол так называемого института Франции, комплекс которого построил архитектор Луи де Во в XVII веке, когда были основаны Академия наук и Академия искусств. Правее виден шпиль древней часовни Сен-Шапель на острове Сите. Собор Парижской богоматери из своего положения художник не увидел.
Одну из примет Парижа, изображенных Писсарро, мы видим и сегодня. Вдоль набережной на картине расположились лавочки букинистов. Они появились как раз в XIX веке и продавали книги, старые газеты, небольшие рисунки и гравюры, афиши. Он располагали товар в деревянных ящичках на ограждении набережных. Ночью ящички закрывались. Букинисты были неотъемлемой частью жизни столицы Франции того времени.
Еще один парижский пейзаж Писсарро — картина «Сады Тюильри», написанная на улице Риволи, идущей вдоль Сены
Эта работа создана в 1900 году, важном для Парижа — тогда в городе проходила Всемирная выставка. Именно для нее построили здание, которое виднеется на противоположном от зрителя берегу реки
Сегодня это музей Орсе, и его судьба была непростой. Организаторы выставки решили привозить её гостей в центр Парижа на поезде, и для этого пришлось построить новый вокзал, который назвали «Орсе» по фамилии герцога, которому раньше принадлежали эти земли. После выставки вокзал оказался заброшен, у него постоянно менялись владельцы, и к второй половине XX века здание обветшало настолько, что его захотели снести, но к счастью, власти Парижа усвоили урок ошибки, совершенно в 1968 году, когда был снесен прекрасный рынок, построенный архитектором Бальтаром при бароне Османе. Это было красивое здание с кружевными металлическими перекрытиями. Орсе решили перестроить, и сейчас там помещается музей искусств, где, кстати, выставлено множество работ импрессионистов.
«Бассейн в гареме» Жан-Леон Жером, 1876 г.
На протяжении всей творческой карьеры Жером многократно посещал восточные страны. Неослабевающий интерес художника к изображению сцен из жизни мусульманского мира закрепил за ним репутацию «этнографического художника», чем он очень гордился.
На картине представлен интерьер турецкой бани. В центре помещения, освященного через окно в потолке, изображены две белые женщины и темнокожая служанка, в глубине, возле бассейна, видны меньшие по масштабу фигуры обнаженных наложниц. Довольно тщательно написаны фигуры, расположенные на фоне двух ниш заднего плана.
Великолепно переданы окружающие и предметы, окружающие дам: детали одежды, мраморный пол, столик, курильница.
Гейнсборо. Дама в голубом. 1778-1782 гг.
В начале 20 века “Дама в голубом” была передана Эрмитажу по завещанию дворянина Алексея Хитрово. Безвозмездно.
Считается одной из лучших работ Гейнсборо. Хотя он не любил писать портреты. Вынужден был их выполнять на заказ, чтобы прокормить семью. Благодаря портретам и прославился.
Гоген был очень неординарным человеком. На четверть перуанец, его всегда влекло подальше от шумных городов. И однажды он добрался до Таити.
Там и была написана “Женщина, держащая плод”. Плоскостность изображения. Яркие краски. Экзотичность деталей (на дороге “волны” песка и травы, как на японских картинах).
Обратите внимание, насколько краска положена тонким слоем. Мы видим текстуру холста
Гоген был крайне беден. Краска дорого стоила. Приходилось ее беречь.
Такую необычную живопись публика плохо принимала. Гоген нищенствовал. Лишь за несколько лет до смерти его картины начали покупать.
Картину “Танец” заказал русский купец и коллекционер Сергей Щукин. Перед отправкой в Россию панно показали на выставке в Париже. Публика работу очень ругала. Щукин привык к тому, что его называют собирателем всякого хлама.
Но на этот раз дрогнул. Отказался от заказа. Потом передумал, извинился перед художником за свою слабость. Картина вместе с парной к ней работой “Музыка” благополучно добралась до России.
Сейчас этот “хлам” считается одним из главных шедевров модернизма. На ней – образ золотого века человечества. Такова была эпоха. Люди наслаждались прогрессом и искусством. Считали, что живут в самое благополучное время. Но это было лишь затишье перед бурей. Впереди – страшные испытания в виде мировых войн.
Картина написана лишь тремя красками. Что ещё больше подчёркивает символичность фигур. Они кружатся в неистовом танце. Это квинтэссенция страстного, чистого движения.
Но эта эмоциональность не хаотична. Она уравновешивается движением по кругу, центробежной силой. А ещё классическими очертаниями левой фигуры.
Коллекция Эрмитажа грандиозна. Недаром музей занимает 13 место в мире по посещаемости. Но есть и свои особенности.
Целый век коллекция формировалась за счёт приобретения частных собраний. Владельцы которых не думали о том, чтобы показать будущим поколениям все вехи развития живописи.
Поэтому в коллекции очень много произведений барокко и рококо. Нимфы. Ангелочки. Пышнотелые красавицы. Натюрморты с изобилием фруктов и омаров. Которые так хорошо смотрелись в столовых знатных особ.
Как результат, в коллекции есть “белые пятна”. Например, в Эрмитаже – значительная коллекция голландских живописцев. Но среди них нет ни одной работы .
Увы, коллекция Эрмитажа пережила ещё и серьёзные потери. После революции 1917 года советское правительство продало 48 шедевров!
Россию
покинула “Венера у зеркала” . “Мадонна Альба” Рафаэля. “Поклонение волхвов” . Это тоже часть истории Эрмитажа. Печальная часть.
PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест
Публикации раздела Музеи
Приключения да Винчи в России: подробно о наших Леонардо
С
читается, что сохранилось около 15 картин, написанных Леонардо да Винчи (помимо фресок и рисунков). Пять из них хранятся в Лувре, по одной в Уффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской и Вашингтонской национальных галереях, а также в других, менее известных музеях. Впрочем, некоторые ученые утверждают, что картин на самом деле больше, но споры по поводу атрибуции работ Леонардо — занятие бесконечное. В любом случае Россия держит после Франции твердое второе место. Заглянем в Эрмитаж и вспомним историю наших Леонардо вместе с Софьей Багдасаровой
.
Самые необычные экспонаты Эрмитажа
«Восковая персона» это фигура Петра I созданная после его смерти Б. Растрелли. Туловище выполнено из дерева, также как ноги и руки. А лицо, кисти рук и ног из воска. При этом фигура подвижна за счет шарниров в конечностях. Самое удивительное это волосы на голове «персоны», которые взяты с головы самого Петра. Одежда также подлинная.
Статуя богини Мут-Сохмет представляет собой женщину с головой льва. Богиня Древнего Египта выглядит устрашающе. Это не удивительно, ведь это кровожадная богиня войны. Смотрители неоднократно отмечали, что возле ее ног образуется непонятно пятно, похожее на кровь.
Маска, выполненная из золота, была найдена при раскопках в г. Керчи. Кому она принадлежала, установить не удалось. Предположительно это маска супруги правителя Боспорского царства Рескупорида. Но так это или нет, точно выяснить, пока не удалось.
«Гробница Гомера» также таит в себе немало загадок. Конечно, к Гомеру она не имеет отношения, ведь сделана почти через тысячу лет после его смерти. Но озадачивает историков то, что гробницу переделывали, а вот кто и по каким причинам пока установить не удалось.
«Портрет графа А.И Безбородко» Робер Лефевр, 1804 г.
Это произведение — единственный парадный портрет в Эрмитажном собрании французской живописи начала XIX века. Граф Безбородко (1780-1885) изображен прогуливающимся в высоких сапогах и костюме для верховой езды.
Его фигура нарисована почти в натуральную величину и выглядит монументальной на фоне пейзажа. Вертикальный формат холста и устойчивость позы персонажа подчеркнуты переплетающимися стволами деревьев и диагональным положением хлыста, который граф держит в правой руке.
Продуманная симметричная композиция и декоративность пейзажа свидетельствует о принадлежности художника к классицистической школе живописи.
«Мадонна Бенуа»
Также носит название «Мадонна с цветком». Ученые сходятся на том, что Леонардо да Винчи написал эту картину в молодом возрасте. Год ее создания точно не установлен и варьируется между 1460-1470 гг.
Несмотря на то что это одна из первых работ великого мастера, в ней уже узнается его рука. «Мадонна Бенуа» — одна из ключевых картин в творчестве художника и того времени в целом. Техника работы с маслом, примененная да Винчи для ее написания, явилась примером подражания другим живописцам.
До попадания в Эрмитаж холст уже находился в частной коллекции в России. В музей эту картину продала Мария Бенуа в начале XX в.
Различие Мане и Эннера
Одна из жемчужин коллекции импрессионистов в Эрмитаже — «Портрет м-ль Изабель Лемонье» кисти Эдуарда Мане. Этой молодой девушкой художник увлекся в последние годы своей жизни, когда уже был тяжело болен. Она происходила из знатной семьи, была дочерью ювелира с Рю де ля Пе — «улицы Мира». Это короткая улочка, известная своими ювелирными магазинами. Она отходит в сторону от Вандомской площади, которую украшает огромная колонна с барельефами, изображающими победы Наполеона Бонапарта.
На выставках, где показывали работы Мане, обязательно в витринах раскладывали его письма, ведь они очень интересны. Он писал и Изабель Лемонье. В одном из писем этой девушке он нарисовал сливу (он всегда рисовал что-нибудь в своих посланиях) и оставил надпись: «Эта мирабель — Изабель, но Изабель всех прекрасней».
Рядом с картиной Мане висит «Этюд женщины в красном» работы Жан-Жака Эннера
Возможно, такое расположение немного мешает восприятию «Портрета м-ль Изабель Лемонье», сделанного в спокойных тонах, потому что красное платье дамы с соседнего полотна переманивает внимание на себя. Эннер часто очень близок к классике, это касается и «Этюда», и множество его работ, в которых он писал обнаженных моделей: они идеализированы, а их фигуры очень вытянуты.
«Этюд женщины в красном», Жан-Жак Эннер, 1890-е. (Эрмитаж)
Дело в том, что многие художники того времени хотели выставляться в официальном Салоне французских художников. Это было не только престижно, но и вселяло в них надежду на то, что их картины купит кто-то из посетителей Салона. Часто это были разбогатевшие буржуа. Чисто импрессионистские, авангардные работы в Салоне не выставляли, поэтому многие художники, в том числе и Эннер, писали полотна, близкие к классике. Публика любила аккуратную декоративную живопись. По словам Натальи Валентиновны Бродской, главное различие между Эннером и Мане в том, что Эннер писал хорошенькую женщину, а Мане создавал красивую живопись.
История
Началом строительства Зимнего дворца, в котором размещена основная экспозиция Эрмитажа, считается 1754 год. В этот период императрица Елизавета Петровна издала Указ, в котором повелела построить на берегу Невы Зимний дворец.
Выбранное ею место для постройки резиденции пришлось выкупать за деньги государственной казны, так как оно было занято другими строениями.
Новый дворец, по замыслу Елизаветы, должен был иметь внушительные размеры. Императрица хотела создать величавое строение, указывающее на мощь управляемой ею страны. Здание стало пятой по счёту зимней резиденцией российских императоров, построенной в Санкт-Петербурге с момента основания города. К созданию проекта привлекли Бартоломео Франческо Растрелли.
1754 — 1800 гг.
На возведение зимней резиденции выделили 900 тысяч рублей. Растрелли лично контролировал ход строительства. Начатый Елизаветой проект в 1761 году, после смерти императрицы, перешёл под надзор Петра III. Но и ему не пришлось дожить до окончания строительства: царь был задушен заговорщиками в своей постели.
Завершала строительство дворца Екатерина II. Она заняла место на российском престоле после смерти своего супруга Петра III. Именно с периода её правления начинается история Эрмитажа. Официальная дата основания музея — 1764 год. Его открытие произошло в день святой Екатерины.
Первыми экспонатами музея стала купленная Екатериной II за 183 тысячи талеров у немецкого купца Гоцковского коллекция картин. Следом за ней царский двор приобрёл коллекции резного камня, медалей, монет, скульптур, и других произведений искусства.
В период с 1764 по 1767 гг., по приказу Екатерины II, рядом с парадной Зимнего дворца начали возводить двухэтажное здание Малого Эрмитажа. Над его проектом работал Ю.М.Фельтин. Он славился своей способностью создавать причудливые архитектурные формы. В придуманном им облике строения прослеживаются черты уходящего барокко и зарождающего классицизма. В 1775 году по его же проекту было простроено здание Большого Эрмитажа.
Архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот стал автором проекта небольшого павильона, который вошёл в комплекс зимнего дворца. В нём есть несколько гостиных и большая оранжерея. Эта постройка выполнена в стиле раннего классицизма.
Летом 1769 года коллекция Эрмитажа пополнилась сразу 600 полотнами, которые были приобритены у наследников графа Брюля. Среди этих картин оказались такие шедевры, как «Портрет учёного» и «Персей и Андромеда» Рубенса.
В 1772 году происходит ещё одно важное для Эрмитажа приобретение. К его коллекции добавляются полотна знаменитой галереи Антуана Кроза
Эта коллекция считается самой ценной за всю историю существования Эрмитажа. В числе купленных полотен оказываются:
- «Святое семейство» Рафаэля,
- «Юдифь» Джорджоне,
- «Даная» Тициана,
- «Святое семейство» Рембрандта.
В 1783 к ансамблю Зимнего дворца добавляется построенное по проекту Джакомо Кваренги здание Эрмитажного театра. До конца XVIII века экспонаты музея прирастают новыми коллекциями картин и скульптур:
- сэра Роберта Уолпола (1779 г.),
- графа Бодуэна (1781 г.)
- Лайд Брауна (1787 г.).
В 1795 году в Зимнем дворце появляется Георгиевский зал.
XIX век
Трагическим для Эрмитажа событием в XIX стал пожар. Случился он в 1837 году. После него пришлось строить Новый Эрмитаж, который возводился его по проекту архитектора Лео фон Кленце. Интерьеры Большого Эрмитажа и Зимнего дворца восстанавливались Андреем Штакеншнейдером, а Петровский и Фельдмаршальские залы реставрировал Стасов.
Обновленный музей стал принимать более 50 тысяч посетителей в год, а нижние залы Эрмитажа стали любимым местом прогулок императора Николая Первого.
XX век
Во время февральской революции Эрмитаж выполнял роль госпиталя. Позже, в Зимнем дворце было арестовано заседавшее в нём Временное правительство.
Сразу после Октябрьской революции Эрмитажу было присвоен статус Государственного музея, и его экспонаты стали пополняться национализированными у частных коллекционеров предметами, представляющими художественную ценность. Так, в музее появились коллекции произведений искусств Шереметьевых, Строгоновых, Юсуповых и других знатных аристократических родов.
В годы блокады Ленинграда экспонаты музея были эвакуированы в Свердловск и вернулись в город в 1945 году. Во второй половине XX века часть экспонатов Эрмитажа была перенесена в дворец Меньшикова.
XXI век
Знаковыми для Эрмитажа событиями первой половины XXI века стало создание представительств в других государствах. Музей открыл свои выставочные залы в Амстердаме, Лас-Вегасе, Лондоне. Внутри страны представительства музея открылись в Казани и Выборге.