Картина репина «приплыли»

Контекст

С одной стороны, современники, видевшие полотно на передвижных выставках, прекрасно понимали, что это народоволец вернулся в родной дом из заключения, но с другой, — уже тогда были яростные споры о том, где именно он находился и за какие преступления попал за решётку. Некоторые критики обвиняли Репина в том, что, на их взгляд, в картине не всё можно было однозначно прочитать. Но для Ильи Ефимовича, скорее всего, важнее было показать драматическое напряжение момента и психологические переживания героев. Не зря Корней Чуковский назвал Репина «…великим драматургом русской живописи». А некоторая недосказанность даёт зрителю возможность додумать и довообразить, что происходит на картине, в соответствии со своими жизненными обстоятельствами и личным опытом.

Замысел картины появился у художника после событий 1881 года, когда был убит Александр II. После этого многие народовольцы попали в тюрьмы или были отправлены в ссылки. Часто сюжет картины связывают с амнистией этих заключённых в связи с восхождением на трон императора Александра III.


Убийство Александра II. (Wikimedia Commons)

Остаётся вопрос: почему же не ждали сына, мужа, отца? Почему он появился так неожиданно? Точная дата освобождения всегда была известна заранее и осуждённому, и начальнику тюрьмы, и, разумеется, близким. По выходным заключённым можно было писать письма, и их, конечно же, отправляли даже простые крестьяне, если они были грамотны. Возможно, такое послание написал и герой картины, но также возможно и то, что сообщение с этой счастливой новостью придёт домой уже позже освобождённого из тюрьмы, а, может, и затеряется.

Ещё одна версия: герой картины мог быть неожиданно освобождён из следственной тюрьмы, которая находилась недалеко от дома его семьи. Для 1870-х годов были характерны затяжные процессы, особенно если в деле было много фигурантов, следствие порой тянулось месяцами и даже годами. Герой мог просто не успеть предупредить семью, что вышел на свободу.

Сам Репин сочувствовал неблагонадёжным. Сохранились воспоминания об этом Корнея Чуковского: «В 1913 году он вместе с моей женой и Натальей Борисовной Нордман помогал переправлять за белоостровский кордон одного поднадзорного, которому угрожала тюрьма: предоставил ему лошадь, деревенские сани и своими руками снарядил его в путь».

Сюжет

Многие картины Ильи Репина встречаешь как старых знакомых. Поэтому, наверное, нет смысла пересказывать сюжет самого знаменитого полотна художника из его тюремно-арестантского цикла, куда входили «По грязной дороге под конвоем», «Арест пропагандиста» и «Отказ от исповеди». Трудно найти человека, который бы не писал в школе сочинения по «Не ждали».

«Не ждали», 1884−1888 гг. (Wikimedia Commons)

Хотелось бы только обратить внимание на некоторые детали картины, потому что все они не случайны. Например, висящие на стенах портреты подтверждают, что входящий в комнату человек — народоволец, и его семья разделяет его убеждения

На двух их них — символы свободомыслия того времени: Тарас Шевченко и Николай Некрасов. На других репродукциях изображение Александра II на смертном одре, убитого народовольцами, и «Христос на Голгофе». Такой приём «картины в картине» искусствоведы называют мизанабим (от французского mise en abyme — «поместить геральдический элемент в центр герба»), то есть встраивание одного художественного произведения в другое.

Многие зрители и критики проводили параллель между картиной и библейским сюжетом о блудном сыне. Одного из главных персонажей — мать вернувшегося — художник изобразил спиной. Мы не видим её лица, и это делает происходящую на наших глазах драму ещё более выразительной.


«Не ждали», фрагмент. (Wikimedia Commons)

Илья Репин самое большое значение придавал лицу главного героя, переписывал его трижды. Закончив картину, он в буквальном смысле продолжил работать над ней. Уже когда «Не ждали» была показана на передвижных выставках и заняла своё место в коллекции Павла Третьякова, художник, не предупредив мецената, в его отсутствие полностью переделал образ вернувшегося сына. Третьяков был в ярости и вернул Репину картину на доработку. Сегодня мы знаем её уже в таком виде.

Описание картины

Картина «Монахи. Не туда заехали» представляет собой классический пример комической жанровой композиции. Размер полотна — 52×78,5, форма – горизонтально вытянутый прямоугольник. Картина выполнена в реалистичной манере. Основные тона, которые использовал Соловьев в произведении «Монахи. Не туда заехали»:

  1. Молочный.
  2. Нежно-голубой.
  3. Светло-бежевый.
  4. Бледно-зеленый.
  5. Бордовый.
  6. Золотистый.
  7.  Коричневый.

Освещение на картине «Монахи. Не туда заехали» намекает на раннее утро или закат. Скорее всего, именно предрассветный туман Соловьев основной причиной забавного происшествия – густая сероватая дымка виднеется на заднем плане с левой стороны. Полотно «Монахи. Не туда заехали» выполнено в теплой, естественной гамме, свойственной русской природе. Живописец изобразил на картине полупрозрачное небо с легкими молочно-белыми облаками, желтовато-зеленую траву, светло-коричневый берег, синевато-серую речку. На холсте нет ни единого крупного, излишне яркого цветового акцента – ценность работы «Монахи. Не туда заехали.» заключается в реалистично переданной комичности композиции.

Судьба художника

У Ильи Репина, что, к сожалению, очень нечасто встречается у художников, счастливая творческая судьба. Его талант был востребован с ранней молодости. Мальчик из захолустного города Чугуёва был принят в Академию художеств в Петербурге и закончил её с двумя золотыми медалями. Если бы в 19-v веке была система рейтингов, то Репин занимал бы в них самые высокие места.

Илья Ефимович был жаден до творчества, его интересовали и злободневные, и исторические сюжеты

Он страстно брался перенести на холст и бумагу всё, что привлекало его внимание. За это критики и друзья даже упрекали его во всеядности

И сам художник не мог определиться и понять, в чем его предназначение. Корней Чуковский, который долгие годы жил рядом с Репиным и помогал ему редактировать книгу «Далекое-близкое», вспоминает, что тот говорил: «…Я не могу заниматься непосредственным творчеством (то есть «искусством для искусства». — К. Ч.). Делать ковры, ласкающие глаз, плести кружева, заниматься модами, — словом, всяким образом мешать божий дар с яичницей, приноравливаясь к новым веяниям времени. Нет, я человек 60-х годов, отсталый человек, для меня ещё не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого и других идеалистов. Всеми своими ничтожными силёнками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не даёт покоя, сама, просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры — предоставим это благовоспитанным барышням».

В жизни Репина был даже период (1893—1898), когда он объявил этой идейности войну, словно стремясь уничтожить те самые принципы, которые лежали в основе всего его творчества, которые и сделали его автором «Не ждали», «Бурлаков», «Крестного хода», «Ареста».


«Отойди от меня, Сатана!», Илья Репин, 1860 год. (wikioo.org)

Корней Иванович пишет, что в этот период он увлёкся религиозною живописью и начал писать картину «Отойди от меня, сатана!» Картина не давалась ему. Что сделать, чтобы она вышла удачнее? Художник Поленов посоветовал ему верное средство:

— Ты должен хорошо помолиться, прежде чем возьмёшься за кисть. Нельзя браться за религиозный сюжет без поста и молитвы.

— И я послушался, — рассказывал Репин впоследствии. — Пишу и молюсь. Пишу и молюсь. И пост соблюдаю строгий.

— И что же?

Он засмеялся и ничего не ответил. Пауза длилась не меньше минуты. Потом он вздохнул и удручённо сказал:

— Такая дрянь вышла!

Контекст

На полотне Соловьев демонстрирует комическую ситуацию – группа священнослужителей, плывшая на лодке по реке, из-за тумана теряет курс и приплывает к месту купания крестьянок. Картина «Монахи. Не туда заехали» — многоплановая:

  1. На первом плане – купающиеся женщины – молодые, здоровые, сильные, с молочно-белой кожей и убранными наверх, или под чепцы волосами. Рядом — дети, играющие после купания на берегу. В левом углу переднего плана на холсте «Монахи. Не туда заехали» — пестрая одежда, придающая цветовое разнообразие композиции. В ворохе сброшенных платьев Соловьев показывает разные цвета и расцветки.
  2. В центре холста «Монахи. Не туда заехали» — лодка с тремя священнослужителями – они выделяются на полотне темными одеждами. Почти черные рясы составляют эффектный контраст с белыми рубашками и косынками купающихся женщин.
  3. На дальнем плане работы «Монахи. Не туда заехали» – купающиеся мужчины и пасущиеся рядом кони – этими фигурами Соловьев уравновешивает композицию. Силуэты отвлекают на себя часть внимания, делают картину более гармоничной и придают реализма крестьянской жизни.

Юмористический эффект Соловьев усиливает реакцией героев – ни одна сторона не выказывает смущения, женщины невозмутимо спокойны, на лицах клириков, сидящих в лодке заметна скорее невольная заинтересованность, а не неловкость, или возмущение. Соловьев добродушно посмеивается над попавшими впросак священниками, не выражая порицания. Два мальчика, ставшие случайными свидетелями конфуза, смеются, обратив лица к зрителям картины, словно предлагая разделить их веселье.

Произведение «Монахи. Не туда заехали» практически не имеет скрытого подтекста и символов. Соловьев ставил своей основной задачей развлечь зрителя и правдиво отразить повседневную жизнь крестьянства – все детали картины служат именно этой цели. Автор художественного произведения «Монахи. Не туда Заехали» смеется над своими героями беззлобно, не осуждая ни одну из сторон – здесь речь идет не о антиклерикальной сатире, а именно о юмористической зарисовке.

Как называлась картина?

Как я уже заметила, не только автор, но и название картины являются лишь плодом воображения народа. Никакой работы под названием «Приплыли» ни у Репина, ни у Соловьёва не было. Та картина, которую считают первоисточником фразеологизма, на самом деле называлась «Монахи. Не туда заехали».

Не секрет, что особенно запоминающиеся вещи люди могут “окрестить” ёмкими, но короткими названиями. То же самое вышло и с картиной Соловьёва. После той самой выставки в Сумском музее, где полотно оказалось рядом с работами Репина (едва ли не в одном ряду) творение малоизвестного мастера приобрело истинные бессмертие и славу. Сами люди решили называть картину коротко – «Приплыли». На мой взгляд, эта версия названия более ярко отражает суть событий, отражённых на холсте.

Автор

Родился Лев Соловьев в 1837 г., в селении Лушниковка. Художник происходил из крестьянской семьи. Свой творческий путь Соловьев начинает в качестве ремесленника, после переезда в Воронеж будущий живописец начинает постигать искусство иконописи. Именно роспись храмов и создание икон станет в будущем основным занятием художника.

Соловьев был известен прежде всего как народный художник, отдававший предпочтения жанровой живописи с сюжетами из крестьянской жизни. На рубеже веков художник руководит бесплатной частной школой рисования в Воронеже, публикует статьи об искусстве в издании «Дон». Был дружен с известным мыслителем и публицистом Н. Федоровым. Умер Соловьев осенью 1919 г. На сегодняшний день сохранилось только 4 его картины. Холст «Монахи. Не туда заехали» хранится в Украине, остальные – в Санкт-Петербурге. Соловьев воспитал двух довольно известных учеников – графика Александра Парамонова и портретистку Елену Киселеву.

