В музее крамского в воронеже выставили «формулы» авангардиста павла филонова

Популярное за 7 дней

Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
05.05.23 23:43

Самые древние и интересные иконы Георгия Победоносца
05.05.23 09:03

Управляющий делами УПЦ прокомментировал попытку нападения на Предстоятеля
01.05.23 10:04

Если ложь во благо, является ли она грехом?
03.05.23 10:21

7 мая — день памяти преподобной Елисаветы Константинопольской, чудотворицы
07.05.23 07:40

Можно ли поворачиваться спиной к алтарю в храме?
05.05.23 15:10

Так почему же Бог допускает несправедливость в мире?
01.05.23 08:56

Подмена – основное искушение для современных православных
03.05.23 10:25

Многовековую липу-часовню снесли в Почаеве
02.05.23 11:31

Управляющего делами УПЦ полтора часа продержали на КПП под Киевом
06.05.23 16:39

«Его расшифрует будущее»: творчество в послереволюционной России

Павел Филонов с женой Екатериной Серебряковой на даче. 1928. Фотография: chaskor.ru

В 1921 году Филонов познакомился с Екатериной Серебряковой. Она была революционером: в 20 лет вступила в организацию «Народная воля», несколько лет жила в Англии, где печатала коммунистическую литературу. Серебрякова сразу сразу понравилась художнику. Они стали много общаться и вскоре поженились. Филонов писал: «Катя, сам не знаю почему, но во мне растет чувство радости, что мы сошлись на свете и сдружились так крепко. Ты не зазнавайся, смотри. Подумаешь, какая радость, жил парень один и вдруг свалился ему на плечи такой властитель дум, как ты».

В этот период Павел Филонов начал писать картины, посвященные революции. К 1922 году он закончил полотна «Формула петроградского пролетариата» и «Формула периода 1905–1921 годов». Важнее всего для художника было изобразить движение. Разрушительную силу революции он показывал через цветовые пятна, в которых растворялись фигуры людей и животных. В 1922 году он подарил оба полотна «петроградскому пролетариату» и передал в Русский музей.

В 1923 году художник опубликовал «Декларацию мирового расцвета» — теоретическую работу об аналитическом искусстве. Это была вторая редакция манифеста «Сделанные картины», где он подробнее объяснял главную идею: живописец должен отображать не только внешний вид предмета, но и все, что он знает о нем. Павел Филонов публично отстаивал свои художественные принципы: выступал с докладами на конференциях, читал лекции о «системе мирового расцвета». Постепенно вокруг него сложился круг тех, кто разделял его идеи. У художника возникла своя школа — «Коллектив мастеров аналитического искусства». Начинающим живописцам он советовал: «Непременно начни писать дневник по искусству. Эта работа над дневником научит тебя самокритике, самодисциплине и выдержке пиши коротко, без прикрас, без хвастовства. Напишешь — перечитай и исправь, сделай толково». В 1925 году Филонов с учениками получил мастерскую в Академии художеств, однако от должности профессора отказался.

В 1927 году художники «Коллектива аналитического искусства» оформили интерьеры Дома печати, нарисовали декорации к спектаклю режиссера Игоря Терентьева «Ревизор». Литератор Илья Дмитроченков вспоминал: «Мне памятен литературный вечер в Доме печати Выступал с чтением поэмы «Хорошо» Владимир Маяковский. На заднике сцены были рельефно выписаны Павлом Николаевичем крупные лодки На стенах зала висели картины учеников Павла Николаевича таких великолепных полотен мне больше не приходилось видеть». Вскоре Филонов написал картину «Формула весны».

В 1929 Государственный Русский музей подготовил персональную выставку Филонова. Однако она так и не открылась: отношение к творчеству художника изменилось. После нескольких закрытых просмотров для советских чиновников и критиков картины объявили «непонятными рабочим массам» — к 1930 году искусство становилось все более реалистичным.

Павел Филонов. Первая симфония Шостаковича (фрагмент). 1935. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Павел Филонов. Портрет Иосифа Сталина. 1935. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Павел Филонов. Формула петроградского пролетариата. 1921. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Вскоре Филонову перестало хватать денег. Свои картины он не продавал и зарабатывал тем, что создавал на заказ. В 1935 году художник написал огромный портрет Сталина в семь квадратных метров для Клуба Моряков, потом изображения конькобежцев и хоккеистов для катка в Детском селе (сейчас — Царское село). В том же году он закончил картину «Первая симфония Шостаковича». Он создал ее по мотивам одноименного музыкального произведения, которое услышал по радио.

В 1938 году были репрессированы оба пасынка Филонова — сыновья Екатерины Серебряковой. После их ареста жену художника парализовало. Живописец ухаживал за ней несколько лет: заново учил ее говорить, ходить и писать.

Когда наступила Великая Отечественная война, Павел Филонов остался в блокадном Ленинграде. Художник умер от истощения 3 декабря 1941 года. Его сестра Евдокия Глебова вспоминала: » лежал в куртке, теплой шапке, на левой руке была белая шерстяная варежка, на правой варежки не было, она была зажата в кулак Рука большого мастера, не знавшая при жизни покоя, теперь успокоилась». Филонова похоронили на Серафимовском кладбище.

Болезнь и ранний уход

Судьба не пощадила хрупкую актрису. Не дав ей состояться в профессии, она отняла у нее жизнь. В 40 лет у Евгении Филоновой обнаружили онкологическое заболевание.

По вине участкового врача операцию сделали слишком поздно, и прошла она неудачно. Несчастную актрису отправили домой.

Она до последнего верила в выздоровление. Но 30 декабря 1988 года, словно почувствовав скорый уход, попросила близких посадить ее у открытого окна. Она хотела в последний раз посмотреть, как падает снег.

Накануне Нового года советская Снегурочка ушла, словно вернувшись обратно в свое ледяное царство.

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на

+58

Источники

Книги
  • Филонов П. Н. Дневники. — СПб.: Азбука, 2006.
  • Филонов. Художник. Исследователь. Учитель. В 2-х тт. — М., 2006.
  • Боулт Джон Эллис, Мислер Николетта. Филонов. Аналитическое искусство. — М.: Советский художник, 1990. — 248 с. — ISBN 5-269-00078-4.
  • Павел Филонов: Реальность и миф. / сост. Правоверова А. Л. — М.: Аграф, 2008.
  • Križ J. Pavel Nikolaevič Filonov. Praha, 1963.
  • Живопись 20—30-х годов / Составитель и автор научного аппарата Александр Михайлович Муратов, автор вступ. статьи Виталий Серафимович Манин. — СПб.: Художник РСФСР, 1991
  • Павел Николаевич Филонов / Под ред. Джона Э. Боулта, Николетты Мислер, Ирины Меньшовой // Еxperiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. — № 11. — L.A., 2005.
  • Мосякин А. Г. Страсти по Филонову. Сокровища, спасенные для России. — СПб., Амфора. 2014. — ISBN 978-5-367-03196-6.
  • Бурлюк Д. Филонов: Повесть / Подг. текста, примеч., коммент. и послесл. В. Полякова. — М.: Гилея, 2017.
  • Мосякин А. Г. Страсти по Филонову. 2-е изд. Санкт-Петербург. Пальмира, 2020. — 143 c.: ил. — ISBN 978-5-517-03468-7.
Каталоги
  • Павел Николаевич Филонов. — Л., 1930.
  • Павел Филонов. Каталог. — Л.: ГРМ, 1988.
  • Филонов и его школа. Каталог выставки. — Дюссельдорф; Кёльн, 1990.
  • Очевидец незримого. Каталог выставки. — Спб.: Palace Editions, 2006.
Статьи
  • Ковтун Е. Ф. Из истории русского авангарда: П. Н. Филонов // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1977. — Л.: Наука, 1979. — С. 216—235.
  • Мосякин А. Г. Страсти по Филонову // «Огонёк». — 1990. — № 15; «Смена» — Л., 1990. — 17—18 мая. — «Огонёк», 1990. — № 32. — С. 20.
  • Genevieve Cloutier. Velimir Chlebnikov and Pavel Filonov’s «Formulae» and the Question of History in Russian Avant-Garde // Russian Literature. 65. 2009. № 4. P. 421—429.
  • Глебова Т. Н. Воспоминания о Павле Николаевиче Филонове / Публ. Е. Ф. Ковтуна // Панорама искусств. Вып. 11. — М., 1988. — С. 108—127.
  • Глебова Т. Н. Воспоминания и размышления. Соображения и возражения / Вступ. статья, подгот. текстов, коммент. Е. С. Спицыной // Еxperiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. — № 11. — L.A., 2005. — С. 216—296.
  • Правоверова Л. Л. От Апокалипсиса к «Вечной Весне»: П. Н. Филонов и литература его эпохи // Человек. — 2001. — № 2. — С. 137—153.
  • Спицына Е. Брат: О моей работе с сестрой Филонова // Еxperiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. — № 11. — L.A., 2005. — С. 300—312.
  • Махов Н. Павел Филонов. Ранний период творчества. «Мировый расцвет» под знаком Апокалипсиса // Искусствознание. — 2014. — № 3—4. — С. 276—306.
  • Липов А. Н. Павел Филонов — «очевидец незримого». Из истории художественного авангарда в России // Przegląd Wschodnioeuropejski. Wydawnictwo Uniwersytetu Warminsko-masurskiego w Olsztynie (Polska). — 2013. — № IV. — С. 351—363.
  • Сёмина М. Павел Филонов: биография в географии // Золотая палитра. — 2017. — № 1(16).
  • Сёмина М. Филонов: новые территории // Золотая палитра. — 2019. — №1(18).
Интервью, публичные выступления

Споров Д. Б. Джон Боулт и Николетта Мислер о вдовах художников, исследователях и коллекционерах русского авангарда // Фонд «Устная история». — 4 марта 2014 года. Архивировано 29 мая 2014 года.

Экспертиза и продажа картин Филонова

Как оценить картину Филонова

Почему мы рекомендуем обязательно проводить экспертизу картин Филонова? Во-первых, чтобы удостовериться в ее подлинности. Во-вторых, чтобы понять, в какой ценовой категории ее можно выставлять. Дело в том, что произведение одного и того же мастера может стоить миллионы долларов, а может претендовать всего на несколько тысяч. Определить это может эксперт, который отлично разбирается в конкретной эпохе, разных творческих периодах самого Филонова и учитывает сегодняшнюю ситуацию на рынке.

Профессионально оценить картину Филонова на специальном оборудовании помогут в Центре научной экспертизы им. Бенуа.

Детство и юность

Павел Николаевич Филонов родился в Москве 8 января 1883 года. Родители-мещане были уроженцами Рязанской области. Отец Николай служил извозчиком, а мать Людмила стирала белье состоятельных людей. Несмотря на простое происхождение и непрестижные профессии предков, мальчик получил среднее образование в московской школе и окончил ее как один из лучших учеников класса.

Павел Филонов в молодости

В 1897 году семья переехала в Петербург, где Павел начал осваивать художественное ремесло в живописно-малярных мастерских, а через год поступил на курсы рисования, готовивших работников и преподавателей изобразительного искусства. Видимо, в этот период юноша решил, что хочет быть профессионалом, и стал готовиться к поступлению в академию, посещая частные уроки рисования.

Приобретенных навыков оказалось недостаточно для успешного поступления в высшее учебное заведение. Трижды провалив экзамены, Филонов добился места вольного слушателя и 2 года посещал курсы живописи и графики, перенимая опыт талантливых педагогов Петербургской художественной академии.

Автопортрет Павла Филонова

Классические этюды мало интересовали Филонова, он стремился к самовыражению и эпатажу, создавая первые работы в стиле, не подходящем для традиционного искусства. Преподаватели невзлюбили молодого выскочку, рисовавшего лица и фигуры натурщиков в манере, развращавшей прилежных студентов. В итоге Павла вынудили покинуть занятия, поставив крест на мечте о получении диплома.

Рекорды на аукционах, цена картин Филонова

Выясним, сколько стоят картины Филонова на современном рынке. Для этого рассмотрим несколько примеров продаж его произведений в разных ценовых категориях на известных аукционах.

Самым крупным считается уход картины «Поклонение волхвов» на Christie`s в 2006 году. Она была написана в 1913 году — в тот период, когда художник окончательно разорвал связи с академической школой и полностью ушел в авангардистские течения. После смерти Филонова оригинальная работа находилась в коллекции его сестры Е.Н. Глебовой, а в 1990 году была продана на Sotheby`s. В 1992 году картину представляли на выставке «Малевич и Филонов» в Париже.

На аукционе Christie новый владелец выставил ее с эстимейтом 250-350 тыс. фунтов, но в ходе торгов цена выросла в несколько раз и достигла планки 904 тыс. фунтов (1,8 млн долларов).


П.Н. Филонов. «Поклонение волхвов». 1913 г.

Вторая крупная продажа датируется также 2006 годом. На этот раз на Sotheby`s состоялся уход холста «Нищие и беспризорники (Бедные люди)». Картина имеет интересное происхождение и сложную судьбу. Ее создание началось ученицами Филонова, которые готовили проект к ленинградской выставке в 1927 году. Работа велась с двух сторон одного холста. На правой стороне Татьяна Глебова рисовала сюжет «Тюрьма», а на левой Алиса Порет работала над «Нищими». Однако сам Филонов активно помогал Алисе работать над картиной, о чем свидетельствует удивительная мощь живописи работы, сохранившиеся фотографии и воспоминания учеников.

Позже картины были разделены. Работа «Нищие и беспризорные» оказалась у ученика Филонова Бориса Гурвича, затем перешла к самой Алисе Порет, после чего была в руках М. Макаренко и дважды уходила с молотка. В 1967 году произведение экспонировалось в Новосибирске на выставке, посвященной пятидесятилетию советской власти. На Christie`s работа была выставлена с эстимейтом 1-1,2 млн долларов и продана за полтора миллиона долларов.

Павел Филонов и Алиса Порет. «Нищие и беспризорники (Бедные люди)».

Если говорить о менее крупных уходах, то это, например, продажа двух картин без названия. Первая из них представляет собой многофигурную композицию, относящуюся к студии Павла Филонова. Из коллекции сестры художника она попала в Galerie Gmurzynska в Кельне, где была представлена общественности на выставке картин Филонова в 1992 году. В 2020 году картина ушла на Sotheby`s за 100 тыс. фунтов (124 тыс. долларов) при эстимейте 30-50 тыс. фунтов.


П.Н. Филонов. Картина без названия.

Вторая работа без названия была продана на Sotheby`s в 2007 году. Она также выставлялась в Кельне в 1992 году и еще в Цюрихе в 2003 году. Картина была создана предположительно в 1922-1925 годах, когда головы, изображенные без тела, стали одной из ключевых тем в творчестве художника. При эстимейте 50-70 тыс. фунтов произведение было продано за 90 тыс. фунтов (177 тыс. долларов).


П.Н. Филонов. Картина без названия. Примерно 1922-1925 гг.

Чтобы ответ на вопрос о том, сколько стоят картины Филонова, был полным, упомянем также и другие уходы. Это продажа картин «Абстрактная композиция со сферами» (Christie`s, 1999 г., 45,5 тыс. фунтов), «Три лица и лошадь» (Christie`s, 2000 г., 46 тыс. фунтов) и других картин.

П.Н. Филонов. «Абстрактная композиция со сферами». 1930 г.

Далее мы рассмотрим, как и где продать картину Филонова, а также как ее подготовить к продаже.

Семья

Файл:Filonov Serebryakova.jpg

П. Н. Филонов с женой Е. А. Серебряковой.Фото 1928 года

Сёстры: Александра Николаевна Филонова (Гуэ) (1878—1958), Мария Николаевна Филонова (1880—1965), Евдокия Николаевна Филонова (Глебова) (1888—1980).

Жена с 1921 (официально брак был зарегистрирован в 1929) по 1941 годы — Тетельман, Рина Соломоновна (Екатерина Александровна; по первому — гражданскому — браку Серебрякова, 1862, Одесса — 1942, Ленинград). Умерла во время блокады, пережив мужа на несколько месяцев.

Пасынки — дети Е. А. Серебряковой: Владимир Эсперович Серебряков (1885—19??), историк Анатолий Эсперович Серебряков (1890—1938), художник Пётр Эсперович Серебряков (1896—1938). Владимир жил в Лондоне (последние упоминания о нём относятся к 1936 году). Анатолий и Пётр были репрессированы и расстреляны в 1938 году.

Последние статьи

  •   Где растёт самая первая яблоня, от которой произошли все сорта на Земле, и при чём здесь лошади сегодня, 12:22
  •   Вечная любовь Захара Прилепина: «Маленький домик, русская печка, пол деревянный, лавка и свечка» сегодня, 10:36
  •   Владимиру Бортко – 77: Почему известный режиссёр перестал снимать кино, и Как ему удалось 50 лет прожить с одной женщиной сегодня, 09:07
  • +1   Как 35 лет назад советский «Тетрис» захватил мир, а в наши дни стал главным героем одноименного фильма 6.05.2023, 21:50
  •   От любовницы и разлучницы до королевы Англии: Малоизвестные факты о Камилле Паркер 6.05.2023, 20:16
  • +1   Знаменитые молочные коктейли из СССР: как их делали, и почему сегодня никто не может этого повторить 6.05.2023, 18:12
  •   Кто такие норманы, которые захватили и навсегда изменили Англию 6.05.2023, 16:02
  •   Как английский король воевал с супругой: Почему не пустил на коронацию, выгнал из замка и тайно женился на другой 6.05.2023, 14:06
  •   Почему стал бездомным заслуженный артист России и лауреат Госпремии Сергей Бехтерев 6.05.2023, 12:27
  •   Чем закончились спиритические сеансы Великой княгини Александры, или Месть отчаявшейся супруги 6.05.2023, 10:55

Все статьи

Путешествия

Мужчина и женщина 1912—1913 г.

С 1905 по 1908 год художник путешествует: сначала по Шексне и Волге, позже он побывал в Афоне, Синае, паломником в Иерусалиме, Новом Афоне на Кавказе.

Параллельно зарабатывал написанием портретов попутчиков, копированием икон, рисованием этикеток.

Увиденное в странствиях оказало существенное влияние на становление молодого художника, как и некоторые встречи в поездке. Так, его поразили образы людей, которые спасались от еврейских погромов. По пути в Иерусалим через Афон на пароходе Филонов познакомился с седым, несмотря на молодой ещё возраст, евреем и его 7-летней дочерью. Живописца потрясли его глаза, глаза человека, над головой которого совсем недавно «был занесён топор». Эта встреча дала импульс на создание картины Филонова «Поклонение волхвов», законченной в 1912 году.

Трагический уход

Пир королей. Художник Павел Филонов.


Могила с покосившейся плитой, где покоится величайший гений, чьи картины стоят миллионы.

ВЕНОК НА МОГИЛУ ХУДОЖНИКАХоть жизнь человечья и вправду пустяк,но, даже и чудом не тронув,Чюрленис и Врубель у всех на устах,а где же художник Филонов?Над черным провалом летел, как Дедал,питался как птица Господня,а как он работал и что он видал,никто не узнает сегодня.В бездомную дудку дудил, как Дедал,аж зубы стучали с мороза,и полдень померкнул, и свет одичал,и стала шиповником роза.О, сможет сказать ли, кому и про чтотех снов размалеванный парус?Наполнилось время тоской и враждой,и Вечность на клочья распалась.На сердце мучительно, тупо, нищо,на свете пустынно и плохо.Кустодиев, Нестеров, кто там еще —какая былая эпоха!Ничей не наставник, ничей не вассал,насытившись корочкой хлеба,он русскую смуту по-русски писали веровал в русское небо.Он с голоду тонок, а судьи толсты,и так тяжела его зрячесть,что насмерть сыреют хмельные холсты,от глаз сопричастников прячась.А слава не сахар, а воля не мед,и, солью до глаз ополоскан,кто мог бы попасть под один переплетс Платоновым и Заболоцким.Он умер в блокаду — и нету его:он был и при жизни бесплотен.Никто не расскажет о нем ничего,и друг не увидит полотен…Я вою в потемках, как пес на луну,зову над зарытой могилой……Помилуй, о Боже, родную страну,Россию спаси и помилуй.«Вася – Русский сувенир»

Рисование, танцы и вышивка крестиком: детство художника

Павел Филонов. Портрет. Изображение: 24smi.org

Павел Филонов родился в Москве. Родители около 1880 года переехали в город из Рязани вместе с тремя старшими детьми — Петром, Александрой и Екатериной и их бабушкой. В марте этого же года в семье родилась еще одна дочь, Мария. Отец Филонова происходил из крестьян и до 1880 года не имел фамилии: вероятно, ее присвоили уже при переезде. В Москве он работал извозчиком. Мать, как позже писал художник в автобиографии, «брала в стирку белье». В семье поддерживали творческие начинания детей. Старшие сестры хорошо танцевали и пели, а Павел Филонов рисовал. С четырех лет он пробовал изображать карандашом на бумаге все предметы, которые видел в доме.

В 1887 году отец Филонова скончался. Через два месяца после его смерти в семье родилась еще одна дочь, Евдокия. Мать осталась одна с шестью детьми и их бабушкой, которой к тому моменту было около 100 лет. Денег на жизнь не хватало. Пятилетний Павел Филонов научился у бабушки вышивать крестиком и украшал скатерти и полотенца на продажу. По выходным он вместе со старшими сестрами танцевал в Русском драматическом театре Федора Корша и театре народных представлений «Скоморох». За участие в массовке им платили небольшие гонорары.

Когда Филонову исполнилось 11 лет, он поступил в Каретнорядную приходскую школу. Будущий художник чаще всего делал домашние задания по ночам: днем ему нужно было помогать семье. В редкие свободные минуты он рисовал пейзажи. К этому времени относится самая ранняя из его сохранившихся работ — открытка «Московский дворик».

В 1894 году старшая сестра Павла Филонова, Александра, вышла замуж. Ее супругом стал Александр Гуэ — богатый инженер и владелец магазина электротоваров в Петербурге. Александра Филонова переехала с мужем в столицу и взяла на себя всю заботу о семье. Она сняла для родственников большую квартиру и регулярно посылала им деньги.

Павел Филонов. Московский дворик. 1894. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1896 году от чахотки умерли мать и старший брат Павла Филонова. Вскоре Александра Филонова-Гуэ забрала всех оставшихся родственников в Петербург. Сестра художника Евдокия Глебова вспоминала: «Отношение не только сестры, но и ее мужа к нам было на редкость хорошее Мы жили в богатой буржуазной обстановке, перемена была очень резкая, и привыкали мы к ней с большим трудом. Особенно было трудно брату. Хотя он и остался у сестры, но бунтовал. Помню, как он не хотел спать на матраце, сбрасывал его на пол, спал без матраца — закалял себя».

Вскоре Александр Гуэ заинтересовался рисунками 14-летнего Филонова и устроил его в живописно-малярные мастерские, где обучали декораторов. Каждого ученика прикрепляли к определенному мастеру и объекту. Занятия продолжались 10–11 часов в день.

С 1898 года Павел Филонов посещал по вечерам рисовальные классы Общества поощрения художеств. Дома он осваивал разные техники и учился копировать работы других мастеров.

Художник — исследователь Павел Филонов.

19 января 2023

ФИЛОНОВ Павел Николаевич (1882/3, Москва – 1941, Ленинград)

Живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог. 

Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). Один из инициаторов создания «Союза молодежи» (1910). В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Совместно с И.С. Школьником оформил постановку трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н. Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов.

Мужественно пережил Павел Николаевич Филонов начало войны, и даже ленинградская блокада не вынудила его покинуть заставленную картинами и рукописями крохотную комнатушку. Если бы не возраст, он пошёл бы добровольцем на фронт.

Павел Николаевич Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 г. Похоронен на Серафимовском кладбище. «Лики» — одна из последних его работ.

Экскурсия по выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ —РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895–2019)». Рассказ о работах Павла Филонова.

Три фильма о Павле Филонове можно посмотреть на Медиапортале Русского музея с 18 января по 19 февраля

«Павел Филонов. Дневники» (фильм из цикла «Век Русского музея)Павел Николаевич Филонов (1882-1941) — живописец, график. Его картинам было суждено долгое насильственное забвение, затем выход из небытия и признание, но все равно Филонов остается самым загадочным и самым непостижимым из мастеров русского авангарда, одинокой и трагической фигурой в искусстве ХХ века. Филонов не продавал своих картин. В 1931 году художник писал, что «все свои работы, уже сделанные и те, которые рассчитывает сделать, он решил отдать Государству».Все произведения мастера были сохранены его сестрой и впоследствии переданы в Русский музей.В основу фильма легли дневники Павла Филонова периода 1930-1940-х годов — одного из самых сложных десятилетий в жизни и страны и художника. За каждой страницей этих дневников, из атомов букв и фактов предстает трагическая жизнь и творчество художника.

«Павел Филонов. Возвращение блудных рисунков» из цикла «Век Русского музея» Работы Павла Филонова оказались в Русском музее благодаря его сестре, Е.Н. Глебовой, которая после смерти художника передала на временное хранение все сохранившиеся работы.К сожалению, отношение к художнику в советское время было неуважительным, художник не вписывался в советскую парадигму ни своим образом жизни, ни мышлением, ни собственным стилем в живописи.Именно неприятие Филонова способствовало краже нескольких его работ из Русского музея.О трудном возвращении в музей расскажет директор Русского музея В.А. Гусев.

Фильм снят в 2006 году по материалам одноименной выставки Русского музея, посвященной аналитическому искусству Павла Филонова. Из фильма зрители узнали от директора Русского музея В.А. Гусева о непростых обстоятельствах жизни Филонова и о главных постулатах его творчества.

Павел Филонов считал художественную форму инструментом для познания мира. Он считал своё искусство аналитическим, заявляя, что «кисть – микроскоп, вход в дверь мироздания». Он считал, что художник должен писать не красивые события, а реальные события окружающего мира. На выставке экспозиция работ художника сопровождается звукорядом. Таким образом, мы можем слышать его своеобразную, ни на что не похожую мелодию в искусстве.

Филонов с женой Екатериной Серебряковой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: