Картины русских художников о природе: поэзия родной земли

Знаменитые уроженцы. московская область

Яков Петрович Полонский(06.12.1819 — 18.10.1898)

Выдающийся русский поэт, прозаик. Родился в Рязани, в небогатой дворянской семье. Учился в рязанской гимназии (1831-1838), где сформировался интерес к литературе и искусству.

Поэтические опыты юного гимназиста были отмечены В.А. Жуковским, путешествовавшим по России в качестве наставника цесаревича Александра Николаевича. Корифей русской словесности оставил в дар Полонскому золотые часы, ставшие своеобразной точкой отсчета в литературной судьбе писателя.

В 1839 — 1844 годах Полонский — студент юридического факультета Московского университета. Творческому росту поэта способствовало сближение с А. А. Григорьевым и А.А. Фетом, высоко ценившими его оригинальный талант.

В 1844 году появился первый сборник его стихов «Гаммы», встретивший благожелательные отзывы критики.

После окончания университета Полонский оказывается на Кавказе, где работает в качестве помощника редактора газеты «Закавказский вестник».

В 1851 году поэт переезжает в Петербург, с которым связана вся его дальнейшая судьба. Жизненные невзгоды, материальные трудности, потеря близких (умирают первая жена и сын), собственная болезнь, связанная с нечаянной травмой ноги — все это тяжким бременем ложится на поэта. Но поддержка друзей, особенно И.С. Тургенева, творческая энергия и литературный талант дают силы в преодолении трудностей. Его стихи и прозаические произведения появляются в самых известных журналах России. Лиричность, музыкальность, эмоциональность в поэзии Полонского привлекали любителей словесности. В день 50-летия творческой деятельности (10.04.1887) на празднестве, где присутствовали представители научной и читательской общественности, были отмечены заслуги Полонского перед русской литературой и ему был вручен серебряный венок (ныне хранится в Рязанском историко — архитектурном музее-заповеднике).

Творческая активность не покидала писателя до последних дней жизни. Из-под его пера вышли замечательные стихотворения, вошедшие в антологию русской поэтической классики («Песня цыганки», «Узница», «Колокольчик» и многие др.), поэмы «Кузнечик-музыкант», «Свежее преданье», рассказы и повести «Статуя весны», «Груня», «Дом в деревне», мемуары «Старина и мое детство», «И.С. Тургенев у себя».

Я.П. Полонский был талантливым живописцем, оставил ряд замечательных пейзажей и портретов.

Я.П. Полонский, согласно его воле, был погребен рядом с могилой матери в Ольговом монастыре, близ Рязани. В 1959 году прах поэта был перенесен на территорию Рязанского кремля. Одна из улиц города Рязани носит его имя.

Лит.: П.Я. Орлов, Я.П. Полонский. Рязань,1961; Тхоржевский С. Портреты пером.М.,1978; Богомолов И.Я. Полонский в Грузии. Тбилиси,1966; Сухова Н. Дары жизни.М.,1987; Бочаров Д.В., Грачева И.В., Чапышкин В.А. Очерки истории литературы Рязанского края. Рязань, 1996.

Москва – как много в этом звуке…

Со своими друзьями – живописцами Репиным и Поленовым Васнецов год проводит во Франции в городе – законодателе мод Париже. После заграничной поездки все трое поселяются в Москве и начинают писать картины на исторические сюжеты. Васнецов обратился к “Слову о полку Игореве” и создал полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами», из-за которого среди передвижников начался спор, брать ли эту картину на выставку или нет.

Эта дискуссия возникла потому, что главным критерием в живописи передвижников было изображение действительности, а картина Васнецова была сказочно красива, но и имела сказочный контекст.

Сам же автор говорил: “Перед моей картиной стоят больше спиной”, что, на мой взгляд, было не заслуженно по отношению к этому шедевру. Лишь немногие поняли и приняли эту картину, почувствовали в ней истинно русский дух. Одним из таких – тонко чувствующих искусство был Павел Третьяков, который купил «После побоища Игоря Святославича с половцами» для своей коллекции.

Виктор Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880 Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия

Васнецов продолжает творить в своём сказочном стиле, в 1881 году из-под его кисти вышла «Алёнушка». В абрамцевской усадьбе Саввы Мамонтова – крупного промышленника и мецената художник создал эскиз избушки на курьих ножках, которая была там построена для детворы. В то время в Абрамцево объявили конкурс на проект небольшой церкви для усадьбы, Васнецов его выиграл. Эскиз церкви он выполнил в неорусском стиле, к которому стал тяготиться в живописи.

В 1882 году приусадебная церквушка по проекту Васнецова была построена, именно она стала первой архитектурной постройкой в стиле зарождающегося русского модерна.С этой церковью связано и ещё одно событие в творческой жизни Виктора Михайловича, в ней он написал образ Богородицы с младенцем. Этот образ он ещё раз повторит уже в Киевском соборе, так этот образ запомниться всем как Васнецовская Божья Матерь.

Виктор Васнецов, фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1893 год

Существует легенда о происхождении прототипа этого образа. Как-то раз вернувшись домой, Васнецов увидел свою жену в свете солнца, она была с ребенком на руках. Так воображение художника создало ещё один шедевр.

Виктор Михайлович Васнецов «Портрет А. В. Васнецовой» 1878 г.

Перебравшись из Абрамцева непосредственно в Москву, Васнецов строит дом по собственному эскизу. Там рождается картина «Иван-царевич на сером волке», которая будет выставлена на 17-й выставке передвижников. На этот раз публика и коллеги встречают полотно тепло и восторженно, Васнецов – сказочник уже стал привычен и полюбился многим. Художника окончательно признали и присвоили звание профессора живописи.

К девятисотлетию крещения Руси был построен Владимирский собор, расписывать который пригласили Виктора Михайловича. В связи с этим событием он создал несколько картин на религиозный сюжет, самые известные из которых «Крещение Руси» и «Крещение князя Владимира». Васнецов говорил:

Был в творчестве живописца и опыт декоратора, когда в 1884 году открылась Частная опера Мамонтова. Он декорировал оперу «Русалка» и «Снегурочка», благодаря которой появилась одноименная картина. Картина «Царь Иван Васильевич Грозный» появилась благодаря опере «Псковитянка».

Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия

В 1898 году кисть и воображение Васнецова создали, пожалуй, самую известную картину мастера «Богатыри», которую многие называют Три богатыря. Интересный факт: прошло целых 30-ть лет с тех пор, как у художника возник замысел полотна, был создан карандашный эскиз и появилась готовая картина.

Васнецов оформил переиздание сочинений Пушкина к его столетнему юбилею. Виктор Михайлович создал несколько книжных миниатюр к «Песне о вещем Олеге».

Василий Суриков

Русский живописец, известен как мастер композиции, его полотна отличались особым размахом, масштабностью.

История Сурикова необычна и интересна. Его семья была не богата, денег на обучение не было. Однажды его рисунки увидел енисейский губернатор. Он нашел человека, который смог помочь Сурикову.

Уже во время обучения он придавал большое значение композиции. Василию даже дали прозвище «Композитор».

Он написал множество выдающихся картин, работал над оформлением Храма Христа Спасителя (фрески). Василий Суриков прожил 68 лет и скончался от ишемической болезни сердца.

Даже серьезные проблемы со здоровьем не стали препятствием для художника, в последние годы своей жизни он по-прежнему занимался любимым делом.

Самые знаменитые картины: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка».

Пейзажи

Панорама пейзажной живописи художника Игоря Иванова обширна: берега Финского залива, Ладожского озера, сосны Карелии, Валдайские возвышенности. Или загадочные темные храмы Армении, золотистые горы. Или веселые Карпаты с «Кудрявыми» горами, покрытыми буками с мелкими бурными речками. Значительное количество картин с пейзажами художник посвятил русским «Вологодским» мотивам, наработанным в 18-25 лет, которые до сих пор составляют у всех близких родственников небольшие участки стен и страстно сохраняются. Снова и снова художник в своих пейзажах природы возвращается к представлениям детства – зима, весна, лето, осень с большой любовью переносятся в его акварели и масляные работы.
В своих пейзажах Игорь Иванов использует дар считывать изменчивость природы, непостижимые для глаза обычного человека. Эту…

Подчеркнуто персональная картина мира Игоря Иванова

Игорь Иванов – один из созидателей «газа-невской культуры» (таково ироническое самоназвание ленинградского неофициального искусства, демонстративным снижением интонации подчеркнувшее его альтернативность тогдашнему мэйнстриму). В галерее живописи Игоря Иванова можно посмотреть фото многих авторских работ в разные периоды творческой деятельности художника. Когда просматриваешь галерею картин, сам собой напрашивается вывод, что многое из того, что делалось тогда в живописи, что казалось радикальным, обладающим неоспоримыми художественными достоинствами и безусловной значимостью в перспективе будущего развития, сегодня воспринимается лишь как эхо прошедшего времени. Многие из авторов тех лет известны больше былыми заслугами, самой принадлежностью к славной истории. Персональная картина яркого и сложного мира Игоря Иванова широко раскрывается в галерее живописи художника, заставляя зрителя неосознанно погружаться в некое параллельное пространство.

Игоря Иванова «человеком из прошлого» никак не назовешь, в чем можно наглядно убедиться, просматривая галерею художника на данном сайте. Те же темы в живописи, те же мрачноватые мерцающие гаммы, те же плотные, тяжелые, с подчеркнутой лепкой формы, тот же драматизм образов. Однако чем больше погружаешься в сложную живопись художника, бесконечно перелистывая галерею его картин, тем больше осознаешь, что речь идет не о повторении, а о стабильном и серьезном движении, о наличии действительно подчеркнуто персональной картины мира гения. Игорь Иванов, без сомнения, сохранил и умножил свой творческий потенциал, доказал свою жизнеспособность перед лицом нового времени и нового художественного поколения, в чем все больше убеждаешься, погружаясь в галерею живописи мастера. Его негромкий голос уверенно вел свою партию и не терялся в пестром хоре современного питерского искусства живописи. Подтверждением этому, как кажется, являются работы последних лет, которые во множестве представлены в галерее живописи на сайте.

Ссылки[править]

  • Новые публикации членов АИС за 2019 год: «Ленинградская школа живописи. Очерки истории».
  • С. В. Иванов на сайте Ассоциации историков искусства и художественных критиков (АИС).
  • О книге «Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа» (2007)
  • О книге «Ленинградская школа живописи. Очерки истории». (2019)
Изобразительное искусство Ленинграда
Обзорные статьи Изобразительное искусство Ленинграда • Ленинградская школа живописи • Живопись ленинградской школы в музейных собраниях • Пейзажная живопись в изобразительном искусстве Ленинграда • Портретная живопись в изобразительном искусстве Ленинграда • Выставки изобразительного искусства Ленинграда • Ленинградские маркисты • Импрессионизм и проблемы картины • Городской пейзаж в изобразительном искусстве Ленинграда
Творческие объединения Ленинградский Союз художников • АХРР • Общество «Круг художников» • ИЗОРАМ (изомастерские рабочей молодёжи) • Боевой карандаш • Группа «Мастера аналитического искусства» • Общество художников-индивидуалистов • Общество художников имени А. И. Куинджи • Община художников • Петербургское отделение АИС
Учебные заведения Институт им. Репина • ЛВХПУ им. Мухиной • Ленинградская СХШ • Училище им. Н. К. Рериха • Художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица
Выставки, предприятияи организации ГИНХУК • Дом творчества «Старая Ладога» • Дом творчества «Академическая дача» • Ленинградский завод художественного стекла • Ленизо • Ломоносовский фарфоровый завод • ЦВЗ «Манеж» • Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков • Завод «Монументскульптура»
Книги Ленинградская школа живописи. Очерки истории • Петербургские искусствоведческие тетради • Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа • Страницы памяти. Справочно-биографический сборник • Ленинградская пейзажная школа 1930–1940–е годы

Сергей Александрович Есенин(03.10.1895 — 28.12.1925)

Великий русский поэт. Родился в с. Константинове, в семье крестьянина. Здесь заканчивает четырехклассное земское училище, здесь же начинает писать свои первые стихи. Его творчество питалось впечатлениями и образами, почерпнутыми в родном краю. После окончания Спас-Клепиковской церковно-учительской школы (1912) переезжает к отцу в Москву, где работает в типографии корректором, а по вечерам слушает лекции в Московском народном университете им. A.JI. Шанявского. Первые произведения появляются в печати в 1914 году. Это были стихи о природе.

Самобытный талант рязанского поэта был замечен в литературных кругах Петрограда, где Есенин появляется в 1915 году. Его стихи восхитили А. Блока, оказавшего поддержку начинающему автору. В этом же году выходит его первая книга «Радуница».

Мировая война, революционные годы застали Есенина в творческом поиске. Сблизившись с поэтами крестьянского круга Н. Клюевым, С. Клычковым, А. Ширяевым, он принимает участие в деятельности группы «Скифы», выражая надежду, что революция преобразит Россию, приведя страну к «крестьянскому раю».

1917 — 1920-е годы стали наиболее сложными в творческой эволюции поэта. Драматические события послереволюционного времени выразились во многих произведениях этих лет («Исповедь хулигана», «Пугачев», «Москва кабацкая» и др.).

1924 — 1925-е годы связаны с эмоциональным и творческим подъемом Есенина. Поездка на Кавказ, активная писательская работа благотворно отразились на состоянии поэта. Шедеврами русской литературы стали его стихотворения из цикла «Персидские мотивы», поэма «Анна Снегина», другие произведения этих лет.

Творчество Есенина стало неотъемлемой частью национальной культуры.

В 1965 году, в связи с 70-летием со дня рождения поэта, на его родине был открыт литературно-мемориальный музей-заповедник С.А. Есенина. В Москве есть Есенинский бульвар, где в 1972 году установлен памятник поэту (скульптор В.Е. Цигаль). В 1975 году в Рязани, на набережной р. Трубеж, открыт памятник С.А. Есенину (скульптор А.П. Кибальников). В 1995 году, к 100-летию со дня рождения поэта, на Тверском бульваре столицы появился еще один памятник С.А. Есенину (скульптор А.А. Бичуков); в том же году в Рязани, в сквере на улице Астраханской, установлен бронзовый бюст поэта (скульптор А.П. Усаченко).

Имя С.А. Есенина носят одна из центральных улиц областного центра, Рязанский государственный университет и концертный зал.

Лит.: Юшин П.Ф. Сергей Есенин. М., 1969; Наумов Е. И. Сергей Есенин. М., 1973; Прокушев Ю.Л. С. Есенин. Образ, стихи, эпоха. М., 1979; Базанов В.Г. С. Есенин и крестьянская Россия. Л., 1982.

Александр Васильевич Александров(13.04.1883 — 08.07.1946)

Композитор, хоровой дирижер, педагог, общественный деятель, генерал-майор.

Родился в селе Плахино Рязанской губернии. В раннем детстве обнаружил хороший голос и музыкальные данные. В 1892 году земляк П. Заливухин помогает ему стать певцом церковного хора в Казанском соборе в Петербурге. Образование получил в Регентских классах Петербургской певческой капеллы (1898-1900) и в Петербургской консерватории по классу композиции у С. Василенко (1913) и по классу сольного пения у У. Мадетти (1916). За дипломную работу (опера «Русалка») награжден Большой серебряной медалью.

С 1918 года — преподаватель Московской консерватории, с 1922 года — профессор, с 1938 года — доктор искусствоведения. Стоял у истоков советской системы высшего хорового образования: в 1923 году по его инициативе создается в Московской консерватории хоровое отделение, затем и аспирантура при дирижерско-хоровом факультете; в 1928 году открывается класс военных дирижеров. В течение 23 лет преподавал дирижирование, хоровую литературу, сольфеджио. Обладал ярким исполнительским дарованием, руководил рядом известных коллективов: хормейстер и дирижер Московского камерного театра (1922-1928), Большого театра (1928-1930), руководитель Государственной академической хоровой капеллы (1926-1930). В 1928 году организовал армейский ансамбль (ныне дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски им. А. Александрова Российской армии) и руководил им до 1946 года.

Имел большие заслуги в области песенно-хорового творчества на военно-патриотическую тематику. Общенародную известность приобрели его сочинения «Гимн Советского Союза» (в настоящее время с 2001 года — Гимн России), «Священная война» и многие другие.

Заслуженный артист РСФСР (1933), народный артист СССР (1937), дважды лауреат Государственной премии (1942, 1946).

Награжден орденами Красной звезды (1935), Трудового Красного Знамени (1939), Ленина (1944). Умер на гастролях в Берлине.

Лит.: Шилов А. Александров А.В. М., 1955; Поляновский Г. Александров А.В. М., 1959.

Иван Петрович Павлов(26.09.1849 — 27.02.1936)

Величайший ученый, внесший огромный вклад в мировую науку, доктор медицинских наук, первый в России Лауреат Нобелевской премии (1904), академик Российской Академии наук (1907).

Родился в Рязани, в семье священника. Учился в Рязанском духовном училище (1860 — 1864). Не закончив курс обучения в Рязанской семинарии (1869), поступил в Петербургский университет (1870 — 1875). Для совершенствования умения оперировать и пополнения знаний по физиологии человека поступил на 3-й курс Военно-медицинской академии и закончил ее с отличием. Одновременно с обучением в ВМА организовал работу в физиологической лаборатории.

После недолгого заведывания кафедрой фармакологии ВМА избирается заведующим кафедрой физиологии той же академии.

В области физиологии кровообращения им защищена докторская диссертация «Центробежные нервы сердца», открыт усиливающий нерв сердца и раскрыта его трофическая природа. Работы в области пищеварения принесли ему мировую известность. Ввел в эксперимент метод хронического опыта, разработал ряд методик по изучению деятельности пищеварительных желез, желудка, желчного пузыря и др. Раскрыл нервно-рефлекторные механизмы, регулирующие деятельность пищеварительного тракта, до сих пор они лежат в основе понимания физиологии пищеварения.

Выдающиеся исследования, проведенные им в области физиологии центральной нервной системы, привели к открытию новой области — физиологии высшей нервной деятельности. Эти достижения связаны с открытием условных рефлексов, положивших начало изучению замыкательной функции мозга.

Работая в психоневрологических клиниках, пришел к пониманию механизмов некоторых заболеваний — истерии, невростении, психостении. Выдающиеся успехи Павлова в изучении мозга в значительной степени объяснялись тем, что его руководящей идеей был невризм, согласно которому все функции организма в первую очередь зависят от регулирующего влияния нервной системы.

Учитывая значение научных работ Павлова, Советское правительство издало специальный декрет (1921) о создании условий для развития научных исследований в его лаборатории. Была построена биологическая станция в Колтушах под Ленинградом, ставшая впоследствии Институтом эволюционной физиологии и патологии им. И.П. Павлова.

Ученый не забывал родной город: часто бывал в Рязани. Навещал родителей, проводил каникулы. Последний раз И.П. Павлов побывал в Рязани в августе 1935 года. В городе с 1946 года действует мемориальный музей-усадьба академика И.П. Павлова в доме, где родился и жил ученый, на улице Павлова.

В 1949 году в Рязани открыт памятник И.П. Павлову (скульптор М.Г. Манизер). Рязанский медицинский университет носит имя академика И.П. Павлова.

Лит.: Библиография трудов И.П. Павлова и литература о нем / Под ред. Э.Ш. Арапетянца. М.- Л., 1954; Летопись жизни и деятельности И.П. Павлова. Т. 1. 1849-1917 / Сост. Н.М. Гуреева и Н.А. Чебышева. Л., 1969; Павлов в воспоминаниях современников. Л., 1967; Переписка И. П. Павлова / Сост. И.М. Гуреева и др. Л., 1970.

Новый век

С началом нового столетия началась у Васнецова и новая работа, которой стал цикл картин под названием «Поэмы семи сказок». Картины «Спящая царевна», «Ковер – самолет», «Кощей бессмертный» и другие стали частью этого цикла. Новый век принес новые мировые события и порядки.

Первая Мировая война стала драмой не только общечеловеческой, но и личной трагедией художника, ведь двое его сыновей сражались на фронте. В этот период Васнецов пишет картину «Архангел Михаил», как человек верующий он верит в то, что высшие силы помогут его детям и другим сражающимся на войне вернуться живыми домой.

На события 1917 года живописец откликается картиной «Баба-яга». Расскажу подробнее про эту картину, так как она очень хорошо показывает отношение Васнецова к революции.

Виктор Васнецов «Баба-Яга», 1917 Местонахождение: Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия

Человек он был патриархального уклада, царский режим уважал, а вот новый социалистический строй, возникающий на родине, не принимал и относился крайне негативно. Посмотрите на эту картину, Баба-яга изображена довольно страшной и злобной старухой, она символизирует новый режим, красный цвет её юбки, соответственно, символ социализма, а маленький мальчик, которого уносит злая баба – это всё то, с чем художник связывает разрушенный имперский уклад жизни.

Несмотря на неприятие большевизма и новой власти Васнецов не уезжает из страны, оставаясь верным своей родине. Живописец продолжает писать сказочные сюжеты, но теперь в них больше мрачных тонов, чаще встречается красный фон. В картинах чувствуется сопереживание художника к страданиям родины.

«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» – одна из картин, на которых видно отчаяние. Васнецов понимает, что красная машина социализма сметает всё на своем пути и возврата к мирной жизни при царе уже не будет.

«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1913 годМестонахождение: Дом-музей В.М. Васнецова, Москва, Россия

Картину «Спящая царевна» художник пишет около 20-ти лет до самой своей смерти. Это были сложные времена, в стране был кризис, порой не было красок, не всегда удавалось отапливать помещения, но Васнецов работал даже в этих условиях. Покинул этот свет художник 23 июля 1926 года, так и не завершив последнюю свою работу – портрет друга – художника Михаила Нестерова.

Виктор Михайлович Васнецов, помимо написания своих чудесных картин, множество которых купил Павел Третьяков, оформил фасад Третьяковской галереи, расписал не один храм и создал множество эскизов зданий. Конечно, в памяти человечества он запомниться более как гениальный живописец, но нельзя отрицать и умалять его вклад, помимо русского искусства, в русскую культуру в целом.

Андрей Рублев

Андрей Рублев – самый известный русский иконописец. О нем мало, что известно. Есть предположение, что он родился в семье ремесленников. Принял монашеский постриг, тогда и получил имя Андрей.

Первые упоминания о нем датированы 1405 годом. Он участвовал в росписи стен Благовещенского собора в Московском Кремле.

У Рублева свой стиль, не похожий на другие. Его иконы наполнены гармонией, в них нет трагизма. Свою жизнь художник отдал на служение Богу.

Его последняя работа не сохранилась, Рублев трудился над фресками для Спасского Собора. Он не успел их закончить, заболел чумой и вскоре скончался.

Самые известные иконы: «Троица», «Христос-вседержитель», «Вознесение Господне».

Не в священники, а в художники

Многие родители хотят, чтобы дети пошли по их стопам, хотел этого и отец Виктора Михайловича Васнецова – сельский священник, в семье которого 15 мая 1848 года родился живописец. В то время многодетная семья жила недалеко от города Вятка в селе Лопьял. Мать будущего живописца рано покинула этот свет, сыновей воспитывал отец – Михаил Васильевич.

Детство Виктора прошло далеко от городской суеты, благодаря чему мальчик научился с ранних лет ценить красоту родного края. Отец рисовал пейзажи на прогулках с детьми по округе села, видимо, от него сыну и передалась тяга к живописи.

Виктор Михайлович Васнецов «Портрет М. В. Васнецова»‎ 1870 г.

Мальчика, когда он подрос, Михаил Васильевич отдал в духовную семинарию. Отец был образованным человеком, привить знания он пытался и своим детям. Помимо наук, он занимался с сыновьями резьбой по дереву, рисованием. Обособленный уклад жизни позволил мальчикам прикоснуться к старославянским обычаям, поверьям и сказкам.

Именно этот быт повлиял на художественное восприятие Виктора Михайловича. Семинария была не тем местом, в котором хотел учиться творческий мальчик, поэтому он отправился в Санкт-Петербург поступать в знаменитую Академию Художеств.

Константин Эдуардович Циолковский(17.09.1857 — 19.09.1935)

Великий ученый-мыслитель, основоположник теории межпланетных сообщений, разработавший основы ракетодинамики и космонавтики.

Родился в селе Ижевском Спасского уезда Рязанской губернии, в семье лесничего. В 1858 году семья Циолковского переехала в Рязань (здесь после скарлатины Циолковский почти полностью потерял слух). С 1868 по 1873 годы жил в Вятке, с 1869 года обучался в Вятской гимназии. Жил в Москве (1873-1876), занимался самообразованием, а с 1876 по середину 1878 года — снова в Вятке, где работал репетитором. Летом 1878 года переехал в Рязань для сдачи экстерном экзамена в губернской гимназии на звание учителя уездных училищ. О Рязани, городе своего детства и юности, всегда с теплотой вспоминал и говорил: «Корни-то мои в Рязанской земле. В этом краю прошли едва ли не лучшие годы. Чего там только не испытал: и грамоте мать научила, и первые смелые мысли пришли». Рязань в творческой деятельности К.Э Циолковского занимает особое место. На одном из чертежей орбит планет солнечной системы, хранящемся в Академии наук, есть его надпись: «8 июня 1878 года. Воскресенье. Рязань. С этого времени стал составлять астрономические чертежи». Живя в Рязани, К.Э. Циолковский строит специальную центробежную машину — прообраз тех, на которых тренируются космонавты в наши дни.

Рязань К.Э. Циолковский покинул в возрасте 23 лет, имея опыт научной работы и твердое решение посвятить жизнь науке и человечеству.

С 1880 года по 1892 год жил в Боровске Калужской губернии, где преподавал арифметику и геометрию в уездном училище.

В 1880-е годы начал заниматься вопросами воздухоплавания. По результатам исследовательской работы в 1886 году появилась рукопись «Теория и опыт аэростата», хотя первые знаменитые рязанские тетради («Грезы о Земле и небе») написаны им еще в 1879 году.

В феврале 1892 года переехал в Калугу, где преподавал арифметику и геометрию в уездном училище (1892 — 1900), а с 1899 по 1918 — в Калужском женском епархиальном училище. Окончательно оформил свои математические мысли о ракете как реактивном приборе для исследования мировых пространств.

Написал около 600 работ по воздухоплаванию, авиации и аэродинамике, а также по философии, астрономии, ракетной технике и межпланетным сообщениям.

К.Э. Циолковский — гениальная личность. Этот человек дал русской и мировой науке столько оригинальных, пролагающих новые пути мыслей и открытий, что имя его бессмертно в истории цивилизации.

Рязанцы увековечили память о своем знаменитом земляке, назвав именем Циолковского одну из центральных улиц города, на которой в 1982 году открыт памятник ученому (скульптор O.K. Комов). На его родине, в селе Ижевском, в 1967 году открыт музей К.Э. Циолковского.

Лит.: Гусев Е.Б. Исторический аспект значимости личности К.Э. Циолковского Рязанская областная краеведческая конференция. 1990; Курышев В.И., Гусев В.Б., Муртазов А.К. Наблюдения ИЗС на родине К.Э. Циолковского Земля и вселенная. 1988. №4. с.44-46; Радченко Г. «Корни мои в Рязанской земле» Рязанский комсомолец.1982.16 сент.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: