Тема
Анализ «Портрета Дориана Грея» следует начинать с характеристики мотивов произведения.
В мировой литературе тема красоты занимает видное место. Раскрывается она и в романе Уальда. В контексте этой темы поднимаются проблемы любви, человеческих пороков, старости и др.
Главные герои произведения – Дориан Грей и Лорд Генри. Также важную роль в реализации проблематики играют образы художника Бэзила, Сибилы и Джеймса Вэйн. В начале романа читатель знакомится с Дорианом Греем. Это молодой очень красивый человек, с которого художник Бэзил писал портрет. В мастерской Безила юноша познакомился с лордом Генри. Здесь же он признался, что очень хотел бы, чтобы старел портрет, а он всегда оставался красивым.
Желание Дориана Грея исполнилось. Шли годы, а он оставался молодым красавцем. При этом герой умел ценить только внешнюю красоту. Это убило его любовь к Сибиле Вейн. Себялюбие героя стало причиной смерти Сибилы. Эта трагедия была только началом порочного пути Дориана Грея. После этого он погубил ещё не одного человека. С каждым его поступком портрет менялся. Вскоре изображённый на нём юноша превратился в безобразного старика.
Дориан Грей понимал, что портрет – отображение его души, поэтому скрывал его ото всех. Когда же Бэзил обнаружил новое изображение, бывший натурщик убил его.
Основная мысль романа – человеческие пороки и уродливую душу не спрячешь под красивой внешностью. Нужно бороться с самой сутью своих пороков, нельзя позволять, чтобы себялюбие завладело душой, вот чему учит роман О. Уайльда.
Критика
Современники писателя яро ополчились против «Дориана Грея» за высмеивание чопорного пуританского общества того периода. Кроме того, Уайльд в красках описал безнравственное поведение главного героя, которое было не прилично видеть даже на страницах книги. В тайных похождениях светского льва особо добродетельные читатели усмотрели пропаганду гедонистической позиции и порочного досуга. Просвещенная и взыскательная публика не заметила изящно скрытого осуждения, ведь соревнования в показном благочестии никто не отменял.
За поругание морали писателя даже осудили, причем на реальный тюремный срок. Хотя его речь на защите и произвела фурор среди людей здравомыслящих, всех остальных ею переубедить не удалось. Однако позже это произведение оценили по достоинству, и на сегодняшний день оно – одно из самых значимых не только в английской, но и в мировой литературе.
Сюрреализм в России
Самые известные современные художники-сюрреалисты в России – Вячеслав Иванов и Борис Индриков. Вячеслав Иванов родился на родине Марка Шагала – в Витебске. Он создает удивительные работы, в которых фантастические сюжеты мастерски вписываются в реальность, открывая новые смыслы.
Вячеслав Павлович Иванов «Ветер странствий»
Картины в стиле сюрреализм создает и Борис Индриков, который поражает воображение не только своими запоминающимися работами, но и фразами, отражающими суть творчества. «Картина – это дверь в параллельный мир. Мир, где всё по-другому. Другие законы, другие линии и формы, – пишет Борис Индриков. – Это мой мир. Возможно, я из него пришел и в него вернусь».
Стилистика работ Бориса Индрикова
Сюрреализм — «Божественное безумие».
Сюрреализм, направление в искусстве, в котором разум чужд, оно берет начало из «до»-разумного, подсознательного начала. Сюрреализм зародился во Франции к началу 1920-ых годов. Суть философии сюрреалистов в том, что бы отказаться от заранее продуманного плана и устранить препятствия для самостоятельного роста произведения, в результате этого может возникнуть нечто чудовищное с точки зрения непосвященного человека, но, преодолев предубеждения, зритель включится в предложенную художником игру фантазии, погрузиться в его сновидческий мир. Зигмунд Фрейд доказывал, что при ослаблении контроля со стороны бодрствующего сознания в цивилизованном человеке просыпается дикарь или ребенок. На этом основании сюрреалисты заявляли, что бодрствующий разум не способен к художественному творчеству. В их представлении разум может лишь добывать научные знания, но искусство возникает только из «до»-разумного, подсознательного начала. Некоторые представители данного искусства, например Де Квинси, принимали опиум, что бы подавить рассудок и дать простор воображению. Сюрреалисты во всяком случае с не меньшим рвением стремились достичь таких психологических состояний, при которых выходит на поверхность то, что обычно скрывается в глубинах нашей души
Существовали эксперименты с воссозданием сновидений в живописи, и это заслуживает внимание. Во сне нередко появляется странное ощущение, что объекты возникают и исчезают, прорастают друг в друга
Собака может оказаться одновременно и нашим начальником, а соседний парк – пустыней. Эти наплывы и взаимопревращения объектов передавал в своей живописи один из ведущих представителей сюрреализма Сальвадор Дали. Проживал он в Соединенных Штатах Америки, но по происхождению он был испанцем. В произведениях Дали обрывки реальности наслаиваются таким образом, что в кажущемся безумии проступает какой-то смысл. Подобные картины могут послужить дополнительным комментарием к вопросу о причинах неудовлетворенности художников задачей «писать, что видит глаз». Они знают, что нельзя «изобразить» реальную вещь, если просто смотреть на нее широко открытыми глазами. Начинать приходится с другого – взять краски и, вооружившись набором известных форм, выстроить требуемый образ. Эта простая истина часто ускользает от нас потому, что в изобразительном искусстве прошлого каждая красочная форма соответствовала только одному элементу натуры: коричневые вертикали – древесные стволы, зеленые точки – листья. Картины Дали, где одна и та же форма служит изображением одновременно нескольких предметов, наглядно демонстрируют исходную многозначность красочных конфигураций на плоскости – точно так же, как удачный каламбур демонстрирует многозначность слова и зависимость его значения от употребления в контексте. И все же, как велики, при всем сходстве методов, его отличия от созданий современного искусства. Можно было бы сказать, что образы Дали возникли из грез, но то были коллективные грезы целого народа, видение судьбоносной силы, властвующей над племенем.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика героев в романе «Портрет Дориана Грея» обозначены в таблице. Многомудрый Литрекон может ее обогатить новыми персонажами, если Вы напишите, кого не хватает?
Дориан Грей | Прекрасный и наивный юноша с золотыми кудрями. Мечтателен и себялюбив. Ведомый и слабовольный человек, которого соблазняет вседозволенность гедонизма. Испытывает отвращение перед материальным миром, предпочитая прятаться от него в мире эстетики. Из-за этого истинные чувства Сибилы вызывают у него отвращение, а духовная слабость и ветреность делают его лёгкой добычей для искусителя лорда Генри. |
Лорд Генри Уоттон | Мужчина среднего возраста. Аристократ. Нигилист, циник и распутник. При этом крайне остроумный и приятный в разговоре человек. Постоянно говорит афоризмами. Несмотря на своё пренебрежительное отношение ко всем социальным нормам, умудряется спокойно существовать в обществе, где его все принимают и уважают. |
Бэзил Холлуорд | Молодой человек. Талантливый художник, ценящий искусство и красоту больше всего на свете. Преклоняется перед Дорианом Греем. Желая спасти его душу, вступает в схватку с Уоттоном, но из-за своей нерешительности терпит сокрушительное поражение, которое приводит к падению Дориана и смерти самого Бэзила. |
Сибила Вэйн | Симпатичная и одаренная девушка. Актриса захудалого театра. Любовь к Дориану пробудила в ней искренние чувства. Она стала презирать театр и своё место в нём, видя неискренность и наигранность всего, что происходит на сцене. Девушка попыталась по-новому сыграть роль Джульетты, вкладывая в эту роль свои искренние чувства, однако ни зрители, ни сам Дориан не оценили её игры. Сам Дориан отверг Сибилу, что толкнуло девушку на самоубийство. |
Критика
Современники писателя не просто не приняли роман Уайльда, но обрушились на него с гневной критикой. Главным противником автора стал литературный критик Генлэй, который, приводя в пример скандальные подробности жизни Уайльда, который в действительности был весьма спорной личностью, пришёл к выводу, что роман призван не осуждать разврат, а призывать к нему. В итоге из-за своего творчества и непорядочного образа жизни Оскар Уайльд предстал перед судом и был приговорён к тюремному строку.
Только после смерти писателя публика смогла по-новому взглянуть на роман, увидев в нём не растлевающее умы молодёжи чтиво, а один из самых нравственных и остроумных английских романов.
Основные идеи сюрреализма
На формирование и развитие этого течения серьезное значение оказал психоанализ Зигмунда Фрейда. Для понимания сюрреализма лучше сперва познакомиться с анализом сновидений.
Картина Сальвадора Дали «Искушение святого Антония»
Выделяют два направления. Первое – это новый процесс создания произведений искусства, своеобразный эксперимент. Второе – отражение на полотнах оторванных от реальности картин, которые созданы подсознанием. Законы, привычные в академической живописи, не нарушаются – например, художники также передают игру света и тени, однако не боятся экспериментировать, создавая фантастические абстракции.
Ограниченной реальности противопоставляют мир внутренний, который не знает рамок. Художники сюрреалисты пробуют необычные сочетания форм и цветовых решений. Новый подход переносит зрителей в мир, живущий по собственным законам, – зыбкий, словно сон или размытое видение. Представители сюрреализма в живописи 20 века хоть и работали в одном направлении, но создавали совершенно непохожие работы – авторство многих картин можно угадать с легкостью.
Предшественники сюрреализма в живописи
Это одно из самых значительных направлений художественного искусства 20-го века, несмотря на свою видимую оригинальность и отдаленность от повседневности, возникло не на пустом месте. У сюрреализма было несколько родителей и прародителей. Макс Эрнст, художник о котором уже упоминалось в данной статье, в своей юности был увлечен дадаизмом.
Это течение так же, как и сюрреализм, было реакцией на шаткое политическое и экономическое положение во всем мире. Творческая интеллигенция, недовольная картиной происходящего, в своих произведениях обращалась к особой, вымышленной ее представителями реальности, которая, по их мнению, не должна была иметь ничего общего с действительностью. Эти артисты рассуждали примерно так: «Войны и другие межнациональные конфликты спровоцированы политиками, которые действуют на основе логики и здравого смысла. Если такие умозаключения приводят к столь плачевным последствиям, то нужно в своем творчестве воспевать явления, противоположные им. Поэтому искусство должно отрицать любое проявление здравого смысла, рассудка, логики, общественных норм, морали и тому подобных вещей».
Само слово «дадаизм» является своеобразным лозунгом направления. Понять, откуда оно произошло, невозможно. Созвучные с ним слова есть в различных языках мира, в том числе и в русском. Так, дадаисты считают, что наименование стиля могло означать утвердительный ответ, повторенный два раза: «Да, да». В одном из наречий, на котором говорят племена из Южной Африки, таким термином обозначается божество — священная корова. Это почитаемое животное символизирует женское начало и плодородие.
Другим предшественником реализма был фумизм, который провозглашал критическое мышление и отрицание идеалов высшим благом. Примером работы, где прослеживается подобное нигилистическое видение мира, может служить картина художника Эжена Батая «Джоконда с трубкой».
Эстетическая теория Оскара Уайльда
В историю мировой литературы Оскар Уайльд вошел в качестве наиболее яркого представителя эстетизма, зародившегося в 70-е годы 19 века. Окончательно это направление сформировалось в 80-90-е годы, но в начале 20 века утратило свои позиции, слившись с разными формами модернизма.
Замечание 1
Идеал эстетизма – «чистое искусство», искусство для искусства.
Стремление к идеалу, свойственное каждому художнику, нашло отражение в древнем мифе о Пигмалионе, который влюбился в сотворенную им же статую. История о Пигмалионе стала своеобразной попыткой человека доказать, что искусство совершеннее и сильнее жизни. Именно об этом говорят в своих трудах Шиллер, Шелли, Китс, Гёте. Художники прошлого воспевали красоту, но при этом они не подчеркивали разрыв между своей реальной жизнью и идеалами, они верили в воспитательную силу искусства. Однако само стремление художников через искусство привести человека к миру прекрасного объясняется недовольством реальной действительностью. И в некотором смысле эстетизм стал проявлением этого недовольства.
Значительную роль в становлении и развитии теории эстетизма сыграл теоретик искусства и публицист, литературный критик Д. Рескин. В своем эссе он дает эстетическое обоснование ряда тенденций в английской литературе 19 века. В «Лекциях об искусстве» Джон Рескин говорит о том, что:
- Искусство страны является представителем ее политический и социальных свойств;
- Искусство выражает нравственную жизнь страны;
- Искусство может существовать и совершенствоваться лишь при условии соответствующего уровня нравственности, то есть в искусстве и литературе этическое начало и эстетическое тесно связаны.
Замечание 2
Красота и абсолют – главные понятия теории Рескина, которая стала основой теории эстетизма О. Уайльда.
Теория Рескина получила дальнейшее развитие в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» и сборнике «Замыслы». Однако теория Рескина не была принята Уайльдом безоговорочно. Особенно серьезные разногласия возникли при рассмотрении вопроса связи искусства и нравственности. По мнению Рескина, искусство и Красота тесно связаны с нравственностью, а по мнению О. Уайльда нравственная жизнь человека является только одной из тем творчества.
О. Уайльд считается вождем эстетизма. А кульминационной точкой в развитии эстетизма становится утверждение о том, что искусство не только стоит выше жизни, но и формирует действительность соответственно фантазии художника.
О. Уйальд, который возглавил эстетизм в Англии, свое кредо определяет в эссе и статьях. От несправедливой обыденной жизни он уходит в царство Красоты. Основные положения эстетики английского декаданса он сформулировал в своих трактатах:
- «Кисть, перо и отрава»
- «Упадок искусства лжи»
- «Истина масок»
- «Критик как художник».
Эти сочинения в 1891 году были объединены в книгу «Замыслы», в которой впервые Уайльд разрабатывает теорию «чистого искусства». Именно оно стало жизненным кредо эстетов. Искусств всегда направлено само на себя, оно не преследует каких-либо целей. О. Уайльд воспринимает искусство в качестве некого откровения. Писатель кризису декаданса противопоставляет необузданное наслаждение жизнью и ницшеанскую сильную личность. По его мнению, для эстетов крайне важна форма, и она должна подчиняться высшим законам искусства. Автор должен интересоваться мгновенными, яркими впечатлениями, вызванными каким-то сиюминутным событием. А в процессе создания произведения художник в первую очередь должен задуматься о том, будет ли его творение вызывать наслаждение и отражать, воссоздавать прекрасное. Он считает, что творчество ни в коем случае не должно быть обременено повседневностью и всегда должно стремиться на поиски идеального, безудержного, прекрасного.
Иероним Босх. Загадочный и таинственный.
Жак ле Бук. Портрет Иеронима Босха. 1550.
Полулюди-полумутанты, громадные птицы и рыбы, невиданные растения и толпы обнаженных грешников… Всё это перемешано и сплетено в многофигурные композиции.
Иероним Босх очень узнаваем. И самая известная его работа – триптих «Сад земных наслаждений».
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1505-1510. Музей Прадо, Москва.
Нет другого такого художника, который использовал бы столь много деталей для выражения идей. Каких идей? На этот счёт нет единого мнения. Босху посвящали диссертации и книги, искали толкования его персонажей, но к какому-то одному мнению так и не пришли.
У “Сада земных наслаждений” правая створка посвящена Аду. Здесь мастер ставил своей целью напугать и крестьянина, и образованного современника гнетущими видениями, ожидающими после смерти. Что ж… Босху это удалось. Даже нам чуток не по себе…
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510. Музей Прадо, Мадрид.
Но Босх эволюционировал в течение своего творческого пути. И к концу жизни многофигурные, масштабные работы сменились очень близким приближением к героям. Так что они еле влезают “в кадр”. Такова работа “Несение креста”.
Иероним Босх. Несение креста. 1515-1516. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wga.hu.
Вне зависимости от того, рассматривает Босх своих героев издалека или вблизи, его посыл один. Показать людские пороки. И достучаться до нас. Помочь нам спасти наши души.
Сальвадор Дали. Эпатажный и беспощадный.
Кто он? Сумасшедший художник, фрик своего времени или грамотный пиарщик? Сальвадор Дали со своим сюрреализмом наделал много шума.
Самое известное его полотно – «Постоянство памяти», где автор постарался показать уход от линейного времени:
Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931. 24х33 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк (МОМА). Wikimedia Commons.
Но были в его работах и очень глубокие темы, например, война и разрушение. Были и весьма интимные. Иногда Дали в своем стремлении удивлять заходил слишком далеко.
Однажды на одной из своих картин на выставке художник написал чернилами “Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери”. После этой выходки отец Дали не разговаривал с ним несколько лет.
Но нам он запомнился ещё и бесконечной любовью к своей музе, жене Гале. Ее можно увидеть на многих его картинах. Даже в образе Божьей Матери на картине “Мадонна Порт-Льигата”.
Да-да, Дали был верующим человеком. Правда стал он им уже будучи зрелым человек, под влиянием событий Второй Мировой войны.
Сальвадор Дали. Мадонна Порт-Льигата. 1950. Собрание Минами Гроуп, Токио. Pinterest.ru.
Дали – это сплошной эпатаж. Он придумал такси, в котором всегда идёт дождь и смокинг-афродизиак с подвешенными рюмочками с ликёром. Вполне достаточно, чтобы навсегда остаться в истории искусства.
Живопись Рене Магритта
Бельгийский художник Рене Магритт к психоанализу в творчестве относился негативно. На его полотнах мы видим привычные предметы, однако под новым углом. Одна из главных целей творчества, по мнению живописца, – заставить зрителей думать. Как сделать это с помощью искусства? Например, превратить картину в головоломку, оставив под обычным на первый взгляд изображением неожиданную подпись «это не он».
Сюрреализм Рене Магритта называют «парадоксальным» – простые вещи с его картин наталкивают на тревожные и пугающие мысли. Если присмотреться повнимательнее, то начинают открываться новые смыслы и тайны, бережно скрытые в его работах.
Часто на полотнах Рене Магритта можно увидеть мужчину в котелке. Кто же этот таинственный незнакомец? Существует две основных версии:
- Кто-то считает, что это – просто автопортрет художника.
- Часть критиков придерживается мнения, что так в творчестве художник показывает источник своего вдохновения, который кроется в обыденных вещах, и в незамысловатых образах.
Рене Магритт «Силуэт»
Одна из самых популярных работ художника называется «Влюбленные». Картина написана в 1928 году. На полотне сохранен необычный поцелуй – лица влюбленных укрыты тканью. К большинству картин Рене Магритт давал свои комментарии, однако эту работу решил никак не объяснять.
Картина «Влюбленные»
Поклонники творчества живописца дали немало интерпретаций. Например, предположили, что так передана любовь, которая, как известно, слепа. По другой версии – люди остаются загадками друг для друга даже в моменты близости. По третьей – на картине изображен серьезный разлад в отношениях, когда каждый в паре сосредоточен на самом себе.
О чем книга «Портрет Дориана Грея»
Размышляя, о чем книга «Портрет Дориана Грея»необходимо рассматривать произведение с разных сторон. Нужно видеть, как Дориан меняется, воспринимая сказанное лордом Генри за чистую монету. Все, что говорит лорд Генри, Дориан мечтает воплотить в жизнь. Они искренне восхищается своим новым другом, не понимая, что некоторые высказывания носят ироничный характер.
Однажды Дориан влюбляется в красивую и прелестную актрису, которую зовут Сибила. Девушка юна, чиста и наивна. Она одаривает молодого человека своей искренней любовью. Молодые люди заводят страстный роман. Однако, Дориан начинает играть чувствами своей возлюбленной, чем доводит девушку до самоубийства. Некоторое время Дориан переживает на счет смерти девушки, ведь он ее искренне любил, но вскоре лорд Генри успокаивает героя, и Дориан забывает о своем горе.
Дориан начинает вести развязную жизнь, он имеет беспорядочные любовные связи, устраивает непотребства. О Дориане ходят по городу различные противоречивые слухи, которые шокируют людей, знавших Дориана прежде. Моральный облик главного героя резко падает, но на его лице это никак не отражается, зато портрет героя начал изменяться, начиная со смерти Сибилы.
Портрет искажается, на нем появляется злая усмешка и следы употребления вредных веществ и ведения разгульного образа жизни. Каждый опрометчивый шаг и дурной поступок запечатлевает на себе портрет.
Художник, нарисовавший портрет, Бэзил приходит в гости к Дориану, чтобы поговорить с ним, помочь герою разобраться в себе. Бэзил не верит, что Дориан, тот светлый и добрый юноша, которого помнил художник, стал злым и опасным человеком. Герой показывает художнику его портрет и упрекает Бэзила в своих грехах. Поведав Бэзилу правду про портрет, Дориан решает убить художника. Воплотив свое решение в жизнь, Дориан избавляется от трупа.
Главного героя постоянно преследует паранойя, он начинает опасаться всего вокруг и постепенно сходить с ума. Дориан со временем понимает, что устал от разгульной жизни. Он пытается сделать доброе дело, чтобы оно отразилось на портрете, возродило его душу. Однако, у Дориана ничего не получается. Им движут не искренние побуждения, а собственно тщеславие.
Обозлившись на себя самого и на свою злую судьбу, Дориан решает уничтожить свой портрет, так как именно он, по мнению героя, является единственным свидетельством разгульной и злой жизни. Когда герой вонзает нож в портрет, то с ужасом понимает, что портрет приобретает изначальные черты, а он, Дориан, умирает и превращается в старого, гнилого человека, на котором запечатлены все его пороки.
История создания
Оскар Уайльд заключил спор со своим приятелем, что напишет роман, который сведет с ума весь Лондон. «Дориан Грей» был написан в кратчайшие сроки, в едином порыве творческой воли. Спор писатель выиграл, но за победу поплатился: его судили за развращение английских нравов. В результате, он получил реальный тюремный срок.
Роман имеет за собой реальную основу. У Оскара Уальда в действительности был приятель Бэзил, который был талантливым художником. Однажды в его мастерской писатель увидел очень красивого юношу. Уальд был восхищен чарующей внешностью натурщика и с горечью заметил, что этой красоте не миновать старости с ее безобразностью. Но художник был готов рисовать изображение красавца каждый год, чтобы старение и увядание отражались только на полотне.
«Портрет…» является единственным опубликованным романом, принесшим своему создателю успех и почти скандальную славу. Впервые был напечатан в июле 1890 года в американском «Ежемесячном журнале Липпинкотта». После, в 1891 году, книга вышла в отдельном издании с шестью новыми главами и с особым предисловием, ставшим манифестом эстетизма.
Анри Матисс
Матисс работал в разных художественных направлениях: от импрессионизма до коллажа. Однако известность он приобрёл за изобретение собственного течения в живописи — фовизма.
«Танец», 1910 год. Изображение: Анри Матисс / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург / Wikimedia Commons
При жизни Матисс был востребован не только как живописец, но и как график — он создал множество книжных иллюстраций, обложек и постеров. Одна из самых известных его работ — оформление подарочного издания «Одиссеи». Оригиналы книг до сих пор встречаются в продаже на Ebay и других маркетплейсах.
Обложка «Одиссеи» Гомера, 1935 год. Изображение: Анри Матисс / The Limited Editions Club, New York / Национальная галерея Австралии, Канберра
Иллюстрация к «Одиссее» Гомера, Анри Матисс, 1935 год. Изображение: Анри Матисс / The Limited Editions Club, New York / Национальная галерея Австралии, Канберра
Также Матисс занимался рекламными постерами и обложками журналов. Его отличительной чертой был узнаваемый леттеринг.
Тема
Самой интересной для писателя была тема искусства. О нем он рассуждал в диалогах главных героев, ему же посвятил финал романа, где человек погиб, а его портрет остался вечной памятью о нем. Незримая власть картины — показатель того, что самое весомое из созданного людьми – искусство, оно затмевает и переживает своего создателя, увековечивая его имя и мастерство. Оно же делает его по-настоящему притягательным. Дориана восхищали творческий гений Бэзила, необыкновенное дарование Сибилы, ораторская сила Генри. Его неиспорченная душа тянулась к свету созидательного начала, и отвернулась от него, приняв распущенность и низость за жизненные ориентиры.
Кроме того, темой произведения можно назвать драматическое столкновение идей гедонизма (этическое учение, где наслаждение есть как высшее благо и цель жизни) и эстетизма (движение в европейской литературе и в искусстве, в основу которого легло преобладание эстетических ценностей — поклонение искусству, изящному). Бэзил Холлуорд был влюблен в прекрасное, искусство и красота для него были неразделимы. Искусство — это и есть красота. Он стремился обессмертить ее черты с помощью кисти и исключительного таланта. Но поклонение прекрасному погубило художника, его любовь и преданность красоте были растоптаны безумием развращенной души. Герой избрал путь наслаждения, в центре которого был он сам. Он упивался своей безнаказанностью и нравственным падением, ведь никто не сможет лишить его богатства — вечной молодости. Такой образ жизни не приводит к истинному счастью, а лишь создает его иллюзию. Дориан под конец начинает жалеть об утраченной невинности, о прежней чистоте своей души, но уже слишком поздно; искренние чувства, сострадание, настоящая любовь навсегда потеряли для него значение.