Стиль написания
Работа со своего самого начала выполнялась именно как фактическая попытка осознать масштабы дозволенного. В тот момент времени, еще не было четких рамок стиля живописи, и Айвазовский старался попробовать их все, чтобы уже после вынести личное мнение на каждый вид картины. Работа выполнялась с использованием ограниченного количества цветов. Используются только холодные оттенки, которые до этого момента всегда избегались художником. Картина при этом, создавалась по шаблону. Для начала создавались все контуры. А уже после, встал вопрос именно об отработке их с помощью красок. Мазки выполнены аккуратно, при этом, излишки не срезались шпателем. Сама задумка автора была в демонстрировании начала мира, и все излишки принимались как необходимая данность. Использование темного, болотного цвета, изначально воспринималась публикой как неудачная идея. Так итальянские мастера, обучавшие Айвазовского, заранее советовали избегать разновидностей темных оттенков, всегда работая в яркой палитре.
Живопись
В 1836 году состоялась выставка, где были представлены произведения Таннера и молодого Айвазовского. Одна из работ Ивана Константиновича была удостоена серебряной медали, также его похвалила одна столичная газета, француза же упрекнули в манерности. Филипп, сгорая от гнева и зависти, пожаловался императору на непослушного ученика, который не имел права выставлять свои работы на выставке без ведома учителя.
Картина Ивана Айвазовского «Девятый вал»
Формально француз был прав, и Николай повелел убрать картины с выставки, а сам Айвазовский впал в немилость при дворе. Талантливого художника поддержали лучшие умы столицы, с которыми он успел свести знакомство: Крылов, Жуковский, президент Академии Оленин. В итоге дело решилось в пользу Ивана, за которого вступился Александр Зауервейд, преподававший живопись императорским отпрыскам.
Николай наградил Айвазовского и даже отправил его вместе со своим сыном Константином на Балтийский флот. Цесаревич изучал основы морского дела и руководство флотом, а Айвазовский специализировался в художественной стороне вопроса (сложно писать батальные сцены и корабли, не зная их устройства).
Картина Ивана Айвазовского «Радуга»
Зауервейд стал учителем Айвазовского по классу батальной живописи. Через несколько месяцев, в сентябре 1837 года, талантливый студент получил золотую медаль за картину «Штиль», после чего руководством Академии было принято решение выпустить художника из учебного заведения, поскольку оно ему ничего уже не могло дать.
Картина Ивана Айвазовского «Лунная ночь на Босфоре»
В 20 лет Иван Айвазовский стал самым молодым выпускником Академии художеств (по правилам ему полагалось учиться еще три года) и отправился в оплачиваемое путешествие: сначала в родной Крым на два года, а затем – на шесть лет в Европу. Счастливый художник вернулся в родную Феодосию, затем путешествовал по Крыму, участвовал в высадке морского десанта в Черкессии. За это время он написал множество работ, включая мирные морские пейзажи и батальные сцены.
Картина Ивана Айвазовского «Лунная ночь на Капри»
После недолгого пребывания в Петербурге в 1840 году Айвазовский уехал в Венецию, оттуда – во Флоренцию и Рим. Во время этого путешествия Иван Константинович встретился со старшим братом Габриэлом, монахом на острове Святого Лазаря, познакомился с Гоголем. В Италии художник изучал произведения великих мастеров и много писал сам. Везде он выставлял свои картины, многие раскупались сразу же.
Картина Ивана Айвазовского «Хаос»
Его шедевр «Хаос» пожелал купить сам Папа Римский. Услышав об этом, Иван Константинович лично подарил картину понтифику. Растроганный Григорий XVI вручил живописцу золотую медаль, а слава о талантливом маринисте загремела на всю Европу. Затем художник посетил Швейцарию, Голландию, Англию, Португалию и Испанию. На пути домой корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в шторм, разразилась страшная буря. Некоторое время ходили слухи, что маринист погиб, но, к счастью, ему удалось вернуться домой живым и невредимым.
Картина Ивана Айвазовского «Буря»
Айвазовскому выпала счастливая судьба водить знакомство и даже дружбу со многими выдающимися людьми той эпохи. Художник был близко знаком с Александром Пушкиным, Глинкой, Николаем Раевским, Кипренским, Брюлловым, Жуковским, не говоря уже о дружбе с императорским семейством. И все же связи, богатство, слава не прельщали художника. Главными в его жизни всегда были семья, простые люди, любимая работа.
Картина Ивана Айвазовского «Чесменский бой»
Разбогатев и став знаменитым, Айвазовский много сделал для родной Феодосии: основал школу искусств и картинную галерею, музей древностей, спонсировал строительство железной дороги, городского водопровода, питавшегося из его личного источника. Под конец жизни Иван Константинович оставался таким же деятельным и активным как в молодости: посетил с супругой Америку, много работал, помогал людям, занимался благотворительностью, благоустройством родного города и преподавательской деятельностью.
История картины
Полотно «Девятый вал» Айвазовского было написано в 1850 г., в мастерской художника в Феодосии. Жанр работы – морской пейзаж. Историки искусства считают, что вдохновением для создания этого произведения могло послужить морское путешествие осенью 1844 г., во время которого корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в шторм и едва не затонул. Этот маринист практически никогда не работал с натуры, будучи убежденным в невозможности уловить движение стихии.
Полотно было впервые представлено публике осенью 1850 г., в галерее московского училища живописи. Произведение имело оглушительный успех у широкой аудитории и стало самым известным из всех работ живописца. С тех пор Айвазовский ассоциировался прежде всего с пейзажем «Девятый вал». Картина была приобретена Николаем I для музея Эрмитаж. Известно, что Айвазовский пользовался особым покровительством этого императора. В Эрмитаже «Девятый вал» выставлялся до 1898 г., когда его перенесли в только открывшийся Русский музей. Там картина находится и сегодня.
Популярные сочинения
- Сочинение Лука в пьесе На дне (Образ и характеристика) Лука — пожилой странник. У него нет своего дома, поэтому он вынужден скитаться по миру и останавливаться в ночлежках
- Сравнение «Пророка» Пушкина и «Пророка» Лермонтова Оба стихотворения написаны нашими великими поэтами. Произведение Пушкина, понятно, создано раньше, чем одноименное произведение Лермонтова. Разница в целых семьдесят пять лет! Целая человеческая жизнь…
- Чацкий — победитель или побежденный? — сочинение-рассуждение (9 класс) Комедия под названием «Горе от ума» описывает достаточно сложный и проблематичный период, который пришлось пережить Руси в тот момент. Тогда старые дворянские идеалы меняются на новые и прогрессивные идеи человечества.
Последняя картина
На протяжении долгой жизни Иван Константинович Айвазовский создал более шести тысяч картин. Многие полотна он писал с натуры. Но истинным мастерством художник считал умение творить шедевры по памяти. Именно по памяти была сотворена и последняя картина живописца «Взрыв корабля». Художник задался целью еще раз пересмотреть легендарный подвиг греческого повстанца Канариса при взрыве корабля адмирала.
С самого утра 19 апреля 1900 года Айвазовский сел за работу. К вечеру полотно было почти готово. Наклоненный корабль, оторванные части мачт и рей свидетельствуют о только что прозвучавшем взрыве. Греческие повстанцы, спешно покидающие место происшествия, еле виднеются вдали. Для большей достоверности оставалось наложить только несколько завершающих мазков. Уставший живописец решил перенести окончание картины на завтра. Но шедевру суждено было остаться неоконченным: ночью сердце художника Главного морского штаба, адмирала Ивана Константиновича Айвазовского остановилось во сне.
Похоронен великий живописец в родной Феодосии во дворе армянской церкви святого Сергия. На саркофаге выгравирована символическая эпитафия: «Родившись смертным – оставил по себе бессмертную память».
Старость и смерть=»Старость>
Художник Константин Лемох рассказывал, что Николай I, выйдя в море на колесном пароходе, как-то взял с собой Айвазовского. Царь стоял на кожухе одного пароходного колеса, а художник — на другом. И Николай кричал ему: «Айвазовский! Я царь земли, а ты — царь моря!»
Осыпанный многочисленными почестями и почетными званиями (вплоть до контр-адмирала), Айвазовский продолжал писать свои морские пейзажи, которые пользовались огромной популярностью. Всего ему приписывают создание более шести тысяч работ.
Иван Айвазовский. Буря на море ночью. 1849
Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850
Иван Айвазовский. Море. Коктебель. 1853
Свое 80-летие он отпраздновал написанием картины под названием «Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия» — разумеется, основанной на реальном событии, так велика была его слава на Черноморском побережье. Увы, столь любимых парусников там уже практически не было — настало время пароходов.
Умер Айвазовский внезапно, во сне, в возрасте 82 лет, оставив после себя четырех дочерей и множество внуков. Его последняя картина «Взрыв корабля», посвященная взрыву Константином Канарисом турецкого корабля у острова Хиос в 1822 году, осталась на мольберте неоконченной.
Проститься с ним на улицы вышел весь город, которому он оставил Феодосийскую школу искусств, построенное на его деньги новое здание Феодосийского музея древностей, вдохновленную его энергией и связями железную дорогу, водопровод и морской порт.
Феодосия. Лунная ночь (1852)
На ранней картине живописца изображен пейзаж, который пронизан тревожным ощущением. На практически безоблачном небе встает огромная желтая луна. Она прокладывает дорожку к берегу. Там мы видим двух прохожих, которые о чем-то задумались.
Бледно-алый лунный свет освещает парусные фрегаты, которые дежурят на рейде. Виднеется шатер купальни и нависающая над ним фортификация. Все это создает гнетущее впечатление. Его не может компенсировать спящий вдали город и очертания величественных гор. Складывается впечатление, что на картине постепенно зреет Крымская война.
Полотно написано в 1852 году, хранится в частном собрании.
Описание картины
На полотне «Ледяные горы в Антарктиде» автор запечатлел айсберги со зарезанными вершинами. Яркое, сине-фиолетовое сияние считается символом открытия сказочного и загадочного, вечно холодного материка. На материке – вечная полярная ночь, а дорогу кораблю освещают могучие, белые прозрачные айсберги.
На фоне величественных льдов, на полотне «Ледяные горы в Антарктиде» небольшой кораблик как будто потерян. Он стоит в бухте, окружённой со всех сторон ледяной скалой. Шумное море качает его на волнах, омывая при этом внешнюю часть льдов. И только море знает, на сколько глубоко находятся их основания.
Сочинение 2
Полотно «Ледяные горы в Антарктиде» известно на весь мир. Написал его знаменитый живописец И. Айвазовский в 1870 г. для Феодосийского археологического музея (к слову, возведенного на его деньги), в котором оно длительный период сохранялось.
Эта картина заключает в себе все известные живописные ценности с обучающим подтекстом. Работа велась для того, чтобы прославить успех отечественных моряков Беллинсгаузена и Лазарева, нашедших Южный полюс во время своего путешествия. В те времена такой успех был сродни грандиозному прорыву всего человечества и могло приравниваться только к первому старту человека в космическое пространство. Во время создания полотна этой эпохальной исторической находке стукнуло 50 лет.
Картина «Ледяные горы в Антарктиде» создана на мемуарах флотоводца Лазарева, который впервые рассмотрел необычный континент на Южном плюсе. Вопреки тому, что Айвазовский ни разу не бывал в тех местах, у него получилось правдоподобно донести образ и условия Южного полюса.
На холсте перед нами возникают Ледяные горы, которые устремлены вверх на очень большое расстояние. Они устремляются в небо пронзая темную высь. Отблески от лучей украшают море в масштабном зеленоватом фоне. Большая глыба льда сверкает, освещенная потоком садящегося света, будто перед нами разукрашенный дворец из прошлого.
Цветовые контрасты полотна осторожные (по меркам Айвазовского), с небольшими перепадами от блестящего сиреневого на противоположном плане с правой стороны, до полупроницаемого льда на лицевом фоне. Колорит водных масс меняется от ясно-травяного до темно-серого в мрачных тоннах картины.
Далее, нарисовано судно под русским стягом, находящееся возле только что обнаруженной суши и охвачено огромными льдинами. Ледяные водные массы залива неподвижны, а темный небосвод показывает настоящую калейдоскоп цветов. В этом месте оказалось много бежевого, лилового, изумрудного — сливаясь, данные краски формируют явление зимы, грандиозности и необыкновенности.
Суровое великолепие только что обнаруженной суши смотрится привлекательно и изумительно пропорционально: снизу морская поверхность, подбрасывающая на слабых движениях воды судно первооткрывателей, а наверху темный небосвод с парящими по нему облаками, кругом находятся хорошо различимые, показывающиеся из водных масс неподвижные льдины, а в дали необъяснимо сверкает ледяная гора. Может показаться, что только судно смотрится незнакомым и покинутым в изумительной первозданной атмосфере. Точный выбор цветов и внимательность живописца к мелочам превращают это полотно в восхитительный эпизод, взятый из жизни.
`
Комментарии
Третий лишний
Mstislav
сегодня в 16:12
Что есть История и как ее следует изучать?
Емеля
вчера в 10:18
О положении в стране и перспективах. «О текущем моменте» № 1 (144), февраль — апрель 2023 года
Mstislav
4 мая в 13:11
Особенности устройства власти в России и причины предательства элиты, ч.2. Что делать
Валерий
2 мая в 23:29
Правда и ложь в фильме Тамары Лисициан «Волшебный голос Джельсомино»
Кропус
1 мая в 21:11
К 20-летию Небополитики Как враги нам Победу куют
Alexander53
1 мая в 20:19
«Человек становится сырьём». Как цифровизаторы будут взламывать наше сознание.
Vistal
29 апреля в 09:55
Развитие цивилизаций
ВВ
27 апреля в 16:50
О пшенице и плевелах
Mstislav
22 апреля в 16:40
Огневое поражение «славянства»
Алеся
17 апреля в 14:39
Шуршание цифровых денег
Mstislav
17 апреля в 05:55
СМЕРШ
Алеся
15 апреля в 00:17
Человек!
Виктор Хохлачёв
13 апреля в 16:29
КОБ И ВОЙНА проблема «отставания» предуказания-предикции при методологически правильном подходе к управлению процессами общественной значимости
Mstislav
10 апреля в 07:04
Ростовщичество и народовластие
Mstislav
9 апреля в 03:23
Юра, мы исправились? К 55- летию гибели Гагарина
Александр Вершинин
1 апреля в 05:45
Ключ бесплодия и тяга к счастью
Люкин
28 марта в 11:15
КОБ И ВОЙНА проблема «отставания» предуказания-предикции при методологически правильном подходе к управлению процессами общественной значимости часть вторая «Россия — Русь, храни себя храни!»
Mstislav
26 марта в 17:02
Нравственные идеалы. Автосинхронизация. Самоидентификация. Этнические коды
Mstislav
26 марта в 10:28
М.В.Величко. О русском проекте глобализации
Емеля
23 марта в 09:44
Тайны башен Кремля. Кто правит в России?
Mstislav
21 марта в 13:17
Летающие гарнитуры И продукты жизнедеятельности
Заурбек
15 марта в 12:47
Исправление ошибок
Валерий Вагин
15 марта в 09:18
…и другие НЕофициальные лица…
Александр собянинбуржец
14 марта в 00:48
Пролетариат и управление обществом. Взгляд психолога
Александр собянинбуржец
14 марта в 00:38
Дух «Вагнера» и Русский Дух – «близнецы-братья»? или Матрица православного ренессанса — 4
Алеся
12 марта в 17:46
Отче ваш
Виктор Хохлачёв
12 марта в 13:44
О закрытом контуре управления
Емеля
9 марта в 22:21
Порыв на прорыв?
Mstislav
9 марта в 16:31
Описание картины
На полотне «Ледяные горы в Антарктиде» автор запечатлел айсберги со зарезанными вершинами. Яркое, сине-фиолетовое сияние считается символом открытия сказочного и загадочного, вечно холодного материка. На материке – вечная полярная ночь, а дорогу кораблю освещают могучие, белые прозрачные айсберги.
На фоне величественных льдов, на полотне «Ледяные горы в Антарктиде» небольшой кораблик как будто потерян. Он стоит в бухте, окружённой со всех сторон ледяной скалой. Шумное море качает его на волнах, омывая при этом внешнюю часть льдов. И только море знает, на сколько глубоко находятся их основания.
Интересные факты
Посмотрев на полотно «Ледяные горы в Антарктиде», можно почувствовать ту красоту. И, кажется, как будто Айвазовский сам был там, и рисовал с натуры. Конечно, художник не был на том корабле, но изобразить детали помогал ему его друг и участник той экспедиции – М. Лазарев.
И.К. Айвазовский был участником географического общества, однако в экспедиции он не ездил. Художник много путешествовал, был в разных странах и даже посвятил несколько работ открытию Америки Колумбом. Он восхищался итальянским побережьем, был на открытие Суэцкого канала, и любил острова греческого побережья. Также, одним из примеров в написании картины «Ледяные горы в Антарктиде» были работы известного художника П.М. Михайлова. На картине Айвазовский изобразил один из кораблей, «Мирный» или «Восток».
Айвазовский и Пушкин
Айвазовский вошёл в современное ему искусство, руководствуясь собственными законами художественного мироощущения. Чарующая световая атмосфера полотен Айвазовского помогает воспринять мечтательность и эмоциональность его искусства. Художник видит в человеке неотъемлемую частицу природы. Человек на его картинах изображён то на фоне спокойного, прозрачного моря, то одиноко шагающим по берегу или сидящим в лодке, устремив вдаль, к свету, мечтательный взгляд. В этих вымышленных романтических героях нетрудно распознать автопортретные черты художника.
Морской берег, 1840
Некоторые считают, что Айвазовский даже изображал на своих картинах таким образом Пушкина, но Иван Константинович просто носил такие же бакенбарды, как и Пушкин и в целом был похож на него. Пушкину же Айвазовский посвятил немало картин непосредственно.
А.С. Пушкин и графиня Раевская у моря около Гурзуфа, 1886
И это внимание Айвазовского к Пушкину неслучайно. Дело в том, что для молодого 19-летнего живописца встреча с Александром Сергеевичем была одним из важнейших событий в его жизни
Произошла она на осенней выставке Академии художеств в 1836 году. Подобные художественные выставки открывались ежегодно в сентябре, и своим вниманием удостаивали их даже императорские особы. Приходили в академические залы высокие сановники и чиновники всех рангов, студенты и молодые художники. Толпился на выставке и любопытный разночинный люд.
Появление поэта с женой на выставке стало тогда настоящей сенсацией. Узнав, что Пушкин в Античной галерее, ученики Академии, в их числе и девятнадцатилетний Айвазовский, бросились туда.
Поэт, как вспоминал художник:
Инспектор Академии, сопровождавший поэта, хотел было тотчас найти Лебедева, но его в зале не оказалось. И тогда взгляд инспектора упал на Ивана Айвазовского, награжденного за отличие золотой медалью — его-то он, как лучшего ученика, и представил поэту.
Ничего из той давней беседы не забыл живописец:
Встреча с Пушкиным когда-то стала поистине судьбоносной для живописца: около двадцати картин и рисунков Айвазовского запечатлели облик поэта. И самое известное полотно — «Прощание Пушкина с Чёрным морем» («Прощай, свободная стихия!»), написанное совместно с Ильей Репиным.
«Прощай свободная стихия» («Прощание Пушкина с морем»), 1887
И вновь признание самого Ивана Константиновича:
Сколько же работ Айвазовского, посвященных памяти поэта, ныне почти неизвестны, а некоторые и вообще утрачены: «Пушкин у скал Аю-Дага», «Пушкин в Крыму», «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца», «Пушкин на берегу с семьей Раевских близ Гурзуфа», «Пушкин у Гурзуфских скал»… Настоящая крымская пушкиниана!
Фрагмент картины «А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал», 1880
И можно предположить, что какие-то наброски к будущим полотнам (все они были написаны значительно позднее, не при жизни Натальи Николаевны; первая из них — «Пушкин на берегу Чёрного моря» датирована лишь 1868-м годом) могла видеть и она сама. Ведь Наталья Николаевна бывала в петербургской студии прославленного мариниста, к тому времени уже профессора Академии художеств.
И разговор меж ними мог идти о будущем издании собрания сочинений Пушкина, предпринятом П.В. Анненковым и самой Натальей Николаевной. Художник готов был принять деятельное в нем участие
Свидетельство тому более чем важное — письмо издателя брату, датированное маем 1852 года:
А дружбой с Натальей Николаевной художник дорожил настолько, что сам явился к Наталье Николаевне, после того как его слуга, видимо, из благих побуждений, объявил приехавшей к нему гостье, что его хозяин изволит обедать и принять госпожу не сможет. Наталья Николаевна просила передать свои сожаления, и тотчас уехала. Вечером того же дня художник поспешил к ней, на дачу.
На самом деле, этот пустячный и даже забавный случай весьма показателен: Айвазовский в тот же день «прибежал… на Острова» — стало быть, чрезвычайно дорожил дружбой с Натальей Николаевной
Надо полагать, что и она сама по достоинству ценила внимание Айвазовского и относилась к дружбе с ним столь же трепетно
Живописец, конечно, делился с вдовой поэта своими замыслами, советовался с ней — ведь ему было так важно знать её суждение. И он не мог не расспрашивать Наталью Николаевну о жизни её великого мужа, его увлечениях, привычках, пристрастиях
Косвенным подтверждением тому — воспоминания самого Айвазовского, свято хранившего в памяти ту давнюю встречу с Пушкиным:
Неожиданный Айвазовский. 3 льва и один портрет
Иван Айвазовский. Львы в пустыне. 1874 г. Частная коллекция
Три льва, убившие верблюда. Не ожидали такого от мариниста? Казалось бы, совсем не по-Айвазовски. Но приглядитесь.
Разве он здесь не в похожей стихии? Бескрайняя пустыня вместо моря. Погибший от лап львов верблюд. Он словно затонувший корабль под натиском свирепых волн. Только цветовая гамма другая. Не синяя, а желтая.
А ещё Айвазовский писал портреты. Правда среди них нет шедевров. Они были скорее мемуарными. Наиболее известный среди них – портрет второй жены.
Иван Айвазовский. Портрет жены художника. 1894 г. Феодосийская картинная галерея, г. Феодосия, Крым. wikipedia.org
Этот портрет был написан, когда художнику было за 70. Разница в возрасте со второй женой была 40 лет. Их брак продлился 18 лет.
Красивая, скромная женщина. Которая после смерти мужа хотела лишь уединения. Она проведёт ещё 45 лет своей жизни в полном одиночестве.
***
Однажды на первых курсах обучения в Академии Айвазовский принёс свой рисунок. Учителя были поражены.
Иван Айвазовский. Предательство Иуды. 1834 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.
Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера.
Но это не копия. А творение раннего Айвазовского. Оно говорит лишь об одном.
Если бы Айвазовский не родился у моря, если бы он не стал маринистом, он бы все равно стал выдающимся художником.
Только мы бы лицезрели роскошные леса и романтические города. Разнообразные и точно не скучные.
Приглашаю Вас пройти онлайн-тест “Узнайте Айвазовского”.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.