Адреса в Санкт-Петербурге[править | править код]

  • 1864 год — дом Я. А. Крылова — 15-я линия, 20;
  • 1867 — весна 1868 года — флигель — 15-я линия, 30;
  • весна 1868—1869 — дворовый флигель дома М. С. Воронина — 5-я линия, 4;
  • весна 1870 года — доходный дом И. Н. Шмидта — 5-я линия, 30;
  • весна 1872 года — дом Я. А. Крылова — 15-я линия, 20;
  • лето 1872 — весна 1873 года — доходный дом В. И. Жерихова — 6-я линия, 41, кв. 2;
  • 09.1877 года — доходный дом Н. П. Гребенки — Малый проспект Васильевского острова, 16, кв. 4;
  • начало 03.1880 года — гостиница «Демут» — набережная реки Мойки, 40;
  • конец 02. — начало 03.1881 года — гостиница «Демут» — набережная реки Мойки, 40;
  • 09.1882 — зима 1887 года — доходный дом К. И. Григорьева — набережная Екатерининского канала, 135, кв. 1;
  • зима 1887 — осень 1895 года — мастерская в доходном доме К. И. Григорьева — набережная Екатерининского канала, 135;
  • осень 1895—1903 — 4-я линия, 1, кв. 12;

1903 — 29.09.1930 года — усадьба «Пенаты», Выборгская губерния, Финляндия. Современный адрес: Куоккала, Приморское шоссе, 411.

Галерея[править | править код]

Картина Репина «Приплыли»править | править код

Картина Репина «Приплыли».

Эта фраза, которая прочно вошла в русский фольклор. Но в реальности среди тысяч картин, написанных Ильей Репиным, вы такой попросту не найдете. А своим рождением фраза обязана обычной путанице. Работы Ильи Репина экспонировались во многих музеях страны. И в Сумском художественном музее они выставлялись рядом с работами еще одного художника — Льва Соловьева. Среди них было и полотно «Монахи. (Не туда заехали)».

Это бытовая сценка, когда лодку с монахами течение прибило к берегу реки, где купаются обнаженные крестьянки. И в глазах монахов вы можете увидеть то самое «Приплыли…». А из-за соседства картин ее авторство народная молва ошибочно приписала более известному художнику Репину.

Краткая биография

  1. За 8 лет учёбы в Академии Репин приобрёл много друзей. Он близко сошёлся с художниками Иваном Крамским и Василием Поленовым, скульптором Марком Антокольским, критиком Владимиром Стасовым. В 1865 г. Репин получил первую серебряную медаль от учебного заведения.
  2. В 1869 г. студент был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья».
  3. В 1870 г. Репин вместе с друзьями-художниками отправился в путешествие на Волгу. Там живописец начал работать над картиной «Бурлаки на Волге», идея которой родилась 2-мя годами ранее. Картину он закончил в 1873 г., она была прекрасно встречена и принесла художнику известность в Петербурге и Москве.
  4. В 1871 г. за дипломную картину «Воскрешение дочери Иаира» художника наградили большой золотой медалью.
  5. В 1871-1872 гг. живописец работал над полотном «Славянские композиторы», которое заказал ему московский предприниматель А. А. Пороховщиков для размещения в зале ресторана «Славянский базар».
  6. В апреле 1873 г. Репин вместе с женой и маленькой дочкой отправился в пенсионерскую поездку за границу. Они побывали в разных европейских городах, затем осели в Париже. Там художник познакомился с творчеством французских импрессионистов, но не понял и не принял их манеру.
  7. В 1874 г. по заказу Павла Третьякова Илья Ефимович написал портрет И. С. Тургенева, который в это время тоже находился в Париже. Картина не удалась. В 1879 г., уже в Москве, Репин повторил попытку, но и второй портрет писателя вышел плохо.
  8. В 1875 г. живописец создал картину «Парижское кафе» и выставил её в парижском Салоне, что пенсионеру Академии делать запрещалось. В России этот факт, да и сюжет самого полотна вызвали скандал. Но на выставке работа осталась незамеченной.
  9. В 1876 г. в Париже из-под кисти художника вышла фантастическая картина «Садко». За неё в России он получил звание академика.
  10. Вернувшись в 1876 г. в Россию, Репин около года провёл в родном Чугуеве, затем, поддавшись уговорам друзей, переехал в Москву. 2 года спустя он вступил в Товарищество передвижников.
  11. В 1879 г. Илья Ефимович закончил историческое полотно «Царевна Софья». Работа над картиной заняла больше года. Репин тщательно изучал исторические материалы, делал зарисовки костюмов и аксессуаров в музеях. Однако готовая работа, представленная на выставке передвижников, публикой и критиками изначально была встречена холодно.
  12. В 1881 г. Репин приехал в Петербург навестить своего давнего друга – композитора М. П. Мусоргского. Модест Петрович тяжело заболел и находился в больнице, художник за 4 дня в больничной палате написал его портрет, в котором сумел передать характер и мощь композитора. Через несколько дней Мусоргский скончался.
  13. В 1882 г. Илья Ефимович переехал в Петербург, взяв с собой наброски и эскизы к новым картинам.
  14. В 1885 г. живописец закончил работу над одним из своих главных шедевров – картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Для образа царя Репину позировал художник Григорий Мясоедов.
  15. Одна из самых известных картин Ильи Репина «Не ждали» была закончена в 1888 г. Он работал над ней более 5 лет, добиваясь точной передачи эмоционального состояния героев.
  16. В 1892 г. на выставке в Академии художеств живописец представил работу «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Её замысел родился ещё в 1878 г. В 1880 г. для создания зарисовок к картине состоялась первая поездка Репина на Украину, а вторая — в 1888 г. Полотно было куплено императором Александром III.
  17. В 1894 г. Репин стал преподавателем в Академии художеств. Он работал там до 1907 г.
  18. В 1903 г. по заказу императора Илья Ефимович написал картину «Юбилейное заседание Государственного совета». Это огромное полотно, на котором изображено 60 человек. Так как на создание картины было отведено мало времени, художник должен был работать быстро, портретные зарисовки чиновников он писал за 1-2 сеанса. В работе ему помогали 2 ученика – Борис Кустодиев и Иван Куликов.
  19. К 1915 г. Репин завершил работу над мемуарами. Книга вышла в свет уже после смерти автора.
  20. После 1918 г. Куоккала, где находилось имение художника, стала территорией Финляндии. Репин оказался оторванным от своей страны. С возрастом у живописца начала отниматься правая рука, и он стал писать левой, закрепляя палитру специальными ремнями.
  21. В 1926 г. к Репину прибыла делегация художников из СССР во главе с его учеником Исааком Бродским с целью уговорить Илью Ефимовича вернуться на родину. Но живописец решил остаться в Куоккале. Последние годы он был очень слаб, и за ним поочерёдно ухаживали его дети.
  22. 29 сентября 1930 в возрасте 86 лет Илья Ефимович Репин скончался. Незадолго до смерти он успел написать друзьям и родным прощальное письмо.

Художник Илья Репин

Настоящий автор

Попадая в нелепую и часто смешную ситуацию, многие из нас привычно произносят: “Вот, картина Репина «Приплыли»”. Что забавно, большинство обывателей считает, что у Ильи Ефимовича Репина действительно в творческом наследии сохранилось такое творение. Но всё гораздо сложнее и, конечно, интереснее.

Небезызвестная картина действительно стала частью русского фольклора – причём больше вошла в русскую речь, нежели в живопись. Вопреки расхожему мнению, автором полотна является не знаменитый живописец Репин, а малоизвестный художник из Воронежа Лев Григорьевич Соловьёв. Творение это он написал в 1870-е годы.

Лев Григорьевич Соловьев «Монахи. Не туда заехали», 1870-е годыМестонахождение: Сумской областной художественный музей имени Н. Х. Онацкого, Сумы, Украина

Но почему же авторство приписали Репину? На этот счёт историки предлагают несколько вариантов.

  1. Во-первых, Илья Ефимович был очень известен как живописец – как в кругах интеллигенции, таки среди простого люда.
  2. Во-вторых, на выставке в 1930-х годах картина располагалась рядом с работами Репина, из-за чего публика автоматически приписывала авторство ему.

От себя хочу отметить, что сюжет, который Соловьёв изобразил на полотне, действительно незабываемый, а потому наверняка произвёл яркое впечатление на людей. В первую очередь – развеселил.

Илья Ефимович Репин, фотография 1909 года

История картины

Об истории создания картины «Монахи. Не туда заехали» искусствоведы знают очень мало. Точно не известна даже дата написания полотна – обычно его относят к 1870-м годам. Жанр работы «Монахи. Не туда заехали» — бытовая сцена. Соловьев выполнил картину масляными красками и холсте.

Соловьев по стилю и сюжетам схож с Репиным оба они – народные художники. Именно поэтому картину «Монахи. Не туда заехали», чей автор не слишком известен в широких кругах, приписали творчеству Репина и дали название, созвучное со знаменитым полотном «Не ждали». На данный момент произведение по-прежнему находится в сумском музее.

Сюжет картины «Приплыли»

Фотография Льва Григорьевича Соловьёва

Но давайте наконец взглянем на картину и выясним, что же вызвало столь бурную реакцию публики, и почему “картина Репина” «Приплыли» не оставила равнодушными зрителей. Психологи говорят, что один из самых верных способов покорить, заинтересовать человека – это развеселить его. Сразу хочу заметить, что «Монахи. Не туда заехали» с первого же взгляда полностью подтверждает это мнение.

На первом плане мы видим сцену купания женщин в реке. Казалось бы – и что здесь такого? Ведь многие художники изображали прекрасных купальщиц, восхищаясь их стыдливостью, грацией и красотой. Однако у Соловьёва вполне традиционная для живописи сцена приобретает задорный оттенок.

Перед нами – пологий берег реки, на котором мы видим несколько женщин и девушек, решивших искупаться. Их подруги уже находятся в воде. Другие сидят на траве с детьми, лишь планируя заняться водными процедурами. Конечно, они не стесняются (а кого?), а потому смело сходят прямо в мирные волны реки. Обнажённые тела сияют свежестью и молодостью под солнечными лучами, они пышут здоровьем и красотой.

Но вдруг происходит встреча. По какой-то нелепой иронии судьбы река занесла именно в это место лодку монахов. Конечно, встречи никто не ожидал. И именно этот момент можно заметить на картине «Монахи. Не туда заехали». Соловьёв постарался максимально ярко и точно передать миг ошеломления, что испытывает каждая из сторон. Потрясённые и удивлённые, все участники сцены замерли, не зная, как поступить.

Фрагмент картины «Монахи. Не туда заехали» («Приплыли»)

Поразительные детали «Монахи. Не туда заехали»

Особое внимание я хочу обратить на главных действующих лиц – монахов. Посмотрите, как застыл юный инок с веслом, о котором, кажется, даже забыл на время

Наверное, этот юноша никогда не видел обнажённого женского тела, потому понятия не имеет, как поступить в столь конфузной ситуации. На его лице смятение и растерянность.  Совсем иное выражение у пожилого монаха. Он с добродушием прячет улыбку. Несомненно, он воспринял ситуацию с необходимой для неё долей юмора.

Впрочем, не только монахи, но и купальщицы реагируют по-разному. Маленькая девочка отвернулась, пряча своё веселье. Её явно рассмешила эта ситуация. Женщина на берегу терпеливо ждёт, чем разрешится конфуз. А вот обнажённая красавица пытается прикрыться домотканой рубахой.

Фрагмент картины Льва Соловьева «Монахи. Не туда заехали»

В картине есть ряд композиционных погрешностей, однако то мастерство, с которым Соловьёв изобразил эмоции людей, самые разные чувства на их лицах, заставляют забыть о неточностях. Сегодня его самая знаменитая картина о монахах и купальщицах хранится в Сумском областном художественном музее.

Вот такие чудеса демонстрирует нам история о “картине Репина «Приплыли»”. На первый взгляд, кто бы мог подумать, что речь идёт вовсе не о творении Репина и работе с совершенно другим названием? Это произведение заняло особое место в русской живописи, став неотъемлемой частью фольклора. Нам порой приходится произносить крылатое выражение о картине, но главное – воспринимать ситуацию с той самой долей иронии, что превращает конфуз в веселье.

Описание картины «Не ждали»

Картина Репина «Не ждали»
изображает внезапное возвращение ссыльного революционера. Позировали для картины жена Репина Вера Шевцова, их дочь, теща, друзья дома. Ссыльный написан с Всеволода Гаршина.

Примечательно, что обстановку Репин изначально определил, и комната в эскизах практически не изменяется, а вот персонажи в процессе работы подвергались значительным пертурбациям. Особенно долго художник бился над образом вернувшегося, мучительно подбирая нужные интонации. В Третьяковской галерее хранится эскиз, на котором «не ждали» девушку. Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку. Настроение этого варианта – радость от возвращения, радость встречи и даже ощущение сюрприза, почти новогоднего подарка. Совсем иным стал окончательный вариант.

Картина Репина «Не ждали» 1884 (художник будет дорабатывать ее до 1888-го) года показывает нам вернувшегося мужчину. Неожиданность, шок, который вскоре сменится радостью, – есть. Ощущения сюрприза нет и в помине. Изначально автор предполагал показать несломленного героя, борца за свободу. Но окончательный вариант – о другом. В нем сильны мотивы возвращения блудного сына и воскрешения. Герой напряженно и мучительно всматривается в лица родных: примут ли они его? Не вынесут ли и свой обвинительный приговор? Лицо вошедшего большей частью в тени, но настороженный взгляд огромных глаз нам виден. В них – вопрос и попытка оправдаться, в них дилемма между велением совести, которому он последовал, и тем фактом, что он покинул семью. Ждут ли его здесь? Как его встретят?

Рассмотрим обстановку: голый деревянный пол, скромные обои, всё очень чисто и довольно бедно – здесь явно нет лишних средств. На стене — фотографические портреты Шевченко и Некрасова, репродукция картины Карла Штейбена, посвященной Страстям Христовым, и убитый народовольцами Александр II (портрет кисти Константина Маковского). Портреты не оставляют сомнений в том, что ссылка имела политический подтекст. А библейские аллюзии дают понять, что возращение героя, претерпевшего множество мучений, подобно воскрешению из мертвых.

Мастерство Репина в полной мере отражено в выборе момента – пикового, самого острого: сын, муж, отец вернулся и уже вошел в комнату, испуганная впустившая его горничная и еще кто-то из прислуги стоят у двери и смотрят, как дальше будут развиваться события. А вот его родные осознают возвращение дорогого человека именно сию секунду. Старуха-мать и жена революционера в черных траурных одеждах. Мать привстала с кресла, протягивает вперед ослабевшую руку, мы не видим ее глаз, но догадываемся, что в них надежда, страх, радость и, скорее всего, слезы. Она пристально всматривается в мужчину, вошедшего в одежде каторжника, и сейчас окончательно узнает в нем сына.

Жена, сидевшая за пианино, встрепенулась, замерла, готовая в следующее мгновение вскочить и броситься на шею вошедшему. Глаза ее расширены, робкая радость пробивается сквозь недоверие и испуг, рука судорожно сжимает подлокотник. Девочка, вероятно, была совсем маленькой, когда отца сослали, она его не узнаёт, ссутулилась и смотрит настороженно, она взволнована непонятным ей напряжением, вызванным появлением этого странного человека. А вот мальчик постарше, он, напротив, весь вытянулся в направлении отца, приоткрыл рот, глаза его сияют и, вероятно, в следующее мгновение он радостно завизжит. В следующее мгновение будет всё: слезы вперемешку со смехом, объятия. А сейчас – миг, предшествующий этому, и в нём с невероятным мастерством отражены чаяния, страхи и надежды. Кисть Репина вывела происходящее из бытового контекста и придала монументальность, общечеловеческий фактор – речь не о конкретном вернувшемся ссыльном, речь о вере, любви, страхе, совести и надежде.

Впервые картина была показана на XII передвижной выставке. Равнодушным она мало кого оставила, мнения разделились на два противоположных лагеря

Близкий друг Репина критик Владимир Стасов говорил, что это «самое крупное, самое важное, самое совершенное его создание». А реакционная критика, не удовлетворенная сюжетом, разнесла картину в пух и прах, язвительно обыграв название

В «Московских ведомостях» вышла рецензия, заканчивавшаяся словами «жалкая гениальность, покупаемая ценой художественных ошибок, путем подыгрывания к любопытству публики, посредством «рабьего языка». Это хуже, чем преступление, это — ошибка… Не ждали! Какая фальшь…».

Претензии к картине были даже у Павла Третьякова, что не помешало ему купить полотно в свою коллекцию.

А вот это первый вариант-эскиз картины «Не ждали»:

Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку.

Собран материал на базе статей Алены Эсауловой (с сайта

Библиография[править | править код]

  • Москвинов В., Репин в Москве, М., 1955;
  • Иванов С., Москва в жизни и творчестве И. Е. Репина, М., 1960;
  • Грабарь И. Э., Репин, т. 1—2, М., 1963—64;
  • Новое о Репине, Л., 1969;
  • Лясковская О. А., И. Е. Репин, 3 изд., М., 1982;
  • Стернин Г. Ю., И. Е. Репин. Альбом, Л., 1985;
  • Федоров-Давыдов А. А., И. Е. Репин, 2 изд., М., 1989.
  • Репин и Здравнёво. Библиографический указатель. 1995—2001 / Сост. Шишанов В. А. Витебск: Витебский областной краеведческий музей, 2001. 20 с.
  • Сухоруков А., Шишанов В. К истории создания музея-усадьбы И. Е. Репина «Здравнёво» // Белорусско-русское культурное взаимодействие конца ХІХ-начала ХХ в.: Материалы научной конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения И. Е. Репина и 100-летию пребывания художника в Беларуси. Витебск, 1995. С.111-117.
  • Шишанов В. Здравнёво. Исторический облик и музеефикация усадьбы // Матэрыялы ІІ Міжнароднай канферэнцыі па праблемах музеефікацыі унікальных гістарычных тэрыторый. Полацк, 1996. С.38-44.
  • Сухарукаў А., Шышанаў В. Музей-сядзіба І.Я.Рэпіна «Здраўнёва» як цэнтр развіцця беларуска-рускіх культурных сувязяў// Нацыянальныя меншасці Беларусі. Кн.3. Брэст-Мінск, 1996. С.18-19.
  • Шишанов В. Репин в Белоруссии // Служба спасения 01 (Минск). 2000. № 5. С.54-57.
  • Шышанаў В. Невядомае Здраўнёва // Віцебскі сшытак. 2000. № 4. С.90-115.
  • Шышанаў В. Беларусь і беларусы вачыма Іллі Рэпіна // Гісторыя, культуралогія, мастацтвазнаўства: Матэрыялы ІІІ Міжнар. кангрэса беларусістаў «Беларуская культура ў дыялогу цывілізацый» (Мінск, 21-25 мая, 4-7 снеж. 2000 г.). Мн.: «Беларускі кнігазбор», 2001. (Беларусіка = Albaruthenica; Кн. 21). С.311-316.
  • Сухарукаў А., Шышанаў В. Рэпіна І.Я. Музей-сядзіба «Здраўнёва» // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т.6. Кн.1. Мн.: БелЭн, 2001. С.174.
  • Шышанаў В. Невядомае Здраўнёва // Віцебскі сшытак. 2000. № 4. С.90-115.
  • Шишанов В. А. Здравнёво: после октября 1917 // Репинские чтения: Материалы чтений в Музее-усадьбе И. Е. Репина «Пенаты» (2003—2004). СПБ.: «ИП Комплекс», 2004. С.80-89.Текст на сайте: muzeum-repin.iatp.org.ua/zdravnevo.htm
  • Шишанов В. А. К истории коллекции работ Репина в Витебском областном краеведческом музее // Репинские чтения: Материалы чтений в Музее-усадьбе И. Е. Репина «Пенаты» (2003—2004). СПБ.: «ИП Комплекс», 2004. С.90-97.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: